16 сентября 2009 года | N 414 |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
К МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А.ФУРСЕНКО
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:
1. Принять Обращение
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к министру образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко (далее - Обращение) согласно приложению.
2. Направить Обращение
в адрес министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко.
Председатель
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
В.А.Тюльпанов
Санкт-Петербург,
Мариинский дворец
16 сентября 2009 года
№ 414
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга
от 16.09.2009 № 414
Уважаемый Андрей Александрович!
1 сентября 2009 года вступил в силу приказ
№ 195 Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2009 года, утвердивший список словарей, грамматик и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка.
В список вошли следующие издания: Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008; Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008; Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008; Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.
Всем памятны знаменитые строки, в которых И.С.Тургенев называет "великий, могучий, правдивый и свободный" русский язык своей "поддержкой и опорой" "во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины". Эти слова могут быть отнесены и к российской культуре, и к российской государственности. На протяжении столетий русский язык является поддержкой и опорой для них. От степени прочности этой опоры зависит будущее России.
Процессы, происходящие в современном русском языке, не раз становились предметом обсуждения ученых, литераторов, педагогов, публицистов. Не раз указывалось на то, что в современной русской устной и письменной речи проявляются тревожные тенденции, которые нужно преодолеть для того, чтобы сохранить русский язык во всем его разнообразии, богатстве и красоте. Необходимость поддержки русского языка признана и на уровне высших органов государственного управления.
В утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации словарях обнаружились новшества, которые допускают варианты в ударениях, падежах, склонениях, ранее считавшиеся недопустимыми. И хотя раньше в словарях тоже допускались варианты, все же складывается такое впечатление, что русский язык намеренно упрощают, отпуская его в вольное плавание. Может быть, так легче скрывать вопиющую безграмотность?
В связи с изложенным возникают вопросы: должно ли государство бороться за сохранение культуры или его роль отныне будет сводиться к узакониванию любых происходящих в культуре изменений; не стоит ли подобные новшества выносить на более широкое обсуждение; должен ли кто-либо нести ответственность за принятие решений, ведущих к падению уровня культуры нации; а также почему Министерство образования и науки Российской Федерации продвигает конкретные справочники, выпущенные не академическим издательством, а одной известной московской издательской компанией, по каким критериям они отбирались как нормативные? Ведь уже есть традиционные специализированные словари, которые составлялись специалистами по орфографии и культуре речи. Почему такие авторы, как Ожегов, Розенталь, Бархударов, которые готовили словари нормативные, толковые, оказались за бортом?
Угроза инфляции ценности русского языка в качестве носителя мировой культуры становится ныне вполне реальной. Можно уничтожить все достижения цивилизации, но нельзя уничтожить язык как божественное достояние народа. Язык сохраняется несмотря на гонения, репрессии, направленные на говорящих на нем людей; язык сохраняется при любой форме правления, при любом политическом строе. Язык можно уничтожить только одновременно с уничтожением народа, который думает, мыслит, говорит, творит на родном языке.