Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 1 сентября 2009 года

ОБ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ВСТУПИВШИХ В СИЛУ с 01.01.2009 и с 01.07.2009


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" принят 02.12.1990, а не 03.02.1996 и имеет номер 395-1, а не 17-ФЗ.

Конец прошлого года ознаменовался внесением изменений в целый ряд законодательных актов Российской Федерации. С 31.12.2008 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в статью 60 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), а также в Федеральный закон от 03.02.1996 № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В соответствии с принятыми изменениями статья 60 Гражданского кодекса о гарантиях прав кредиторов реорганизуемого юридического лица изложена в новой редакции. Федеральный закон № 129-ФЗ дополнен статьей 13.1 - уведомление о реорганизации юридического лица. Изменениями, внесенными в ГК РФ и Федеральный закон № 129-ФЗ, установлена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации. На основании данного уведомления регистрирующий орган в течение трех рабочих дней вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Следует отметить, что указанная запись вносится в отношении каждого юридического лица, участвующего в реорганизации.
Рекомендуемая форма письменного уведомления о начале процедуры реорганизации размещена на сайте ФНС, адрес сайта: www.nalog.ru, на сайте управления по адресу: www.r36.nalog.ru и на стендах регистрирующих органов. К письменному сообщению о начале процедуры реорганизации прилагается решение о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц к письменному сообщению о начале процедуры реорганизации прилагается решение о реорганизации каждого юридического лица, участвующего в реорганизации.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое сообщение направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо юридическим лицом, которое определено в решениях о реорганизации. Письменное сообщение о начале процедуры реорганизации представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации, и подписывается руководителем реорганизуемого юридического лица либо лицом, действующим на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом государственного органа или органа местного самоуправления. Подлинность подписи руководителя свидетельствуется в нотариальном порядке.
Дополнениями, внесенными в ст. 60 ГК РФ, изменены установленные ранее нормы по публикации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомлений о своей реорганизации. В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Так, если до 31.12.2008 обязанность по публикации в этом журнале сообщений о своей реорганизации нормами законодательства была установлена только для обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, унитарных предприятий и жилищных накопительных кооперативов, то с 31.12.2008 эта обязанность установлена для юридических лиц всех организационно-правовых форм, в том числе и для некоммерческих организаций.
Изменениями, внесенными как в ГК РФ, так и в Федеральный закон № 129-ФЗ, установлена обязанность реорганизуемых юридических лиц после внесения в государственный реестр записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещать в журнале "Вестник государственной регистрации" уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо юридическим лицом, определенным решением о реорганизации. Следует отметить, что до внесения указанных изменений обязанность по публикации сообщений о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" была возложена на каждое юридическое лицо, участвующее в реорганизации.
Изменениями, внесенными в ст. 60 ГК РФ, определен перечень сведений, которые необходимо указывать в публикуемом уведомлении о реорганизации, сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Пунктом 2 ст. 60 ГК РФ установлено, что кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом. При этом не установлен срок для предъявления требований кредиторами.
Для предъявления требований кредиторами ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" установлен срок - в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении о реорганизации. Указанными законами установлено, что государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных юридических лиц осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном этими законами.
С 31.12.2008 вступила в силу ст. 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой внесены изменения в статью 26 Закона № 129-ФЗ. Статья 26 Закона № 129-ФЗ дополнена пунктом 4, которым установлено, что в случае использования олимпийской и (или) параолимпийской символики в наименовании юридического лица, его фирменном наименовании при государственной регистрации создаваемого юридического лица, в том числе путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), а также при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган помимо документов, предусмотренных статьями 12, 14 или 17 Закона № 129-ФЗ, представляется соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным параолимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
С 31.12.2008 также вступили в силу изменения статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 127-ФЗ), внесенные Федеральным законом от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Учитывая, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ, новой редакцией п. 2 ст. 149 Закона № 127-ФЗ установлена обязанность конкурсного управляющего по представлению определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты получения указанного определения. Согласно ранее действовавшей норме определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства представлялось конкурсным управляющим в регистрирующий орган в течение 5 дней с даты его получения. Кроме того, пункт 3 ст. 149 Закона № 127-ФЗ дополнен абзацем, в соответствии с которым обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.
Президент РФ 30.12.2008 также подписал Федеральный закон № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон № 312-ФЗ), вступающие в силу с 01.07.2009, которым вносятся значительные изменения в Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", в часть первую Гражданского кодекса РФ, в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
Прежде всего изменения коснулись главного - учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью. Из их числа исключен учредительный договор. По новым правилам единственным учредительным документом обществ с ограниченной ответственностью теперь будет устав общества, который в отличие от учредительного договора не требует для своего изменения волеизъявления всех участников общества. С 1 июля текущего года Законом об обществах с ограниченной ответственностью не предусмотрено содержание в уставе сведений о размере и номинальной стоимости долей его участников. В связи с чем исключается необходимость регистрации изменений устава при каждом изменении размера долей или изменении состава участников.
При этом изменениями, внесенными в статью 5 Федерального закона № 129-ФЗ, Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) дополнен сведениями о размере и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, сведений о передаче долей или части долей в залог или об ином обременении, а также сведений о лице, который осуществляет управление долей в порядке наследования. Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества, а также о передаче доли или части доли в залог или ином обременении будут вноситься в государственный реестр в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
В отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2009 года, указанные сведения будут вноситься регистрирующим органом при приведении уставов этих обществ в соответствие изменениям, внесенным Законом № 312-ФЗ, на основании сведений о размере номинальной стоимости долей участников, содержащихся в последней редакции их учредительных документов, находящихся в регистрационном деле. При создании общества эти сведения будут вноситься с заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.
На сегодняшний день ФНС подготовлены новые формы заявлений о государственной регистрации юридических лиц при создании и при внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, которыми реализованы изменения, внесенные в Закон о государственной регистрации. Новые формы заявлений направлены для утверждения в Министерство финансов и в ближайшее время будут размещены на сайте ФНС. Адрес сайта: www.nalog.ru.
Изменениями, внесенными Законом № 312-ФЗ, Закон об обществах с ограниченной ответственностью дополнен новой главой, которой установлена обязанность общества по ведению списка своих участников с указанием в нем сведений об участнике, размере его доли в уставном капитале и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу. На участников общества возложена обязанность по своевременному информированию общества об изменении сведений об участниках - изменении сведений о своем имени или наименовании, изменении места жительства или места нахождения, а также об изменении сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале. На руководителя общества с ограниченной ответственностью возложена обязанность по обеспечению соответствия сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В случае возникновения спора по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в государственном реестре, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Сведения государственного реестра имеют правоустанавливающее значение. Сведения о размерах и номинальной стоимостей долей участников общества, внесенные в государственный реестр при приведении учредительных документов в соответствие изменениям законодательства, признаются достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми участниками общества, сведения по которым содержатся в государственном реестре, либо пока иное не установлено судом. Изменения государственного реестра, внесенные на основании нотариально удостоверенной сделки, могут быть оспорены только в судебном порядке.
Изменениями, внесенными Законом № 312-ФЗ в Закон об обществах с ограниченной ответственностью, предусмотрены меры, направленные на защиту обществ от рейдерских захватов. Так, изменениями, внесенными в статьи 21 и 22 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, установлена обязанность по нотариальному удостоверению сделки, направленной как на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, так и при передаче ее в залог. На нотариусов возложена обязанность по проверке полномочий лиц на право распоряжения долей и определены документы, на основании которых проверяются эти полномочия. К примеру, это может быть нотариально удостоверенный договор, на основании которого была приобретена доля и выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о принадлежности доли в уставном капитале и ее размере участнику общества, который ее отчуждает. Несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность.
Также изменениями, внесенными Законом № 312-ФЗ, установлена обязанность нотариуса, осуществляющего нотариальное удостоверение сделки по отчуждению или залогу доли, по передаче в регистрирующий орган в срок не позднее чем в течение трех дней со дня такого удостоверения заявления о внесении соответствующих изменений в государственный реестр. Указанное заявление должно подписываться участником общества, отчуждающим или закладывающим долю. К заявлению на внесение изменений, связанных с отчуждением доли в уставном капитале, прилагается соответствующий договор. Для информирования общества о совершении сделки копия заявления с приложением соответствующего договора направляется нотариусом обществу. Вносимыми изменениями установлено, что доля или часть доли в уставном капитале переходит к приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки по ее отчуждению.
Нотариальное удостоверение не требуется в случае перехода доли или части доли к самому обществу и их последующего распределения или продажи всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам и в случае погашения доли, принадлежащей обществу, за счет уменьшения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Также в соответствии с пунктом 16 статьи 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью нотариальное удостоверение не требуется в случае перехода доли к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества; передачи доли ликвидированного юридического лица - участника общества - его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица. В этих случаях доля переходит к приобретателю с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.
При внесении изменений в сведения государственного реестра, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, изменениями, внесенными Законом № 312, пункт 2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ дополнен обязанностью представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих основания перехода доли или части доли. Законом № 312-ФЗ внесены изменения в статью 9 Федерального закона № 129-ФЗ в части дополнения перечня физических лиц, которые могут быть заявителями при внесении в государственный реестр изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Ими могут быть: участник общества; учредитель ликвидированного юридического лица, участника общества; правопреемник реорганизованного юридического лица, участника общества; исполнитель завещания и нотариус.
Также Законом № 312-ФЗ расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации, установленных статьей 23 Федерального закона № 129-ФЗ. С 1 июля этого года несоблюдение нотариальной формы представленных документов, а также подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются основаниями для отказа в государственной регистрации. Также является основанием для вынесения отказа выход участников из общества с ограниченной ответственностью, в результате которого в обществе не остается ни одного участника.
В соответствии с п. 1.1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества, о принадлежности доли или части доли, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе, подлежащих внесению в государственный реестр, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Статьей 139 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что для обеспечения иска по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. В силу п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В качестве мер по обеспечению исков в регистрирующий орган могут быть направлены судебные акты об обеспечительных мерах, связанных с запретом на совершение регистрационных действий, предусмотренных Федеральным законом № 129-ФЗ, а также акты судебных приставов-исполнителей, связанные с ограничениями на совершение регистрационных действий.
К примеру, направленное судом для исполнения в регистрирующий орган определение суда о принятии мер по обеспечению иска, которым поручено регистрирующему органу не производить государственную регистрацию изменений в учредительных документах, связанных с увеличением уставного капитала в отношении конкретного юридического лица, обязанность по исполнению которого возложена судом на регистрирующий орган, является основанием для неосуществления регистрирующим органом указанных изменений.
В качестве одной из мер по обеспечению иска статьей 140 Гражданского процессуального кодекса РФ также предусмотрено наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" обращение по требованию кредиторов взыскания на долю (часть доли) участника общества в уставном капитале общества по долгам участника общества допускается только на основании решения суда при недостаточности для покрытия долгов другого имущества участника общества.
Закон № 312-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2009 года. Уставы и учредительные договоры обществ, созданных до вступления в силу Закона № 312-ФЗ, подлежат приведению в соответствие изменениям, внесенным в часть первую ГК РФ и Закон об обществах с ограниченной ответственностью до 1 января 2010 года. При этом следует обратить внимание обществ, размер уставного капитала которых составляет менее чем десять тысяч рублей. Размер уставного капитала должен быть увеличен до минимально установленного внесенными п. 1 ст. 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью изменениями размера, то есть до 10 тысяч рублей. Переходными положениями о вступлении в силу Закона № 312-ФЗ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины при приведении учредительных документов в соответствие вносимым изменениям. В связи с чем за регистрацию изменений, вносимых в устав обществ с ограниченной ответственностью в связи с приведением в соответствие изменениям, внесенным в часть первую ГК РФ и Закон об обществах с ограниченной ответственностью, необходимо уплатить государственную пошлину в размере 400 рублей.
И последнее, на что хотелось обратить внимание. В адрес Управления ФНС России по Воронежской области стали поступать обращения членов садоводческих товариществ, товариществ собственников жилья других некоммерческих организаций, исключенных из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица, при этом они осуществляют хозяйственную деятельность в соответствии с уставом. Чтобы избежать этого, хочу напомнить, что процедура исключения из государственного реестра носит административный характер и касается только тех юридических лиц, которые более года не представляют отчетность в налоговые органы и более года не осуществляют операций по счетам. Соответственно, в первую очередь нужно быть добросовестным налогоплательщиком и представлять в инспекцию по месту своего нахождения документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах РФ, которая возложена на все без исключения юридические лица. Прежде всего обращаю на это внимание руководителей товариществ собственников жилья, жилищных строительных кооперативов, дачных и садоводческих некоммерческих партнерств, религиозных и профсоюзных организаций. Кроме того, используя сайт ФНС, можно посмотреть, не принято ли регистрирующим органом решение о предстоящем исключении из реестра организации как недействующей. Адрес сайта: www.nalog.ru. Требование о публикации решений в журнале "Вестник государственной регистрации" имеет целью известить само юридическое лицо, его учредителей, кредиторов юридического лица и иных заинтересованных лиц о предстоящем прекращении его правоспособности. В случае если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица самим юридическим лицом, кредиторами указанной организации, иными заинтересованными лицами будет представлено соответствующее заявление, регистрирующий орган прекратит дальнейшее осуществление процедуры "административного закрытия".

Советник государственной
гражданской службы РФ III класса
З.Е.СИТНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru