Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2009 г. № 1065-ПП

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В 2008 ГОДУ,
УПРАВЛЕНИИ РИСКОМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБЕСПЕЧЕНИИ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

По данным доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2008 году", в результате реализации комплекса мер по управлению риском для здоровья населения, направленных на решение задач и достижение основных социальных приоритетов Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года ("Уральская семья"), одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2007 № 830-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, № 8-2, ст. 1280) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.04.2008 № 350-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 4-2, ст. 516), от 23.01.2009 № 33-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, № 1-1, ст. 64), от 14.04.2009 № 411-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, № 4-1, ст. 452), санитарно-эпидемиологическая обстановка в Свердловской области в 2008 году характеризуется как стабильная и поддерживается тенденция к улучшению медико-демографической ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности среды обитания для здоровья населения в Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению выводы доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2008 году" и предложения по управлению риском для здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области (прилагаются).
2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Шевелев Ю.П.), Министерству промышленности и науки Свердловской области (Гредин А.Л.), Министерству природных ресурсов Свердловской области (Крючков К.В.), Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (Соловьева В.П.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Чемезов С.М.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.), Министерству экономики и труда Свердловской области (Максимов М.И.), Министерству по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области (Вагенлейтнер В.А.), Министерству культуры Свердловской области (Ветрова Н.К.), Департаменту по делам молодежи Свердловской области (Гущин О.В.) во взаимодействии со Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) (Семенов В.Н.), Федерацией профсоюзов Свердловской области (Ветлужских А.Л.) и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Бусырев С.А.) принять к сведению и использовать при осуществлении деятельности предложения по управлению риском для здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области.
3. Управляющим управленческими округами Свердловской области Клевцу Н.А., Смирнову А.Л., Каблиновой А.Д., Граматику И.И., Нечаеву С.А. принять к сведению и использовать при осуществлении деятельности выводы доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2008 году" и предложения по управлению риском для здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области на территориях соответствующих управленческих округов Свердловской области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области обратить внимание на реализацию мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территориях муниципальных образований в Свердловской области, направленных на профилактику травматизма, отравлений, алкоголизма, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, гепатитов, артериальной гипертонии, сахарного диабета и злокачественных новообразований, снижение инвалидности, благоустройство и санитарную очистку территорий, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов, рекультивацию загрязненных территорий, снабжение населения питьевой водой стандартного качества, организацию и благоустройство санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов, санитарно-гигиеническое образование и обучение, формирование положительного отношения населения к здоровому образу жизни, информирование населения о рисках для здоровья и мерах по его предотвращению и снижению.
5. Рекомендовать организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Свердловской области, обратить внимание на реализацию мер по выполнению законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и снижению негативного воздействия на окружающую среду, по организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов, проведению реабилитационных мероприятий для населения, проживающего в зонах влияния промышленных предприятий, созданию безопасных условий труда и аттестации рабочих мест, проведению профилактических мероприятий для работающих во вредных условиях труда.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А.

Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ





К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 14 сентября 2009 г. № 1065-ПП

ВЫВОДЫ
ДОКЛАДА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008 ГОДУ"

В 2008 году деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области была направлена на реализацию комплекса мер по обеспечению снижения влияния вредных факторов среды обитания на здоровье населения, санитарно-эпидемиологического благополучия, экологической безопасности, сохранения и укрепления здоровья населения на основе предложений по управлению риском для здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области, одобренных Постановлением Правительства Свердловской области от 02.09.2008 № 898-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2007 году, управлении риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 9, ст. 1368). Решение задач по управлению риском осуществлялось с учетом достижения целевых показателей Программы демографического развития Свердловской области на период до 2025 года "Уральская семья", одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2007 № 830-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, № 8-2, ст. 1280) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.04.2008 № 350-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, № 4-2, ст. 516), от 23.01.2009 № 33-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, № 1-1, ст. 64), от 14.04.2009 № 411-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, № 4-1, ст. 452). С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения.
В целом санитарно-эпидемиологическая обстановка в Свердловской области в 2008 году характеризуется как стабильная. В результате выполнения мер по управлению риском для здоровья населения поддерживается тенденция к улучшению медико-демографической ситуации.
По данным социально-гигиенического мониторинга и оценки риска для здоровья населения в последние годы сохраняется тенденция изменения соотношения воздействия на здоровье населения социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов риска в сторону постоянного увеличения доли последних. Негативные факторы финансово-экономического кризиса во второй половине 2008 года не оказали существенного влияния на медико-демографические показатели 2008 года. Около 74,1 процента населения (3,26 млн. человек) было подвержено риску воздействия санитарно-гигиенических и 29,0 процента (1,28 млн. человек) социально-экономических факторов. Продолжается тенденция увеличения влияния на здоровье поведенческих факторов риска и факторов, связанных с образом жизни.
Реализация комплекса мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности населения обеспечила в течение последних лет относительное улучшение качества среды обитания, которая характеризуется следующими показателями:
1) стабильна доля неудовлетворительных проб питьевой воды в разводящей сети по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (15,2 и 4,5 процента соответственно);
2) уменьшается, хотя и незначительно, уровень загрязнения атмосферного воздуха, доля неудовлетворительных проб воздуха по санитарно-химическим показателям составила в 2008 году 2,33 процента (в 2004 году - 4,63 процента);
3) не увеличивается доля неудовлетворительных проб почвы, которая составила по санитарно-химическим показателям 29,65 процента в 2008 году (при уровне 54,17 процента в 2004 году);
4) стабильна доля неудовлетворительных проб продуктов питания по микробиологическим показателем, в 2008 году этот показатель составил 4,8 процента, в 2006 году - 5,4 процента;
5) не превышает допустимых значений коллективная эффективная доза облучения населения, не отмечается прямых эффектов для здоровья от радиационного воздействия;
6) положительна динамика изменения структуры питания населения, увеличивается потребление основных продуктов (мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов, рыбы и рыбных продуктов, молока и молочных продуктов);
7) снижается численность детей, подверженных влиянию неудовлетворительных факторов риска, связанных с условиями обучения и воспитания детей (микроклимат и освещенность, сменность занятий, медицинское обеспечение), улучшается организация питания детей в образовательных учреждениях (выполнение норм по основным продуктам питания составило в 2008 году 98 процентов);
8) снижается доля трудоспособного населения, работающего во вредных условиях труда (в 2008 году - 34 процента, в 2006 году - 37 процентов).
Однако предпринимаемые действия по-прежнему не соответствуют реальным угрозам для здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов риска, определяющих санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Первое место среди санитарно-гигиенических факторов формирования здоровья населения занимает комплексная химическая нагрузка, которой было подвержено в 2008 году 79,5 процента населения области (более 3,49 млн. человек). К территориям риска по комплексному химическому загрязнению относятся: Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Каменск-Уральский, Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ (картограмма 1).

Картограмма 1

КОМПЛЕКСНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА НАСЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ

См. данный графический объект.

К проблемам, определяющим комплексную химическую нагрузку, относятся качество питьевой воды (воздействию подвержено около 1,08 млн. человек), атмосферного воздуха (воздействию подвержено около 2,76 млн. человек), почвы (воздействию подвержено около 2,75 млн. человек) и продуктов питания (воздействию подвержено около 1,02 млн. человек).
По результатам многосредовой оценки риска для здоровья численность населения, подверженного риску в связи с химическим загрязнением среды обитания, в 12 экологически неблагополучных территориях составила около 2,2 млн. человек (более чем 210 тысячам из них требуется первоочередная реабилитационная помощь в связи с высоким риском развития экологически обусловленных заболеваний). В 2008 году ежегодный экономический ущерб для здоровья населения достиг 10,5 млрд. рублей.
Второе место (после комплексной химической нагрузки) по степени влияния на здоровье населения занимают факторы риска, связанные с биологической нагрузкой (в 2008 году их воздействию было подвержено 66,4 процента населения области). Биологическая нагрузка формируется за счет некачественной питьевой воды, продуктов питания, а также почвенного загрязнения (наибольшее воздействие оказывается на детей дошкольного возраста). Территории риска по комплексной биологической нагрузке приведены на картограмме 2.

Картограмма 2

КОМПЛЕКСНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА НАСЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ

См. данный графический объект.

К территориям риска по комплексной биологической нагрузке относятся: Артемовский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Богданович, городской округ Верхняя Пышма, Городской округ Верхняя Тура, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда.
На третьем месте - шумовая нагрузка в селитебных зонах и другие физические факторы (вибрация, микроклимат, освещенность, электромагнитные поля). Доля населения, подверженного шумовой нагрузке, в 2008 году составила 84,8 процента населения области. Территории риска по шумовой нагрузке приведены на картограмме 3. В условиях неудовлетворительного шумового климата проживает более 3,73 млн. человек, увеличилось количество населения, подверженного воздействию электромагнитных излучений (прежде всего за счет расширения сотовой связи).

Картограмма 3

ШУМОВАЯ НАГРУЗКА НА НАСЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ

См. данный графический объект.

К территориям с высокими физическими факторами риска для здоровья населения относятся: Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Каменск-Уральский, Камышловский городской округ, Качканарский городской округ, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ, городской округ Ревда, Режевской городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район.
На четвертом месте - радиационная дозовая нагрузка (в 2008 году воздействию было подвержено 77,1 процента населения). Основными источниками коллективной дозы облучения населения являются естественные источники (78,95 процента от общей дозы облучения населения) и медицинские исследования (20,82 процента от общей дозы облучения населения). Прямых эффектов от воздействия радиационных факторов на здоровье населения в 2008 году, как и в предыдущие годы, не отмечалось. Повышенная индивидуальная нагрузка характерна для территорий с высоким выделением радона и значительным воздействием медицинских рентгенорадиологических процедур. К таким территориям относятся: муниципальное образование город Алапаевск, Белоярский городской округ, городской округ Верхотурский, город Каменск-Уральский, Каменский городской округ, городской округ Карпинск, Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, Невьянский городской округ, городской округ Первоуральск, Режевской городской округ, Серовский городской округ, Сысертский городской округ, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ.
Отмечается стабилизация численности населения, подверженного неблагоприятному влиянию факторов социального неблагополучия (уровень благоустройства, медицинское обеспечение), которая в 2008 году составила около 681,0 тыс. человек. В условиях низкого уровня обеспеченности медицинской помощью проживает около 656,6 тыс. человек. Увеличение обеспеченности населения медицинской помощью на 1 специалиста снижает риск смертности на 6 случаев на 10 тыс. человек. К территориям, где отмечается высокое влияние комплекса этих социальных факторов на состояние здоровья, относятся: муниципальное образование Алапаевское, Артинский городской округ, Ачитский городской округ, Байкаловский муниципальный район, городской округ Верхотурский, Гаринский городской округ, Ивдельский городской округ, Ирбитское муниципальное образование, Каменский городской округ, Камышловский городской округ, Нижнесергинский муниципальный район, Пышминский городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район, Сосьвинский городской округ, Талицкий городской округ, Тугулымский городской округ, Туринский городской округ, Шалинский городской округ.
Здоровье населения в значительной степени зависит от факторов социальной напряженности (задолженность по заработной плате, уровень безработицы, уровень преступности), воздействию которых в Свердловской области подвержено около 1,2 млн. человек. Уменьшение уровня безработицы населения на 1 процент снижает риск преждевременной смерти на 5 случаев на 10 тыс. населения, в трудоспособном возрасте - на 6 случаев на 10 тыс. человек. Возрастает влияние уровня преступности. К территориям риска, где отмечается влияние комплекса факторов социальной напряженности на состояние здоровья, относятся: Артемовский городской округ, Артинский городской округ, Ачитский городской округ, Байкаловский муниципальный район, Городской округ Верхняя Тура, городской округ Верхотурский, Ивдельский городской округ, муниципальное образование город Ирбит, Ирбитское муниципальное образование, город Каменск-Уральский, Камышловский городской округ, муниципальное образование Красноуфимский округ, Качканарский городской округ, Кировградский городской округ, городской округ Красноуральск, Кушвинский городской округ, Нижнесергинский муниципальный район, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Пышминский городской округ, Режевской городской округ, Североуральский городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район, Таборинский муниципальный район, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ, Тугулымский городской округ, Туринский городской округ, Шалинский городской округ.
Значительно возрастает в последние годы роль поведенческих факторов риска (образ жизни, табакокурение, алкоголизм, наркомания, санитарное состояние жилья).
Средняя ожидаемая продолжительность жизни в 2008 году составила 66,9 года, сохраняется тенденция к ее увеличению и в последующие годы (диаграмма 1).

Диаграмма 1

СРЕДНЯЯ ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЛЕТ)

69-+
   ¦                                          66,9
67-+                                65,8     +----+
   ¦                      64,9     +----+    ¦XXXX¦
65-+  63,3               +----+    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
   ¦ +----+     63,2     ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
63-+ ¦XXXX¦    +----+    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
   ¦ ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
61-+ ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
   ¦ ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
59-+ ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
   ¦ ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
57-+ ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
   ¦ ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦    ¦XXXX¦
55-+-+----+----+----+----+----+----+----+----+----++
      2004      2005      2006      2007      2008
                           годы

В целом снижение негативного воздействия факторов риска на здоровье населения (социально-экономических и санитарно-гигиенических) привело к созданию условий, обеспечивающих улучшение медико-демографической ситуации, и увеличению продолжительности жизни населения Свердловской области.
По-прежнему актуальными проблемами в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения остаются:
1. Состояние атмосферного воздуха и почвы. На территориях 13 муниципальных образований в Свердловской области, отнесенных к списку муниципальных образований с экологически неблагополучной обстановкой (Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Каменск-Уральский, Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, городской округ Ревда, Серовский городской округ, Режевской городской округ), концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе регулярно превышают предельно допустимые величины. Воздействию этих загрязнений подвергается более 2,27 млн. человек.
Увеличивается загрязнение атмосферного воздуха, связанное с выбросами автотранспорта.
Приоритетными веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются вещества, обладающие высокой токсичностью: пыль, включая ее мелкодисперсные фракции, свинец, бенз(а)пирен, диоксид серы, диоксид азота, формальдегид. Общее количество населения, подверженного воздействию пыли, составляет более 1,5 млн. человек. Подвержено влиянию бенз(а)пирена около 1,2 млн. человек. Численность населения, подверженного воздействию диоксида серы, составляет 1,3 млн. человек, диоксида азота - более 1,6 млн. человек.
Не решена проблема обоснования и обустройства санитарно-защитных зон промышленных предприятий, объектов и сооружений, включая отселение жителей. На территориях 525 санитарно-защитных зон проживает более 436,4 тыс. человек, подверженных негативному воздействию загрязнения атмосферного воздуха.
Остается высокой роль почвы как источника вторичного загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха. Почвенно-пылевой путь поступления загрязняющих веществ, особенно в организм детей, является приоритетным. В 2008 году зарегистрировано 27,2 процента неудовлетворительных проб почвы по санитарно-химическим показателям на территориях дошкольных и школьных образовательных учреждений (в 2007 году - 13,8 процента). В целом под воздействием веществ первого класса опасности (бенз(а)пирен, кадмий, мышьяк, ртуть, селен, цинк) находится 2,7 млн. человек, второго класса (кобальт, медь, никель, сурьма, хром, бор) - более 2,3 млн. человек, свинца - 2,8 млн. человек (61 процент населения области). Территориями с наиболее высоким загрязнением почв являются: Березовский городской округ, городской округ Богданович, городской округ Верхний Тагил, Верхнесалдинский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", город Каменск-Уральский, Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, Невьянский городской округ, городской округ Первоуральск, Режевской городской округ, городской округ Ревда.
Доля проб почвы по микробиологическим показателям, не соответствующим гигиеническим требованиям, в 2008 году составила 12,4 процента (в 2004 году - 6,1 процента). В наибольшей степени микробиологическое загрязнение почвы характерно для Асбестовского городского округа, Артемовского городского округа, городского округа Богданович, муниципального образования "город Екатеринбург", городского округа Верхняя Пышма.
Серьезную проблему представляет складирование и переработка промышленных и бытовых отходов. Практически отсутствуют полигоны для обеззараживания и захоронения токсичных промышленных отходов 1 и 2 классов опасности. Около 25 процентов мест захоронения бытовых отходов - не санкционированы. Только 28,8 процента санкционированных мест захоронения бытовых отходов (свалок) соответствуют требованиям санитарных правил. На 23,2 процента обследованных территорий выявлены нарушения санитарных правил по содержанию территорий населенных мест. Схемы санитарной очистки территорий разработаны только для 55 процентов населенных пунктов Свердловской области. Наиболее неблагоприятная ситуация по санитарной очистке территорий сложилась в муниципальном образовании Алапаевское, Кировградском городском округе, городском округе Красноуральск, городском округе Краснотурьинск, Полевском городском округе, Североуральском городском округе, Сысертском городском округе, Тавдинском городском округе. Наибольшее количество несанкционированных свалок зарегистрировано в муниципальном образовании "город Екатеринбург", муниципальном образовании город Ирбит, Кушвинском городском округе, городе Нижний Тагил.
2. Качество питьевого водоснабжения. Приоритетными веществами, загрязняющими питьевую воду, являются железо, марганец, остаточный алюминий, тяжелые металлы. В течение нескольких последних лет снижается содержание хлорорганических соединений в питьевой воде. В 2008 году к территориям риска по санитарно-токсикологическому интегральному показателю отнесены: муниципальное образование Алапаевское, Асбестовский городской округ, Байкаловское сельское поселение, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", Качканарский городской округ, городской округ Красноуральск, Кушвинский городской округ, городской округ Сухой Лог, Тавдинский городской округ, Тугулымский городской округ, Туринский городской округ.
Численность населения, подверженного микробиологическим рискам, связанным с питьевой водой, составила более 0,54 млн. человек. К территориям наибольшего эпидемиологического риска по качеству питьевой воды относятся: Арамильский городской округ, Бисертский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Ивдельский городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район.
Остается неудовлетворительным качество воды в источниках водоснабжения. Доля источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, не соответствующих требованиям санитарных правил, составила в 2008 году 12,2 процента. Территориями риска являются: муниципальное образование город Алапаевск, муниципальное образование Алапаевское, Асбестовский городской округ, Байкаловский муниципальный район, городской округ Богданович, городской округ Верхняя Пышма, городской округ Верхотурский, муниципальное образование город Ирбит, муниципальное образование Камышловский муниципальный район, городской округ Краснотурьинск, Нижнесергинский муниципальный район, Нижнетуринский городской округ, Пышминский городской округ, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда, Серовский городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ, Тугулымский городской округ, Туринский городской округ.
За последние годы увеличилось количество источников водоснабжения, для которых разработаны и согласованы проекты зон санитарной охраны (в 2008 году - 56,6 процента). До настоящего времени не решен вопрос организации работ по проектированию зон санитарной охраны централизованного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения Екатеринбургского промышленного узла (муниципальное образование "город Екатеринбург", Полевской городской округ, городской округ Дегтярск). Сохраняется критическая ситуация по обеспечению населения питьевой водой в муниципальном образовании город Ирбит, Камышловском городском округе, Кировградском городском округе, Кушвинском городском округе, Байкаловском муниципальном районе, Белоярском городском округе, Невьянском городском округе, Пышминском городском округе, Слободо-Туринском муниципальном районе, Тавдинском городском округе, Туринском городском округе.
3. Качество питания населения. Факторам риска, связанным с микробиологическим загрязнением продуктов питания, подвержено около 1,54 млн. человек. Доля неудовлетворительных проб составила в 2008 году 4,8 процента. Наиболее неблагоприятная ситуация по микробиологическому загрязнению продуктов питания отмечается в Артемовском городском округе, Асбестовском городском округе, Байкаловском сельском поселении, муниципальном образовании "город Екатеринбург", городе Каменске-Уральском, городе Нижний Тагил, городском округе Первоуральск, городском округе Ревда, Талицком городском округе.
На протяжении последних трех лет отмечается устойчивая ситуация с загрязнением продуктов питания по санитарно-химическим показателям (в 2008 году этот показатель составил 6,6 процента). По отдельным видам пищевых продуктов отмечается увеличение доли неудовлетворительных проб (овощи и бахчевые - 5,9 процента неудовлетворительных проб, сахар и кондитерские изделия - 10,5 процента). Наблюдается значительный рост загрязнения овощей и фруктов нитратами. Численность населения, подверженного риску для здоровья в связи с химическим загрязнением продуктов питания, в 2008 году составила более 1,21 млн. человек. К территориям риска относятся: муниципальное образование Алапаевское, Артемовский городской округ, Байкаловское сельское поселение, муниципальное образование "город Екатеринбург", муниципальное образование город Ирбит, Ирбитское муниципальное образование, город Каменск-Уральский, Кировградский городской округ, Невьянский городской округ, город Нижний Тагил, Полевской городской округ, Сысертский городской округ.
На 28,8 процента промышленных предприятий отсутствуют столовые и буфеты. Горячее питание получают лишь 63,2 процента работников. Неудовлетворительна обеспеченность горячим питанием работающих в муниципальном образовании Алапаевское, Артемовском городском округе, Артинском городском округе, Березовском городском округе, городском округе Верхняя Пышма, муниципальном образовании "город Екатеринбург", муниципальном образовании Красноуфимский округ, городе Каменске-Уральском, городском округе Ревда, Режевском городском округе.
В 2008 году в Свердловской области уменьшилась доля обогащенных микронутриентами продуктов питания с 21,5 процента в 2007 году до 7,1 процента. Снизилась, хотя и незначительно, доля детей в образовательных учреждениях, получающих обогащенную продукцию (хлебобулочную, кисломолочную, напитки), в 2008 году - 95,8 процента детей, в 2007 году - 97,9 процента.
4. Условия воспитания и обучения детей и подростков. Несмотря на улучшение выполнения норм питания, одной из основных проблем является несбалансированное по основным параметрам питание детей в организованных коллективах. В большинстве образовательных учреждений рационы питания детей не соответствуют нормам по содержанию продуктов - поставщиков белков, жиров, углеводов, витаминов и микронутриентов, калорийности. Не выполняются нормы по потреблению творога и рыбы. Наиболее неудовлетворительное выполнение норм питания в дошкольных образовательных учреждениях регистрируется в Ачитском городском округе, городском округе Верхний Тагил, Полевском городском округе, Сысертском городском округе, Таборинском муниципальном районе, Тавдинском городском округе.
В образовательных учреждениях на детей действуют одновременно несколько факторов, влияющих на состояние их здоровья, в частности, недостаточность и нарушение режима питания, дискомфортный тепловой режим, нерациональный режим дня в сочетании с низкой двигательной активностью, недостаточный уровень искусственной освещенности, нерационально подобранная мебель, а также неудовлетворительное медицинское обеспечение. Неблагополучное положение в детских образовательных учреждениях отмечается в городском округе Верхний Тагил, городском округе Дегтярск, муниципальном образовании "город Екатеринбург", муниципальном образовании город Ирбит, Кировградском городском округе, городском округе Краснотурьинск, городском округе Красноуральск, Кушвинском городском округе, городе Нижний Тагил, городском округе Нижняя Салда, городском округе Красноуфимск, Невьянском городском округе, Нижнесергинском муниципальном районе, городском округе Ревда, Таборинском муниципальном районе, Тавдинском городском округе.
В 2008 году на 57 уменьшилось число оздоровительных групп в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе закрыты 25 групп для часто и длительно болеющих детей. Практически не организовано оздоровление дошкольников в Ачитском городском округе, Белоярском городском округе, муниципальном образовании город Ирбит, Каменском городском округе, Невьянском городском округе, Нижнетуринском городском округе, Пышминском городском округе, Нижнесергинском муниципальном районе, Таборинском муниципальном районе.
Неудовлетворительно организовано загородное оздоровление детей в Артинском городском округе, Ачитском городском округе, Березовском городском округе, Невьянском городском округе, городском округе Нижняя Салда, городском округе Карпинск, Кушвинском городском округе, Пышминском городском округе, Сысертском городском округе.
5. Профессиональные заболевания. Численность населения, подверженного воздействию факторов риска производственной среды и трудового процесса, составила в 2008 году более 1,3 млн. человек. Около 34 процентов численности занятого населения работает во вредных условиях труда, из них 35,4 процента - женщины.
На 40 процентов заболеваемость с временной утратой трудоспособности формируется за счет болезней органов дыхания, на 15 процентов - заболеваний опорно-двигательного аппарата, на 10 процентов - болезней сердечно-сосудистой системы. Хотя показатель уровня профессиональной заболеваемости в последние годы снижается, он почти в 2 раза превышает среднемноголетний уровень по Российской Федерации. Около 95 процентов профессиональных заболеваний регистрируются при стаже работы в условиях воздействия неблагоприятных производственных факторов более 10 лет. Среди обстоятельств и причин, вызывающих профессиональную патологию, несовершенство технологий составляет 50 процентов, неисправность и несовершенство санитарно-технических установок - 12 процентов, неприменение и несовершенство средств индивидуальной защиты - 7 процентов.
Основными факторами, вызывающими хронические профессиональные заболевания, являются: аэрозоли преимущественно фиброгенного действия - 66,7 процента, химические вещества - 9,8 процента, физическое перенапряжение - 9,1 процента, вибрации - 5,6 процента, шум - 3,5 процента, прочие производственные факторы - 5,3 процента. Территориями с высоким уровнем профессиональной заболеваемости являются: Артемовский городской округ, Асбестовский городской округ, Березовский городской округ, городской округ Богданович, Верхнесалдинский городской округ, Кировградский городской округ, городской округ Краснотурьинск, Нижнетуринский городской округ, город Нижний Тагил, Невьянский городской округ, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, Североуральский городской округ, городской округ Сухой Лог.
Наибольшая доля рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам, на предприятиях обработки древесины и производства изделий из дерева (71,5 процента), добычи металлических руд (63,9 процента), металлургического производства (50 процентов), производства машин и оборудования (49,5 процента). Общая доля рабочих мест, не удовлетворяющих требованиям гигиенических нормативов, в 2008 году составила 40,8 процента.
Увеличилась в 2008 году численность работающих на канцерогеноопасных производствах, на 3,3 процента относительно уровня 2007 года.
6. Травмы и отравления. За последние пять лет сохраняется рост числа травм и отравлений среди населения, в 2008 году этот показатель составил 103,2 случая на 1000 населения, в 2004 году - 99,6 случая. Наиболее многочисленную группу риска составляют мужчины в трудоспособном возрасте. Причиной смерти среди трудоспособного населения в 35,4 процента случаев являются травмы и отравления. Более половины (66,1 процента) всех травм - бытовые. Остается нерешенной проблема распространенности острых отравлений в быту, показатель смертности от этих причин в 2008 году составил 24,9 случая на 100 тысяч жителей (в 2004 году - 22,8). В структуре смертности от острых бытовых отравлений преобладают отравления алкоголем и суррогатами алкоголя (41 процент). К территориям риска с высоким уровнем травм и отравлений относятся: Арамильский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Карпинск, Нижнетуринский городской округ, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, городской округ Ревда, Североуральский городской округ.
Детский травматизм занимает ведущее место среди причин повышенной смертности детей и подростков (28 процентов случаев преждевременной смерти). Факторами риска травматизма являются: низкий уровень благоустройства территорий и спортивных площадок в образовательных учреждениях, неудовлетворительное техническое состояние спортивного оборудования в спортивных залах, низкий уровень организационной работы с детьми во время каникул, некачественная обработка дорожных покрытий и тротуаров во время гололеда, несоблюдение правил перевозки детей в транспортных средствах.
К территориям риска детского травматизма относятся: Асбестовский городской округ, Верхнесалдинский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, муниципальное образование "город Екатеринбург", городской округ Первоуральск, городской округ Рефтинский, Серовский городской округ, городской округ Сухой Лог.
7. Инфекционные и паразитарные заболевания. Несмотря на сохранение стабильной ситуации по инфекционным заболеваниям в результате реализации программы "Вакцинопрофилактика" и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части дополнительной иммунизации населения Свердловской области, решение проблем социально значимой патологии требует постоянного внимания. Ежегодно в Свердловской области умирает от инфекционных и паразитарных болезней 1500 - 2000 человек. По 6 нозологическим формам зарегистрирован рост заболеваемости по сравнению с 2007 годом, в том числе гемморагической лихорадкой - в 2,7 раза, дифиллоботриозом - в 2,7 раза, токсоплазмозом - в 1,7 раза, бластоцистозом - в 1,4 раза, ротавирусным гастроэнтеритом - в 1,3 раза. Экономический ущерб от инфекционных и паразитарных заболеваний за 2008 год составил более 4,43 млрд. рублей.
Продолжается рост ВИЧ-инфекции, зарегистрировано 38248 случаев, показатель распространенности составил 874,2 случая на 100 тыс. человек (рост относительно 2007 года - 12,9 процента). ВИЧ-инфекцией поражено 0,86 процента населения области.
Остается неблагоприятным прогноз эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Туберкулез по-прежнему занимает первое место среди причин смерти от инфекционных заболеваний (показатель составил в 2008 году 20,8 случая на 100 тыс. населения). Показатель заболеваемости туберкулезом в 2008 году составил 119,7 случая на 100 тыс. населения (на 7,3 процента выше уровня 2007 года).
Показатель заболеваний внутрибольничными инфекциями на 1000 пациентов составил 1,45 случая (в 2007 году - 1,29 случая). По-прежнему большая часть заболеваний в связи с внутрибольничными инфекциями относится к новорожденным - 43,9 процента всех случаев.
Значительно влияние биологической нагрузки, связанной с загрязнением питьевой воды и продуктов питания, на распространенность заболеваний острыми кишечными инфекциями. Уровень социального благополучия, экономического развития территории и уровень социальной напряженности значительно влияют на распространенность туберкулеза. К территориям с наибольшим уровнем инфекционных и паразитарных инфекций относятся: Арамильский городской округ, Артинский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Богданович, Верхнесалдинский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Ивдельский городской округ, муниципальное образование город Ирбит, Качканарский городской округ, городской округ Красноуфимск, Кушвинский городской округ, Малышевский городской округ, Нижнетуринский городской округ, город Нижний Тагил, городской округ Пелым, городской округ Ревда, Режевской городской округ, Сысертский городской округ, Таборинский муниципальный район, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ.
8. Здоровый образ жизни, поведенческие факторы риска. Растет влияние на здоровье населения факторов риска, связанных с образом жизни, поведением, табакокурением, алкоголизацией, наркоманией, а также с создаваемыми населением санитарно-гигиеническими условиями проживания ("экология жилья"). Наибольшее влияние эти факторы риска оказывают на беременных женщин, новорожденных, детей раннего и младшего возраста. До 20 процентов беременных женщин во время беременности курят, 17 процентов потребляют алкогольные напитки, 26 процентов испытывают стрессовую нагрузку. Доля токсической нагрузки у детей, связанная с токсическими веществами, загрязняющими жилые помещения, достигает в общей нагрузке от 37 до 67 процентов по диоксиду азота и от 54 до 97 процентов по формальдегиду. Распространенность курения членов семьи дома в присутствии детей составляет в среднем 43 процента.
Сохраняется социальная значимость проблем гибели населения от "неестественных" причин, таких, как отравления в быту, самоубийства, убийства, употребление наркотиков. Потери общества, связанные с преждевременной смертью от травм и отравлений, болезней системы кровообращения, новообразований у населения, в значительной степени обусловлены поведенческими факторами риска.
Формирование здорового образа жизни, мотивация населения на укрепление и сохранение собственного здоровья являются ключевыми задачами на средне- и долгосрочный периоды.
9. Управление риском для здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В Свердловской области созданы основы комплексной системы управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, основанной на методологии оценки и управления риском для здоровья. Деятельность этой системы направлена на решение приоритетных проблем в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с воздействием санитарно-гигиенических и поведенческих факторов риска.
Проблемы развития системы управления риском для здоровья населения рассмотрены на заседании президиума Правительства Свердловской области "О ходе выполнения Постановления Правительства Свердловской области от 02.09.2008 № 898-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2007 году, управлении риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области" (выписка из Протокола заседания президиума Правительства Свердловской области от 29.06.2009 № 8 § 1).
Управление риском для здоровья населения предусматривает реализацию мер по предупреждению, снижению, передаче и компенсации риска. Особую актуальность развитие системы управления риском для здоровья приобретает в условиях необходимости реализации программ антикризисных мер.
Из 90 муниципальных образований в Свердловской области, включенных в предложения по управлению риском для здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области, одобренные Постановлением Правительства Свердловской области от 02.09.2008 № 898-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2007 году, управлении риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области", 11 муниципальных образований не представили информацию (Бисертский городской округ, городской округ Верхотурский, Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, городской округ Дегтярск, Ирбитское муниципальное образование, городской округ Красноуфимск, Малышевский городской округ, городской округ Пелым, Пышминский городской округ, Сысертский городской округ), 2 муниципальных образования (Полевской городской округ и муниципальное образование "поселок Уральский") представили информацию в неполном объеме.
Общий объем затрат на реализацию мер по управлению риском для здоровья населения Свердловской области в 2008 году (за счет всех источников финансирования) составил более 22,0 млрд. рублей (5689,2 рубля на каждого жителя). Предотвращенный экономический ущерб здоровью за счет снижения смертности и заболеваемости достиг 29,1 млрд. рублей (1,32 рубля на каждый рубль затрат). При валовом региональном продукте в сумме 825,0 млрд. рублей доля предотвращенного ущерба для здоровья населения составила 3,5 процента, что почти в три раза меньше, чем аналогичный показатель, достигаемый в развитых странах.
Снижение показателей смертности населения (снижение в 2008 году по сравнению с показателем 2007 года в различных муниципальных образованиях от 0,08 до 6,25 случая на 1000 человек) и общей заболеваемости (от 7,0 до 150,0 случая на 1000 человек) достигнуто в 17 муниципальных образованиях с численностью населения около 690,0 тыс. человек. Затраты на реализацию мер по управлению риском, направленные на предотвращение одного случая заболевания в этих муниципальных образованиях, составили 12342,0 рубля, что более чем в 2,5 - 3 раза меньше, чем затраты, связанные с последующим лечением этих заболеваний.
Не реализовали мероприятия по приоритетным задачам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (не выполнено более 50 процентов задач): муниципальное образование город Алапаевск, муниципальное образование Алапаевское, Арамильский городской округ, Ачитский городской округ, Байкаловский муниципальный район, Белоярский городской округ, городской округ Богданович, городской округ Верхнее Дуброво, городской округ Верх-Нейвинский, городской округ Верхняя Пышма, городской округ Верхний Тагил, Городской округ Верхняя Тура, городской округ Заречный, Ивдельский городской округ, город Каменск-Уральский, Каменский городской округ, Камышловский городской округ, муниципальное образование Камышловский муниципальный район, городской округ Карпинск, Качканарский городской округ, Невьянский городской округ, городской округ Нижняя Салда, город Нижний Тагил, Нижнетуринский городской округ, городской округ Ревда, городской округ Рефтинский, Серовский городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район, городской округ Среднеуральск, городской округ Староуткинск, городской округ Сухой Лог, Таборинский муниципальный район, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ, Тугулымский городской округ, Туринский городской округ, Шалинский городской округ.
Уровень организационной и финансовой поддержки реализации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения недостаточен, что может привести к потере достигнутого уровня стабилизации и улучшения медико-демографической ситуации в Свердловской области. Действия, предпринимаемые в настоящее время на различных уровнях, имеющийся потенциал и возможности управления санитарно-эпидемиологическим благополучием и здоровьем населения используются не в полной мере, а экономическая эффективность предпринимаемых мер продолжает оставаться невысокой.
Одним из наиболее эффективных механизмов управления риском для здоровья населения являются целевые программы. Финансирование мероприятий по управлению риском путем программно-целевого планирования (федеральные, региональные и муниципальные целевые программы) в 2008 году достигло 2047,9 рубля на одного жителя, в 2004 году - 698,5 рубля, этот показатель является одним из самых высоких в Российской Федерации (диаграмма 2).

Диаграмма 2

ДИНАМИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 - 2008 ГОДАХ, В СРЕДНЕМ
ЗА ГОД В РУБЛЯХ

       2500 +
            ¦                                                  2047,9
            ¦                                                 +-----+
       2000 +                                      1826       ¦XXXXX¦
            ¦                          1594,9     +-----+     ¦XXXXX¦
            ¦                         +-----+     ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦
       -500 +                         ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦
            ¦                         ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦
рубли       ¦                         ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦
       1000 +              984,1      ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦     ¦XXXXX¦

]]>
¦   ¦неблагополучных территориях  ¦(прежде всего дети, беременные¦Управление Федеральной     ¦
¦   ¦                             ¦женщины и женщины             ¦службы по надзору в сфере  ¦
¦   ¦                             ¦репродуктивного возраста);    ¦защиты прав потребителей и ¦
¦   ¦                             ¦2) скрининг-диагностика и     ¦благополучия человека      ¦
¦   ¦                             ¦биомониторинг содержания      ¦по Свердловской области    ¦
¦   ¦                             ¦токсичных веществ в биосредах ¦(по согласованию),         ¦
¦   ¦                             ¦в группах риска;              ¦юридические лица и         ¦
¦   ¦                             ¦3) биологическая профилактика ¦индивидуальные             ¦
¦   ¦                             ¦риска развития экологически   ¦предприниматели,           ¦
¦   ¦                             ¦обусловленных заболеваний;    ¦осуществляющие свою        ¦
¦   ¦                             ¦4) клинико-лабораторная       ¦деятельность на территории ¦
¦   ¦                             ¦диагностика и лечение         ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦экологически обусловленных    ¦органы местного            ¦
¦   ¦                             ¦заболеваний в группах риска   ¦самоуправления             ¦
¦   ¦                             ¦(преимущественно              ¦муниципальных образований  ¦
¦   ¦                             ¦по стационарзамещающим        ¦в Свердловской области     ¦
¦   ¦                             ¦технологиям);                 ¦(Асбестовский городской    ¦
¦   ¦                             ¦5) диспансерное наблюдение    ¦округ, городской округ     ¦
¦   ¦                             ¦в группах повышенного         ¦Верхняя Пышма,             ¦
¦   ¦                             ¦риска развития экологически   ¦муниципальное образование  ¦
¦   ¦                             ¦обусловленных заболеваний;    ¦"город Екатеринбург",      ¦
¦   ¦                             ¦6) оценка персональной        ¦город Каменск-Уральский,   ¦
¦   ¦                             ¦экспозиции к токсичным        ¦Кировградский городской    ¦
¦   ¦                             ¦веществам в группах риска     ¦округ, городской округ     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Краснотурьинск, городской  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ Красноуральск,       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦город Нижний Тагил,        ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ            ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Первоуральск,              ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Полевской городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ Ревда,     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Режевской городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Серовский городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ Сухой Лог) ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(по согласованию)          ¦
+---+-----------------------------+------------------------------+---------------------------+
¦41.¦Усилить пропаганду           ¦1) профилактика алкогольной   ¦Департамент по делам       ¦
¦   ¦профилактических мероприятий,¦зависимости;                  ¦молодежи                   ¦
¦   ¦направленных на снижение     ¦2) профилактика табакокурения,¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦неблагоприятного воздействия ¦проведение дней борьбы        ¦Министерство социальной    ¦
¦   ¦на здоровье населения        ¦с курением;                   ¦защиты населения           ¦
¦   ¦поведенческих факторов риска ¦3) ограничение курения        ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦и факторов риска, характерных¦родителей в присутствии детей;¦Министерство общего и      ¦
¦   ¦для жилых помещений          ¦4) ограничение использования  ¦профессионального          ¦
¦   ¦                             ¦синтетических материалов      ¦образования                ¦
¦   ¦                             ¦при отделке жилых помещений;  ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦5) регулярная влажная уборка и¦юридические лица и         ¦
¦   ¦                             ¦проветривание жилых помещений;¦индивидуальные             ¦
¦   ¦                             ¦6) ограничение использования  ¦предприниматели,           ¦
¦   ¦                             ¦газовых плит для обогрева     ¦осуществляющие свою        ¦
¦   ¦                             ¦помещений;                    ¦деятельность на территории ¦
¦   ¦                             ¦7) использование безопасных   ¦Свердловской области       ¦
¦   ¦                             ¦видов отопления, замена печных¦(по согласованию),         ¦
¦   ¦                             ¦кухонных топок на газовые,    ¦Министерство по физической ¦
¦   ¦                             ¦электрические;                ¦культуре, спорту и туризму ¦
¦   ¦                             ¦8) ремонт и модернизация      ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦систем вентиляции в жилых     ¦Министерство культуры      ¦
¦   ¦                             ¦домах                         ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Министерство               ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦здравоохранения            ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Министерство энергетики и  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦жилищно-коммунального      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦хозяйства                  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦органы местного            ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦самоуправления             ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальных образований  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦в Свердловской области     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(по согласованию)          ¦
+---+-----------------------------+------------------------------+---------------------------+
¦42.¦Формировать у населения      ¦1) повышение гигиенической    ¦Министерство общего и      ¦
¦   ¦мотивацию к сохранению и     ¦грамотности выпускников       ¦профессионального          ¦
¦   ¦укреплению здоровья,         ¦областных учебных заведений   ¦образования                ¦
¦   ¦здоровому образу жизни,      ¦среднего педагогического      ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦создать и внедрить стимулы   ¦образования и педагогов;      ¦Министерство               ¦
¦   ¦к сохранению гражданином     ¦2) повышение уровня знаний    ¦здравоохранения            ¦
¦   ¦своего здоровья, развивать   ¦граждан, специалистов и       ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦физическую культуру, спорт,  ¦индивидуальных                ¦Министерство по физической ¦
¦   ¦туризм                       ¦предпринимателей в вопросах   ¦культуре, спорту и туризму ¦
¦   ¦                             ¦здорового образа жизни,       ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦соблюдения санитарного        ¦Министерство культуры      ¦
¦   ¦                             ¦законодательства,             ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦законодательства в сфере      ¦Департамент по делам       ¦
¦   ¦                             ¦защиты прав потребителей      ¦молодежи                   ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦органы местного            ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦самоуправления             ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальных образований  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦в Свердловской области     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(Арамильский городской     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ,                     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Артинский городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Ачитский городской округ,  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Березовский городской      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ,                     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Бисертский городской округ,¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ Богданович,¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ Верхний    ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Тагил, городской округ     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Верх-Нейвинский, Городской ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ Верхняя Тура,        ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ            ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Верхотурский, Волчанский   ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ,           ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Гаринский городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ Дегтярск,  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальное образование  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦город Ирбит, Ирбитское     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальное образование, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Каменский городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Камышловский городской     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ, муниципальное       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦образование Камышловский   ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальный район,       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ Карпинск,  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Кировградский городской    ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ, городской округ     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Красноуральск, городской   ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ Красноуфимск,        ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальное образование  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Красноуфимский округ,      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Невьянский городской округ,¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Новолялинский городской    ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ, городской округ     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Первоуральск,              ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Полевской городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Режевской городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Сосьвинский городской      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ, городской округ     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Староуткинск,              ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Сысертский городской округ,¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Таборинский муниципальный  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦район,                     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Тавдинский городской округ,¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Шалинский городской округ) ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(по согласованию)          ¦
+---+-----------------------------+------------------------------+---------------------------+
¦43.¦Обеспечить проведение        ¦1) обучение и аттестация      ¦Управление Федеральной     ¦
¦   ¦гигиенического обучения      ¦руководителей по вопросам     ¦службы по надзору в сфере  ¦
¦   ¦руководителей и              ¦санитарно-эпидемиологического ¦защиты прав потребителей и ¦
¦   ¦индивидуальных               ¦законодательства;             ¦благополучия человека      ¦
¦   ¦предпринимателей,            ¦2) создание системы           ¦по Свердловской области    ¦
¦   ¦представителей общественных  ¦профориентации и              ¦(по согласованию), органы  ¦
¦   ¦организаций и населения      ¦профконсультации подростков   ¦местного самоуправления    ¦
¦   ¦                             ¦с включением в содержательную ¦муниципальных образований  ¦
¦   ¦                             ¦часть базисного учебного плана¦в Свердловской области     ¦
¦   ¦                             ¦сведений о влиянии            ¦(Артемовский городской     ¦
¦   ¦                             ¦профессиональных факторов     ¦округ,                     ¦
¦   ¦                             ¦на здоровье, о профессионально¦Артинский городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦значимых психофизиологических ¦Ачитский городской округ,  ¦
¦   ¦                             ¦функциях человека, от уровня  ¦Байкаловский муниципальный ¦
¦   ¦                             ¦которых зависит успешность    ¦район,                     ¦
¦   ¦                             ¦освоения профессии;           ¦Городской округ Верхняя    ¦
¦   ¦                             ¦3) гигиеническое обучение     ¦Тура, городской округ      ¦
¦   ¦                             ¦детей и родителей;            ¦Верхотурский,              ¦
¦   ¦                             ¦4) обеспечение доступности    ¦Ивдельский городской округ,¦
¦   ¦                             ¦гигиенического обучения       ¦муниципальное образование  ¦
¦   ¦                             ¦для населения                 ¦город Ирбит, Ирбитское     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальное образование, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦город Каменск-Уральский,   ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Камышловский городской     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ,                     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальное образование  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Красноуфимский округ,      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Качканарский городской     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ, Кировградский       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ, городской ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ Красноуральск,       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Кушвинский городской округ,¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Нижнесергинский            ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальный район,       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Нижнетуринский городской   ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ, Новолялинский       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦городской округ,           ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Пышминский городской округ,¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Режевской городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Североуральский городской  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ, Слободо-Туринский   ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальный район,       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Таборинский муниципальный  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦район,                     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Тавдинский городской округ,¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Талицкий городской округ,  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Тугулымский городской      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦округ,                     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Туринский городской округ, ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Шалинский городской округ) ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(по согласованию)          ¦
+---+-----------------------------+------------------------------+---------------------------+
¦44.¦Рассмотреть возможность      ¦1) страхование гражданской    ¦Министерство               ¦
¦   ¦внедрения механизмов         ¦ответственности производителей¦экономики и труда          ¦
¦   ¦добровольного медицинского   ¦за качество и безопасность    ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦страхования и страхования    ¦товаров, работ и услуг перед  ¦Свердловский областной Союз¦
¦   ¦гражданской ответственности  ¦потребителями;                ¦промышленников и           ¦
¦   ¦для обеспечения гарантий     ¦2) страхование гражданской    ¦предпринимателей           ¦
¦   ¦работающим и населению,      ¦ответственности промышленных  ¦(работодателей)            ¦
¦   ¦проживающему в зонах влияния ¦предприятий от непредвиденного¦(по согласованию),         ¦
¦   ¦организаций, на безопасную   ¦нанесения вреда здоровью      ¦юридические лица и         ¦
¦   ¦среду обитания и охрану      ¦населения, проживающего       ¦индивидуальные             ¦
¦   ¦здоровья                     ¦в зонах влияния этих          ¦предприниматели,           ¦
¦   ¦                             ¦предприятий;                  ¦осуществляющие свою        ¦
¦   ¦                             ¦3) коллективное медицинское   ¦деятельность на территории ¦
¦   ¦                             ¦страхование промышленными     ¦Свердловской области       ¦
¦   ¦                             ¦предприятиями населения,      ¦(по согласованию),         ¦
¦   ¦                             ¦проживающего в зонах влияния  ¦Государственное            ¦
¦   ¦                             ¦этих предприятий (прежде всего¦учреждение - Свердловское  ¦
¦   ¦                             ¦в санитарно-защитных зонах);  ¦региональное отделение     ¦
¦   ¦                             ¦4) страхование гражданской    ¦Фонда социального          ¦
¦   ¦                             ¦ответственности юридических   ¦страхования                ¦
¦   ¦                             ¦лиц и индивидуальных          ¦Российской Федерации       ¦
¦   ¦                             ¦предпринимателей в случае     ¦(по согласованию),         ¦
¦   ¦                             ¦непредвиденного нанесения ими ¦Министерство               ¦
¦   ¦                             ¦ущерба здоровью населения и   ¦здравоохранения            ¦
¦   ¦                             ¦среде обитания человека       ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦при выполнении работ, оказании¦Министерство торговли,     ¦
¦   ¦                             ¦услуг, производстве,          ¦питания и услуг            ¦
¦   ¦                             ¦транспортировке, хранении     ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦и реализации населению        ¦Министерство природных     ¦
¦   ¦                             ¦продукции                     ¦ресурсов                   ¦
¦   ¦                             ¦производственно-технического  ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦назначения, пищевых продуктов ¦Управление Федеральной     ¦
¦   ¦                             ¦и товаров для личных и бытовых¦службы по надзору в сфере  ¦
¦   ¦                             ¦нужд                          ¦защиты прав потребителей и ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦благополучия человека      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦по Свердловской области    ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(по согласованию), Союз    ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦страховщиков "Белый соболь"¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(по согласованию)          ¦
+---+-----------------------------+------------------------------+---------------------------+
¦45.¦Информировать население      ¦1) создание информационных    ¦Министерство общего и      ¦
¦   ¦о факторах риска, формирующих¦консультативных               ¦профессионального          ¦
¦   ¦здоровье, и мерах,           ¦центров для населения;        ¦образования                ¦
¦   ¦направленных                 ¦2) использование              ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦на предупреждение и          ¦средств массовой информации   ¦Министерство               ¦
¦   ¦сокращение риска             ¦(включая электронные)         ¦здравоохранения            ¦
¦   ¦                             ¦для информирования населения; ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦3) обеспечение доступности    ¦Министерство по физической ¦
¦   ¦                             ¦для населения информации      ¦культуре, спорту и туризму ¦
¦   ¦                             ¦о рисках для здоровья и мерах ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦по его предупреждению и       ¦Министерство культуры      ¦
¦   ¦                             ¦снижению                      ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Департамент по делам       ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦молодежи                   ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Свердловской области,      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦Управление Федеральной     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦службы по надзору в сфере  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦защиты прав потребителей и ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦благополучия человека      ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦по Свердловской области    ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(по согласованию), органы  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦местного самоуправления    ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦муниципальных образований  ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦в Свердловской области     ¦
¦   ¦                             ¦                              ¦(по согласованию)          ¦
+---+-----------------------------+------------------------------+---------------------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru