ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2009 г. № 1042
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ
РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА НА 2009 - 2010 ГОДЫ"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и руководствуясь Уставом
муниципального образования Кольчугинский район постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую программу
"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Кольчугинского района на 2009 - 2010 годы" (прилагается).
2. Спланировать финансирование мероприятий
программы в бюджете Кольчугинского района в 2009 - 2010 годах и при необходимости уточнять перечень и объем финансирования мероприятий программы.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации района по экономике.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Кольчугинского района
В.А.КАТЫШЕВ
Утверждена
постановлением
главы Кольчугинского района
от 24.09.2009 № 1042
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА НА 2009 - 2010 ГОДЫ"
I. ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КОЛЬЧУГИНСКОГО
РАЙОНА НА 2009 - 2010 ГОДЫ"
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Муниципальная целевая программа "Содействие ¦
¦Программы ¦развитию малого и среднего предпринимательства на ¦
¦ ¦территории Кольчугинского района на 2009 - 2010 ¦
¦ ¦годы" (далее - Программа) ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих ¦
¦разработки Программы ¦принципах организации местного самоуправления в ¦
¦ ¦Российской Федерации"; ¦
¦ ¦Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О ¦
¦ ¦развитии малого и среднего предпринимательства в ¦
¦ ¦Российской Федерации"; ¦
¦ ¦статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;¦
¦ ¦постановление
Губернатора Владимирской области от ¦
¦ ¦11.03.2009 № 180 "Об областной целевой программе ¦
¦ ¦содействия развитию малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства во Владимирской области на ¦
¦ ¦2009 - 2010 годы"; ¦
¦ ¦постановление главы Кольчугинского района от ¦
¦ ¦28.11.2008 № 1539 "Об утверждении Порядка ¦
¦ ¦разработки, формирования и реализации муниципальных¦
¦ ¦целевых программ" ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация Кольчугинского района Владимирской ¦
¦ ¦области ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основной разработчик ¦Отдел потребительского рынка и услуг, ¦
¦Программы ¦предпринимательства, защиты прав потребителей ¦
¦ ¦администрации Кольчугинского района ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Содействие в установлении благоприятных условий для¦
¦ ¦развития субъектов малого и среднего ¦
¦ ¦предпринимательства (далее - субъекты ¦
¦ ¦предпринимательства) Кольчугинского района ¦
¦ ¦(далее - района) ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основные задачи ¦- содействие совершенствованию нормативного ¦
¦Программы ¦правового поля предпринимательской деятельности; ¦
¦ ¦- содействие совершенствованию организационной ¦
¦ ¦поддержки развития предпринимательства; ¦
¦ ¦- развитие инфраструктуры поддержки субъектов ¦
¦ ¦предпринимательства; ¦
¦ ¦- содействие в улучшении информационно- ¦
¦ ¦методического обеспечения предпринимательской ¦
¦ ¦деятельности; ¦
¦ ¦- развитие сотрудничества субъектов ¦
¦ ¦предпринимательства на районном и областном ¦
¦ ¦уровнях; ¦
¦ ¦- содействие совершенствованию финансово-кредитной ¦
¦ ¦и инвестиционной поддержки развития ¦
¦ ¦предпринимательства ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основные исполнители ¦Отдел потребительского рынка и услуг, ¦
¦Программы ¦предпринимательства, защиты прав потребителей; ¦
¦ ¦финансовое управление; ¦
¦ ¦управление недвижимости; ¦
¦ ¦отдел земельных отношений; ¦
¦ ¦МУ "Социально-культурный центр"; ¦
¦ ¦администрации городского и сельских поселений, ¦
¦ ¦входящих в состав района; ¦
¦ ¦предприятия и организации, индивидуальные ¦
¦ ¦предприниматели района ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2009 - 2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Источники ¦Финансирование Программы на весь период ее ¦
¦финансирования ¦реализации составляет 420 тыс. рублей, в том числе:¦
¦Программы ¦- средства районного бюджета - 420 тыс. рублей, из ¦
¦ ¦них: ¦
¦ ¦2009 г. - 220 тыс. рублей; 2010 г. - 200 тыс. ¦
¦ ¦рублей ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦- повышение эффективности деятельности субъектов ¦
¦результаты реализации¦предпринимательства; ¦
¦Программы ¦- привлечение субъектов предпринимательства к ¦
¦ ¦реализации стратегических целей развития района и ¦
¦ ¦улучшение предпринимательского климата; ¦
¦ ¦- увеличение числа малых и средних предприятий ¦
¦ ¦района до 5 единиц ежегодно, рост объемов их ¦
¦ ¦производства до 6% ежегодно; ¦
¦ ¦- увеличение числа дополнительных рабочих мест в ¦
¦ ¦районе ежегодно до 32 единиц; ¦
¦ ¦- увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем¦
¦ ¦объеме налоговых поступлений в бюджет района на ¦
¦ ¦12%; ¦
¦ ¦- формирование положительного общественного мнения ¦
¦ ¦о предпринимательской деятельности, повышение ¦
¦ ¦информированности общества о проблемах ¦
¦ ¦предпринимательства в районе; ¦
¦ ¦- расширение сотрудничества органов местного ¦
¦ ¦самоуправления района с субъектами ¦
¦ ¦предпринимательства; ¦
¦ ¦- рост выпуска товаров и услуг малыми и средними ¦
¦ ¦предприятиями района по всем видам деятельности ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Контроль за ¦Глава, Совет народных депутатов и отдел ¦
¦исполнением Программы¦экономического анализа и реализации национальных ¦
¦ ¦проектов района ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты предпринимательства) - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом зависит от решений федеральных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики, от сложившихся макроэкономических условий, что, безусловно, сказывается на развитии малого и среднего предпринимательства в Кольчугинском районе. Основные мероприятия Программы направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие и эффективную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в районе.
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого и среднего предпринимательства в районе недостаточен для создания необходимого числа новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на потребительском рынке района, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Административные барьеры, по-прежнему, существенно затрудняют создание и развитие малых и средних предприятий.
Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти. Однако в настоящее время поддержка малого и среднего бизнеса в районе осуществляется не на должном уровне. Основными факторами, влияющими на ход развития предпринимательства, являются:
- несовершенство системы налогообложения, нестабильность бюджетного финансирования федеральных и региональных программ поддержки предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков предприятий, отсутствие механизмов самофинансирования и микрокредитования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
- ограничение доступа малых и средних предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий, отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей.
Именно по этим причинам отраслевая структура деятельности малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (в основном, торговля и общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
Основным направлением для решения задач по устранению административных барьеров в настоящее время является принятие норм и правил, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса и создающих благоприятные условия для граждан, готовых начать собственное дело.
Необходимо активнее привлекать предпринимателей к решению важнейших задач района.
Для определения эффективных путей развития малого и среднего бизнеса необходимо проведение анализа, опирающегося на достоверные статистические данные. К сожалению, в настоящее время отсутствует объективная и подробная статистическая информация о деятельности субъектов предпринимательства, что не способствует принятию правильных управленческих решений.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, по-прежнему, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства.
Малые и средние предприятия обладают малыми объемами собственных ресурсов как финансовыми, так и материальными. У них всегда имеется дефицит подготовленных кадров. Информационное обеспечение предпринимательства необходимо решать с привлечением средств массовой информации, особенно широко использовать сеть Интернет.
В целом мероприятия Программы направлены на повышение устойчивости и эффективности работы уже существующего бизнеса в сфере предпринимательства, а также на снижение рисков при организации новых производств.
Анализ социально-экономического состояния
Кольчугинского района
В районе имеются разведанные природные ресурсы:
- кирпичные глины - 48378 тыс. куб. м;
- керамзитовые глины - 4762 тыс. куб. м;
- песок строительный - 15245 тыс. куб. м;
- лесной фонд - 61,4 тыс. га, в том числе запас древесины - 9961,7 га.
Человеческий потенциал
Таблица № 1
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦ ¦ Един. ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦2008 г. ¦
¦ ¦измерения¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦Численность населения, всего, ¦чел. ¦ 56415 ¦ 56080 ¦ 55900 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦г. Кольчугино ¦-"- ¦ 46553 ¦ 45670 ¦ 45600 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦сельские поселения ¦-"- ¦ 9862 ¦ 10410 ¦ 10300 ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
Трудоспособное население
Таблица № 2
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦ Показатель ¦ 2006 год ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦Моложе трудоспособного возраста (0 - 15)¦ 8201 ¦ 8093 ¦ 8093 ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦Трудоспособного возраста ¦ 33406 ¦ 33017 ¦ 32837 ¦
¦(мужчины: 16 - 60, женщины: 16 - 55) ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦Старше трудоспособного возраста ¦ 14808 ¦ 14970 ¦ 14970 ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦Всего ¦ 56415 ¦ 56080 ¦ 55900 ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
Из общего числа экономически активного населения заняты в материальном производстве 30%.
Количество занятых в производственной сфере трудовых ресурсов района в 2008 году - 8621 человек, что меньше от аналогичного периода прошлого года на 6,9%.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1425 человек. Уровень безработицы к экономически активному населению составил 4,3%.
Состояние экономики
Основу экономики района составляет промышленное производство. В структуре муниципального валового продукта промышленное производство на 01.01.2009 занимает примерно 84,3%.
Таблица № 3
+--------------+------------------------------+---------------------------+
¦ Отрасли ¦ Млн. руб. ¦ Доля от общего объема (%) ¦
¦ +----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦ ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦ 2006 г. ¦2007 г. ¦2008 г. ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦Промышленность¦ 14308,4 ¦ 17608,6 ¦ 15746,6 ¦ 89,7 ¦ 88,6 ¦ 84,3 ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦Строительство ¦ 75,7 ¦ 29,2 ¦ 62,9 ¦ 0,5 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦Торговля ¦ 1275,3 ¦ 1881,4 ¦ 2428,4 ¦ 8 ¦ 9,5 ¦ 13,0 ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦Платные услуги¦ 291,7 ¦ 350,8 ¦ 447,3 ¦ 1,8 ¦ 1,7 ¦ 2,4 ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦ВСЕГО ¦ 15951,1 ¦ 19870 ¦ 18685,2 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
Объем промышленного производства по наиболее важным отраслям
Таблица № 4
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦ Показатели ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦
¦ ¦ (млн. руб.) ¦(млн. руб.) ¦ (млн. руб.) ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦Обрабатывающие производства ¦ 14054,9 ¦ 17418,4 ¦ 15384,3 ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦Производство и распределение ¦ 253,5 ¦ 190,2 ¦ 326,8 ¦
¦электроэнергии, газа и воды ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
Население стабильно обеспечивается основными продуктами питания. Сформировавшийся уровень насыщенности розничной торговли товарами носит в настоящее время устойчивый характер.
Потребительский рынок
Таблица № 5
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦ Показатели ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦
¦ ¦ (млн. руб.) ¦(млн. руб.) ¦ (млн. руб.) ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦Розничный товарооборот ¦ 1275,3 ¦ 1881,4 ¦ 2428,4 ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦Объем платных услуг населению ¦ 291,7 ¦ 350,8 ¦ 447,3 ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
Увеличение объема розничного товарооборота ожидается за счет развития внутреннего рынка, на основе поддержки отечественных предпринимателей и формирования торговой инфраструктуры.
Характеристика предпринимательства в Кольчугинском районе
Общая оценка благоприятности предпринимательского климата
Благоприятность предпринимательского климата оценивалась по результатам:
- материалов заседаний общественного Совета по развитию предпринимательства, торговли и сферы услуг при администрации Кольчугинского района;
- изучения статистических материалов, характеризующих развитие малого и среднего предпринимательства;
- изучения федеральной, областной и местной нормативной базы по вопросам регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В качестве составляющих при оценке предпринимательского климата учитываются следующие характеристики:
- условия для ведения предпринимательской деятельности: уровень удовлетворенности спроса, степень развитости рыночной инфраструктуры;
- наличие барьеров входа в рынок для начинающих предпринимателей (или сторонних инвесторов), степень их преодолимости;
- политика администрации Владимирской области и органов местного самоуправления Кольчугинского района в области инвестиций, кредитов, налогов, цен и последствия этой политики для конкретных видов предпринимательской деятельности;
- наличие эффективной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В настоящие время на территории Кольчугинского района зарегистрировано:
· малых предприятий - 376, что на 160 больше, чем в 2006 году, в том числе по основным видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 19;
- добыча полезных ископаемых - 1;
- обрабатывающие производства - 60;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 4;
- строительство - 33;
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 154;
]]>- гостиницы и рестораны - 14;
- транспорт и связь - 16;
- финансовая деятельность - 3;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 57;
- образование - 1;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 6;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 8;
· индивидуальных предпринимателей - 1454 человека, что на 117 больше, чем в 2006 году, в том числе по основным видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 16;
- обрабатывающие производства - 78;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3;
- строительство - 38;
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 945;
- гостиницы и рестораны - 7;
- транспорт и связь - 202;
- финансовая деятельность - 3;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 74;
- образование - 7;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 10;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 71.
Анализ структуры оборота показал, что в настоящее время высокими темпами развиваются: торговля, обрабатывающие производства, строительство и др.
Из анализа состояния развития малого предпринимательства района следует, что основная доля приходится на такие виды деятельности, как розничная торговля, оказание автотранспортных услуг, оптовая торговля, услуги по аренде, обрабатывающие производства, услуги в области бухучета и др.
Доля малого предпринимательства составляет 34,6% от общего числа занятых в экономике района.
Таблица № 6
+----------------------------+--------------+--------------+--------------+
¦ ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦
¦ +------+-------+------+-------+------+-------+
¦ ¦ млн. ¦Прирост¦ млн. ¦Прирост¦ млн. ¦Прирост¦
¦ ¦ руб. ¦ (%) ¦ руб. ¦ (%) ¦ руб. ¦ (%) ¦
+----------------------------+------+-------+------+-------+------+-------+
¦Выпуск промышленной ¦137 ¦ 101,7 ¦ 150,3¦ 109,7 ¦ 171,3¦ 113,9 ¦
¦продукции малыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятиями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------+-------+------+-------+------+-------+
¦Торговля, общественное ¦911,4 ¦ 116,1 ¦1353,7¦ 134,4 ¦2032,7¦ 150,1 ¦
¦питание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------+-------+------+-------+------+-------+
Число малых предприятий на 1000 жителей в районе составляет 6,7.
Приоритетными для района направлениями развития бизнеса являются:
- производство промышленных и продовольственных товаров,
- ремонтно-строительные и строительные работы,
- деревообработка,
- переработка и утилизация отходов лесопиления и твердых бытовых отходов,
- реализация различного вида услуг,
- производство и переработка сельхозпродукции,
- оказание жилищно-коммунальных услуг,
- реализация бизнес-проектов и программ наукоемкого и инновационного характера.
К сожалению, основная часть малых и средних предприятий по-прежнему реализует свой потенциал в сфере торговли.
Оценка барьеров входа в рынок
Барьерами входа в рынок для начинающих предпринимателей могут быть:
- размер первоначального капитала;
- доступ к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия, связь, газ, земля и т.д.);
- административные барьеры (ограничения).
Размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, является одним из основных барьеров входа в рынок.
Доступ ко всем наиболее существенным ресурсам (кроме земли), по мнению предпринимателей, не вызывает у них больших затруднений. Проблема доступа к земле (единственному ресурсу муниципального развития, имеющемуся в достаточном количестве) связана с имеющимися административными ограничениями. По мнению предпринимателей, наиболее сложно получить разрешения у служб, курирующих землепользование.
Оценка налоговой и инвестиционной политики администрации
Владимирской области и органов местного самоуправления
Кольчугинского района
Политика администрации Владимирской области и органов местного самоуправления района в области инвестиций, кредитов, налогов, цен и последствия этой политики для конкретных видов предпринимательской деятельности имеют противоречия. Малый и средний бизнес, с одной стороны, рассматривается как источник поступления "гарантированных" видов налогов, с другой - декларируются мероприятия по поддержке предпринимательства и инвесторов.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Владимирской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области" принят 02.09.2002, а не 24.12.2007 и имеет номер 90-ОЗ, а не 182-ОЗ.
В области поддержки инвестиционной деятельности определяющим является областное законодательство для отечественных и иностранных инвесторов: Закон
Владимирской области от 24.12.2007 № 182-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области".
Однако законодательные акты области затрагивают лишь юридических лиц, реализующих средние и крупные проекты, и касаются преимущественно льготного налогообложения (налоги на прибыль, имущество) в части средств, направленных на реализацию или полученных при реализации инвестиционных проектов. Соискатель поддержки должен заключить специальное соглашение с администрацией области, право на льготы ежегодно должно подтверждаться заключениями администрации области.
Таким образом, влияние областного и местного законодательства, политики администрации Владимирской области и органов местного самоуправления района можно оценить как недостаточно эффективное.
Оценка эффективности поддержки предпринимательства
Наличие эффективной поддержки предпринимательства района складывается из:
- нормативной базы поддержки;
- состояния инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- характера контактов и взаимоотношений предпринимателей и органов местного самоуправления.
Нормативная база поддержки предпринимательства создана на федеральном и областном уровнях.
В районе создан общественный Совет по развитию предпринимательства, торговли и сферы услуг при администрации Кольчугинского района.
В Кольчугинском районе отсутствуют такие виды льгот и услуг, как льготное кредитование субъектов предпринимательства, муниципальные гарантии по кредитам малых и средних предприятий. Недостаточно развиты информационные услуги, правовая защита малого и среднего бизнеса.
Для оценки характера контактов и взаимоотношений предпринимателей и администрации района, как правило, используются следующие критерии:
- высокая степень прозрачности и открытости во взаимоотношениях;
- равное отношение ко всем предпринимателям;
- создание и поддержание режима систематического, структурированного, организованного и институционализированного диалога. В настоящий момент такой режим находится лишь в стадии создания.
Одной из главных задач администрации района должно стать скорейшее улучшение предпринимательского климата и привлечение предпринимателей к реализации намеченных целей, содействие в развитии малых и средних предприятий.
IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью реализации Программы является содействие в установлении благоприятных условий для развития субъектов предпринимательства района.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
- содействие совершенствованию нормативного правового поля предпринимательской деятельности;
- содействие совершенствованию организационной поддержки развития предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства;
- содействие в улучшении информационно-методического обеспечения предпринимательской деятельности;
- развитие сотрудничества субъектов предпринимательства на районном и областном уровнях;
- содействие совершенствованию финансово-кредитной и инвестиционной поддержки развития предпринимательства.
V. СИСТЕМЫ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программа предусматривает 11 мероприятий, сгруппированных по задачам.
Эти мероприятия предполагают различное организационное взаимодействие, но их объединяет единство решаемых задач.
Исполнение мероприятий связано с решением следующих задач.
Осуществление финансовой и имущественной поддержки субъектов
в районе
Финансирование малого и среднего предпринимательства, особенно в инновационной сфере, характеризуется высокими рисками, вследствие чего сопровождается высокими кредитными ставками.
В рамках данного направления будут созданы благоприятные условия, улучшающие возможности для обновления основных фондов и финансовую устойчивость субъектов малого и среднего предпринимательства в районе, а именно:
- обеспечен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам;
- осуществлены муниципальные гарантии из бюджета района для реализации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;
- возмещена часть затрат субъектов предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях для пополнения основных фондов;
- повышена обеспеченность малых и средних предприятий офисными и производственными помещениями.
Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение
малого и среднего предпринимательства в районе
Мероприятия данного раздела направлены на:
- создание доступной любому предпринимателю информационной базы, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;
- повышение качества и безопасности продукции, работ и услуг, производимых малыми и средними предприятиями;
- рекламирование продукции владимирских товаропроизводителей;
- популяризацию предпринимательства как вида деятельности;
- содействие участия субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевых конкурсах профессионального мастерства;
- привлечение молодежи к освоению рабочих профессий;
- профессиональную ориентацию молодежи;
- создание положительного имиджа рабочей профессии;
- решение проблем кадрового обеспечения малого и среднего предпринимательства.
VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Механизм реализации Программы осуществляется в соответствии с перечнем программных мероприятий Программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Кольчугинского района на 2009 - 2010 годы" (раздел № 7)
.
Управление реализацией Программы осуществляет администрация Кольчугинского района. В целях повышения эффективности реализации Программы разработчик Программы наделяется полномочиями по координации деятельности субъектов, участвующих в реализации программных мероприятий.
В целях обеспечения оперативного мониторинга выполнения Программы отдел потребительского рынка и услуг, предпринимательства, защиты прав потребителей в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в отдел экономического анализа и реализации национальных проектов квартальный отчет о ходе реализации мероприятий.
VII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Порядок финансового обеспечения предпринимательской Программы и проектов в приоритетных для района направлениях будут осуществляться по решению главы района.
Общий объем финансирования Программы на весь период ее реализации составляет 420 тыс. рублей, в том числе:
- средства районного бюджета - 420 тыс. рублей, из них:
2009 г. - 220 тыс. рублей,
2010 г. - 200 тыс. рублей.
Сроки выделения средств и источники финансирования приведены в графике разработки, финансирования и утверждения документов территориального планирования Кольчугинского района.
СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Таблица № 7
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦ № ¦ Наименование мероприятия ¦ Срок ¦ Затраты и ¦ Исполнители - ¦ Ожидаемые ¦
¦п/п ¦ ¦исполнения¦ источники ¦ ответственные за ¦ результаты ¦
¦ ¦ ¦ ¦финансирования¦ реализацию ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятия ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦1. ¦Предоставление муниципальных ¦2009 г. ¦Районный ¦Администрация ¦Создание новых, ¦
¦ ¦субсидий на возмещение части ¦ ¦бюджет (3% - ¦Кольчугинского ¦развитие существующих¦
¦ ¦затрат по уплате процентов по ¦ ¦5%), 200 тыс. ¦района, администрации¦малых и средних ¦
¦ ¦банковским кредитам ¦ ¦рублей ¦поселений ¦предприятий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2010 г. ¦200 тыс. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦рублей ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦2. ¦Разработка предложений с учетом ¦2009 - ¦- ¦Администрация ¦Развитие адресной ¦
¦ ¦мнения субъектов ¦2010 ¦ ¦Кольчугинского ¦поддержки ¦
¦ ¦предпринимательства по ¦ ¦ ¦района, поселений и ¦предпринимательства ¦
¦ ¦корректировке коэффициента К2-1 ¦ ¦ ¦общественный Совет по¦ ¦
¦ ¦для малых и средних предприятий, ¦ ¦ ¦развитию ¦ ¦
¦ ¦осуществляющих деятельность на ¦ ¦ ¦предпринимательства, ¦ ¦
¦ ¦территории сельских поселений ¦ ¦ ¦торговли и сферы ¦ ¦
¦ ¦Кольчугинского района ¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦3. ¦Изучение мнения субъектов ¦2009 - ¦Частные ¦Администрация ¦Развитие ¦
¦ ¦предпринимательства путем ¦2010 ¦инвестиции ¦Кольчугинского ¦предпринимательской ¦
¦ ¦проведения рабочих встреч, ¦ ¦ ¦района, администрации¦деятельности в районе¦
¦ ¦семинаров, "круглых столов", ¦ ¦ ¦поселений, ¦ ¦
¦ ¦заседаний общественного Совета по¦ ¦ ¦общественные ¦ ¦
¦ ¦развитию предпринимательства, ¦ ¦ ¦объединения ¦ ¦
¦ ¦торговли и сферы услуг с целью ¦ ¦ ¦предпринимателей ¦ ¦
¦ ¦координации действий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦4. ¦Содействие конкурентоспособности ¦2009 - ¦- ¦Администрация ¦Создание ¦
¦ ¦субъектов предпринимательства ¦2010 ¦ ¦Кольчугинского ¦благоприятных условий¦
¦ ¦путем: ¦ ¦ ¦района, администрации¦для развития ¦
¦4.1.¦- повышения культуры обслуживания¦ ¦ ¦поселений, субъекты ¦предпринимательства в¦
¦ ¦и ведения предпринимательской ¦ ¦ ¦предпринимательства ¦районе ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2.¦- внедрения стандартов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦добровольной сертификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦5. ¦Проведение аналитических ¦2009 - ¦- ¦Администрация ¦Развитие адресной ¦
¦ ¦исследований и информирование ¦2010 ¦ ¦Кольчугинского ¦поддержки ¦
¦ ¦субъектов предпринимательства о ¦ ¦ ¦района, управление ¦предпринимательства ¦
¦ ¦ситуации в малом и среднем ¦ ¦ ¦недвижимости, отдел ¦ ¦
¦ ¦бизнесе, освобождающихся площадях¦ ¦ ¦земельных отношений ¦ ¦
¦ ¦и земельных участках путем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦размещения на официальном сайте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦администрации района и в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствах массовой информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦6. ¦Содействие участию субъектов ¦2009 - ¦- ¦Субъекты ¦Продвижение продукции¦
¦ ¦предпринимательства в конкурсах и¦2010 ¦ ¦предпринимательства, ¦предпринимательства ¦
¦ ¦выставочно-ярмарочных ¦ ¦ ¦администрация ¦ ¦
¦ ¦мероприятиях в Кольчугинском ¦ ¦ ¦Кольчугинского ¦ ¦
¦ ¦районе, г. Владимире и др. ¦ ¦ ¦района, администрации¦ ¦
¦ ¦регионах страны ¦ ¦ ¦поселений ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦7. ¦Оказание консультационных услуг ¦2009 - ¦Частные ¦Администрация ¦Расширение услуг ¦
¦ ¦субъектам предпринимательства, ¦2010 ¦инвестиции ¦Кольчугинского ¦субъектам ¦
¦ ¦содействие в обучении и повышении¦ ¦ ¦района, администрации¦предпринимательства ¦
¦ ¦квалификации кадров ¦ ¦ ¦поселений ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦8. ¦Разработка и утверждение на ¦2009 ¦Бюджет района,¦Администрация ¦Формирование ¦
¦ ¦общественном Совете по развитию ¦ ¦20 тыс. рублей¦Кольчугинского ¦положительного ¦
¦ ¦предпринимательства, торговли и ¦ ¦ ¦района, администрации¦общественного мнения ¦
¦ ¦сферы услуг порядка присвоения ¦ ¦ ¦поселений ¦о предпринимательской¦
¦ ¦звания "Предприниматель года" ¦ ¦ ¦ ¦деятельности ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦9. ¦Оказание содействия в организации¦2009 - ¦- ¦Администрация ¦Создание ¦
¦ ¦встреч субъектов ¦2010 ¦ ¦Кольчугинского ¦благоприятных условий¦
¦ ¦предпринимательства со ¦ ¦ ¦района, администрации¦для развития ¦
¦ ¦специалистами банковских ¦ ¦ ¦поселений ¦предпринимательства в¦
¦ ¦учреждений, лизинговых компаний с¦ ¦ ¦ ¦районе ¦
¦ ¦целью информирования о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставляемых услугах в части ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитования, финансовой аренды и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения ими акций в поддержку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦10. ¦Содействие в пропаганде рабочих ¦2009 - ¦- ¦Администрация ¦Создание ¦
¦ ¦профессий и специальностей, ¦2010 ¦ ¦Кольчугинского ¦положительного имиджа¦
¦ ¦необходимых для осуществления ¦ ¦ ¦района, администрации¦рабочей профессии ¦
¦ ¦деятельности малого и среднего ¦ ¦ ¦поселений ¦ ¦
¦ ¦бизнеса по приоритетным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направлениям, в средствах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массовой информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦11. ¦Привлечение представителей малого¦2009 - ¦- ¦Администрация ¦Развитие ¦
¦ ¦и среднего бизнеса к обсуждению ¦2010 ¦ ¦Кольчугинского ¦предпринимательской ¦
¦ ¦нормативных правовых актов и ¦ ¦ ¦района, администрации¦деятельности в районе¦
¦ ¦программ по развитию ¦ ¦ ¦поселений ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для оценки экономического эффекта от реализации мероприятий, включенных в Программу, следует учитывать не только непосредственные результаты каждого отдельного мероприятия, но и общий эффект от реализации Программы в целом.
Основной целевой группой Программы являются малые и средние предприятия производственного сектора, в то время как основные налоговые поступления от их деятельности (упрощенная система налогообложения) в соответствии с действующим законодательством направляются в бюджет. Отсутствие статистических данных по малому и среднему бизнесу на муниципальном уровне в настоящее время не позволяет провести полный экономический расчет рентабельности выполнения данной Программы.
Непосредственными результатами Программы в районе являются:
- рост доли производственного малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенных товаров, работ и услуг;
- увеличение оборота малых и средних производственных предприятий;
- рост доли занятых на малых и средних производственных предприятиях;
- рост числа предприятий, охваченных мерами поддержки программных мероприятий.
Количественные показатели непосредственных результатов ограничены планируемым общим объемом затрат на реализацию Программы. Качество проводимых мероприятий контролируется внутри Программы и определяет ее конечную результативность.
Реализация мероприятий Программы обеспечит развитие производственной и инновационной деятельности малых и средних предприятий, позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, повысить престиж рабочей профессии, будет способствовать превращению Кольчугинского района в регион, благоприятный для развития малого предпринимательства и привлекательный для инвестиций.
Мероприятия Программы рассчитаны на долговременный эффект. Они повлияют не только на показатели конечной результативности Программы, но и на активизацию участия малого и среднего предпринимательства в жизни района.
Система показателей приведена в таблице.
СИСТЕМА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Таблица № 8
+----+------------------------------+---------+-----------+---------------+
¦ № ¦ Наименование ¦ Единица ¦ Величина ¦ Плановые ¦
¦п/п ¦ показателей ¦измерения¦показателей¦ показатели ¦
¦ ¦ ¦ ¦ в базовом +-------+-------+
¦ ¦ ¦ ¦ 2008 году ¦2009 г.¦2010 г.¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+
¦ 1. ¦Увеличение числа малых и ¦ед. ¦ 20 ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ ¦средних предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+
¦ 2. ¦Рост объема производства ¦% ¦ 16,8 ¦ 6 ¦ 6 ¦
¦ ¦субъектов малого и среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+
¦ 3. ¦Увеличение числа ¦ед. ¦ 86 ¦ 32 ¦ 32 ¦
¦ ¦дополнительных рабочих мест ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+
¦ 4. ¦Увеличение доли малого и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего бизнеса в общем ¦% ¦ 11,2 ¦ 12 ¦ 12 ¦
¦ ¦объеме налоговых поступлений в¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджет района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+