Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


ПРЕЗИДИУМ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2009 года

(извлечение)

Решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении Пенсионного фонда РФ в Самойловском районе Саратовской области (далее - УПФ) от 18.03.2008 г. № 14 Б. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа на соответствующих работах. При этом, периоды нахождения в декретном отпуске и отпуске по беременности и родам с 18.12.1986 г. по 16.05.1987 г., с 30.11.1990 г. по 21.03.1991 г. включены в специальный стаж в календарном порядке, а период нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.2004 г. по 28.11.2004 г., период работы в Самойловской центральной районной больнице в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения с 01.11.1999 г. по 31.10.2004 г., с 29.11.2004 по 19.02.2008 г. в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы и 3 месяца не включены, так как при назначении пенсии после 01.11.1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже (работа как в городе, так и в сельской местности).
Полагая указанное решение незаконным, Б. обратилась в суд с иском к УПФ о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, включении указанных периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении 1 год и 3 месяца за 1 год работы, возложении обязанности на УПФ назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган - с 19.02.2008 г.
Решением Калининского районного суда Саратовской области от 29.01.2009 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 19.03.2009 г., исковые требования Б. удовлетворены, с ответчика в пользу Б. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей и услуг представителя в сумме 3 500 рублей.
В надзорной жалобе поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду нарушения норм материального права, поскольку при назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью после 01.11.1999 года льготное исчисление специального стажа работы (1 год и 3 месяца за 1 год работы) медицинских работников может применяться только при смешанном стаже (работа как в городе, так и в сельской местности), а Б. работала только в сельской местности.
Определением судьи Саратовского областного суда от 22.05.2009 г. гражданское дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - в президиум Саратовского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, мотивы определения о возбуждении надзорного производства, президиум находит судебные постановления подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Федерального закона № 173 от 17.12.2001 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.п. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, согласно п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173 от 17.12. 2001 г. лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Удовлетворяя исковые требования в части включения периода работы в Самойловской центральной районной больнице в должности медицинской палатной сестры терапевтического отделения с 01.11.1999 г. по 31.10.2004 г., с 29.11.2004 по 19.02.2008 г., в том числе периода нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.2004 г. по 28.11.2004 г., в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами пенсионного законодательства, в том числе п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
С таким выводом согласился суд кассационной инстанции.
Между тем, из материалов дела усматривается, что в указанные периоды (после 01.11.1999 г.) Б. осуществляла лечебную деятельность только в сельской местности, в связи с чем положение п.п. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, к ней не может быть применено, поскольку при исчислении стажа работы, дающей право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173 от 17.12. 2001 г., в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
При назначении пенсии до 1.11.1999 г. стаж медицинской работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за 1 год и три месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").
После 01.11.1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже (если работа протекала как в городе, так и в сельской местности), если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения").
Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Приведенный порядок исчисления специального стажа изложен Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 20.12.2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (п. 11).
Таким образом, решение суда первой инстанции и определение судебной коллегии в части удовлетворения исковых требований о включении периода работы Б. в Самойловской центральной районной больнице в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения с 01.11.1999 г. по 31.10.2004 г., с 29.11.2004 по 19.02.2008 г., в том числе периода нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.2004 г. по 28.11.2004 г. в льготном исчислении и возложении обязанности на УПФ назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган - с 19.02.2008 г. незаконно, поскольку при разрешении спора судами не учтено, что Б. просила включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы после 01.11.1999 г., тогда как ее трудовая деятельность осуществлялась исключительно в сельской местности, поэтому на момент обращения ее в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии отсутствовала требуемая продолжительность стажа работы.
Вместе с тем, решение в части возложения обязанности на пенсионный орган включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении год работы за 1 год и три месяца время нахождения Б. в отпуске по беременности и родам с 18.12.1986 г. по 16.05.1987 г. и с 30.11.1990 г. по 21.03.1991 г. оставить без изменения, поскольку вывод суда основан на нормах ст. 167 КЗоТ РСФСР, согласно которой указанные периоды включались в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, действовавшей до вступление в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае, назначения пенсии на льготных условиях.
Неправильное толкование и применение норм материального права повлекло частичную отмену судебных постановлений в порядке надзора.
Президиум вынес новое решение, которым постановил отказать в удовлетворении исковых требований Б. о включении в специальный стаж периода работы в Самойловской центральной районной больнице в должности палатной медицинской сестры терапевтического отделения с 01.11.1999 г. по 31.10.2004 г., с 29.11.2004 по 19.02.2008 г., в том числе периода нахождения на курсах повышения квалификации с 01.11.2004 г. по 28.11.2004 г. в льготном исчислении и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию с 19.02.2008 г.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru