Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

Симаковой К.В.       - заместителя руководителя управления

Членов комиссии:

Бахановой В.В.       - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи

Гилевой И.С.         - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта
                       и связи

Гавриловой А.Е.      - главного специалиста-эксперта отдела судебной и
                       правовой работы

при участии:
Пермякова С.М. - представителя открытого акционерного общества "Анжеро-Судженское ПТУ" (по доверенности);
Артемова О.И. - представителя открытого акционерного общества "Анжеро-Судженское ПТУ" (по доверенности);
Никитина Г.А. - представителя открытого акционерного общества "Анжеромаш" (по доверенности);
Тараскиной Т.П. - представителя департамента цен и тарифов Администрации Кемеровской области,

рассмотрев дело № 40/А-10-2009, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Анжеро-Судженское погрузочно-транспортное управление" п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области 14.05.2009 поступило заявление ОАО "Анжеромаш" о наличии в действиях ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению заявителя, нарушение со стороны ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" выразилось в навязывании договора аренды железнодорожных путей необщего пользования и отказа от заключения договора, связанного с подачей, уборкой вагонов на места погрузки, выгрузки.
Приказом Кемеровского УФАС России № 112 от 01.07.2009 было возбуждено дело № 40/А-10-2009 по признакам нарушения ОАО "Анжеро-судженское ПТУ" п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрение дела № 40/А-10-2009 было назначено на 23.07.2009.
На заседании комиссии представитель ОАО "Анжеромаш" факты, изложенные в заявлении, подтвердил, дополнительных пояснений не представил.
Представитель ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" сообщил, что в настоящее время между ОАО "Анжеромаш" и ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" договор аренды железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" на праве собственности подписан с протоколом согласования разногласий.
Представителем ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" было заявлено ходатайство об отложении заседания комиссии по делу № 40/А-10-2009, в связи с необходимостью представления дополнительных документов, необходимых для рассмотрения данного дела.
Ходатайство ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" было удовлетворено комиссией Кемеровского УФАС России, определением от 23.07.2009 рассмотрение дела № 40/А-10-2009 отложено на 03.08.2009.
На заседании комиссии 03.08.2009 в обоснование своей позиции представитель ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" заявил, что заключить договор аренды железнодорожных путей необщего пользования ОАО "Анжеромаш" было предложено в связи с тем, что на территории данного предприятия расположены пути, ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ", данные пути используются только ОАО "Анжеромаш", передвижение вагонов по данным путям осуществляется локомотивом, принадлежащим ОАО "Анжеромаш".
В соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области № 1622-р от 07.12.2004 аренда подъездных путей является услугой, по которой осуществляется государственное регулирование тарифов. На основании данного распоряжения ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" было произведено декларирование тарифа. В соответствии с декларацией, выданной департаментом цен и тарифов Администрации Кемеровской области, ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" был установлен размер арендной платы на 2008 год.
В 2009 году пересмотр размера арендной платы не производился. В договор, связанный с подачей, уборкой вагонов не включена плата за аренду железнодорожных путей необщего пользования, договор аренды железнодорожных путей заключен отдельно и давления со стороны ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" на ОАО "Анжеромаш" при заключении договора не было. Срок действия договора, связанного с подачей, уборкой вагонов, определен сроком действия договора аренды железнодорожных путей необщего пользования.
Представитель департамента цен и тарифов Администрации Кемеровской области пояснил, что анализ экономической обоснованности проекта тарифов на перевозку грузов и аренду железнодорожного пути ОАО "Анжеромаш" (618 м) проведен на основании распоряжения Администрации Кемеровской области от 21.02.2008 № 175-р "Об основах регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования". Объемы перевозки грузов приняты в расчет исходя из заявленных ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" объемов перевозки на 2009 г. в соответствии с заявками потребителей услуг, анализа фактических объемов перевозки за 2008 г., за 5 месяцев 2009 г., динамики объемов за несколько лет. <...>. При расчете тарифа на перевозку грузов учтены затраты, связанные с оказанием услуг по перевозке, исключены затраты, связанные с арендой пути ОАО "Анжеромаш" (амортизация и налог на имущество).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:
ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" утверждает, что имеет в собственности недвижимое имущество, перешедшее к данному предприятию при приватизации. Право собственности Общества на железнодорожные пути, ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" подтвердило только планом приватизации ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ", зарегистрированном 12.07.1994.
Как установлено постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-3533/208 (6269-А27-11), принятому по спору между теми же лицами, план приватизации ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" не подтверждает его право собственности на железнодорожные пути необщего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Вместе с тем, между ОАО "Анжеромаш" и ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" спор о праве на данное имущество отсутствует.
Железнодорожные пути необщего пользования, расположенные на территории ОАО "Анжеромаш", используются только данным предприятием.
В соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области № 1622-р от 07.12.2004 аренда подъездных путей является услугой, по которой осуществляется государственное регулирование тарифов. <...>. В 2009 г. пересмотр размера арендной платы не производился.
До 2008 года между ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" и ОАО "Анжеромаш" заключался договор на транспортное обслуживание, договоры на аренду железнодорожных путей необщего пользования ранее не заключались.
27.12.2007 ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" направило в адрес ОАО "Анжеромаш" письмо с предупреждением, что в случае непогашения дебиторской задолженности и неподписания договора на аренду железнодорожных путей необщего пользования подача и уборка вагонов на подъездные пути ОАО "Анжеромаш" будет приостановлена.
Одновременно ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" уклонялось от заключения договора на подачу, уборку вагонов. Данные обстоятельства послужили объективной причиной подписания ОАО "Анжеромаш" договора аренды железнодорожных путей необщего пользования.
Договор аренды железнодорожных путей между ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" и ОАО "Анжеромаш" был подписан 28.01.2008 с протоколом разногласий и дополнительным соглашением к договору. Срок действия договора - 11 месяцев.
После подписания договора аренды железнодорожных путей 31.01.2008 между ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" и ОАО "Анжеромаш" был подписан договор № 1, связанный с подачей, уборкой вагонов на места погрузки, выгрузки. Срок действия договора при этом был четко определен сроком действия договора аренды участка железнодорожного пути.
В 2009 г. договор, связанный с подачей, уборкой вагонов, между ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" и ОАО "Анжеромаш" заключен не был, ввиду отсутствия договора аренды железнодорожных путей.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и п. 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 (далее - Правила) отношения по подаче и уборке вагонов, маневровой работе для грузоотправителей (грузополучателей), имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемых перевозчиком с грузоотправителем (грузополучателем).
Статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого обратившегося, признается публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Договорные отношения между сторонами определяются в соответствии с Уставом и п. 2.1 Правил и регулируются договором на подачу и уборку вагонов.
В соответствии со ст. 60 Устава отношении между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором. При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагента осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.
В п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что арбитражным судам следует исходить из того, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (ст. 60 Устава). Контрагенты могут быть освобождены от обязанности заключить договор, если докажут, что они не осуществляют и не будут осуществлять работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов в свои склады и на своих подъездных путях и их перевозкой.
Таким образом, в силу статей 274, 277, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 60 Устава, п. 3 Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" договора на подачу и уборку вагонов является обязательным.
Согласно п. 1.11 Правил договор аренды тупиковых участков железнодорожных путей может быть заключен владельцем инфраструктуры с грузоотправителем, грузополучателем только по их просьбе для выполнения погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами.
ОАО "Анжеромаш" с просьбой о передаче в аренду каких-либо участков путей к ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" не обращалось.
Договор на подачу/уборку вагонов является самостоятельным договором, не относящимся к предмету договора аренды железнодорожных путей необщего пользования.
ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по перевозке грузов промышленным железнодорожным транспортом на подъездных путях (ОКПД 60.10.26, ОКВЭД 60.10.2), с долей на рынке более 65% (приказ № 3-р от 05.08.1998).
Железнодорожный путь, владельцем которого является ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ", непосредственно примыкает к железнодорожным путям общего пользования и является единственным, по которому возможен проезд железнодорожного транспорта к складам ОАО "Анжеромаш".
Согласно пояснениям Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги заключение договора на подачу и уборку вагонов ОАО "Анжеромаш" с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" не предоставляется возможным, следовательно, доля ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" на рынке услуг по подаче и уборке вагонов составляет 100%.
При этом ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" не испытывает конкурентного давления и определяет условия обращения товара на рынке, в том числе наличие либо отсутствие возможности получения ОАО "Анжеромаш" необходимых услуг по подаче и уборке вагонов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующими признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектом доминирующим положением, то есть на такие действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Злоупотреблением доминирующим положением на рынке субъектом является навязывание условий договора, не относящихся к предмету договора, заключение которого является обязательным. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимающая доминирующее положение организация не вправе необоснованно отказаться от заключения договора.
ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" обязано заключить договор на подачу/уборку вагонов.
15.06.2009 ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" направило в адрес ОАО "Анжеромаш" уведомление о том, что в случае неподписания протокола согласования разногласий к договору аренды железнодорожных путей необщего пользования и неподписания протокола разногласий к договору № 1 на подачу/уборку вагонов будет обслуживание предприятия приостановлено.
Необходимый для функционирования ОАО "Анжеромаш" договор на подачу/уборку вагонов ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" не заключался.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что со стороны ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" имело место злоупотребление своим доминирующим положением, что выразилось в навязывании заключения договора на аренду железнодорожных путей необщего пользования путем направления уведомительных писем о приостановке подачи и уборки вагонов на подъездные пути ОАО "Анженромаш" и отказ от заключения договора, связанного с подачей, уборкой вагонов в случае не подписания договора на аренду железнодорожных путей необщего пользования.
Вышеуказанные действия ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" квалифицируются как нарушение пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:

1. Признать ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" нарушившим пункты 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии
К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии
В.В.БАХАНОВА
И.С.ГИЛЕВА
А.Е.ГАВРИЛОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ № 1
от 3 августа 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

Симаковой К.В.       - заместителя руководителя управления

Членов комиссии:

Бахановой В.В.       - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи

Гилевой И.С.         - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта
                       и связи

Гавриловой А.Е.      - главного специалиста-эксперта отдела судебной и
                       правовой работы

руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании решения от 3 августа 2009 г. по делу № 40/А-10-2009 о нарушении ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" (652470, г. Анжеро-Судженск, пер. Электрический, 11) пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:

1. ОАО "Анжеро-Судженское ПТУ" прекратить нарушение пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: заключить с ОАО "Анжеромаш" договор на подачу и уборку вагонов без навязывания заключения договора аренды железнодорожных путей.
2. При заключении договора на подачу и уборку вагонов с ОАО "Анжеромаш" (а равно с любыми иными хозяйствующими субъектами) руководствоваться Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26 и Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
3. Представить в Кемеровское УФАС России в срок до 01.11.2009 доказательства исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель комиссии
К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии
В.В.БАХАНОВА
И.С.ГИЛЕВА
А.Е.ГАВРИЛОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru