Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область

title>Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2009 по делу № А43-6407/2009-42-167 Заявление об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности удовлетворено вследствие нарушения порядка привлечения к административной ответственности.


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2009 г. по делу № А43-6407/2009-42-167

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
Судьи Кабанова Владимира Петровича,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.П. Кабановым,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "РАСКО-Энергосервис" (г. Нижний Новгород)
Об отмене постановления главного государственного инспектора Московского района г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании представителей сторон:
От ООО "РАСКО-Энергосервис" - М.В. Аверин (доверенность от 19 марта 2009 года),
От ГУ МЧС России по Нижегородской области - представитель не явился,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО "РАСКО-Энергосервис" (далее - Общество) с заявлением об отмене постановления главного государственного инспектора Московского района г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель ООО "РАСКО-Энергосервис" заявленные требования поддержал в полном объеме.
ГУ МЧС России по Нижегородской области надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, и суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО "РАСКО-Энергосервис", проверив правильность оформления постановления об административном правонарушении, полномочия лица его составившего, сроки привлечения к административной ответственности, арбитражный суд считает, что заявление ООО "РАСКО-Энергосервис" подлежит удовлетворению, в связи с допущенными Государственной инспекцией по пожарному надзору Московского района г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция) процессуальными нарушениями при производстве по делу.
Как видно из материалов дела, в период с 5 февраля по 3 марта 2009 года Инспекцией проведено плановое мероприятие по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в помещениях ООО "РАСКО-Энергосервис" по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д. 18 "а", ул. Чаадаева, д. 1, лит. Ф.
В ходе проверки Инспекцией выявлены нарушения ООО "РАСКО-Энергосервис" в области пожарной безопасности. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 5 февраля 2009 года.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, Инспекция оформила протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 5 марта 2009 года № 166, по результатам рассмотрения которого главный государственный инспектор Московского района г. Нижнего Новгорода вынес постановление от 11 марта 2009 года № 166 о привлечении ООО "РАСКО-Энергосервис" к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ООО "РАСКО-Энергосервис" не согласилось с постановлением административного органа и обжаловало данный ненормативный акт в Арбитражный суд Нижегородской области.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в части 2 названной статьи. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 данной статьи). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 названной статьи).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 02.06.2004 № 10 (в редакции постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42, от 26.07.2007 № 46) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Одним из доказательств извещения лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, в Постановлении Пленума указана выдача этим лицом доверенности на участие в конкретном административном деле.
Согласно части 5 статьи 24 вышеназванного Постановления Пленума, суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, исходя из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. При извещении административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, обязанность по предоставлению этих гарантий, считается соблюденной, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не лишено возможности воспользоваться своими правами.
Составление протокола с участием представителя, действующего на основании общей доверенности, при наличии доказательств надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, процедуру можно считать соблюденной, поскольку в этом случае не нарушаются гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и не было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 5 марта 2009 года № 166 и постановление о назначении административного наказания от 11 марта 2009 года составлены Инспекцией в присутствии главного инженера ООО "РАСКО-Энергосервис" А.И. Сидельника, действующего на основании доверенности от 2 февраля 2009 года № Д-1/33.
Из представленной в материалы дела доверенности от 2 февраля 2009 года № Д-1/33 (лист дела 20) следует, что А.И. Сидельник уполномочен генеральным директором ООО "РАСКО-Энергосервис" участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.4 и 14.1 КоАП РФ, в качестве законного представителя.
Следовательно, указанная доверенность носит общий характер, и административному органу не следовало допускать указанного представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении при составлении протокола от 5 марта 2009 года № 166 и вынесении постановления от 11 марта 2009 года № 166, так как у Инспекции отсутствовали доказательства надлежащего извещения законного представителя ООО "РАСКО-Энергосервис" о времени и месте совершения процессуальных действий.
В процессе рассмотрения спора в судебном заседании А.И. Сидельник был допрошен в качестве свидетеля, привлеченного к участию в деле в порядке статьи 88 АПК РФ.
Свидетель А.И. Сидельник в судебном заседании пояснил, что работает в ООО "РАСКО-Энергосервис" главным инженером. В марте была проведена проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности инспектором Р.А. Мангушевым, который вызывал его для ознакомления и подписания различных документов, связанных с проверкой. А.И. Сидельник приезжал к инспектору 3, 5 и 11 марта 2009 года. Подписал протокол и постановление. Доверенность от 2 февраля 2009 года № Д-1/33 выдана ему для участия в различных проверках, но не специально для представления интересов ООО "РАСКО-Энергосервис" при проверке, проведенной Р.А. Мангушевым. Подобная доверенность выдается ежегодно для взаимодействия с пожарным надзором. Был ли законный представитель ООО "РАСКО-Энергосервис" осведомлен о данной проверке, А.И. Сидельнику неизвестно.
Из материалов дела также не следует, что законный представитель ООО "РАСКО-Энергосервис" был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из представленных Инспекцией определения от 3 марта 2009 года о возбуждении административного дела и определения от 5 марта 2009 года о назначении места и времени рассмотрения административного дела (листы дела 22, 26) следует, что указанные определения вручены под роспись А.И. Сидельнику. Доказательств направления данных определений законному представителю ООО "РАСКО-Энергосервис" суду не представлено.
Допущенные Инспекцией процессуальные нарушения являются существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты.
При указанных обстоятельствах, постановление Инспекции от 11 марта 2009 года № 166 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявление ООО "РАСКО-Энергосервис" удовлетворить.
2. Постановление главного государственного инспектора Московского района г. Нижнего Новгорода по пожарному надзору от 11 марта 2009 года № 166 о привлечении ООО "РАСКО-Энергосервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
3. Решение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья
В.П.КАБАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru