Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2008 года

Челябинский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Савельевой Л.А.
при секретарях Внуковой А.А.
с участием прокурора областной прокуратуры Терюшовой И.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Челябинске дело по заявлению Открытого акционерного общества "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" о признании недействующим пункта 533-1 Постановления Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 года № 184-п (в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 16 января 2006 г. № 1-п)

установил:

постановлением Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 года № 184-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области" (в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 16 октября 2006 г. № 1-п) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Челябинской области, которое опубликовано в "Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области", 2005 г., выпуск № 10 (часть 2), (октябрь).
Пунктом 533-1 Постановления Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 г. № 184-п в (в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 16 января 2006 г. № 1-п) опубликованном в газете "Южноуральская Панорама" от 31 января 2006 г. № 15 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" (далее по тексту ОАО "НГОК" в размере 355264014 рублей.
Заявитель ОАО "НГОК" обратился в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 533-1 Постановления Правительства Челябинской области (в ред. от 16 января 2006 г. № 1-п как противоречащего федеральному законодательству и подлежащего признанию в этой части недействующим с момента издания.
В обоснование заявленного требования о недействительности пункта 533-1 в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка ОАО "НГОК" в размере 355264014 рублей заявитель указал на то, что указанная кадастровая стоимость рассчитана с нарушением порядка, установленного Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, нарушает их права и законные интересы, так как кадастровая стоимость земли является налоговой базой земельного налога, и ее установление в ошибочном размере лишает права уплачивать земельный налог согласно статье 390 НК РФ в размере, определенном в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, указал, что кадастровая стоимость земель, используемых ОАО "НГОК", по результатам землеустроительных работ, выполненных "ЧелябинскНИИгипрозем", определена в размере 31100065 рублей. При этом расчет производился исходя из имеющихся у него площади земельного участка 406 га, а при расчете кадастровой оценки земли ОАО "НГОК", утвержденной оспариваемым Постановлением Правительства Челябинской области, площадь земельного участка указана 448 га, что привело к неправильному определению кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель Правительства Челябинской области, действующая по доверенности, М.Ю.Ю., возражала против удовлетворения заявления, сославшись на то, что Постановление Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 г. № 184-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области", утверждено компетентным органом в пределах его полномочий, с соблюдением процедуры установленной действующим законодательством, проверка правильности расчетов не входит в компетенцию Правительства Челябинской области.
Представитель Управления Федерального Агентства Кадастра объектов недвижимости по Челябинской области, действующая по доверенности, М.А.Е., возражала против удовлетворения заявления, указав, что кадастровая стоимость земельного участка ОАО "НГОК" была определена исходя из сведений о площади земельного участка содержащихся в годовом статистическом отчете по состоянию на 1 октября 2003 г. 448 га. В связи с тем, что, согласно свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок от 26 июля 2006 г. площадь земельного участка ОАО "НГОК" составляет 406 га, в государственный кадастр недвижимости 8 октября 2008 г. были внесены изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 321958000 рублей. Считает, что, поскольку допущенная кадастровая ошибка устранена, то нет оснований для признания недействительным оспариваемого пункта Постановления Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 г. № 184-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области" (в редакции Постановления Правительства области от 16 января 2006 г. № 1-п).
Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат", представителя Правительства Челябинской области М.Ю.Ю., представителей Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области. М.А.Е., заключение прокурора, полагавшей о наличии оснований для удовлетворения заявления о признании пункта 533-1 оспариваемого Постановления Правительства Челябинской области недействующим, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно статье 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель категорий на территории Российской Федерации.
Функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации, в силу Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных вышеназванным Постановлением, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 11 Правил методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными Федеральными органами исполнительной власти.
Государственная кадастровая оценка земель согласно пункту 4 указанных правил основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. № П/49 была утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности).
В соответствии с разделами 3 - 8 Методики кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к различным группам функционального использования, определяется путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на их площадь.
В рамках предоставленных полномочий в Челябинской области Правительством области было принято Постановление от 20 октября 2005 г. № 184-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области".
Пунктом 533-1 Постановления Правительства Челябинской области в редакции от 16 января 2006 года № 1-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельного участка ОАО горно-обогатительный комбинат "Новокаолиновый", карьер 74:08:00 00 004 001, согласно которым кадастровая стоимость данного земельного участка (земли промышленности) составила 355264014 рублей.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы города Карталы Челябинской области от 16.12.1997 № 1025 открытому акционерному обществу "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" был предоставлен на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 406 га, выдано свидетельство на право бессрочного пользования землей от 29.12.1997 г. № 1 площадью 406 га. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.07.2006 г. ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" принадлежит земельный участок площадью 406 га (земли промышленности) с кадастровым номером 74:08:56 02 003 0005.
Из показаний представителя Роснедвижимости по Челябинской области М.А.Е. следует, что при проведении кадастровой оценки земель промышленности в перечень объектов оценки был включен земельный участок ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" площадью 448 га по состоянию на 01.01.2003 г., при этом сведения о площади земельного участка, содержащиеся в правоустанавливающих документах данного юридического лица, не учитывались.
Согласно письму руководителя Управления Роснедвижимости К.В.П. от 20.09.2008 г. № 3427/2 кадастровая стоимость земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" в размере 355264014 рублей определена неверно, так как оценивался земельный участок площадью 448 га.
Из представленного в суд решения территориального отдела № 12 (Карталинский муниципальный район) Управления Роснедвижимости по Челябинской области от 08.10.2008 г. № Ф08/08-12 следует, что из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о кадастровой стоимости земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" в размере 355264014 рублей.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что расчет кадастровой стоимости земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" был произведен исходя из площади 448 га вместо площади 406 га, что привело к завышению кадастровой стоимости земельного участка, используемого данным юридическим лицом. Оспариваемый пункт Постановления Правительства Челябинской области, устанавливающий кадастровую стоимость земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" в размере 355264014 рублей не соответствует требованиям пункта 6 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, утвержденной Приказом Росземкадастра № П/49 от 20.03.2003 г., так как определение кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к четвертой группе, произведено путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка исходя из произвольной величины, а не из сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах на земельный участок ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат".
Следовательно, оспариваемым пунктом Постановления Правительства Челябинской области от 16.01.2006 № 1-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельного ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" в размере 355264014 рублей не соответствующие действительности, что привело к нарушению прав и законных интересов данного юридического лица в сфере налогообложения. Поэтому оспариваемый пункт 533-1 Постановления Правительства Челябинской области от 20.10.2005 г. № 184-п в части утверждения результатов государственной кадастровой опенки земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 16.01.2006 г. № 1-п подлежит признанию недействующим с момента принятия данного нормативного акта, так как установление государственной кадастровой оценки земельного участка данному юридическому лицу в размере 355264914 рублей привело к начислению завышенного земельного налога с 2006 г. и как следствие причинение ему убытков.
То обстоятельство, что Управлением Роснедвижимости по Челябинской области от 08.10.2008 в государственный кадастр недвижимости внесены исправленные сведения о кадастровой стоимости земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" - 321958000 рублей не может свидетельствовать о восстановлении нарушенных прав и законных интересов данного юридического лица, поскольку при этом оспариваемое Постановление Правительства в части определения государственной кадастровой стоимости земельного участка в размере 355264014 рублей не утрачивает юридической силы, и, следовательно, лишает ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" уплачивать земельный налог в размере, определенном в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2008 г. (дело № А76-8326/2008-44-130) ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Челябинской области от 22.05.2008 г. № 253 о начислении земельного налога согласно Постановления Правительства Челябинской области от 20.10.2005 г. № 184-п в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 16.01.2006 № 1-п.
Что касается доводов заявителя о неправомерном отнесении земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" к четвертой группе исходя из вида использования земельного участка, то они не могут быть проверены в порядке нормоконтроля, а в соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой опенки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 200 г. № 316 подлежат рассмотрению в общем судебном порядке.
Учитывая, что оспариваемый пункт 533-1 Постановления Правительства Челябинской области от 20.10.2005 г. № 184-п в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" в редакции от 16.01.2006 г. № 1-п противоречит действующему Федеральному законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы данного юридического лица, заявление ОАО "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, Суд

решил:

заявление Открытого акционерного общества "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" удовлетворить.
Признать пункт 533-1 Постановления Правительства Челябинской области от 20 октября 2005 года № 184-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель Челябинской области" в редакции Постановления Правительства Челябинской области от 16 января 2006 г. № 1-п в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка Открытого акционерного общества "Новокаолиновый горно-обогатительный комбинат" в размере 355264014 рублей противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащими применению со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Челябинский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий
Л.А.САВЕЛЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru