ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2009 г. № 951
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" имеет номер 120-ФЗ, а не ФЗ-120.
В целях реализации ФЗ-120 от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", руководствуясь ст.ст. 45
, 55
Устава муниципального образования г. Усолье-Сибирское, постановляю:
1. Утвердить Порядок
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (приложение).
2. Рекомендовать руководителям учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений назначить лиц, отвечающих за реализацию данного вида деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Лис Л.А.
4. Опубликовать в газете "Официальное Усолье".
И.о. главы администрации
В.В.ДМИТРИЕВ
Приложение
к постановлению
главы администрации
МО города Усолье-Сибирское
от 9 июня 2009 года
№ 951
ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являющихся основным источником такого явления, как социальное сиротство.
Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", с учетом полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Основными органами, уполномоченными проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- органы управления образованием и образовательные учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа управления образованием;
- органы опеки и попечительства;
- органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
- органы службы занятости;
- органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- органы и учреждения культуры, досуга, физической культуры и спорта.
На территории муниципального образования комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями.
Правовым основанием для начала индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, является постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В соответствии с Федеральными законами № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях ребенка Российской Федерации", ведомственными нормативными актами и инструктивно-методическими материалами вводятся следующие основные понятия, используемые в работе с подростками девиантного поведения и их семьями.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Девиантное поведение - поведение, характеризующееся устойчивым повторяющимся нарушением социальных норм и правил; поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.
Дезадаптация социальная - следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей,- игры, познания, труда, общения.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный из них.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием или наказанием в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также пренебрежения их родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящего вред его физическому и психическому развитию.
Межведомственный план взаимодействия социального сопровождения несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении - форма ведения документации. Содержит задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами системы профилактики и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи; данные о происходящих в семье изменениях.
Насилие - умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями отнесения семей к этой категории являются:
- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдения санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);
- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
- отсутствие контроля за обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей.
3. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- принцип межведомственного взаимодействия - определяет порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
- принцип распределения сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
- принцип индивидуального подхода - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
- принцип законности - предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Иркутской области в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ,
НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
4.1. Планирование
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования города Усолье-Сибирское является организатором и координатором работы по исполнению Плана мероприятий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Один из разделов плана должен содержать мероприятия по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
4.2. Организация работы по выявлению и учету семей,
находящихся в социально опасном положении
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует работу по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении.
Выявление таких семей может осуществляться в следующих формах:
1. Выявление в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистами системы профилактики.
2. Выявление несовершеннолетних в ходе рейдов с последующей проверкой условий их проживания и воспитания.
3. При участии граждан, государственных и общественных организаций.
В управлении социальной защиты населения формируется банк данных на выявленные семьи по направлению:
Семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Ответственным за формирование банка данных на семьи, находящиеся в социально опасном положении, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае выявления семьи, находящейся в социально опасном положении, выполняется следующий порядок взаимодействия:
О выявленном факте неблагополучия в семье специалистом составляется акт обследования жилищно-бытовых условий, заполняется карточка учета для банка данных и в трехдневный срок передается в органы социальной защиты населения.
Органы социальной защиты населения в течение семи дней направляют пакет документов (акт, карточку) в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на заседании решает вопрос о наделении семьи статусом "Семья, находящаяся в социально опасном положении" и закрепляет решение постановлением, в котором указывает учреждения и ведомства системы профилактики, участвующие в работе с семьей. Постановление направляет в учреждения и ведомства системы профилактики.
По истечении 3-х дней со дня получения постановления руководитель учреждения или ведомства системы профилактики предоставляет план работы с семьей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав составляет план межведомственного взаимодействия социального сопровождения семьи и направляет его в органы социальной защиты.
Органы социальной защиты формируют банк данных, организовывают работу с ним, а также направляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав представление о снятии семьи с учета.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на заседании решает вопрос о снятии с учета. Факт снятия с учета закрепляется постановлением.
Все органы и ведомства, работающие в соответствии со своей компетенцией по реализации индивидуальных планов межведомственного сопровождения семей, в установленные сроки обязаны сообщать о результатах выполнения плановых мероприятий в управление министерства социального развития для внесения данной информации в социальные паспорта.
Памятка для специалиста
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦ Ситуация ¦ Решение ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Сведения, указывающие на¦Семья ставится на учет в учреждение¦
¦то, что эта семья находится¦социальной защиты населения ¦
¦в трудной жизненной¦ ¦
¦ситуации (см. определение) ¦ ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦Сведения указывают на то,¦Семья постановлением комиссии ставится на¦
¦что семья относится к¦учет в КДН и ЗП в учреждении социальной¦
¦категории, находящейся в¦защиты населения, а также в учреждения¦
¦социально опасном положении¦системы профилактики безнадзорности и¦
¦(см. определение) ¦правонарушений несовершеннолетних - по¦
¦ ¦профилю проблемы для организации¦
¦ ¦межведомственной социальной реабилитации¦
¦ ¦несовершеннолетнего и семьи ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
¦В случае выявления факта¦Незамедлительно сообщается в прокуратуру,¦
¦жестокого обращения с¦органы внутренних дел, органы опеки и¦
¦детьми или выявления детей,¦попечительства, комиссию по делам¦
¦оставшихся без попечения¦несовершеннолетних и защите их прав ¦
¦родителей ¦ ¦
+---------------------------+---------------------------------------------+
Факты жестокого обращения с несовершеннолетним могут быть выявлены:
- врачом во время обращения в ДГБ;
- специалистами образовательных учреждений;
- общественными организациями, гражданами;
- инспекторами ОДН.
В случае выявления факта жестокого обращения с несовершеннолетним устанавливается следующий порядок взаимодействия:
1. Если факт установлен дежурным врачом, он незамедлительно сообщает о выявленном факте в органы внутренних дел. В течение суток начальник ОДН ГОВД уведомляет о факте жестокого обращения комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства.
2. Если информация поступила в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, ОДН ГОВД от жителей города, то в течение суток информация проверяется в виде контрольного обследования и передается во все учреждения и ведомства системы профилактики.
Если факт выявлен специалистами образовательных учреждений, то информация передается незамедлительно в отдел образования и молодежной политики. Специалист отдела образования запрашивает и в течение трех часов передает информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в виде педагогического расследования и информацию об участниках события. Член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав незамедлительно передает информацию в прокуратуру, ОДН ГОВД и органы опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, если произошедший случай имеет общественный резонанс.
4.2.1. Организация работы сотрудников медицинских учреждений по выявлению и наблюдению новорожденных детей и детей первого года жизни в семьях, находящихся в социально опасном положении или семьях, не имеющих статуса, но вызывающих настороженность в части социального благополучия.
В случае поступления беременной или женщины в родах в родильное отделение, которая является членом семьи, находящейся в социально опасном положении, и (или) вызывает настороженность в части социального благополучия и возможности надлежащего ухода за новорожденным ребенком:
1. Медицинскому персоналу родильного дома в течение 3 часов с момента поступления необходимо поставить в известность руководителя учреждения (главного врача, заместителя главного врача по лечебной работе).
2. Руководитель родильного дома в течение суток с момента поступления информации передает сведения по месту предполагаемой выписки новорожденного; передача информации фиксируется в журнале (дата и время передачи сведений, кому передано и кем).
3. Руководитель ДГБ передает сведения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав организует работу по обследованию жилищно-бытовых условий по адресу предполагаемой выписки новорожденного с участием медицинских работников. При подтверждении фактов невозможного проживания новорожденного в данных условиях (угрозы жизни или здоровью) органы опеки и попечительства решают вопрос его жизнеустройства после выписки на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ.
4.3. Контроль за работой с семьями
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивает контроль за эффективностью разработанных ведомствами программных мероприятий, проводит периодические выборочные проверки социальных паспортов семей и вносит замечания, предложения по выполнению межведомственных планов сопровождения семей.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально запрашивает аналитическую информацию по разработке и реализации межведомственных планов сопровождения.
На основе изучения информации, представляемой органами социальной защиты, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ставит вопрос о снятии с учета семей или продолжения работы.
Ответственный секретарь комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их
прав - главный специалист комитета
по социально-культурным вопросам
Н.В.СТАРОДУБЦЕВА