Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОРОНЕЖА

ИНФОРМАЦИЯ
от 15 сентября 2009 года

УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НДС:
УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ

По общему правилу, закрепленному ст. 143 Налогового кодекса, организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС. Тем не менее если выручка фирмы или бизнесмена невелика, то от уплаты налога на добавленную стоимость можно освободиться. Такое право предусмотрено непосредственно в налоговом законодательстве. О том, каким образом получить официальное освобождение от НДС-обязанностей и какие налоговые последствия с этим связаны, и пойдет речь в данной статье.
Прежде всего остановимся на ограничениях, установленных в ст. 145 НК РФ, соблюдение которых дает плательщикам право на свободу от НДС.
В первую очередь отметим, что данное право предоставлено только организациям и индивидуальным предпринимателям. Иные плательщики НДС, к которым, как известно, ст. 143 Кодекса относит и лиц, уплачивающих НДС при ввозе товаров в Российскую Федерацию, воспользоваться освобождением не могут. Кроме того, освобождение не распространяется и на налоговых агентов. Случаи, когда организация или индивидуальный предприниматель признаются налоговым агентом по НДС, перечислены в п. 2 ст. 161 Кодекса.
Использование освобождения от уплаты НДС не влечет для фирмы или коммерсанта потерю статуса налогоплательщика НДС. Получив такое освобождение, фирма или индивидуальный предприниматель по-прежнему признаются налогоплательщиком, но при этом получают возможность не уплачивать налог в бюджет. Все остальные обязанности, например по выставлению счетов-фактур, за ними сохраняются. Причем налогоплательщики НДС, использующие освобождение на основании ст. 145 Кодекса, выставляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Такое правило прямо закреплено в п. 5 ст. 168 Налогового кодекса.
Помимо возможности не платить сам налог использующие освобождение компании и бизнесмены получают шанс не представлять в инспекцию и налоговые декларации по НДС. Правда, таким правом обладают лишь те налогоплательщики, которые не выставляли своим партнерам счета-фактуры с выделенной суммой налога или не исполняли обязанности налогового агента.
Дело в том, что п. 3 разд. 1 "Общие положения" порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного, как и сама форма налоговой декларации, Приказом Минфина России от 7 ноября 2006 года № 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения", установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, использующие освобождение от уплаты налога:
- в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют титульный лист и разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика" налоговой декларации;
- при осуществлении ими операций, предусмотренных ст. 161 Налогового кодекса, заполняют титульный лист и разд. 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента".
Исходя из вышесказанного следует, что налогоплательщик НДС, использующий освобождение при отсутствии фактов выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога или обязанностей налогового агента, может не представлять в налоговый орган декларации. Кстати, на это указал и Минфин в Письме от 30 августа 2006 года № 03-04-14/20. Аналогичного подхода придерживаются налоговики столицы в письме УФНС по г. Москве от 21 февраля 2006 года № 19-11/14572, а также Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 13 февраля 2003 года № 10462/02.
Таким образом, освобождение от уплаты налога на основании ст. 145 Кодекса позволяет налогоплательщику НДС:
- не уплачивать сумму налога в бюджет;
- при выполнении дополнительных условий не представлять в инспекцию налоговые декларации по НДС.
Размер выручки
Главное условие касается суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг). Ее общая величина за три последних месяца подряд до получения освобождения не должна быть больше 2000000 рублей (без учета НДС).
Право на освобождение от НДС имеют и те компании, у которых в трех предыдущих месяцах выручки не было вообще. Поправки в п. 6 ст. 145 НК РФ, которые вступили в силу с начала 2008 года, дали возможность применять освобождение от НДС бывшим "упрощенцам" сразу после перехода на общий режим. Напомним, что раньше это было невозможно, поскольку "спецрежимник" на момент расставания с "упрощенкой" попросту не мог обладать всеми необходимыми документами. Ведь пользователи УСН не только освобождены от ведения бухучета, но и имеют законное право не вести книгу продаж и журнал учета выставленных счетов-фактур. Вот и получалось, что, прежде чем получить НДС-свободу, вчерашний "упрощенец" вынужден был сначала отработать на общем режиме как минимум три месяца. Даже если размер выручки позволял не платить налог с самого начала. Сейчас же для подтверждения выручки этим фирмам и предпринимателям достаточно представить в инспекцию только выписку из книги учета доходов и расходов за три предыдущих месяца. Из нее должно быть видно, что двухмиллионный лимит не превышен.
Однако, устанавливая зависимость между размером выручки и возможностью использования права на освобождение, законодатель не уточнил, что следует включать в ее расчет. По идее, при определении размера выручки от реализации налогоплательщик может руководствоваться нормами бухгалтерского законодательства. Ведь при отсутствии самостоятельных понятий, используемых в Налоговом кодексе, налогоплательщик вправе обратиться к иным отраслям законодательства, в которых это понятие определено.
О том, что понимается в бухгалтерском законодательстве под выручкой от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также об условиях ее признания подробно сказано в ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденном Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 32н.
Таким образом, налогоплательщик НДС должен включить в расчет:
- выручку от реализации как облагаемых (в том числе по ставке 0%), так и необлагаемых товаров, работ или услуг;
- выручку от продажи товаров, услуг или работ, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации. Напоминаем, что порядку определения места реализации товаров посвящена ст. 147 Налогового кодекса, а работ (услуг) - ст. 148 того же закона.
Не нужно учитывать при расчете:
- выручку, полученную от реализации, осуществленной в рамках деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (Письмо Минфина России от 26 марта 2007 года № 03-07-11/72);
- доходы от игорного бизнеса в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр и пари (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 августа 2007 года № А56-46298/2006);
- суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, работ и услуг, перечисленные в ст. 162 Налогового кодекса (например, суммы штрафов за нарушение договорных условий).
Помимо этого при расчете выручки не следует учитывать операции, перечисленные в пп. 2 - 4 п. 1 и в п. 2 ст. 146 Кодекса и осуществляемые налоговыми агентами.
Если итогом подсчета выручки без учета налога является сумма менее 2 млн. рублей, то налогоплательщик может воспользоваться своим правом на освобождение от уплаты налога. Если же размер данного показателя за три последовательных календарных месяца превышает указанный предел, то организация или индивидуальный предприниматель не вправе использовать освобождение.
Итак, если у налогоплательщика НДС выполнены все условия, то он вправе освободиться от уплаты налога. Для этого ему необходимо письменно уведомить свою инспекцию о применяемом освобождении от уплаты НДС. Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 года № БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Причем оповестить налоговый орган нужно не позднее 20-го числа того месяца, в котором налогоплательщик начал использовать освобождение от уплаты налога. Помимо уведомления в инспекцию придется предъявить и бумаги, подтверждающие право на использование освобождения. Такими документами являются:
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Если применять освобождение от уплаты НДС начинает организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие с УСН на общий режим, то в качестве подтверждающего документа ими представляется выписка из книги учета доходов и расходов - по форме, которая утверждена Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 года № 167н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка ее заполнения".
Бизнесмены, перешедшие на общую систему налогообложения с ЕСХН, представляют выписку из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Форма указанной книги утверждена Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года № 169н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и порядка ее заполнения".
Уведомление и необходимые документы налогоплательщик может предъявить инспекторам как лично, так и по почте. При отправлении бумаг заказным письмом следует помнить, что в этом случае датой их представления в налоговую инспекцию считается шестой день с момента направления письма. Поэтому, чтобы уложиться в срок до 20-го числа месяца, в котором он начал использовать освобождение, отправить документы почтой налогоплательщику нужно за шесть рабочих дней до указанного срока.
Доказательствами того, что налогоплательщик направлял в инспекцию уведомление об использовании права на освобождение от НДС, служат копии почтовой квитанции и почтового уведомления о вручении адресату этого письма, а также копия описи вложения.
Следует иметь в виду, что нарушение сроков представления уведомления и требуемых документов может привести к потере права на использование освобождения. К такому выводу пришли судьи в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14 июля 2005 года № А42-5440/04-27. Арбитражный суд Воронежской области по делу № А14-13650-2008-483/34 указал, что, по существу, льгота по ст. 145 НК РФ заявляется на будущее - на следующие 12 месяцев, следовательно, положения статьи 145 НК РФ не позволяют налогоплательщику представлять документы за предшествующий год и, соответственно, заявлять льготу задним числом. Аналогичная позиция изложена в постановлениях ФАС ЦО г. Брянска от 21.04.2005 по делу № А-62/5205/03, от 03.10.2007 по делу № А14-16309-2006/605/34.
Отправленные в налоговый орган уведомление и документы означают, что налогоплательщик НДС использует освобождение от уплаты налога в течение 12 последовательных календарных месяцев. Так как освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость носит уведомительный, а не разрешительный характер, дожидаться какого-либо ответа от инспекторов по этому поводу налогоплательщику не нужно.
В силу п. 4 ст. 145 Налогового кодекса добровольно отказаться от использования освобождения в течение указанного срока налогоплательщик не вправе.
По окончании указанного срока налогоплательщик может либо продлить свое право на освобождение, либо отказаться от него.
Для этого в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем окончания действия права на освобождение, налогоплательщик должен представить в инспекцию:
- документы, подтверждающие, что в течение года сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн. рублей;
- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 месяцев либо уведомление об отказе в использовании данного права.
При продлении права на освобождение следует использовать форму, утвержденную Приказом Минфина России от 4 июля 2002 года № БГ-3-03/342. При отказе уведомление подается в произвольной форме.
В заключение отметим, что законодательно предусмотренная возможность не уплачивать НДС - вещь заманчивая. Однако решение о том, пользоваться ею или нет, налогоплательщик должен принимать учитывая требования п. 8 ст. 145 Кодекса.
Согласно данной норме суммы налога, принятые к вычету до использования права на освобождение по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, но не использованным для указанных операций, подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Заметим, что по основным средствам налог нужно восстановить с остаточной стоимости основных средств, сформированной по данным бухгалтерского учета, на что Минфин указал в своем Письме от 12 апреля 2007 года № 03-07-11/106.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 8 ст. 145, а не п. 8 ст. 144.

Причем восстановить в учете входной налог налогоплательщику придется в последнем налоговом периоде, предшествующем отправке уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов (п. 8 ст. 144 НК РФ).

Начальник юридического отдела
ИФНС России по Ленинскому
району г. Воронежа
Н.СКЛЯДНЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru