Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2009 г. № 951

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" имеет номер 120-ФЗ, а не ФЗ-120.

В целях реализации ФЗ-120 от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", руководствуясь ст.ст. 45, 55 Устава муниципального образования г. Усолье-Сибирское, постановляю:

1. Утвердить Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (приложение).

2. Рекомендовать руководителям учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений назначить лиц, отвечающих за реализацию данного вида деятельности.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Лис Л.А.

4. Опубликовать в газете "Официальное Усолье".

И.о. главы администрации
В.В.ДМИТРИЕВ





Приложение
к постановлению
главы администрации
МО города Усолье-Сибирское
от 9 июня 2009 года
№ 951

ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являющихся основным источником такого явления, как социальное сиротство.
Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", с учетом полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Основными органами, уполномоченными проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- органы управления образованием и образовательные учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
- органы службы занятости;
- органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- органы и учреждения культуры, досуга, физической культуры и спорта.
На территории муниципального образования комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями.
Правовым основанием для начала индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, является постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В соответствии с Федеральными законами № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях ребенка Российской Федерации", ведомственными нормативными актами и инструктивно-методическими материалами вводятся следующие основные понятия, используемые в работе с подростками девиантного поведения и их семьями.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.
Дезадаптация социальная - следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей,- игры, познания, труда, общения.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный из них.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием или наказанием в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также пренебрежения их родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящего вред его физическому и психическому развитию.
Межведомственный план взаимодействия социального сопровождения несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации. Содержит задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами системы профилактики и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи; данные о происходящих в семье изменениях.
Насилие - умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями отнесения семей к этой категории являются:
- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдения санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);
- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
- отсутствие контроля за обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей.

3. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- принцип межведомственного взаимодействия - определяет порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
- принцип распределения сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
- принцип индивидуального подхода - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
- принцип законности - предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Иркутской области в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

4.1. Планирование

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования города Усолье-Сибирское является организатором и координатором работы по исполнению Плана мероприятий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Один из разделов плана должен содержать мероприятия по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.

4.2. Организация работы по выявлению и учету семей,
находящихся в социально опасном положении

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует работу по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении.
Выявление таких семей может осуществляться в следующих формах:
1. Выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики.
2. Выявление несовершеннолетних в ходе рейдов с последующей проверкой условий их проживания и воспитания.
3. При участии граждан, государственных и общественных организаций.
В управлении социальной защиты населения формируется банк данных на выявленные семьи по направлению:
Семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Ответственным за формирование банка данных на семьи, находящиеся в социально опасном положении, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае выявления семьи, находящейся в социально опасном положении, выполняется следующий порядок взаимодействия:
О выявленном факте неблагополучия в семье специалистом составляется акт обследования жилищно-бытовых условий, заполняется карточка учета для банка данных и в трехдневный срок передается в органы социальной защиты населения.
Органы социальной защиты населения в течение семи дней направляют пакет документов (акт, карточку) в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на заседании решает вопрос о наделении семьи статусом "Семья, находящаяся в социально опасном положении" и закрепляет решение постановлением, в котором указывает учреждения и ведомства системы профилактики, участвующие в работе с семьей. Постановление направляет в учреждения и ведомства системы профилактики.
По истечении 3-х дней со дня получения постановления руководитель учреждения или ведомства системы профилактики предоставляет план работы с семьей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав составляет план межведомственного взаимодействия социального сопровождения семьи и направляет его в органы социальной защиты.
Органы социальной защиты формируют банк данных, организовывают работу с ним, а также направляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав представление о снятии семьи с учета.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на заседании решает вопрос о снятии с учета. Факт снятия с учета закрепляется постановлением.
Все органы и ведомства, работающие в соответствии со своей компетенцией по реализации индивидуальных планов межведомственного сопровождения семей, в установленные сроки обязаны сообщать о результатах выполнения плановых мероприятий в управление министерства социального развития для внесения данной информации в социальные паспорта.

Памятка для специалиста

+---------------------------+---------------------------------------------+
¦         Ситуация          ¦                   Решение                   ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Сведения,  указывающие   на¦Семья   ставится   на   учет   в   учреждение¦
¦то, что эта семья находится¦социальной защиты населения                  ¦
¦в     трудной     жизненной¦                                             ¦
¦ситуации (см. определение) ¦                                             ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Сведения указывают  на  то,¦Семья  постановлением  комиссии  ставится  на¦
¦что   семья   относится   к¦учет в  КДН  и  ЗП  в  учреждении  социальной¦
¦категории,  находящейся   в¦защиты  населения,  а  также   в   учреждения¦
¦социально опасном положении¦системы   профилактики    безнадзорности    и¦
¦(см. определение)          ¦правонарушений   несовершеннолетних   -    по¦
¦                           ¦профилю     проблемы     для      организации¦
¦                           ¦межведомственной   социальной    реабилитации¦
¦                           ¦несовершеннолетнего и семьи                  ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦В  случае  выявления  факта¦Незамедлительно  сообщается  в   прокуратуру,¦
¦жестокого    обращения    с¦органы  внутренних  дел,   органы   опеки   и¦
¦детьми или выявления детей,¦попечительства,     комиссию     по     делам¦
¦оставшихся  без   попечения¦несовершеннолетних и защите их прав          ¦
¦родителей                  ¦                                             ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+

Факты жестокого обращения с несовершеннолетним могут быть выявлены:
- врачом во время обращения в ДГБ;
- специалистами образовательных учреждений;
- общественными организациями, гражданами;
- инспекторами ОДН.
В случае выявления факта жестокого обращения с несовершеннолетним устанавливается следующий порядок взаимодействия:
1. Если факт установлен дежурным врачом, он незамедлительно сообщает о выявленном факте в органы внутренних дел. В течение суток начальник ОДН ГОВД уведомляет о факте жестокого обращения комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства.
2. Если информация поступила в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, ОДН ГОВД от жителей города, то в течение суток информация проверяется в виде контрольного обследования и передается во все учреждения и ведомства системы профилактики.
Если факт выявлен специалистами образовательных учреждений, то информация передается незамедлительно в отдел образования и молодежной политики. Специалист отдела образования запрашивает и в течение трех часов передает информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в виде педагогического расследования и информацию об участниках события. Член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав незамедлительно передает информацию в прокуратуру, ОДН ГОВД и органы опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, если произошедший случай имеет общественный резонанс.
4.2.1. Организация работы сотрудников медицинских учреждений по выявлению и наблюдению новорожденных детей и детей первого года жизни в семьях, находящихся в социально опасном положении или семьях, не имеющих статуса, но вызывающих настороженность в части социального благополучия.
В случае поступления беременной или женщины в родах в родильное отделение, которая является членом семьи, находящейся в социально опасном положении, и (или) вызывает настороженность в части социального благополучия и возможности надлежащего ухода за новорожденным ребенком:
1. Медицинскому персоналу родильного дома в течение 3 часов с момента поступления необходимо поставить в известность руководителя учреждения (главного врача, заместителя главного врача по лечебной работе).
2. Руководитель родильного дома в течение суток с момента поступления информации передает сведения по месту предполагаемой выписки новорожденного; передача информации фиксируется в журнале (дата и время передачи сведений, кому передано и кем).
3. Руководитель ДГБ передает сведения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав организует работу по обследованию жилищно-бытовых условий по адресу предполагаемой выписки новорожденного с участием медицинских работников. При подтверждении фактов невозможного проживания новорожденного в данных условиях (угрозы жизни или здоровью) органы опеки и попечительства решают вопрос его жизнеустройства после выписки на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ.

4.3. Контроль за работой с семьями

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивает контроль за эффективностью разработанных ведомствами программных мероприятий, проводит периодические выборочные проверки социальных паспортов семей и вносит замечания, предложения по выполнению межведомственных планов сопровождения семей.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально запрашивает аналитическую информацию по разработке и реализации межведомственных планов сопровождения.
На основе изучения информации, представляемой органами социальной защиты, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ставит вопрос о снятии с учета семей или продолжения работы.

Ответственный секретарь комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их
прав - главный специалист комитета
по социально-культурным вопросам
Н.В.СТАРОДУБЦЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru