Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. по делу № 3-6/09

Верховный суд РС(Я) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., с участием представителя прокуратуры РС(Я) прокурора Каминской Ю.Н., представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцовой Н.А., Павловой Т.В., представителей Министерства труда и социального развития РС(Я) Федоровой И.А., Винокуровой А.П., Министерства образования РС(Я) Захаровой С.С, Министерства финансов РС(Я) Макаровой С.П., Министерства здравоохранения Платоновой Н.И., при секретаре Петуховой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2009 г. в г. Якутске
заявление прокурора Республики Саха (Якутии) о признании п. 5 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 14 и в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без их финансового и материального обеспечения Закона Республики Саха (Якутии) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутии) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" противоречащими федеральному законодательству и недействующими,

установил:

Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) был принят 31.01.2008 г., и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Закон РС(Я) "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутии) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" 552-3 № 1119-III.
Прокурор РС(Я) обратился в суд о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 5 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 14, а также в части отсутствия перечня материальных средств, необходимых для выполнения государственных полномочий по опеке и попечительству либо порядка определения данного перечня и отсутствия методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций на осуществление полномочий по опеке в отношении совершеннолетних недееспособных либо ограниченно дееспособных, дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, Закона РС(Я) "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутии) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III.
В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что Законом РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III, исходя из преамбулы, органам местного самоуправления переданы все предусмотренные ст. 8 ФЗ "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ государственные полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а не только в отношении несовершеннолетних, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без их финансового и материального обеспечения противоречит требованиям федерального законодательства.
Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению функций регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей противоречит Порядку ведения государственного банка данных о детях, установленному постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217.
В судебном заседании прокурор Каминская Ю.Н., поддержала заявленные требования в полном объеме, просит признать оспариваемые положения Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения решения суда.
Представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцова Н.А., Павлова Т.В. признали заявленные прокурором требования в части оспаривания п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III. В остальной части просят отказать в удовлетворении заявленных требований, т.к. в соответствии с ФЗ № 184-ФЗ наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления является правом субъекта, а не обязанностью.
Законом РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в отношении отдельной категории граждан, наделяются уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), и только в отношении несовершеннолетних - органы местного самоуправления.
Представители Министерства труда и социального развития РС(Я) Федорова И.А., Винокурова А.П., Министерства образования РС(Я) Захарова С.С., Министерства финансов РС(Я) Макарова С.П., Министерства здравоохранения Платонова Н.И. поддержали представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), также просят отказать в удовлетворении требований прокурора, за исключением п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III, который действительно противоречит федеральному законодательству.
Заслушав пояснения представителя прокуратуры Каминской Ю.Н., представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцовой Н.А., Павловой Т.В., представителей Министерства труда и социального развития РС(Я) Федоровой И.А., Винокуровой А.П., Министерства образования РС(Я) Захаровой С.С., Министерства финансов РС(Я) Макаровой С.П., Министерства здравоохранения Платоновой Н.И., исследовав материалы дела, прения сторон, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Закона являются общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением деятельности органов опеки и попечительства на территории Республики Саха (Якутия).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, с 01.01.2008 года органами опеки и попечительства являются исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Закон принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и в пределах полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, является необходимым и достаточным для регулирования указанных общественных отношений.
Согласно статье 1 Закона PC(Я) "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III, полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству наделяются уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а именно Министерство образования Республики Саха (Якутия) - в отношении несовершеннолетних, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
До 01.01.2008 г. вопросы установления опеки и попечительства были отнесены к ведению органов местного самоуправления.
Подпунктом 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) с 01.01.2008 года, отнесены организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству.
В силу закона, с 01.01.2008 г. полномочия по осуществлению опеки и попечительства переведены в разряд государственных и возложены на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, и, следовательно, государственные полномочия по опеке и попечительству над недееспособными либо ограниченно дееспособными гражданами, а также в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, Законом РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III не передаются органам местного самоуправления.
Указанные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), кроме Министерства образования PC(Я), имеют территориальные органы в муниципальных районах и городских округах. Локальными актами уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) исполнение полномочий по опеке и попечительству возлагаются на специалистов, работающих в муниципальных районах и городских округах.
Таким образом, субвенции, указанной категории лиц методикой расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления с муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству не предусматривается.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14.1, пункта 3 части 1 статьи 15.1, пункта 4 части 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципального района и городского округа с 01.01.2008 года имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Данная норма права не является передачей государственных полномочий, т.к. не обязывает органы местного самоуправления совершать какие-либо действия, а лишь дает им право самостоятельно принимать решения в рамках полномочий органов местного самоуправления и городских округов за счет средств местных бюджетов.
Законом PC(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству только в отношении несовершеннолетних, в связи с тем, что субвенции из федерального бюджета представлены в области образования, согласно ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ, что подтверждается также методикой расчета общего объема субвенций, направляемых для реализации отдельных государственных полномочий, представленной из расчета численности детского населения.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении требований прокурора в части оспаривания ч. 4 ст. 14, а также в части отсутствия перечня материальных средств, необходимых для выполнения государственных полномочий по опеке и попечительству либо порядка определения данного перечня и отсутствия методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций на осуществление полномочий по опеке в отношении совершеннолетних недееспособных либо ограниченно дееспособных, дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, Закона РС(Я) "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутии) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III надлежит отказать в связи с их необоснованностью.
В части признания п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III, наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению функций регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей заявление прокурора подлежит удовлетворению, т.к. данная норма противоречит Порядку ведения государственного банка данных о детях, установленному постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217.
Согласно п. п. 3, 4 данного порядка, органы опеки и попечительства осуществляют первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, данные о которых передаются региональному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, который в свою очередь формирует региональный банк данных.
Следовательно, наделение органов местного самоуправления полномочиями по опеке и попечительству, а также регионального оператора одновременно, противоречит Порядку ведения государственного банка данных о детях, установленному постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217.
По изложенному и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора РС(Я) удовлетворить в части.
Признать противоречащей федеральному закону и недействующей п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона Республики Саха (Якутии) от 31.01.2008 г. 552-3 № 1119-III "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутии) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий
КОЛЕСНИК Н.А.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru