Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М. дело по кассационной жалобе представителя Главного Управления внутренних дел по Саратовской области (далее - ГУВД по Саратовской области) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 20 февраля 2009 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить. Признать за Р-вым право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей".
Обязать ГУВД по Саратовской области назначить Р-ву пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" с 01.01.2008 года.
Заслушав доклад судьи, объяснения истца и его представителя, возражавших против кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Р-ев обратился в суд с иском к ГУВД по Саратовской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" и возложении обязанности назначить пенсию с 01.01.2008 года. Свои требования обосновал тем, что с февраля 2005 года он являлся пенсионером МВД Республики Казахстан и получал пенсию по выслуге лет. В январе 2008 года со своей семьей переехал на постоянное место жительства в г. Энгельс Саратовской области, с этого момента приостановлена выплата пенсии в Казахстане. В феврале 2008 года он обратился к ответчику с заявлением о начислении пенсии, 01.04.2008 года в назначении пенсии ему было отказано в связи с тем, что в настоящее время отсутствует соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников СНГ. С отказом в назначении пенсии он не согласен, считает, что в соответствии с вышеназванным Законом и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года имеет право на назначение пенсии.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ГУВД по Саратовской области просит об отмене состоявшегося решения и отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что истец не имеет право на назначение пенсии на основании положений Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей", так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 года включение в выслугу лет службы в органах противопожарной службы возможно только в случае заключения между РФ и государством - участником СНГ соглашения (договора) о социальном обеспечении. Такое соглашение между РФ и Республикой Казахстан не заключено.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене в связи со следующим.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах.
В соответствии с указанным законом Правительством РФ принято постановление от 22.09.1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно положениям названного выше постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г. в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы в частности лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы засчитывается служба в Государственной противопожарной службе других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми РФ либо бывшим СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы их службы в других государствах.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года и "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24.12.1993 года.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
Аналогичные положения закреплены ст. 2 Соглашения 1993 года, устанавливающие невозможность изменения установленной выслуги лет. При этом также предусматривается возможность изменения размера пенсии исходя из размера денежного довольствия.
Указанные выше Соглашения не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников Соглашений.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 и несостоятельности доводов ответчика о необходимости наличия специального Соглашения, предусматривающего зачет в выслугу лет службы в органах противопожарной службы МЧС.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для отмены его в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 347, 360, 361 - 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 20 февраля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Главного Управления внутренних дел по Саратовской области - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru