Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2009 г. № 3-П

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЕЙ 140, 141 И ЧАСТИ 2
СТАТЬИ 142 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СВЯЗИ С
ЗАПРОСОМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Республики Тыва

Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей О.Н. Дубровского, С.О. Монгуш, Ю.Я. Норбу, А.П. Саая,
с участием представителей стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва в Конституционном суде Республики Тыва и Верховном суде Республики Тыва И.А. Саяна, заместителя министра по делам юстиции Республики Тыва А.И. Рязанова, а также приглашенных: представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - председателя Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам М.С. Монгуша, представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - начальника отдела государственно-правового управления Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва О.С. Проценко,
руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2 - 4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании статей 140, 141 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела является запрос Председателя Правительства Республики Тыва (исх. № АД-Х-7-1232/09-О от 14 мая 2009 года) о толковании положений статей 140, 141 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва. Основанием для обращения в Конституционный суд Республики Тыва является обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных положений Конституции Республики Тыва.
Заслушав выступление судьи-докладчика С.О. Монгуш, объяснение представителя Председателя Правительства Республики Тыва, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва

установил:

1. Конституция Республики Тыва устанавливает, что стабильность Конституции Республики Тыва обеспечивается особым порядком ее принятия и пересмотра отдельных конституционных положений. Конституция Республики Тыва, а также поправки к главам I и XVI Конституции принимаются референдумом Республики Тыва (статья 140), предложения о разработке проекта новой Конституции Республики Тыва могут вносить Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва, при этом предложение Великого Хурала Республики Тыва подлежит согласованию с Правительством Республики Тыва, а Правительства Республики Тыва - с Великим Хуралом Республики Тыва. В случае взаимного согласия о необходимости разработки проекта новой Конституции Республики Тыва Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва формируют Конституционную комиссию Республики Тыва, порядок образования и деятельности которой устанавливаются конституционным законом Республики Тыва (статья 141). Поправки к главам I и XVI Конституции Республики Тыва принимаются в порядке, предусмотренном статьей 141 Конституции Республики Тыва (часть 2 статьи 142).
По мнению заявителя, возникает неопределенность в понимании указанных конституционных положений, а именно, предусматривает ли Конституция Республики Тыва внесение поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва непосредственно путем проведения референдума Республики Тыва без формирования Конституционной комиссии Республики Тыва. Данную неопределенность также порождает то обстоятельство, что на протяжении длительного времени (более 6 лет) Конституционная комиссия Республики Тыва не может быть сформирована в результате непринятия Великим Хуралом Республики Тыва Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционной комиссии Республики Тыва".
Позиция заявителя состоит в том, что, исходя из части 4 статьи 3 Конституции Республики Тыва, проведение референдума многонационального народа Республики Тыва является высшим выражением его волеизъявления и соответственно предварительное согласование поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва с Конституционной комиссией Республики Тыва является ограничением этого права.
В связи с изложенным Председатель Правительства Республики Тыва просит Конституционный суд Республики Тыва дать толкование статей 140, 141 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва в части возможности внесения поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва непосредственно путем проведения референдума Республики Тыва без формирования Конституционной комиссии Республики Тыва.
2. Согласно частям 2 и 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов, и принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва при рассмотрении дела решает исключительно вопросы права.
Ранее Конституционным судом Республики Тыва рассматривалось дело о толковании положений частей 1 и 2 статьи 140, частей 1 и 2 статьи 141, частей 1, 2 и 3 статьи 142 Конституции Республики Тыва, предметом которого являлось разъяснение порядка принятия поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва, а также установление взаимосвязи между разработкой и принятием проекта новой Конституции Республики Тыва и инициированием проекта конституционного закона Республики Тыва о Конституционной комиссии Республики Тыва.
Предметом настоящего дела будет толкование положений статей 140, 141 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва в части разъяснения вопроса о возможности внесения поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Тыва, путем проведения референдума Республики Тыва без формирования Конституционной комиссии Республики Тыва.
3. Республика Тыва есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации (статья 1 Конституции Республики Тыва). Частью 2 статьи 3 Конституции Республики Тыва установлено, что народ Республики Тыва является единственным источником и носителем власти, осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа Российской Федерации в Республики Тыва являются референдум и свободные выборы, проводимые в соответствии с действующим законодательством (часть 4 статьи 3 Конституции Республики Тыва). Представительная демократия осуществляется через органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления Республики Тыва.
Таким образом, Конституция Республики Тыва устанавливает такой демократический режим, при котором население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии.
Учитывая вышеизложенное, Конституционный суд Республики Тыва, проанализировав положения статей 1, 3, 28, 140, 141, 142 Конституции Республики Тыва в их системной связи, пришел к выводу, что процедура принятия поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва, предусмотренная статьями 141 и 142 Конституции Республики Тыва, установлена в рамках представительной демократии, когда субъектами инициирования поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва являются органы государственной власти - Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва. При этом стабильность Конституции Республики Тыва и особый порядок пересмотра конституционных положений, установленных главами I и XVI Конституции Республики Тыва, обеспечивается не ограниченностью субъектов внесения поправок (Великий Хурал и Правительство Республики Тыва), не формированием и деятельностью Конституционной комиссии Республики Тыва, а волеизъявлением граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, на референдуме Республики Тыва.
Вместе с тем, установленный Конституцией Республики Тыва специальный порядок пересмотра глав I и XVI Конституции Республики Тыва, субъектами которого являются Великий Хурал, Правительство Республики Тыва и Конституционная комиссия Республики Тыва, не противоречит конституционному принципу народовластия постольку, поскольку предложенные поправки подлежат обязательному одобрению населением на референдуме. Таким образом, внесение поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва возможно только в порядке, предусмотренном статьями 141 и 142 Конституции Республики Тыва, при условии наличия всех субъектов, обеспечивающих пересмотр глав I и XVI Конституции Республики Тыва, а именно Великого Хурала Республики Тыва, Правительства Республики Тыва и Конституционной комиссии Республики Тыва.
Одновременно Конституционным судом Республики Тыва установлено, что в условиях отсутствия либо невозможности формирования одного из субъектов, обеспечивающих процесс пересмотра глав I, XVI Конституции Республики Тыва, и при наличии необходимости внесения поправок в эти главы изменение положений упомянутых глав возможно в режиме прямой демократии - по инициативе граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, осуществляющим регулирование правоотношений, связанных с проведением референдума. Только в обусловленных случаях Конституционным судом Республики Тыва не усматривается подмены референдумом органов народного представительства по вопросу пересмотра глав I, XVI Конституции Республики Тыва. Таким образом, в случае невозможности реализации процедур пересмотра глав I, XVI Конституции Республики Тыва в пределах представительной демократии, она дополняется одной из высших форм прямой демократии - референдумом.
Данному выводу корреспондирует позиция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая в Рекомендации 1704 (2005) от 29 апреля 2005 года обращает внимание на то, что прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии, ими не следует злоупотреблять, они не должны использоваться для подрыва легитимности и примата парламентов как законодательных органов и в обход принципа верховенства права (пункты 5 и 8).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71 - 73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва

постановил:

1. Из конституционно-правового смысла статей 140, 141, части 2 статьи 142 в их системной связи с положениями статьи 1, частей 2 и 4 статьи 3, статьи 28 Конституции Республики Тыва следует, что внесение поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва возможно только в порядке, предусмотренном статьями 141 и 142 Конституции Республики Тыва, при условии наличия всех субъектов, обеспечивающих пересмотр глав I и XVI Конституции Республики Тыва, а именно Великого Хурала Республики Тыва, Правительства Республики Тыва и Конституционной комиссии Республики Тыва.
Одновременно установлено, что в условиях отсутствия либо невозможности формирования одного из вышеуказанных субъектов, обеспечивающих процесс пересмотра глав I, XVI Конституции Республики Тыва, изменение положений данных глав возможно в режиме прямой демократии - по инициативе граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, осуществляющим регулирование правоотношений связанных с проведением референдума.
2. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".

Конституционный суд
Республики Тыва
№ 3-П





ОСОБОЕ МНЕНИЕ
судьи Конституционного суда Республики Тыва
С.О. Монгуш по делу о толковании положений статей 140,
141 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва

Председатель Правительства Республики Тыва обратился в Конституционный суд Республики Тыва с запросом о толковании положений статей 140, 141 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва, а именно, предусматривает ли Конституция Республики Тыва внесение поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва непосредственно путем проведения референдума Республики Тыва без формирования Конституционной комиссии Республики Тыва.
По мнению Председателя Правительства Республики Тыва, исходя из части 4 статьи 3 Конституции Республики Тыва проведение референдума многонационального народа Республики Тыва является высшим выражением его волеизъявления и, соответственно, предварительное согласование поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва с Конституционной комиссией Республики Тыва является ограничением этого права.
В связи с интерпритацией суда ряда положений Конституции Республики Тыва при ответе на поставленный вопрос Председателя Правительства Республики Тыва полагаю возможным, руководствуясь статьей 74 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", высказать следующее особое мнение.
В правовой системе любого государства есть нормативный акт, обеспечивающий относительную стабильность всей правовой системы, - конституция. Это обусловлено тем, что нормы основного закона устанавливают наиболее общие правила поведения всех участников правовых отношений, в связи с чем, они в наименьшей степени нуждаются в изменениях. Более того, дабы избежать поспешных, конъюнктурных изменений ее положений, нормы конституции обеспечиваются повышенной правовой защитой. Тем не менее, необходимость изменения конституции, замена устаревших ее положений более современными рано или поздно неизбежно возникает. Это естественный процесс, и относиться к нему необходимо объективно и взвешенно.
В соответствии со статьями 5, 7 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституции республик в составе Российской Федерации и поправки к ним принимаются законодательным (представительным) органом Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации принимаются большинством не менее 2/3 от установленного числа депутатов, в то время как законы субъектов Российской Федерации - большинством от установленного числа депутатов.
Конституциями республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной порядок принятия Конституции и поправок к ней, например, принятие специальным учредительным органом или всенародным голосованием.
В целях обеспечения стабильности Конституции Республики Тыва и в соответствии с федеральным законодательством учредительная власть также установила особый порядок принятия новой Конституции Республики Тыва и пересмотра глав I, XVI Конституции Республики Тыва - референдумом Республики Тыва (статья 17, статьи 140, 141, часть 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва).
Согласно преамбуле и положениям главы I, статье 45 Конституции Республики Тыва Основной закон Республики Тыва, принятый на референдуме Республики Тыва 6 мая 2001 года, - Конституция Республики Тыва является правовым актом учредительного характера, определяет статус республики, образует основу законодательства, а также любого правотворчества по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также исключительного ведения Республики Тыва.
Глава I Конституции Республики Тыва определяет основы конституционного строя Республики Тыва, в ней закреплены наиболее важные основы общественно-политического и социально-экономического устройства республики, приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, принцип разделения государственной власти, право граждан на местное самоуправление, вытекающие из принципов, провозглашенных в Конституции Российской Федерации.
Глава XVI также относится к числу "особых" глав Основного закона Республики Тыва, поскольку определяет порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Республики Тыва.
Статьей 141 Конституции Республики Тыва определен перечень субъектов конституционной инициативы, обладающих юридическим правом предлагать изменения Конституции, это Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва. В отличие от перечня субъектов, обладающих законодательной инициативой в соответствии со статьей 108 Конституции Республики Тыва, этот перечень существенно уже. В него не вошли Председатель Правительства Республики Тыва, местные Хуралы представителей, группа граждан численностью не менее чем 1000 человек, Конституционный суд Республики Тыва, Верховный суд Республики Тыва, Арбитражный суд Республики Тыва, прокурор Республики Тыва и Избирательная комиссия Республики Тыва. Следует отметить, что палаты Великого Хурала по отдельности также не могут вносить предложения по изменению и принятию новой Конституции.

]]>
Согласно положениям статьи 141 Конституции Республики Тыва предусмотрен следующий порядок принятия новой Конституции Республики Тыва:
частью 1 статьи 141 Конституции Республики Тыва установлено, что предложения о разработке проекта новой Конституции Республики Тыва могут вносить Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва, при этом предложение Великого Хурала Республики Тыва подлежит согласованию с Правительством Республики Тыва, а Правительства Республики Тыва - с Великим Хуралом Республики Тыва;
часть 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва устанавливает, что в случае взаимного согласия о необходимости разработки проекта новой Конституции Республики Тыва, внесения поправок в главы I и XVI Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва формируют Конституционную комиссию Республики Тыва, порядок образования и деятельности которой устанавливаются Конституционным законом Республики Тыва. Конституционная комиссия Республики Тыва разрабатывает проект новой Конституции Республики Тыва и направляет его в Палату представителей, которая в течение 14 дней с момента поступления проекта новой Конституции Республики Тыва принимает решение о вынесении его на референдум Республики Тыва.
Аналогичный порядок установлен и в отношении принятия поправок к главам I и XVI Конституции Республики Тыва (часть 2 статьи 142).
Таким образом, перечисленные условия образуют дополнительные гарантии обеспечения стабильности Основного закона Республики Тыва.
Вместе с тем, частью 2 статьи 140 Конституции Республики Тыва установлено, что Конституция Республики Тыва, а также поправки к главам I, XVI Конституции принимаются референдумом Республики Тыва.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшее непосредственное выражение власти народа - референдум и свободные выборы (статья 1 часть 1; статья 3 части 1, 2 и 3).
Референдум как всенародное голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения и свободные выборы как способ формирования органов народного представительства и других выборных органов государственной власти являются, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 11 июня 2003 г. № 10-П, высшими формами непосредственной демократии, которые, при том что каждая имеет собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга; статьями 84 (пункт "в"), 92 (часть 3) и 135 (часть 3) Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 3, 32 (части 1 и 2) и 71 (пункты "а", "в") обусловливаются характер и содержание законодательного регулирования условий и порядка проведения референдума и выборов в органы публичной власти, с тем чтобы свободное волеизъявление граждан было обеспечено как при осуществлении права участвовать в референдуме, так и при осуществлении избирательных прав; устанавливая регламентацию соответствующих прав, федеральный законодатель обладает достаточной свободой усмотрения, которая тем не менее ограничена особенностями высших форм непосредственного народовластия, их предназначением и соотношением.
В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократия. Референдум, обеспечивающий непосредственное участие граждан в управлении делами государства и открытость процессов принятия политических решений, легитимируемых волей народа, не может подменять органы народного представительства. Данному выводу корреспондирует позиция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая в Рекомендации 1704 (2005) от 29 апреля 2005 года обращает внимание на то, что прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии, ими не следует злоупотреблять, они не должны использоваться для подрыва легитимности и примата парламентов как законодательных органов и в обход принципа верховенства права (пункты 5 и 8).
Следовательно, осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с референдумом Российской Федерации, федеральный законодатель обеспечил такие условия и порядок их реализации, чтобы референдум не мог использоваться как институт, подменяющий иные институты непосредственной демократии, либо как противовес институтам представительной демократии, в том числе в нарушение исключительных прерогатив органов государственной власти, которые должны осуществляться в иных конституционно установленных формах законотворчества как способа принятия государственных решений.
Часть 4 статьи 3 Конституции Республики Тыва также провозглашает, что высшим непосредственным выражением власти народа Республики Тыва является референдум и свободные выборы, проводимые в соответствии с действующим законодательством.
По своей сути право на участие в референдуме представляет собой конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения факультативного референдума, а не обязательного, на основании которого принимается Конституция Республики Тыва и поправки к ней, а также в иных действиях по подготовке и проведению референдума.
В статье 1 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" от 28.06.2004 № 5-ФКЗ определено, что референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Своим участием во всенародном голосовании граждане Российской Федерации выражают свое согласие или несогласие по вопросам, вынесенным на референдум, в этом и заключается выражение власти граждан.
Следовательно, гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Тыва, при голосовании на референдуме, предоставлено право решать вопрос о принятии или непринятии новой Конституции Республики Тыва, о внесении или невнесении предлагаемых поправок в главы I и XVI действующей Конституции.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона "О референдуме Республики Тыва" законодательство о референдуме Республики Тыва составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Конституция Республики Тыва, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации и Республике Тыва. Согласно данной норме закона Республики Тыва отдельные положения Конституции Республики Тыва также регулируют порядок проведения референдума Республики Тыва, а именно порядок принятия новой Конституции Республики Тыва, поправок к ней.
Согласно законодательству Республики Тыва о референдуме правом инициировать проведение референдума Республики Тыва наделены:
- граждане Российской Федерации (в количестве не менее чем 20 человек), имеющие право на участие в референдуме (статья 11 Закона Республики Тыва "О референдуме Республики Тыва";
- Конституционная комиссия Республики Тыва - в случае, предусмотренном статьях 141 и 142 Конституции Республики Тыва.
В соответствии со статьей 142 Конституции Республики Тыва предложения о принятии поправок к Конституции Республики Тыва оформляются в виде проекта конституционного закона Республики Тыва и могут вноситься Палатой представителей и Правительством Республики Тыва.
Из принятого постановления Конституционного суда следует, что в условиях отсутствия либо невозможности формирования одного из субъектов, обеспечивающих процесс пересмотра глав I и XVI Конституции Республики Тыва, изменение глав возможно в режиме прямой демократии - по инициативе граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва. Тем самым гражданам предоставлено право конституционной инициативы.
В соответствии со ст. 108 Конституции Республики Тыва одним из субъектов права законодательной инициативы является группа граждан численностью не менее чем 1000 человек. Если сопоставим с инициативной группой граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, имеющих право инициировать проведение референдума, то их количество - не менее чем 20 человек. Отсюда видно, что даже обычным правом законодательной инициативы обладает группа граждан численностью не менее чем 1000 человек.
Демократическое государство обязано обеспечивать соблюдение Конституции и охранять ее от любых нарушений. Высшая гарантия безопасности Конституции заложены в самой Конституции Республики Тыва в статье 45, что каждый обязан соблюдать настоящую Конституцию.
Таким образом, никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом Конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана соблюдать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство Конституции и права тождественны.
Учитывая вышеизложенные условия по пересмотру и внесению поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва, прихожу к следующему выводу:
1) исходя из анализа норм статей 140, 141 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва, Конституция Республики Тыва, определяя порядок принятия новой Конституции и внесения поправок к главам I и XVI, предусматривает обязательное формирование Конституционной комиссии Республики Тыва;
2) разработка проекта новой Конституции Республики Тыва и согласование проекта поправок к главам I и XVI отнесены к полномочиям Конституционной комиссии. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, не входят в число субъектов конституционной инициативы;
3) разработка проекта новой Конституции и внесение поправок к главам I и XVI Конституционной комиссией не ограничивают права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, на выражение своей воли.

Судья
Конституционного суда
Республики Тыва
С.О.МОНГУШ





ОСОБОЕ МНЕНИЕ
судьи Конституционного суда Республики Тыва Ю.Я. Норбу
по делу о толковании положений статей 140, 141 и
части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва

Пользуясь правом, предоставленным статьей 74 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", выражаю следующее особое мнение.
Конституционным судом Республики Тыва 14 июля 2005 г. рассматривалось дело о толковании отдельных положений Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва и вынесено постановление.
Одним из оснований к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность по вопросам порядка принятия поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва. Предметом данного дела являлось толкование части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва в части разъяснения порядка принятия поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва.
В постановлении Конституционного суда Республики Тыва выражалась следующая правовая позиция.
Глава I Конституции Республики Тыва определяет основы конституционного строя Республики Тыва, в ней закреплены наиболее важные основы общественно-политического и социально-экономического устройства республики, приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, принцип разделения государственной власти, право граждан на местное самоуправление, вытекающие из принципов, провозглашенных в Конституции Российской Федерации.
Учитывая верховенство основ конституционного строя, регулируемых положениями главы I Конституции Республики Тыва, в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными в пункте "а" части 1 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ, а также в целях обеспечения стабильности Конституции Республики Тыва республиканский законодатель установил особый порядок принятия новой Конституции Республики Тыва и пересмотра глав I, XVI Конституции Республики Тыва - референдумом Республики Тыва (статья 17, статьи 140, 141, часть 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва).
Наряду с этим из буквального смысла части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва в ее взаимосвязи с положениями статей 140, 141 Конституции Республики Тыва следует, что и принятие проекта новой Конституции Республики Тыва, и внесение поправок к главам I, XVI Конституции Республики Тыва производятся в порядке, установленном статьей 141 Конституции Республики Тыва.
По вопросу о взаимосвязи статей 140, 141 и части 2 статья 142 Конституции Республики Тыва с частью 4 статьи 3 Конституции Республики Тыва считаю, что все многочисленные формы волеизъявления народа делятся на две большие группы: формы непосредственной и представительной демократии.
Непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа, принятие им решения, выбор должностного лица без каких-либо посредников и последующего или предварительного утверждения или согласования этого решения.
Представительная демократия означает делегирование части принадлежащих народу властных полномочий формируемым им органам публичной власти. Речь идет именно о тех органах публичной власти, действующих на профессиональной основе, о которых шла речь выше (см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи). Термин "публичный" означает всю совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку последние не входят в систему органов государственной власти (см. комментарий к ст. 12).
Систему публичной власти условно можно разделить на три группы органов, различающихся по способам их формирования. Первую группу образуют органы, непосредственно избираемые народом (населением).
Во вторую группу входят органы, опосредованно формируемые избирателями, т.е. когда их воля осуществляется через избранных ими представителей.
В третью группу входят единолично (коллегиально) назначаемые органы, формируемые выборными (непосредственно или опосредованно) органами публичной власти.
Строго говоря, в демократическом государстве все органы государственной власти, как выборные, так и назначаемые, зависят от воли избирателей.
Вообще необходимо иметь в виду, что демократия даже в самой свободной стране имеет свои пределы, определяемые национально-историческими традициями, уровнем законодательного регулирования и, самое важное, уровнем политического сознания и активности граждан.
К формам непосредственной демократии относится и референдум. Конституция относит к числу высших форм непосредственной демократии выборы и референдум.
В самом общем виде референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и консультативные. Единственным императивным референдумом, проведенным после восстановления суверенитета России в 1990 г., на уровне республики были референдумы по Конституции Республики Тыва 1993 г. и Конституции Республики Тыва 2001 г.
Глава XVI Конституции Республики Тыва предусматривает несколько властей, наделенных полномочием на обновление Конституции, водораздел между которыми предопределяется масштабами обновления. Доминирующее положение в их ряду занимает многонациональный народ Российской Федерации, обладающий учредительной властью и наделенный правом на всенародное голосование - принять новую Конституцию и поправки к ней. Властью, способной учредить Конституцию, обладает и Конституционная комиссия, представляющая многонациональный народ республики. Кроме того, установлен круг субъектов, которые вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Тыва, т.е. субъектов конституционной инициативы. В их число не входят граждане. При этом, Конституция особо оговаривает, что речь идет не просто о законодательной инициативе, а именно о предложениях о поправках и пересмотре положений Конституции.
Следовательно, это является дополнительной гарантией сохранения рационализирующей и стабилизирующей функции Конституции, которая не должна приноситься в жертву политическому эгоизму, поскольку тем самым ставится под угрозу легитимность конституционного строя.
По изложенным выше основаниям полагаю, что в соответствии с подпунктом 3 части первой статьи 43 и статьей 67 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" необходимо прекратить производство по запросу Председателя Правительства Республики Тыва о толковании положений статей 140, 141 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва.

Судья
Конституционного суда
Республики Тыва
Ю.Я.НОРБУ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru