Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Архангельская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2007 г. по делу № А05-11727/2007

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Шадриной Е.Н.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие"
к Архангельской таможне
об отмене постановления от 30.10.2007 г. по делу об административном правонарушении № 10203000-289/2007
с участием представителей сторон:
заявителя - Рядовкина Е.В.
ответчика - Леоненко Д.В., Худяков А.В.
Сущность дела: Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее - ФГУП "МП "Севмаш") обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Архангельской таможни от 30.10.2007 г. по делу об административном правонарушении № 10203000-289/2007 о наложении на заявителя штрафа в размере 50000 руб. по ч. 3 ст. 16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, считает привлечение ФГУП "МП "Севмаш" к ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ необоснованным ввиду отсутствия вины предприятия.
Представители ответчика выразили несогласие с заявлением, считают обоснованным оспариваемое постановление; ссылаются на то, что письмо НЭПВиВТ от 29.12.2006 г. № 236/905 о продлении действия заключения № 236/905 до 05.10.2007 г. не было предоставлено в таможню ни при декларировании, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении, поэтому оно не должно приниматься судом при рассмотрении данного дела.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
11.07.2007 года на Северодвинский таможенный пост ФГУП "ПО "Севмаш" в таможенном режиме "Переработка на таможенной территории" (дополнение № 3 к разрешению на переработку на таможенной территории № 10210000/03056/51/136) была подана таможенная декларация № 10203070/110707/0000266 на поступивший из Индии в адрес Предприятия и размещенный на временное хранение по документу отчета № 2/10052007/0000083 товар - торсиометр электронный Т855-02А в комплекте с ЗИП и документацией для авианосца проекта 11430, в количестве четырех комплектов.
Данный товар поставлялся в рамках контракта на поставку № 050601/44/08661 от 19.05.2005 г. согласно условиям которого "... Поставщик - фирма "Марин Электронике и Навигейшн Системе Пвт. Лимитед" Индия продаст и поставит, а Покупатель - ФГУП "ПО "Севмаш" оплатит и примет 4 торсиометра Т855-02А, в комплекте с ЗИП и документацией в соответствии со Спецификацией, с техническими характеристиками и в комплектации согласно Технической Спецификации...".
Дополнительным соглашением № 2 к данному контракту, подписанным в марте 2007 года, оговорена, в частности, замена Технической Спецификации.
При подаче таможенной декларации в комплекте документов в таможенный орган было представлено заключение Направления экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны РФ (далее - заключение НЭПВиВТ) от 05.10.2005 г. № 236/3855з о том, что заявленный к таможенному оформлению товар - торсиометр модели Т855-02А в комплекте с ЗИП и документацией (4 комплекта) продукцией военного назначения не является. В данном заключении указано, что оно является одноразовым, срок действия данного заключения определен - один год, т.е. до 05.10.2006 года.
13.07.2007 года Архангельская таможня направила предприятию уведомление № 2 от 13.07.2007 года и выставила требование № 2 от 13.07.2007 года о необходимости представления в срок до 27.07.2007 г. заключения Минобороны РФ об отнесении либо неотнесении декларируемого товара к продукции военного назначения.
В дальнейшем, по заявлению Предприятия от 18.07.2007 г. № 44.41/т206, от 29.08.2007 г. № 44.41-317 срок представления заключения НЭПВиВТ МО РФ продлевался до 27.08.2007 г. и до 07.09.2007 г. соответственно.
Предельный срок временного хранения товара истек 10.09.2007 г. Таможня пришла к выводу, что в установленный таможенным органом срок - 07.09.2007 г. истребуемое таможенным органом заключение НЭПВиВТ Предприятием представлено не было.
13.09.2007 года выпуск заявленного к таможенному оформлению по ГТД № 10203070/110707/0000266 товара был запрещен.
Факт непредставления Предприятием в установленный срок заключения НЭПВиВТ, запрошенного таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации № 10203070/110707/0000266, послужил основанием для возбуждения таможней 19.09.2007 года дела об административном правонарушении № 10203000-289/2007.
Опрошенный в качестве свидетеля начальник бюро лицензирования и подготовки разрешительных документов Сафонов П.А., в должностные обязанности которого входит, в частности, организация и выполнение работ бюро по получению лицензий и других разрешительных документов на ввоз/вывоз продукции военно-технического назначения, в том числе подготовка комплектов документов для получения заключений Направления экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны России об отнесении различных изделий к продукции военного или невоенного назначения, показал, что получение заключения НЭПВиВТ входило в его непосредственные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. До момента выставления таможенным органом требования о представлении нового заключения для проведения таможенного оформления, Сафонов П.А. считал, что заключение является действующим и необходимости в получении нового заключения нет. О необходимости получения нового заключения Сафонову П.А. стало известно 23.07.2007 года. В связи с этим Сафоновым П.А. в адрес начальника НЭПВиВТ Минобороны РФ было подготовлено и направлено письмо от 23.07.2007 года № 44.10/3106 о необходимости переоформления заключения взамен ранее выданного (от 05.10.2005 г № 236/3855з). 06.08.2007 г. пакет документов был возвращен Направлением экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России с информацией о необходимости представления документов в соответствии с требованиями приказа Министра обороны № 550 от 29.12.2005 г. 14.08.2007 года в адрес Министерства обороны РФ был подготовлен и направлен запрос № 44.10/3429 в соответствии с требованиями приказа № 550 10.09.2007 г. новое заключение НЭПВиВТ было оформлено и получено представителем Предприятия в Москве.
Архангельская таможня в оспариваемом решении пришла к выводу, что в установленный таможенным органом срок - 07.09.2007 г. заключение НЭПВиВТ МО РФ Предприятием представлено не было. Предельный срок временного хранения товара истек 10.09.2007 г. Таможенная декларация № 10203070/031007/0000441 на вышеуказанный товар с представлением заключения НЭПВиВТ Министерства обороны РФ от 10.09.2007 г. № 236/3820з была подана на Северодвинский таможенный пост 03.10.2007 г.
Таможня пришла к выводу, что у предприятия, привлекаемого к ответственности, имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность; должностные лица Предприятия, исполняя свои должностные обязанности надлежащим образом, были обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе, до начала процедуры декларирования товара в таможенном органе либо в сроки, установленные таможенным органом после начала таможенного оформления товара по таможенной декларации (07.09.2007 г.), предпринять все необходимые меры для своевременного получения нового заключения НЭПВиВТ Минобороны России либо решения вопроса о продлении срока действия заключения НЭПВиВТ № 236/3855з от 05.10.2005 г. после истечения срока его действия (05.10.2006 г.).
08.10.2007 г. таможней был составлен протокол об административном правонарушении № 10203000-289 /2007 и направлен в адрес предприятия.
19 октября 2007 г., в соответствии с п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в адрес законного представителя ФГУП "ПО "Севмаш" было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
30 октября 2007 г. дело об административном правонарушении № 10203000-289/2007 было рассмотрено Архангельской таможней и ФГУП "ПО "Севмаш" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 руб. по ч. 3 ст. 16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявитель ссылается на то, что во исполнение контракта № 050601/44/08661 от 19.05.2005 г. из Индии на таможенную территорию РФ поступил товар - 4 торсиометра Т855-02А, в комплекте с ЗИП и документацией для авианосца проекта 11430, в количестве четырех комплектов; при подаче таможенной декларации в комплекте документов в таможенный орган было представлено заключение Направления экспертизы поставок вооружения и военной техники Министерства обороны РФ (далее - заключение НЭПВиВТ) от 05.10.2005 г. № 236 3855з о том, что заявленный к таможенному оформлению товар - торсиометр модели 7555-02А, в комплекте с ЗИП и документацией для авианосца проекта 11430 продукцией военного назначения не является; заключение НЭПВиВТ от 05.10.2005 г. было получено Заявителем на срок до 05.10.2006 г., в последствии на основании запроса предприятия срок действия указанного разрешительного документа был пролонгирован до 05.10.2007 г.
Заявитель считает, что отсутствует вина предприятия в правонарушении, т.к. срок временного хранения товара истек 10.09.2007 г., и в этот же день получено требуемое таможенным органом заключение; заявитель, получив по факсу копию данного заключения НЭПВиВТ предоставил ее в таможенный орган, но учитывая то, что таможенный орган принимает только подлинники документов, этот факт не был учтен при рассмотрении дела в Архангельской таможне.
Суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 131 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) при декларировании товаров представляются, в том числе, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 153 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенный орган сообщает в письменной форме декларанту, какие именно документы должны быть для этого представлены.
В соответствии с п. 7 ст. 153 ТК РФ действия должны быть совершены декларантом в пределах сроков временного хранения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из положений данной нормы следует, что предусмотренные в ней основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Материалами дела подтверждается, что заключение НЭПВиВТ от 05.10.2005 г. было получено ФГУП "ПО "Севмаш" на срок до 05.10.2006 г., впоследствии на основании запроса предприятия срок действия указанного разрешительного документа был пролонгирован до 05.10.2007 г. письмом НЭПВиВТ от 29.12.2006 г. № 236/905.
Учитывая изложенное, а также то, что срок временного хранения товара истек 10.09.2007 г., и в этот же день заявителем было получено требуемое таможенным органом новое заключение НЭПВиВТ № 236/3820з от 10.09.07 г. по факсу, но не было принято таможенным органом в связи с отсутствием подлинника заключения, суд согласен с доводами заявителя о том, что отсутствует вина предприятия в правонарушении.
Суд считает, что с учетом ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, определяющей понятие вины юридического лица, заявитель не может быть привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, поскольку предприятием предприняты все зависящие от него меры для получения соответствующего заключения. Так, заявителем в адрес начальника НЭПВиВТ Минобороны РФ было подготовлено и направлено письмо от 23.07.2007 года № 44.10/3106 о необходимости переоформления заключения взамен ранее выданного (от 05.10.2005 г № 236/3855з). 06.08.2007 г. пакет документов был возвращен Направлением экспертизы поставок вооружения и военной техники Минобороны России с информацией о необходимости представления документов в соответствии с требованиями приказа Министра обороны № 550 от 29.12.2005 г. 14.08.2007 года в адрес Министерства обороны РФ был подготовлен и направлен запрос № 44.10/3429 в соответствии с требованиями приказа № 550. Новое заключение НЭПВиВТ было оформлено 10.09.2007 г. и получено представителем Предприятия в Москве.
Оспариваемое постановление подлежит отмене, т.к. отсутствует вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАПРФ.
В соответствии с п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Резолютивная часть решения изготовлена судом в совещательной комнате и объявлена 11 декабря 2007 года.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

признать незаконным и отменить постановление Архангельской таможни по делу об административном правонарушении № 10203000-289/2007 от 30.10.2007 г. о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб., как принятое в нарушение Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после принятия настоящего решения.

Судья
Е.Н.ШАДРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru