Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2009 г. по делу № А43-5027/2009-5-109

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2009 г.
Полный текст решения подготовлен 21.07.2009 г.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Кошелевой Татьяны Васильевны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кошелевой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "ИнжСтройРегион" (г. Н.Новгород)
к ответчику: Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (г. Кстово Нижегородской области)
о понуждении к заключению государственного контракта по результатам проведения открытого аукциона
при участии представителей сторон:
от истца: Мнацаканян А.С. - представитель по доверенности от 30.03.2009 г.,
от ответчика: Бондаренко Е.Ю. - представитель по доверенности № 01/02-356 от 29.12.2007 г. от 18.02.2008 г.

Сущность спора:
ООО "ИнжСтройРегион" обратилось к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области с иском о понуждении к заключению муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объектам газоснабжения Кстовского района Нижегородской области.
Заявление мотивировано уклонением ответчика от заключения государственного контракта на выполнение указанных работ и основано на положениях п. 1 ст. 38 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также результатах проведения открытого аукциона, оформленного протоколом от 17.12.2008 г. № 57-А на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объектам газоснабжения Кстовского района Нижегородской области, победителем которого по лоту № 1 "Строительство газопровода высокого давления с. Шелокша, с. Новониколаевка, с. Вередеево", было признано ООО "ИнжСтройРегион".
Отзывом на исковое заявление ответчик заявленные требования не признал, указав, что строительство газопровода высокого давления в с. Шелокша, с. Новониколаевка, с. Вередеево предполагалось за счет бюджета Нижегородской области и бюджета Кстовского муниципального района.
В соответствии со ст. 18 Закона Нижегородской области № 153-З от 14.11.2008 г. установлено, что средства областного фонда софинансирования расходов передаются в бюджеты муниципальных районов и городских округов на следующие цели: строительство и реконструкция в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области в 2009 - 2011 гг.". Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 г. № 406 утверждена областная целевая программа, согласно которой выделены средства на строительство объектов газоснабжения в 2009 г. Однако постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 г. № 40 внесены изменения в Постановление № 406, согласно которому сроки строительства и объемы финансирования были изменены: газоснабжение жилого фонда с. Вередеево и с. Шелокша перенесены на 2010 г., а с. Новониколаевка на 2011 г.
При изложенных обстоятельствах ответчик полагает, что правовых оснований для заключения муниципального контракта не имеется в связи с отсутствием финансирования подрядных работ.
Истец не согласился с доводами ответчика, изложенными в отзыве на исковое заявление, пояснив, что в соответствии с ч. 1 ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, при уменьшении соответствующими государственными органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав стороны, суд установил следующее.
17.12.2008 г. состоялся открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объектам газоснабжения Кстовского района Нижегородской области. В качестве Заказчика по строительству выступала Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области, а организатора - Департамент экономики и инвестиций Администрации Кстовского района Нижегородской области.
В соответствии с Протоколом № 52-А/2 проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объектам газоснабжения Кстовского района Нижегородской области по лоту № 1 "Строительство газопровода высокого давления с. Шелокша, с. Новониколаевка, с. Вередеево" было признано ООО "ИнжСтройРегион".
На основании п. 1 ст. 38 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и п. 13 Документации об открытом аукционе, муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона и не позднее 20 дней со дня подписания протокола аукциона, победитель аукциона обязан предоставить Заказчику подписанный контракт.
Как следует из материалов дела и пояснений истца, после подписания Протокола аукциона и его официального опубликования на официальном сайте Нижегородской области, Контракт был передан ответчику через представителя ООО "ИнжСтройРегион", однако подписанный оригинал контракта не был возвращен в адрес истца.
В процессе рассмотрения спора судом согласно определению от 03.06.2009 г. у сторон были затребованы дополнительные доказательства в части передачи истцом муниципального контракта для подписания ответчику, а также получения уполномоченным лицом муниципального контракта для дальнейшего оформления и подписания.
Представителем истца (Мнацаканяном А.С.) представлено объяснение об обстоятельствах передачи 25.12.2009 г. муниципального контракта, подписанного ООО "ИнжСтройРегион", в Администрацию Кстовского муниципального района, однако надлежащих доказательств (сведений о регистрации с указанием входящего номера и т.д.) указанного документа ответчику заявителем не представлено.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что регистрация Контракта в качестве входящего документа в Администрации Кстовского муниципального района не производилась, однако сам факт поступления Контракта заказчику им не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах не представляется возможным с достоверностью определить срок поступления контракта ответчику для подписания.
22.01.2009 г. ответчику направлено письмо с просьбой подписания муниципального контракта, однако ответа не последовало, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В процессе рассмотрения спора в обоснование доводов о причинах невозможности заключения Контракта ответчиком к материалам дела приобщено письмо Департамента финансов Администрации Кстовского района Нижегородской области от 22.05.2009 г. № 04/351 из содержания которого следует, что в бюджете Кстовского муниципального района на 2009 г. средства на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство газопровода высокого давления к д. Шелокша, д. Новониколаевка, д. Вередеево" согласно утвержденному плану бюджета не предусмотрено.
Бюджетные ассигнования в сумме 7 033 тыс. рублей (в том числе 6 319 тыс. рублей - средства областного бюджета) предусмотренные ранее в первоначальном плане бюджета в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 г. № 406, отозваны в связи с принятием постановления Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 г. № 40 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 г. № 406", в соответствии с которым указанные объекты исключены из перечня областной целевой программы.
С учетом изложенного в Закон Нижегородской области от 14.11.2008 г. № 153-З "Об областном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 - 2011 годов" и решение Земского собрания Кстовского муниципального района от 24.12.2008 г. № 518 "О бюджете Кстовского муниципального района на 2009 г." внесены соответствующие изменения.
Как следует из конкурсной документации и п. 6.1.1. Контракта срок выполнения работ определен с 01.02.2009 г. до 01.06.2009 г. Следовательно, изменения объемов финансирования в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009 - 2011 годы" непосредственно влияют на реальное исполнение Контракта.
В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (ст. 740 Гражданского кодекса РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта.
По муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и произвести оплату.
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере, порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств, рассматриваемые в силу закона как существенные условия контракта.
В соответствии с п. 2 названной нормы права, изменение условий государственного или муниципального контракта, не связанное с обстоятельствами, указанными в п. 1 указанной статьи (уменьшение средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ), в одностороннем порядке либо по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных законом.
Как видно из материалов дела, открытый аукцион, проведенный 17.12.2008 г. в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009 - 2011 годы", по времени совпал с изменениями бюджетного финансирования установленного Законом Нижегородской области от 14.11.2008 г. № 153-З "Об областном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 - 2011 годов" и решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 24.12.2008 г. № 518 "О бюджете Кстовского муниципального района на 2009 г.".
При изложенных обстоятельствах изменение объемов финансирования повлекли за собой отсутствие реальной возможности исполнения контракта, что является основанием для прекращения обязательств в соответствии с ч. 1 ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сторона, понесшая в результате неисполнения контракта убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со ст. 13, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из обстоятельств дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь ст. 65, 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "ИнжСтройРегион" (г. Н.Новгород) в иске к Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (г. Кстово Нижегородской области) об обязании заключить муниципальный контракт по результатам проведения открытого аукциона, оформленного протоколом от 17.12.2009 г. № 57-А/2, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Т.В.КОШЕЛЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru