Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 г. № 179

О муниципальных правовых актах по вопросам
безопасности жизнедеятельности в муниципальном образовании
"Светлогорский район" в области пожарной безопасности

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для укрепления пожарной безопасности на территории Калининградской области, руководствуясь ст. 36 Устава муниципального образования "Светлогорский район",

ПОСТАНОВЛЯЮ:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приложение № 1 называется "Положение о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования "Светлогорский район", а не "Порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования "Светлогорский район".

1. Утвердить "Порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования "Светлогорский район" (приложение № 1).
2. Утвердить "Порядок создания и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны, порядок взаимоотношений муниципальной пожарной охраны с другими видами пожарной охраны" (приложение № 2).
3. Утвердить "Порядок определения форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны" (приложение № 3).
4. Контроль за исполнением данного Постановления оставляю за собой.
5. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

И.о. главы
Светлогорского района
С.А. Рудобелец



Приложение № 1
к Постановлению
главы Светлогорского района
от 18 июня 2009 г. № 179

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности
в границах муниципального образования "Светлогорский район"

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах территории муниципального образования и выполнения задач органами исполнительной власти, ведомствами, организациями и гражданами, предусмотренных Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 № 313.
2. Первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
3. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает:
муниципальное правовое регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения в области пожарной безопасности;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории городского округа (в том числе организацию и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников, создание условий и проведение мероприятий по тушению лесных и торфяных пожаров, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, организацию работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, составление перспективных программ строительства пожарных депо в случае создания муниципальной пожарной охраны, обеспечение пожарной безопасности жилого муниципального фонда и нежилых помещений);
разработку, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов (производственных планов, бизнес-планов) в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на добровольную пожарную охрану, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения целевых программ;
создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих подразделений и контроль за их деятельностью; осуществление контроля за градостроительной деятельностью, соблюдением требований пожарной безопасности при планировке и застройке территорий населенных пунктов;
муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения муниципального образования и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
телефонизацию населенных пунктов на территории муниципального образования;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
определение порядка и осуществление информирования населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности;
осуществление стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление мер по правовой и социальной защите работников муниципальной пожарной охраны и членов их семей при ее создании;
координацию действий сил и средств тушения пожаров, в том числе утверждение планов привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а при создании муниципальной пожарной охраны - установление порядка привлечения действий сил и средств;
размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности в случае передачи государственных полномочий на создание муниципальной пожарной охраны и организацию ее деятельности;
организацию контроля за соответствием требованиям пожарной безопасности муниципальных предприятий и жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности;
привлечение общественных организаций, населения на добровольной основе для выполнения социально значимых работ в области пожарной безопасности.
4. Система обеспечения первичных мер пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального, технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Система обеспечения первичных мер пожарной безопасности организуется по территориально-производственному принципу. Территориально-производственный принцип заключается в осуществлении планирования и проведения мероприятий обеспечения первичных мер пожарной безопасности как администрацией муниципального образования, так и через организации, осуществляющие административно-хозяйственную деятельность на территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 19-26, 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководителем системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности является глава муниципального образования. Он в пределах своих полномочий осуществляет:
принятие нормативно-правовых актов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, не снижающих требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами, обязательными для исполнения организациями на всей территории муниципального образования;
разрабатывает, утверждает и руководит исполнением бюджета расходной части на обеспечение первичных мер пожарной безопасности (в том числе на добровольную пожарную охрану при ее создании, разработку и выполнение целевых программ);
руководство разработкой и реализацией первичных мер пожарной безопасности для организаций, зданий и других объектов, в том числе при их проектировании, предусматривающих решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах;
разработку и реализацию мер первичной пожарной безопасности для населенных пунктов на территории муниципального образования;
утверждение расписания выездов пожарных подразделений гарнизона пожарной охраны (планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны) для тушения пожаров;
осуществляет совместно с пожарной охраной противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, информационное обеспечение о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности;
устанавливает при необходимости особый противопожарный режим на территории муниципального образования и дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности;
поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы оповещения населения об опасностях, возникающих в случае пожаров;
оказывает содействие в создании добровольной пожарной охраны, организации ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны.
5. Система обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования состоит из 2 уровней и действует на муниципальном и объектовом уровнях. Она включает:
систему обеспечения первичных мер пожарной безопасности района;
систему обеспечения первичных мер пожарной безопасности муниципальных образований городских поселений;
систему обеспечения первичных мер пожарной безопасности организаций (объектовую систему обеспечения первичных мер пожарной безопасности).
Основными элементами системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования являются:
администрация муниципального образования "Светлогорский район";
комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;
администрации муниципальных образований городских поселений;
руководители организаций и работники, уполномоченные на решение задач противопожарной безопасности организаций;
подразделения добровольной пожарной охраны;
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования;
дежурно-диспетчерские службы и их аварийные бригады организаций топливно-энергетического, газового и жилищно-коммунального комплекса на территории муниципального образования.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Объектовые системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности создаются во всех организациях на территории МО независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Их структура, задачи, состав сил и средств устанавливаются приказами (распоряжениями) руководителей организаций.
6. На каждом уровне системы обеспечения пожарной безопасности создаются органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения, информационного обеспечения.
7. Координационными органами системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности являются:
а) на уровне муниципального образования - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования;
б) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.
8. Создание, реорганизация и ликвидация комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утверждение персонального состава комиссии и определение ее компетенции осуществляются постановлениями главы муниципального образования и приказами руководителей организаций.
Компетенция, полномочия, задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются в положениях о них или в приказах об их создании.
9. Постоянно действующими органами управления системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности являются:
в организациях (на объектовом уровне) - структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные на решение задач в области пожарной безопасности.
Постоянно действующие органы управления системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления обеспечения первичных мер пожарной безопасности определяются соответствующими положениями, уставами и другими нормативными актами.
10. Органами повседневного управления системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности являются:
а) оперативный дежурный ГУ МЧС России;
б) единая дежурно-диспетчерская служба администрации муниципального образования.
11. Задачи временного размещения и первоочередного обеспечения пострадавших граждан в результате пожаров возлагаются на комиссию по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.
12. Содержание, техническое обслуживание наружных пожарных гидрантов и водоемов на территории муниципального образования возлагается на организации, обслуживающие жилой фонд, содержание пожарных гидрантов муниципальных водопроводных сетей возлагается на МУП "Водоканал", в остальных организациях - на владельцев (собственников) организаций.
13. В целях обеспечения беспрепятственного проезда пожарных машин для тушения пожаров не допускается устройство постоянных или временных строений, стоянка автомобильного и другого транспорта (за исключением транспорта специальных и аварийных служб) ближе 15 м от жилых и производственных зданий (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния).
14. Противопожарная пропаганда и обучение населения в области пожарной безопасности осуществляются в рамках единой системы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучение является обязательным. Обучение мерам пожарной безопасности проводится:
работников организаций - администрацией (собственниками) этих организаций по специальным программам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти и согласованным с федеральными органами, уполномоченными на решение задач в области пожарной безопасности, путем проведения занятий с последующим закреплением знаний и навыков в ходе тренировок и учений;
неработающего населения - при жилищно-эксплуатационных органах, организациях, обслуживающих жилой фонд, в учреждениях культуры, социальной защиты путем консультаций, распространения памяток, специальной литературы, а также через средства массовой информации с использованием не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения;
руководителей управлений, отделов муниципального образования, руководителей организаций, работников организаций, ответственных за решение задач обеспечения пожарной безопасности;
обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, - в соответствующих учреждениях по курсу "Основ безопасности жизнедеятельности", "Безопасности жизнедеятельности" по специальным программам, согласованным с федеральными органами, уполномоченными на решение задач в области пожарной безопасности.
15. Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. В целях обеспечения финансирования мероприятий на обеспечение первичных мер пожарной безопасности ежегодно разрабатывается, утверждается объем финансовых средств в расходной части бюджета МО.
Финансовое и материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности организаций осуществляется за счет средств организаций.
16. Контроль за градостроительной деятельностью, соблюдением требований пожарной безопасности при планировке и застройке на территории муниципального образования осуществляется органами государственного пожарного надзора.
Контроль за соответствием правилам пожарной безопасности жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется организациями, обслуживающими жилой фонд, работниками этих организаций, назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности, остальных организаций - руководителями организаций (собственниками зданий).
17. Все производственные и административные здания, здания медицинских учреждений, социальной защиты, торговли, научных, образовательных, школьных и дошкольных учреждений, физической культуры и спорта, общежитий, гостиниц и других объектов с массовым пребыванием людей (за исключением жилого фонда) обеспечиваются системами оповещения о пожаре для передачи сигналов оповещения по всему зданию. На территории дачных и садоводческих участков устраиваются простейшие средства звуковой сигнализации.
Телефонизацию отдельно расположенных от населенных пунктов города домов отдыха, лагерей отдыха детей, туристических баз, дачных, садово-огородных и других организаций организуют руководители организаций за счет собственных средств путем обеспечения исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Запрещается переводить линии связи "01" в таксофонах на платное обслуживание.
18. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, а индивидуальных жилых домов - на собственников жилых домов.
19. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных дружин.
20. Граждане на территории муниципального образования в области пожарной безопасности обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
при обнаружении пожара немедленно уведомлять о нем пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
21. Информационное обеспечение выполнения первичных мер пожарной безопасности осуществляется с использованием технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Сбор и обмен информацией в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности осуществляются организациями, дежурным по ГУ МЧС России.
22. Организационно-методическое руководство планированием действий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности осуществляется ГУ МЧС России.



Приложение № 2
к Постановлению
главы Светлогорского района
от 18 июня 2009 г. № 179

ПОРЯДОК
создания и организации деятельности муниципальной
и добровольной пожарной охраны, порядок взаимоотношений
муниципальной пожарной охраны с другими видами
пожарной охраны

ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальной пожарной охране муниципальных образований

1. Общие вопросы

1.1. В данном Положении используются следующие понятия.
Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению и доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Тушение пожаров - это действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Обеспечение пожарной безопасности - комплекс мер правового, социального, экономического и научно-технического характера, направленных на предотвращение и тушение пожаров.
Муниципальная пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органами местного самоуправления подразделений, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных и неотложных работ.
1.2. Настоящее Положение определяет и устанавливает основу организации, финансирования, содержания и комплектования муниципальной пожарной охраны (далее - МПО) муниципальных образований (муниципальное поселение, муниципальный район, городской округ), организацию несения дежурства, взаимодействия с государственной противопожарной службой, в которую входят Федеральная противопожарная служба и отряд ГПС МЧС России по Калининградской области, другими подразделениями (ведомственная и частная пожарная охрана) и службами жизнеобеспечения.
1.3. Положение о МПО разработано в целях обеспечения пожарной безопасности на территориях муниципальных образований на основании Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона № 172-ФЗ от 25.10.2006), Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", НПБ 202-96 "Муниципальная пожарная служба. Общие требования", НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны".
1.4. Положение является основным нормативным документом, определяющим вопросы организации, реорганизации и ликвидации подразделений МПО, и определяет их задачи, функции и права.
1.5. Положение обязательно для выполнения во всех подразделениях МПО, осуществляющих свою деятельность в области пожарной безопасности.
1.6. В своей практической деятельности работники МПО руководствуются настоящим Положением, трудовым законодательством Российской Федерации, решениями и распоряжениями должностных лиц местного самоуправления, указаниями государственной противопожарной службы по вопросам организации и деятельности пожарной охраны.
1.7. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности МПО, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органом местного самоуправления.
1.8. МПО может создаваться одним или несколькими органами местного самоуправления и содержаться за счет средств бюджетов органов местного самоуправления и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
1.9. В систему МПО входят подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для профилактики и тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования.
1.10. Дислокация МПО на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ.
1.11. Положение может перерабатываться и дополняться с целью его совершенствования при изменении нормативных актов с учетом приобретенного практического опыта в установленном порядке.

2. Основные задачи и функции муниципальной пожарной охраны
муниципальных образований

2.1. Организация и осуществление профилактики пожаров в поселениях муниципального образования, а также в муниципальных организациях, находящихся в его собственности, в том числе осуществление первичных мер пожарной безопасности, включает в себя:
- спасение людей и имущества при пожарах в поселениях на территории муниципального образования;
- организацию и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ подразделениями МПО в поселениях муниципального образования, в том числе в муниципальных организациях;
- участие в тушении пожаров на объектах в поселениях других муниципальных образований в соответствии с планами привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в Калининградской области и муниципальном образовании.
2.2. Объем и полномочия МПО по организации и осуществлению профилактики пожаров в поселениях муниципального образования определяются органом местного самоуправления в пределах ответственности в области пожарной безопасности, установленной законодательством Российской Федерации для органов местного самоуправления.
2.3. Основными функциями МПО являются:
- осуществление совместно с заинтересованными организациями подготовки проектов муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности;
- разработка планов привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселений, городских округов и муниципальных районов;
- организация обучения населения и работников муниципальных предприятий мерам пожарной безопасности;
- осуществление иных мероприятий по профилактике пожаров в соответствии с муниципальными правовыми актами;
- разработка и согласование программы обучения населения мерам пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях, осуществления контроля за качеством подготовки;
- обеспечение реализации мер пожарной безопасности на объектах, являющихся муниципальной собственностью, в том числе посредством организации и проведения тендеров на выполнение работ и оказания услуг лицензиатами в области пожарной безопасности;
- установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования;
- организация обучения населения мерам пожарной безопасности, агитация и пропаганда в области пожарной безопасности;
- организация взаимодействия муниципальных образований по привлечению сил и средств для тушения пожаров в межселенных территориях.

]]>
3. Назначение и организация деятельности муниципальной
пожарной охраны

3.1. МПО создается органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования, спасения людей и имущества от пожаров.
3.2. МПО создается в муниципальном образовании, в т.ч. на базе ранее существовавших добровольных пожарных дружин (ведомственная пожарная охрана) сельскохозяйственных кооперативных предприятий, товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.п. при наличии пожарного депо или отделенного от других помещений гаражного бокса, исправной пожарной техники, оборудования, бытовых помещений, необходимых для круглосуточного несения службы работниками МПО, телефонной связи.
3.3. Перечень населенных пунктов, в которых создается МПО, разрабатывается администрацией муниципального района и согласовывается с КЧС Калининградской области.
3.4. В наиболее пожароопасные периоды глава муниципального образования по решению Совета депутатов привлекает трудоспособное население не моложе 18 лет для поочередного дежурства при пожарном депо.
3.5. Для подразделения с учетом положения о нем разрабатываются и утверждаются следующие документы:
- штатное расписание;
- должностные инструкции;
- график дежурства;
- схемы, планы расположения на обслуживаемой территории муниципального образования предприятий, общественных и жилых зданий, а также водоисточников и дорог;
- графики проведения проверок выполнения требований пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности, а также обучения населения мерам пожарной безопасности;
- перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации;
- расписание занятий по профессиональной подготовке должностных лиц подразделения;
- документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров, взаимодействия с заинтересованными службами и другими подразделениями пожарной охраны.
Перечисленные и иные документы, регламентирующие организацию деятельности подразделения МПО, разрабатываются применительно к нормативным актам Государственной противопожарной службы.

4. Взаимодействие муниципальной пожарной охраны
с другими видами пожарной охраны

4.1. МПО входит в состав гарнизона пожарной охраны на соответствующей территории. Привлечение ее к тушению пожаров осуществляется на основании утвержденного порядка привлечения сил и средств к тушению пожаров, предусмотренного действующим законодательством, Боевым уставом пожарной охраны и иными нормативными актами Государственной противопожарной службы.
4.2. МПО взаимодействует с Государственной противопожарной службой, ведомственной пожарной охраной, частной пожарной охраной, добровольной пожарной охраной.
4.3. Начальник МПО при выполнении задач по реализации первичных мер пожарной безопасности руководит действиями добровольной пожарной охраны, созданной в муниципальном образовании.

5. Состав подразделений. Обязанности и права работников
муниципальной пожарной охраны

5.1. Численность МПО определяется в соответствии с настоящим Положением, с учетом 4-сменного дежурства работников, а также необходимости подмены на период отпусков и болезни.
5.2. При отсутствии группы профилактики в подразделении МПО начальник подразделения осуществляет профилактику, привлекая к этой работе свободных от дежурной смены водителей.
5.3. Для организации круглосуточного несения дежурства в штат подразделения МПО входят:
- при численности 5 работников:
1 начальник, выполняющий функции подменного водителя, и 4 водителя пожарного автомобиля;
- при численности 9 работников:
1 начальник, выполняющий функции подменного водителя, 4 водителя пожарного автомобиля и 4 пожарных;
- при численности более 9 работников:
1 начальник, 4 или 8 водителей, 4 или 8 пожарных, 1 или 2 работника - профилактическая группа, 1 подменный водитель, 1 подменный пожарный.
5.4. Для увеличения численности подразделения МПО допускается привлекать для несения службы добровольных пожарных в установленном порядке.
5.5. Для смен МПО устанавливается 24-часовой режим работы, график утверждается руководителем подразделения.
5.6. В период отпусков, болезни и т.п. водителей и пожарных их подмену осуществляет подменный водитель и пожарный.
5.7. Начальник МПО муниципального образования назначается главой муниципального образования из числа наиболее подготовленных лиц, имеющих пожарно-техническую или иную специальную подготовку по профилю работы, по согласованию с руководством ГУ МЧС России по Калининградской области.
5.8. В обязанности начальника МПО входят:
- подбор и расстановка кадров пожарной охраны, их профессиональная подготовка, соблюдение законности и дисциплины;
- знание места расположения потенциально опасных объектов, конструктивной особенности зданий и сооружений, а также пожарной опасности технологических объектов производства, технических и оперативно-тактических характеристик специальной техники, порядка ее использования, дислокации подразделений пожарной охраны в подразделении;
- организация и проведение работы по проверке противопожарного состояния жилых домов в муниципальном поселении (поселениях), выявление недостатков и внесение предложений домовладельцам (квартиросъемщикам) по их устранению;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном поселении (поселениях);
- тушение пожаров в муниципальном поселении (поселениях) в соответствии с планом привлечения сил и средств, утвержденным должностным лицом органа управления муниципального образования района;
- ремонт, обслуживание пожарной техники и оборудования, содержание их в постоянной готовности;
- знание руководящих документов, а также основных положений стандартов, норм и правил, содержащих требования пожарной безопасности;
- проведение с работниками МПО и привлекаемыми на дежурство гражданами занятий по изучению правил пожарной безопасности, имеющегося противопожарного инвентаря и оборудования пожарной техники, а также отработка приемов и методов тушения пожаров.
5.9. Начальник МПО является непосредственным начальником работников, в своей практической деятельности подчиняется начальнику отдела (управления) ГО и ЧС района и является заместителем начальника отдела по делам ГО и ЧС района.
5.10. Начальник МПО является материально ответственным лицом.
5.11. Работники МПО обязаны незамедлительно сообщать в государственную противопожарную службу района о всех случаях поступившей информации о пожарах и загораниях, выезде на них, а также о выходе из строя пожарной техники.
5.12. Работники МПО, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.13. Использование штатных работников, пожарной техники и оборудования для выполнения работ, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, не допускается.
5.14. Начальник МПО имеет право:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "должному лицу" имеется в виду "должностному лицу".

- вносить предложения должному лицу муниципального образования, руководителям организаций по улучшению противопожарного состояния населенного пункта, содержанию в исправном состоянии источников водоснабжения, проездов, подъездов, освещения улиц, сигналов оповещения населения, телефонной связи;
- вносить предложения домовладельцам и квартиросъемщикам по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
- проверять в установленном порядке несение дежурства работниками;
- требовать от работников МПО выполнения должностных обязанностей;
- отстранять от несения дежурства работников за нарушения дисциплины и правил техники безопасности;
- в пределах своей компетенции применять поощрения и налагать дисциплинарное взыскание на личный состав МПО.
5.15. Руководящий состав МПО не реже 1 раза в 5 лет обязан проходить обучение на курсах повышения квалификации в структуре ГПС МЧС России по Калининградской области.
5.16. Подразделения МПО не реже 1 раза в год привлекаются к пожарно-тактическим тренировкам в составе гарнизона пожарной охраны района.

6. Комплектование подразделений муниципальной пожарной охраны

6.1. В МПО принимаются граждане Российской Федерации, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе пожарными и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. Прием на работу лиц моложе 18 и старше 60 лет не производится.
6.2. К непосредственному исполнению обязанностей в МПО допускаются лица, прошедшие специальное обучение в установленном порядке.
6.3. Порядок страхования работников МПО регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
6.4. Трудовой договор на работу в МПО регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.
6.5. Порядок несения службы добровольных пожарных определяется начальником МПО по согласованию с руководителем подразделения ГПС района.
6.6. Рабочее время и время отдыха работников подразделений МПО определяется в соответствии с трудовым законодательством. Продолжительность рабочего времени работников МПО устанавливается из расчета 40 часов в неделю. В указанную норму входит время на инструктаж, несение дежурства, специальную подготовку, уход за пожарной техникой, сдачу и смену дежурства.
6.7. Режим рабочего времени и времени отдыха работников МПО, а также время начала и окончания работы регулируются внутренним трудовым распорядком и отражаются в трудовом договоре.
6.8. Работникам МПО предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней.
6.9. Увольнение, пенсионное обеспечение осуществляются согласно действующему законодательству.

7. Социальные гарантии работников муниципальной
пожарной охраны

7.1. Личный состав муниципальной пожарной охраны подлежит обязательному страхованию на случай смерти или увечья, произошедших при проведении работ по тушению пожара, за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности".
7.2. В случае гибели работника муниципальной пожарной охраны при исполнении должностных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий на основаниях, которые имелись на момент его гибели.
7.3. Убытки, причиненные работникам муниципальной пожарной охраны, находящимся при исполнении ими должностных обязанностей, возмещаются за счет средств муниципального бюджета в установленном порядке.

8. Форменная и специальная одежда

8.1. Работники МПО при исполнении трудовых обязанностей должны носить установленную форменную одежду (для несения дежурства).
8.2. Форменная одежда выдается указанным работникам в бесплатное пользование на срок носки, по истечении которого форменная одежда переходит в собственность работника.
8.3. В случае повреждения или утраты форменной одежды работниками МПО при исполнении служебных обязанностей по не зависящим от них причинам (ликвидации аварий, пожара и др.) взамен выдаются новые предметы форменной одежды, при этом срок носки исчисляется со дня их выдачи.
8.4. Лица, уволенные из МПО, независимо от причин увольнения теряют право на получение форменной одежды, не выданной во время работы.
8.5. Специальная одежда (для тушения пожара и проведения АСР) должна иметь отличительные знаки и выдаваться работникам МПО в бесплатное пользование на установленный срок носки при выполнении трудовых обязанностей.
8.6. По истечении срока носки предметы специальной одежды сдаются на склад, взамен их выдаются новые. Предметы спец. одежды с истекшими сроками носки, но годные к носке, могут использоваться подразделением МПО в качестве подменного фонда.

9. Пожарная техника и аварийно-спасательный инструмент

9.1. Для выполнения функций по спасению людей и тушению пожаров МПО в обязательном порядке оснащается пожарной техникой и оборудованием, аварийно-спасательным инструментом, средствами связи, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.
9.2. Количество и тип пожарных автомобилей определяются по согласованию с ГУ МЧС России по Калининградской области.
9.3. При проведении аварийно-спасательных работ использовать сертифицированный аварийно-спасательный инструмент.

10. Финансирование и материально-техническое обеспечение
муниципальной пожарной охраны

10.1. Финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
10.2. Финансирование деятельности подразделений МПО в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" осуществляется органом местного самоуправления целевым назначением с указанием отдельной строкой в муниципальном бюджете.



Приложение № 3
к Постановлению
главы Светлогорского района
от 18 июня 2009 г. № 179

ПОРЯДОК
определения форм участия граждан в обеспечении первичных
мер пожарной безопасности, в том числе в деятельности
добровольной пожарной охраны

1. Настоящий Порядок регламентирует создание подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований и в организациях независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС) или ведомственной пожарной охраны, а также регистрации добровольных пожарных.
2. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны - на основании приказа руководителя организации.
3. Орган местного самоуправления (организация) в течение 10 дней информирует подразделение ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование (организация) (далее - подразделение ГПС), о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.
4. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливаются руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.
5. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.
6. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
7. Органами местного самоуправления (организациями) по согласованию с руководителями подразделения ГПС организуется и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением специалистов подразделения ГПС.
Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на ежегодных учебных сборах в подразделениях ГПС.
8. Программа последующей подготовки добровольных пожарных разрабатывается начальником подразделения добровольной пожарной охраны и утверждается руководителем подразделения ГПС.
9. Для организации дежурства команды делятся не менее чем на четыре дежурных караула в населенных пунктах и по числу рабочих смен в организациях.
10. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.
11. Порядок несения службы в дружинах определяется ее начальником по согласованию с руководителем подразделения ГПС исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.
12. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны по согласованию с руководителем подразделения ГПС определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.
13. Подразделения добровольной пожарной охраны в обязательном порядке привлекаются к проведению пожарно-тактических учений (занятий).
14. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.
15. Органы местного самоуправления (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут предоставлять подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения), необходимые для осуществления их деятельности.
16. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением.
17. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
18. Органы местного самоуправления (организации) по согласованию с ГПС могут устанавливать единые образцы удостоверений и форму одежды для добровольных пожарных.
19. Добровольным пожарным могут предоставляться социальные гарантии, устанавливаемые органами местного самоуправления, организациями.

ПОЛОЖЕНИЕ
о добровольных пожарных дружинах

1. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования.
Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.
Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.
2. Команды могут подразделяться на разряды:
первый - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);
второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;
третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.
3. На подразделения добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:
участие в предупреждении пожаров;
участие в тушении пожаров.
4. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:
контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);
принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;
проводят противопожарную пропаганду;
принимают участие в службе пожарной охраны;
участвуют в тушении пожаров.
5. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.
6. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, достигшие 18 лет и способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.
7. Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны - организациями.
8. Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (организации).
9. По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны.
10. Порядок ведения и хранения реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в подразделение ГПС устанавливает орган местного самоуправления (организация) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.
11. Органы местного самоуправления (организации) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.
Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе, как правило, на базе подразделений ГПС.
12. Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных являются:
личное заявление;
несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;
состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;
систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения пожарной охраны;
совершение действий, не совместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.
13. Добровольным пожарным предоставляется право:
участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории муниципального образования (организации);
проверять противопожарное состояние объектов или их отдельных участков на соответствующей территории муниципального образования (организации);
нести службу (дежурство) в подразделениях ГПС;
проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.
14. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:
обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной подготовки добровольных пожарных;
соблюдать меры пожарной безопасности;
выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;
участвовать в деятельности пожарной охраны;
осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС;
соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;
бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru