Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2008 г. по делу № А11-2793/2008-К1-6/102

Дело рассмотрено по существу 24.09.2008 года. В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме отложено до 29.09.2008.
Судья Ушакова Е.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой Е.П.
рассмотрела в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества "ГУТЭК-Владимир", г. Кольчугино Владимирской области
к муниципальному образованию "Город Кольчугино" в лице администрации города Кольчугино Владимирской области, г. Кольчугино Владимирской области
3-е лицо: департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, г. Владимир
о взыскании 8 556 948 руб. 91 коп.,
при участии
от истца: Новацкий Ю.И. - начальник юридического отдела по доверенности от 19.07.2008 на 1 год; Кузнецова М.В. - по доверенности от 20.08.2008;
от ответчика: Шустрова Е.Н. - по доверенности 20.05.2008 на три года рег. № 2794;
Буланова Н.В. - заведующий отдела регулирования цен и тарифов по доверенности от 04.08.2008 № АДМ 01-29/315 до 30.09.2008;
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,

установила:

закрытое акционерное общество "ГУТЭК-Владимир" обратилось с иском к администрации города Кольчугино о взыскании 5 691 150 руб. 34 коп. в возмещение убытков за январь, февраль, март 2008 года, образовавшихся в результате применения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Заявлениями от 27.06.2008, от 04.08.2008 истец уточнил исковые требования и увеличил их размер до 8 556 948 руб. 91 коп. за счет предъявления к взысканию выпадающих доходов за апрель, май, июнь 2008 года.
Истец также уточнил наименование ответчика и просит считать ответчиком муниципальное образование "Город Кольчугино" в лице администрации города Кольчугино.
Истец на основании ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать с казны муниципального образования "Город Кольчугино" 8 556 948 руб. 91 коп. в возмещение выпадающих доходов за период с января по июнь 2008 года, образовавшихся в результате применения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Суд принял эти уточнения.
Ответчик иск не признал.
Ответчик просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, так как сумма выпадающих доходов за пять месяцев 2008 года будет покрыта за счет денежных средств, полученных от потребителей-граждан, поскольку с 01.06.2008 предельные уровни платежей граждан составляют 100% от установленного тарифа.
Ответчик также сослался на отсутствие у истца убытков от реализации тепловой энергии населению с применением предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Определением от 04.08.2008 суд в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика привлек департамент цен и тарифов администрации Владимирской области к участию в деле в качестве третьего лица.
Третье лицо в отзыве 15.08.2008 сообщило о том, что орган местного самоуправления г. Кольчугино, устанавливая с 01.01.2008 предельные уровни платежей граждан за коммунальные услуги, должен был предусмотреть в расходной части бюджета на 2008 год средства на компенсацию ЗАО "ГУТЭК-Владимир" выпадающих доходов, связанных с введением данного предельного уровня платы. Размер компенсации должен рассчитываться исходя из величины установленного с 01.01.2008 постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 07.12.2007 № 32/2 тарифа на тепловую энергию в размере 747 руб. 04 коп. за Гкал без учета НДС.
В соответствии с ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей истца и ответчика, арбитражный суд установил:
ЗАО "ГУТЭК-Владимир" обеспечивает тепловой энергией на отопление и горячее водоснабжение жилой фонд города Кольчугино. ЗАО "ГУТЭК-Владимир" является ресурсоснабжающей организацией, деятельность которой по производству и отпуску тепловой энергии подлежит обязательному государственному регулированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 07.12.2007 № 32/2 для ЗАО "ГУТЭК-Владимир" с 01.01.2008 был установлен тариф на тепловую энергию в размере 747 руб. 04 коп. за 1 Гкал без НДС. Постановлением департамента от 22.05.2008 № 10/1 внесены изменения в действующий тариф на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО "ГУТЭК-Владимир", в соответствии с которыми размер тарифа с 01.06.2008 составил 686 руб. 20 коп. (без учета НДС) за 1 Гкал.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Губернатора Владимирской области от 11.09.2007 № 674 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Владимирской области в 2008 году", постановлением главы Кольчугинского района от 21.11.2007 № 1603 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги организациям коммунального комплекса" глава города Кольчугино постановлением от 11.12.2007 № 55-а установил предельные уровни платежей граждан на коммунальные услуги на 2008 год по городу Кольчугино в размере соответственно:
- на горячее водоснабжение - 91%, 62%, 87% (в зависимости от категории благоустройства);
- на отопление - 92%.
Постановлением главы администрации города Кольчугино от 16.04.2008 № 44 утверждено Положение о порядке возмещения убытков предприятиям коммунального комплекса, образующихся в результате применения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Положение разработано в целях возмещения экономически обоснованных затрат предприятиям коммунального комплекса в связи с оказанием ими услуг населению муниципального образования "Город Кольчугино".
Методика расчета убытков приведена в разделе 2 Положения. Разделом 3 Положения предусмотрено, что администрация города Кольчугино в пределах средств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете и согласно бюджетной росписи производит возмещение предприятиям коммунального комплекса фактических убытков от оказания услуг населению, связанных с установлением предельного уровня платежей населения ниже 100%.
Для подтверждения факта убытков предприятия коммунального комплекса представляют в отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кольчугино не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным, документы об объеме услуг, предоставленных населению по тарифам, установленным ниже себестоимости, с учетом льгот, с корректировкой на сумму доначислений и списаний; счета-фактуры на услуги, предоставленные потребителям (управляющим компаниям, ЖСК, ТСЖ, частному сектору); расчет разницы в тарифах, акты, счета-фактуры на возмещение убытков (пункт 3.2 Положения).
Согласно уточненным расчетам истца убытки (выпадающие доходы) в результате применения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги составляют 8 556 948 руб. 91 коп. без учета НДС (счета-фактуры № 544 от 31.01.2008, № 1102 от 29.02.2008, № 1548 от 31.03.2008, № 2021 от 30.04.2008, № 2427 от 30.05.2008, № 2841 от 30.06.2008), в т.ч.:
- за январь - 1 429 722 руб. 24 коп.,
- за февраль - 2 139 068 руб. 10 коп.,
- за март - 1 996 250 руб. 20 коп.,
- за апрель - 1 947 750 руб. 12 коп.,
- за май - 944 589 руб. 22 коп.,
- за июнь - 241 834 руб. 87 коп.
Отказ ответчика от возмещения указанных убытков послужил основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проанализировав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, доводы сторон, арбитражный суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 № 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.08.2004 № 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществить до 31.12.2005 переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441, а не от 30.08.2004 № 444.

Пунктом 3 данного постановления предусмотрено, что органам государственной власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях следует исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Орган местного самоуправления, устанавливая в рамках своей компетенции предельные уровни платежей граждан за коммунальные услуги, должен предусматривать в расходной части бюджета муниципального образования средства на компенсацию ресурсоснабжающим организациям выпадающих доходов, связанных с введением данного предельного уровня платы.
Однако данный вид расходов не был предусмотрен в бюджете муниципального образования "Город Кольчугино" на 2008 год.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации)
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков, предъявленных согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Расчет выпадающих доходов, выполненный истцом в соответствии с методикой, предусмотренной Положением о порядке возмещения убытков предприятиям коммунального комплекса, образующихся в результате применения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением главы администрации города Кольчугино от 16.04.2008 № 44, ответчиком не оспорен и документально не опровергнут.
Ссылки ответчика на то, что в тариф ЗАО "ГУТЭК-Владимир" на 2008 год была включена инвестиционная составляющая на реализацию инвестиционной программы "Перевод системы горячего водоснабжения города Кольчугино с централизованной схемы на подачу горячей воды от районных модульных котельных на 2008 - 2010 годы", работы по выполнению мероприятий которой предприятием не производились, а также уменьшение с 01.06.2008 тарифа на тепловую энергию на сумму инвестиционной составляющей, не принимаются судом во внимание.
Приведенные ответчиком доводы не являются безусловным основанием для отказа в возмещении выпадающих доходов, связанных с применением в рассматриваемом периоде предельного уровня платежей граждан.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению в полном объеме. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию 8 556 948 руб. 91 коп. долга.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу в сумме 54 284 руб. 74 коп. относятся на ответчика.
Рассмотрев ходатайство ответчика об уменьшении размера подлежащей взысканию государственной пошлины, суд на основании ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации счел возможным уменьшить государственную пошлину до 39955 руб. 75 коп., уплаченных истцом при подаче иска.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию 39 955 руб. 75 коп. в возмещение расходов по госпошлине.
Руководствуясь ст. 17, ч. 1 ст. 49, ст. ст. 62, 65, ч. 1 ст. 110, ст. ст. 167 - 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать за счет средств казны муниципального образования "Город Кольчугино", г. Кольчугино Владимирской области в пользу закрытого акционерного общества "ГУТЭК-Владимир", г. Кольчугино Владимирской области 8 556 948 руб. 91 коп. (восемь миллионов пятьсот пятьдесят шесть тысяч девятьсот сорок восемь рублей девяносто одну копейку) в возмещение выпадающих доходов и 39 955 руб. 75 коп. (тридцать девять тысяч девятьсот пятьдесят пять рублей семьдесят пять копеек) в возмещение расходов по госпошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Е.П.УШАКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru