Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2007 г. по делу № А66-3388/2007

5 сентября 2007 г. объявлена резолютивная часть,
в полном объеме решение изготовлено 10.09.2007 г.
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Пугачева А.А., при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей, при участии представителей заявителя - Б., Ю., ответчика - П., Р., Л., третьих лиц: Администрации г. Твери - Ш., от Прокуратуры Тверской области - М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП "Т.",
к Комитету по управлению имуществом Тверской области,
третьи лица: Администрации г. Твери, Прокуратура Тверской области
о признании недействительным решения, содержащегося в письме № 1292-09 от 05.03.2007 г., об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства жилых домов и об обязании ответчика предоставить в аренду указанный земельный участок для строительства

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Т." (далее - заявитель, МУП) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее - ответчик, КУИ) о признании недействительным решения, содержащегося в письме № 1292-09 от 05.03.2007 г., об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для строительства жилых домов в Пролетарском районе г. Твери, и об обязании ответчика предоставить в аренду указанный земельный участок для жилищного строительства.
Заявление мотивировано наличием Постановления Главы администрации г. Твери № 3508 от 15.09.2005 "Об утверждении акта выбора и обследования площадки и о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке МУП "Т." под проектирование жилых домов в Пролетарском районе г. Твери, п. 5 ст. 30, п. 8 ст. 31, ст. 32 Земельного кодекса РФ, п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", соблюдением процедуры формирования земельного участка, нарушением Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области срока предоставления сведений из государственного земельного кадастра.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, представил отзыв.
Как следует из материалов дела, вышеуказанным Постановлением Главы администрации г. Твери № 3508 от 15.09.2005 МУП было согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 4,0 га под проектирование жилых домов в указанных границах сроком на три года.
27.02.2007 МУП обратилось к ответчику с заявлением о предоставление в аренду земельного участка.
Ответчик 05.03.2007 отказал МУП в передаче в аренду земельного участка, мотивируя отказ возможностью продажи данного участка исключительно путем проведения аукциона, а также поступлением заявления за пределами срока предоставления и не предоставлением кадастровой карты.
Считая действия ответчика неправомерными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, при том уточнил заявленные требования в части обязания ответчика предоставить в аренду земельные участки.
Уточнение принято судом (ст. 49 АПК РФ).
В силу статьи 29 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно статье 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в собственность и исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 30 того же Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В силу статьи 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" введена в действие ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Данная норма вступила в силу с 01.10.2005 (ст. 18 указанного Федерального закона).
При этом Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изложен в новой редакции, которая действовала на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства (27.02.2007) и вынесения ответчиком отказа в предоставлении заявителю земельного участка (05.03.2007).
В частности, согласно абз. 2 п. 15 ст. 3 данного Закона до 01.03.2007 предусматривает процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
То есть, заинтересованным лицом до 1 марта 2007 г. должно быть подано в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка в аренду для жилищного строительства без аукциона, а уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления до 1 марта 2007 г. должно быть принято решение о предоставлении земельного участка в аренду для жилищного строительства без проведения аукциона.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта на предоставляемом в аренду земельном участке должно быть принято до 1 октября 2005 г., но не ранее чем за три года до даты предоставления земельного участка.
В рассматриваемом деле заявитель выполнил предъявляемые к нему требования законодательства (Постановление Главы администрации г. Твери № 3508 от 15.09.2005 "Об утверждении акта выбора и обследования площадки и о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке МУП "Т." под проектирование жилых домов в Пролетарском районе г. Твери, принято до 01.10.2005 г., заявление подано до 01.03.2007 г.), уполномоченный же орган требуемого решения не принял, что позволяет суду признать отказ недействительным.
Суд признает необоснованным довод ответчика о том, что к заявлению не была приложена кадастровая карта истребуемых земельных участков, т.к. государственный кадастровый учет был произведен заявителем на этапе предварительного согласования размещения объектов, задержка в получении кадастровых планов на земельные участки, входящих в данные кварталы, не является виной заявителя.
Для всех земельных участков, предоставляемых без аукциона в соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, законодатель установил особый правовой режим, который выражается в определенных ограничениях аренды.
В качестве ограничения предусмотрено специальное основание для досрочного прекращения договоров аренды земельных участков, заключаемых в соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.
Если арендатор в течение шести месяцев не получит разрешение на строительство, такие договоры подлежат прекращению.
Для получения разрешения на строительство арендатору после заключения договора аренды необходимо подать заявление и прилагаемые к нему документы в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Среди прилагаемых к заявлению документов значатся следующие документы:
градостроительный план земельного участка;
проектная документация (положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства).
Учитывая, что данные документы имеются у заявителя, объектом же земельных отношений является сформированный земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке (см. ст. 6 Земельного кодекса РФ), суд считает возможным в настоящем деле понудить ответчика заключить договор аренды на земельные участки с уточненными кадастровыми номерами.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 177, 180 - 182, 197 - 201 АПК РФ

решил:

заявленные требования (с учетом уточнений) удовлетворить.
Признать недействительным решение Комитета по управлению имуществом Тверской области, содержащиеся в письме № 1292-09 от 05.03.07, об отказе в предоставлении МУП "Т." в аренду земельного участка под строительство жилых домов в Пролетарском районе г. Твери, обязав при этом Комитет по управлению имуществом в двухнедельный срок предоставить в аренду МУП "Т." земельный участок в г. Твери.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Тверской области в пользу МУП "Т." 3000 руб. судебных расходов по оплате госпошлины.
Исполнительный лист выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в сроки и порядке, определенном АПК РФ, в суды вышестоящих инстанций.

Судья
А.А.ПУГАЧЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru