Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 1 сентября 2009 года

ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
В 2009 ГОДУ

В 2009 году в целях уменьшения объема дел, рассматриваемых судами в налоговом законодательстве, введен в действие обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов.
В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ, вступившим в силу с 01.01.2009 на основании Федерального закона № 137-ФЗ, решение налогового органа может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Согласно положениям данной статьи обязательный претензионный порядок урегулирования спора установлен для решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обращение налогоплательщика в суд, минуя процедуру обжалования решения в вышестоящем налоговом органе, в силу ст. 4, п. 2 ст. 148 АПК РФ будет являться основанием для оставления такого заявления арбитражным судом без рассмотрения.
Положениями ст. 101.2 НК РФ предусмотрен порядок обжалования решений налогового органа о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Начиная с 01.01.2009 соответствующее решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения.
Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы установлены положениями ст. 139 НК РФ.
Апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого документа непосредственно в налоговый орган, принявший обжалуемое решение, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее вместе со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Следует учитывать, что при подаче апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом, если вышестоящий налоговый орган не отменит решение нижестоящего налогового органа.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
В случае если налогоплательщик не обжаловал решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке, то вступившее в силу решение также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
В данном случае жалоба подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Любая жалоба подается налогоплательщиком либо представителем, полномочия которого документально подтверждены, в письменной форме.
Налоговым законодательством не установлены требования к содержанию жалобы. Однако в жалобе следует указывать предмет обжалования и обоснования заявляемых требований со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение, так как отсутствие в жалобе такой информации может затруднить или сделать невозможным рассмотрение жалобы.
Жалоба должна быть подписана заявителем либо уполномоченным представителем с приложением оригинала или надлежащим образом заверенной копии доверенности на представительство.
Жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом. Срок рассмотрения жалоб установлен п. 3 ст. 140 НК РФ и составляет один месяц со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней.
При рассмотрении жалобы учитываются все доводы налогоплательщика, изложенные в жалобе, а также документы, которые, по мнению заявителя, содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы. Кроме того, жалобы рассматриваются с учетом сложившейся судебной практики по изложенным в них вопросам.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе оставить решение налогового органа без изменения, жалобу - без удовлетворения; отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа, отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение.
В случае если налогоплательщик не согласен с принятым вышестоящим налоговым органом решением по результатам рассмотрения жалобы, он может обратиться в установленном порядке в судебные органы.
При этом срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало известно о вступлении его в силу.
Таким образом, установленный порядок досудебного обжалования решений налогового органа позволяет налогоплательщику в короткие сроки урегулировать возникшие разногласия по результатам проведенных налоговых проверок до момента начала действия процедуры принудительного исполнения решения, избавляет налогоплательщика от лишних финансовых затрат, необходимых при оспаривании решений налоговых органов в судебных органах.
Данное нововведение призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, уменьшить количество споров с участием налоговых органов в арбитражных судах и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Институт досудебного обжалования решений налоговых органов направлен на создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение налоговых споров, повышение качества работы налоговых органов, устранение внутриведомственных ошибок, усиление ответственности за принимаемые решения, призван повысить уровень защиты интересов граждан как налогоплательщиков.
Кроме того, анализ и обобщение результатов урегулирования налоговых споров в досудебном порядке позволяют налоговым органам своевременно получать информацию о наличии проблемных вопросов в практике применения налогового законодательства и принимать меры к его совершенствованию с целью недопущения нарушения прав налогоплательщиков.

Советник государственной
гражданской службы III класса
Ж.В.ЕЛИЗАРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru