Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2008 г. № А54-5028/2007-С21

(извлечение)

Администрация г. Рязани обратилась в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области, г. Рязань, заинтересованные лица - МУ "Дирекция благоустройства города"; Рязанский филиал ЗАО "Военно-мемориальная компания" о признании недействительными решения и предписания от 15.10.2007 по делу № 103/2007-М.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: МУП "Ритуал"; ООО фирма "Леонардо"; ООО "Габбро"; ИП Жабинский.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 17.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечена Рязанская областная Дума.
Представитель Администрации г. Рязани поддерживает заявленные требования, доводы изложены в заявлении, возражениях.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области возражает, доводы изложены в отзыве, дополнениях.
Представитель Рязанской областной Думы пояснил в судебном заседании 07.02.2008, что Закон Рязанской области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" от 10.03.2000 № 22-ОЗ издан в соответствии с Федеральным законом, который не доработан, поэтому сейчас возникла такая ситуация. Закон Рязанской области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" от 10.03.2000 № 22-ОЗ действует с 28.03.2000, за период действия его положения не оспаривались. Смысл Федерального закона двоякий, толковать его можно по-разному. С учетом настоящего судебного спора, областной закон будет видоизменяться, в него будут внесены поправки. До этого момента никаких вопросов не возникало. Доводы третьего лица изложены в письменных пояснениях.
Директор Рязанского филиала ЗАО "Военно-мемориальная компания" возражает, доводы изложены в отзыве.
Директор ООО фирма "Леонардо" отзыв в материалы дела не представил; по существу заявленных требований возражает. Пояснил в судебном заседании 07.02.2008, что фирма существует с 1994 г., но начала заниматься данным видом деятельности с 1997 г. Фирма оказывала качественные ритуальные услуги, в период с 1998 г. по 2003 г. фирма завоевывала золотые медали на международных выставках, что повышало авторитет города Рязани. Директор ООО фирма "Леонардо" считает, что без осуществления захоронения и транспортировки тел оказание ритуальных услуг невозможно, нецелесообразно. Внесение изменений в Положение о погребении и похоронном деле на территории города Рязани ничего не изменило. Изначально подразумевается, что данные услуги может оказывать только одна служба - специализированная. Во многих регионах России создан прецедент - существуют совместные предприятия. Например, в г. Луховицы. Но здесь главным фактором является волеизъявление городских администраций. Пояснил суду, что если сейчас ООО фирма "Леонардо" начнет оказывать ритуальные услуги, то фирму обвинят в незаконном осуществлении предпринимательской деятельности. Ранее, для того, чтобы облегчить хлопоты людей и не гонять их в Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" за оформлением документов, фирма брала эту обязанность на себя. Суть Федерального закона в том, что государство обязуется похоронить любого гражданина Российской Федерации достойно. В данном случае Федеральный закон является гарантом этого перечня услуг.
Представители Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города", МУП "Ритуал", ООО "Габбро" и предпринимателя Ж.В.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. ООО "Габбро" и предприниматель Ж.В.С. отзывы в материалы дела не представили.
Позиция Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" изложена в отзыве, третье лицо поддерживает позицию заявителя. Так, Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" утверждает, что право оказывать услуги по погребению имеется только у специализированных служб по вопросам похоронного дела.
Учреждение ни разу не отказало ни одному физическому лицу в предоставлении участка под захоронение и допуска на кладбище.
Позиция МУП "Ритуал" изложена в отзыве, третье лицо поддерживает позицию заявителя.
В соответствии со ст. 156, 200 АПК РФ, судебное заседание проводилось в отсутствие представителей третьих лиц - Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города", МУП "Ритуал", ООО "Габбро" и предпринимателя Ж.В.С., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ.
Суть спора: 23 мая 2007 года комиссия УФАС России по Рязанской области, рассмотрев дело № 48/2007М по заявлению Рязанского филиала ЗАО "Военно-мемориальная компания", своим решением признала действия Администрации г. Рязани по наделению Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" (специализированная служба по вопросам похоронного дела) исключительными правами на оказание ряда ритуальных услуг: рытье могил, оформление документов, необходимых для захоронения, захоронение и перезахоронение, оформление заказов на захоронение, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции". Администрации г. Рязани выдано предписание № 48/2007-М от 23.05.2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
7 августа 2007 года ЗАО "Военно-мемориальная компания" обратилось в УФАС по Рязанской области с заявлением, в котором содержится информация о том, что выданное предписание № 48/2007-М от 23.05.2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства фактически не исполнено и хозяйствующие субъекты, в том числе и Рязанский филиал ЗАО "Военно-мемориальная компания", на кладбища города для осуществления захоронений умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц и других граждан не допускаются.
Так, в ответ на обращение Рязанского филиала ЗАО "Военно-мемориальная компания" от 25 июня 2007 года № 158, Администрация г. Рязани разъяснила заявителю, что для решения вопроса о допуске лиц, не являющихся специализированными службами по вопросам похоронного дела, на территорию кладбищ для производства захоронений умерших, необходимо обратиться в МУ "Дирекция благоустройства города", которое является специализированной службой по вопросам похоронного дела города Рязани и на балансе которого находятся все кладбища города Рязани.
16.08.2007, в целях контроля за исполнением предписания № 48/2007-М от 23.05.2007, Управление направило в адрес Администрации г. Рязани письмо от 16.08.2007 № 1051 с просьбой дать официальное разъяснение по пункту 4.3 Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани, а именно: могут ли указанные в нем услуги оказываться хозяйствующими субъектами, индивидуальными предпринимателями, не имеющими статуса специализированной службы. Ответ на данное письмо в установленный срок получен не был.
31.08.2007 УФАС России по Рязанской области возбудило дело № 103/2007-М по признакам нарушения Администрацией города Рязани части 1 статьи 15 и части 1 статьи 25 названного закона и обязало Администрацию города Рязани в срок до 12.09.2007 представить следующую информацию:
- письменное обоснование непредставления сведений, запрошенных 16.08.2007 исх. № 1051 в целях контроля за исполнением предписания № 48/2007-М от 23.05.2007 с указанием Ф.И.О. и должности ответственного исполнителя;
- письменное разъяснение по пункту 4.3 Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани (новая редакция), а именно:
могут ли указанные в нем услуги оказываться хозяйствующими субъектами, индивидуальными предпринимателями, не имеющими статуса специализированной службы.
Дело № 103/2007-М назначено к рассмотрению на 14.09.2007 в 11 час. 00 мин.
В процессе подготовки к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в адрес Управления поступило письмо Администрации г. Рязани от 06.09.2007 № 9-8/5725, согласно которому Администрация г. Рязани считает, что пункт 4.3 Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани лишь дублирует установленную областным законодательством норму и Администрация г. Рязани не может давать разъяснения по правовым нормам, установленным Законом Рязанской области.
Определением УФАС по Рязанской области от 17.09.2007 № 1222, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также привлечением к участию в качестве ответчика МУ "Дирекция благоустройства города" и ЗАО "Военно-мемориальная компания" в лице Рязанского филиала в качестве заинтересованного лица, рассмотрение дела № 103/2007-М о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 26.09.2007 на 11 час. 00 мин.
25.09.2007 в УФАС по Рязанской области поступил ответ Администрации г. Рязани, согласно которому Администрация г. Рязани считает, что ЗАО "Военно-мемориальная компания" вправе оказывать услуги, предусмотренные пунктом 4.3 Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани. УФАС по Рязанской области нарушения Администрацией города Рязани части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не установлено.
26.09.2007 в УФАС по Рязанской области поступил ответ МУ "Дирекция благоустройства города", согласно которому МУ "Дирекция благоустройства города" считает, что ЗАО "Военно-мемориальная компания" не может оказывать услуги, предусмотренные пунктом 4.3 Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани, так как не является специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Определением УФАС по Рязанской области от 28.09.2007 № 1277, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 103/2007-М о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 04.10.2007 на 11 час. 00 мин.
Дело № 103/2007-М о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрено 04.10.2007.
Комиссия Управления при рассмотрении дела № 103/2007-М установила, что Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" не допускает иные хозяйствующие субъекты на кладбища города для захоронения умерших лиц. Как следует из материалов дела, на обращение ЗАО "Военно-мемориальная компания" от 25.06.2007 № 158 с жалобой на действия Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" Администрация города Рязани для разрешения данного вопроса направила заявителя обратно в Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города".
В результате данных действий в городе Рязани сложилась ситуация, при которой услуги по погребению оказывает только Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города", что подтверждается письмом Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" от 02.10.2007 № 1225.
В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия пришла к выводу, что Администрация г. Рязани не предпринимала действий, направленных на исполнение подведомственным учреждением принятого ей Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани. Более того, своими действиями, в частности исх. № 9-19/4432 от 11.07.2007, Администрация способствовала недопущению на рынок ритуальных услуг хозяйствующих субъектов, не имеющих статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела. В результате таких действий хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, были устранены с рынка ритуальных услуг, перечисленных в п. 4.3 Положения.
Решением от 15.10.2007 комиссия решила признать действия администрации г. Рязани и Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города", выразившиеся в осуществлении согласованных действий, направленных на ограничение доступа на рынок ритуальных услуг хозяйствующих субъектов, не имеющих статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушающими нормы статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Администрации г. Рязани и МУ "Дирекция благоустройства города" выдано предписание № 103/2007-М от 15.10.2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием № 103/2007-М от 15.10.2007, Администрация г. Рязани обратилась в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.
Так, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении).
Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (данные виды деятельности внесены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст).
Суд считает, что гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, обязанных оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, предусмотренные статьей 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", не предусматривают, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, создаваемыми органами местного самоуправления, и что иные лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.
Деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, осуществляется на конкурентном рынке. При этом товаром на данном рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Во исполнение протеста прокуратуры Советского района города Рязани от 03.05.2007 и предписания УФАС по Рязанской области, руководствуясь Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ и Законом Рязанской области "О погребении и похоронном деле на территории Рязанской области" от 10.03.2000 № 22-ОЗ, Постановлением главы администрации города Рязани от 30 мая 2007 г. № 1613 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 14 марта 2007 г. № 693 "О порядке организации похоронного дела и осуществления погребения на территории города Рязани" утверждена новая редакция Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани (далее - Положение).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Администрации города Рязани № 693 издано 14.03.2007, а не 04.03.2007.

На Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" Постановлением Администрации города Рязани от 04.03.2007 № 693 возложены функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Рязани.
В силу п. 2.2 Положения, все кладбища города Рязани переданы на баланс специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В силу п. 4.1 Положения, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории города Рязани - хозяйствующий субъект, на которого Постановлением администрации города возложены полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела и деятельность которого направлена на оказание ритуальных услуг в соответствии с требованиями ст. 9, 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
В пункте 4.2 Положения определены виды деятельности, входящие в перечень услуг по погребению, оказываемых на территории города.
В п. 4.3 Положения определено, что услуги, перечисленные в п. 2 - 6 пункта 4.2 (оформление документов, необходимых для захоронения; захоронение и перезахоронение; кремация с последующей выдачей урны с прахом; транспортировка тел (останков) умерших (погибших); изготовление и опайка цинковых гробов), осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Суд считает, что указание в п. 4.1 Положения понятия специализированной службы по вопросам похоронного дела в единственном числе не свидетельствует о предоставлении такой организации преимущественного положения на рынке похоронных услуг, а является лишь нормой, содержащей понятие такой службы.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, в настоящее время на территории города Рязани такие услуги по погребению как оформление документов, необходимых для захоронения; захоронение и перезахоронение; кремация с последующей выдачей урны с прахом; транспортировка тел (останков) умерших (погибших); изготовление и опайка цинковых гробов), осуществляются лишь специализированной службой по вопросам похоронного дела - Муниципальным учреждением "Дирекция благоустройства города".
Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители Рязанского филиала ЗАО "Военно-мемориальная компания", ООО "Леонардо" и предприниматель Ж.В.С., в настоящее время указанные лица не осуществляют ритуальные услуги по погребению. Директор Рязанского филиала ЗАО "Военно-мемориальная компания" утверждает, что Рязанский филиал ЗАО "Военно-мемориальная компания" на кладбища города для осуществления захоронений умерших (погибших) военнослужащих (и приравненных к ним лиц) и других граждан не допускается. По мнению директора ООО фирма "Леонардо", без осуществления захоронения и транспортировки тел оказание ритуальных услуг невозможно, нецелесообразно; внесение изменений в Положение о погребении и похоронном деле на территории города Рязани ничего не изменило. Директор ООО фирма "Леонардо" считает, что изначально подразумевается, что данные услуги может оказывать только одна служба - специализированная.
Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" от 02.10.2007 № 1225, согласно которому все захоронения на кладбищах города Рязани в период с 01.06.2007 по 01.09.2007 осуществлены Муниципальным учреждением "Дирекция благоустройства города". Об этом свидетельствует и ответ администрации города Рязани (исх. № 9-19/4432 от 11.07.2007) на обращение директора Рязанского филиала ЗАО "Военно-мемориальная компания", из которого, со ссылкой на утвержденное в новой редакции Положение, следует, что ритуальные услуги по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела и для решения вопроса производства захоронений следует обращаться в спецслужбу по вопросам похоронного дела, коей является Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города", на балансе которого находятся все кладбища города.
Заявителем и Муниципальным учреждением "Дирекция благоустройства города" в ходе судебного разбирательства не опровергнуто утверждение УФАС по Рязанской области, что хозяйствующие субъекты, в том числе и Рязанский филиал ЗАО "Военно-мемориальная компания", на кладбища города для осуществления захоронений умерших (погибших) военнослужащих (и приравненных к ним лиц) и других граждан не допускаются.
Действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут быть квалифицированы как нарушающие требования статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а в случае заключения указанными органами соглашений (осуществления согласованных действий) между собой или с хозяйствующими субъектами - как нарушающие требования статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласованными действиями согласно статье 8 Федерального закона "О защите конкуренции" признаются действия, удовлетворяющие в совокупности двум условиям:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
В силу п. 4 "е" ст. 39 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, Администрация города Рязани в лице ее органов и подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового, торгового обслуживания - организация похоронного дела.
В соответствии с Постановлением Администрации города Рязани от 16.04.2003 № 1562, Администрация города Рязани осуществляет контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, созданных с участием муниципального образования, согласно Структуре объектов муниципальной собственности, в которую, в числе прочих, входит Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города". Организация работы по контролю, планированию, направлению деятельности Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" возложена на заместителя главы администрации по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично учредителем.
Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" в качестве юридического лица зарегистрировано Регистрационной палатой Администрации г. Рязани 28.12.1998.
На Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" Постановлением Администрации города Рязани от 04.03.2007 № 693 возложены функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Рязани.
26.04.2007 решением Рязанского городского Совета № 282-III утверждены изменения Устава Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" (зарегистрированы в Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области 19.06.2007), связанные с осуществлением услуг по погребению.
Согласно п. 1.1 Устава, Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" является некоммерческой организацией, созданной решением Рязанского городского Совета № 412 от 24.12.1998 для осуществления управленческой деятельности объектами благоустройства города.
Согласно п. 1.2 Устава, учредителями Учреждения являются Рязанский городской Совет и Администрация г. Рязани.
Контроль за деятельностью Учреждения осуществляется учредителями и другими контролирующими органами в пределах их компетенции (п. 5.5 Устава).
Источниками финансирования деятельности Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" являются: бюджетные ассигнования на производство работ по благоустройству города; внебюджетные средства; доходы полученные от разрешенной настоящим Уставом предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством;
кредиты банков и других кредитных учреждений (пункт 3.5. Устава).
В силу п. 4.2 Устава, руководство деятельностью Учреждения осуществляет директор, назначаемый на должность по контракту и освобождаемый от должности в соответствии с "Положением о порядке назначения и освобождения должностных лиц администрации г. Рязани, руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций".
Суд согласен с доводом ответчика о том, что устранение конкурентов с рынка услуг по погребению ведет к улучшению финансового состояния Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" (специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Рязани), что, при прочих равных условиях, влечет возможность уменьшения его бюджетного финансирования, а экономия бюджетных средств на содержание подведомственного учреждения соответствует интересам Администрации г. Рязани. То есть, при прочих равных условиях, чем больше доход Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" от предпринимательской деятельности, тем меньше объем финансирования требуется со стороны учредителей; недопуск иных хозяйствующих субъектов - кроме Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" - к оказанию услуг по захоронению, при прочих равных условиях, имеет следствием уменьшение дохода иных хозяйствующих субъектов и соответствующее увеличение дохода Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города". Суд полностью согласен с позицией ответчика, что не требует доказательств, что в обычных условиях увеличение дохода хозяйствующего субъекта соответствует его интересам. Увеличение дохода Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" от предпринимательской деятельности позволяет ему выполнить определенный объем работ, соответствующих целям создания Учреждения, с меньшим бюджетным финансированием, либо больший объем работ без увеличения бюджетного финансирования, что отвечает интересам Администрации г. Рязани.
Таким образом, в этой части интересы Администрации г. Рязани и Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" совпадают. Результат таких действий соответствует интересам сторон.
Устранение конкурентов Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" с рынка услуг по захоронению может быть успешным только в том случае, если Администрации г. Рязани, зная о противоправных действиях подконтрольного ей Учреждения, не предпримет мер по пресечению таких действий, и Муниципальному учреждению "Дирекция благоустройства города" известно, что Администрация г. Рязани не намерена предпринимать таких мер.
Судом установлено, что Администрации г. Рязани известны действия Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" по недопущению на рынок услуг по погребению других хозяйствующих субъектов (что следует из писем ЗАО "Военно-мемориальная компания" от 25.06.2007 № 158, Администрации г. Рязани от 11.07.2007 № 9-19/4432). Вместе с тем, Администрация г. Рязани не предпринимала мер по прекращению действий подконтрольного ей учреждения по недопущению хозяйствующих субъектов на рынок услуг по погребению, и это было известно Муниципальному учреждению "Дирекция благоустройства города". Более того, Администрация г. Рязани не только не предпринимала мер по пресечению противоправных действий подконтрольного ей учреждения по недопущению хозяйствующих субъектов на рынок услуг по погребению, но и способствовала совершению таких действий, направляя хозяйствующие субъекты, жалующиеся на действия Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" для решения вопроса о допуске на кладбища города в то же самое Учреждение.
В ходе настоящего судебного разбирательства Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" также продолжает настаивать, что право оказывать услуги по погребению имеется только у специализированных служб по вопросам похоронного дела.
До настоящего времени Администрация г. Рязани не предприняла мер по пресечению противоправных действий Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города".
Таким образом, действия Администрации г. Рязани и Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" удовлетворяют первому из критериев согласованных действий.
Указанные выше действия Администрации г. Рязани и Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" были вызваны попытками других хозяйствующих субъектов, в том числе и ЗАО "Военно-мемориальная компания", работать на рынке услуг по погребению и направлены на их устранение с рынка. Таким образом, имеет место и второй критерий определения согласованных действий.
При таких обстоятельствах суд считает, что УФАС по Рязанской области правильно квалифицировало действия Администрации г. Рязани и Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" как согласованные, нарушающие статью 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Как следует из материалов дела, УФАС по Рязанской области выдало Администрации г. Рязани предписание издать документ, запрещающий Муниципальному учреждению "Дирекция благоустройства города" совершать действия по недопущению хозяйствующих субъектов на рынок ритуальных услуг, а Муниципальному учреждению "Дирекция благоустройства города" - предписание не предпринимать впредь подобных действий. До настоящего времени ни Администрацией города Рязани, ни Муниципальным учреждением "Дирекция благоустройства города" предписание не исполнено.
Согласованные действия Администрации города Рязани и Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города" привели к устранению хозяйствующих субъектов с рынка ритуальных услуг города Рязани, перечисленных в п. 4.3 Положения, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ. До настоящего времени Администрация г. Рязани не предприняла мер по пресечению противоправных действий Муниципального учреждения "Дирекция благоустройства города".
Суд пришел к выводу, что Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" является объектом муниципальной собственности, подконтрольно Администрации города Рязани. Возложение на Муниципальное учреждение "Дирекция благоустройства города" функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Рязани не снимает ответственности с Администрации города Рязани за реализацию исполнительно-распорядительных полномочий местного самоуправления в надлежащей организации похоронного дела.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемые решение и предписание от 15.10.2007 по делу № 103/2007-М соответствуют Федеральному закону "О защите конкуренции" и Федеральному закону "О погребении и похоронном деле", а также не нарушают права и законные интересы Администрации города Рязани в сфере экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления Администрации города Рязани.
В силу ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Администрации города Рязани о признании недействительными решения и предписания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 15.10.2007 по делу № 103/2007-М, проверенные на соответствие Федеральному закону "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ и Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", отказать полностью.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru