Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2009 г. № 47-ПП

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "SOS" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Мурманской области
от 06.08.2009 № 362-ПП)

В целях приведения региональной целевой программы "SOS" на 2008 - 2010 годы в соответствие с требованиями постановлений Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 310-ПП "О порядке проведения и критериях оценки эффективности долгосрочных целевых программ Мурманской области" и от 19.08.2008 № 395-ПП "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом региональных целевых программ Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
переименовать региональную целевую программу "SOS" на 2008 - 2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 22.06.2007 № 301-ПП/11 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 24.09.2008 № 456-ПП), в долгосрочную целевую программу "SOS" на 2008 - 2010 годы и утвердить ее в новой редакции (прилагается).

Губернатор
Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ





Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 5 февраля 2009 г. № 47-ПП

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"SOS" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Мурманской области
от 06.08.2009 № 362-ПП)

ПАСПОРТ

Наименование программы - "SOS" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения  - постановление  Правительства  Мурманской   области
о разработке Программы от   03.05.2007    №   213-ПП/7     "О    разработке
                       региональной  целевой  программы  "SOS"  на  2008  -
                       2010 годы"

Государственные        -   Комитет   по   взаимодействию   с  общественными
заказчики              организациями и делам молодежи Мурманской области;
                       -   Министерство   здравоохранения   и   социального
                       развития Мурманской области;
                       -  Министерство  образования   и   науки  Мурманской
                       области;
                       -  Комитет   по   культуре  и  искусству  Мурманской
                       области;
                       -  Комитет   по   физической   культуре   и   спорту
                       Мурманской области;
                       - Управление внутренних дел по Мурманской области
(в   ред.  постановления  Правительства  Мурманской области  от  06.08.2009
№ 362-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Государственный        -   Комитет   по   взаимодействию   с  общественными
заказчик -             организациями и делам молодежи Мурманской области
координатор
(в   ред.  постановления  Правительства  Мурманской области  от  06.08.2009
№ 362-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Основные разработчики  - Антинаркотическая комиссия Мурманской области;
Программы              - Управление Федеральной службы  РФ  по контролю  за
                       оборотом   наркотиков    по    Мурманской    области
                       (соисполнитель по согласованию);
                       -   Комитет   по   взаимодействию   с  общественными
                       организациями и делам молодежи Мурманской области;
                       -   Министерство   здравоохранения   и   социального
                       развития Мурманской области;
                       -  Министерство  образования   и   науки  Мурманской
                       области;
                       -  Комитет  по  культуре   и   искусству  Мурманской
                       области;
                       -  Комитет  по  физической   культуре    и    спорту
                       Мурманской области;
                       - Управление внутренних дел по Мурманской области
(в   ред.  постановления  Правительства  Мурманской области  от  06.08.2009
№ 362-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Цели и задачи          - цели Программы:
Программы              1.  Минимизация  последствий   удара   второй  волны
                       наркоэпидемии.
                       2. Создание надежной защиты  от  последующих  витков
                       наркоэпидемии.
                       3.    Предотвращение     кризисных    явлений      в
                       демографической ситуации Мурманской области.
                       4. Повышение уровня  безопасности  жизни   людей  на
                       Кольском полуострове.
                       Задачи Программы:
                       1.    Перевод    антинаркотической     работы      в
                       муниципальных образованиях Мурманской   области   на
                       более высокий качественный уровень.
                       2.  Дальнейшее   развитие   в   Мурманской   области
                       системы   комплексной   профилактики  наркомании   и
                       зависимости    от    психоактивных   веществ   среди
                       населения.
                       3. Совершенствование  системы  выявления, лечения  и
                       реабилитации лиц, употребляющих наркотики.
                       4.  Поддержка   и   стимулирование  целенаправленной
                       профилактической работы  в  различных  сферах  жизни
                       и  деятельности  детей    и    молодежи,   а   также
                       стимулирование     общественной     активности     в
                       организации    сил    социального    противодействия
                       распространению наркомании

Важнейшие целевые      +---+------------------+-------------------+
индикаторы             ¦ № ¦   Индикаторы и   ¦        Годы       ¦
и показатели           ¦п/п¦    показатели    +----+----+----+----+
                       ¦   ¦                  ¦2007¦2008¦2009¦2010¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 1 ¦Снижение          ¦ 420¦ 410¦ 400¦ 390¦
                       ¦   ¦совокупного       ¦ед. ¦ед. ¦ед. ¦ед. ¦
                       ¦   ¦показателя        ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦болезненности     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркоманиями и    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦злоупотреблением  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркотиками с     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦вредными          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦последствиями (на ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦100 тыс. чел.)    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 2 ¦Увеличение        ¦  56¦  59¦  62¦  65¦
                       ¦   ¦совокупного       ¦ед. ¦ед. ¦ед. ¦ед. ¦
                       ¦   ¦показателя (по    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦двум группам      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦учета)            ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦распространенности¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦употребления      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркотиков среди  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦несовершеннолетних¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦(на 100 тыс. чел.)¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 3 ¦Снижение до 65 -  ¦75 %¦72 %¦70 %¦65 -¦
                       ¦   ¦70 % доли         ¦    ¦    ¦    ¦70 %¦
                       ¦   ¦наркогенного пути ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦заражения ВИЧ-    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦инфекцией         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 4 ¦Сохранение в      ¦ 2 %¦ 2 %¦ 2 %¦ 2 %¦
                       ¦   ¦пределах 2 %      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦числа             ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦призывников,      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦признанных        ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦военно-врачебной  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦комиссией области ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦негодными к       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦воинской службе в ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦связи с           ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦употреблением     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркотиков, в %   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 5 ¦Сохранение        ¦ 500¦ 500¦ 500¦ 500¦
                       ¦   ¦постоянного уровня¦чел.¦чел.¦чел.¦чел.¦
                       ¦   ¦обращаемости за   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦специализированной¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦стационарной      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркологической   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦помощью           ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦(количество       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦больных           ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркоманией,      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦прошедших         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦стационарное      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦лечение)          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 6 ¦Сохранение        ¦1700¦1700¦1700¦1700¦
                       ¦   ¦постоянного уровня¦чел.¦чел.¦чел.¦чел.¦
                       ¦   ¦обращаемости за   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦специализированной¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦амбулаторной      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркологической   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦помощью           ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦(количество       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦больных           ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркоманией,      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦прошедших         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦амбулаторное      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦лечение)          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 7 ¦Снижение процента ¦39 %¦38 %¦37 %¦36 %¦
                       ¦   ¦утвердительных    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦ответов в         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦анонимных анкетах ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦на вопрос о       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наличии хотя бы   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦однократного      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦эпизода           ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦употребления      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркотических     ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦веществ           ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 8 ¦Сохранение        ¦1500¦1500¦1500¦1500¦
                       ¦   ¦постоянного       ¦ед. ¦ед. ¦ед. ¦ед. ¦
                       ¦   ¦количества        ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦специальных       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦лабораторных      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦экспертиз фактов  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦потребления       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркотиков        ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+
                       ¦ 9 ¦Увеличение        ¦ 9 %¦10 %¦11 %¦12 %¦
                       ¦   ¦процента          ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦наркозависимых в  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦ремиссии по       ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦отношению к общему¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦количеству        ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       ¦   ¦состоящих на учете¦    ¦    ¦    ¦    ¦
                       +---+------------------+----+----+----+----+

Сроки и этапы          2008 - 2010 годы
реализации Программы

Объемы и источники     - общие затраты на реализацию  Программы   за   счет
финансирования         средств  областного  бюджета  составят  9267,7  тыс.
                       руб., в том числе:
                       2008 г. - 3416,5 тыс. руб.;
                       2009 г. - 2499,1 тыс. руб.;
                       2010 г. - 3352,1 тыс. руб.
(позиция    в   ред.   постановления   Правительства   Мурманской   области
от 06.08.2009 № 362-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые конечные     - постепенное  снижение  спроса   на   наркотические
результаты реализации  вещества среди подростков и молодежи;
Программы и показатели - повышение  привлекательности   для   подростков  и
социально-             молодежи здорового и позитивного образа жизни;
экономической          -   повышение    информированности    родителей    о
эффективности          проблеме наркомании и мерах по ее предотвращению;
                       -  сохранение  и  повышение    в    конечном   итоге
                       качества трудового  и  интеллектуального  потенциала
                       Мурманской области

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа

Проблема наркотизма, наркоугрозы относится к тем вопросам, которые не просто необходимо держать на постоянном контроле, но и самое главное - просчитывать контрмеры даже при кажущемся благополучии.
Наркоугроза остается в Мурманской области серьезным препятствием для стабильного социально-экономического развития. Наркотизация подростков и молодежи однозначно при любых условиях приводит общество к целому ряду проблем: резкому сокращению трудового и интеллектуального потенциала, росту преступности, стремительному распространению социально опасных инфекций (ВИЧ/СПИДа, гепатитов "B", "C").
Необходимо отметить, что благодаря тем программам "SOS", которые принимались до 2005 года, удалось остановить наркоэпидемию так называемой "первой волны" и снизить областной показатель заболеваемости наркоманиями (см. диаграмму).

Диаграмма не приводится.

Фактически мы получили подтверждение, что выбранными для реализации Программы средствами действительно можно сдерживать наркоэпидемию. К этим средствам относятся:
- первичная профилактика, а именно информирование подростков, молодежи об опасности экспериментов с наркотиками;
- обучение специалистов, работающих с подростками и молодежью, методам профилактической работы, в том числе обучение родителей;
- вторичная и третичная профилактика, а именно раннее выявление, лечение наркозависимых и их реабилитация;
- обучение специалистов по лечению и реабилитации зависимых новым методикам и подходам, в том числе в рамках международных проектов.
Мировая практика показывает, что силовое воздействие на незаконный оборот наркотиков, то есть меры по снижению доступности наркотиков, являются лишь частью эффективной антинаркотической политики. Основная доля усилий и средств направляется именно на профилактику наркомании, включающую как предупреждение знакомства с наркотиками (самая трудная работа), так и помощь тем, кто уже зависит от наркотиков или иных психоактивных веществ.
Уже в конце 2004 года в наркологической ситуации наметились негативные тенденции, на основе которых была спрогнозирована вторая волна наркоэпидемии в Мурманской области. Первая волна характеризовалась вовлечением молодежи практически сразу в употребление героина. Вторая отличается тем, что приобщение к наркотикам происходит преимущественно через препараты каннабисной и амфетаминовой групп, которые позиционируются как "легкие", не требуют инъекций, очень долго сохраняют иллюзию отсутствия зависимости. Согласно главной наркологической аксиоме огромное число таких потребителей перейдет рано или поздно к опийным инъекционным наркотикам, что уже имеет место (см. диаграмму).

Диаграмма не приводится.

Эта диаграмма иллюстрирует три наиболее проблемных момента в динамике наркоситуации:
1. Рост более чем в два раза числа случаев потребления опиатов (в подавляющем большинстве случаев - героина), что объясняется упомянутой выше наркологической аксиомой.
2. Рост более чем в два раза случаев потребления препаратов конопли, что свидетельствует о сохранении либерального отношения к этому опасному наркотику, с одной стороны, и продолжающемся накоплении массы потенциальных героиновых наркоманов - с другой.
3. Рост почти в два раза случаев сочетанного употребления наркотиков, что неизбежно влечет снижение реабилитационного потенциала этой категории наркозависимых и, соответственно, вероятности их возвращения к трезвой жизни.
Таким образом, актуальная наркологическая ситуация в Мурманской области характеризуется столкновением двух факторов-антагонистов, один из которых управляемый, второй - неуправляемый инерционный.
Управляемый фактор - это интенсивная работа по предупреждению развития наркомании у сегодняшнего поколения подростков и молодежи, включающая в первую очередь первичную профилактику: создание условий минимальной доступности наркотиков; максимальный охват населения наркологическими освидетельствованиями; максимальная доступность и преемственность наркологической помощи, в том числе альтернативной.
К неуправляемому фактору относятся: неизбежное инерционное увеличение числа наркозависимых за счет давления второй волны наркоэпидемии; провоцирующее влияние современной мировой наркотической субкультуры, которая уже интегрировалась в культуру массовую, легальную; появление на "черном рынке" новых наркотических веществ, а также различных сильнодействующих веществ и лекарственных препаратов, не относящихся к наркотикам, но подготавливающих почву для развития наркомании.
Разработка данной Программы необходима для улучшения наркологической ситуации в Мурманской области с целью обеспечения социальной и политической стабильности в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2015 года.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы
ее реализации, целевые индикаторы и показатели

