Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край

Документ не применяется.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2008 г. по делу № А33-8099/2008

Арбитражный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Е.В. Севастьяновой,
судей: Раздобреевой И.А., Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания"
к администрации г. Норильска в лице территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса
о признании нормативного правового акта - решения территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса от 27.11.2007 № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинка на 2008 год" не действующим полностью и не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н. - представителя по доверенности № НТЭК-32/202 от 04.09.2008 (паспорт) до перерыва,
от ответчика: Г. - представителя по доверенности № 10-48 от 26.12.2007 (паспорт) до перерыва,
от прокуратуры Красноярского края - Б., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края (удостоверение),
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при объявлении резолютивной части решения 25.09.08, изготовлении полного текста мотивированного решения 25.09.08,

установил:

открытое акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (далее - общество, заявитель, ОАО "НТЭК") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации г. Норильска в лице территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса о признании нормативного правового акта - решения территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса от 27.11.2007 № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинка на 2008 год" не действующим полностью и не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации заявленные требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Прокурор в судебном заседании поддержал позицию заявителя.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16 час. 00 мин. 18.09.08 до 15 час. 00 мин. 25.09.08.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания" зарегистрировано инспекцией ФНС по г. Норильску 01.06.2005 г.
Согласно Уставу общества, одним из видов деятельности является оказание коммунальных услуг и прочих услуг в соответствии с условиями заключаемых договоров.
22.11.2007 территориальной комиссией администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса принято решение № 25 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории муниципального образования г. Норильск на 2008 год".
Названное решение опубликовано в газете "Заполярная правда" № 181 от 01.12.2007.
Пунктом 1 решения установлен тариф на услуги водоснабжения для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории муниципального образования г. Норильск в размере 10,81 руб./куб.м. (без налога на добавленную стоимость).
Согласно пункту 2 названного решения тариф, установленный в пункте 1 решения, действует с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
27.11.2007 территориальной комиссией администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса принято решение № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинка на 2008 год".
Названное решение опубликовано в газете "Заполярная правда" № 181 от 01.12.2007.
Пунктом 1 решения установлен тариф на услуги водоснабжения для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки в размере 6,90 руб./куб.м. (без налога на добавленную стоимость).
Согласно пункту 2 названного решения тариф, установленный в пункте 1 решения, действует с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Полагая, что решение № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинка на 2008 год" не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 29, статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в арбитражный суд решений органов местного самоуправления.
Следовательно, федеральное законодательство относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов - решений органов местного самоуправления, рассмотрение настоящего спора подведомственно арбитражному суду.
Довод ответчика от том, что оспариваемое решение не соответствует признакам нормативного правового акта суд находит несостоятельным на основании следующего.
Определение нормативного правового акта сформулировано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48, согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Аналогичное понятие нормативного правового акта содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 № 1082/07.
Учитывая, что оспариваемое решение устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц (не только для заявителя, но и для потребителей его услуг), рассчитанные на неоднократное применение (услуги по водоснабжению оказываются в течение 2008 года неограниченному кругу лиц, расположенных в г. Дудинке и обязанных их оплачивать) и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (между обществом и конкретными потребителями его услуг по водоснабжению), данное решение является нормативным правовым актом, в связи с чем рассмотрение дела об оспаривании названного решения регулируется главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 5 указанной статьи арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Суд приходит к выводу о том, что доводы администрации являются обоснованными на основании следующего.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного Закона, регулированию подлежат в т.ч. тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения.
Статьей 2 Закона № 210-ФЗ установлены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, а именно:
- организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований;
- тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок установлены статьей 5 Закона № 210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 названного Закона представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (пункт 7).
В соответствии с частью 3 названной статьи органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В силу части 4 указанной статьи органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Из представленных материалов (Устава ОАО "НТЭК", Положения о Таймырском обособленном подразделении (ПТЭС г. Дудинка) ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания", реестра договоров Усть-Хантайской ГЭС ОАО "НТЭК" на поставку услуг водоснабжения, реестра потребителей холодной воды по Курейской ГЭС ОАО "НТЭК" в 2007 году, справки о количестве поставленной ПТЭС ОАО "НТЭК" холодной воды абонентам г. Дудинки в 2007 году, справки о количестве поставленной холодной (питьевой) воды абонентам ОАО "НТЭК" в 2007 году, реестра потребителей ОАО "НТЭК" МО г. Норильск холодной (питьевой) воды за 2007 год, справки от 15.01.2008 № НТЭК-46/28 о количестве затраченной в 2007 году ПТЭС г. Дудинка ОАО "НТЭК" электроэнергии для оказания услуг водоснабжения, отчета о результатах использования топлива, теплоэнергии, электроэнергии по ПТЭС ОАО "НТЭК" за 2007 год, перечня потребителей электроэнергии района ТВС ПТЭС г. Дудинка ОАО "НТЭК", перечня исполнительных принципиальных схем системообразующей сети ОАО "НТЭК", перечня принципиальных однолинейных схем электроснабжения сетей 6 кВ ПТЭС ОАО "НТЭК" на 09.06.2006, отчетов о результатах использования топлива, теплоэнергии, электроэнергии по ПТЭС ОАО "НТЭК" за 2007 год), пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что заявитель, как юридическое лицо, оказывает услуги по снабжению г. Дудинка и г. Норильска холодной (питьевой) водой с помощью принадлежащей ему единой системы коммунальной инфраструктуры, частично расположенной как в границах муниципального образования г. Дудинка, так и в границах муниципального образования г. Норильска. Более 80% услуг водоснабжения, оказываемых заявителем с помощью единой системы коммунальной инфраструктуры, принадлежащей обществу, потребляют потребители г. Норильска.
Следовательно, оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом.
Как видно из оспариваемого решения, территориальная комиссия администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса установила тариф на услуги по водоснабжению для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки в размере 6,90 руб./куб.м. (без налога на добавленную стоимость).
Решением территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса № 25 от 22.11.2007 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории муниципального образования г. Норильск на 2008 год" установлен тариф на услуги по водоснабжению для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории муниципального образования г. Норильск в размере 10,81 руб./куб.м. (без налога на добавленную стоимость).
Заявитель полагает, что установление различных тарифов для одного юридического лица, оказывающего соответствующие услуги на территории нескольких муниципальных образований, с помощью принадлежащей ему единой системы коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории указанных муниципальных образований, противоречит положениям Федерального закона № 210-ФЗ, в частности, части 3 статьи 5 названного Закона.
По мнению заявителя, из содержания названной нормы следует, что орган регулирования муниципального образования устанавливает единый тариф для организации коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, а не для конкретных муниципальных образований, в пределах которых осуществляет свою деятельность данная организация.
Суд полагает, что из буквального толкования положений статьи 5 названного Федерального закона не следует, что орган регулирования муниципального образования обязан установить единый тариф для организации коммунального комплекса, обслуживающей несколько муниципальных образований с помощью принадлежащей ей единой системы коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории указанных муниципальных образований.
Кроме того, как указывалось выше, в силу части 4 статьи 5 Закона № 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Предельные индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по муниципальным образованиям Красноярского края на 2008 год, установлены Приказом департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31 октября 2007 г. № 10-т.
Согласно п. 61.1 приложения № 1 к названному Приказу предельный индекс минимально возможного изменения тарифа для г. Дудинка составляет 135,9%, предельный индекс максимально возможного изменения тарифа для г. Дудинка составляет 137,2%.
Из представленных документов, в том числе экономического заключения от 27.11.2007 по расчету тарифа на услуги систем холодного водоснабжения по г. Дудинка для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на 2008 год, следует, что в 2007 году для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки действовал тариф на услуги по водоснабжению в размере 5,02 руб./куб.м.
Таким образом, из представленных документов и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что ранее действующий установленный тариф увеличен с учетом предельного индекса максимально возможного изменения тарифа для г. Дудинка. У территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса отсутствовали правовые основания для увеличения тарифа выше максимально возможного изменения (137,2%), предусмотренного органом регулирования субъекта Российской Федерации. Установление тарифа в размере, превышающем 6,90 руб./куб.м., противоречило бы требованиям части 4 статьи 5 Закона № 210-ФЗ, положениям указанного выше Приказа.
Учитывая изложенное выше, суд полагает, что оспариваемое решение соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Федеральному закону № 210-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания".
Признать решение территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса от 27.11.2007 № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинка на 2008 год" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА

Судьи
И.А.РАЗДОБРЕЕВА
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru