Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 28 августа 2009 года

Вопрос: С 2009 года "упрощенцы" сдают декларацию 1 раз в год. Как это повлияло на налоговые поступления? Ведь согласно логике многих налогоплательщиков, раз уж не надо сдавать квартальную отчетность, то можно и авансовые платежи не платить?

Ответ: Когда мы говорим о снижении поступлений по упрощенной системе налогообложения в 2009 году, необходимо упомянуть три основных фактора, прямо влияющих на такую отрицательную динамику. Во-первых, как Вы верно заметили, Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ с 2009 года отменена обязанность налогоплательщиков представлять декларации по результатам отчетных периодов (поквартально). Во-вторых, Законом Республики Татарстан от 28 мая 2009 года № 19-ЗРТ "Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" в 2009 году снижены налоговые ставки для налогоплательщиков УСН, с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В-третьих, это изменение экономических условий в стране.
Безусловно, указанный Вами фактор повлиял на снижение налоговых поступлений. На мой взгляд, за первый квартал 2009 года (по сроку - 25 апреля 2009 года) не уплатили авансовые платежи "упрощенцы" с низким уровнем налоговой дисциплины, отложившие налоговый учет "на потом". Отмена обязанности представлять квартальные налоговые декларации хороша для налогоплательщиков, обладающих определенным уровнем самодисциплины. Опасаюсь, что значительная часть небольших организаций с аутсорсингом бухгалтерии, точнее сказать, с "приходящим" главным бухгалтером, которого они собираются пригласить в начале следующего года для формирования годовой декларации и книги учета доходов и расходов, сами точно не знают, сколько авансовых платежей они уже обязаны заплатить. Правда, кроме данной категории налогоплательщиков, не уплатили (уплатили в меньшем размере) авансовые платежи "упрощенцы" с низкими результатами финансово-хозяйственной деятельности, из-за дефицита финансовых ресурсов, а также налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осведомленные о снижении налоговых ставок.

Вопрос: Каким образом будет осуществляться контроль достоверности сумм авансовых платежей?

Ответ: Налоговый контроль будет осуществляться в ходе камеральных и выездных налоговых проверок. Проверяться будут годовые налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения, книги учета доходов и расходов, первичные документы, обороты по банковским счетам и кассе. Будет использоваться информация из внешних источников. Всего этого достаточно для определения правомерности и своевременности уплаченных авансовых платежей.

Вопрос: Какие штрафные санкции могут быть применены в отношении налогоплательщиков, которые не платят или уменьшают авансовые платежи?

Ответ: На сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса РФ, а именно, за каждый день просрочки от неуплаченной суммы налога или сбора в размере 1/300 действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Вопрос: В связи с тем, что лимит доходов для "упрощенцев" увеличен и более того, уменьшена налоговая ставка для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", не увеличился ли поток налогоплательщиков, желающих перейти на "упрощенку"?

Ответ: Уверен, что смягчение ограничений по доходам существенно повлияет на увеличение количества налогоплательщиков, желающих перейти на УСН. Хотя вопрос о снижении налоговой ставки будет рассматриваться ежегодно.
Хотелось бы отметить, что для многих налогоплательщиков в ближайшей перспективе "упрощенка" становится очень привлекательной. Особенно это выгодно строителям, обрабатывающим производствам и субъектам предпринимательства, занятым производством и распределением электроэнергии, воды и газа, по которым Законом № 19-ЗРТ установлена 5-процентная налоговая ставка.

Вопрос: Не ухудшает ли положение "упрощенцев" новый лимит доходов в 60 млн рублей, так как Президиум ВАС РФ Постановлением от 12 мая 2009 года № 12010/08 разрешил "упрощенцам" при определении предельной величины доходов, позволяющей применять УСН, умножать 20 млн руб., указанные в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ, не только на коэффициент-дефлятор, установленный на текущий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, действовавшие в предыдущие годы? Следовательно, предельный доход, позволяющий применять УСН, согласно Президиуму ВАС, равен 58 млн в текущем году, а в последующих годах будет больше 60 млн рублей.

Ответ: В данном случае не совсем корректно говорить об ухудшении положения налогоплательщиков. Лимит доходов вырос практически в 3 раза. Кроме того, давайте вспомним, что первоначально "упрощенку" ввели для поддержки малого предпринимательства. На мой взгляд, необходимо, чтобы упрощенная система налогообложения несла регулирующую функцию: создавала благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, а не ставила субъектов малого предпринимательства на одну ступень с крупными налогоплательщиками, для которых УСН является не более чем дополнительной тактической схемой в целях минимизации налогообложения.

Вопрос: Будет ли проверяться правомерность применения 5-процентной ставки налогообложения? И каков критерий отбора налогоплательщиков, подпадающих под проверку?

Ответ: Думаю, этот вопрос станет первоочередным. Для применения 5-процентной ставки необходимо, чтобы за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления экономической деятельности в 3-х ранее упомянутых нами сферах (обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство).

Вопрос: В СМИ прошла информация о том, что региональным властям будет дана возможность снижения налоговой ставки с 6 процентов до 3 процентов для упрощенцев с объектом налогообложения "доходы". Планируется ли такое изменение и в нашей республике?

Ответ: На сегодняшний день субъекты Российской Федерации наделены правом снижать налоговые ставки по УСН только для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Для налогоплательщиков, объектом налогообложения которых являются доходы, ставка пока остается неизменной - 6 процентов.
Понятно, что организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы (ставка 6 процентов), оказались в менее выгодных условиях по сравнению с "упрощенцами", объектом налогообложения которых являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Поэтому есть смысл снижать ставку по объекту доходы, иначе со следующего года большинство налогоплательщиков поменяют выбранный объект налогообложения.
Думаю, что когда регионы получат право снижать ставку по объекту "доходы", этот вопрос будет рассмотрен органами законодательной власти нашей республики.
Пока, насколько я знаю, готовится к рассмотрению вопрос о продлении действия пониженных ставок по объекту "доходы, уменьшенные на величину расходов" на 2010 - 2012 годы.

Вопрос: Какова цель принятых нововведений?

Ответ: На мой взгляд - поддержка малого бизнеса, оказавшегося в тяжелых экономических условиях, а также сохранение темпов строительства в нашей республике.

Вопрос: Александр Абрамович, что бы Вы хотели посоветовать нашим читателям?

Ответ: Каждый налогоплательщик сам определяет степень своих налоговых рисков, главное помнить, что налоговые риски должны быть управляемыми. Для этого нужен качественный налоговый учет. Я имею в виду в том числе учет доходов и расходов по УСН для целей исчисления квартальных авансовых платежей.
Неуправляемые налоговые риски могут привести к печальным последствиям. В нынешних тяжелых экономических условиях, когда приходится экономить практически на всем, не стоит слишком сильно экономить на бухгалтерии.

Советник
государственной гражданской
службы РФ III класса
А.ВОЛОДАРСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru