Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область

Документ изменен - см.

список

изменяющих документов


15 марта 2005 года454-ОЗ


ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПУТЕМ
ВЫКУПА, ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ОБЛАСТИ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Принят
Амурским
областным Советом
народных депутатов
24 февраля 2005 года

(в ред. Законов Амурской области
от 12.10.2007 № 400-ОЗ, от 10.12.2007 № 431-ОЗ)

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации регулирует отношения, связанные с изъятием земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных нужд области или муниципальных нужд, на территории области.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, изъятые из оборота, и земельные участки, изъятие которых запрещено федеральными законами.
3. Принудительное изъятие земельных участков, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, используемых с нарушением законодательства, осуществляется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства и не является предметом регулирования настоящего Закона.

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом

Участниками отношений, возникающих при изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков на территории области для государственных нужд области или муниципальных нужд (далее - изъятие земельных участков), выступают Правительство области, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, иные заинтересованные лица.
(в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 3. Основания изъятия (выкупа) земельных участков для государственных нужд области или муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков на всех землях независимо от формы собственности осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
а) размещением (при отсутствии других вариантов возможного размещения) следующих объектов областного или муниципального значения:
объекты энергетических систем областного значения;
объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи областного значения;
линейных объекты областного значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;
б) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях.
2. Изъятие земельных участков, находящихся в государственной собственности области или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных подпунктами "а", "б" пункта 1 настоящей статьи, допускается в случаях:
а) утратил силу с 23 декабря 2007 года. - Закон Амурской области от 10.12.2007 № 431-ОЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
б) связанных со строительством объектов областного и местного значения, в том числе объектов социального, культурно-бытового назначения, жилищного фонда, объектов, строительство которых предусмотрено областными адресно-инвестиционными программами;
в) в иных установленных законами области случаях.

Статья 4. Информирование населения муниципального образования о возможном изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд области или муниципальных нужд

1. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования о возможном изъятии земельных участков и предоставлении этих земельных участков для размещения объектов.
Информация должна содержать:
а) сведения о наименовании лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков, о местоположении и общей площади земельных участков, предполагаемых для изъятия, о целях предполагаемого изъятия;
б) указание формы, в которой граждане могут высказать свое мнение о возможном изъятии земельных участков и предоставлении их для размещения объектов;
в) наименование органа и его координаты (адрес, телефон), в котором можно получить дополнительную информацию по данному вопросу, в который можно направить мнения о возможном изъятии земельных участков и предоставлении их для размещения объектов;
г) указание срока окончания приема мнений о возможном изъятии земельных участков и предоставлении их для размещения объектов.
2. С учетом мнения населения или по результатам слушаний, сходов и референдумов, проводимых в случаях, установленных федеральным и областным законодательством или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, по вопросу изъятия земельных участков и предоставления этих земельных участков для размещения объектов на территории муниципального образования органы местного самоуправления или органы государственной власти области в пределах своей компетенции принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов или решения об отказе в предварительном согласовании мест размещения объектов.

Статья 5. Информирование землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков о возможном изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд области или муниципальных нужд в связи с их предоставлением для строительства

1. После выбора земельного участка для строительства орган местного самоуправления в месячный срок со дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных нужд области или муниципальных нужд находящихся, соответственно, в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
2. Предоставляемая землепользователям, землевладельцам, арендаторам, собственникам земельных участков информация о возможном изъятии земельных участков в связи с предоставлением их для строительства направляется заказным письмом с уведомлением о вручении и должна содержать:
а) наименование лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков;
б) наименование и назначение объекта, для строительства которого возможно изъятие земельных участков;
в) наименование документа о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, его номер и дату принятия;
г) предполагаемое место размещения объекта;
д) общую ориентировочную площадь земельных участков, предполагаемых для изъятия;
е) расчет убытков собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства, связанных с возможным изъятием земельных участков;
ж) предупреждение о риске затрат и убытков в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии земельного участка.

Статья 6. Порядок рассмотрения ходатайств об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд области или муниципальных нужд

1. В зависимости от того, для чьих нужд изымаются (выкупаются) земельные участки, принятие решения об изъятии и само изъятие земельных участков осуществляются, соответственно, органами государственной власти области или органами местного самоуправления.
2. Ходатайство о необходимости изъятия земельных участков направляется:
а) губернатору области - исполнительными органами государственной власти области и иными заинтересованными лицами в случае изъятия земельных участков для государственных нужд области;
(п. "а" в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) главе муниципального образования, на территории которого предполагается изъятие земельных участков, - структурными подразделениями администрации данного муниципального образования и иными заинтересованными лицами в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд.
К ходатайству об изъятии земельных участков прилагаются:
а) решение о предварительном согласовании места размещения объекта;
б) финансово-экономическое обоснование необходимости изъятия земельных участков;
в) картографические материалы;
г) расчет убытков собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства, связанных с возможным изъятием земельных участков;
д) сведения о категории земель, о целевом назначении земельных участков и о предполагаемом их использовании;
е) сведения о качестве земель сельскохозяйственного назначения;
ж) сведения о техническом состоянии зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках (частях земельных участков), и наличии на этих земельных участках объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (в случае их наличия).
3. С целью рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков:
а) распоряжением губернатора области создается постоянная межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов об изъятии земельных участков для государственных нужд области, в состав которой входят представители органов государственной власти области, а также представители заинтересованных территориальных органов федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) решением главы местного самоуправления создается постоянная межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, в состав которой входят представители органов местного самоуправления, а также представители заинтересованных территориальных органов федеральных органов государственной власти.
Собственники, землевладельцы, землепользователи или арендаторы земельных участков, которые предполагается изъять (выкупить) для государственных нужд области или муниципальных нужд, или их представители вправе присутствовать на заседаниях соответствующих постоянных межведомственных комиссий при обсуждении и принятии решений, связанных с изъятием земельных участков, и давать необходимые пояснения, знакомиться со всеми документами и материалами, а также представлять необходимые документы и материалы, в том числе сведения о рыночной стоимости земельных участков и находящихся на них объектов недвижимого имущества, расчет подлежащих возмещению убытков.
Указанные лица должны быть в письменной форме заблаговременно извещены о дате и месте заседаний постоянных межведомственных комиссий по рассмотрению вопросов изъятия земельных участков.
Постоянные межведомственные комиссии на своих заседаниях рассматривают представленные документы и материалы, в случае необходимости запрашивают дополнительные документы и материалы и подготавливают свои заключения о необходимости или об отсутствии необходимости изъятия земельных участков, на основании которых:
а) исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере управления государственным имуществом, подготавливает проект постановления губернатора области об изъятии земельных участков для государственных нужд области или отказ в изъятии земельных участков для государственных нужд области;
(п. "а" в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) специально уполномоченный орган местного самоуправления подготавливает проект правового акта главы местного самоуправления об изъятии земельных участков для муниципальных нужд или отказ в изъятии земельных участков для муниципальных нужд.

Статья 7. Согласование решений по изъятию (выкупу) земельных участков для государственных нужд области или муниципальных нужд

1. Решение об изъятии земельных участков до его подписания уполномоченным лицом в обязательном порядке подлежит согласованию с:
а) органами местного самоуправления, на территории которых изымаются земельные участки;
б) исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере архитектуры и строительства, - по земельным участкам, изымаемым для государственных нужд области;
(п. "б" в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере сельского хозяйства, - в отношении земель сельскохозяйственного назначения;
(п. "в" в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области - в отношении земель особо охраняемых территорий;
д) утратил силу с 23 декабря 2007 года. - Закон Амурской области от 10.12.2007 № 431-ОЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
е) исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере экономического развития, - по земельным участкам, изымаемым для государственных нужд области;
(п. "е" в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в финансово-бюджетной сфере, - по земельным участкам, изымаемым для государственных нужд области;
(п. "ж" в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, - по земельным участкам, изымаемым из государственной собственности области.
(п. "з" в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решение об изъятии земельных участков с приложением к нему проектов границ земельных участков, где в графической и текстовой формах отражаются границы земельных участков (или их части), необходимых для государственных нужд области или муниципальных нужд, и обоснование изъятия земельных участков, а также иные документы направляются указанным в пункте 1 настоящей статьи органам для согласования в десятидневный срок.
В случае непоступления в установленный срок от органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, согласования или мотивированного отказа в согласовании решения решение считается согласованным с этими органами.
3. В случае получения обоснованного отказа в согласовании решения об изъятии земельных участков для государственных нужд области, для муниципальных нужд исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере управления государственным имуществом, орган местного самоуправления, соответственно, по истечении установленного срока согласования направляет все результаты согласований в соответствующую постоянную межведомственную комиссию для повторного рассмотрения вопроса изъятия земельных участков.
(в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если в результате повторного рассмотрения вопроса изъятия земельных участков постоянная межведомственная комиссия придет к заключению:
а) о необоснованности отказа в согласовании - она вправе вынести решение о признании согласованным решения об изъятии земельных участков;
б) об обоснованности отказа в согласовании - она принимает решение о необходимости устранения выявленных нарушений или об отказе в изъятии земельных участков.

Статья 8. Принятие решения об изъятии (выкупе) земель участков для государственных нужд области муниципальных нужд

1. Решение об изъятии земельных участков должно содержать следующие сведения:
а) об изымаемых земельных участках: их местонахождение, кадастровые номера, площади, категории земель, целевое назначение, обременения и ограничения использования;
б) о собственниках, землепользователях, землевладельцах или арендаторах изымаемых земельных участков;
в) о цели изъятия, в том числе сведения о лицах, в интересах которых предполагается изъятие земельных участков;
г) об условиях изъятия земельных участков.
К правовому акту об изъятии земельных участков прилагаются проекты границ земельных участков, в которых в графической и текстовой формах отражаются границы земельных участков (или их частей), необходимых для государственных нужд области или муниципальных нужд, а также обоснование изъятия земельных участков и иные документы.
В случае изъятия частей земельных участков части земельных участков должны быть выделены в самостоятельные земельные участки за счет средств соответствующих бюджетов или за счет заинтересованных лиц.
Оплата работ по изготовлению документации, необходимой для принятия решения об изъятии земельных участков, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или за счет заинтересованных лиц.
2. Правовой акт об изъятии земельных участков подлежит официальному опубликованию.
3. В случае изменения документов планирования, развития и организации использования земель, на основании которых было принято решение об изъятии земельных участков, либо в случае, если отпала необходимость изъятия земельных участков, правовой акт об изъятии земельных участков подлежит отмене.

Статья 9. Государственная регистрация правового акта об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд области или муниципальных нужд

1. Правовой акт об изъятии земельных участков подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере управления государственным имуществом, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд области или орган местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд в месячный срок с момента принятия правового акта об изъятии земельных участков обеспечивают его государственную регистрацию.
(часть вторая в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 10. Информирование землепользователей, землевладельцев, арендаторов, собственников земельных участков о предстоящем изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд области или муниципальных нужд

Правовой акт об изъятии земельных участков, зарегистрированный в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в семидневный срок с момента государственной регистрации направляется с уведомлением землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, находящихся в государственной областной или муниципальной собственности, законные интересы которых затрагиваются в результате такого изъятия, а также гражданам и юридическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, которые в целях размещения объектов необходимо выкупить для государственных нужд области или муниципальных нужд.
Уведомление с правовым актом направляется исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд области или органом местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд заказной корреспонденцией с подтверждением о вручении не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельных участков, исходя из даты вручения уведомления.
(в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 11. Гарантии прав землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков, изымаемых (выкупаемых) для государственных нужд области или муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков осуществляется только после:
а) предоставления по желанию лицам, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков или уплаты собственнику земельного участка его рыночной стоимости;
б) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
в) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии земельных участков.
(в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии земельных участков возмещению не подлежат.
3. Определение стоимости изымаемого земельного участка и расположенных на нем зданий, строений, сооружений, размеров убытков, в том числе упущенной при изъятии для нужд области или муниципальных нужд выгоды, осуществляется, исходя из качественных и количественных характеристик земельных участков и объектов недвижимости, указанных в материалах по изъятию земельных участков.
Размеры выкупной цены или подлежащих возмещению убытков определяются в соответствии с гражданским законодательством, законодательством об оценочной деятельности и иными федеральными нормативными правовыми актами на основании отчетов независимых оценщиков, а также расчетов собственников, землепользователей, землевладельцев или арендаторов изымаемых земельных участков.
4. При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.
При расчете убытков арендаторам земельных участков учитываются арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
При расчетах размеров возмещения убытков собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытки определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков. Уплата выкупной цены и возмещение убытков осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки.
5. В случае изъятия земельных участков собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Статья 12. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных нужд области или муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков до истечения года со дня получения уведомления о таком изъятии допускается только с согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
В этом случае с собственниками земельных участков заключается соглашение об их выкупе, которое включает обязательство области, муниципального образования, лица, заинтересованного в изъятии земельного участка, по уплате выкупной цены, а также сроки и иные условия выкупа.
С землепользователями, землевладельцами, арендаторами заключается соглашение об изъятии и прекращении прав на земельные участки, которое включает в себя обязательство области, муниципального образования, лица, заинтересованного в изъятии земельного участка, по оплате убытков, вызванных изъятием участка.
2. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд области и муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Статья 13. Особенности изъятия (выкупа) для государственных нужд области или муниципальных нужд отдельных категорий земель

1. В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием для государственных нужд области или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.
2. Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере управления государственным имуществом, или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.
(часть вторая в ред. Закона Амурской области от 12.10.2007 № 400-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных нужд области или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 настоящего Закона.
При изъятии земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, необходим предварительный перевод их из лесных земель в нелесные в установленном порядке.
4. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты для государственных нужд области или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.

Статья 14. Приведение нормативных правовых актов области и органов местного самоуправления в соответствие настоящему Закону

1. Нормативные правовые акты области и органов местного самоуправления, принятые до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
2. Органам государственной власти области и органам местного самоуправления в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие настоящему Закону.

Статья 15. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

Губернатор
Амурской области
Л.В.КОРОТКОВ
г. Благовещенск
15 марта 2005 года
№ 454-ОЗ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru