Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2009 г. № 44-г-16/09

Президиум Ярославского областного суда рассмотрел по представлению прокурора Ярославской области дело по заявлению и.о. Переславского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Переславского муниципального района о понуждении администрации Пригородного сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной около деревни Семендяйка Переславского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда, выслушав заместителя прокурора Ярославской области Б., поддержавшего доводы представления, президиум

установил:

и.о. Переславского межрайонного прокурора обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Переславского муниципального района о возложении на администрацию Пригородного сельского поселения обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) около деревни Семендяйка Переславского муниципального района.
В обоснование требований указал, что в карьере, проходящем вдоль автодороги Глебовское - Голоперово Переславского муниципального района, на расстоянии 100 - 150 метров от деревни Семендяйка, а также на обочине этой автодороги образовалась несанкционированная свалка бытовых отходов. Администрация Пригородного сельского поселения не выполняет свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением судьи Переславского районного суда Ярославской области от 1 ноября 2008 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 декабря 2008 г., прокурору отказано в принятии заявления.
В представлении прокурора Ярославской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений в связи с существенным нарушением норм процессуального права.
Дело истребовано в Ярославский областной суд.
Определением судьи Ярославского областного суда от 3 марта 2009 г. представление прокурора Ярославской области с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Ярославского областного суда в связи с существенным нарушением судебными инстанциями норм процессуального права.
Президиум находит судебные постановления незаконными и подлежащими отмене.
Отказывая прокурору в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, судья исходил из того, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как организация вывоза мусора относится к вопросам местного значения, а вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является недопустимым.
С указанными выводами судьи согласиться нельзя.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как видно из материалов дела, в данном случае прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Пригородного сельского поселения. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Допущенные судьей существенные нарушения норм процессуального права не устранены судом кассационной инстанции. Поэтому судебные постановления подлежат отмене с направлением заявления прокурора для рассмотрения в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

постановил:

определение судьи Переславского районного суда Ярославской области от 1 ноября 2008 г., кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 декабря 2008 г. отменить и заявление и.о. Переславского межрайонного прокурора направить для рассмотрения в суд первой инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru