Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2009 г. № 19/65

О ПРИМЕРНОМ ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАТУСА КАНДИДАТОВ,
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ, ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ,
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАНДИДАТОВ
ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ, ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА, НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Избирательного кодекса Свердловской области Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Примерный порядок реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления (прилагается).
2. Признать утратившим силу Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 26 июня 2007 года № 13/72 "О Примерном порядке реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления".
3. Направить настоящее Постановление органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления, нижестоящим избирательным комиссиям, избирательным объединениям, средствам массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на секретаря Комиссии Райкова В.И.

Председатель
Избирательной комиссии
Свердловской области
В.Д.МОСТОВЩИКОВ

Секретарь
Избирательной комиссии
Свердловской области
В.И.РАЙКОВ





Утвержден
Постановлением
Избирательной комиссии
Свердловской области
от 27 августа 2009 г. № 19/65

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК
РЕАЛИЗАЦИИ СТАТУСА КАНДИДАТОВ,
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ КАНДИДАТОВ, ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ,
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАНДИДАТОВ
ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ, ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА, НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Статус и гарантии деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, участвующих в выборах в органы местного самоуправления, определены положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон), Избирательным кодексом Свердловской области (далее по тексту - Кодекс).
1.2. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
1.3. От имени кандидатов в депутаты, кандидатов на должность главы муниципального образования вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.

2. СТАТУС КАНДИДАТА

2.1. Гражданин Российской Федерации приобретает статус кандидата в депутаты, кандидата на должность главы муниципального образования (далее - кандидат) с момента представления в соответствующую избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования)) - на выборах главы муниципального образования, окружную избирательную комиссию <1> по выборам депутатов представительного органа муниципального образования (далее - соответствующая избирательная комиссия) заявления кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, главы муниципального образования, а также иных документов, предусмотренных законом.
--------------------------------
<1> На дополнительных и повторных выборах депутатов представительного органа муниципального образования полномочия окружной избирательной комиссии могут исполняться избирательной комиссий муниципального образования (территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования).

2.2. Статус кандидата утрачивается в следующих случаях:
1) с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата по основаниям, установленным Федеральным законом;
2) с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата на основании поданного кандидатом, зарегистрированным кандидатом заявления о снятии своей кандидатуры (данное заявление может быть подано не позднее чем за пять дней до дня голосования, а случае наличия вынуждающих обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования);
3) с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения о признании гражданина утратившим статус кандидата на основании поданного им заявления об отзыве согласия баллотироваться кандидатом либо решения избирательного объединения об отзыве выдвинутого им кандидата (указанное решение избирательного объединения об отзыве такого кандидата может быть принято в порядке и по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения);
4) с момента принятия соответствующей избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата на основании решения избирательного объединения об отзыве кандидата, выдвинутого данным избирательным объединением (решение избирательного объединения об отзыве зарегистрированного кандидата может быть принято в порядке и по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, не позднее чем за пять дней до дня голосования);
5) отмены судом регистрации кандидата;
6) аннулирования регистрации кандидата в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом и Кодексом;
7) с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов.
2.3. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
2.4. Кандидат имеет право:
1) соблюдать требования законов и выполнять решения соответствующих избирательных комиссий;
2) не позднее дня представления в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации открыть специальный избирательный счет в отделении Уральского банка Сберегательного банка Российской Федерации и представить реквизиты этого счета в соответствующую избирательную комиссию;
3) осуществлять сбор подписей избирателей путем заполнения подписных листов, оформленных по установленной Кодексом форме и оплаченных из средств избирательного фонда кандидата;
4) не допускать превышения количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, более чем на 10 процентов от числа необходимых для регистрации;
5) в случае отказа от участия в выборах или непредставления документов для регистрации кандидата - до представления итогового финансового отчета возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам в размере, пропорциональном пожертвованиям, закрыть специальный избирательный счет и представить итоговый финансовый отчет по установленной форме в соответствующую избирательную комиссию;
6) в период избирательной кампании оплачивать рекламу коммерческой и иной, не связанной с выборами, деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.
7) присутствовать при проверке, проводимой соответствующей избирательной комиссией, представленных кандидатом, иными кандидатами, подписей избирателей;
8) представлять в установленные Кодексом сроки документы, необходимые для регистрации кандидата;
9) назначать доверенных лиц (в количестве до 20 человек - кандидат на должность главы муниципального образования, до 10 человек - кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования) и отзывать этих лиц в любое время с обязательным уведомлением соответствующей избирательной комиссии;
10) вести предвыборную агитацию со дня выдвижения кандидата за исключением агитации через СМИ;
11) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
2.5. Кандидат обязан:
1) соблюдать требования законов и выполнять решения соответствующих избирательных комиссий;
2) не позднее дня представления в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации открыть специальный избирательный счет в отделении Уральского банка Сберегательного банка Российской Федерации и представить реквизиты этого счета в соответствующую избирательную комиссию;
3) осуществлять сбор подписей избирателей путем заполнения подписных листов, оформленных по установленной Кодексом форме и оплаченных из средств избирательного фонда кандидата;
4) не допускать превышения количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, более чем на 10 процентов;
5) в случае отказа от участия в выборах или непредставления документов для регистрации кандидата - до представления итогового финансового отчета возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам в размере, пропорциональном пожертвованиям, закрыть специальный избирательный счет и представить финансовый отчет по установленной форме в соответствующую избирательную комиссию;
6) в период избирательной кампании оплачивать рекламу коммерческой и иной, не связанной с выборами, деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.

3. ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО КАНДИДАТА

3.1. Статус зарегистрированного кандидата возникает с момента принятия решения соответствующей избирательной комиссией о регистрации кандидата и сохраняется до опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, за исключением случаев досрочного выбытия кандидата.
3.2. Зарегистрированный кандидат имеет право:
1) на освобождение от работы, службы в любой день и на любое время со дня своей регистрации в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов выборов;
2) на назначение наблюдателей на каждый избирательный участок и в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов;
3) на свободное проведение в установленные сроки предвыборной агитации в допускаемых законом формах и законными методами;
4) на продолжение ведения своего избирательного фонда, образованного до регистрации кандидатом;
5) на защиту своих прав в административном и судебном порядках;
6) на подачу в соответствующую избирательную комиссию письменного заявления о снятии своей кандидатуры на выборах в рамках сроков, предусмотренных Федеральным законом (не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования);
7) на осуществление иных прав, предусмотренных Федеральным законом, Кодексом.
3.3. Зарегистрированный кандидат обязан:
1) соблюдать и обеспечить соблюдение требований Федерального закона, Кодекса и правовых актов Избирательной комиссии Свердловской области, правовых актов соответствующей избирательной комиссии о порядке и правилах ведения агитационной деятельности, финансирования избирательной кампании, иные требования законодательства;
2) не использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах своего избрания;
3) в случаях, предусмотренных законом, представлять в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размерах, источниках формирования и расходах денежных средств из своего избирательного фонда: первый финансовый отчет - вместе с документами, необходимыми для регистрации кандидата, итоговый финансовый отчет - не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов;
4) соблюдать запреты и ограничения при осуществлении определенных видов деятельности, установленные Федеральным законом, Кодексом для кандидатов и организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются кандидаты.

4. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГАРАНТИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ

4.1. Избирательные комиссии, осуществляющие подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности каждого кандидата, зарегистрированного кандидата.
4.2. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе создавать преимущества, чинить препятствия предвыборной деятельности какого-либо из кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
4.3. Органы местного самоуправления по предложению соответствующих избирательных комиссий не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов. Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится соответствующей избирательной комиссией, по предложению которой выделены эти места, до сведения кандидатов.
4.4. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
4.5. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
4.6. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.
4.7. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

5. ДОВЕРЕННЫЕ ЛИЦА КАНДИДАТОВ

5.1. Кандидат на должность главы муниципального образования вправе назначить до 20 доверенных лиц, кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования вправе назначить до 10 доверенных лиц.
5.2. Доверенными лицами могут быть совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации.
Доверенными лицами кандидатов не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
5.3. Для регистрации доверенных лиц кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление с просьбой о регистрации доверенных лиц с приложением сведений о каждом из доверенных лиц, включающих в себя фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер, дату выдачи паспорта (документа, заменяющего паспорт гражданина), наименование, код органа, выдавшего паспорт, дату его выдачи, место работы и занимаемая должность (род занятий), адрес места жительства, контактный телефон (факс) доверенного лица. К данному заявлению кандидата прилагаются заявления в соответствующую избирательную комиссию каждого из представляемых лиц о согласии быть доверенным лицом, в которых должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, уровень образования, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, место работы, занимаемая должность (род занятий), адрес места жительства доверенного лица, а также контактный телефон.

]]>
Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Вышеназванные документы представляются кандидатами в соответствующую избирательную комиссию.
5.4. Соответствующая избирательная комиссия в течение трех дней после получения документов, указанных в пункте 5.3 настоящего Примерного порядка, регистрирует доверенных лиц кандидатов. После регистрации доверенным лицам выдаются удостоверения установленного образца.
5.5. На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
5.6. Доверенные лица кандидатов вправе:
1) осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата;
2) по поручению кандидата представлять перед избирателями предвыборные программы кандидатов;
3) выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, иных агитационных публичных мероприятиях, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях (участие доверенного лица кандидата в совместных агитационных мероприятиях на каналах муниципальных организаций телерадиовещания в рамках предоставленного бесплатного эфирного времени допускается случае тяжелой болезни или стойкого расстройства здоровья зарегистрированного кандидата, нахождения его в следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, выезда за пределы территории соответствующего избирательного округа в связи с болезнью близких родственников);
4) участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы, органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования;
5) присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях соответствующей избирательной комиссии и участковых избирательных комиссий;
6) знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов;
7) участвовать в жеребьевке, проводимой соответствующей избирательной комиссией, при предоставлении бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади в муниципальных средствах массовой информации зарегистрированным кандидатам, в случае письменного наделения кандидатом доверенного лица соответствующими полномочиями;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий в установленном законом порядке в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
9) присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседании избирательной комиссии;
10) осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
5.7. Доверенным лицом при осуществлении своих полномочий предъявляется удостоверение установленного образца и документ, удостоверяющий личность.
5.8. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
5.9. Доверенные лица кандидатов не вправе:
1) участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации, если они являются журналистами и иными творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации;
2) вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;
3) осуществлять подкуп избирателей лично либо с привлечением третьих лиц: вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления;
4) заниматься благотворительной деятельностью лично, а также с привлечением зарегистрированных после начала избирательной кампании организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются доверенные лица;
5) обращаться с просьбами, поручениями к иным физическим и юридическим лицам в период избирательной кампании об осуществлении благотворительной деятельности (в том числе от имени доверенного лица);
6) обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям;
7) осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом.
5.10. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать не более одного доверенного лица каждого кандидата.
5.11. Кандидат, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, при этом указанное лицо направляют в соответствующую избирательную комиссию письменное уведомление об отзыве доверенного лица (доверенных лиц). Соответствующая избирательная комиссия на основании обращения кандидата своим решением аннулирует выданное отозванному доверенному лицу (доверенным лицам) удостоверение, о чем незамедлительно информирует нижестоящие избирательные комиссии, а также отозванное доверенное лицо (доверенных лиц).
5.12. Кандидат вправе, по установленной пунктом 5.3 настоящего Примерного порядка процедуре, назначить новое доверенное лицо (доверенных лиц) взамен отозванного (отозванных).
5.13. Полномочия доверенных лиц прекращаются со дня опубликования общих данных о результатах выборов или с момента досрочного выбытия кандидата.

6. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАНДИДАТОВ
ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ НА ВЫБОРАХ

6.1. Кандидаты вправе назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
6.2. Для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в соответствующую избирательную комиссию направляются представление (заявление) кандидата, зарегистрированного кандидата, копия нотариально удостоверенной доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам, выданной кандидатом, и письменное заявление в адрес избирательной комиссии лица о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам. В заявлении лица о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, уровень образования, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер контактного телефона уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
6.3. Уполномоченные представители кандидатов по финансовым вопросам регистрируются соответствующими избирательными комиссиями на основании указанных в пункте 6.2 настоящего Примерно порядке документов на ближайшем заседании избирательной комиссии, но не ранее регистрации инициативы выдвижения кандидата.
Уполномоченным представителям по финансовым вопросам соответствующая избирательная комиссия выдает удостоверения.
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата действует на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной кандидатом.
6.4. Кандидат вправе в любое время отозвать (прекратить полномочия) уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив об этом соответствующую избирательную комиссию.
6.5. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата начинается со дня их регистрации и истекает со дня представления в соответствующую избирательную комиссию итогового финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата.
6.6. Уполномоченные представители по финансовым вопросам не вправе осуществлять от имени кандидата действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно кандидатом.
6.7. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов обязаны соблюдать запреты и ограничения при ведении определенных видов деятельности, установленные законодательством о выборах.

7. ЧЛЕНЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ПРАВОМ
СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА

7.1. Со дня представления документов для регистрации кандидат вправе назначить в соответствующую избирательную комиссию одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию.
Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата в депутаты по одно-, многомандатному избирательному округу, вправе также назначить в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) одного члена этой комиссии с правом совещательного голоса.
7.2. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
7.3. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, судьи, прокуроры, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
7.4. Уполномоченные представители избирательного объединения для назначения члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса представляют в соответствующую избирательную комиссию выписку из протокола заседания уполномоченного органа избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а кандидат - уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего документа, адрес места жительства, место работы и занимаемую должность (род занятий), номер служебного или домашнего телефона, две фотографии (без уголка) размером 3 x 4 назначаемого ими члена комиссии с правом совещательного голоса.
7.5. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе осуществлять предоставленные ему Федеральным законом и Кодексом полномочия с момента получения соответствующей избирательной комиссией документов, указанных в пункте 7.4 настоящего Примерного порядка.
7.6. Избирательные комиссии выдают членам комиссии с правом совещательного голоса удостоверения, форма которых устанавливается Избирательной комиссией Свердловской области.
7.7. При осуществлении членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса своих полномочий он обязан соблюдать требования законодательства о выборах и регламента соответствующей избирательной комиссии.
7.8. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно, в соответствии с регламентом избирательной комиссии, извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном Федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам;
6) вправе обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
7) вправе осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом.
7.9. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса могут входить в состав рабочих групп, образованных соответствующей избирательной комиссией при реализации ею полномочий по подготовке и проведении выборов с соблюдением ограничений, указанных в пункте 7.10 настоящего Примерного порядка.
7.10. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса не вправе:
1) выдавать и подписывать избирательные бюллетени;
2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;
4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
7.11. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу.
7.12. Полномочия членов окружных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
Если кандидату отказано в регистрации либо регистрация кандидата аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
7.13. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными Федеральным законом, Кодексом правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия.
7.14. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. Указанные полномочия могут быть переданы другому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 7.4 настоящего Примерного порядка.
7.15. За кандидатом, который был избран, в течение срока полномочий указанного лица сохраняется право назначения члена избирательной комиссии муниципального образования, территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывшего.

8. СТАТУС НАБЛЮДАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ

8.1. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, могут назначить наблюдателя на каждый избирательный участок на территории соответствующего избирательного округа, а также в избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
8.2. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
8.3. Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в период досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.
8.4. Наблюдатели вправе присутствовать в окружной избирательной комиссии при определении результатов выборов, составлении протоколов о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
8.5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменном направлении, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8.2 настоящего Примерного порядка. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
8.6. Документ, указанный в пункте 8.5 настоящего Примерного порядка, может быть предъявлен в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 8.3 настоящего Примерного порядка, в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования) или окружную избирательную комиссию - в период досрочного голосования в этих избирательных комиссия и с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
8.7. Наблюдатель может иметь нагрудный знак (бейдж). Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования).
8.8. Наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 8.3 настоящего Примерного порядка в специально отведенном для наблюдателей месте;
3) наблюдать, не вмешиваясь в работу членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования, не вмешиваясь в процедуру голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, не вмешиваясь в работу членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
7) знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
8) наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 8.3 настоящего Примерного порядка, не вмешиваясь в работу избирательной комиссии;
9) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
10) знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующих избирательных комиссий заверенные копии указанных протоколов;
11) носить нагрудный знак, форма которого устанавливается избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования), с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию;
12) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
13) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" в соответствующих избирательных комиссиях.
8.9. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования избирателей;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
8.10. Наблюдатель немедленно удаляется из помещения для голосования, если он нарушает закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ СТАТУСА КАНДИДАТА,
ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО КАНДИДАТА, ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ,
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КАНДИДАТОВ
ПО ФИНАНСОВЫМ ВОПРОСАМ, ЧЛЕНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА, НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

9.1. Нарушение кандидатом, доверенными лицами, уполномоченными представителями кандидатов по финансовым вопросам, членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателями положений Федерального закона, Кодекса, регламентирующих их статус, права и обязанности, является основанием для привлечения указанных лиц к ответственности, установленной федеральными законами.
9.2. Нарушение организациями, должностными лицами норм Федерального закона, Кодекса, регулирующих статус кандидата, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, наблюдателей, может служить основанием для привлечения их к ответственности, предусмотренной федеральными законами.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru