Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика

О применении документа см. примечание в

Справке
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2007 г. № 343

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И СФЕРЫ УСЛУГ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР
от 28.03.2008 № 80, от 12.09.2008 № 266, от 11.03.2009 № 65,
от 31.08.2009 № 281)

В целях повышения социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги при обеспечении их безопасности и повышении качества обслуживания Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 11.03.2009 № 65)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Принять прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа).
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Утвердить Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.
3. Установить, что при подготовке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления и организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, принять участие в реализации мероприятий Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
С.ГАПЛИКОВ





Принята
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 20.12.2007 № 343

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И СФЕРЫ УСЛУГ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР
от 28.03.2008 № 80, от 12.09.2008 № 266, от 11.03.2009 № 65,
от 31.08.2009 № 281)

                        Паспорт Программы

Наименование      - республиканская    целевая     программа      "Развитие
Программы           потребительского рынка  и   сферы   услуг  в  Чувашской
                    Республике на 2008 - 2011 годы"
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)

Дата принятия     - постановление  Кабинета  Министров Чувашской Республики
решения             от 7 марта 2007 г. № 31 "Об  итогах экономического    и
о разработке        социального   развития,   исполнения   республиканского
Программы           бюджета Чувашской  Республики  в 2006 году и задачах на
                    2007 год"

Государственный   - Министерство   экономического  развития    и   торговли
заказчик            Чувашской Республики

Основной          - Министерство   экономического  развития    и   торговли
разработчик         Чувашской Республики
Программы

Цель              - повышение       социально-экономической   эффективности
Программы           потребительского рынка и сферы услуг,  создание условий
                    для наиболее полного удовлетворения спроса населения на
                    товары  и услуги   при  обеспечении  их  безопасности и
                    повышении качества обслуживания

Основные          - совершенствование     государственной   координации   и
задачи              правового  регулирования в сфере потребительского рынка
Программы           и услуг;
                    развитие  инфраструктуры   и   оптимальное   размещение
                    объектов  потребительского   рынка   и   сферы   услуг,
                    обеспечивающее   доступность  товаров  и услуг на  всей
                    территории Чувашской Республики;
                    развитие конкуренции;
                    обеспечение безопасности   и   качества  производимых и
                    реализуемых товаров и услуг;
                    развитие кадрового потенциала

Важнейшие         - ежегодный  рост  физических  объемов  товарооборота  на
целевые             12,8 - 14,5 процента, объемов платных услуг  - на 7,8 -
индикаторы          8,9 процента;
и показатели        увеличение оборота розничной торговли на душу населения
                    к 2011 году до 68,0 тыс. рублей,  объемов платных услуг
                    - до 29,0 тыс. рублей;
                    привлечение в развитие инфраструктуры  потребительского
                    рынка и услуг инвестиций  из внебюджетных источников  в
                    объеме 9992,15 млн. рублей;
                    увеличение к 2011 году  обеспеченности на 1000  жителей
                    торговой   площадью   до 380 кв.  метров,   посадочными
                    местами   в   организациях   общественного  питания   в
                    общедоступной сети - до 35,0 единиц, рабочими местами в
                    организациях  бытового  обслуживания  -  до 6 единиц  в
                    сельской,  до 8,5 единицы в городской местности;
                    увеличение к 2011  году удельного веса  организованного
                    рынка в  формировании  оборота  розничной  торговли  до
                    90 процентов;
                    создание 2300 новых рабочих мест
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)

Сроки             - 2008 - 2011 годы
реализации
Программы
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)

Объемы            - финансирование мероприятий Программы осуществляется  за
и источники         счет   средств   республиканского  бюджета    Чувашской
финансирования      Республики и внебюджетных источников;
Программы           общий объем финансирования  Программы составит  9994,65
                    млн. рублей, в том числе:
                    в 2008 году - 2450,00 млн. рублей;
                    в 2009 году - 2756,32 млн. рублей;
                    в 2010 году - 3187,43 млн. рублей;
                    в 2011 году - 1600,9 млн. рублей;
                       из них средства:
                    республиканского   бюджета   Чувашской  Республики    -
                    2,5 млн. рублей, в том числе:
                    в 2009 году - 0,92 млн. рублей;
                    в 2010 году - 0,68 млн. рублей;
                    в 2011 году - 0,9 млн. рублей;
                    внебюджетных источников - 9992,15  млн. рублей,  в  том
                    числе:
                    в 2008 году - 2450,0 млн. рублей;
                    в 2009 году - 2755,4 млн. рублей;
                    в 2010 году - 3186,75 млн. рублей;
                    в 2011 году - 1600,0 млн. рублей
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые         - реализация мероприятий Программы обеспечит:
конечные            ежегодный рост товарооборота в сфере розничной торговли
результаты          на  12,8 - 14,5  процента,   в   сфере    общественного
реализации          питания  на 3,8 - 5,5 процента, объемов платных услуг -
Программы           на 7,8 - 8,9 процента;
и показатели        обеспечение к 2011 году населения  Чувашской Республики
социальной          на 1000 жителей: торговыми площадями - 380 кв.  метров,
и экономической     посадочными   местами   в   организациях  общественного
эффективности       питания  в  общедоступной  сети - 35  единиц,  рабочими
                    местами в организациях бытового обслуживания - 6 единиц
                    в сельской, 8,5 единицы в городской местности;
                    повышение качества и безопасности услуг.
                    Социальная  и  экономическая   эффективность  Программы
                    выражается в:
                    обеспечении  создания  2300   рабочих   мест  за   счет
                    строительства новых  объектов потребительского рынка  и
                    сферы услуг;
                    повышении к 2011 году  уровня  средней заработной платы
                    работников сферы услуг до 11,75 тыс. рублей;
                    внедрении   в   организациях    потребительского  рынка
                    прогрессивных  методов  продажи  и  новых  видов услуг,
                    ежегодном приросте доли указанных организаций более чем
                    на 5 процентов;
                    повышении  качества  жизни  населения  путем  повышения
                    качества   и   безопасности   реализуемых   товаров   и
                    оказываемых  услуг  (снижении   количества  изъятых  из
                    оборота некачественных потребительских товаров);
                    улучшении питания  детей  в средних общеобразовательных
                    учреждениях  и  увеличении охвата  школьников   горячим
                    питанием до 86 процентов;
                    повышении уровня знаний населения о защите  своих  прав
                    (уменьшении количества обращений граждан о защите  прав
                    потребителя);
                    снижении  стоимости  основных  видов  продовольственных
                    товаров путем сокращения звеньев товародвижения;
                    увеличении   доли   налоговых   поступлений   по  видам
                    экономической   деятельности  "Оптовая    и   розничная
                    торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов,
                    бытовых  изделий  и   предметов  личного  пользования",
                    "Гостиницы  и  рестораны"  в  общем   объеме  налоговых
                    платежей в  бюджетную  систему Российской Федерации  до
                    12,8 процента;
                    предполагаемом увеличении  суммы  инвестиций в развитие
                    потребительских услуг до 9,9 млрд. рублей
(позиция в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)

Система           - контроль   за   реализацией   Программы    осуществляет
организации         государственный  заказчик - Министерство экономического
контроля            развития и торговли Чувашской Республики.
за исполнением      Исполнители  мероприятий  Программы  ежеквартально   не
Программы           позднее  20  числа  месяца,   следующего  за   отчетным
                    кварталом,   и   ежегодно   к  5  февраля  до 2012 года
                    представляют информацию о ходе  реализации  мероприятий
                    Программы   в   Министерство    экономического развития
                    и торговли Чувашской Республики.
                    По окончании  срока   реализации Программы Министерство
                    экономического    развития   и   торговли     Чувашской
                    Республики до 1 марта 2012 года представляет в  Кабинет
                    Министров Чувашской  Республики  доклад  о   выполнении
                    Программы,   эффективности   использования   финансовых
                    средств за весь период ее реализации.
(в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266,
от 31.08.2009 № 281)
(см. текст в предыдущей редакции)

Введение

Республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа) разработана в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003 - 2010 годы, во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 марта 2007 г. № 31 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 2006 году и задачах на 2007 год", в целях повышения социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги при обеспечении их безопасности и повышении качества обслуживания.
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)
Программа определяет цели, задачи, основные мероприятия по развитию потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008 - 2011 годы. При ее разработке использованы статистические данные, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике за период с 2004 по 2006 год, информация администраций муниципальных образований, предложения органов исполнительной власти Чувашской Республики и общественных объединений в сфере потребительского рынка.
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)

I. Содержание проблемы и необходимость решения
ее программными методами

Потребительский рынок, являясь крупной составной частью экономики Чувашской Республики, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечения качества и безопасности их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории Чувашской Республики.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2006 году составили 5294,4 рубля (в 2000 году - 1140,0 рублей, в 2005 году - 3905,2 рубля). Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2000 годом в 2 раза, что обеспечивает поддержку высокого потребительского спроса на товары и услуги. В 2006 году по сравнению с 2005 годом объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 18,1 процента (37,2 млрд. рублей), объем платных услуг - на 6,0 процентов (15,7 млрд. рублей).
Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабильное экономическое положение, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в Чувашской Республике. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий сферы потребительского рынка.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Чувашской Республики.
Показатель среднедушевого оборота розничной торговли и платных услуг в Чувашской Республике отстает от данных по Российской Федерации приблизительно в два раза. На формирование данного показателя влияет ряд внутренних и внешних факторов: уровень развития потребительского рынка, его инфраструктура, численность населения и его платежеспособность, экономическая и социальная политика государства, наличие благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и т.д.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, разрешение которых требует применения программных методов.

1.1. Сфера государственной координации и правового регулирования потребительского рынка и услуг

Существующая система статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка не позволяет проводить в полном объеме мониторинг и анализ развития потребительского рынка и сферы услуг, правильно спрогнозировать их развитие и обеспечить создание единого информационного пространства для современного динамичного функционирования потребительского рынка и сферы услуг, формирования реестра объектов сферы услуг, привлечения инвестиций и т.п.
Не упорядочены процессы взаимодействия розничных торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории Чувашской Республики. В сфере торговли отсутствует система учета объемов продажи продукции местного производства.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка. Особенно остро стоит проблема развития сети организаций общественного питания и бытового обслуживания населения в сельской местности.
Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции, упорядочению реализации пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы.
Сложившийся в настоящее время в Чувашской Республике рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг приходится на бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы населения на нематериальные услуги (культуры, спорта, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные и пр.) незначительны.
Ценностные ориентиры, традиции производства и потребления нематериальных услуг, стереотипы деятельности субъектов рынка (потребителей и производителей) еще недостаточно сформированы. Рынок нематериальных услуг слабо развит и характеризуется однообразием предлагаемых услуг.
В расчете на душу населения объем платных услуг в 2006 году по Чувашской Республике составил 12,2 тыс. рублей, по России - 19,7 тыс. рублей.
В связи с тем, что каждый вид платных услуг курирует соответствующий орган исполнительной власти Чувашской Республики, их развитие происходит без комплексного подхода и всестороннего анализа существующих тенденций и проблем.

1.2. Развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг

1.2.1. Розничная торговля

На текущий момент на рынке розничной торговли требуют решения следующие проблемы:
обострение конкуренции в связи с приходом на потребительский рынок крупных российских ритейлеров (торговые сети "Магнит", "Копейка", "Перекресток", "Гроссмарт" и др.);
структурная оптимизация крупных торговых сетей;
усиливающийся дефицит площадей под организацию розничной торговли в центральной части городов;
увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли;
повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и качеству товаров;
замедление роста покупательского спроса на продовольственные товары (в макроструктуре общего оборота розничной торговли на долю продовольственных товаров в 2004 году приходилось 47,0 процентов, в 2005 году - 47,4 процента, в 2006 году - 47,3 процента).
При этом розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей экономики.
Основными недостатками в развитии инфраструктуры потребительского рынка являются нерациональность и отсутствие схем размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения.
Население Чувашской Республики обеспечено торговыми площадями в объеме 272 кв. метров на 1000 жителей при 450 кв. метров на 1000 жителей в Москве, в то время как в Будапеште и Праге такая обеспеченность составляет более 550 кв. метров, в Варшаве - 650, в Стокгольме - более 800. Достигнутый в Чувашской Республике уровень обеспеченности торговыми площадями явно недостаточен.
Не развита инфраструктура объектов дорожного сервиса, не сформированы каналы товародвижения, в котором в настоящее время значительную долю составляют посредники. Слабо развито звено организаторов оптового оборота. В настоящее время потребительский рынок и сфера услуг базируются на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах. На долю субъектов малого предпринимательства в Чувашской Республике приходится 41,8 процента товарооборота, а на долю крупных и средних предприятий - всего 37,8 процента, в то время как в Германии на долю крупных компаний и торговых сетей приходится 43 процента товарооборота, в Испании - 47, в Бельгии - 54, в Финляндии - 84 процента.
Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответствующей ей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, необходимых для установления справедливых цен на потребительские товары и услуги. Процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.
Не получили должного развития обеспечивающие функционирование торговых сетей системы логистики, объекты транспортной инфраструктуры: автостоянки, парковки и другие сервисные службы, широко распространенные в развитых странах мира.
Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности.
Наиболее злободневной является проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг в розничном звене - на рынках и в мелкорозничной торговле, в оптовом звене - при хранении продовольствия в так называемых неприспособленных помещениях (цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи и т.д.). Существование этого канала, тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров, а также остро ставит вопрос улучшения материально-технической базы организаций потребительского рынка.
Существующие проблемы замедляют динамику роста инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг. Следствием несовершенства системы оптовой и розничной торговли, условий и порядка привлечения инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг стали:
рост нерациональных издержек и цен в связи с увеличением посреднических звеньев в цепи реализации инвестиционных решений и управления товародвижением;
отсутствие стабильности в поставках товаров и услуг и должного контроля за их качеством;
существенное снижение возможностей для эффективного государственного контроля и регулирования процессов на потребительском рынке и в сфере услуг;
отсутствие прозрачности денежных потоков и, как следствие, неудовлетворительная социальная и бюджетная эффективность этого сектора экономики.
Доля налоговых платежей сферы потребительского рынка и услуг в Чувашской Республике в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации составляет около 30 процентов (в европейских странах - более 40 процентов), по виду экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", "Гостиницы и рестораны" - 12,3 процента.

1.2.2. Сфера общественного питания

Для сферы общественного питания характерны следующие проблемы:
недостаточный уровень обеспечения качественным горячим питанием школьников, учащейся молодежи, рабочих и служащих. По данным обследования школьных столовых, проведенного республиканским государственным учреждением "Территориальная отраслевая санитарно-технологическая пищевая лаборатория" Минэкономразвития Чувашии, в 2006 году по Чувашской Республике питались комплексными обедами 60 - 70 процентов учащихся школ;
организация питания школьников без учета физиологических потребностей;
отсутствие системы организации лечебно-профилактического и диетического питания работников на промышленных объектах;
низкий уровень внедрения новых технологий на основе использования прогрессивных форм обслуживания и современного оборудования;
низкие темпы развития мобильной сети быстрого питания в местах отдыха населения, парках, на рынках и т.д.;
низкий уровень сервиса в сфере общественного питания, особенно в сельской местности и на объектах придорожного сервиса;
большая текучесть кадров, связанная с низкой квалификацией кадров и низкой оплатой труда;
заниженная требовательность и низкая платежеспособность потребителей, что ведет к искусственному завышению самооценки организаций общественного питания и снижению их конкурентоспособности;
недостаток собственных оборотных средств организаций общественного питания, что не позволяет интенсивно развивать материально-техническую базу.
Обеспеченность посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети составляет лишь 49,5 процента от норматива, рекомендованного Строительными нормами и правилами 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденными постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 г. № 18-32.
Несмотря на интенсивное развитие сферы общественного питания, недостаточно представлены объекты, специализирующиеся на национальной кухне и определенном ассортименте блюд (рыбный, пивной, кофейный, чайный, диетический, вегетарианский и т.д.). Необходимо расширение сети быстрого питания и сети детских кафе, которые должны быть доступны всем слоям населения.
Отсутствует дифференциация объектов общественного питания с точки зрения комфортности, уровня обслуживания, предлагаемых услуг и функционирования по интересам: кафе-мороженое, детские, молодежные, семейные кафе, спорт-кафе и др.
Недостаточно развита сеть летних кафе в местах интенсивного движения и массового отдыха населения, на центральных улицах и площадях, в местах деловой активности.

1.2.3. Сфера платных услуг

Доля производства услуг в валовом региональном продукте Чувашской Республики в 2004 году составляла 40,3 процента, в 2006 году - 40,7 процента, в среднем по Российской Федерации - 49 процентов (в валовом внутреннем продукте), в Приволжском федеральном округе - 41,3 процента, тогда как доля услуг в валовом внутреннем продукте в развитых странах составляет от 60 до 80 процентов.
Серьезными проблемами в сфере бытового обслуживания являются:
низкая рентабельность организаций службы быта, особенно в сельской местности;
слабая материально-техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование, увеличение платы за аренду помещений, коммунальные услуги;
недостаточная инвестиционная и инновационная активность субъектов сферы бытового обслуживания;
отсутствие заинтересованности субъектов малого бизнеса в развитии сферы бытового обслуживания на селе ввиду отсутствия экономической привлекательности занятия бизнесом;
недостаточно эффективная система подготовки квалифицированных кадров для предприятий службы быта;
слаборазвитая сеть бытового обслуживания в отдаленных районах республики, в результате чего сформировался сильный разрыв в бытовом обслуживании городского и сельского населения.
В настоящее время обеспеченность работниками сферы бытового обслуживания на 1000 человек населения составляет в городской местности 5,5 человека (110 процентов от норматива), в сельской местности - 3 человека (75 процентов).

1.3. Развитие конкуренции

Конкуренция в сфере потребительского рынка и услуг одна из самых высоких. Но при этом имеется ряд факторов, сдерживающих ее развитие:
отсутствие маркетинга и рекламы для продвижения продукции на рынке;
недостаток профессиональных маркетологов и рекламных агентов;
неразвитость высокопрофессиональных подразделений (компаний) по оказанию различного вида услуг субъектам потребительского рынка и сферы услуг, а именно: юридических, правовых, рекламных, маркетинговых, производственных и др.;
недостаток финансовых средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг;
высокий уровень налогов и сложная система налогообложения;
неэффективный характер кредитно-инвестиционной политики и высокий процент коммерческого кредита;
диспропорция в балансе интересов торговых сетей и организаций-поставщиков;
недостаточный платежеспособный спрос населения;
недостаточно рациональное территориальное размещение объектов розничной торговли в городах;
отсутствие научно обоснованной классификации объектов розничной торговли;
недостаточное правовое и нормативно-методическое обеспечение структурной политики в развитии торгового предпринимательства.
Вышеуказанные проблемы на потребительском рынке в первую очередь связаны с отсутствием четкой стратегии развития различных форм торговли и формирования ее инфраструктуры с учетом новых тенденций в экономике, отсутствием анализа состояния товарных рынков, развития сетевых структур предприятий розничной торговли.

1.4. Обеспечение безопасности и качества производимых и реализуемых товаров и услуг

На потребительском рынке все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан и окружающей среды.
Система обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и недоброкачественной продукции, некачественное оказание услуг.
В целях профилактики правонарушений в сфере торговли и общественного питания, предупреждения выпуска продукции ненадлежащего качества ежегодно проводятся около 3000 мероприятий по контролю. В среднем в 25 процентах случаев выявляются случаи административного правонарушения, устанавливаются факты реализации некачественной продукции.
Данная проблема связана с рядом следующих негативных явлений в сфере потребительского рынка:
строительство и реконструкция объектов сферы обслуживания без учета требований нормативных правовых актов (торговые площади не обеспечиваются складскими и административными помещениями), особенно в сельской местности;
наличие диспропорций в системе товародвижения, неудовлетворительное соотношение складских и торговых площадей (в Европе использование 1 кв. метра в оптовом звене обеспечивает нормальную работу 8 кв. метров торговых площадей в розничной торговле, что является результатом развития логистики и правильной организации торгового процесса);
недостаток современных типов торговых структур, особенно в оптовом звене (распределительные и логистические центры и т.д.), складских площадей, отвечающих международным стандартам качества;
отсутствие системы стандартов обслуживания - показателей, характеризующих текущее состояние сферы потребительских услуг;
устаревшая материально-техническая база в учреждениях профессионального обучения, что не позволяет готовить специалистов, умеющих работать по новым технологиям и на новейшем оборудовании;
отсутствие механизма ответственности работодателя за привлечение и использование работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки;
недостаточно активная работа по вовлечению в процесс внедрения международных стандартов качества малого бизнеса, организаций сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры. Руководители организаций обеспокоены вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, так как не имеют информации об этой организации или не могут применить ее к условиям своей деятельности. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6 процента от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80 процентов существующих компаний, в Китае - 0,4, в России - 0,2 процента).
Лишь немногие организации сертифицировали системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами. Отсутствие таких систем существенно снижает конкурентоспособность товаров, выпускаемых местными производителями, а также инвестиционную привлекательность субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на территории Чувашской Республики.

1.5. Развитие кадрового потенциала

Развитие сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания сдерживают следующие факторы, связанные с кадровой политикой:
недостаток работников массовых профессий;
низкий уровень образования работников сферы торговли и общественного питания;
текучесть кадров, связанная с низкой заработной платой в организациях потребительского рынка и сферы услуг;
низкая правовая защищенность наемных работников сферы потребительского рынка и услуг и отсутствие социальных гарантий;
отсутствие в большинстве организаций общественных объединений (профсоюзов, советов и т.д.), призванных защищать интересы работников;
медленное образование профессиональных объединений и отраслевых ассоциаций, способных стать основой профессионального единства и центром технологической культуры;
неэффективное взаимодействие профессиональных объединений и отраслевых ассоциаций с органами исполнительной власти Чувашской Республики;
отсутствие четкой системы профориентационной работы среди молодежи;
недостаточность форм и методов работы по повышению престижности профессий сферы услуг;
отсутствие системности и периодичности повышения квалификации руководителей, специалистов и кадров массовых профессий сферы услуг.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Основными недостатками подхода к развитию потребительских услуг без использования программно-целевых методов являются:
невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение существующих проблем;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на развитие и совершенствование потребительских услуг;
отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на:
создании информационной системы для организаций потребительского рынка и сферы услуг;
обеспечении качества и безопасности оказываемых населению услуг;
развитии и совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования показателей сферы потребительских услуг;

]]>
         Кол
    ДО = --------- x 100,
         Общ. кол

где:
ДО - доля объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи и новые виды услуг, в общем количестве объектов, функционирующих на территории Чувашской Республики;
Кол - общее количество объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи и новые виды услуг;
Общ. кол - общее количество объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Чувашской Республике на начало года.

Увеличение охвата школьников горячим питанием (в процентах) - показатель, отражающий долю учащихся, охваченных горячим питанием во время обучения в средних общеобразовательных учреждениях, в общем количестве учащихся.
Источником информации являются показатели, предоставленные Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и республиканским государственным учреждением "Территориальная отраслевая санитарно-технологическая пищевая лаборатория" по результатам проведенных в течение года обследований деятельности организаций школьного питания.

Доля налоговых платежей по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", "Гостиницы и рестораны" в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации (в процентах) - показатель, отражающий долю платежей по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", "Гостиницы и рестораны" в общем объеме платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на конец года, рассчитывается по следующей формуле:

         Торг
    ДП = ----- x 100,
         Общ

где:
ДП - доля платежей по виду экономической деятельности в общем объеме платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
Торг - сумма платежей по виду экономической деятельности в бюджетную систему Российской Федерации по итогам года;
Общ - сумма платежей организаций основных видов экономической деятельности Чувашской Республики в бюджетную систему Российской Федерации по итогам года.
Источником информации является отчет Федеральной налоговой службы на конец года по форме № 1-НОМ.

Сумма инвестиций в развитие потребительского рынка и услуг (в тыс. рублей) - показатель, характеризующий развитие инфраструктуры потребительского рынка Чувашской Республики. Рассчитывается как сумма финансовых средств, вложенных в строительство, реконструкцию, модернизацию объектов потребительского рынка в течение года на территории Чувашской Республики. Источниками данных является информация администраций муниципальных районов и городских округов, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания и платных услуг.





Приложение № 5
к республиканской целевой программе
"Развитие потребительского рынка
и сферы услуг в Чувашской Республике
на 2008 - 2011 годы"

ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И СФЕРЫ УСЛУГ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)

Оценка целесообразности решения проблем в сфере потребительского рынка и услуг на основе программно-целевого метода и эффективности реализации республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа) основана на расчете комплексных критериев оценки проектов целевых программ в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 февраля 2007 г. № 28 "Об оценке результативности республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики".
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)

Оценка результативности Программы

+---+----------------------------------+---------+--------------------------+
¦ № ¦     Формулировка критерия кi     ¦Балльная ¦        Примечания        ¦
¦п/п¦                                  ¦оценка   ¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦комплекс-¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦ного     ¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦критерия,¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦рассчи-  ¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦танная   ¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦с учетом ¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦весового ¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦коэффи-  ¦                          ¦
¦   ¦                                  ¦циента   ¦                          ¦
+---+----------------------------------+---------+--------------------------+
¦ 1 ¦                2                 ¦     3   ¦            4             ¦
+---+----------------------------------+---------+--------------------------+
  1. Наличие    федеральной     целевой     0     не имеются
     программы   (подпрограммы)    либо
     нормативных     правовых     актов
     Президента  Чувашской  Республики,
     Государственного Совета  Чувашской
     Республики,    которые    содержат
     рекомендации               органам
     исполнительной  власти   Чувашской
     Республики      о       разработке
     соответствующих       региональных
     программ

  2. Соответствие   целей    и    задач     4     системы  целей  и   задач
     программы системе целей  и  задач,           Программы     и    ДРОНДа
     отражаемых    в     докладах     о           соответствуют
     результатах       и       основных
     направлениях          деятельности
     субъектов бюджетного  планирования
     (ДРОНД)

  3. Наличие     прогноза      развития     2     имеется
     сложившейся  проблемной   ситуации
     без   использования    программно-
     целевого метода

  4. Цели и  задачи  целевой  программы     5     не дублируют
     не дублируют цели и задачи  других
     утвержденных программ

  5. Обеспечение             исключения     6     дублирование отсутствует
     дублирования  мероприятий  целевой
     программы   мероприятиями   других
     утвержденных программ

  6. Наличие    необходимых     средств     1     имеются    статистическая
     (методическое,      информационное           база и ведомственный учет
     обеспечение     и     др.)     для
     определения    текущего     уровня
     достижения  этапных  (годовых)   и
     конечных   целей    программы    в
     процессе ее реализации

  7. Наличие   в   целевой    программе     2     сформулированы годовые  и
     количественно  измеримых   целевых           конечные          целевые
     показателей         (индикаторов),           показатели (индикаторы)
     отражающих    цели    и     задачи
     программы       и       достижение
     результатов ее реализации

  8. Наличие   в   рамках    реализации     0     финансирование  за   счет
     целевой   программы    аналогичных           средств  местных бюджетов
     программ на  муниципальном  уровне           Программой             не
     или   соглашений   (договоров)   о           предусмотрено
     намерениях  между  государственным
     заказчиком  программы  и  органами
     местного     самоуправления     по
     участию в реализации программы

  9. Наличие   в   рамках    реализации     0     соглашения  (договоры)  о
     целевой    программы    соглашений           намерениях              с
     (договоров)   о   намерениях   или           организациями отсутствуют
     выполнении     работ     (поставок
     продукции)  между  государственным
     заказчиком    и     организациями-
     участниками      программы      по
     реализации мероприятий программы

 10. Наличие   в   целевой    программе     6     показатели  эффективности
     показателей          эффективности           реализации    мероприятий
     реализации программных мероприятий           Программы определены

 11. Наличие   в   целевой    программе     5     имеются        показатели
     показателей  социального   эффекта           социального  эффекта   от
     от     реализации      программных           реализации мероприятий на
     мероприятий                                  весь   период  реализации
                                                  Программы

 12. Наличие бюджетного  и  социального     6     планируется     получение
     эффекта от реализации  мероприятий           бюджетного  и социального
     целевой программы в отчетном году            эффекта

 13. Уровень  фактического  финансового     0     проект
     обеспечения  целевой  программы  с
     начала ее реализации

 14. Уровень  фактического  финансового     0     проект
     обеспечения программы  в  отчетном
     году

 15. Доля   средств,    полученных    в     0     проект
     порядке  межбюджетных  трансфертов
     из   федерального    бюджета    на
     мероприятия целевой программы

 16. Наличие  инвестиционных   расходов     6     доля       инвестиционных
     или НИОКР в  общем  объеме  затрат           расходов   в    структуре
     на реализацию целевой программы              Программы      составляет
                                                  99,9%

 17. Организация      контроля       за     5     имеется механизм контроля
     использованием финансовых средств            за     поступлением     и
                                                  расходованием  финансовых
                                                  средств

 18. Качество и достоверность  ежегодно     0     проект
     представляемого         заказчиком
     целевой программы доклада  о  ходе
     реализации программы

 19. Соблюдение плановых  сроков  ввода     0     проект
     в действие  объектов  капитального
     строительства,  предусмотренных  в
     утвержденной целевой программе

 20. Соответствие     достигнутых     в     0     проект
     отчетном году целевых  показателей
     (индикаторов) целевым  показателям
     (индикаторам),   утвержденным    в
     целевой программе

 21. Соответствие     намеченных      в     5     задачи     Программы    и
     программе  задач   и   программных           программные   мероприятия
     мероприятий  полномочиям   органов           полностью   соответствуют
     исполнительной  власти   Чувашской           полномочиям       органов
     Республики                                   исполнительной     власти
                                                  Чувашской Республики

 22. Соотношение        республиканских     5     показатели среднедушевого
     показателей   с    общероссийскими           объема оборота торговли и
     показателями                                 услуг    отличаются    от
                                                  общероссийских  в  худшую
                                                  сторону

 23. Степень    охвата     программными     4     охват       хозяйствующих
     мероприятиями          проблемного           субъектов
     направления  определенной   группы           потребительского    рынка
     населения,           хозяйствующих           составляет более 80%
     субъектов, иных проблемных сфер  и
     областей

     Итого                                 62

Таким образом, интегральная оценка результативности Программы составила 62 балла, что позволяет присвоить ей ранг первого уровня.





Приложение № 6
к республиканской целевой программе
"Развитие потребительского рынка
и сферы услуг в Чувашской Республике
на 2008 - 2011 годы"

УЧЕТ РИСКОВ
ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И СФЕРЫ УСЛУГ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2008 - 2011 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)

При оценке эффективности республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008 - 2011 годы" (далее - Программа) проведена работа по выявлению возможных рисков, которые могут привести к невыполнению целей и задач, индикативных результатов Программы.
(в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 12.09.2008 № 266)
(см. текст в предыдущей редакции)
Выполнение Программы связано с наличием ряда рисков, источниками которых являются:
зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов. В их числе сохранение низкой покупательской способности значительной части населения без оказания мер социальной защиты, высокая инфляция и зависимость продовольственного рынка от развития агропромышленного комплекса и политики государства в сфере импорта товаров и услуг;
частная собственность организаций потребительского рынка. Выполнение основных мероприятий Программы ограничивается возможностью выделения ресурсов, решения по которым принимают бизнес-структуры исходя из предпринимательской целесообразности в соответствии с конъюнктурой рынка, влиянием большого числа неконтролируемых факторов внешней среды;
возможности республиканского бюджета Чувашской Республики.
Оценка риска проводится на основе факторного анализа, поскольку именно факторный анализ наиболее качественно характеризует текущее состояние и перспективы реализации любых мероприятий, направленных на реализацию Программы (табл. 1). Анализ индикаторов риска позволит измерить величину отклонения суммарного риска, которая является отражением качества управления Программой.

Таблица 1

Оценка риска исполнения мероприятий Программы

+----+---------------------------+--------+------------------------------+
¦ №  ¦     Индикаторы риска      ¦Эксперт-¦ Меры, снижающие степень риска¦
¦п/п ¦                           ¦ная     ¦                              ¦
¦    ¦                           ¦оценка, ¦                              ¦
¦    ¦                           ¦баллов  ¦                              ¦
+----+---------------------------+--------+------------------------------+
¦ 1  ¦             2             ¦   3    ¦               4              ¦
+----+---------------------------+--------+------------------------------+
   1. Государственно-политический фактор (максимальная оценка - 10 баллов
      по каждому индикатору), в том числе по индикаторам:

 1.1. Уровень       стабильности    2     государственная       политика,
      политической обстановки  в          направленная   на  стабилизацию
      стране и за рубежом                 политической   обстановки     в
                                          стране

 1.2. Развитие                      2     рост  объемов импорта  товаров,
      внешнеэкономических      и          увеличение количества регионов,
      межрегиональных     связей          с      которыми     заключаются
      (внешняя         торговля,          соглашения  о сотрудничестве  в
      международный      туризм,          области    туризма,     спорта,
      культурный, спортивный   и          культуры, научного обмена
      научный обмен)

 1.3. Государственно-               3     принимаемые   на    федеральном
      экономическое            и          уровне    законодательные     и
      договорно-правовое                  нормативные   правовые     акты
      регулирование        сферы          направлены на совершенствование
      потребительского рынка              и   развитие   потребительского
                                          рынка

   2. Макроэкономические факторы  (максимальная  оценка -  10  баллов  по
      каждому индикатору), в том числе по индикаторам:

 2.1. Уровень  банковских ставок    4     в связи с ростом конкуренции  в
      и условия кредитования              банковской   системе    имеется
                                          тенденция к снижению банковских
                                          ставок   и   упрощению  условий
                                          кредитования

 2.2. Финансовое       положение    8     увеличивается        количество
      субъектов                           инвестиционных        проектов,
      потребительского    рынка,          объемов   инвестиций  в   сферу
      характер      конкурентной          потребительского рынка
      борьбы      и      степень
      монополизации

   3. Социально-экономические факторы (максимальная оценка - 10 баллов по
      каждому индикатору), в том числе по индикаторам:

 3.1. Уровень     экономического    7     разработка Стратегии социально-
      развития         Чувашской          экономического         развития
      Республики                          Чувашской  Республики до   2020
                                          года и ее реализация

 3.2. Уровень реальных  денежных    5     развитие   экономики  Чувашской
      доходов населения  и   его          Республики и наличие источников
      покупательская                      поступления  доходов  населения
      способность                         из-за    пределов    республики
                                          повышают         покупательскую
                                          способность населения

 3.3. Налоговая         политика    3     в настоящее время в России идет
      государства                         процесс   создания   взвешенной
                                          налоговой              системы,
                                          соответствующей   международным
                                          стандартам

 3.4. Социальная       структура    2     увеличивается доля населения  с
      общества                            доходами,          превышающими
                                          минимальный размер оплаты труда

   4. Технологические факторы (максимальная оценка - 5 баллов по  каждому
      индикатору), в том числе по индикаторам:

 4.1. Состояние   инфраструктуры    3     укрупнение     и     дальнейшее
      потребительского рынка,  в          развитие торговых сетей  влечет
      том числе оптовой                   за  собой  расширение   оптово-
                                          розничных     распределительных
                                          центров, развитие логистической
                                          системы

 4.2. Уровень   достижений     в    2     развитие            конкуренции
      производстве технологий  и          способствует          внедрению
      технологического                    передовых  технологий  и   форм
      оборудования                        обслуживания

   5. Стратегическая перспектива  (максимальная  оценка  -  5 баллов   по
      каждому индикатору), в том числе по индикаторам:

 5.1. Стратегическое                2     имеются     конкретные     цели
      планирование                        развития, основанные на анализе
                                          и понимании ситуации в отрасли;
                                          сформулирован план действий  по
                                          достижению поставленных целей

 5.2. Кадровые ресурсы              2     планируется   совершенствование
                                          системы       обучения        и
                                          переквалификации кадров

 5.3. Источники      и     схема    2     привлекаются       значительные
      финансирования                      внебюджетные           средства
                                          (составляют  99,9%  от   объема
                                          финансирования Программы)

По итогам оценки подсчитана сумма баллов, которая по Программе составила 48, и определен рейтинг Программы по вероятности суммарного риска (табл. 2).

Таблица 2

Суммарный риск исполнения Программы

+-------+--------------------+-----------+-----------------------+
¦Рейтинг¦     Вероятность    ¦  Оценка,  ¦        Описание       ¦
¦       ¦     суммарного     ¦  баллов   ¦                       ¦
¦       ¦инновационного риска¦           ¦                       ¦
+-------+--------------------+-----------+-----------------------+
    4           0,8 - 1        менее 10   слишком         высокая
                                          вероятность  суммарного
                                          инновационного риска

    3          0,5 - 0,7       менее 20   максимально допускаемая
                                          величина     суммарного
                                          инновационного риска

    2          0,3 - 0,4       20 - 40    приемлемая     величина
                                          инновационного риска

    1         0,05 - 0,2       40 - 50    стандартная

    0            <0,05         выше 50    незначительная

Вероятность суммарного риска исполнения Программы - стандартная (до 20%), соответственно, реализация Программы будет проходить в зоне допустимого риска, то есть в области, в пределах которой величина вероятных потерь не превысит ожидаемого эффекта, и, следовательно, принятие Программы будет экономически целесообразным.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru