Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 сентября 2007 г. по делу № А33-7123/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Споткай Л.Е.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Ачинскводоканал" (г. Ачинск)
к закрытому акционерному обществу "Назаровское" (п. Степное, Назаровского района)
о взыскании 3 701 941 руб. 67 коп.
В судебном заседании участвовали:
от истца: Х., представитель по доверенности от 09.01.2007, К. - представитель по доверенности от 27.03.2007,
от ответчика: Л., представитель по доверенности от 15.05.2006, Д. - представитель по доверенности от 01.01.2007.
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Л.Е. Споткай.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 6 сентября 2007 года. В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2007 года.

Муниципальное унитарное предприятие "Ачинскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Назаровское" о взыскании 3 701 941 руб. 67 коп. платы за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Определением от 24.05.2007 исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края, предварительное судебное заседание назначено на 25.06.2007.
Определением от 25.06.2007 предварительное судебное заседание отложено на 24.07.2007.
Определением от 24.07.2007 дело назначено к судебному разбирательству на 09.08.2007.
Определением от 09.08.2007 заявление истца об уменьшении суммы требований до 1523657 руб. 93 коп. удовлетворено. иск рассматривается с учетом заявленного ходатайства.
Истец исключил из расчета сумму за период апрель, май, июнь 2004 года.
Истец представил журналы проведения испытаний и пояснил, что определяет БПК полное в соответствии с Постановлением администрации Красноярского края от 11.12.2001 № 866-П, отбор проб воды отбирается в соответствии с методикой количественного химического анализа вод ПНД 14.1:2.50-96 (раздел 8) и ГОСТ Р 51592-2500, каких-либо иных специальных требований для отбора железа этими документами не предусмотрено.
Уменьшив сумму требований истец учел замечания и возражения ответчика относительно расчета суммы платы за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Ответчик в судебном заседании 09.08.2007 признал, что арифметические расчеты истца платы за превышение допустимой концентрации являются верными.
В судебном заседании арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Закрытое акционерное общество "Назаровское", в связи с постоянными разногласиями (по утвержденным НДК загрязняющих веществ), не имея договорных отношений с муниципальным унитарным предприятием "Ачинскводоканал", производило сброс промышленных стоков мясокомбината в правобережные очистные сооружения истца. Объемы сбрасываемых стоков, в размере утвержденных лимитов, закрытое акционерное общество "Назаровское" ежемесячно оплачивало, однако не оплачивало за превышение НДК в сточных водах.
В соответствии с п. п. 64, 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 (далее Правила), абонент обязан осуществлять контроль за составом сбрасываемых в систему городской канализации сточных вод, соблюдать установленные нормы допустимых концентраций (НДК) загрязняющих веществ.
Нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах от предприятий и организаций при сбросе в городскую систему канализации МУП "Ачинскводоканал" разработаны Ассоциацией "Геоэкология", утверждены в соответствии с действующим законодательством администрацией г. Ачинска 09.06.2004 на основании Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 и направлены ответчику сопроводительным письмом № 472 от 19.07.2004.
Анализ контрольных проб сточных вод ответчика производились лабораторией очистных сооружений истца (аттестационные свидетельства № 109/э от 28.01.2004, № 153/э от 12.05.2006). Отбор проб на территории ответчика производится и оформляются в соответствии с ГОСТ Р 51592-2000.
Как показал лабораторный анализ взятых сточных вод у ответчика в период с июля по декабрь 2004, с января по декабрь 2005, с ноября по декабрь 2006 ответчиком было допущено превышение норм предельно допустимых концентраций.
За превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации МУП "Ачинскводоканал" в адрес ответчика направил счет-фактуры на общую сумму 3 701 941 руб. 67 коп.
На основании Постановления администрации Красноярского края № 866-П от 11.12.2001, лабораторных данных в журналах проведения испытаний, истцом (МУП "Ачинскводоканал") произведен перерасчет платы за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ, для ЗАО "Назаровское", при этом истцом учтены возражения ответчика.
Согласно произведенного перерасчета платы за превышение допустимых концентраций сбрасываемых загрязняющих веществ в систему канализации МУП "Ачинскводоканал" от ЗАО "Назаровское" с июля по декабрь 2004 года составляет - 804 415 руб. 23 коп., за 2005 год - 394 458 руб. 49 коп., с ноября по декабрь 2006 год - 92 361 руб. 82 коп., всего на общую сумму 1 523 657 руб. 93 коп.
Ответчик предъявленную сумму не оплатил.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия № 577 от 31.08.2006 с предложением в 10-дневный срок погасить образовавшуюся задолженность.
В ответе на претензию № 971 от 11.09.2006 ответчик пояснил, что не согласен с претензией в связи с тем, что между истцом и ответчиком не заключен договор на прием сточных вод, хотя ответчик ежемесячно производит плату за объемы, сбрасываемые в канализацию истца.
Всего истцом с учетом уточнения исковых требований начислено к оплате 172 261,59 руб.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 307 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, и в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из материалов дела, истец оказывал ответчику услуги по приемке сточных вод. Факт оказания услуг по приемке сточных вод ответчиком не оспаривается.
Поскольку ответчик фактически пользовался услугами по водоотведению и нарушил норматив сброса загрязняющих веществ в сточные воды, у него в соответствии со ст. ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли обязательства по возмещению платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в канализацию. Плата за сброс загрязняющих веществ, превышающих допустимые концентрации, является мерой экономического воздействия независимо от того, состоит ли лицо, пользующееся услугами водоотведения и нарушившее нормативы сброса загрязняющих веществ, с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в договорных отношениях или нет.
Спорные правоотношения сторон регулируются "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, (далее - Правила) постановлениями и распоряжениями по вопросам водопользования, приема сточных вод, загрязнения окружающей природной среды, издаваемыми органами местного самоуправления в пределах своей компетенции и в соответствии с Законом о местном самоуправлении, другими нормативными актами по водоснабжению и водоотведению и законодательством об охране окружающей среды.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации населенных пунктов. Настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Порядок пользования системами водоснабжения в чрезвычайных ситуациях определяется требованиями ГОСТов, а также инструкциями по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях (п. 4 Правил).
Согласно п. 70 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 № 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации Советом администрации Красноярского края принято Постановление от 01.12.2004 № 299-п, которым был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Красноярского края.
Согласно п. 64 Правил ответчик, как абонент, должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с п. 65 Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Согласно п. 66 Правил абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
В результате проведенных МУП "Ачинскводоканал" проверок качества сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, установлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В качестве доказательств превышения ответчиком норм допустимых концентраций загрязняющих веществ истец представил:
- акты отбора проб сточных вод № 800 от 13.07.2004; № 1150 от 04.10.2004; № 12 от 14.12.2005; № 10 от 15.11.2005; № 8 от 19.10.2005; № 6 от 12.09.2005; № 4 от 11.08.2005; № 2 от 11.07.2005, № 686 от 17.06.2005, № 559 от 17.05.2005, № 299 от 14.03.2005, № 160 от 09.02.2005, № 79 от 20.01.2005, № 26 (1419) от 13.12.2006, № 25 (1309) от 16.11.2006. В вышеперечисленных актах указано место отбора проб, дата и время начала и окончания отбора проб, перечень контролируемых показателей загрязняющих веществ в воде, должность, фамилия и подпись ответственного лица МУП "Ачинскводоканал" и абонента, участвовавшего в отборе проб. Акты подписаны представителями ответчика без замечаний.
- результаты анализа проб сточных вод, который проводился в лаборатории ПОС МУП "Ачинскводоканал", имеющей все условия, необходимые для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности (рабочей зоны) - аттестационные свидетельства № 109/э от 28.01.2004 и № 153/э от 12.05.2006.
- на обозрение суду истцом представлен журнал проведения анализов.
Таким образом, отбор проб сточных вод производился в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999, действующими на всей территории РФ являющимися обязательными для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы. Отбор проб производился в присутствии представителя ответчика, на территории ответчика, претензий к актам отбора проб со стороны ответчика не поступало.
Согласно п. 2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Красноярского края лимиты объема сточных вод, допустимые нормативы сброса загрязняющих веществ устанавливаются органами местного самоуправления городов (районов) края или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999.
Выводы о составе загрязняющих веществ сделаны истцом на основании анализа контрольных проб, что соответствует вышеуказанным правовым актам.
Переводной коэффициент от БПК5 в БПК полн. рассчитан на основании Постановления администрации Красноярского края № 866-П от 11.12.2001 "Об утверждении Методики расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Красноярского края". Коэффициент перевода из-за трудоемкости процесса анализов рассчитывается экспериментальным путем, принимаются из ежемесячного отчета очистных сооружений и корректируется по окончании каждого года. На основании этого в МУП "Ачинскводоканал" разработаны следующие документы: Порядок перерасчета БПК5 в БПК полн. и Расчет коэффициента перерасчета БПК5 в БПК полн. по 2003, 2004, 2005 гг.
Суд проверил расчеты истца, и пришел к выводу, что плата за превышение ПДК на сумму 1 523 657 руб. рассчитана истцом правильно и подтверждена материалами дела.
С учетом изложенного, плата за превышение предельно допустимых норм загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в канализацию, в размере 1 523 657 руб. 93 коп. подлежит взысканию с ответчика как причитающаяся по обязательству сумма.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

иск удовлетворить.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Назаровское" (п. Степное, Назаровского района) в пользу муниципального унитарного предприятия "Ачинскводоканал" (г. Ачинск) - 1 523 657 руб. 93 коп. задолженности за превышение предельно допустимых концентраций, 19 118 руб. 29 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Ачинскводоканал" (г. Ачинск) из федерального бюджета 10 891 руб. 41 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению № 331 от 07.05.2007.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд Красноярского края.

Судья
Л.Е.СПОТКАЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru