Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САЯНСК"

ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2007 г. № 041-14-118

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2008 - 2012 ГОДЫ

(в ред. решения Думы
муниципального образования "г. Саянск"
от 26.12.2008 № 051-14-133)


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 2 и 52, а не статья 2.52 Регламента Думы городского округа муниципального образования "город Саянск"

В целях обеспечения государственных гарантий доступности и равных и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования, для достижения современного качества дошкольного образования, удовлетворения потребности населения в образовательных услугах для дошкольников в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Национальной доктриной образования РФ, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (Приказ МО РФ № 393 от 11.02.2002), решением Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приобретенных национальных проектов и демографической политике от 4 августа 2006 г. (протокол № 9), руководствуясь ст. 21 Устава городского округа муниципального образования "город Саянск", ст. 2.52 Регламента Думы городского округа муниципального образования "город Саянск", Дума городского округа решила:

1. Утвердить городскую программу развития муниципального дошкольного образования на 2008 - 2012 годы (Приложение № 1).

2. Муниципальному учреждению "Управление по финансам и налогам" администрации муниципального образования "город Саянск" (Макарова В.В.) направлять муниципальным учреждениям средства на финансирование программы развития муниципального дошкольного образования на 2008 - 2012 годы в пределах средств, утвержденных в местном бюджете на соответствующие финансовые годы.

Мэр городского округа
А.В.ТРУХИН





Приложение № 1
к решению
Думы МО "город Саянск"
от 8 октября 2007 года
№ 041-14-118

ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2008 - 2012 ГОДЫ

(в ред. решения Думы
муниципального образования "г. Саянск"
от 26.12.2008 № 051-14-133)

ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2008 - 2012 ГОДЫ

 Наименование       -   программа   развития   муниципального   дошкольного
 Программы:         образования.

 Основание для разработки Программы:
 1. Национальная доктрина образования РФ.
 2. Концепция  модернизации российского образования до 2010 года (Приказ МО
    РФ № 393 от 11.02.2002).
 3. Закон РФ "Об образовании".
 4. Решение Президиума Совета при Президенте РФ по реализации  приоритетных
    национальных проектов и демографической политике  от  4 августа 2006 г.
    (протокол № 9).

 Заказчик           -  администрация   городского   округа   муниципального
 Программы:         образования "город Саянск".

 Основной           -  муниципальное  учреждение  "Управление   образования
 разработчик        администрации    муниципального    образования   "город
 Программы:         Саянск".

 Цель Программы:    -   развитие    муниципальной    системы    дошкольного
                    образования на основе:
                    а) расширения сети дошкольных учреждений;
                    б)     совершенствования     правовых,      финансовых,
                    материально-технических, кадровых ресурсов для развития
                    дошкольной образовательной среды.

 Задачи программы:
 1. Обеспечение  государственных гарантий доступности и равных возможностей
    получения полноценного дошкольного образования.
 2. Создание      системы   сохранения   и   укрепления   здоровья   детей,
    психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения  развития
    каждого воспитанника.
 3. Достижение   нового  современного  качества  дошкольного   образования,
    удовлетворения потребностей населения  в  образовательных  услугах  для
    дошкольников.
 4. Создание   современной  предметно-развивающей   среды  для  дошкольного
    населения муниципального образования.
 5. Обеспечение равных стартовых возможностей  детей  дошкольного  возраста
    для дальнейшего обучения на следующей ступени образования.
 6. Создание условий для максимально благоприятной инновационной обстановки
    внутри муниципальной дошкольной  образовательной системы сотрудничества
    системы образования   города   с   научно-исследовательскими,   высшими
    учебными педагогическими учреждениями.

 Исполнители        -  муниципальное  учреждение  "Управление   образования
 Программы:         администрации     муниципального  образования    "город
                    Саянск".

 Срок реализации    2008 - 2012 годы.
 Программы:

 Перечень основных мероприятий Программы:
    1. Расширение сети дошкольных образовательных учреждений.
    2. Укрепление  и  развитие  материально-технической  базы    дошкольных
учреждений.
    3.  Совершенствование  системы  сохранения  и укрепления здоровья детей
дошкольного возраста.
    4. Совершенствование содержания  и  форм  непрерывного  педагогического
образования и профессионального развития педагогов.
    5.  Научное  и учебно-методическое обеспечение непрерывного образования
и развития педагогов дошкольных образовательных учреждений.

 Объем и источники финансирования:
 - общий  объем   необходимых финансовых средств для реализации Программы в
 2008 - 2012 гг. составляет 135025,2 тыс. руб.;
 в том числе: областной бюджет - 52483,0 тыс. руб.;
 городской бюджет - 82542,2 тыс. руб.
 по годам: 2008 год - 6000,0 тыс. руб.
           2009 год - 47701,1 тыс. руб.
           2010 год - 5048,0 тыс. руб.
           2011 год - 12261,0 тыс. руб.
           2012 год - 64015,1 тыс. руб.
(строка  в  ред.   решения  Думы  муниципального  образования  "г.  Саянск"
от 26.12.2008 № 051-14-133)
(см. текст в предыдущей редакции)

 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
 1. Расширенная  сеть  дошкольных  образовательных  учреждений, доступность
    дошкольного образования всем детям дошкольного возраста.
    Удовлетворение потребностей населения  в  образовательных  услугах  для
    дошкольников.
 2. Улучшение     материально-технической   базы,    создание   современной
    предметно-развивающей среды.
 3. Сохранение   и    укрепление   здоровья    детей,   повышение    уровня
    психологического комфорта в детском и педагогическом коллективе.
 4. Повышение качества образования детей дошкольного возраста.
 5. Максимально полное удовлетворение потребности   дошкольных   учреждений
    города в квалифицированных педагогических кадрах, способных работать  в
    условиях модернизации образования.

 Система контроля за исполнением Программы:
 - контроль за реализацией Программы осуществляет:
 1.  Административный  совет  при  мэре  городского  округа  муниципального
 образования "город Саянск".
 2. Дума городского округа.

Заместитель мэра
городского округа
Р.М.ХАЙРУТДИНОВ



СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

Развитие рыночных отношений в сфере образования России повлекло за собой появление новых технологий деятельности учреждений, предоставляющих дошкольные образовательные услуги.
С 1990 года по 2004 год в Российской Федерации на 46% сократилось число дошкольных учреждений, появились дифференцированные предложения услуг присмотра, ухода и развития детей дошкольного возраста в качестве няни, гувернантки, репетитора, специализированных услуг лечебных учреждений и учреждений дополнительного образования.
В нашем городе отмечаются те же тенденции, что и в России. По данным статистики в городе Саянске, начиная с 1990 года, численность детей в дошкольных образовательных учреждениях значительно сократилась (с 6877 до 2022 детей). Сложные социально-экономические условия повлекли за собой снижение рождаемости и, соответственно, уменьшение количества детей дошкольного возраста. Кроме того, число детей в дошкольных учреждениях сократилось, а именно: родители предпочитают отдавать детей в детский сад не раньше, чем им исполнилось 3 года. С уменьшением количества воспитанников возникла необходимость в сокращении числа дошкольных образовательных учреждений в городе - с 19 до 8 детских садов (на 42% см. Таблицу № 1).
Начиная с 2003 года существует проблема по устройству в детские сады детей раннего возраста, т.к. родители начали отдавать детей в дошкольные учреждения с 1,5 лет. В настоящее время в городе функционируют 8 дошкольных образовательных учреждений, рассчитанных на 1670 мест (согласно новым нормам СанПиН). Списочный состав детей, посещающих эти учреждения, составляет 2022 ребенка, что превышает проектную наполняемость на 352 ребенка. Детские сады переукомплектованы детьми на 45%. На 100 мест в детских садах приходится 145 детей, детские сады наполнены с перегрузкой, ухудшаются условия пребывания и жизнедеятельности детей, особенно это отмечается в дошкольных учреждениях № 25, 21, 27, 19, 10.
Меры, предпринимаемые администрацией округа по открытию в дошкольных учреждениях ранее закрытых групп в функционирующих детских садах и восстановлению перепрофилированных дошкольных учреждений, в дальнейшем частично помогут решить проблему обеспеченности населения дошкольными образовательными услугами.
Анализ видового разнообразия дошкольных учреждений показал, что в городе сложилась положительная система коррекционно-развивающих и реабилитационных услуг. На 100% удовлетворяется потребность в создании групп для детей с нарушениями речи, с туберкулезной интоксикацией, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Этими услугами охвачены дети, которые посещают детские сады. Существует необходимость в открытии групп для часто болеющих детей, для детей с нарушениями зрения.

Таблица № 1

Информация о закрытии ДОУ с 1992 - 2003 гг.

+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦ № ¦ № ¦      Место      ¦  Год   ¦           Как используется           ¦
¦п/п¦ДОУ¦  расположения   ¦закрытия¦                здание                ¦
¦   ¦   ¦       ДОУ       ¦        ¦                                      ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦1  ¦39 ¦м/р Юбилейный    ¦1992    ¦Жилье                                 ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦2  ¦30 ¦м/р Юбилейный    ¦1993    ¦Дом детского творчества               ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦3  ¦24 ¦м/р Строителей   ¦1993    ¦Центр детского юношеского творчества  ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦4  ¦23 ¦м/р Строителей   ¦1993    ¦Детский образовательно-оздоровительный¦
¦   ¦   ¦                 ¦        ¦центр                                 ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦5  ¦57 ¦м/р Юбилейный    ¦1994    ¦Межшкольный учебный комбинат          ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦6  ¦17 ¦м/р Центральный  ¦1995    ¦Областная    соц.    защита     "Центр¦
¦   ¦   ¦                 ¦        ¦реабилитации для детей с ограниченными¦
¦   ¦   ¦                 ¦        ¦возможностями"                        ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦7  ¦68 ¦м/р Юбилейный    ¦1999    ¦Детская  художественная  школа.  Отдел¦
¦   ¦   ¦                 ¦        ¦культуры                              ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦8  ¦26 ¦м/р Строителей   ¦1997    ¦Спорт. комитет                        ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦9  ¦22 ¦м/р Олимпийский  ¦1999    ¦СОШ № 2                               ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦10 ¦18 ¦м/р Центральный  ¦2003    ¦Школа-интернат областного подчинения  ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+
¦11 ¦20 ¦м/р Солнечный    ¦2003    ¦Отдел    подготовки     кадров     ОАО¦
¦   ¦   ¦                 ¦        ¦"Саянскхимпласт"                      ¦
+---+---+-----------------+--------+--------------------------------------+

В настоящее время охват детей от 1 - 6,5 лет дошкольными образовательными услугами составляет 71,9%. Из 28,1% детей, которые не посещают детские сады, кроме раннего возраста, имеются дети 5 - 6,5 лет. Для обеспечения подготовки к школьному обучению, выравнивания стартовых возможностей будущих школьников существует проблема привлечения неорганизованных детей формами дошкольного образования в альтернативные группы подготовки к обучению в школе. Задача управления образования предусмотреть условия для подготовки всех детей к обучению в школе через разные формы ее организации. Чем больше охвачено детей, тем выше уровень работы системы образования в городе.
В дошкольных учреждениях города Саянска сложилась уникальная положительная система по оказанию широкого спектра дополнительных услуг в рамках дошкольной образовательной программы, эти услуги оказываются бесплатно. Поскольку в последнее время уделяется значительное внимание влиянию дифференциации дохода населения на структуру спроса на услуги по цене, необходимо пересмотреть ценовую политику на оказание дополнительных образовательных услуг в соответствии с новыми рыночными условиями.
Для обеспечения государственной гарантии доступности дошкольного образования требуется продолжение модернизации системы дошкольного образования города:
- расширение и рационализация сети дошкольных учреждений, развитие видового разнообразия образовательных и иных услуг;
- повышение качества образования и улучшение условий содержания дошкольников.
Создание условий во многом определяется состоянием материально-технической базы дошкольных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения города Саянска сдавались в эксплуатацию от 15 до 30 лет назад. За весь период работы материально-техническая база не обновлялась и почти не пополнялась. Большинство детских садов имеют устаревшее и изношенное технологическое оборудование, мебель, плохое состояние коммуникационных систем, ограждений, дорожного покрытия и др. Дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на условия содержания детей в детском саду: организацию питания детей, оснащение образовательного и социально-бытового процессов. Материально-техническая база большинства детских садов изношена, требует замены и ремонта технологическое оборудование пищеблоков и прачечных (МДОУ № 1, 10, 19, 21, 25, 35), ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий по целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах), современные обучающие пособия и тренажеры практически отсутствуют во всех дошкольных образовательных учреждениях. Из основных фондов износ технологического оборудования составляет 90 - 100%. Фактические сроки эксплуатации оборудования во много раз превышают нормативные сроки, в результате во всех дошкольных учреждениях периодически выходит из строя технологическое оборудование, что значительно способствует возникновению аварийных ситуаций.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-03) оборудование групповых помещений (мебель) имеют 100% износ, размеры столов и стульев в большей части не соответствуют требованиям ГОСТа 19303.1-73 и ГОСТа 19301.2-73. В плачевном состоянии находится игровая база для организации основной деятельности детей, имеющееся игровое оборудование не отвечает требованиям, так как отсутствуют сертификаты качества, нет игрушек российского производства.
Территория ДОУ должна быть ограждена и оборудована наружным освещением. Территории всех дошкольных учреждений, а особенно МДОУ № 1, 27, 10, 35 не соответствуют требованиям СанПиН.
Потребление отдельных оборотных средств должно регулироваться натуральными нормативами (нормы расхода моющих средств, средств дезинфекции, хозяйственные товары, посуда, стекло, скобяные изделия, канцтовары и др.), исполнение которых затруднено из-за недостаточного финансирования. Отсутствие капитальных вложений привело к общему плачевному состоянию материально-технической базы всех дошкольных учреждений: кровли, фасады, перекрытия, отмостки и др. Нуждаются в капитальном ремонте инженерные коммуникации: системы теплоснабжения, водоснабжения, канализации, вентиляции и т.п. В целях предотвращения прогнозируемых аварийных и техногенных ситуаций необходимо укрепление и обновление состояния всего хозяйственного механизма дошкольных образовательных учреждений в рамках программы развития муниципального дошкольного образования.
Дети нынешнего поколения имеют худшие показатели физического развития и здоровья, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. В регионе за последние 5 лет рождается только 15% здоровых детей.
Проводимый в дошкольных учреждениях г. Саянска мониторинг физического развития и состояния здоровья показывает, что более чем у 70% детей дошкольного возраста 2 группа здоровья. Процент детей с 1-й группой очень мал, в зависимости от возраста колеблется от 2,5 до 16,9%. В возрастной группе "мальчики 7 лет" детей с 1-й группой здоровья нет совсем. Это обусловлено тем, что дети, рожденные в 1999 - 2000 годах (в период социально-экономического неблагополучия) поступали в дошкольные учреждения уже со 2-й, 3-й группой здоровья.
На состояние здоровья детей влияют факторы, которые не возможно изменить:
I. Природные условия - длительный холодный и малоосвещенный солнцем период года (более 6 месяцев в году), что ведет к снижению иммунитета детей. Гористая местность обуславливает выраженное кислородное голодание, резкие перепады температуры, атмосферного давления требуют от организма постоянного изменения всех физиологических функций, что ведет к ухудшению самочувствия.
II. Факторы, которые можно изменить и отрегулировать:
- создать необходимые условия для сохранения здоровья детей: комплектовать группы детьми строго установленным нормативом СанПиН;
- создать сенсорные комнаты для профилактики заболеваний ЦНС;
- организовать на оптимальном уровне медико-психолого-педагогическое сопровождение;
- заменить детскую мебель (столы, стульчики - 80 - 100-процентный износ).
Согласно результатам углубленных медицинских осмотров, проводимых ежегодно, состояние здоровья детей дошкольного возраста на 01.01.2007 выглядит следующим образом:

Таблица № 2

+----+--------+------+---------------------------------------------------------------------------------------------+
¦Год ¦Подлежат¦Осмот-¦                         Выявлены нарушения в здоровье, заболевании                          ¦
¦    ¦  мед.  ¦рено  +-------+---------+--------+-------+--------+---------+------+---------+---------+-----+------+
¦    ¦осмотру ¦(факт)¦Зрения ¦Централь-¦Аллерги-¦Заболе-¦ Кариес ¦Нарушение¦Туб.  ¦ Хирург. ¦Заболев. ¦Забо-¦Врож- ¦
¦    ¦        ¦      ¦       ¦ной      ¦ческие  ¦вания  ¦        ¦осанки,  ¦ин-   ¦патология¦органов  ¦лева-¦денный¦
¦    ¦        ¦      ¦       ¦нервной  ¦заболе- ¦мочевых¦        ¦плоско-  ¦фици- ¦         ¦пище-    ¦ния  ¦порок ¦
¦    ¦        ¦      ¦       ¦сист.    ¦вания   ¦путей  ¦        ¦стопие   ¦рован-¦         ¦варения  ¦крови¦сердца¦
¦    ¦        ¦      ¦       ¦         ¦        ¦       ¦        ¦         ¦ные   ¦         ¦         ¦     ¦      ¦
+----+--------+------+-------+---------+--------+-------+--------+---------+------+---------+---------+-----+------+
¦2006¦    1060¦  1046¦     70¦       94¦      41¦     10¦     184¦      251¦   214¦       19¦        6¦    -¦     7¦
+----+--------+------+-------+---------+--------+-------+--------+---------+------+---------+---------+-----+------+
¦2005¦    1119¦  1109¦     65¦       52¦      43¦     10¦     185¦      174¦   311¦27 + 31  ¦        6¦    -¦     3¦
¦    ¦        ¦      ¦       ¦         ¦        ¦       ¦        ¦         ¦      ¦грыжа    ¦         ¦     ¦      ¦
+----+--------+------+-------+---------+--------+-------+--------+---------+------+---------+---------+-----+------+
¦    ¦        ¦      ¦Кардио-¦Эндокрин.¦Болезнь ¦ДЦП    ¦Врожден.¦Врожден. ¦Аутизм¦Гемофилия¦Лор-     ¦     ¦      ¦
¦    ¦        ¦      ¦патия  ¦заболе-  ¦Дауна   ¦       ¦аномалия¦гипоте-  ¦      ¦         ¦патология¦     ¦      ¦
¦    ¦        ¦      ¦       ¦вания    ¦        ¦       ¦        ¦риоз     ¦      ¦         ¦         ¦     ¦      ¦
+----+--------+------+-------+---------+--------+-------+--------+---------+------+---------+---------+-----+------+
¦2006¦        ¦      ¦     74¦       42¦       -¦      -¦       -¦        -¦     -¦        -¦      135¦     ¦      ¦
+----+--------+------+-------+---------+--------+-------+--------+---------+------+---------+---------+-----+------+
¦2005¦        ¦      ¦     71¦       49¦       1¦      5¦       -¦        1¦     -¦        -¦      165¦     ¦      ¦
+----+--------+------+-------+---------+--------+-------+--------+---------+------+---------+---------+-----+------+

По данным углубленного медосмотра, наблюдается высокий уровень нарушения осанки у детей: 2005 год - 174 ребенка, 2006 год - 251 ребенок (вялая осанка, плоскостопие).
Постоянно идет снижение количества детей, поступающих в ДОУ с 1-й группой здоровья:
Таблица № 3

+---------+---------+---------+-----------+
¦         ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦  2006 г.  ¦
+---------+---------+---------+-----------+
¦1 группа ¦5,5%     ¦4,5%     ¦3,4%       ¦
+---------+---------+---------+-----------+
¦2 группа ¦80,4%    ¦83%      ¦87,1%      ¦
+---------+---------+---------+-----------+
¦3 группа ¦12,8%    ¦10,8%    ¦9%         ¦
+---------+---------+---------+-----------+
¦4 группа ¦1,3%     ¦1,7%     ¦0,5%       ¦
+---------+---------+---------+-----------+

В дошкольных учреждениях города для оздоровления часто болеющих детей, детей с туб. инфицированием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата функционируют специализированные группы:

Таблица № 4

+------------+------------+------------+
¦  2004 г.   ¦  2005 г.   ¦  2006 г.   ¦
+------------+------------+------------+
¦12 групп    ¦11 групп    ¦10 групп    ¦
+------------+------------+------------+

Эффективность оздоровления в них составила: 2004 год - 61,5%, 2005 год - 63%, 2006 год - 83%. Во всех ДОУ имеются физиокабинеты для проведения физиопроцедур (УВЧ, тубус-кварц, соллюкс, ингаляция). Но оборудование физиокабинетов требует обновления и систематического ремонта и обслуживания специалистами. К сожалению, в 2005 году закрыта группа для детей с нарушением зрения, хотя есть тенденция к увеличению таких детей: в 2005 году - 65 детей, в 2006 году - 70 детей. Во всех ДОУ имеются физкультурные залы, спортивные площадки на участках, уголки двигательной активности в групповых помещениях для развития у детей основных видов движения, оснащенные физкультурным оборудованием и пособиями. В семи ДОУ имеются бассейны. В то же время отмечается недостаточная обеспеченность детей такими пособиями и физкультурным оборудованием, как лыжи, мячи, мягкие модули, доски для плавания и др.
Питание детей в ДОУ осуществляется централизованно. Меню сбалансированное. В летний период дети получают дополнительный завтрак в виде соков, компотов. В то же время в меню отмечается недостаточное количество кисломолочной продукции, свежих овощей, фруктов.
Анализ проблем физического развития и здоровья детей в ДОУ города показывает необходимость усиления внимания к здоровье сберегающей среде в каждом учреждении.
По данным на 01.01.2007, в дошкольных образовательных учреждениях города работает 266 педагогических работников различной специализации (см. таблицу № 5):

Таблица № 5

Кадровое обеспечение ДОУ. Образовательный уровень
руководящих и педагогических работников (на 01.01.2007)

+-------------+-----------+-------------------------+---------------------------------+------+--------+
¦             ¦Численность¦       Образование       ¦   Имеющие квалифик. категории   ¦Вакан-¦  Ср.   ¦
¦             ¦           +-----------+-------------+-----------+-----------+---------+сии   ¦зарплата¦
¦             ¦           ¦  Высшее   ¦     ССП     ¦     2     ¦     1     ¦ высшая  ¦      ¦        ¦
¦             +-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+      ¦        ¦
¦             ¦2006 ¦2005 ¦ 2006 ¦2005¦ 2006 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦2005¦2006¦ 2005 ¦2006¦2005¦      ¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Заведующие   ¦    8¦    8¦   6  ¦   6¦   2  ¦   2  ¦   -  ¦   -¦   4¦   3  ¦   4¦   5¦     -¦   20486¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Зам.         ¦    8¦    8¦   8  ¦   8¦   -  ¦   -  ¦   -  ¦   -¦   5¦   3  ¦   3¦   5¦     -¦   15156¦
¦руководителей¦     ¦     ¦      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦    ¦    ¦      ¦    ¦    ¦      ¦        ¦
¦по НМР       ¦     ¦     ¦      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦    ¦    ¦      ¦    ¦    ¦      ¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Ст.          ¦    -¦    -¦   -  ¦   -¦   -  ¦   -  ¦   -  ¦   -¦   -¦   -  ¦   -¦   -¦     -¦       -¦
¦воспитатели  ¦     ¦     ¦      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦    ¦    ¦      ¦    ¦    ¦      ¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Педагоги -   ¦    8¦    8¦   7  ¦   7¦   1  ¦   1  ¦   3  ¦   3¦   5¦   5  ¦   -¦   -¦     -¦    7234¦
¦психологи    ¦     ¦     ¦      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦    ¦    ¦      ¦    ¦    ¦      ¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Логопеды     ¦   13¦   13¦  13  ¦  13¦   -  ¦   -  ¦   3  ¦   3¦   5¦   5  ¦   5¦   4¦     -¦   11221¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Инструкторы  ¦   16¦   16¦   4  ¦   1¦   4  ¦  12  ¦   6  ¦   6¦   3¦   3  ¦   4¦   2¦     -¦    6668¦
¦ФИЗО         ¦     ¦     ¦      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦    ¦    ¦      ¦    ¦    ¦      ¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Музыкальные  ¦   17¦   13¦   2  ¦   2¦  15  ¦  11  ¦   2  ¦   2¦   4¦   4  ¦  11¦  10¦     -¦    8445¦
¦руководители ¦     ¦     ¦      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦    ¦    ¦      ¦    ¦    ¦      ¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Воспитатели  ¦  196¦  183¦  38  ¦  36¦ 158  ¦ 147  ¦  77  ¦  70¦  67¦  65  ¦  11¦   9¦     7¦    6910¦
¦групп        ¦     ¦     ¦      ¦    ¦      ¦      ¦      ¦    ¦    ¦      ¦    ¦    ¦      ¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Др. педагоги ¦    -¦    -¦   -  ¦   -¦   -  ¦   -  ¦   -  ¦   -¦   -¦   -  ¦   -¦   -¦     -¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦Всего        ¦  266¦  268¦  77  ¦  79¦ 190  ¦ 193  ¦  91  ¦  84¦  93¦  88  ¦  38¦  35¦     7¦       -¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+
¦ИТОГО В %    ¦     ¦     ¦  29,6¦  27¦  70,3¦  34,2¦  31,3¦  35¦  33¦  14,2¦  13¦    ¦      ¦        ¦
+-------------+-----+-----+------+----+------+------+------+----+----+------+----+----+------+--------+

Потребность в педагогических кадрах до 2012 года будет определяться сложившимися условиями комплектования дошкольных образовательных учреждений исходя из детской рождаемости. Исходя из устойчивого увеличения на протяжении последних 3-х лет количества воспитанников и возможного ухода с работы педагогов пенсионного возраста, прогнозируемая потребность в педагогических кадрах составит до 2012 года свыше 70 чел. (см. таблицу № 6).

Таблица № 6

Потребность в педагогических кадрах в муниципальных
дошкольных образовательных учреждениях
на период до 2012 года

+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦          Специализация          ¦2007 г.¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦2011 г.¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Воспитатели   групп   для   детей¦      2¦      4¦      2¦      4¦      2¦
¦раннего возраста                 ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Воспитатели дошкольных групп     ¦      8¦     10¦      8¦      4¦      4¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Воспитатели по развитию речи     ¦      -¦      1¦      1¦      -¦      -¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Воспитатели по ИЗО-деятельности  ¦      -¦      -¦      1¦      -¦      -¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Воспитатели    по    формированию¦      -¦      -¦      1¦      -¦      -¦
¦элементарных       математических¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦представлений                    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Инструкторы     по     физической¦      -¦      -¦      1¦      -¦      -¦
¦культуре                         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Инструкторы по плаванию          ¦      -¦      1¦      -¦      -¦      -¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Психологи                        ¦      -¦      1¦      -¦      -¦      -¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Логопеды                         ¦      1¦      2¦      -¦      -¦      -¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Преподаватели иностранного языка ¦      2¦      -¦      -¦      -¦      -¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Музыкальный руководитель         ¦      2¦      2¦      1¦      -¦      -¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Общее количество                 ¦     15¦     21¦     15¦      8¦      6¦
+---------------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

Ежегодно увеличивается число педагогов со стажем работы 20 и более лет. По данным на 01.01.2007, распределение педагогов по возрастным группам следующее:
от 24 до 29 лет - 12%;
от 30 дол 39 лет - 26%;
от 40 до 49 лет - 38%;
от 50 до 60 лет - 24%.
Средний возраст педагогов дошкольных образовательных учреждений составляет 42 года.
Анализ состояния кадрового потенциала дошкольных образовательных учреждений позволяет выявить ряд основанных проблем:
1. Старение педагогических кадров.
2. Отсутствие притока молодых квалифицированных кадров.
3. Недостаточный образовательный уровень основной части педагогов.
Для решения данных проблем необходимо проведение оптимизации методической работы с педагогическими кадрами.
Актуальность проблем оптимизации методической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения продиктована рядом факторов:
1. Изменением ценностей современного образования, его гуманизации, что предъявляет определенные требования к личности педагога, его профессионализму и педагогическому мастерству.
2. Вариативностью дошкольного образования, необходимостью работать по новым программам, создавать авторские программы и учебно-методические пособия и пр., что вносит существенные изменения в содержание методической работы.
3. Возрастанием роли управленческой деятельности педагога при проведении образовательной работы и режимных моментов; проявлением им таких профессиональных умений и качеств, как прогностические, диагностические, аналитические и др.
4. Возрастанием роли администрации дошкольного образовательного учреждения по изучению и повышению мотивации профессиональной деятельности педагогов.
Основные факторы, негативно влияющие на осуществление методической работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений города:
- удаленность города от областного центра, что затрудняет проведение курсов повышения квалификации и получение высшего профессионального образования, проведение консультирования научными сотрудниками;
- низкая мотивационная готовность части педагогов к осуществлению профессионального развития, наличие "эмоционального выгорания";

]]>
¦педколлектива;              ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦- здоровьесберегающие методы¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦оценки          деятельности¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦участников  образовательного¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦пространства;               ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦б)    курсовая    подготовка¦       ¦      20,0¦      15,0¦      15,0¦      15,0¦
¦инструкторов по  физическому¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦воспитанию, медсестер ДОУ   ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦7.2.  На  базе  ДОУ  создать¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦"Школы молодых родителей"   ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦7.3.     Обучение      детей¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦здоровому образу жизни через¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦занятия ОБЖ, уроки здоровья ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦7.4.      Организация      и¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦проведение  воспитательно  -¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦оздоровительной   работы   с¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦детьми и родителями:        ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦- туристические походы;     ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦-    спортивные    праздники¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦"Мама, папа, я -  спортивная¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦семья"                      ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦7.5.              Проведение¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦родительского       лектория¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦"Здоровый образ жизни"      ¦       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦ИТОГО:                      ¦       ¦      60,0¦      40 О¦      30,0¦      30.0¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦ВСЕГО                       ¦       ¦     512,0¦     378,0¦     431,0¦     436,0¦
+----------------------------+-------+----------+----------+----------+----------+
¦                         Раздел 8. Педагогические кадры                         ¦
¦          (в ред. решения Думы муниципального образования "г. Саянск"           ¦
¦                          от 26.12.2008 № 051-14-133)                           ¦
¦                       (см. текст в предыдущей редакции)                        ¦
+--------------------------------------------------------------------------------+
¦        1. Организация непрерывного образования педагогических кадров           ¦
+---------------------------+--------+----------+---------+----------+-----------+
¦1.1. Создание  условий  для¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦получения           высшего¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦профессионального         и¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦среднеспециального         ¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦образования                ¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
+---------------------------+--------+----------+---------+----------+-----------+
¦1.2. Организация  повышения¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦квалификации              и¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦переподготовки             ¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦педагогических кадров:     ¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
+---------------------------+--------+----------+---------+----------+-----------+
¦-      курсы      повышения¦        ¦          ¦    100,0¦     100,0¦      200,0¦
¦квалификации на базе  ИПКРО¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦гг.  Иркутск,  Новосибирск,¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦Красноярск,          Москва¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦(командирование            ¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦педагогических             ¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦работников  не   менее   10¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
¦человек в год)             ¦        ¦          ¦         ¦          ¦           ¦
+---------------------------+--------+----------+---------+----------+-----------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru