Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2006 г. № 44-Г-40

(извлечение)

Президиум Верховного суда Чувашской Республики
в составе председательствующего, членов
рассмотрел гражданское дело по иску П. к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики о восстановлении на учете участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка для получения субсидии, о возложении обязанности предоставить субсидию, поступившее по надзорной жалобе представителя Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и переданное для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции на основании определения судьи Верховного суда Чувашской Республики от 20 апреля 2006 года.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ответчика, президиум

установил:

П. обратился в суд с иском к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики о восстановлении на учете как участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка для получения субсидии и о возложении обязанности предоставить субсидию.
Исковые требования обоснованы тем, что 1 ноября 2004 года между ним и Сберегательным Банком Российской Федерации был заключен кредитный договор на сумму 389400 руб. на приобретение квартиры в доме № 11 по ул. Ярмарочная г. Чебоксары на срок до 1 ноября 2019 года.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, 17 декабря 2004 года он подал исполнителю Подпрограммы - в Управление по делам молодежи и молодежной политике Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики документы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета.
В указанный период действовало Соглашение между Федеральным агентством по образованию и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2004 года № 897, заключенное в целях реализации указанной подпрограммы, в котором был установлен период рождения (усыновления) ребенка с 1 октября 2003 года по 31 декабря 2004 года для молодых семей, имеющих право на получение субсидии.
Поскольку 19 августа 2004 года у него родился сын, он имел право на получение указанной субсидии. Однако в предоставлении субсидии ему было отказано ввиду распределения выделенных денежных средств другим участникам подпрограммы еще до подачи им документов. По Соглашению, заключенному Федеральным агентством по образованию и Кабинетом Министров Чувашской Республики в 2005 году, период рождения ребенка установлен с 1 октября 2004 года по 31 декабря 2005 года. Ему вновь было отказано в предоставлении субсидии ввиду несоответствия даты рождения его сына указанному периоду.
Он полагает, что ему неправильно отказано в предоставлении субсидии в связи с рождением сына, поскольку все требования законодательства, регулирующие эти правоотношения, им соблюдены.
Представитель ответчика заявленные требования не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 14 декабря 2005 года постановлено восстановить П. на учете для получения субсидии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с рождением 19 августа 2004 года сына.
Возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики обязанность предоставить П. субсидию за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с рождением 19 августа 2004 года сына.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 30 января 2006 года уточнен второй абзац резолютивной части указанного решения с изложением его в следующей редакции: "Возложить на Министерство образования и молодежной политики ЧР обязанность выдать П. свидетельство о получении субсидии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с рождением 19 августа 2004 года сына".
В остальной части кассационная жалоба Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на это же решение оставлена без удовлетворения.
В надзорной жалобе и определении о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Президиум находит подлежащими отмене состоявшиеся по делу судебные постановления по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При разрешении дела судами обеих инстанций допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в следующем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма). В ней было определено, что участником подпрограммы является молодая семья (в рамках настоящей подпрограммы семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.
В соответствии с названным постановлением и в целях реализации подпрограммы Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 г. № 2975 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка" (далее - Правила). Пунктом 2.3 Правил предусмотрено, что одной из задач исполнителей подпрограммы является определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из реальных условий и финансовых возможностей региона.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, на основании федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год по итогам проведенного конкурса по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета между Федеральным агентством по образованию и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено Соглашение № 897 от 12 ноября 2004 года (далее - Соглашение), в котором был установлен период рождения (усыновления) ребенка с 1 октября 2003 года по 31 декабря 2004 года. На следующий финансовый год заключено Соглашение № 358 от 2 июня 2005 г., в котором определены иные периоды рождения (усыновления) ребенка.
Проведя анализ указанных норм материального права, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что ни постановление, ни Правила не содержат положений, ограничивающих предоставление субсидии в зависимости от даты рождения ребенка. Далее, со ссылкой на те же нормативные акты делается вывод о том, что отсутствие финансовых средств на момент обращения с соответствующим заявлением о предоставлении субсидии не предусмотрено в качестве основания для отказа в ее предоставлении.
Однако эти выводы являются ошибочными, они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, разделами 3, 5 подпрограммы на первом этапе ее реализации (2003 - 2004 годы) предусмотрено проведение экспериментов на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы и предусмотрено, что экспериментальные площадки будут определяться государственным заказчиком на основании конкурсного отбора. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса определяется государственным заказчиком. В приложении № 2 к подпрограмме приведены объемы финансирования подпрограммы в 2003 - 2010 годах, в том числе на каждый финансовый год.
В соответствии с Правилами государственный заказчик обеспечивает предоставление средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы, субъектам Российской Федерации на конкурсной основе и заключение с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашений на реализацию указанной подпрограммы. Перечисление субсидий из федерального бюджета исполнителям подпрограммы осуществляется государственным заказчиком в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, определенных государственным заказчиком по итогам конкурса, и подлежит использованию при реализации региональных (муниципальных) программ. Указанные средства федерального бюджета в установленном порядке перечисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из анализа приведенного следует, что на первом этапе реализации подпрограммы (2003 - 2004 годы) прежде всего следует учитывать именно наличие или отсутствие финансирования на соответствующий год в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете" и заключенными с исполнителями подпрограммы соглашениями, в зависимости от чего и решается вопрос о выделении субсидии участнику Подпрограммы.
Из материалов дела следует, что Соглашением № 897 объем финансирования на 2004 год для Чувашской Республики определен в размере 15 млн. рублей. Заявление истца о предоставлении субсидии зафиксировано 17 декабря 2004 года в журнале регистрации, но его семья не смогла получить субсидию, поскольку на момент его обращения выделенные средства федерального бюджета в размере 15 млн. рублей уже были распределены и субсидии были предоставлены другим молодым семьям в порядке очередности подачи документов. Финансирование же производилось в пределах выделенных денежных средств на 2004 год, так как в соответствии с п. 3.10 указанных выше Правил Исполнитель подпрограммы выдает свидетельства участникам подпрограммы в течение пяти рабочих дней с момента поступления средств федерального бюджета. Срок действия свидетельства ограничен рамками текущего финансового года.
Является также необоснованным вывод о том, что положения Соглашений в части ограничения предоставления субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в зависимости от даты рождения ребенка ущемляют права истца, поэтому следует руководствоваться указанными выше постановлением и Правилами, которые эти ограничения не содержат.
Как указано выше, в соответствии с пп. 2.2, 3.4 Правил государственный заказчик (Федеральное агентство по образованию) предоставляет средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, субъектам Российской Федерации на основании заключенного с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашения на реализацию указанной подпрограммы и обеспечивает координацию деятельности исполнителей подпрограммы в ходе ее реализации. Пунктом 2.3 Правил предусмотрено, что одной из задач исполнителей подпрограммы является определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из реальных условий и финансовых возможностей региона.
Поэтому, являясь Государственным заказчиком подпрограммы, Федеральное агентство по образованию совместно с исполнителем программы в субъекте Российской Федерации вправе в соглашениях при определении категорий молодых семей в качестве основания для участия в Подпрограмме определять дату рождения ребенка молодой семьи как одно из условий для реализации подпрограммы и предоставления средств из федерального бюджета. Кроме того, сторонами не оспаривается, что дата рождения у истца сына подпадает под действие Соглашения от 12 ноября 2004 г., в связи с чем он и обратился с заявлением о выдаче субсидии.
По смыслу судебных постановлений, выдача субсидии истцу возможна за рамками соглашений в любой период времени и за пределами данного финансового года. Однако при этом не учтено, что в 2005 году принят другой ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", проводился другой конкурс и составлено другое Соглашение, под действие которого истец для получения субсидии в связи с рождением сына не подпадает. Вместе с тем президиум не исключает возможность получения истцом субсидии на период дальнейшей реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, но по другим основаниям.
Что касается выводов о необходимости восстановления истца на учете для получения субсидии за счет федерального бюджета в связи с рождением ребенка, то суды обеих инстанций не учли, что с момента обращения до настоящего времени он уже состоит на таком учете и, следовательно, предмет спора по делу отсутствует.
Поскольку обстоятельства дела установлены достаточно полно, но судами первой и второй инстанций допущено неправильное применение норм материального права, президиум находит возможным вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 388 и 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

отменить решение Ленинского районного суда гор. Чебоксары Чувашской Республики от 14 декабря 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 30 января 2006 года и вынести по делу новое решение, которым отказать П. в удовлетворении иска к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики о восстановлении на учете для получения субсидии за счет средств, выделяемых на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с рождением 19 августа 2004 года сына и о возложении обязанности по предоставлению указанной субсидии.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru