Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2009 г. № 1042

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ
РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА НА 2009 - 2010 ГОДЫ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и руководствуясь Уставом муниципального образования Кольчугинский район постановляю:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Кольчугинского района на 2009 - 2010 годы" (прилагается).
2. Спланировать финансирование мероприятий программы в бюджете Кольчугинского района в 2009 - 2010 годах и при необходимости уточнять перечень и объем финансирования мероприятий программы.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации района по экономике.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Кольчугинского района
В.А.КАТЫШЕВ





Утверждена
постановлением
главы Кольчугинского района
от 24.09.2009 № 1042

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
НА ТЕРРИТОРИИ КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА НА 2009 - 2010 ГОДЫ"

I. ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КОЛЬЧУГИНСКОГО
РАЙОНА НА 2009 - 2010 ГОДЫ"

+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Наименование         ¦Муниципальная целевая программа "Содействие        ¦
¦Программы            ¦развитию малого и среднего предпринимательства на  ¦
¦                     ¦территории Кольчугинского района на 2009 - 2010    ¦
¦                     ¦годы" (далее - Программа)                          ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основание для        ¦Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих ¦
¦разработки Программы ¦принципах организации местного самоуправления в    ¦
¦                     ¦Российской Федерации";                             ¦
¦                     ¦Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О        ¦
¦                     ¦развитии малого и среднего предпринимательства в   ¦
¦                     ¦Российской Федерации";                             ¦
¦                     ¦статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;¦
¦                     ¦постановление Губернатора Владимирской области от  ¦
¦                     ¦11.03.2009 № 180 "Об областной целевой программе   ¦
¦                     ¦содействия развитию малого и среднего              ¦
¦                     ¦предпринимательства во Владимирской области на     ¦
¦                     ¦2009 - 2010 годы";                                 ¦
¦                     ¦постановление главы Кольчугинского района от       ¦
¦                     ¦28.11.2008 № 1539 "Об утверждении Порядка          ¦
¦                     ¦разработки, формирования и реализации муниципальных¦
¦                     ¦целевых программ"                                  ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы   ¦Администрация Кольчугинского района Владимирской   ¦
¦                     ¦области                                            ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основной разработчик ¦Отдел потребительского рынка и услуг,              ¦
¦Программы            ¦предпринимательства, защиты прав потребителей      ¦
¦                     ¦администрации Кольчугинского района                ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Цель Программы       ¦Содействие в установлении благоприятных условий для¦
¦                     ¦развития субъектов малого и среднего               ¦
¦                     ¦предпринимательства (далее - субъекты              ¦
¦                     ¦предпринимательства) Кольчугинского района         ¦
¦                     ¦(далее - района)                                   ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основные задачи      ¦- содействие совершенствованию нормативного        ¦
¦Программы            ¦правового поля предпринимательской деятельности;   ¦
¦                     ¦- содействие совершенствованию организационной     ¦
¦                     ¦поддержки развития предпринимательства;            ¦
¦                     ¦- развитие инфраструктуры поддержки субъектов      ¦
¦                     ¦предпринимательства;                               ¦
¦                     ¦- содействие в улучшении информационно-            ¦
¦                     ¦методического обеспечения предпринимательской      ¦
¦                     ¦деятельности;                                      ¦
¦                     ¦- развитие сотрудничества субъектов                ¦
¦                     ¦предпринимательства на районном и областном        ¦
¦                     ¦уровнях;                                           ¦
¦                     ¦- содействие совершенствованию финансово-кредитной ¦
¦                     ¦и инвестиционной поддержки развития                ¦
¦                     ¦предпринимательства                                ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основные исполнители ¦Отдел потребительского рынка и услуг,              ¦
¦Программы            ¦предпринимательства, защиты прав потребителей;     ¦
¦                     ¦финансовое управление;                             ¦
¦                     ¦управление недвижимости;                           ¦
¦                     ¦отдел земельных отношений;                         ¦
¦                     ¦МУ "Социально-культурный центр";                   ¦
¦                     ¦администрации городского и сельских поселений,     ¦
¦                     ¦входящих в состав района;                          ¦
¦                     ¦предприятия и организации, индивидуальные          ¦
¦                     ¦предприниматели района                             ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Сроки реализации     ¦2009 - 2010 годы                                   ¦
¦Программы            ¦                                                   ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Источники            ¦Финансирование Программы на весь период ее         ¦
¦финансирования       ¦реализации составляет 420 тыс. рублей, в том числе:¦
¦Программы            ¦- средства районного бюджета - 420 тыс. рублей, из ¦
¦                     ¦них:                                               ¦
¦                     ¦2009 г. - 220 тыс. рублей; 2010 г. - 200 тыс.      ¦
¦                     ¦рублей                                             ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные   ¦- повышение эффективности деятельности субъектов   ¦
¦результаты реализации¦предпринимательства;                               ¦
¦Программы            ¦- привлечение субъектов предпринимательства к      ¦
¦                     ¦реализации стратегических целей развития района и  ¦
¦                     ¦улучшение предпринимательского климата;            ¦
¦                     ¦- увеличение числа малых и средних предприятий     ¦
¦                     ¦района до 5 единиц ежегодно, рост объемов их       ¦
¦                     ¦производства до 6% ежегодно;                       ¦
¦                     ¦- увеличение числа дополнительных рабочих мест в   ¦
¦                     ¦районе ежегодно до 32 единиц;                      ¦
¦                     ¦- увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем¦
¦                     ¦объеме налоговых поступлений в бюджет района на    ¦
¦                     ¦12%;                                               ¦
¦                     ¦- формирование положительного общественного мнения ¦
¦                     ¦о предпринимательской деятельности, повышение      ¦
¦                     ¦информированности общества о проблемах             ¦
¦                     ¦предпринимательства в районе;                      ¦
¦                     ¦- расширение сотрудничества органов местного       ¦
¦                     ¦самоуправления района с субъектами                 ¦
¦                     ¦предпринимательства;                               ¦
¦                     ¦- рост выпуска товаров и услуг малыми и средними   ¦
¦                     ¦предприятиями района по всем видам деятельности    ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Контроль за          ¦Глава, Совет народных депутатов и отдел            ¦
¦исполнением Программы¦экономического анализа и реализации национальных   ¦
¦                     ¦проектов района                                    ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+

II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты предпринимательства) - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом зависит от решений федеральных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики, от сложившихся макроэкономических условий, что, безусловно, сказывается на развитии малого и среднего предпринимательства в Кольчугинском районе. Основные мероприятия Программы направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие и эффективную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в районе.
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого и среднего предпринимательства в районе недостаточен для создания необходимого числа новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на потребительском рынке района, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Административные барьеры, по-прежнему, существенно затрудняют создание и развитие малых и средних предприятий.
Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти. Однако в настоящее время поддержка малого и среднего бизнеса в районе осуществляется не на должном уровне. Основными факторами, влияющими на ход развития предпринимательства, являются:
- несовершенство системы налогообложения, нестабильность бюджетного финансирования федеральных и региональных программ поддержки предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков предприятий, отсутствие механизмов самофинансирования и микрокредитования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
- ограничение доступа малых и средних предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий, отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей.
Именно по этим причинам отраслевая структура деятельности малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (в основном, торговля и общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
Основным направлением для решения задач по устранению административных барьеров в настоящее время является принятие норм и правил, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса и создающих благоприятные условия для граждан, готовых начать собственное дело.
Необходимо активнее привлекать предпринимателей к решению важнейших задач района.
Для определения эффективных путей развития малого и среднего бизнеса необходимо проведение анализа, опирающегося на достоверные статистические данные. К сожалению, в настоящее время отсутствует объективная и подробная статистическая информация о деятельности субъектов предпринимательства, что не способствует принятию правильных управленческих решений.
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, по-прежнему, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства.
Малые и средние предприятия обладают малыми объемами собственных ресурсов как финансовыми, так и материальными. У них всегда имеется дефицит подготовленных кадров. Информационное обеспечение предпринимательства необходимо решать с привлечением средств массовой информации, особенно широко использовать сеть Интернет.
В целом мероприятия Программы направлены на повышение устойчивости и эффективности работы уже существующего бизнеса в сфере предпринимательства, а также на снижение рисков при организации новых производств.

Анализ социально-экономического состояния
Кольчугинского района

В районе имеются разведанные природные ресурсы:
- кирпичные глины - 48378 тыс. куб. м;
- керамзитовые глины - 4762 тыс. куб. м;
- песок строительный - 15245 тыс. куб. м;
- лесной фонд - 61,4 тыс. га, в том числе запас древесины - 9961,7 га.

Человеческий потенциал

Таблица № 1

+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦                                  ¦  Един.  ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦2008 г. ¦
¦                                  ¦измерения¦         ¦         ¦        ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦Численность населения, всего,     ¦чел.     ¦  56415  ¦  56080  ¦ 55900  ¦
¦в том числе:                      ¦         ¦         ¦         ¦        ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦г. Кольчугино                     ¦-"-      ¦  46553  ¦  45670  ¦ 45600  ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+
¦сельские поселения                ¦-"-      ¦   9862  ¦  10410  ¦ 10300  ¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+--------+

Трудоспособное население

Таблица № 2

+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦               Показатель               ¦ 2006 год ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦Моложе трудоспособного возраста (0 - 15)¦   8201   ¦   8093   ¦   8093   ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦Трудоспособного возраста                ¦  33406   ¦  33017   ¦  32837   ¦
¦(мужчины: 16 - 60, женщины: 16 - 55)    ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦Старше трудоспособного возраста         ¦  14808   ¦  14970   ¦  14970   ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+
¦Всего                                   ¦  56415   ¦  56080   ¦  55900   ¦
+----------------------------------------+----------+----------+----------+

Из общего числа экономически активного населения заняты в материальном производстве 30%.
Количество занятых в производственной сфере трудовых ресурсов района в 2008 году - 8621 человек, что меньше от аналогичного периода прошлого года на 6,9%.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1425 человек. Уровень безработицы к экономически активному населению составил 4,3%.

Состояние экономики

Основу экономики района составляет промышленное производство. В структуре муниципального валового продукта промышленное производство на 01.01.2009 занимает примерно 84,3%.

Таблица № 3

+--------------+------------------------------+---------------------------+
¦   Отрасли    ¦          Млн. руб.           ¦ Доля от общего объема (%) ¦
¦              +----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦              ¦ 2006 г.  ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦ 2006 г. ¦2007 г. ¦2008 г. ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦Промышленность¦ 14308,4  ¦ 17608,6 ¦ 15746,6 ¦   89,7  ¦  88,6  ¦  84,3  ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦Строительство ¦    75,7  ¦    29,2 ¦    62,9 ¦    0,5  ¦   0,2  ¦   0,3  ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦Торговля      ¦  1275,3  ¦  1881,4 ¦  2428,4 ¦    8    ¦   9,5  ¦  13,0  ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦Платные услуги¦   291,7  ¦   350,8 ¦   447,3 ¦    1,8  ¦   1,7  ¦   2,4  ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+
¦ВСЕГО         ¦ 15951,1  ¦ 19870   ¦ 18685,2 ¦  100    ¦ 100    ¦ 100    ¦
+--------------+----------+---------+---------+---------+--------+--------+

Объем промышленного производства по наиболее важным отраслям

Таблица № 4

+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦          Показатели           ¦   2006 г.   ¦  2007 г.   ¦   2008 г.    ¦
¦                               ¦ (млн. руб.) ¦(млн. руб.) ¦ (млн. руб.)  ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦Обрабатывающие производства    ¦   14054,9   ¦  17418,4   ¦   15384,3    ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦Производство и распределение   ¦     253,5   ¦    190,2   ¦     326,8    ¦
¦электроэнергии, газа и воды    ¦             ¦            ¦              ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+

Население стабильно обеспечивается основными продуктами питания. Сформировавшийся уровень насыщенности розничной торговли товарами носит в настоящее время устойчивый характер.

Потребительский рынок

Таблица № 5

+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦          Показатели           ¦   2006 г.   ¦  2007 г.   ¦   2008 г.    ¦
¦                               ¦ (млн. руб.) ¦(млн. руб.) ¦ (млн. руб.)  ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦Розничный товарооборот         ¦   1275,3    ¦   1881,4   ¦    2428,4    ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+
¦Объем платных услуг населению  ¦    291,7    ¦    350,8   ¦     447,3    ¦
+-------------------------------+-------------+------------+--------------+

Увеличение объема розничного товарооборота ожидается за счет развития внутреннего рынка, на основе поддержки отечественных предпринимателей и формирования торговой инфраструктуры.

Характеристика предпринимательства в Кольчугинском районе

Общая оценка благоприятности предпринимательского климата

Благоприятность предпринимательского климата оценивалась по результатам:
- материалов заседаний общественного Совета по развитию предпринимательства, торговли и сферы услуг при администрации Кольчугинского района;
- изучения статистических материалов, характеризующих развитие малого и среднего предпринимательства;
- изучения федеральной, областной и местной нормативной базы по вопросам регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В качестве составляющих при оценке предпринимательского климата учитываются следующие характеристики:
- условия для ведения предпринимательской деятельности: уровень удовлетворенности спроса, степень развитости рыночной инфраструктуры;
- наличие барьеров входа в рынок для начинающих предпринимателей (или сторонних инвесторов), степень их преодолимости;
- политика администрации Владимирской области и органов местного самоуправления Кольчугинского района в области инвестиций, кредитов, налогов, цен и последствия этой политики для конкретных видов предпринимательской деятельности;
- наличие эффективной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В настоящие время на территории Кольчугинского района зарегистрировано:
· малых предприятий - 376, что на 160 больше, чем в 2006 году, в том числе по основным видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 19;
- добыча полезных ископаемых - 1;
- обрабатывающие производства - 60;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 4;
- строительство - 33;
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 154;

]]>
- гостиницы и рестораны - 14;
- транспорт и связь - 16;
- финансовая деятельность - 3;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 57;
- образование - 1;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 6;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 8;
· индивидуальных предпринимателей - 1454 человека, что на 117 больше, чем в 2006 году, в том числе по основным видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 16;
- обрабатывающие производства - 78;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3;
- строительство - 38;
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 945;
- гостиницы и рестораны - 7;
- транспорт и связь - 202;
- финансовая деятельность - 3;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 74;
- образование - 7;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 10;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 71.
Анализ структуры оборота показал, что в настоящее время высокими темпами развиваются: торговля, обрабатывающие производства, строительство и др.
Из анализа состояния развития малого предпринимательства района следует, что основная доля приходится на такие виды деятельности, как розничная торговля, оказание автотранспортных услуг, оптовая торговля, услуги по аренде, обрабатывающие производства, услуги в области бухучета и др.
Доля малого предпринимательства составляет 34,6% от общего числа занятых в экономике района.

Таблица № 6

+----------------------------+--------------+--------------+--------------+
¦                            ¦   2006 г.    ¦   2007 г.    ¦   2008 г.    ¦
¦                            +------+-------+------+-------+------+-------+
¦                            ¦ млн. ¦Прирост¦ млн. ¦Прирост¦ млн. ¦Прирост¦
¦                            ¦ руб. ¦  (%)  ¦ руб. ¦  (%)  ¦ руб. ¦  (%)  ¦
+----------------------------+------+-------+------+-------+------+-------+
¦Выпуск промышленной         ¦137   ¦ 101,7 ¦ 150,3¦ 109,7 ¦ 171,3¦ 113,9 ¦
¦продукции малыми            ¦      ¦       ¦      ¦       ¦      ¦       ¦
¦предприятиями               ¦      ¦       ¦      ¦       ¦      ¦       ¦
+----------------------------+------+-------+------+-------+------+-------+
¦Торговля, общественное      ¦911,4 ¦ 116,1 ¦1353,7¦ 134,4 ¦2032,7¦ 150,1 ¦
¦питание                     ¦      ¦       ¦      ¦       ¦      ¦       ¦
+----------------------------+------+-------+------+-------+------+-------+

Число малых предприятий на 1000 жителей в районе составляет 6,7.
Приоритетными для района направлениями развития бизнеса являются:
- производство промышленных и продовольственных товаров,
- ремонтно-строительные и строительные работы,
- деревообработка,
- переработка и утилизация отходов лесопиления и твердых бытовых отходов,
- реализация различного вида услуг,
- производство и переработка сельхозпродукции,
- оказание жилищно-коммунальных услуг,
- реализация бизнес-проектов и программ наукоемкого и инновационного характера.
К сожалению, основная часть малых и средних предприятий по-прежнему реализует свой потенциал в сфере торговли.

Оценка барьеров входа в рынок

Барьерами входа в рынок для начинающих предпринимателей могут быть:
- размер первоначального капитала;
- доступ к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия, связь, газ, земля и т.д.);
- административные барьеры (ограничения).
Размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, является одним из основных барьеров входа в рынок.
Доступ ко всем наиболее существенным ресурсам (кроме земли), по мнению предпринимателей, не вызывает у них больших затруднений. Проблема доступа к земле (единственному ресурсу муниципального развития, имеющемуся в достаточном количестве) связана с имеющимися административными ограничениями. По мнению предпринимателей, наиболее сложно получить разрешения у служб, курирующих землепользование.

Оценка налоговой и инвестиционной политики администрации
Владимирской области и органов местного самоуправления
Кольчугинского района

Политика администрации Владимирской области и органов местного самоуправления района в области инвестиций, кредитов, налогов, цен и последствия этой политики для конкретных видов предпринимательской деятельности имеют противоречия. Малый и средний бизнес, с одной стороны, рассматривается как источник поступления "гарантированных" видов налогов, с другой - декларируются мероприятия по поддержке предпринимательства и инвесторов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Владимирской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области" принят 02.09.2002, а не 24.12.2007 и имеет номер 90-ОЗ, а не 182-ОЗ.

В области поддержки инвестиционной деятельности определяющим является областное законодательство для отечественных и иностранных инвесторов: Закон Владимирской области от 24.12.2007 № 182-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области".
Однако законодательные акты области затрагивают лишь юридических лиц, реализующих средние и крупные проекты, и касаются преимущественно льготного налогообложения (налоги на прибыль, имущество) в части средств, направленных на реализацию или полученных при реализации инвестиционных проектов. Соискатель поддержки должен заключить специальное соглашение с администрацией области, право на льготы ежегодно должно подтверждаться заключениями администрации области.
Таким образом, влияние областного и местного законодательства, политики администрации Владимирской области и органов местного самоуправления района можно оценить как недостаточно эффективное.

Оценка эффективности поддержки предпринимательства

Наличие эффективной поддержки предпринимательства района складывается из:
- нормативной базы поддержки;
- состояния инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- характера контактов и взаимоотношений предпринимателей и органов местного самоуправления.
Нормативная база поддержки предпринимательства создана на федеральном и областном уровнях.
В районе создан общественный Совет по развитию предпринимательства, торговли и сферы услуг при администрации Кольчугинского района.
В Кольчугинском районе отсутствуют такие виды льгот и услуг, как льготное кредитование субъектов предпринимательства, муниципальные гарантии по кредитам малых и средних предприятий. Недостаточно развиты информационные услуги, правовая защита малого и среднего бизнеса.
Для оценки характера контактов и взаимоотношений предпринимателей и администрации района, как правило, используются следующие критерии:
- высокая степень прозрачности и открытости во взаимоотношениях;
- равное отношение ко всем предпринимателям;
- создание и поддержание режима систематического, структурированного, организованного и институционализированного диалога. В настоящий момент такой режим находится лишь в стадии создания.
Одной из главных задач администрации района должно стать скорейшее улучшение предпринимательского климата и привлечение предпринимателей к реализации намеченных целей, содействие в развитии малых и средних предприятий.

IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью реализации Программы является содействие в установлении благоприятных условий для развития субъектов предпринимательства района.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
- содействие совершенствованию нормативного правового поля предпринимательской деятельности;
- содействие совершенствованию организационной поддержки развития предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства;
- содействие в улучшении информационно-методического обеспечения предпринимательской деятельности;
- развитие сотрудничества субъектов предпринимательства на районном и областном уровнях;
- содействие совершенствованию финансово-кредитной и инвестиционной поддержки развития предпринимательства.

V. СИСТЕМЫ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа предусматривает 11 мероприятий, сгруппированных по задачам.
Эти мероприятия предполагают различное организационное взаимодействие, но их объединяет единство решаемых задач.
Исполнение мероприятий связано с решением следующих задач.

Осуществление финансовой и имущественной поддержки субъектов
в районе

Финансирование малого и среднего предпринимательства, особенно в инновационной сфере, характеризуется высокими рисками, вследствие чего сопровождается высокими кредитными ставками.
В рамках данного направления будут созданы благоприятные условия, улучшающие возможности для обновления основных фондов и финансовую устойчивость субъектов малого и среднего предпринимательства в районе, а именно:
- обеспечен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам;
- осуществлены муниципальные гарантии из бюджета района для реализации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;
- возмещена часть затрат субъектов предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях для пополнения основных фондов;
- повышена обеспеченность малых и средних предприятий офисными и производственными помещениями.

Научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение
малого и среднего предпринимательства в районе

Мероприятия данного раздела направлены на:
- создание доступной любому предпринимателю информационной базы, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;
- повышение качества и безопасности продукции, работ и услуг, производимых малыми и средними предприятиями;
- рекламирование продукции владимирских товаропроизводителей;
- популяризацию предпринимательства как вида деятельности;
- содействие участия субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевых конкурсах профессионального мастерства;
- привлечение молодежи к освоению рабочих профессий;
- профессиональную ориентацию молодежи;
- создание положительного имиджа рабочей профессии;
- решение проблем кадрового обеспечения малого и среднего предпринимательства.

VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Механизм реализации Программы осуществляется в соответствии с перечнем программных мероприятий Программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Кольчугинского района на 2009 - 2010 годы" (раздел № 7).
Управление реализацией Программы осуществляет администрация Кольчугинского района. В целях повышения эффективности реализации Программы разработчик Программы наделяется полномочиями по координации деятельности субъектов, участвующих в реализации программных мероприятий.
В целях обеспечения оперативного мониторинга выполнения Программы отдел потребительского рынка и услуг, предпринимательства, защиты прав потребителей в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в отдел экономического анализа и реализации национальных проектов квартальный отчет о ходе реализации мероприятий.

VII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Порядок финансового обеспечения предпринимательской Программы и проектов в приоритетных для района направлениях будут осуществляться по решению главы района.
Общий объем финансирования Программы на весь период ее реализации составляет 420 тыс. рублей, в том числе:
- средства районного бюджета - 420 тыс. рублей, из них:
2009 г. - 220 тыс. рублей,
2010 г. - 200 тыс. рублей.
Сроки выделения средств и источники финансирования приведены в графике разработки, финансирования и утверждения документов территориального планирования Кольчугинского района.

СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Таблица № 7

+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦ №  ¦    Наименование мероприятия     ¦   Срок   ¦  Затраты и   ¦    Исполнители -    ¦      Ожидаемые      ¦
¦п/п ¦                                 ¦исполнения¦  источники   ¦  ответственные за   ¦     результаты      ¦
¦    ¦                                 ¦          ¦финансирования¦     реализацию      ¦                     ¦
¦    ¦                                 ¦          ¦              ¦     мероприятия     ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦1.  ¦Предоставление муниципальных     ¦2009 г.   ¦Районный      ¦Администрация        ¦Создание новых,      ¦
¦    ¦субсидий на возмещение части     ¦          ¦бюджет (3% -  ¦Кольчугинского       ¦развитие существующих¦
¦    ¦затрат по уплате процентов по    ¦          ¦5%), 200 тыс. ¦района, администрации¦малых и средних      ¦
¦    ¦банковским кредитам              ¦          ¦рублей        ¦поселений            ¦предприятий          ¦
¦    ¦                                 ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦                                 ¦2010 г.   ¦200 тыс.      ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦                                 ¦          ¦рублей        ¦                     ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦2.  ¦Разработка предложений с учетом  ¦2009 -    ¦-             ¦Администрация        ¦Развитие адресной    ¦
¦    ¦мнения субъектов                 ¦2010      ¦              ¦Кольчугинского       ¦поддержки            ¦
¦    ¦предпринимательства по           ¦          ¦              ¦района, поселений и  ¦предпринимательства  ¦
¦    ¦корректировке коэффициента К2-1  ¦          ¦              ¦общественный Совет по¦                     ¦
¦    ¦для малых и средних предприятий, ¦          ¦              ¦развитию             ¦                     ¦
¦    ¦осуществляющих деятельность на   ¦          ¦              ¦предпринимательства, ¦                     ¦
¦    ¦территории сельских поселений    ¦          ¦              ¦торговли и сферы     ¦                     ¦
¦    ¦Кольчугинского района            ¦          ¦              ¦услуг                ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦3.  ¦Изучение мнения субъектов        ¦2009 -    ¦Частные       ¦Администрация        ¦Развитие             ¦
¦    ¦предпринимательства путем        ¦2010      ¦инвестиции    ¦Кольчугинского       ¦предпринимательской  ¦
¦    ¦проведения рабочих встреч,       ¦          ¦              ¦района, администрации¦деятельности в районе¦
¦    ¦семинаров, "круглых столов",     ¦          ¦              ¦поселений,           ¦                     ¦
¦    ¦заседаний общественного Совета по¦          ¦              ¦общественные         ¦                     ¦
¦    ¦развитию предпринимательства,    ¦          ¦              ¦объединения          ¦                     ¦
¦    ¦торговли и сферы услуг с целью   ¦          ¦              ¦предпринимателей     ¦                     ¦
¦    ¦координации действий             ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦4.  ¦Содействие конкурентоспособности ¦2009 -    ¦-             ¦Администрация        ¦Создание             ¦
¦    ¦субъектов предпринимательства    ¦2010      ¦              ¦Кольчугинского       ¦благоприятных условий¦
¦    ¦путем:                           ¦          ¦              ¦района, администрации¦для развития         ¦
¦4.1.¦- повышения культуры обслуживания¦          ¦              ¦поселений, субъекты  ¦предпринимательства в¦
¦    ¦и ведения предпринимательской    ¦          ¦              ¦предпринимательства  ¦районе               ¦
¦    ¦деятельности;                    ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦4.2.¦- внедрения стандартов и         ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦добровольной сертификации        ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦5.  ¦Проведение аналитических         ¦2009 -    ¦-             ¦Администрация        ¦Развитие адресной    ¦
¦    ¦исследований и информирование    ¦2010      ¦              ¦Кольчугинского       ¦поддержки            ¦
¦    ¦субъектов предпринимательства о  ¦          ¦              ¦района, управление   ¦предпринимательства  ¦
¦    ¦ситуации в малом и среднем       ¦          ¦              ¦недвижимости, отдел  ¦                     ¦
¦    ¦бизнесе, освобождающихся площадях¦          ¦              ¦земельных отношений  ¦                     ¦
¦    ¦и земельных участках путем       ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦размещения на официальном сайте  ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦администрации района и в         ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦средствах массовой информации    ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦6.  ¦Содействие участию субъектов     ¦2009 -    ¦-             ¦Субъекты             ¦Продвижение продукции¦
¦    ¦предпринимательства в конкурсах и¦2010      ¦              ¦предпринимательства, ¦предпринимательства  ¦
¦    ¦выставочно-ярмарочных            ¦          ¦              ¦администрация        ¦                     ¦
¦    ¦мероприятиях в Кольчугинском     ¦          ¦              ¦Кольчугинского       ¦                     ¦
¦    ¦районе, г. Владимире и др.       ¦          ¦              ¦района, администрации¦                     ¦
¦    ¦регионах страны                  ¦          ¦              ¦поселений            ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦7.  ¦Оказание консультационных услуг  ¦2009 -    ¦Частные       ¦Администрация        ¦Расширение услуг     ¦
¦    ¦субъектам предпринимательства,   ¦2010      ¦инвестиции    ¦Кольчугинского       ¦субъектам            ¦
¦    ¦содействие в обучении и повышении¦          ¦              ¦района, администрации¦предпринимательства  ¦
¦    ¦квалификации кадров              ¦          ¦              ¦поселений            ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦8.  ¦Разработка и утверждение на      ¦2009      ¦Бюджет района,¦Администрация        ¦Формирование         ¦
¦    ¦общественном Совете по развитию  ¦          ¦20 тыс. рублей¦Кольчугинского       ¦положительного       ¦
¦    ¦предпринимательства, торговли и  ¦          ¦              ¦района, администрации¦общественного мнения ¦
¦    ¦сферы услуг порядка присвоения   ¦          ¦              ¦поселений            ¦о предпринимательской¦
¦    ¦звания "Предприниматель года"    ¦          ¦              ¦                     ¦деятельности         ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦9.  ¦Оказание содействия в организации¦2009 -    ¦-             ¦Администрация        ¦Создание             ¦
¦    ¦встреч субъектов                 ¦2010      ¦              ¦Кольчугинского       ¦благоприятных условий¦
¦    ¦предпринимательства со           ¦          ¦              ¦района, администрации¦для развития         ¦
¦    ¦специалистами банковских         ¦          ¦              ¦поселений            ¦предпринимательства в¦
¦    ¦учреждений, лизинговых компаний с¦          ¦              ¦                     ¦районе               ¦
¦    ¦целью информирования о           ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦предоставляемых услугах в части  ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦кредитования, финансовой аренды и¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦проведения ими акций в поддержку ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦предпринимательства              ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦10. ¦Содействие в пропаганде рабочих  ¦2009 -    ¦-             ¦Администрация        ¦Создание             ¦
¦    ¦профессий и специальностей,      ¦2010      ¦              ¦Кольчугинского       ¦положительного имиджа¦
¦    ¦необходимых для осуществления    ¦          ¦              ¦района, администрации¦рабочей профессии    ¦
¦    ¦деятельности малого и среднего   ¦          ¦              ¦поселений            ¦                     ¦
¦    ¦бизнеса по приоритетным          ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦направлениям, в средствах        ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
¦    ¦массовой информации              ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+
¦11. ¦Привлечение представителей малого¦2009 -    ¦-             ¦Администрация        ¦Развитие             ¦
¦    ¦и среднего бизнеса к обсуждению  ¦2010      ¦              ¦Кольчугинского       ¦предпринимательской  ¦
¦    ¦нормативных правовых актов и     ¦          ¦              ¦района, администрации¦деятельности в районе¦
¦    ¦программ по развитию             ¦          ¦              ¦поселений            ¦                     ¦
¦    ¦предпринимательства              ¦          ¦              ¦                     ¦                     ¦
+----+---------------------------------+----------+--------------+---------------------+---------------------+

VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Для оценки экономического эффекта от реализации мероприятий, включенных в Программу, следует учитывать не только непосредственные результаты каждого отдельного мероприятия, но и общий эффект от реализации Программы в целом.
Основной целевой группой Программы являются малые и средние предприятия производственного сектора, в то время как основные налоговые поступления от их деятельности (упрощенная система налогообложения) в соответствии с действующим законодательством направляются в бюджет. Отсутствие статистических данных по малому и среднему бизнесу на муниципальном уровне в настоящее время не позволяет провести полный экономический расчет рентабельности выполнения данной Программы.
Непосредственными результатами Программы в районе являются:
- рост доли производственного малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенных товаров, работ и услуг;
- увеличение оборота малых и средних производственных предприятий;
- рост доли занятых на малых и средних производственных предприятиях;
- рост числа предприятий, охваченных мерами поддержки программных мероприятий.
Количественные показатели непосредственных результатов ограничены планируемым общим объемом затрат на реализацию Программы. Качество проводимых мероприятий контролируется внутри Программы и определяет ее конечную результативность.
Реализация мероприятий Программы обеспечит развитие производственной и инновационной деятельности малых и средних предприятий, позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, повысить престиж рабочей профессии, будет способствовать превращению Кольчугинского района в регион, благоприятный для развития малого предпринимательства и привлекательный для инвестиций.
Мероприятия Программы рассчитаны на долговременный эффект. Они повлияют не только на показатели конечной результативности Программы, но и на активизацию участия малого и среднего предпринимательства в жизни района.
Система показателей приведена в таблице.

СИСТЕМА
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Таблица № 8

+----+------------------------------+---------+-----------+---------------+
¦ №  ¦         Наименование         ¦ Единица ¦ Величина  ¦   Плановые    ¦
¦п/п ¦         показателей          ¦измерения¦показателей¦  показатели   ¦
¦    ¦                              ¦         ¦ в базовом +-------+-------+
¦    ¦                              ¦         ¦ 2008 году ¦2009 г.¦2010 г.¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+
¦ 1. ¦Увеличение числа малых и      ¦ед.      ¦   20      ¦   5   ¦   5   ¦
¦    ¦средних предприятий           ¦         ¦           ¦       ¦       ¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+
¦ 2. ¦Рост объема производства      ¦%        ¦   16,8    ¦   6   ¦   6   ¦
¦    ¦субъектов малого и среднего   ¦         ¦           ¦       ¦       ¦
¦    ¦предпринимательства           ¦         ¦           ¦       ¦       ¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+
¦ 3. ¦Увеличение числа              ¦ед.      ¦   86      ¦  32   ¦  32   ¦
¦    ¦дополнительных рабочих мест   ¦         ¦           ¦       ¦       ¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+
¦ 4. ¦Увеличение доли малого и      ¦         ¦           ¦       ¦       ¦
¦    ¦среднего бизнеса в общем      ¦%        ¦   11,2    ¦  12   ¦  12   ¦
¦    ¦объеме налоговых поступлений в¦         ¦           ¦       ¦       ¦
¦    ¦бюджет района                 ¦         ¦           ¦       ¦       ¦
+----+------------------------------+---------+-----------+-------+-------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru