Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2008 г. по делу № 640-2008

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего подполковника юстиции Тарабакина А.В., при секретаре Гусевой И.В., с участием заявителя, представителя должностного лица и коллегиального органа - лейтенанта юстиции Ш., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 подполковника Б. об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и жилищной комиссии указанной войсковой части, связанных с распределением жилья,

установил:

Б. обратился в военный суд с заявлением, в котором оспаривал действия командира войсковой части 00000 и жилищной комиссии указанной войсковой части, связанные с распределением жилья в доме № 28/1-жд-1, расположенном на территории военного городка № 1 г. Новосибирска.
Заявитель, обосновывая требования, пояснил, что с 2003 года проходит военную службу по контракту в войсковой части 00000. В Вооруженных Силах РФ находится с 1987 года. 12 июля 1993 года жилищной комиссией войсковой части 00000 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий находится под № 10, а в списке первоочередников - первым.
В период с 1995 года по 1996 год принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике, является ветераном боевых действий, в связи с чем решением жилищной комиссии войсковой части 00000 от 20 ноября 1996 года был поставлен в льготную очередь для первоочередного получения трехкомнатной квартиры.
Супруга Б. признана инвалидом, в связи с чем имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты на основании постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. № 817. В связи изложенным жилищная комиссия удовлетворила его рапорт, признав за членом его семьи право на дополнительную жилую площадь.
При этом, 8 декабря 2008 года при распределении жилищной комиссией войсковой части 00000 тридцати шести квартир в строящемся жилом доме и высвобождающихся квартир жилое помещение ему распределено не было, вопрос о предоставлении ему жилья вовсе не рассматривался.
Кроме того, данным решением жилищной комиссии военнослужащим, находящимся в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствующем списке после него, были распределены квартиры в 160-квартирном доме (шифр 28/1-жд-1).
Заявитель считает, что его право на распределение ему жилья нарушено жилищной комиссией войсковой части 00000, поскольку он обладает таковым как в первоочередном порядке, так и в общем порядке очередности, и при распределении жилья в порядке очередности мог претендовать на получение жилого помещения.
Представитель должностного лица возражал против заявленных требований, при этом пояснил, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ Б. не имел права на внеочередной порядок предоставления ему жилого помещения, очередь до Б. не дошла, а поэтому в действиях жилищной комиссии войсковой части 00000 в части распределения жилья в вышеуказанном доме нарушений не имеется. Кроме того, он указал, что в указанном доме не было квартир, которые бы соответствовали нормам предоставления жилой площади, необходимой Б..
Исследовав объяснения сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с выпиской из протокола № 9 заседания жилищной комиссии войсковой части 00000 от 20 ноября 1996 года Б. поставлен в льготную очередь для получения трехкомнатной квартиры.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 00000 от 25 сентября 2007 года внесены изменения в списки очередников на получение жилого помещения в отношении подполковника Б, которыми подтверждено право заявителя на получение дополнительной комнаты в связи с признанием супруги военнослужащего инвалидом.
Из общего списка нуждающихся в получении жилой площади по состоянию на 1.12.2008 г. усматривается, что Б. находится в нем под номером 10, имеет 4 членов семьи, принят на учет 12.07.1993 г., является безквартирным.
Копией соответствующего удостоверения подтверждается, что Б. является ветераном боевых действий.
Из копии заключения клинико-экспертной комиссии видно, что Б. является инвалидом 2 группы 3 степени и имеет право на дополнительную жилую площадь, в том числе в виде отдельной комнаты.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно списку на внеочередное получение жилых помещений войсковой части 00000 по состоянию на 1.12.2008 г. в него включено 19 военнослужащих.
Статьей 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Пунктом 37 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В соответствии со статьей 15.1. Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что нормой предоставления площади жилого помещения для супруги заявителя - Б. является норма, равная 18 квадратным метрам. Кроме того, дополнительная площадь, предоставляемая ей, как инвалиду, будет равна - не более 18 квадратных метров.
Таким образом, Б. подлежало распределению жилое помещение общей площадью не более: 18 (норма предоставления) x 4 (члены семьи) + 18 (норма по инвалидности) + 9 (максимально превышающий размер общей площади с учетом конструктивных особенностей) = 99 квадратных метров.
В соответствии с вышеуказанным протоколом заседания жилищной комиссии военнослужащим распределено 36 квартир: 29 квартир - в доме (шифр 28/1-жд-1) и 7 высвобождаемых квартир в иных жилых домах. Из них 16 квартир распределено военнослужащим согласно исследованному списку на внеочередное получение жилья.
Таким образом, после распределения жилья военнослужащим во внеочередном порядке подлежало распределению в порядке очередности 20 квартир, в том числе, 13 - двухкомнатных и однокомнатных в строящемся доме. Вместе с тем упомянутые квартиры распределены военнослужащим, находящимся в очереди за Б., а именно - К., Н., С., А., П., и другим.
При этом, из вышеназванного протокола заседания жилищной комиссии усматривается, что общая площадь двухкомнатных квартир, находящихся в доме (шифр 28/1-жд-1) составляет 58, 59 квадратных метров, однокомнатных - 39, 68 квадратных метров, таким образом, совокупная площадь распределяемых однокомнатных и двухкомнатных квартир составляет 58, 59 + 39, 68 = 98, 27 квадратных метров, то есть не превышает максимально положенную площадь жилого помещения, подлежащую предоставлению Б.
В свою очередь, Б. пояснил, что при распределении жилья его мнение о предоставлении ему такового не учитывалось. При этом, он согласен как на предоставление отдельного жилого помещения с соответствующей общей площадью, так и на предоставление двух жилых помещений, совокупная общая площадь которых будет соответствовать положенным ему и членам его семьи нормам предоставления.
Оценивая довод представителя должностного лица о том, что распределяемое жилье не могло быть предоставлено Б., поскольку не подходит тому по нормам выделения, суд отвергает, как не основанный на исследованных материалах дела.
При оценке доводов представителя должностного лица в части отсутствия у Б. права на внеочередное предоставление тому жилого помещения, суд также отвергает их, найдя необоснованными, поскольку судом установлено нарушение общего порядка очередности при распределении жилых помещении. При этом суд учитывает, что предметом оспариваемых отношений является решение жилищной комиссии войсковой части 00000 о распределении жилья, а не постановка в очередь Б. по тем или иным основаниям.
При изложенных обстоятельствах, суд признает действия жилищной комиссии войсковой части 00000, связанные с распределением жилых помещений (протокол заседания жилищной комиссии от 8 декабря 2008 года), а также действия командира войсковой части 00000, связанные с утверждением данного протокола, незаконным, а поэтому считает необходимым заявленные требования подполковника Б. - удовлетворить, возложив на жилищную комиссию войсковой части 00000 и названное должностное лицо отменить упомянутый протокол заседания жилищной комиссии и назначить новое заседание жилищной комиссии, на котором рассмотреть вопрос о распределении заявителю жилого помещения, в порядке, установленном действующим законодательством.
Принимая подобное решение, суд также учитывает, что распределение жилья в соответствии с рассматриваемым протоколом заседания жилищной комиссии в/ч 00000 вне очереди не должно ущемлять интересы других военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий раньше по дате постановки, поскольку данное принятое жилищной комиссией решение должно согласоваться с положениями последнего абзаца пункта 40 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, по смыслу которого военнослужащим, имеющим право на внеочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.
Данная норма дополнительно свидетельствует и о том, что определяющим критерием очередности предоставления жилого помещения является именно дата принятия военнослужащего на первичный учет в конкретной воинской части (учреждении), а наличие и время приобретения статуса льготника и его характер (внеочередник), является вторичным критерием определения очередности предоставления жилья между общей очередью и внеочередниками, при прочих равных условиях.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает необходимым судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины, уплаченной заявителем, возложить на сторону должностного лица.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ суд -

решил:

заявление Б. - признать обоснованным.
Признать неправомерным действия жилищной комиссии войсковой части 00000, связанные с распределением жилых помещений (протокол заседания жилищной комиссии от 8 декабря 2008 года), а также действия командира войсковой части 00000, связанные с утверждением данного протокола, возложив на жилищную комиссию войсковой части 00000 и названное должностное лицо отменить упомянутый протокол заседания жилищной комиссии и назначить новое заседание жилищной комиссии, на котором рассмотреть вопрос о распределении заявителю жилого помещения, в порядке, установленном действующим законодательством.
Взыскать с войсковой части 00000 в пользу Б. судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины, уплаченной заявителем - 100 (сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме.

Председательствующий по делу
подполковник юстиции
ТАРАБАКИН А.В.

Секретарь с/з
ГУСЕВА И.В.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru