Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2008 г. по делу № А23-1219/08Г-19-87

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2008 года.
Индивидуальный предприниматель Б. обратился в Арбитражный суд Калужской области с иском к военному комиссариату Калужской области о взыскании за счет средств, предназначенных для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества задолженности в сумме 420 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 99 358 руб., а всего 519 358 руб.
Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В обоснование исковых требований истец ссылался на условие, содержащееся в каждом из договоров, в соответствии с которым исполнителю предоставлено право от имени заказчика получить (истребовать) от Минобороны РФ фактические затраты для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробного памятника на месте погребения умершего (погибшего).
Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных исковых требований возражал. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск от 27.05.2008. Указал, что, правом на оплату расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) обладают лица, являющиеся заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников и понесшие реальные расходы на изготовление надгробного памятника.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе рассмотрения дела, индивидуальный предприниматель Б. осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства от 18.01.1996, выданного администрацией Ленинского округа г. Калуги. В период с 2003 и по настоящее время выполняет работы по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в целях увековечивания их памяти.
В период с 2003 по 2006 индивидуальный предприниматель Б. (исполнитель) с гражданами, имеющими в соответствии с Законом право на оплату расходов на изготовление и установку надгробия умершим родственникам за счет Министерства обороны, подписал 36 договоров. Однако оплату за свои услуги не получил от этих граждан не получил, рассчитывая получить средства из федерального бюджета.
В соответствии с договорами исполнитель обязался изготовить из собственных материалов, доставить и установить надгробный памятник на могиле умершего (погибшего) военнослужащего (пенсионера) (п. 2.1.1 договоров).
Согласно п. 2.2.3 указанных договоров заказчик, доверяет исполнителю получение (истребование) от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробного памятника на месте погребения умершего (погибшего).
Считая свои обязанности по договорам исполненными, индивидуальный предприниматель Б. обратился в военный комиссариат Калужской области с заявлениями и прилагаемыми к ним документами с требованием возместить стоимость оказанных услуг по изготовлению и установке памятников.
Отказ ответчика в возмещении расходов, послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании за счет средств, предназначенных для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества задолженности в сумме 420 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 99 358 руб., а всего 519 358 руб.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив с учетом изложенного письменные доказательства, исходя из существа заявленных истцом требований, выслушав пояснения истца, представителя истца, ответчика в судебном заседании, суд считает, что правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований у суда отсутствуют.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего.
В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего.
В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
По смыслу пункта 1 статьи 11 Закона оплата расходов на погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, в том числе на изготовление и установку надгробия, производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу; абзацы 1 и 3).
Порядок изготовления и установки надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим, оплаты работ по их изготовлению и установке Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" не установлен.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 51) на Минобороны РФ возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечения памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнение указанного постановления Минобороны РФ приказом от 05.11.2000 № 500 утверждена Инструкция о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников (в редакции приказа от 22.12.2002 № 490).
Согласно пункту 41 названной Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечения памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру) или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника, устанавливается этой же нормой.
После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.
Контроль за выполнением приказа Минобороны РФ № 500 возложен на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 приказа), в связи с чем, Генеральным штабом даны письменные указания от 27.01.2003 № 315/11/420 о порядке ведения оперативного учета погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий и представления документов для оформления заказов на изготовление и установку надгробных памятников. Из указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации следует, что обобщенный список - заказ на погибших (умерших) граждан, которым изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники за счет средств Минобороны РФ, представляется в организацию, осуществляющую работы в соответствии с заключенным с Минобороны РФ договором на изготовление и установку надгробных памятников.
Право на заключение от имени Минобороны РФ договоров с организациями на оказание услуг по изготовлению и установке памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества предоставлено начальнику Генерального штаба, решение о возмещении родственнику либо лицу, взявшему на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего) и оплатившему стоимость изготовления надгробного памятника (в пределах установленных норм), принимается военным комиссаром субъекта Российской Федерации (разъяснение Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ от 10.07.2003 № 180/4/4-1066).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 51), Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 05.11.2000 № 500 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", суд приходит к выводу, что оплата расходов на изготовление и установку памятников (возмещение расходов) носит компенсационный характер и правом на получение указанной льготы обладают родственники погибших (умерших) или лица, взявшие на себя обязанность по увековечению памяти умершего (погибшего), являющиеся заказчиками на изготовление и установку надгробных памятников и оплатившие стоимость их изготовления, понесшие реальные расходы на изготовление надгробного памятника.
Истец - индивидуальный предприниматель Б. заказчиком на изготовление и установку памятников не является, и к лицам, имеющим право на указанную компенсацию, не относится.
Как следует из искового заявления и представленных документов, представленных истцом, в качестве доказательств, подтверждающих обстоятельства на которых основаны исковые требования, представлены договоры на изготовление, установку надгробных памятников, подписанные между индивидуальным предпринимателем Б. и гражданами.
Согласно п. 1.1 указанных договоров исполнитель обязался изготовить из собственных материалов, доставить и установить надгробный памятник на могиле умершего (погибшего) военнослужащего (пенсионера).
Согласно пояснениям истца, представителя истца, материалов дела, оплату за свои услуги от граждан, с которыми были подписаны вышеуказанные договора, индивидуальный предприниматель не получил, рассчитывая получить средства из федерального бюджета. Представленные в материалы дела по каждому договору квитанции гражданами не были оплачены. Счета с приложением квитанций к приходному кассовому ордеру, подтверждающие оплату выполненных работ, истцом не представлены.
Таким образом, по представленным договорам на изготовление и установку надгробного памятника родственники умерших военнослужащих оплату работы истца не производили и никаких расходов не понесли.
Военный комиссариат Калужской области стороной по указанным договорам не являлся, и для него отсутствуют основания для возмещения расходов индивидуальному предпринимателю Б. В связи с отсутствием обязательств, с определенным сроком исполнения, заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по 26 договорам судом отклоняется.
Истец также не подтвердил размер собственных расходов, понесенных по изготовлению и установке памятников.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Однако истец не подтвердил соблюдение действующего порядка представления документов для принятия военный комиссариатом Калужской области решения о возмещении лицу, взявшему на себя обязанности по увековечиванию памяти погибшего, понесенных расходов.
Кроме того, условия представленных в материалы дела договоров о переуступке исполнителю права заказчика на возмещения расходов за оказанные по договору услуги от Минобороны РФ не соответствуют действующему законодательству.
В пункте 2.2.3 представленных в материалы дела договоров указано, что заказчики доверяют исполнителю получение от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением и оформлением надгробных памятников на имя умерших.
Право требования возмещения расходов на изготовление и установку надгробных памятников, принадлежащее родственникам умерших в соответствии с положениями Федерального закона "О погребении и похоронном деле", приказом Министерства обороны России от 05.11.2000 № 500 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы и лиц, уволенных с военной службы", Инструкции, могло быть ими уступлено при наличии данных расходов.
В силу ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть передано принадлежащее кредитору право.
Согласно ст. 385 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передавать ему документы, удостоверяющие право требования.
Вместе с тем, документов, подтверждающих расходы родственников умерших по изготовлению и установке надгробных памятников, в материалах дела не имеется.
Истец не является законным представителем умершего, взявшим на себя обязательства по осуществлению погребения умершего, на него не могут распространяться их права на возмещение расходов за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества, не имеется.
Поскольку в удовлетворении исковых требований о взыскании за счет средств, предназначенных для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) защитникам Отечества задолженности в сумме 420 000 руб. отказано, требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами также удовлетворению не подлежит.
С учетом вышеизложенного и норм ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает, что требования истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на истца в связи с отказом в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда
Калужской области



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru