Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2009 г. № 14/33-ЗС

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ПРАВОВЫХ АКТАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И
ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии со статьей 51 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области Законодательное Собрание постановляет:

1. Принять проект закона Иркутской области "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" в 1-м чтении.

2. Комитету по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области продолжить работу над указанным проектом закона с учетом предложений и замечаний в виде поправок для рассмотрения во 2-м чтении.

3. Установить предельный срок представления поправок к указанному проекту закона 28 сентября 2009 года.

Председатель
Законодательного Собрания
Л.М.БЕРЛИНА



Проект
1-е чтение

ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРАВОВЫХ АКТАХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И
ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздел 1

ОСНОВЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон в соответствии с Уставом Иркутской области определяет систему правовых актов Иркутской области (далее - область) и регулирует общественные отношения в сфере правотворческой деятельности в области.
2. Порядок и условия заключения, вступления в силу, исполнения и прекращения действия договоров и соглашений, заключаемых от имени Иркутской области, определяются отдельным законом Иркутской области.

Статья 2. Понятие правового акта области

Под правовым актом области понимается документально оформленное решение, принятое управомоченным правотворческим органом области, обязательное для исполнения на территории области, устанавливающее, изменяющее и (или) отменяющее общеобязательные правила (нормативный правовой акт области) или имеющее индивидуальный характер (ненормативный правовой акт области или правовой акт индивидуального регулирования области).

Статья 3. Правотворческая деятельность в области

1. Под правотворческой деятельностью в области понимается система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектами правотворческой деятельности в области, включающая:
1) планирование подготовки проектов правовых актов области;
2) подготовку проектов правовых актов области;
3) экспертизу проектов правовых актов области;
4) рассмотрение проектов правовых актов области;
5) принятие правовых актов области;
6) обнародование правовых актов области;
7) систематизацию и государственный учет правовых актов области;
8) официальное толкование правовых актов области.
2. Правовую основу правотворческой деятельности в области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав Иркутской области, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты области.

Статья 4. Принципы правотворческой деятельности в области

Правотворческая деятельность в области основывается на следующих принципах:
1) конституционности и законности;
2) самостоятельности правотворческих органов области при принятии правовых актов области;
3) гласности;
4) прогнозирования и планирования;
5) оперативности;
6) научной обоснованности;
7) сочетания учета интересов Российской Федерации и населения области;
8) эффективности;
9) правового качества правовых актов области, достигаемого посредством обеспечения их внутренней целостности, согласованности и полноты, а также соблюдения правил юридической техники.

Статья 5. Субъекты правотворческой деятельности в области

1. Субъектами правотворческой деятельности в области являются:
1) правотворческие органы области;
2) граждане;
3) государственное учреждение области, специально создаваемое для научного обеспечения правотворческой деятельности в области;
4) иные органы и организации.
2. Правотворческими органами области являются:
1) Законодательное Собрание Иркутской области;
2) Губернатор Иркутской области;
3) Правительство Иркутской области;
4) министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области;
5) Избирательная комиссия Иркутской области, территориальные избирательные комиссии Иркутской области.
3. Граждане участвуют в правотворческой деятельности в области в формах референдума области, народной правотворческой инициативы, а также в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Иркутской области, настоящему Закону и иным законам области.
4. Для обеспечения правотворческой деятельности в области в порядке, установленном федеральными законами и законами области, создается государственное научно-исследовательское учреждение области, целями деятельности которого являются в том числе:
1) проведение научных исследований в сфере правового обеспечения правотворческой деятельности в области;
2) подготовка проектов правовых актов области;
3) экспертиза проектов правовых актов области;
4) подготовка модельных (типовых) правовых актов области;
5) организация и проведение иных научно-правовых работ и осуществление иных видов деятельности по научному обеспечению правотворческой деятельности в области.
5. Иные органы и организации участвуют в осуществлении правотворческой деятельности в области в формах, предусмотренных настоящим Законом, и в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Иркутской области, настоящим Законом, иными законами области.

Глава 2

СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 6. Общие принципы системы правовых актов области

1. Правовые акты области в своей совокупности образуют систему правовых актов области (систему законодательства области).
2. Система правовых актов области основывается на принципах единства и целостности, внутренней дифференцированности и непротиворечивости, иерархического построения в зависимости от их юридической силы.

Статья 7. Виды правовых актов, образующих систему правовых актов области

1. Систему правовых актов области образуют:
1) Устав Иркутской области;
2) законы области;
3) правовые акты Законодательного Собрания Иркутской области;
4) правовые акты Губернатора Иркутской области;
5) правовые акты Правительства Иркутской области;
6) правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти области;
7) правовые акты председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области;
8) правовые акты Избирательной комиссии Иркутской области, территориальных избирательных комиссий Иркутской области;
9) правовые акты Уполномоченного по правам человека в Иркутской области;
10) договоры и соглашения области.
2. Устав Иркутской области и законы области являются законодательными актами Иркутской области.
3. Правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием Иркутской области (за исключением Устава Иркутской области и законов Иркутской области), Губернатором Иркутской области, Правительством Иркутской области, министерствами и иными исполнительными органами государственной власти области, иными правотворческими органами области, являются подзаконными правовыми актами.
4. Обращения, заявления, послания, принимаемые Законодательным Собранием Иркутской области, Губернатором Иркутской области, Правительством Иркутской области, министерствами и иными исполнительными органами государственной власти области, иными правотворческими органами области, правовыми актами области не являются.

Статья 8. Устав Иркутской области

1. Устав Иркутской области на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет статус Иркутской области как субъекта Российской Федерации.
2. Устав Иркутской области является актом высшей юридической силы в системе правовых актов области, имеет прямое действие и применяется на всей территории области. Иные правовые акты Иркутской области не должны противоречить Уставу Иркутской области.
3. Изменения в Устав Иркутской области принимаются в форме закона области, именуемого "Закон Иркутской области о поправках к Уставу Иркутской области".
4. Устав Иркутской области, закон области о поправках к Уставу Иркутской области принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Иркутской области и подписывается Губернатором Иркутской области.

Статья 9. Законы области

1. Посредством законов области осуществляется правовое регулирование реализации полномочий области как субъекта Российской Федерации, а также полномочий Законодательного Собрания Иркутской области по осуществлению правового регулирования, предполагающего установление обязанностей и ответственности иных органов, а также организаций и лиц.
2. В случаях, определенных федеральными законами, Уставом Иркутской области, индивидуальные предписания могут приниматься в форме закона области.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду "депутатов Законодательного Собрания Иркутской области".

3. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Иркутской области, если иное не предусмотрено федеральными законами и Уставом Иркутской области, и подписываются Губернатором Иркутской области.

Статья 10. Правовые акты Законодательного Собрания Иркутской области

1. Законодательное Собрание Иркутской области по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области, принимает нормативные правовые акты и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме постановлений.
2. Постановления Законодательного Собрания Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Иркутской области и законам области.
3. Постановления Законодательного Собрания Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующее постановление.
4. Правовые акты председателя Законодательного Собрания Иркутской области и иных должностных лиц Законодательного Собрания Иркутской области, правовые акты постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания Иркутской области и иных органов, формируемых в Законодательном Собрании Иркутской области, не должны противоречить постановлениям Законодательного Собрания Иркутской области.
5. Постановления Законодательного Собрания Иркутской области принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, если иное не предусмотрено федеральными законами.
6. Постановления Законодательного Собрания Иркутской области подписываются председателем Законодательного Собрания Иркутской области.

Статья 11. Правовые акты Губернатора Иркутской области

1. Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области издает нормативные правовые акты в форме указов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
2. Указы Губернатора Иркутской области издаются по вопросам индивидуального правового регулирования, если это предусмотрено федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области.
3. Указы и распоряжения Губернатора Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области.
4. Указы и распоряжения Губернатора Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
5. Во исполнение указов и распоряжений Губернатора Иркутской области могут приниматься (издаваться) правовые акты Правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, а также иных органов и должностных лиц в случаях, установленных федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области, указами и распоряжениями Губернатора Иркутской области. Принимаемые (издаваемые) во исполнение указов и распоряжений Губернатора Иркутской области правовые акты не должны противоречить указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.
6. Указы и распоряжения Губернатора Иркутской области издаются посредством их подписания Губернатором Иркутской области.

Статья 12. Правовые акты Правительства Иркутской области

1. Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
2. Постановления и распоряжения Правительства Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.
3. Постановления и распоряжения Правительства Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
4. Во исполнение постановлений и распоряжений Правительства Иркутской области могут приниматься (издаваться) правовые акты иными исполнительными органами государственной власти области, а также иными органами и должностными лицами в случаях, установленных федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области, указами и распоряжениями Губернатора Иркутской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Иркутской области. Принятые (изданные) во исполнение постановлений и распоряжений Правительства Иркутской области правовые акты не должны противоречить постановлениям и распоряжениям Правительства Иркутской области.
5. Распоряжения первых заместителей Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области издаются по организационным и оперативным вопросам, входящим в их компетенцию, и не могут носить нормативного правового характера.
6. Губернатор Иркутской области вправе своим правовым актом признать утратившим силу или отменить правовой акт Правительства Иркутской области, а также распоряжение первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителя Губернатора Иркутской области, заместителя Председателя Правительства Иркутской области.
7. Постановления и распоряжения Правительства Иркутской области подписываются Губернатором Иркутской области.

Статья 13. Правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти области

1. Министерства и иные исполнительные органы государственной власти области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, указов и распоряжений Губернатора Иркутской области, постановлений и распоряжений Правительства Иркутской области издают нормативные правовые акты в форме приказов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
2. Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области, постановлениям и распоряжениям Правительства Иркутской области.
3. Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
4. Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области издаются его руководителем посредством их подписания.
Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Иркутской области в соответствии с настоящим Законом.
5. Правительство Иркутской области вправе своим правовым актом признать утратившими силу или отменить приказы и распоряжения министерств и иных исполнительных органов государственной власти области.
6. В случае необходимости комплексного правового регулирования общественных отношений нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими министерствами, иными исполнительными органами государственной власти области.

Статья 14. Правовые акты председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области

1. Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области в целях осуществления руководства деятельностью Контрольно-счетной палаты Иркутской области и организации ее работы издает нормативные правовые акты в форме приказов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.
2. Порядок издания правовых актов председателя Контрольно-счетной палаты устанавливается в соответствии с федеральными законами, Уставом Иркутской области и законом области, определяющим порядок организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области.

Статья 15. Правовые акты Избирательной комиссии Иркутской области и территориальных избирательных комиссий Иркутской области. Правовые акты председателя Избирательной комиссии Иркутской области и председателя территориальной избирательной комиссии Иркутской области

1. Избирательная комиссия Иркутской области, территориальные избирательные комиссии Иркутской области по вопросам обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществления контроля за их соблюдением, организации подготовки и проведения выборов, референдумов на территории Иркутской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области, принимают правовые акты (решения) в форме постановлений.
2. Председатель Избирательной комиссии Иркутской области, председатель территориальной избирательной комиссии Иркутской области по вопросам, отнесенным к их компетенции, издают правовые акты в форме распоряжений.

Статья 16. Правовые акты Уполномоченного по правам человека в Иркутской области

1. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области по вопросам, связанным с руководством аппаратом Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, издает правовые акты в форме распоряжений.
2. Распоряжения Уполномоченного по правам человека в Иркутской области издаются посредством их подписания Уполномоченным по правам человека в Иркутской области.

Глава 3

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 17. Систематизация правовых актов области

1. Систематизация правовых актов области - деятельность правотворческих органов области по приведению правовых актов области в единую упорядоченную систему путем подготовки и издания собраний правовых актов области, подготовки и принятия правовых актов области в результате согласования и (или) объединения положений правовых актов области, изданных по одному вопросу или нескольким смежным вопросам и обладающих равной юридической силой.
2. Правотворческие органы области, осуществляющие государственный учет правовых актов области, вправе в установленном порядке издавать официальные тематические и другие собрания изданных ими правовых актов.

Статья 18. Государственный учет правовых актов области

1. Государственный учет правовых актов области включает в себя сбор и регистрацию правовых актов области, хранение их текстов, подписанных уполномоченными на то должностными лицами, а также рисунков, карт, схем и иных материалов, являющихся частью этих правовых актов, а в случае, если правовой акт был официально опубликован, - также хранение источника (источников) официального опубликования этого правового акта.
2. Государственный учет Устава Иркутской области, законов области и правовых актов, принимаемых Губернатором Иркутской области, Правительством Иркутской области, министерствами и иными исполнительными органами государственной власти области, осуществляет Правительство Иркутской области. Порядок государственного учета указанных правовых актов определяется Правительством Иркутской области.
3. Государственный учет правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Иркутской области (за исключением Устава Иркутской области и законов области), а также правовых актов председателя Законодательного Собрания Иркутской области и иных должностных лиц Законодательного Собрания Иркутской области, правовых актов постоянных комитетов и комиссий Законодательного Собрания Иркутской области и иных органов, формируемых в Законодательном Собрании Иркутской области, осуществляет Законодательное Собрание Иркутской области в порядке, установленном Законодательным Собранием Иркутской области.
4. Государственный учет правовых актов, принимаемых иными государственными органами области и их должностными лицами, осуществляется соответствующими государственными органами в установленном ими порядке.

Глава 4

ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Статья 19. Юридическая техника в правотворческой деятельности в области. Порядок установления правил юридической техники

1. Юридическая техника в правотворческой деятельности в области представляет собой определенную настоящим Законом, иными законами и правовыми актами области совокупность средств и приемов, посредством которых выражается юридическое содержание правового акта (включая его текстуальное изложение и структурное построение).
2. Правила юридической техники подготовки и оформления Устава Иркутской области, законов области устанавливаются настоящим Законом.
3. Правила юридической техники подготовки и оформления правовых актов Законодательного Собрания Иркутской области, правовых актов председателя Законодательного Собрания Иркутской области и иных должностных лиц Законодательного Собрания Иркутской области, правовых актов постоянных комитетов, постоянных комиссий Законодательного Собрания Иркутской области и иных органов, формируемых в Законодательном Собрании Иркутской области, устанавливаются постановлением Законодательного Собрания Иркутской области.
4. Правила юридической техники подготовки и оформления правовых актов Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, первых заместителей Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области устанавливаются указом Губернатора Иркутской области.
5. Иные правотворческие органы области вправе устанавливать правила юридической техники и утверждать методические рекомендации по подготовке и оформлению принимаемых (издаваемых) ими правовых актов.
6. Правила юридической техники, устанавливаемые в соответствии с частями 2 - 5 настоящей статьи, должны соответствовать общим требованиям юридической техники, предусмотренным настоящей главой.

Статья 20. Общие требования к текстуальному (словесно-документальному) изложению содержания правового акта области

1. В тексте правового акта области правовые предписания закрепляются в письменном виде и могут выражаться в языковой, знаковой, графической, словесно-терминологической формах.
Внесение рукописных и иных изменений в оригинал документа, исполненного в печатном виде, при его подписании не допускается.
2. Тексты правовых актов области излагаются на русском языке.
3. Тексты правовых актов области должны соответствовать правилам современного русского литературного языка и составляться с использованием официально-делового стиля и применением простых и ясных, доступных и точных лексических формулировок при соблюдении требований экономии и лаконичности текста, лексической и синтаксической унификации и единообразия, логической целостности, полноты и взаимосвязанности, устойчивости способов выражения норм, обеспечивающих понятность и доступность понимания положений правовых предписаний, исключающих неоднозначное толкование.
В правовых актах области не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов.
4. Слова и выражения в правовых актах области используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных федеральных правовых актах, Уставе Иркутской области, законах области и иных нормативных правовых актах области.
5. Использование в правовых актах области новых терминов иностранного происхождения допускается в случае, если в русском языке отсутствуют имеющие тот же смысл термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие общеупотребительными.
6. В правовом акте области приводятся определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
7. Наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти и иных государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований области в правовых актах области указываются в соответствии с правовыми актами, устанавливающими эти наименования.
8. Даты в правовых актах области оформляются словесно-цифровым или цифровым способом.
При использовании словесно-цифрового способа обозначения даты указываются в следующей последовательности: число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения.
При использовании цифрового способа обозначения даты указываются в следующей последовательности: число, месяц (обозначенные двумя цифрами с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный четырьмя цифрами или двумя последними цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже с сокращением до первой буквы с точкой.
Оформление дат в Уставе Иркутской области и законах области цифровым способом не допускается.

Статья 21. Общие требования к структурному изложению содержания правового акта области

1. Правовые акты области подразделяются на структурные элементы с целью логичного изложения их содержания, системного внутреннего построения, совершенствования и упрощения их применения.
Структурные элементы правового акта области должны обладать единством, логической последовательностью и согласованностью помещенного в них материала.
Структурное изложение содержания правового акта области и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов определяются исходя из объема и содержания правового акта области.
Положения правовых актов области, не имеющие текстового выражения либо имеющие элементы графического (иллюстративного) способа изложения, оформляются непосредственно в тексте правового акта области либо в виде приложений к нему.
2. В правовой акт области включаются следующие структурные элементы: наименование, преамбула, разделы, главы, статьи, части статьи, пункты статьи, абзацы статьи, абзацы части статьи, пункты части статьи, подпункты пункта статьи, подпункты пункта части статьи, пункты, подпункты пункта, абзацы пункта.
Правовой акт области может иметь приложения, на наличие которых указывается в соответствующем структурном элементе правового акта. Приложения к правовому акту области могут оформляться в виде текстов, таблиц, графиков, схем, чертежей, рисунков, карт. Приложения являются неотъемлемой составной частью правового акта области.
Правовой акт области может иметь также иные структурные элементы, предусмотренные федеральными законами и законами области и обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых актов области.
3. Наименование правового акта области - обозначение вида правового акта области с указанием индивидуализированного заголовка правового акта области, отражающего его содержание и основной предмет правового регулирования. Индивидуализированный заголовок правового акта области должен формулироваться четким и максимально информационно насыщенным образом.
Индивидуализированный заголовок в обязательном порядке присваивается нормативным правовым актам области, за исключением Устава Иркутской области и законов о поправках к Уставу Иркутской области. Индивидуализированный заголовок может не присваиваться актам индивидуального правового регулирования (ненормативным правовым актам) области.
4. Преамбула правового акта области - вводная (вступительная) часть правового акта области, которая определяет его цели и задачи, мотивы его принятия (издания). Преамбула правового акта области может завершаться постановляющей фразой. В преамбулу правового акта области не включаются нормы-дефиниции, а также положения о признании утратившими силу и (или) об изменении иных правовых актов области.
Преамбула правового акта области помещается после его наименования и предваряет иные структурные элементы правового акта области. Разделы, главы, статьи, пункты и иные структурные элементы правового акта области не могут иметь преамбулу.
Преамбула правового акта области может состоять из абзацев и не может подразделяться на иные структурные элементы. Абзацы преамбулы не нумеруются.
Преамбула правового акта области является необязательным структурным элементом правового акта области.
5. Статья (пункт) правового акта области является основным структурным элементом правового акта, содержащим одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний однородного содержания.
Положения Устава Иркутской области и законов области объединяются в статьи. Положения иных правовых актов области, как правило, объединяются в пункты.
Статьи (пункты) в пределах всего правового акта области имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами, начиная с цифры "1" (при наличии статей (пунктов) не менее двух), с точкой.
Статьи правового акта области, как правило, имеют наименования. Наименование статьи правового акта области включает слово "статья" с заглавной буквы, затем порядковый номер и присваиваемый индивидуализированный заголовок статьи. В случаях, когда правовым актом вносятся изменения в правовые акты области либо правовые акты области или отдельные их части признаются утратившими силу, а также в иных случаях, если количество статей не превышает пяти, положения такого правового акта области могут объединяться в статьи без присвоения заголовков. При этом статья обозначается указанием слова "статья" с заглавной буквы и ее порядковым номером.
Пунктам правового акта области заголовки не присваиваются.
6. Статьи правового акта области делятся на части, выделяемые красной строкой и обозначаемые арабскими цифрами, начиная с цифры "1", с точкой. При этом часть статьи может состоять из одного или нескольких самостоятельных обособленных красной строкой структурных подразделений - абзацев части. Часть статьи может включать пункты - обособленные части предложения, которые выделяются отдельными абзацами и обозначаются арабскими цифрами со скобкой по порядку.
Пункт правового акта области может состоять из одного или нескольких самостоятельных обособленных красной строкой структурных подразделений - абзацев пункта либо имеющих буквенное обозначение со скобкой подпунктов.
7. Статьи (пункты) правового акта области могут непосредственно объединяться в главы (разделы). Главы правового акта области могут объединяться в разделы. Объединение статей (пунктов) в главы и разделы производится с учетом однородного содержания правовых предписаний.
Раздел, глава правового акта области подразделяются не менее чем на два структурных элемента. Указанное правило не распространяется на разделы, главы, устанавливающие заключительные и переходные положения.

]]>
Нормативные правовые акты Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять календарных дней после их официального опубликования.
3. Вступивший в силу подзаконный правовой акт области, принятый в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа области, обязателен для исполнения всеми, находящимися на территории области государственными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований области, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Статья 58. Обратная сила правового акта области

1. Правовому акту области может быть соответствующим правотворческим органом области придана обратная сила.
2. Придание обратной силы не допускается:
1) если закон области вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет или иначе ухудшает положение налогоплательщиков;
2) если закон области устанавливает или отягчает меры юридической ответственности физических и юридических лиц;
3) если правовой акт области устанавливает обязанности граждан и юридических лиц;
4) в иных случаях в соответствии с федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области, законами области, иными нормативными правовыми актами области.

Статья 59. Срок действия правового акта области

1. Закон области или иной нормативный правовой акт области действуют бессрочно, если ими не оговорено иное.
2. Временный срок действия может быть установлен для всего правового акта области или его части. В этом случае в правовом акте области должно быть указано, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока правовой акт области утрачивает силу. До истечения установленного срока правотворческий орган области, принявший (издавший) акт, может принять решение о продлении действия акта на новый срок или о придании ему бессрочного характера.
3. Положения законов области, предусматривающие наделение органов местного самоуправления муниципальных образований области отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 60. Основания прекращения действия правового акта области или его части

Правовой акт области или его часть прекращает свое действие в случаях:
1) истечения срока, на который было рассчитано действие правового акта или его части временного характера;
2) принятия нового правового акта, регулирующего соответствующие общественные отношения;
3) признания правового акта или его части утратившим силу органом, принявшим этот акт;
4) признания нормативного правового акта соответствующим судом недействующим полностью или в части;
5) в иных случаях в соответствии с федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области, законами области, иными нормативными правовыми актами области.

Глава 12

ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ

Статья 61. Общие положения об актах официального толкования правовых актов области

1. Официальное толкование правовых актов области представляет собой властно-обязательное разъяснение содержания правовых предписаний этих актов правомочным правотворческим органом области.
Официальное толкование правовых актов области осуществляется посредством принятия актов официального толкования правовых актов области.
2. Акты официального толкования правовых актов области являются обязательными.
3. Акты официального толкования правовых актов области подлежат систематизации, государственному учету и обнародованию в порядке, установленном соответственно для систематизации, государственного учета и обнародования правовых актов тех правотворческих органов области, которыми приняты соответствующие акты официального толкования правовых актов области.
4. Положения настоящей главы применяются к актам официального толкования законов области с особенностями, предусмотренными настоящей главой.

Статья 62. Основания и цели принятия актов официального толкования правовых актов области

1. Основанием принятия акта официального толкования правового акта области является обнаружившаяся неопределенность в понимании соответствующего правового акта области, препятствующая его правильному применению либо порождающая противоречивую практику его применения.
2. Результатом официального толкования правовых актов области должна быть полная определенность смысла толкуемого акта или его правового предписания.

Статья 63. Инициатива принятия акта официального толкования

1. Правом инициативы принятия акта официального толкования правового акта области обладают:
1) органы публичной власти и должностные лица, которым Уставом Иркутской области предоставлено право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области;
2) прокурор Иркутской области;
3) Иркутский областной суд;
4) Четвертый арбитражный апелляционный суд;
5) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
2. Инициатива принятия акта официального толкования правового акта области оформляется в виде ходатайства, в котором указываются:
1) правотворческий орган области, к компетенции которого относится принятие акта официального толкования правового акта области;
2) субъект инициативы принятия акта официального толкования правового акта области;
3) официальное обозначение правового акта области, который подлежит официальному толкованию;
4) конкретные, предусмотренные настоящим Законом основания принятия акта официального толкования правового акта области и обоснование их наличия;
5) перечень прилагаемых к ходатайству документов и материалов (при их наличии).
3. К ходатайству, указанному в части 2 настоящей статьи, могут быть приложены документы и материалы, подтверждающие наличие указанных в ходатайстве оснований принятия акта официального толкования правового акта Иркутской области.

Статья 64. Основания и порядок отказа в принятии акта официального толкования правового акта области

1. Правотворческий орган области принимает решение об отказе в принятии акта официального толкования правового акта области в случаях, если:
1) принятие акта официального толкования правового акта области не входит в компетенцию данного правотворческого органа области;
2) инициатива принятия акта официального толкования правового акта области оформлена с нарушением требований настоящего Закона;
3) анализ инициативы принятия акта официального толкования правового акта области свидетельствует об отсутствии предусмотренных настоящим Законом оснований принятия акта официального толкования правового акта области.
2. Решение об отказе в принятии акта официального толкования правового акта области должно быть мотивированным.
3. Решение об отказе в принятии акта официального толкования правового акта области принимается в той же форме, в которой был принят соответствующий правовой акт области.

Статья 65. Общие требования к актам официального толкования правовых актов области

1. При принятии акта официального толкования правового акта области учитываются буквальный смысл толкуемого правового акта области, смысл, придаваемый ему иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также его место в системе правовых актов области. Распространительное и ограничительное толкование допускаются в случаях явного расхождения смысла и текста правового акта области.
2. Акт официального толкования правового акта области принимается в той же форме, в которой был принят толкуемый правовой акт области.
3. Принятие акта официального толкования правового акта области осуществляется правотворческим органом области, принявшим толкуемый правовой акт области, в порядке соответствующих правотворческих процедур и с особенностями, вытекающими из положений настоящей главы.

Статья 66. Содержание актов официального толкования правовых актов области

1. Акт официального толкования правового акта области должен содержать следующие сведения:
1) доводы в пользу принятия акта официального толкования правового акта Иркутской области правотворческим органом области;
2) мотивы, по которым правотворческий орган области при принятии акта официального толкования правового акта области не согласился с позициями лиц, участвовавших в рассмотрении вопроса, по которому принят акт официального толкования правового акта области;
3) формулировка официального толкования правового акта области;
4) порядок вступления акта официального толкования правового акта области в силу;
5) порядок, сроки и особенности опубликования и исполнения акта официального толкования правового акта области.
2. В актах официального толкования правовых актов области не могут содержаться положения о внесении изменений в правовые акты области, о признании утратившими силу правовых актов области или их отмене.

Статья 67. Действие актов официального толкования правовых актов области

1. Акты официального толкования правовых актов области имеют ту же юридическую силу и действуют в том же порядке, что и соответствующие виды толкуемых правовых актов области, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
2. Не допускается принятие правовых актов области о внесении изменений в акты официального толкования правовых актов области, об отмене или признании утратившими силу актов официального толкования правовых актов области, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
3. Акты официального толкования правовых актов области применяются исключительно во взаимосвязи с соответствующими толкуемыми правовыми актами области.
4. В случае внесения изменений в правовой акт области, которому было дано официальное толкование, одновременно должен быть рассмотрен вопрос о внесении изменений в соответствующий акт официального толкования правового акта области либо о признании его утратившим силу.
5. В случае отмены либо признания утратившим силу правового акта области, которому было дано официальное толкование, одновременно отменяется либо утрачивает силу соответствующий акт официального толкования правового акта области.

Статья 68. Особенности актов официального толкования законов области

Принятие акта официального толкования закона области осуществляется Законодательным Собранием Иркутской области и Губернатором Иркутской области в порядке законодательной процедуры по инициативе органов и лиц, наделенных правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Иркутской области.

Раздел 4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 13

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 69. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Статья 70. Признание утратившими силу отдельных законов области

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) Закон Иркутской области от 17 января 1997 года № 4-оз "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 1997, № 6);
2) Закон Иркутской области от 11 июня 1999 года № 34-оз "О внесении изменений в статью 29 Закона Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 1999, № 30);
3) Закон Иркутской области от 4 апреля 2000 года № 21-оз "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2000, № 39);
4) Закон Иркутской области от 13 июля 2001 года № 44-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2001, № 9, т. 1);
5) Закон Иркутской области от 14 ноября 2002 года № 56-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2002, № 22);
6) Закон Иркутской области от 31 декабря 2003 года № 90-оз "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2004, № 34);
7) Закон Иркутской области от 31 декабря 2004 года № 133-оз "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2005, № 5, т. 1);
8) Закон Иркутской области от 30 ноября 2005 года № 99-оз "О внесении изменений в Закон Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2005, № 15);
9) Закон Иркутской области от 12 января 2006 года № 8-оз "О признании утратившей силу статьи 35 Закона Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2006, № 17);
10) Закон Иркутской области от 4 мая 2006 года № 14-оз "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2006, № 21, т. 1);
11) Закон Иркутской области от 14 июля 2007 года № 60-оз "О внесении изменения в Закон Иркутской области "О законах и иных областных нормативных правовых актах" (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2007, № 33, т. 1).

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ
г. Иркутск
"___" ________ 2009 года
№ ____________________



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru