Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2008 г. по делу № А14-6997-2008/263/29

(извлечение)

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Т-му району Воронежской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью В. (далее - ответчик) финансовых санкций в размере 2465 рублей 40 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, согласно его заявления о рассмотрении в отсутствие его представителя, и ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке п. 3 ч. 2 ст. 123 АПК РФ.
Из заявления следует, что заявитель просит взыскать с ответчика штрафные санкции за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год в размере 2465 рублей 40 коп.
Представитель ответчика мотивированного отзыва не представил, мнения по существу заявленного требования не высказал.
Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в ГУ - Управлении Пенсионного фонда РФ по Т-му району Воронежской области - регистрационный номер № и должен был не позднее 01.03.2008 представить сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2007 год.
Заявителем в ходе проверки (Акт № 131 от 5 мая 2008 года) установлено, что ответчик в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представил индивидуальные сведения по персонифицированному учету за 2007 год, что явилось основанием для принятия решения № 131 от 2 июня 2008 года о привлечении к ответственности в виде финансовых санкций в сумме 2465 рублей 40 коп.
Вышеуказанное решение № 131 и требование № 131 об уплате штрафных санкций от 02.06.2008 ответчиком в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд находит требования ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Т-му району Воронежской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что органы внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 30, статьи 34.1, части 2 статьи 82 НК РФ органы государственного внебюджетного фонда при осуществлении функций налогового контроля в пределах их компетенции наделяются правами и обязанностями налоговых органов.
В соответствии со статьей 31 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски (заявления), в том числе и о взыскании финансовых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о пенсионном страховании.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже при осуществлении своих полномочий по контролю действует на основе специального законодательства и норм НК РФ и его обращение с настоящими требованиями основано на нормах действующего законодательства.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице; физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
В соответствии со статьей 17 названного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как установлено заявителем, подтверждено материалами дела (актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании № 131 от 05.05.2008) и не оспорено ответчиком (статья 65 АПК РФ), индивидуальные сведения за 2007 год им в орган Пенсионного фонда не представлены.
Вместе с тем, поскольку Законом № 27-ФЗ, так же как и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда следует руководствоваться положениями статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения.
В силу статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Согласно пункту 5 статьи 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101.4 НК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные мероприятия налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений статьи 101.4 НК РФ следует, что рассмотрение акта и других материалов, а также принятие по ним решения осуществляется непосредственно руководителем органа Пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
Пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, привлекаемого к ответственности, участвовать в рассмотрении результатов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица на представление своих объяснений.
Как установлено материалами дела, акт проверки № 131 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании, составлен 05.05.2008, направлен ответчику почтой 06.05.2008 и им получен 10.05.2008. При этом, в акте указано, что рассмотрение материалов проверки и принятие по ним решения состоится 26 мая 2008 года в 10:00 часов. Иная дата его рассмотрения в акте № 131 от 05.05.2008 не указана.
Между тем, решение о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании принято 02.06.2008 в его отсутствие, при этом сведения об извещении ответчика о данной дате фактического рассмотрения акта в материалах дела отсутствуют, заявителем такие сведения не представлены.
Следовательно, органом Пенсионного фонда не обеспечена возможность ответчику участвовать 2 июня 2008 года в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, что в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии закону принятого органом Пенсионного фонда решения № 131 от 02.06.2008 и об отсутствии у Арбитражного суда оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании штрафа с ООО В. на основании указанного решения.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя. В силу статьи 333.37 НК РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований ГУ-УПФ РФ по Т-му району Воронежской области о взыскании с ООО В. 2465 рублей 40 коп. финансовых санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru