Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. № 246

О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СДЕРЖИВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ТУБЕРКУЛЕЗА В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ (2009 - 2013 ГОДЫ)"

В течение 2002 - 2005 годов на территории города Нижний Тагил реализовывались мероприятия муниципальной целевой программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в городе Нижний Тагил (2002 - 2005 годы)", утвержденной Решением Нижнетагильской городской Думы от 25.11.2002 № 134.
За период действия программы достигнута основная цель - снижение темпов распространения туберкулеза на территории города: заболеваемость активными формами туберкулеза на 100 тысяч населения по городу за 2005 год составила 83,6.
В 2008 году зарегистрирован рост уровня заболеваемости активными формами туберкулеза на 100 тысяч населения (107,0). Уровень смертности среди заболевших туберкулезом продолжает оставаться высоким - 17,8 на 100 тысяч населения (по области 21,5).
Со вступлением в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены полномочия муниципальных образований в сфере здравоохранения: с 1 января 2006 года оказание специализированной и социально значимой медицинской помощи, в том числе туберкулезным больным, является полномочием субъекта федерации. В связи с этим учреждения противотуберкулезной службы города были переданы в ведомство Министерства здравоохранения и финансирование осуществляется из областного бюджета.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Областным законом от 14.04.1997 № 23-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждению распространения туберкулеза в Свердловской области", за муниципальной системой здравоохранения закреплены полномочия в проведении мероприятий по раннему выявлению туберкулеза и его профилактике.
На сегодняшний день число источников туберкулеза настолько велико, что заболевают не только представители неблагополучных слоев общества, но и социально благополучные люди, которые находятся в тесном производственном и бытовом контакте с больными туберкулезом.
В целях улучшения медико-демографической ситуации в городе, для успешного решения задачи профилактики социально значимых заболеваний необходимы усилия различных учреждений и ведомств. Одним из путей решения является разработка и внедрение на предприятиях и учреждениях города программ по профилактике социально значимых заболеваний, включающих систему информирования работников по вопросам профилактики заболеваний и пропаганду здорового образа жизни.
Согласно прогнозу в ближайшие годы на территории города будет сохраняться напряженная эпидемиологическая обстановка по заболеваемости туберкулезом, поэтому имеется острая необходимость в создании программы по борьбе с туберкулезом для комплексного решения проблем по профилактике данного заболевания.
В целях усиления мероприятий по борьбе с туберкулезом, во исполнение Законов Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", в целях реализации Областного закона от 14.04.1997 № 23-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждению распространения туберкулеза в Свердловской области", рассмотрев проект муниципальной целевой программы "Неотложные мероприятия по сдерживанию распространения туберкулеза в городе Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)", руководствуясь статьей 26 Устава города Нижний Тагил, постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Неотложные мероприятия по сдерживанию распространения туберкулеза в городе Нижний Тагил на 2009 - 2013 годы" (Приложение).
2. Управлению по экономике и ценовой политике Администрации города:
1) включить муниципальную целевую программу "Неотложные мероприятия по сдерживанию распространения туберкулеза в городе Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)" в перечень муниципальных целевых программ социально-экономического развития города;
2) при формировании бюджета на очередной финансовый год включать объемы финансирования мероприятий программы в сводную бюджетную заявку финансирования муниципальных целевых программ.
3. Управлению здравоохранения Администрации города:
1) при формировании бюджета города на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию муниципальной целевой программы "Неотложные мероприятия по сдерживанию распространения туберкулеза в городе Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)";
2) ежегодно, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять информацию об эффективности реализации муниципальной целевой программы в управление по экономике и ценовой политике Администрации города.
4. Рекомендовать руководителям предприятий и учреждений города разработать и внедрить программы по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе и туберкулеза.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по социальным вопросам В.В. Погудина.
Сроки промежуточного контроля - 15 февраля 2010 - 2013 годов.
Срок контроля - 15 февраля 2014 года.

Глава города
В.П.ИСАЕВА





Приложение

Утверждена
Постановлением Администрации города
от 5 марта 2009 г. № 246

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СДЕРЖИВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ТУБЕРКУЛЕЗА В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ (2009 - 2013 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СДЕРЖИВАНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА
В ГОРОДЕ НИЖНИЙ ТАГИЛ (2009 - 2013 ГОДЫ)"

+---------------+---------------------------------------------------------+
¦1. Наименование¦"Неотложные мероприятия по сдерживанию распространения   ¦
¦программы      ¦туберкулеза в городе Нижний Тагил (2009 - 2013 годы)"    ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦2. Основания   ¦Федеральные законы:                                      ¦
¦для разработки ¦от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом    ¦
¦программы      ¦благополучии населения" (в редакции от 26.06.2007),      ¦
¦               ¦от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения  ¦
¦               ¦туберкулеза в РФ" (в редакции от 22.08.2004)             ¦
¦               ¦Областной закон от 14.04.1997 № 23-ОЗ                    ¦
¦               ¦"О противотуберкулезной помощи населению и предупреждению¦
¦               ¦распространения туберкулеза в Свердловской области"      ¦
¦               ¦(в редакции от 24.12.2007)                               ¦
¦               ¦Приказ Минздрава России от 21.03.2003 № 109              ¦
¦               ¦"О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий    ¦
¦               ¦в Российской Федерации"                                  ¦
¦               ¦Санитарные правила Минздрава России СП 3.1.1295-03       ¦
¦               ¦"Профилактика туберкулеза"                               ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦3. Заказчик    ¦Администрация города Нижний Тагил                        ¦
¦программы      ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦4. Разработчик ¦Управление здравоохранения Администрации города          ¦
¦программы      ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦5. Исполнители ¦Управление здравоохранения Администрации города,         ¦
¦программы      ¦управление образования Администрации города,             ¦
¦               ¦управление учета и распределения жилья Администрации     ¦
¦               ¦города,                                                  ¦
¦               ¦муниципальное учреждение здравоохранения                 ¦
¦               ¦"Врачебно-физкультурный диспансер",                      ¦
¦               ¦муниципальные учреждения здравоохранения города          ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦6. Цель        ¦Сдерживание распространения туберкулеза на территории    ¦
¦программы      ¦города Нижний Тагил                                      ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦7. Задачи      ¦1. Совершенствование ранней диагностики и внедрение      ¦
¦программы      ¦современных медицинских технологий выявления больных     ¦
¦               ¦туберкулезом.                                            ¦
¦               ¦2. Подготовка медицинских кадров по вопросам раннего     ¦
¦               ¦выявления и диагностики туберкулеза.                     ¦
¦               ¦3. Обеспечение мер социальной защиты больных туберкулезом¦
¦               ¦и лиц, находящихся с ними в контакте.                    ¦
¦               ¦4. Информационное обеспечение населения о доступных мерах¦
¦               ¦профилактики туберкулеза                                 ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦8. Сроки       ¦2009 - 2013 годы                                         ¦
¦реализации     ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦9. Объемы и    ¦Всего на реализацию программы запланировано -            ¦
¦источники      ¦29283,5 тыс. рублей за счет средств местного бюджета     ¦
¦финансирования ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦10. Ожидаемые  ¦1. Обеспечение ранней диагностики туберкулеза за счет    ¦
¦результаты     ¦улучшения материально-технической базы ЛПУ и охвата      ¦
¦реализации     ¦флюорографическим обследованием на туберкулез до 95%     ¦
¦программы      ¦подлежащего обследованию населения, снижение             ¦
¦               ¦распространенности тяжелых форм заболевания.             ¦
¦               ¦2. Стабилизация уровня заболеваемости туберкулезом       ¦
¦               ¦до 98,2%.                                                ¦
¦               ¦3. Снижение смертности от туберкулеза на 4,8%.           ¦
¦               ¦4. Повышение профессионального уровня медицинских        ¦
¦               ¦работников по вопросам диагностики и раннего выявления   ¦
¦               ¦туберкулеза, оказание квалифицированной медицинской      ¦
¦               ¦помощи.                                                  ¦
¦               ¦5. Обеспечение жильем больных открытыми формами          ¦
¦               ¦туберкулеза. Оздоровление детей старше 7 лет, контактных ¦
¦               ¦по семейным очагам туберкулеза и детей с первичным       ¦
¦               ¦инфицированием, повышение их иммунитета.                 ¦
¦               ¦6. Информирование населения об опасности заболевания     ¦
¦               ¦туберкулезом, о доступных мерах профилактики, создание   ¦
¦               ¦настороженности и мотивации на раннее обращение          ¦
¦               ¦за медицинской помощью при подозрении на заболевание     ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦11. Система    ¦Текущий контроль:                                        ¦
¦контроля       ¦- проведение проверок муниципальных учреждений           ¦
¦за исполнением ¦здравоохранения                                          ¦
¦программы      ¦по вопросам организации раннего выявления туберкулеза    ¦
¦               ¦среди населения - 1 раз в полгода;                       ¦
¦               ¦- представление информации о финансировании мероприятий  ¦
¦               ¦программы в управление по экономике и ценовой политике   ¦
¦               ¦Администрации города и в финансовое управление           ¦
¦               ¦в городе Нижний Тагил - до 15 февраля 2010 - 2013 года.  ¦
¦               ¦Промежуточный контроль:                                  ¦
¦               ¦- представление информации о ходе выполнения программы   ¦
¦               ¦заместителю Главы Администрации города по социальным     ¦
¦               ¦вопросам - 2 раза в год;                                 ¦
¦               ¦- представление информации о ходе выполнения программы   ¦
¦               ¦в организационное управление Администрации города -      ¦
¦               ¦15 февраля 2010 - 2013 года.                             ¦
¦               ¦Итоговый контроль:                                       ¦
¦               ¦- отчет о результатах выполнения программы на коллегии   ¦
¦               ¦при Главе города - февраль 2014 года                     ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦12. Сокращения ¦ГУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер № 3" -            ¦
¦               ¦государственное учреждение здравоохранения               ¦
¦               ¦Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер     ¦
¦               ¦№ 3",                                                    ¦
¦               ¦МУЗ "Врачебно-физкультурный диспансер" - муниципальное   ¦
¦               ¦управление здравоохранения "Врачебно-физкультурный       ¦
¦               ¦диспансер", МУЗ ЦГБ № 1 - муниципальное учреждение       ¦
¦               ¦здравоохранения центральная городская больница № 1       ¦
¦               ¦ММУ ДЦГБ - муниципальное медицинское учреждение          ¦
¦               ¦Демидовская центральная городская больница               ¦
¦               ¦МУЗ ГП № 3 - муниципальное учреждение здравоохранения    ¦
¦               ¦городская поликлиника № 3                                ¦
¦               ¦МУЗ ГП № 4 - муниципальное учреждение здравоохранения    ¦
¦               ¦городская поликлиника № 4                                ¦
¦               ¦ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение,               ¦
¦               ¦ККФ - крупно-кадровый флюорограф,                        ¦
¦               ¦РДК - рентген-диагностический комплекс,                  ¦
¦               ¦ОМС - обязательное медицинское страхование               ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Данная Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Областным законом от 14.04.1997 № 23-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Свердловской области" и является продолжением муниципальной целевой программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в городе Нижний Тагил", действовавшей в период 2002 - 2005 годов.
В процессе анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости туберкулезом на территории города и результатов выполнения муниципальной целевой программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в городе Нижний Тагил 2002 - 2005 годы" и за 2006 - 2008 годы определен ряд проблем.
На территории города Нижний Тагил, так же как и в целом по России, отмечается неблагополучная эпидемическая ситуация по туберкулезу.
С 2003 года заболеваемость туберкулезом выросла на 15,3% и ее показатель составляет за 2008 год - 107,0 на 100 тыс. населения. Следует отметить, что темп прироста за последние два года увеличился, и в 2008 году составил +15,9%.
На сегодняшний день число источников туберкулеза настолько велико, что заболевают не только представители неблагополучных слоев общества, но и социально благополучные люди, которые находятся в тесном производственном и бытовом контакте с больными туберкулезом.
Вместе с тем, в связи с изменениями социально-экономической обстановки в стране (появление новых форм собственности учреждений и предприятий, миграция населения), повлекшими за собой, в том числе, сокращение медико-санитарных частей, фактически утрачена система мониторинга здоровья и оздоровления работающих в различных отраслях народного хозяйства.
Отсутствие мероприятий по ограничению распространения социально значимых заболеваний существенным образом может отразиться на реализации концепции народосбережения области.
В целях улучшения медико-демографической ситуации в городе, для успешного решения задачи профилактики социально значимых заболеваний необходимы усилия различных учреждений и ведомств. Одним из путей решения является разработка и внедрение на предприятиях и учреждениях города программ по профилактике социально значимых заболеваний, включающих систему информирования работников по вопросам профилактики заболеваний и пропаганду здорового образа жизни.
Вместе с тем уровень заболеваемости туберкулезом на территории города ниже средних показателей по Свердловской области на 6,4%.
По основным показателям заболеваемости туберкулезом, представленным областным противотуберкулезным диспансером, город Нижний Тагил занимает 23 ранговое место среди административных территорий Свердловской области (Екатеринбург - 5 место, Каменск-Уральский - 15 место).

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

+--+--------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-------+
¦  ¦              ¦Единицы  ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦ 2008 ¦ +/- % ¦
¦  ¦              ¦измерения¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦03 - 08¦
+--+--------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-------+
¦1.¦Заболеваемость¦человек  ¦301  ¦343  ¦318  ¦325  ¦339  ¦403   ¦       ¦
¦  ¦(абсолютные   ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦       ¦
¦  ¦данные)       ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦       ¦
+--+--------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-------+
¦2.¦Заболеваемость¦промили  ¦ 76,2¦ 90,3¦ 83,6¦ 80,6¦ 90,0¦107,0 ¦       ¦
¦  ¦на 100 тыс.   ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦       ¦
¦  ¦населения     ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦       ¦
+--+--------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-------+
¦3.¦Изменение     ¦процент  ¦     ¦+12,3¦ -7,9¦+ 2,2¦ +4,3¦+15,9 ¦ +15,3 ¦
¦  ¦уровня        ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦       ¦
¦  ¦заболеваемости¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦       ¦
+--+--------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-------+
¦4.¦Болезненность ¦промили  ¦320,9¦289,1¦275,4¦282,1¦288,8¦ 273,9¦ -11,11¦
+--+--------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-------+
¦5.¦Смертность    ¦промили  ¦ 28,2¦ 24,5¦30,7 ¦ 20,4¦ 20,7¦  17,8¦ -26,6 ¦
+--+--------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+------+-------+

Показатель смертности от туберкулеза на территории города выше среднеобластного показателя на 10%.
В городе Нижний Тагил ежегодно выявляется от 1 до 7 детей заболевших туберкулезом. Основная причина - рост заболеваемости среди взрослых и, как следствие этого, естественное инфицирование детей.
В государственном учреждении здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер № 3" на учете состоит 1678 человек, в том числе 1019 больных с активными формами туберкулеза, из которых 495 человек (29,5%) имеют открытую форму туберкулеза; у 21 больного зарегистрировано сочетанное поражение туберкулезом и ВИЧ. На учете находится 68 больных туберкулезом без определенного места жительства.
На территории города всего зарегистрирован 673 семейно-квартирных очага, из них - 312 очагов, где проживают больные с открытой формой туберкулеза, в том числе 11 сдвоенных очагов.
На учете противотуберкулезной службы состоит: 989 контактных детей и 53 подростка из семейно-квартирных очагов туберкулеза; 895 детей и 35 подростков с первичным инфицированием. Контактные дети оздоравливаются в летних оздоровительных лагерях города и санаториях области. Оздоровление детей с первичным инфицированием проводится за счет родителей, по возможности.
Из числа больных с активными формами туберкулеза 17,4% составляют лица, освободившиеся из мест лишения свободы (82 человека).
С 2007 года в городе применяется практика привлечения больных туберкулезом, уклоняющихся от лечения, к принудительному лечению. В 2008 году было подано в прокуратуру 129 исковых заявлений, рассмотрено 20, все удовлетворены.
В учреждениях исполнения наказания, расположенных на территории города, находится 1003 осужденных больных активными формами туберкулеза.
В стационаре государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер № 3" длительное время проживает 11 человек, не имеющих постоянного места жительства, один из них живет более 3 лет.
За последние три года наблюдается утяжеление клинических форм заболевания туберкулезом, остается высоким удельный вес вновь выявленных больных с распадом в легких - до 50%. Среди них 60% больных с открытой формой туберкулеза и бактериовыделением. Это связано с поздним выявлением инфекции и несвоевременным обращением заболевших.
Ежегодно в стационаре туберкулезной больницы проходит лечение более тысячи больных.

Таблица 2

+-----------------+---------+----+----+----+----+----+----+
¦   Показатели    ¦ Единицы ¦2003¦2004¦2005¦2006¦2007¦2008¦
¦  эффективности  ¦измерения¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦     лечения     ¦         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
+-----------------+---------+----+----+----+----+----+----+
¦Эффективность    ¦процент  ¦37,0¦57,4¦71,0¦71,6¦74,1¦68,5¦
¦лечения больных  ¦         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦с открытой формой¦         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦туберкулеза      ¦         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
+-----------------+---------+----+----+----+----+----+----+
¦Эффективность    ¦процент  ¦45,0¦50,3¦58,6¦60,2¦51,6¦56,2¦
¦лечения больных  ¦         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦туберкулезом     ¦         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦в стадии распада ¦         ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
+-----------------+---------+----+----+----+----+----+----+

Используемая при флюорографических осмотрах в лечебных учреждениях города флюорографическая техника нуждается в обновлении в связи с длительной эксплуатацией и выработкой ресурса.
Из 14 флюорографических установок 8 имеют срок службы более 10 лет (47%), 3 - более 20 лет (17,6% - терапевтический корпус и поликлиника ММУ ДЦГБ, стационар МУЗ ЦГБ № 1).
Использование устаревшей диагностической техники приводит к снижению эффективности проводимого диагностического исследования и увеличению дозы облучения населения от медицинских рентгенологических процедур.
Так по итогам проведенных в 2008 году профилактических осмотров населения города выявляемость туберкулеза составила 0,17%, то есть при обследовании 208740 жителей города выявлено 374 человека с активными и неактивными формами туберкулеза.
В течение 2006 - 2008 годов 12 лечебно-профилактических учреждений города были оснащены рентген-диагностическими комплексами (РДК), кроме этого в городскую поликлинику № 3 поставлен крупно-кадровый флюорограф (ККФ). За счет средств местного бюджета оснащены: поликлиника МУЗ ЦГБ № 1 и МУЗ ДЦГБ - цифровыми ККФ, ЦГБ № 4 - РДК. На ремонт и реконструкцию рентгеновских и флюорографических кабинетов выделено из местного бюджета 5836,999 тысяч рублей.
В 1,3 раза вырос охват населения профилактическими флюорографическими осмотрами и составил в 2008 году - 95,9% (2003 год - 78,4%).
Требует внимания проблема высокой заболеваемости туберкулезом иностранных граждан - трудовых мигрантов: из 1866 иностранных граждан выявлено 22 больных туберкулезом (11,7 на 1000 осмотренных).
В соответствии с статьей 18-1 Закона Свердловской области от 14.04.1997 № 23-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Свердловской области" (с изменениями и дополнениями от 19.11.2008) Главой города Нижний Тагил было принято два Постановления о предоставлении жилья больным туберкулезом:
- от 06.07.1998 № 316 "О заселении дома № 24 по улице Краснофлотская" (специальный дом для больных с закрытой формой туберкулеза) на 25 комнат;
- от 30.03.2001 № 290 "О заселении дома № 15 по улице Проезжая" (специальный дом для больных открытой формы туберкулеза) на 28 комнат.
За последние три года в этих домах было предоставлено жилье: в 2006 году - 4; в 2007 году - 6; в 2008 году - 8 больным туберкулезом. В настоящее время имеется 9 свободных комнат, куда могут быть заселены больные туберкулезом, нуждающиеся в обеспечении жильем.

Раздел 2. АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Ситуация по туберкулезу в городе остается сложной. Согласно прогнозу, в ближайшие годы на территории города будет сохраняться напряженная эпидемиологическая ситуация по заболеваемости туберкулезом.
Причины эпидемиологического неблагополучия:
- влияние социального фактора (снижение уровня жизни большинства социальных групп населения, неполноценное питание, усиление воздействия стрессовых факторов);
- неадекватное отношение к опасности туберкулеза и уклонение от профилактических мероприятий;
- сокращение массовых профилактических обследований и уменьшение активного выявления больных туберкулезом, несвоевременное выявление больных по обращаемости с активными формами заболевания;
- увеличение резервуара туберкулезной инфекции и числа не выявленных больных с заразными формами;
- моральное и физическое устаревание флюорографической техники, снижение выявляемости за счет пропуска патологии на некачественных снимках;
- формирование полирезистентных и более опасных форм возбудителя туберкулеза, устойчивых ко многим противотуберкулезным препаратам, ввиду нерационального лечения и из-за отсутствия должного набора противотуберкулезных препаратов;
- наличие у больных туберкулезом сопутствующей патологии усугубляющей течение инфекции.
Отрицательную роль также играет тот факт, что профилактические флюорографические осмотры на туберкулез не входят в базовую программу ОМС.

Раздел 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы:
Сдерживание распространения туберкулеза на территории города Нижний Тагил.
Задачи Программы:
1. Совершенствование ранней диагностики и внедрение современных медицинских технологий выявления больных туберкулезом.
2. Подготовка медицинских кадров по вопросам раннего выявления и диагностики туберкулеза.
3. Обеспечение мер социальной защиты больных туберкулезом и лиц, находящихся с ними в контакте.
4. Информационное обеспечение населения о доступных мерах профилактики туберкулеза.

Раздел 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Источником финансирования являются средства местного бюджета.
Основным получателем бюджетных средств является управление здравоохранения Администрации города.
Общая сумма ассигнований на финансирование программы составляет 29283,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

+--------------+-------------------------------------------+
¦  Источники   ¦     Объем финансирования (тыс. руб.)      ¦
¦финансирования+------+-------+------+------+------+-------+
¦              ¦ 2009 ¦ 2010  ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ Итого ¦
+--------------+------+-------+------+------+------+-------+
¦Местный бюджет¦6000,0¦10983,5¦5900,0¦3500,0¦2900,0¦29283,5¦
+--------------+------+-------+------+------+------+-------+

Раздел 5. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Заказчиком Программы выступает Администрация города Нижний Тагил.
Разработчиком Программы является управление здравоохранения Администрации города.
Мероприятия по реализации Программы осуществляются управлением здравоохранения во взаимодействии с управлением образования, управлением по учету и распределению жилья Администрации города, муниципальным учреждением здравоохранения "Врачебно-физкультурный диспансер", муниципальными учреждениями здравоохранения города, государственным учреждением здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер № 3" (по согласованию).
Координацию деятельности исполнителей Программы осуществляет управление здравоохранения Администрации города, которое:

]]>
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦создание          ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦настороженности и ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦мотивации         ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦на раннее         ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦обращение         ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦за медицинской    ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦помощью           ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦при подозрении    ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦на заболевание.   ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦Приобретение      ¦
¦   ¦                     ¦               ¦                                    ¦              ¦                     ¦100 стендов       ¦
+---+---------------------+---------------+------------------------------------+--------------+---------------------+------------------+
¦Ожидаемые результаты: Информирование населения об опасности заболевания туберкулезом, о доступных мерах профилактики, создание        ¦
¦настороженности и мотивации на раннее обращение за медицинской помощью при подозрении на заболевание                                  ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru