АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2009 года по делу № А24-5896/2008
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 29 января 2009 года.
Арбитражный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Решетько В.И. при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго"
к Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю
о признании недействительным решения от 25.11.2008 г. № 12408 в части взыскания пеней в сумме 424 665, 99 руб.
при участии в заседании:
от заявителя: Супрун А.С. - по доверенности от 30.12.2008 г. № б/н до 31.12.2009 г.;
от МИФНС: Федориненко Л.Н. - по доверенности от 11.01.2009 г. № 02-9 до 31.12.2009 г.;
установил:
ГУП "Камчатсккоммунэнерго" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.11.2008 г. № 12408 в части взыскания пеней в сумме 424 665, 99 руб. за счет денежных средств на счетах предприятия в банках.
В обоснование заявленных требований указало, что оспариваемое решение в части взыскания пеней в период ареста имущества предприятия в силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ является неправомерным. Просило признать оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Представитель предприятия в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Просила признать решение Инспекции от 25.11.2008 г. № 12408 недействительным.
Налоговый орган отзыв в суд не представил. Представитель Инспекции в судебном заседании пояснила суду, что Инспекцией произведен перерасчет начисленных предприятию пеней, в результате чего пени в сумме 424 665, 99 руб. с предприятия сняты, в связи с чем предмет спора по делу отсутствует. В подтверждение вышеуказанного довода представила для приобщения к материалам дела копию Уточнения к постановлению № 2974 от 26.01.2009 г. и расшифровку задолженности налогоплательщика по налогам и пеням. По указанным основаниям просила в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения Инспекции от 25.11.2008 г. № 12408 в части взыскания пеней отказать.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, в связи с неисполнением налогоплательщиком в установленный срок направленных в его адрес требований, Инспекцией принято решение от 25.11.2008 г. № 12408 о взыскании с заявителя пеней в размере 424 665, 99 руб. за счет денежных средств на счетах предприятия в банках.
Предприятие, полагая вышеуказанный ненормативный акт несоответствующим налоговому законодательству, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного решения недействительным.
Арбитражный суд считает, что оспариваемое решение налогового органа не может быть признано законным и обоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" арест имущества состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом или изъятие имущества. Нарушение запрета судебного пристава-исполнителя распоряжаться арестованным имуществом или несоблюдение ограничения права пользоваться имуществом должника, на которое наложен арест, является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена федеральным законом.
Таким образом, применение к должнику мер принудительного исполнения является обстоятельством, в силу которого налогоплательщик не может самостоятельно и своевременно погасить имеющуюся недоимку, а также исключает возможность начисления пеней.
Как следует из материалов дела и подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, в период с 2004 года по настоящее время Службой судебных приставов в рамках сводного исполнительного производства от 25.12.2002 г. № 1/214/6/08 наложен полный арест на имущество предприятия (денежные средства на банковских счетах, дебиторская задолженность, автотранспорт и иное имущество).
Поскольку сведений об освобождении имущества заявителя от ареста, как на момент вынесения оспариваемого решения, так и в настоящее время в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу, что начисление этих пеней произведено в период, когда на имущество заявителя был наложен арест.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что начисление заявителю пеней произведено Инспекцией необоснованно, в нарушение требований пункта 3 статьи 75 НК РФ, чем были нарушены права и законные интересы предприятия.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части взыскания с предприятия пеней в сумме 424 665, 99 руб. подлежат удовлетворению.
Довод представителя налогового органа, что предмет спора по настоящему делу отсутствует в связи с добровольным снятием Инспекцией пеней с предприятия, судом отклоняется.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 18 Информационного письма от 22.12.2005 г. № 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах и учитывая, что представитель предприятия в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, правовых оснований для отказа в удовлетворении этих требований или прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ не имеется.
Кроме того, Инспекцией в порядке части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены в арбитражный суд письменные доказательства, подтверждающие отмену оспариваемого решения.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы предприятия по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю от 25.11.2008 г. № 12408 в части взыскания с Государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" пеней в сумме 424 665, 99 руб. признать недействительным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 2 по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Камчатскому краю в пользу Государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
В.И.РЕШЕТЬКО