Цели Программы:
1. Минимизация последствий удара второй волны наркоэпидемии.
2. Создание надежной защиты от последующих витков наркоэпидемии.
3. Предотвращение кризисных явлений в демографической ситуации Мурманской области.
4. Повышение уровня безопасности жизни людей на Кольском полуострове.
Задачи Программы:
1. Перевод антинаркотической работы в муниципальных образованиях Мурманской области на более высокий качественный уровень.
2. Дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ среди населения.
3. Совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.
4. Поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании.
Программа будет выполняться в 2008 - 2010 годах.
Для оценки эффективности реализации поставленных целей будут использоваться следующие индикаторы и показатели:

+---+----------------------------------+---------------------------------------+
¦ № ¦     Индикаторы и показатели      ¦                 Годы                  ¦
¦п/п¦                                  +---------+---------+---------+---------+
¦   ¦                                  ¦  2007   ¦  2008   ¦  2009   ¦  2010   ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1 ¦Снижение совокупного показателя   ¦  420 ед.¦  410 ед.¦  400 ед.¦  390 ед.¦
¦   ¦болезненности наркоманиями и      ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦злоупотреблением наркотиками с    ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦вредными последствиями (на 100    ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦тыс. чел.)                        ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 2 ¦Увеличение совокупного показателя ¦   56 ед.¦   59 ед.¦   62 ед.¦   65 ед.¦
¦   ¦(по двум группам учета)           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦распространенности употребления   ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦наркотиков среди                  ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦несовершеннолетних (на 100 тыс.   ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦чел.)                             ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 3 ¦Снижение до 65 - 70 % доли        ¦     75 %¦     72 %¦     70 %¦65 - 70 %¦
¦   ¦наркогенного пути заражения ВИЧ-  ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦инфекцией                         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 4 ¦Сохранение в пределах 2 % числа   ¦      2 %¦      2 %¦      2 %¦      2 %¦
¦   ¦призывников, признанных военно-   ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦врачебной комиссией области       ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦негодными к воинской службе в     ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦связи с употреблением наркотиков, ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦в %                               ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 5 ¦Сохранение постоянного уровня     ¦ 500 чел.¦ 500 чел.¦ 500 чел.¦ 500 чел.¦
¦   ¦обращаемости за специализированной¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦стационарной наркологической      ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦помощью (количество больных       ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦наркоманией, прошедших            ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦стационарное лечение)             ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 6 ¦Сохранение постоянного уровня     ¦1700 чел.¦1700 чел.¦1700 чел.¦1700 чел.¦
¦   ¦обращаемости за специализированной¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦амбулаторной наркологической      ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦помощью (количество больных       ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦наркоманией, прошедших            ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦амбулаторное лечение)             ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 7 ¦Снижение процента утвердительных  ¦     39 %¦     38 %¦     37 %¦     36 %¦
¦   ¦ответов в анонимных анкетах на    ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦вопрос о наличии хотя бы          ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦однократного эпизода употребления ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦наркотических веществ             ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 8 ¦Сохранение постоянного количества ¦ 1500 ед.¦ 1500 ед.¦ 1500 ед.¦ 1500 ед.¦
¦   ¦специальных лабораторных экспертиз¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦фактов потребления наркотиков     ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 9 ¦Увеличение процента наркозависимых¦      9 %¦     10 %¦     11 %¦     12 %¦
¦   ¦в ремиссии по отношению к общему  ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   ¦количеству состоящих на учете     ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
+---+----------------------------------+---------+---------+---------+---------+

3. Перечень мероприятий Программы

Программа содержит конкретные мероприятия, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию ее целей (приложение № 1).
Система программных мероприятий включает три раздела и объединяет работу по следующим направлениям:
1. Первичная профилактика наркомании.
2. Вторичная и третичная профилактика наркомании.
3. Мероприятия, направленные на развитие профилактической работы в муниципальных образованиях Мурманской области.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств областного бюджета в формах, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, с привлечением средств из внебюджетных источников. Выделение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы в муниципальных образованиях осуществляется в форме субсидий бюджетам муниципальных образований и с 1 января 2009 года предусматривается на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов. Методика расчета субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям Мурманской области, представлена в приложении № 2.
Государственные заказчики ежегодно составляют и предоставляют в Министерство экономического развития Мурманской области заявку на финансирование Программы в сроки, предусмотренные законодательством о бюджетном процессе.
Министерство финансов Мурманской области и Министерство экономического развития Мурманской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год с учетом поданных бюджетных заявок и прогнозируемых ресурсных возможностей уточняют с государственными заказчиками объемы финансирования Программы.
Приведенные ниже объемы финансирования Программы на 2008 - 2010 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.08.2009 № 362-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

+-----------------------------------------------+---------------------------------+
¦            Государственный заказчик           ¦Финансирование (областной бюджет,¦
¦                                               ¦           тыс. руб.)            ¦
¦                                               +------+--------+--------+--------+
¦                                               ¦всего ¦2008 г. ¦2009 г. ¦2010 г. ¦
+-----------------------------------------------+------+--------+--------+--------+
¦Управление по делам молодежи Мурманской области¦3484,4¦  1264,4¦    1040¦    1180¦
+-----------------------------------------------+------+--------+--------+--------+
¦Министерство здравоохранения Мурманской области¦  3628¦    1346¦     966¦    1316¦
+-----------------------------------------------+------+--------+--------+--------+
¦Министерство образования и науки Мурманской    ¦   959¦     440¦      79¦     440¦
¦области                                        ¦      ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------------------------+------+--------+--------+--------+
¦Комитет по культуре и искусству Мурманской     ¦ 247,3¦    83,1¦    81,1¦    83,1¦
¦области                                        ¦      ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------------------------+------+--------+--------+--------+
¦Министерство социального развития Мурманской   ¦    39¦      13¦      13¦      13¦
¦области                                        ¦      ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------------------------+------+--------+--------+--------+
¦Управление внутренних дел по Мурманской области¦   700¦     200¦     250¦     250¦
+-----------------------------------------------+------+--------+--------+--------+
¦Комитет по физической культуре и спорту        ¦   210¦      70¦      70¦      70¦
¦Мурманской области                             ¦      ¦        ¦        ¦        ¦
+-----------------------------------------------+------+--------+--------+--------+

]]>
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                                                  ¦
+----+-------------------------------+-----------+----------+-------+-------+-------+---------------+
¦3.63¦Выпуск памяток и буклетов по   ¦весь период¦      60,0¦   20,0¦   20,0¦   20,0¦Комитет по     ¦
¦    ¦профилактике наркомании        ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦взаимодействию ¦
¦    ++------------------------------+           +----------+-------+-------+-------+с общественными¦
¦    ¦¦в т.ч. прочие нужды           ¦           ¦      60,0¦   20,0¦   20,0¦   20,0¦организациями  ¦
¦    ¦¦                              ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦и делам        ¦
¦    ¦¦                              ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦молодежи       ¦
¦    ¦¦                              ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦Мурманской     ¦
¦    ¦¦                              ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦области,       ¦
¦    ¦¦                              ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦администрация  ¦
¦    ¦¦                              ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦ЗАТО Скалистый ¦
+----++------------------------------+-----------+----------+-------+-------+-------+---------------+
¦в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.08.2009 № 362-ПП                       ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                                                  ¦
+----+-------------------------------+-----------+----------+-------+-------+-------+---------------+
¦3.64¦Фестиваль-конкурс школьных и   ¦весь период¦      58,0¦      0¦   29,0¦   29,0¦Управление по  ¦
¦    ¦студенческих агитбригад "Быть  ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦делам молодежи ¦
¦    ¦здоровым - это стильно!",      ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦Мурманской     ¦
¦    ¦                        в т.ч.:¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦области,       ¦
¦    ++------------------------------+           +----------+-------+-------+-------+администрация  ¦
¦    ¦¦прочие нужды                  ¦           ¦      58,0¦      0¦   29,0¦   29,0¦ЗАТО г.        ¦
¦    ¦¦                              ¦           ¦          ¦       ¦       ¦       ¦Полярный       ¦
+----++------------------------------+-----------+----------+-------+-------+-------+---------------+
¦п. 3.64 введен постановлением Правительства Мурманской области от 06.08.2009 № 362-ПП              ¦
+------------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+---------------+
¦Итого по разделу,                               ¦    3164,4¦ 1104,4¦   1040¦   1020¦               ¦
¦                                         в т.ч.:¦          ¦       ¦       ¦       ¦               ¦
++-----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+               ¦
¦¦ст. 310                                        ¦      79,0¦   79,0¦      0¦      0¦               ¦
¦+-----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+               ¦
¦¦прочие нужды                                   ¦    3085,4¦ 1025,4¦   1040¦   1020¦               ¦
++-----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+---------------+

+-------------------------+-----------------+--------------------+--------------------+--------------------+
¦     Статьи расходов     ¦Всего (тыс. руб.)¦2008 год (тыс. руб.)¦2009 год (тыс. руб.)¦2010 год (тыс. руб.)¦
+-------------------------+-----------------+--------------------+--------------------+--------------------+
¦Итого по программе "SOS",¦           9267,7¦              3416,5¦              2499,1¦              3352,1¦
¦             в том числе:¦                 ¦                    ¦                    ¦                    ¦
++------------------------+-----------------+--------------------+--------------------+--------------------+
¦¦ст. 310                 ¦              597¦               539,0¦                58,0¦                   0¦
¦+------------------------+-----------------+--------------------+--------------------+--------------------+
¦¦прочие нужды            ¦           8670,7¦              2877,5¦              2441,1¦              3352,1¦
++------------------------+-----------------+--------------------+--------------------+--------------------+

(таблица в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.08.2009 № 362-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

+--------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦             Заказчик           ¦Всего (тыс. рублей)¦  2008 год   ¦  2009 год   ¦  2010 год   ¦
¦                                ¦                   ¦(тыс. рублей)¦(тыс. рублей)¦(тыс. рублей)¦
+--------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Управление по делам молодежи    ¦             3484,4¦       1264,4¦       1040,0¦       1180,0¦
¦Мурманской области,             ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦                    в том числе:¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦ст. 310                        ¦               79,0¦         79,0¦             ¦             ¦
¦+-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦прочие нужды                   ¦             3405,4¦       1185,4¦       1040,0¦       1180,0¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Министерство здравоохранения    ¦             3628,0¦       1346,0¦        966,0¦       1316,0¦
¦Мурманской области,             ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦                    в том числе:¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦ст. 310                        ¦              400,0¦        400,0¦             ¦             ¦
¦+-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦прочие нужды                   ¦             3228,0¦        946,0¦        966,0¦       1316,0¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Министерство образования и науки¦              959,0¦        440,0¦         79,0¦        440,0¦
¦Мурманской области,             ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦                    в том числе:¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦ст. 310                        ¦                  0¦            0¦            0¦            0¦
¦+-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦прочие нужды                   ¦              959,0¦        440,0¦         79,0¦        440,0¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Министерство социального        ¦                 39¦           13¦           13¦           13¦
¦развития Мурманской области,    ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦                    в том числе:¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦ст. 310                        ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦+-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦прочие нужды                   ¦                 39¦           13¦           13¦           13¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Комитет по культуре и искусству ¦              247,3¦         83,1¦         81,1¦         83,1¦
¦Мурманской области,             ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦                    в том числе:¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦ст. 310                        ¦                118¦           60¦           58¦             ¦
¦+-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦прочие нужды                   ¦              129,3¦         23,1¦         23,1¦         83,1¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Комитет по физической культуре и¦                210¦           70¦           70¦           70¦
¦спорту Мурманской области,      ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦                    в том числе:¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦ст. 310                        ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦+-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦прочие нужды                   ¦                210¦           70¦           70¦           70¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Управление внутренних дел по    ¦                700¦          200¦          250¦          250¦
¦Мурманской области,             ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦                    в том числе:¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦ст. 310                        ¦                   ¦             ¦             ¦             ¦
¦+-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+
¦¦прочие нужды                   ¦                700¦          200¦          250¦          250¦
++-------------------------------+-------------------+-------------+-------------+-------------+

(таблица в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.08.2009 № 362-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)





Приложение № 2
к Программе

УСЛОВИЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И МЕТОДИКА РАСЧЕТА СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РАЗДЕЛОМ 3 ПЕРЕЧНЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "SOS" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Мурманской области
от 06.08.2009 № 362-ПП)

Субсидия предоставляется следующим муниципальным образованиям: гг. Апатиты, Кировск, Мурманск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, Кандалакшский район, Ковдорский район, Кольский район, Ловозерский район, Печенгский район, Терский район, ЗАТО п. Видяево, ЗАТО Скалистый, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО г. Полярный, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Снежногорск.
Субсидии предоставляются в соответствии с договорами о совместной деятельности по реализации указанных мероприятий Программы между Комитетом по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области и органами местного самоуправления муниципальных образований - получателями субсидий.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 06.08.2009 № 362-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае несоблюдения органом местного самоуправления муниципального образования вышеуказанных условий субсидия муниципальному образованию не предоставляется.
Предельно допустимый ежегодный размер субсидий муниципальным образованиям Мурманской области для реализации мероприятий раздела 3 перечня мероприятий долгосрочной целевой программы "SOS" на 2008 - 2010 годы определяется по следующей формуле:

             Z(m)
    S = K --------- X,
             Z(f)

где:
S - допустимый ежегодный размер субсидии;
K - параметр затрат на душу населения для реализации антинаркотической политики согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" (составляет 4 рубля 10 копеек на человека в год);
Z(m) - показатель заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков в Мурманской области;
Z(f) - федеральный показатель заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков;
X - численность всего населения муниципального образования.
В случае достижения областным показателем уровня федерального или в случае дальнейшего его снижения расчет размера субсидий производится без учета данного соотношения по формуле S = K x X.
Размер ежегодных субсидий муниципальным образованиям Мурманской области для реализации мероприятий раздела 3 перечня мероприятий долгосрочной целевой программы "SOS" на 2008 - 2010 годы определяется согласно заявкам муниципальных образований на финансирование конкретных мероприятий по профилактике наркомании с учетом их соотнесения с расчетами по вышеуказанным формулам.
В случае непредвиденных изменений наркологической ситуации под влиянием объективных факторов или при иных изменениях в наркополитике, требующих коррекции вышеуказанного подхода, методика расчета может быть пересмотрена в установленном порядке.





Приложение № 3
к Программе

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "SOS" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

1. Назначение методики

Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки реализации долгосрочной целевой программы "SOS" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.

2. Критерии, применяемые для оценки планируемой
эффективности Программы

Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное и полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.

3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы

Основная цель Программы - улучшить и стабилизировать наркологическую ситуацию в регионе за счет снижения спроса на наркотические средства и психотропные вещества в первую очередь в молодежной среде, а также минимизировать вред, нанесенный второй волной наркоэпидемии.
Ее достижение напрямую будет способствовать снижению распространенности незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств или психотропных веществ в соответствии с формулой Нильса Бейерута, по которой рассчитывается риск развития наркогенного поведения как в отношении индивидуума, так и в отношении социума. Риск равняется произведению двух величин: "М" - индивидуальной восприимчивости (условной переменной, являющейся резистентной к воздействию на нее посредством Программы) и "Е" - экспозиционного давления среды (условной переменной, значение которой возможно уменьшить благодаря реализации Программы).
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе результатов аналитического исследования системы целевых индикаторов, каждый из которых имеет свой источник:

+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ № ¦              Индикатор              ¦ Источник или порядок расчета  ¦
¦п/п¦                                     ¦                               ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 1 ¦Снижение совокупного показателя      ¦стандартные статистические     ¦
¦   ¦болезненности наркоманиями и         ¦показатели наркологической     ¦
¦   ¦злоупотреблением наркотиками с       ¦службы                         ¦
¦   ¦вредными последствиями               ¦                               ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 2 ¦Увеличение совокупного показателя (по¦стандартные статистические     ¦
¦   ¦двум группам учета)                  ¦показатели детской             ¦
¦   ¦распространенности употребления      ¦наркологической службы         ¦
¦   ¦наркотиков среди несовершеннолетних  ¦                               ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 3 ¦Снижение до 65 - 70 % доли           ¦стандартный статистический     ¦
¦   ¦наркогенного пути заражения ВИЧ-     ¦показатель, рассчитываемый     ¦
¦   ¦инфекцией                            ¦эпидемиологической службой     ¦
¦   ¦                                     ¦областного центра по           ¦
¦   ¦                                     ¦профилактике и борьбе со СПИД и¦
¦   ¦                                     ¦инфекционными заболеваниями    ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 4 ¦Сохранение в пределах 2 % числа      ¦стандартный статистический     ¦
¦   ¦призывников, признанных военно-      ¦показатель, рассчитываемый     ¦
¦   ¦врачебной комиссией области негодными¦областной военно-врачебной     ¦
¦   ¦к воинской службе в связи с          ¦комиссией (данный показатель   ¦
¦   ¦употреблением наркотиков             ¦находится на дополнительном    ¦
¦   ¦                                     ¦контроле в Управлении          ¦
¦   ¦                                     ¦Федеральной службы РФ по       ¦
¦   ¦                                     ¦контролю за оборотом наркотиков¦
¦   ¦                                     ¦по Мурманской области)         ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 5 ¦Сохранение постоянного уровня        ¦стандартные статистические     ¦
¦   ¦обращаемости за специализированной   ¦показатели наркологической     ¦
¦   ¦стационарной наркологической помощью ¦службы                         ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 6 ¦Сохранение постоянного уровня        ¦стандартные статистические     ¦
¦   ¦обращаемости за специализированной   ¦показатели наркологической     ¦
¦   ¦амбулаторной наркологической помощью ¦службы                         ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 7 ¦Снижение процента утвердительных     ¦анализ и выведение средней     ¦
¦   ¦ответов в анонимных анкетах на вопрос¦величины по результатам        ¦
¦   ¦о наличии хотя бы однократного       ¦социологических исследований,  ¦
¦   ¦эпизода употребления наркотических   ¦проведенных в текущем году     ¦
¦   ¦веществ                              ¦(выполняется Антинаркотической ¦
¦   ¦                                     ¦комиссией Мурманской области)  ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 8 ¦Сохранение постоянного количества    ¦стандартные статистические     ¦
¦   ¦специальных лабораторных экспертиз   ¦показатели наркологической     ¦
¦   ¦фактов потребления наркотиков        ¦службы                         ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+
¦ 9 ¦Увеличение процента наркозависимых в ¦стандартные статистические     ¦
¦   ¦ремиссии по отношению к общему       ¦показатели наркологической     ¦
¦   ¦количеству состоящих на учете        ¦службы                         ¦
+---+-------------------------------------+-------------------------------+

В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации Программы предполагается использовать критерии социальной эффективности. Социальная эффективность оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей индикаторов по разработанной специально для данной Программы формуле:

         н1    ф2    н3     н4     ф5     ф6     н7     ф8     ф9
     
   --- + --- + ---- + ---- + ---- + ---- + ---- + ---- + ----
         ф1    н2    ф3    ф4(к)   н5     н6     ф7     н8     н9
    Е = ---------------------------------------------------------- x 100 %,
                                    9

где:
Е - эффективность Программы в процентном выражении;
н1 - н9 - нормативные показатели индикаторов;
ф1 - ф9 - фактические показатели индикаторов;
к - специальный коэффициент, на который умножается фактический показатель индикатора № 4 (переменная величина).
Оценка эффективности реализации Программы выражается в следующих категориях:
- до 70 % - низкая;
- от 70 % до 90 % - ниже средней;
- от 80 % до 110 % - средняя;
- от 110 % - высокая.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru