КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2006 г. № 219
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2006 - 2012 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР
от 02.12.2008 № 365
, от 31.08.2009 № 282
)
В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленной на снижение аварийности и тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу
"Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике на 2006 - 2012 годы" (далее - Программа).
(в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
3. Установить, что при подготовке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующие годы Программа
ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики:
разработать и утвердить соответствующие программы повышения безопасности дорожного движения на 2006 - 2012 годы с учетом мероприятий Программы;
(в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365)
(см. текст в предыдущей редакции
)
принять участие в реализации и финансировании программных мероприятий.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
С.ГАПЛИКОВ
Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 28.08.2006 № 219
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2006 - 2012 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР
от 02.12.2008 № 365
, от 31.08.2009 № 282
)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - республиканская целевая программа "Повышение
Программы безопасности дорожного движения в Чувашской Республике
на 2006 - 2012 годы"
(в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Основание - федеральная целевая программа "Повышение безопасности
для разработки дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденная
Программы постановлением Правительства Российской Федерации от
20 февраля 2006 г. № 100
Государственный - Министерство градостроительства и развития общественной
заказчик инфраструктуры Чувашской Республики
Программы
Основной - Министерство градостроительства и развития общественной
разработчик инфраструктуры Чувашской Республики
Программы
Цели Программы - сокращение количества лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий;
сокращение количества дорожно-транспортных происшествий
с пострадавшими
Задачи Программы - предупреждение опасного поведения участников дорожного
движения;
повышение качества профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации водителей
транспортных средств;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение уровня безопасности транспортных средств;
внедрение современных средств организации дорожного
движения;
совершенствование организации движения транспорта и
пешеходов в городах и населенных пунктах;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на
место дорожно-транспортного происшествия, повышение
эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам,
пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
существенное повышение эффективности функционирования
системы государственного управления в области
обеспечения безопасности дорожного движения
Важнейшие - К 2012 году будет обеспечено сокращение:
целевые числа погибших в результате дорожно-транспортных
индикаторы происшествий до 198 человек;
и показатели количества дорожно-транспортных происшествий с
пострадавшими на 10 тыс. транспортных средств до 87,5
единицы;
числа погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий на 10 тыс. транспортных средств до 6,6
человека;
числа погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий на 100 тыс. населения до 20,8 человека;
числа погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий на 100 пострадавших до 10,1 человека;
количества мест концентрации дорожно-транспортных
происшествий до 150 единиц;
количества дорожно-транспортных происшествий по вине
водителей со стажем управления транспортным средством
до 3 лет на 10 тыс. транспортных средств до 11 единиц;
числа детей, погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий, до 13 человек
(позиция введена Постановлением
Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365,
в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 31.08.2009 № 282)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Этапы - Программа реализуется в два этапа:
реализации I этап: 2006 - 2007 годы;
Программы II этап: 2008 - 2012 годы
(в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Исполнители - Министерство градостроительства и развития общественной
мероприятий инфраструктуры Чувашской Республики; Министерство
Программы образования и молодежной политики Чувашской Республики;
Министерство здравоохранения и социального развития
Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства
Чувашской Республики; Государственный комитет Чувашской
Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям; Управление государственного автодорожного
надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Чувашской
Республике); Управление государственной инспекции по
безопасности дорожного движения Министерства внутренних
дел Чувашской Республики (далее - УГИБДД);
Государственная инспекция по надзору за техническим
состоянием самоходных машин и других видов техники
Чувашской Республики (далее - Гостехнадзор), органы
местного самоуправления муниципальных районов и
городских округов Чувашской Республики; государственное
учреждение "Управление автомобильной магистрали Нижний
Новгород - Уфа" Федерального дорожного агентства
(далее - Упрдор "Волга"); Казанское отделение
Горьковской железной дороги - филиал открытого
акционерного общества "Российские железные дороги"
(далее - Казанское отделение ГЖД); Муромское отделение
Горьковской железной дороги - филиал открытого
акционерного общества "Российские железные дороги"
(далее - Муромское отделение ГЖД); государственное
образовательное учреждение "Республиканский учебно-
курсовой комбинат автомобильного транспорта" (далее -
ГОУ "РУККАТ"); Чувашская республиканская организация
общественной организации "Всероссийское общество
автомобилистов" (далее - ВОА); некоммерческая
организация "Чувашский автотранспортный союз" (далее -
ЧАТС); Чувашская республиканская организация
общероссийской общественной организации "Российская
оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО
(ДОСААФ)" (далее - РОСТО); государственное унитарное
предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс"
(далее - РГУП "Чувашавтотранс")
(в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Объемы - общий объем финансовых средств для реализации Программы
и источники составляет 485926 тыс. рублей,
финансирования из них средства:
федерального бюджета - 290960 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 60190
тыс. рублей;
местных бюджетов - 132616 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 2160 тыс. рублей
(позиция в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Ожидаемые - снижение к 2012 году количества лиц, погибших в
конечные результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза
результаты по сравнению с аналогичным показателем 2004 года
реализации
Программы
(в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365
,
от 31.08.2009 № 282
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Система - контроль за реализацией Программы осуществляет
организации Министерство градостроительства и развития общественной
контроля инфраструктуры Чувашской Республики.
за исполнением Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 10 февраля
Программы до 2013 года представляют в Министерство
градостроительства и развития общественной
инфраструктуры Чувашской Республики информацию о ходе
реализации Программы для обобщения и последующего
информирования Министерства экономического развития и
торговли Чувашской Республики не позднее 1 марта до 2013
года в соответствии с требованиями постановления
Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября
2006 г. № 274 "О совершенствовании и расширении сферы
применения программно-целевых методов бюджетного
планирования".
По окончании срока реализации Программы Министерство
градостроительства и развития общественной
инфраструктуры Чувашской Республики представляет в
Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о
выполнении Программы, эффективности использования
финансовых средств за весь период ее реализации.
(в ред. Постановлений Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365
,
от 31.08.2009 № 282
)
(см. текст в предыдущей редакции
)
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Докладе о мировых катастрофах, изданном 1998 году, определяет дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) как одну из важнейших и обостряющихся проблем. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет.
ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от ДТП еще выше. Ущерб, нанесенный мировой экономике ДТП, составляет 800 млрд. долларов США в год. Если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения в последние 30 лет стабилизируется, то в развивающихся государствах ситуация ухудшается в связи с резким ростом автомобильного парка и недостаточным финансированием деятельности, направленной на профилактику аварийности.
По расчетам специалистов, социально-экономический ущерб от последствий ДТП в России в 2005 году составил 369 млрд. рублей, в том числе от гибели людей - 186,2 млрд. рублей. В среднем по стране тяжесть последствий ДТП составила 12 погибших на каждые 100 пострадавших.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Чувашской Республике. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся причинением тяжкого вреда здоровью. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности.
Система организации прибытия на место ДТП и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. Так, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет более 50 процентов от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП.
Нельзя не отметить и обострившуюся проблему аварийности на железнодорожных переездах. В целом за последние годы наблюдается рост количества ДТП на железнодорожных переездах, совершаемых водителями автотранспортных средств. Основной причиной нарушений правил безопасности движения на переездах является недисциплинированность водителей транспортных средств. По указанной причине в Чувашской Республике на железнодорожных переездах в 2004 году совершено 3 ДТП, в которых 1 человек погиб и 3 ранено; в 2005 году 2 ДТП - 2 человека погибли и 3 ранено, за 6 месяцев 2006 года 1 ДТП - 3 человека погибло. ДТП, совершенные на железнодорожных переездах, характеризуются причинением тяжкого вреда здоровью и, как следствие, высокой тяжестью последствий. Достаточно сказать, что тяжесть последствий на переездах в 2,5 раза выше, чем на автомобильных дорогах. Учитывая острую потребность в улучшении условий эксплуатации и обеспечении безопасности движения на переездах, необходимо создать эффективные механизмы предотвращения и снижения количества ДТП на железнодорожных переездах.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние годы количество пешеходов, погибших в результате ДТП, увеличилось на треть.
С 2000 по 2005 год на автодорогах Чувашской Республики произошло более 9 тыс. ДТП, в которых погибли и получили ранения более 12 тыс. человек. Ежегодно в результате ДТП погибают в среднем 290 человек, получают тяжкие ранения около 2 тыс. человек (табл. 1).
По оценке УГИБДД, социально-экономический ущерб от последствий ДТП в Чувашской Республике за 2004 и 2005 годы составил более 2,0 млрд. рублей.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества ДТП. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех ДТП.
Сложившаяся в области обеспечения безопасности дорожного движения критическая ситуация в условиях отсутствия программно-целевого метода имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм);
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет) среди лиц, погибших в результате ДТП;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Применение программно-целевого метода позволит реализовать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП. Вместе с тем применение такого метода для решения проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задач в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Количество дорожно-транспортных происшествий
и их последствия на территории Чувашской Республики
за 2000 - 2005 годы
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Чувашской Республике, относятся:
крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению безопасности дорожного движения на республиканском и местном уровнях;
массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения, недостаточное информирование общества о соответствующих мероприятиях, отсутствие должной ответственности у руководителей предприятий и организаций, осуществляющих автомобильные перевозки;
низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения и систем оперативной связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим;
увеличивающаяся диспропорция между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Приведенные в табл. 1
- 6
данные показывают, что практически по всем абсолютным и относительным показателям наблюдается рост аварийности и тяжести последствий, особенно за последние три года.
Таблица 1
Показатели аварийности
по Чувашской Республике за 2000 - 2005 годы
+----+----------------------------+------------------------+------------+
¦Годы¦ Количество ¦Разница в % по сравнению¦ Тяжесть ¦
¦ ¦ ¦ с предыдущим годом ¦последствий ¦
¦ +--------+---------+---------+------+--------+--------+ ДТП (число ¦
¦ ¦ ДТП ¦погибших ¦ раненых ¦ ДТП ¦погибших¦раненых ¦ погибших ¦
¦ ¦(единиц)¦(человек)¦(человек)¦ ¦ ¦ ¦ на 100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пострадавших¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в ДТП) ¦
+----+--------+---------+---------+------+--------+--------+------------+
2000 1243 250 1418 -0,9 -2,3 3,2 15,0
2001 1330 260 1487 7,0 4,0 4,9 14,9
2002 1448 313 1642 8,9 20,4 10,4 16,0
2003 1700 320 1976 17,4 2,2 20,3 13,9
2004 1681 296 1957 -1,1 -7,5 -1,0 13,1
2005 1706 308 2037 1,5 4,1 4,1 13,1
Таблица 2
Дорожно-транспортные происшествия,
совершенные по вине водителей
+----+----------------------------+------------------------+------------+
¦Годы¦ Количество ¦Разница в % по сравнению¦ Тяжесть ¦
¦ ¦ ¦ с предыдущим годом ¦последствий ¦
¦ +--------+---------+---------+------+--------+--------+ ДТП (число ¦
¦ ¦ ДТП ¦погибших ¦ раненых ¦ ДТП ¦погибших¦раненых ¦ погибших ¦
¦ ¦(единиц)¦(человек)¦(человек)¦ ¦ ¦ ¦ на 100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пострадавших¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в ДТП) ¦
+----+--------+---------+---------+------+--------+--------+------------+
2000 829 186 1051 -1,1 -1,1 3,4 15,0
2001 898 187 1113 8,3 0,5 5,9 14,4
2002 998 234 1250 11,1 25,1 12,3 15,8
2003 1204 233 1546 20,6 -0,4 23,7 13,1
2004 1197 219 1536 -0,6 -6,0 -0,6 12,5
2005 1254 231 1643 4,8 5,5 7,0 12,3
Таблица 3
Дорожно-транспортные происшествия,
совершенные водителями автотранспорта, принадлежащего
физическим и юридическим лицам
+----+----------------------------+------------------------------+
¦Годы¦ Физические лица ¦ Юридические лица ¦
¦ +----------------------------+------------------------------+
¦ ¦ количество ¦ количество ¦
¦ +--------+---------+---------+--------+-----------+---------+
¦ ¦ ДТП ¦погибших ¦ раненых ¦ ДТП ¦ погибших ¦ раненых ¦
¦ ¦(единиц)¦(человек)¦(человек)¦(единиц)¦ (человек) ¦(человек)¦
+----+--------+---------+---------+--------+-----------+---------+
2000 560 134 762 144 24 186
2001 609 130 785 141 31 195
2002 707 147 908 162 69 227
2003 844 168 1141 178 31 251
2004 886 160 1199 160 35 204
2005 918 173 1280 144 24 198
Несмотря на рост показателей аварийности, в 2005 году удельный вес ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии в общем количестве ДТП по вине водителей снизился по сравнению с 2000 годом на 7,8 процента (табл. 4).
Таблица 4
Дорожно-транспортные происшествия,
совершенные по вине водителей в нетрезвом состоянии
+----+----------------------------+----------+------------------------+
¦Годы¦ Количество ¦ Удельный ¦Разница в % по сравнению¦
¦ ¦ ¦ вес в ¦ с предыдущим годом ¦
¦ +--------+---------+---------+ общем +------+--------+--------+
¦ ¦ ДТП ¦погибших ¦ раненых ¦количестве¦ ДТП ¦погибших¦ раненых¦
¦ ¦(единиц)¦(человек)¦(человек)¦ ДТП, % ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------+---------+---------+----------+------+--------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----+--------+---------+---------+----------+------+--------+--------+
2000 144 36 153 17,3 5,9 -10,0 13,1
2001 142 34 186 15,8 -1,4 -5,6 7,5
2002 144 40 179 14,4 1,4 17,6 -3,8
2003 146 20 218 8,6 1,4 -50,0 21,8
2004 138 32 205 11,5 -5,5 60,0 -6,0
2005 119 28 154 9,5 -13,8 -12,5 24,9
Таблица 5
Дорожно-транспортные происшествия с участием детей
+----+----------------------------+----------+------------------------+
¦Годы¦ Количество ¦ Удельный ¦Разница в % по сравнению¦
¦ ¦ ¦ вес в ¦ с предыдущим годом ¦
¦ +--------+---------+---------+ общем +------+--------+--------+
¦ ¦ ДТП ¦погибших ¦ раненых ¦количестве¦ ДТП ¦погибших¦ раненых¦
¦ ¦(единиц)¦(человек)¦(человек)¦ ДТП, % ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------+---------+---------+----------+------+--------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----+--------+---------+---------+----------+------+--------+--------+
2000 184 8 191 14,8 -3,2 -50,0 7,3
2001 211 18 198 15,9 14,7 125,0 3,7
2002 210 18 211 14,5 -0,5 стаб. 6,6
2003 213 18 210 12,5 1,4 стаб. -0,5
2004 196 15 198 11,7 -8,0 -16,7 -5,7
2005 212 11 212 12,4 8,2 -26,7 7,1
Таблица 6
Дорожно-транспортные происшествия,
совершенные по вине пешеходов
+----+----------------------------+----------+------------------------+
¦Годы¦ Количество ¦ Удельный ¦Разница в % по сравнению¦
¦ ¦ ¦ вес в ¦ с предыдущим годом ¦
¦ +--------+---------+---------+ общем +------+--------+--------+
¦ ¦ ДТП ¦погибших ¦ раненых ¦количестве¦ ДТП ¦погибших¦ раненых¦
¦ ¦(единиц)¦(человек)¦(человек)¦ ДТП, % ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------+---------+---------+----------+------+--------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----+--------+---------+---------+----------+------+--------+--------+
2000 436 76 373 35,1 1,6 2,7 1,9
2001 450 79 386 33,8 3,4 3,9 3,8
2002 488 90 415 33,7 8,4 13,9 7,5
2003 571 103 500 33,6 17,0 14,4 20,5
2004 571 97 496 34,0 стаб. -5,8 -0,8
2005 505 92 435 29,6 -11,6 -5,2 -12,3
Основные причины совершения дорожно-транспортных происшествий
Одним из главных факторов, влияющих на состояние аварийности, является пренебрежение и, более того, игнорирование участниками дорожного движения требований безопасности. Сформировавшееся в настоящее время общественное мнение приводит к недооценке потенциальной опасности дорожного движения. Сегодня практически отсутствует поддержка общественных организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения со стороны государства.
Массовость нарушений правил дорожного движения свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников движения, а также о том, что нынешняя система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения малоэффективна. Система административного воздействия не позволяет в полной мере привлекать к ответственности всех нарушителей правил дорожного движения, а принимаемые меры зачастую не соответствуют тяжести совершенного правонарушения и его возможных последствий.
Кроме того, на безопасность дорожного движения оказывает влияние ряд других факторов:
низкий уровень подготовки водителей в образовательных учреждениях;
низкая дисциплина как водителей, так и владельцев транспортных средств - частных лиц, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки на коммерческой основе, не имеющих соответствующей материальной и технической базы для исправного содержания и независимого технического контроля за состоянием автотранспорта, проведения предрейсового медицинского осмотра водителей и осуществления контроля на автобусных маршрутах;
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
несоответствие категории автомобильной дороги существующей интенсивности движения;
диспропорция между ростом автопарка и развитием улично-дорожной сети;
большой износ автопарка предприятий и организаций, эксплуатация выработавшего ресурсы автотранспорта, принадлежащего юридическим и физическим лицам;
недостаточный уровень технической оснащенности подразделений УГИБДД;
недостатки в содержании технических средств регулирования дорожного движения.
Быстрый рост численности автопарка за последние годы (табл. 7)
и массовое включение в дорожное движение перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что привело к росту аварийности. Однако начиная с 2003 года наблюдается положительная динамика снижения тяжести последствий ДТП (табл. 8).
Укоренившиеся тенденции и характер проблемы требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, формирования эффективных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и негосударственных структур при наиболее полном учете интересов граждан.
Таблица 7
Количество транспортных средств в Чувашской Республике
(единиц)
+----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦ 2000 г.¦ 2001 г.¦2002 г. ¦ 2003 г.¦2004 г. ¦ 2005 г.¦
+----------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
Легковые 93998 97915 103732 102569 113628 121146
Грузовые 39466 39147 38229 39222 44829 44241
Автобусы 5541 5303 6213 7439 6818 6971
Мотоциклы 42565 40966 40043 36550 38396 37785
Таблица 8
Динамика дорожно-транспортных происшествий
в Чувашской Республике
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Показатели ¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
Количество ДТП 892,4 954,9 1039,6 1220,6 1206,9 1224,9
на 10 тыс. км
автомобильных
дорог
Количество 122,8 129,1 144,4 175,0 172,6 179,7
пострадавших
на 100 тыс.
населения
Количество ДТП 67,2 70,7 76,2 88,5 78,5 81,0
на 10 тыс.
транспортных
средств
Количество 15,0 14,9 16,0 13,9 13,1 13,1
погибших на
100 пострадавших
(тяжесть
последствий ДТП)
Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в Чувашской Республике, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Во всем мире эти меры реализуются в рамках специальных общенациональных программ повышения безопасности дорожного движения. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4 - 8%.
Основными факторами, от которых зависит количество происшествий, являются время и место ДТП (табл. 9),
тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители транспортных средств, пешеходы). Определение подгруппы, на которую приходится наибольшее количество происшествий, включает в себя распределение количества ДТП по действию факторов риска. В число факторов риска, которые могут быть связаны с ДТП, входят время суток, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п. Анализ показывает, что наибольшее количество ДТП приходится на вторую половину суток, а именно на промежуток времени с 12 до 24 часов - около 70%, причем резкий скачок количества происшествий наблюдается с 15 до 21 часа - около 40% от общего количества (табл. 10).
Таблица 9
Относительные показатели аварийности на основных автодорогах
в Чувашской Республике за 2005 год
+---------------+---------+-----------+------+--------+----------+
¦ Дорога ¦ М-7 ¦ А-151 ¦"Сура"¦ "Аниш" ¦Чебоксары ¦
¦ ¦ "Волга" ¦"Цивильск -¦ ¦ ¦- Сурское ¦
¦ ¦ ¦Ульяновск" ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------+-----------+------+--------+----------+
Протяженность, 195,028 123,0 87,7 165,6 194,6
км
Количество ДТП 197 104 14 11 77
Количество 65 41 3 3 22
погибших
Количество 244 158 15 15 110
раненых
Количество ДТП 101,0 84,6 16,0 6,6 39,6
на 100 км
Количество 33,3 33,3 3,4 1,8 11,3
погибших
на 100 км
Количество 125,1 128,5 17,1 9,1 56,5
раненых
на 100 км
Тяжесть 21,0 20,6 16,7 16,7 16,7
]]> организации оказания
медицинской помощи лицам,
пострадавшим в результате
ДТП
1.19. Апробация и введение в ГКЧС Чувашии 2010 - федеральный 14000 5000 4500 4500
действие системного проекта 2012 бюджет
по организации работ по
ликвидации последствий ДТП
Всего по разделу I 73696 15 25 20 1105 18607 17212 36712
в том числе: федеральный 46960 0 0 0 115 16615 15115 15115
бюджет
республиканский 20000 0 0 0 0 0 0 20000
бюджет
Чувашской
Республики
местные 4576 0 0 0 430 1402 1422 1322
бюджеты
внебюджетные 2160 15 25 20 560 590 675 275
источники
II. Совершенствование организации дорожного движения
2.1. Строительство шести администрация 2010 - федеральный 140000 45000 45000 50000
подземных (надземных) г. Чебоксары 2012 бюджет
пешеходных переходов в 60000 20000 20000 20000
г. Чебоксары бюджет
г. Чебоксары
2.2. Обустройство наиболее Минстрой Чувашии, 2010 - федеральный 84000 28000 28000 28000
опасных участков органы местного 2012 бюджет
улично-дорожной сети самоуправления
дорожными ограждениями муниципальных местные бюджеты 36000 12000 12000 12000
районов и городских
округов
2.3. Создание системы Минстрой Чувашии, 2009 - местные бюджеты 16000 4000 4000 4000 4000
маршрутного ориентирования органы местного 2012
участников дорожного самоуправления
движения (установка муниципальных
дорожных знаков, нанесение районов и городских
дорожной разметки) округов
2.4. Внедрение АСУД и УГИБДД, органы 2009 - в пределах
модернизация светофорных местного 2012 средств,
объектов (оснащение самоуправления предусмотренных
светодиодными светофорами, муниципальных на текущую
современными управляющими районов и городских деятельность
контроллерами, детекторами округов
транспорта, табло обратного
отсчета времени
разрешающего сигнала,
дополнительными звуковыми
сопровождающими
устройствами)
2.5. Строительство, содержание, органы местного 2009 - республиканский 40190 9200 9200 9790 12000
модернизация и ремонт самоуправления 2012 бюджет
технических средств Чувашской
организации дорожного Республики
движения в муниципальных
образованиях,
в том числе:
в городских округах:
г. Чебоксары 36334 8333 8333 8833 10835
г. Новочебоксарск 1850 420 420 450 560
г. Канаш 890 200 200 220 270
г. Шумерля 430 95 95 110 130
г. Алатырь 405 90 90 105 120
в Ядринском городском 281 62 62 72 85
поселении
(п. 2.5 в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 31.08.2009 № 282)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.6. Оснащение подразделений УГИБДД 2009 - федеральный 6000 3000 3000
дорожно-патрульной службы 2010 бюджет
ГИБДД информационно-
управляющими системами,
интегрированными с Единой
государственной системой
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
2.7. Разработка и реализация Упрдор "Волга" <*>
2006 - в пределах
мероприятий по снижению 2012 средств,
аварийности на сети предусмотренных
автомобильных дорог общего на текущую
пользования федерального деятельность
значения на территории
Чувашской Республики
2.8. Согласование расписаний ГУП Чувашской ежегодно в пределах
движения рейсового Республики средств,
пассажирского, "Чувашавтотранс", предусмотренных
автомобильного и Казанское и на текущую
железнодорожного транспорта Муромское деятельность
на переездах отделения ГЖД <*>
,
ЧАТС <*>
2.9. Реализация мероприятий по Казанское и ежегодно в пределах
снижению аварийности на Муромское средств,
железнодорожных переездах отделения ГЖД предусмотренных
на текущую
деятельность
Всего по разделу II 382190 0 0 0 16200 121200 118790 126000
в том числе: федеральный 230000 0 0 0 3000 76000 73000 78000
бюджет
республиканский 40190 0 0 0 9200 9200 9790 12000
бюджет
Чувашской
Республики
местные бюджеты 112000 0 0 0 4000 36000 36000 36000
III. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
3.1. Проведение анализа УГИБДД 2006 - в пределах
обстановки на наиболее 2012 средств,
опасных участках автодороги предусмотренных
М-7 "Волга" на текущую
деятельность
3.2. Разработка и реализация УГИБДД, УГАДН 2006 - в пределах
планов межведомственных по Чувашской 2012 средств,
оперативно-профилактических Республике предусмотренных
мероприятий по сокращению Ространснадзора <*>
, на текущую
аварийности и дорожно- ВОА, Гостехнадзор деятельность
транспортного травматизма Чувашии
с рассмотрением итогов на
Правительственной и
районных (городских)
комиссиях по обеспечению
безопасности дорожного
движения: "Пешеход",
"Скорость", "Автобус",
"Школьный автобус",
"Внимание - переезд!",
"Обгон", "Бахус", "Внимание
- дети!", "Челнок",
"Дорожный знак", "Трактор"
3.3. Совершенствование процесса УГИБДД ежегодно в пределах
прохождения средств,
автомототранспортом, предусмотренных
зарегистрированным на на текущую
территории Чувашской деятельность
Республики, регулярного
государственного
технического осмотра
3.4. Оснащение подразделений УГИБДД
дорожно-патрульной службы
ГИБДД:
комплексами видеофиксации 2009 - федеральный 14000 7000 7000
нарушений правил дорожного 2010 бюджет
движения местные 6000 3000 3000
бюджеты
специальным транспортом, 2006 - местные 7800 1800 1800 2100 2100
оборудованным средствами 2012 бюджеты
контроля и выявления
правонарушений
приборами для определения 2009 местные 1560 1560
паров алкоголя в выдыхаемом бюджеты
воздухе
блокирующими устройствами 2009 местные 680 680
бюджеты
техническими комплексами 2009 - в пределах
для приема экзаменов у 2010 средств,
кандидатов в водители предусмотренных
на текущую
деятельность
Всего по разделу III 30040 0 0 0 14040 11800 2100 2100
в том числе: федеральный 14000 0 0 0 7000 7000 0 0
бюджет
местные 16040 0 0 0 7040 4800 2100 2100
бюджеты
IV. Мероприятия по снижению аварийности на железнодорожных переездах на территории Чувашской Республики в 2006 - 2012 годах
4.1. Ежеквартальный анализ Казанское ежегодно в пределах
состояния безопасности и Муромское средств,
движения поездов и отделения ГЖД предусмотренных
автотранспорта на на текущую
железнодорожных переездах деятельность
4.2. Проведение комиссионных Казанское ежегодно в пределах
осмотров железнодорожных и Муромское средств,
переездов в соответствии с отделения ГЖД предусмотренных
требованиями Инструкции по на текущую
эксплуатации деятельность
железнодорожных переездов
МПС России
4.3. Информирование органов Казанское ежегодно в пределах
исполнительной власти и Муромское средств,
Чувашской Республики, отделения ГЖД предусмотренных
УГИБДД, УГАДН по Чувашской на текущую
Республике, органов деятельность
прокуратуры о случаях
неустранения предприятиями
дорожного хозяйства
нарушений, выявленных
при комиссионном осмотре на
автодорожных подходах к
переездам и путепроводах, в
установленные актами сроки
4.4. Проведение разъяснительной Казанское ежегодно в пределах
работы среди водительского и Муромское средств,
состава с вручением памяток отделения ГЖД предусмотренных
на текущую
деятельность
4.5. Проведение рейдов и Казанское ежегодно в пределах
проверок на железнодорожных и Муромское средств,
переездах совместно с ГИБДД отделения ГЖД предусмотренных
на текущую
деятельность
4.6. Регулярное размещение в Казанское ежегодно в пределах
средствах массовой и Муромское средств,
информации материалов о отделения ГЖД предусмотренных
состоянии железнодорожных на текущую
переездов как особо опасных деятельность
источников ДТП
4.7. Организация и проведение Казанское ежегодно в пределах
внеплановых проверок и Муромское средств,
содержания железнодорожных отделения ГЖД предусмотренных
переездов, выполнения на текущую
должностных обязанностей деятельность
дежурными по переездам
Итого по Программе 485926 15 25 20 31345 151607 138102 164812
в том числе: федеральный 290960 0 0 0 10115 99615 88115 93115
бюджет
республиканский 60190 0 0 0 9200 9200 9790 32000
бюджет
Чувашской
Республики
местные 132616 0 0 0 11470 42202 39522 39422
бюджеты
внебюджетные 2160 15 25 20 560 590 675 275
источники
--------------------------------
<*> Мероприятия, предусмотренные Программой, реализуются по согласованию с исполнителем.
<**> Предполагаемые объемы финансирования.
Приложение № 2
к республиканской целевой программе
"Повышение безопасности дорожного движения
в Чувашской Республике
на 2006 - 2012 годы"
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2006 - 2012 ГОДЫ"
(введена Постановлением
Кабинета Министров ЧР от 02.12.2008 № 365,
в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 31.08.2009 № 282)
Экономический эффект от реализации республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике на 2006 - 2012 годы" определяется на основе выполнения установленных целевых индикаторов.
1. Число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, человек - абсолютный показатель, характеризующий число лиц, погибших на месте дорожно-транспортных происшествий либо умерших от их последствий в течение семи последующих суток.
Источником информации о показателе являются данные Чувашстата.
2. Количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тыс. транспортных средств, единиц - относительный показатель, характеризующий количество дорожно-транспортных происшествий на 10 тыс. транспортных средств, зарегистрированных в регионе, в результате которых на месте дорожно-транспортных происшествий люди получили телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток, либо возникла необходимость их амбулаторного лечения (далее - раненые) или произошла их гибель. Рассчитывается по формуле:
S = (S / № ) x 10000,
т д тс
где:
Sт - количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тыс. транспортных средств, единиц;
Sд - количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, единиц;
Nтс - количество транспортных средств, единиц.
Источником информации о показателе являются данные ведомственных отчетов УГИБДД МВД по Чувашии, представляемых в Минстрой Чувашии ежемесячно.
(п. 2 в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 31.08.2009 № 282)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 10 тыс. транспортных средств (транспортный риск), человек - относительный показатель, характеризующий число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в расчете на 10 тыс. транспортных средств, зарегистрированных в Чувашской Республике. Рассчитывается по формуле:
P = (P / № ) x 10000,
т а тс
где:
Pт - число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 10 тыс. транспортных средств, человек;
Pа - число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, человек;
Nтс - количество транспортных средств, единиц.
Источником информации о показателе являются данные ведомственных отчетов УГИБДД МВД по Чувашии, представляемых в Минстрой Чувашии ежемесячно.
4. Число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. жителей (социальный риск), человек - относительный показатель, характеризующий число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в расчете на 100 тыс. жителей Чувашской Республики. Рассчитывается по формуле
P = (P / C ) x 100000,
н а ж
где:
Pн - число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. жителей, человек;
Pа - число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, человек;
Cж - среднегодовая численность жителей, человек.
Источником информации о показателях являются данные Чувашстата.
5. Число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 пострадавших (тяжесть последствий) - относительный показатель, характеризующий удельный вес погибших в общем количестве погибших и раненных в результате дорожно-транспортных происшествий. Рассчитывается по формуле
T = (P / (P + R )) x 100,
п а а а
где:
Tп - число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 пострадавших, человек;
Pа - число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, человек;
Rа - число раненных в результате дорожно-транспортных происшествий, человек.
Источником информации о показателе являются данные ведомственных отчетов УГИБДД МВД по Чувашии, представляемых в Минстрой Чувашии ежемесячно.
6. Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, единиц - абсолютный показатель, характеризующий:
в населенном пункте участки дорог протяженностью до 400 м, на которых в течение года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия;
вне населенных пунктов участки дорог протяженностью до 1000 м, на которых произошло два и более дорожно-транспортных происшествия в течение года или три и более дорожно-транспортных происшествия за последние два года.
Источником информации о показателе являются данные ведомственных отчетов УГИБДД МВД по Чувашии, представляемых в Минстрой Чувашии ежемесячно.
7. Количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет на 10 тыс. транспортных средств, единиц - относительный показатель, характеризующий уровень аварийности в Чувашской Республике по вине водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет на 10 тыс. транспортных средств, зарегистрированных в регионе. Рассчитывается по формуле:
S = (S / № ) x 10000,
п к тс
где:
Sп - количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет на 10 тыс. транспортных средств, единиц;
Sк - количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет, единиц;
Nтс - количество транспортных средств, единиц.
Источником информации о показателе являются данные ведомственных отчетов УГИБДД МВД по Чувашии, представляемых в Минстрой Чувашии ежемесячно.
(п. 7 в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 31.08.2009 № 282)
(см. текст в предыдущей редакции
)
8. Число детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, человек - абсолютный показатель, характеризующий уровень смертности детского населения в результате дорожно-транспортных происшествий в Чувашской Республике.
Источником информации о показателе являются данные ведомственных отчетов УГИБДД МВД по Чувашии, представляемых в Минстрой Чувашии ежемесячно.
(п. 8 в ред. Постановления
Кабинета Министров ЧР от 31.08.2009 № 282)
(см. текст в предыдущей редакции
)