Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между Министерством культуры Калининградской области
и Калининградским областным комитетом профсоюза работников
культуры по регулированию социально-трудовых отношений
работников отрасли на 2009-2010 годы

Регистрационный № 02.39.00.04.93000.93000.00081 от 05.06.2009

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на защиту профессиональных, трудовых прав, социально-экономических интересов и повышения уровня жизни работников организаций и учреждений культуры.
Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей.
Настоящее Соглашение основывается на действующих нормах, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Законах Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", "Основах законодательства Российской Федерации о культуре", "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральных законах "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере культуры, Уставе Российского профсоюза работников культуры, Законе Калининградской области "О регулировании отношений субъектов культурной деятельности", Калининградском областном трехстороннем соглашении между территориальными организациями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Калининградской области на 2008-2010 годы, региональном Соглашении "О минимальной заработной плате в Калининградской области на 2009 год", Положении о Министерстве культуры Калининградской области.
1.2. Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени.
1.3. Сторонами Соглашения являются:
- работодатели в лице их представителя - Министерства культуры;
- работники организаций и учреждений культуры в лице представителя областного комитета профсоюза работников культуры (далее - Профсоюз).
1.4. Стороны согласились в том, что:
1.4.1. Профсоюз, его первичные профорганизации выступают в качестве полномочных представителей работников организаций и учреждений культуры:
- при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений;
- ведении переговоров по защите профессиональных и социально-трудовых прав;
- оплате труда (размеров тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок, размеров и форм материального поощрения, норм труда, занятости, займа;
- условий и охраны труда, режима труда и отдыха, а также по другим вопросам социальной поддержки коллектива и отдельных работников.
1.4.2. Непосредственно в организациях и учреждениях культуры регулирование трудовых, профессиональных и социально-экономических отношений между работниками и работодателями путем заключения коллективного договора. В коллективном договоре с учетом особенностей деятельности организации, учреждения и их финансовых возможностей могут устанавливать дополнительные льготы работникам по сравнению с нормами и положениями Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и настоящим Соглашением.
1.4.3. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности.
1.4.4. Ни одна из сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения (коллективного договора), неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора (Соглашения) или невыполнения принятых обязательств, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 54, 55 Трудового кодекса Российской Федерации).
1.4.5. В период действия настоящего Соглашения стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения конфликтов с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры их разрешения - забастовок.
1.5. Стороны Соглашения доводят текст настоящего Соглашения до региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений культуры и первичных профорганизаций и содействуют его реализации.
1.6. Профсоюз и его первичные организации осуществляют систематический анализ и обобщение опыта заключенных организациями и учреждениями культуры коллективных договоров, настоящего Соглашения.
1.7. Стороны согласились, что ход, промежуточные и итоговые результаты выполнения настоящего Соглашения, коллективных договоров - в организациях культуры.
1.8. Соглашение заключено на 2009-2010 годы, вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2010 года включительно.
1.9. В случае реорганизации сторон соглашения их права и обязанности по настоящему Соглашению переходят к правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.

II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН В ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Руководствуясь принципами социального партнерства, основанными на взаимном уважении позиций, равенстве и учете интересов, стороны обязуются:
2.1.1. Содействовать соблюдению в организациях и учреждениях культуры законодательства о труде Российской Федерации, способствовать соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка.
2.1.2. Через отраслевое Соглашение и коллективные договоры способствовать достижению положительных результатов деятельности организаций и учреждений культуры, направленных на решение их основных задач в области культуры, повышению уровня заработной платы, улучшению социально-трудовых отношений, созданию безопасных условий труда и охраны здоровья работников учреждений и организаций культуры в соответствии с трудовым законодательством, проводить в организациях работу по укреплению трудовой дисциплины, эффективности использования рабочего времени.
2.1.3. Способствовать повышению ответственности каждого работника учреждения культуры за общие результаты деятельности учреждения, формирование чувства гордости за свой коллектив организации, учреждения.
2.1.4. Защищать интересы организаций культуры в органах исполнительной и представительной власти по вопросам экономической и правовой поддержки их деятельности.
2.1.5. Способствовать заключению трудового договора с работниками организаций культуры в соответствии с действующим законодательством о труде. Условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными.
2.1.6. Принимать участие в совершенствовании системы оплаты труда.
2.1.7. Способствовать организациям в улучшении жилищных условий работников организаций и учреждений культуры.
2.2. Профсоюз обязуется:
- проявлять свои действия в организациях культуры на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса РФ, Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
- оказывать помощь в разработке и принятии на собраниях коллективов коллективных договоров и приложений к ним, подводить итоги их исполнения за отчетный год.

III. ГАРАНТИИ ЗАНЯТОСТИ

3.1. Стороны считают, что в случае массовых высвобождений, возникающих в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждений и организаций культуры, а также в связи с сокращением деятельности, работодатель направляет в профсоюз информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе, категориях увольняемых, а также сроках, в течение которых намечено осуществить указанные мероприятия.
Работодатели и Профсоюз в случае массового высвобождения работников руководствуются критериями массового высвобождения работников и принципами взаимодействия, направленными на обеспечение занятости работников, установленными Положением "Об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения", утвержденным Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. № 99.
3.2. Профсоюз обязуется через выборные профсоюзные органы представлять интересы членов профсоюза при ликвидации организаций, сокращении рабочих мест, при разрешении трудовых конфликтов и принимать меры по защите их законных прав.
3.3. Работодатели обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников организаций культуры.
3.4. При заключении коллективных договоров предусматривать в них меры предупреждения массового высвобождения работников
В соответствии с Калининградским областным трехсторонним Соглашением критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
- при ликвидации организации (увольнение работников с численностью работников 15 и более человек);
- при сокращении численности (штата) (для организаций с численностью работающих до 100 человек);
- сокращение численности или штата работников организации в количестве 20 человек в течение 30 календарных дней (для организаций с численностью работающих от 100 до 700 человек);
- сокращение численности или штата работников организации в количестве:
30 человек в течение 30 календарных дней;
50 человек в течение 60 календарных дней.

IV. Оплата труда

4.1. В соответствии с Калининградским (региональным) соглашением работникам, работающим на территории Калининградской области, в том числе и работникам культуры, с 01.01.2009 установлен размер минимальной заработной платы 6000 рублей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "оплата которых" имеется в виду "оплата труда которых".

4.2. С 01.04.2009 утверждена новая система оплаты труда работников государственных учреждений Калининградской области, оплата которых осуществлялась на основе тарифной системы оплаты труда.
4.3. В соответствии с Приказом министра культуры Калининградской области от 17.02.2009 утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений культуры, согласованное с Калининградским обкомом Российского профсоюза работников культуры.
4.4. Примерное положение применяется при определении условий оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Калининградской области и финансируемых за счет средств областного бюджета (далее - учреждений), при разработке коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов.
4.5. Профессии рабочих и должности служащих сформированы в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности.
Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществлено по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.
4.6. Заработная плата работников учреждений включает: оклады (должностные оклады) по занимаемой должности, выплаты в соответствии с повышающими коэффициентами, выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно условиям оплаты труда, определенным действующим трудовым законодательством и Примерным положением.
4.7. Заработная плата работников (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) в соответствии с новыми условиями оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой на основе тарифной системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
4.8. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.
4.9. Фонд оплаты труда работников учреждений формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств областного бюджета и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
4.10. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, направляются учреждением на выплаты стимулирующего характера.
4.11. Заработная плата работника предельными размерами не ограничивается.
4.12. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения в соответствии со структурой учреждения в пределах фонда оплаты труда и включает в себя все должности руководителей, специалистов, служащих и профессии рабочих данного учреждения.
4.13. Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление повышающих коэффициентов к окладам:
персональный повышающий коэффициент к окладу;
повышающий коэффициент к окладу за профессиональное мастерство;
повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности.
Решение о введении соответствующих норм принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент.
Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
4.14. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов.
Персональный повышающий коэффициент применяется в отношении работников, работающих по специальности, по которой им присвоена квалификационная категория.
Применение персонального повышающего коэффициента не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента - до 2,0.
4.15. Повышающий коэффициент к окладу за профессиональное мастерство устанавливается с целью стимулирования работников учреждений, в том числе артистического и художественного персонала, педагогических работников, к раскрытию их творческого потенциала, профессиональному росту на основе повышения квалификации, инновационной деятельности. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента в зависимости от квалификационной категории, присвоенной работнику за профессиональное мастерство:
- ведущий - 0,20;
- высшей категории - 0,15;
- первой категории - 0,10;
- второй категории - 0,05.
Применение повышающего коэффициента за наличие квалификационной категории не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
Дополнительно, по решению руководителя учреждения, повышающий коэффициент к окладу за профессиональное мастерство работникам, имеющим почетное звание "Заслуженный...", "Народный...", может быть увеличен в рекомендуемом диапазоне увеличения от 0,05 до 0,15.
4.16. Рекомендуемые минимальные размеры окладов профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии устанавливаются на основе профессиональных квалификационных групп, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 г. № 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии":

+--------------------------------------------------------+---------------+
¦                      Наименования                      ¦  Минимальный  ¦
¦                                                        ¦ размер оклада ¦
¦                                                        ¦     (руб.)    ¦
+--------------------------------------------------------+---------------+
¦ Профессии рабочих, отнесенные к ПКГ "Профессии рабочих ¦      3400     ¦
¦ культуры, искусства и кинематографии первого уровня"   ¦               ¦
+--------------------------------------------------------+---------------+
¦ Профессии рабочих, отнесенные к ПКГ "Профессии рабочих ¦      4100     ¦
¦ культуры, искусства и кинематографии второго уровня"   ¦               ¦
+--------------------------------------------------------+---------------+

Рекомендуемые минимальные размеры окладов общеотраслевых профессий рабочих устанавливаются на основе профессиональных квалификационных групп, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. № 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих":

+-----------------------------------------------------+------------------+
¦                    Наименования                     ¦Минимальный размер¦
¦                                                     ¦  оклада (руб.)   ¦
+-----------------------------------------------------+------------------+
¦ Профессии рабочих, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые ¦       2900       ¦
¦ профессии рабочих первого уровня"                   ¦                  ¦
+-----------------------------------------------------+------------------+
¦ Профессии рабочих, отнесенные к ПКГ "Общеотраслевые ¦       3700       ¦
¦ профессии рабочих второго уровня"                   ¦                  ¦
+-----------------------------------------------------+------------------+

4.17. Положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения может быть предусмотрено установление рабочим повышающих коэффициентов к окладам:
повышающий коэффициент по квалификационным уровням;
персональный повышающий коэффициент к окладу.
Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов по квалификационным уровням - от 0,05 до 0,1. Применение повышающих коэффициентов к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен рабочему с учетом уровня его профессиональной подготовленности, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента - до 2,0.
4.18. Работникам учреждения могут быть установлены выплаты компенсационного характера:
выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, при выполнении других работ, отклоняющихся от нормальных).
4.19. Выплаты работникам учреждения, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Рекомендуемый минимальный размер выплаты - 4 процента от оклада.
Работодатель принимает меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то указанная выплата снимается.
4.20. Доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику учреждения при совмещении им профессий (должностей). Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

]]>
4.21. Доплата за расширение зон обслуживания устанавливается работнику учреждения при расширении зон обслуживания. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
4.22. Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается работнику учреждения в случае увеличения установленного ему объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
4.23. Доплата за работу в ночное время производится работникам учреждения за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.
Рекомендуемый размер доплаты - от 20 до 50 процентов части оклада (должностного оклада) за час работы работника.
Расчет части оклада (должностного оклада) за час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.
4.24. Доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам учреждения, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни по приказу руководителя.
Размер доплаты составляет:
не менее одинарной дневной ставки сверх оклада (должностного оклада) при работе полный день, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной ставки сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;
не менее одинарной части оклада (должностного оклада) сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной части оклада (должностного оклада) сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
4.25. Повышенная оплата сверхурочной работы составляет за первые два часа работы не менее полуторного размера, за последующие часы - двойного размера в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.26. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в учреждении работникам могут быть установлены выплаты стимулирующего характера:
за интенсивность и высокие результаты работы;
за качество выполняемых работ;
за выполнение особо важных и срочных работ;
премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год).
Выплаты стимулирующего характера осуществляются по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников учреждения.
4.27. Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором.
Размер должностного оклада устанавливается в соответствии с пунктом 6 Положения об установлении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Калининградской области, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе тарифной системы оплаты труда, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 28 января 2009 г. № 18, Порядком исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя государственного учреждения Калининградской области, утвержденным Приказом Министерства социальной политики и труда Калининградской области от 10 февраля 2009 года № 31.
Размер повышающих коэффициентов к должностным окладам руководителей в зависимости от установленных групп оплаты труда руководителей учреждений составляет:
1-я группа - коэффициент до 3,0;
2-я группа - коэффициент до 2,5;
3-я группа - коэффициент до 2,0.
Размеры окладов заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя.
Аналогичный порядок применяется при установлении должностного оклада художественному руководителю при выполнении им функций заместителя руководителя учреждения.
4.28. Премирование руководителя учреждения осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения, в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, в пределах фонда оплаты труда.
Размеры премирования руководителя учреждения, порядок и критерии его выплаты ежегодно устанавливаются Министерством культуры Калининградской области в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.
4.29. Из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь.
Материальная помощь может выплачиваться в связи со смертью близких родственников, уходом в ежегодный основной оплачиваемый отпуск, болезнью сотрудника, тяжелым материальным положением и т.д.
Решение об ее оказании и конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника с приложением соответствующих документов (например, справка о смерти близкого родственника, заявление об уходе в отпуск и т.д.).
4.30. Работникам учреждений при наличии финансовых средств могут выплачиваться иные выплаты социального характера (например, в связи с выходом на пенсию и юбилейными датами, к праздникам).
4.31. Министерство культуры и Профсоюз принимают необходимые меры для обеспечения своевременной выплаты в организациях и учреждениях культуры заработной платы, стипендий, пособий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

V. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

5.1. Режим рабочего времени в организациях и учреждениях культуры определяется коллективным договором или Правилами внутреннего трудового распорядка (п. 2 ст. 160 ТК РФ). Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5.2. Для работников учреждений и организаций культуры в соответствии со ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором или трудовым договором.
Оплата за работу в сверхурочное время производится в соответствии со ст. 152 ТК РФ.
5.3. Основным видом рабочей недели в настоящее время продолжает быть пятидневная рабочая неделя. Продолжительность нормального рабочего времени недели 40 часов, а сокращенного - 36 часов (при рабочей неделе 8 часов) для работников с вредными условиями труда (ст. 94 ТК РФ).
При шестидневной рабочей неделе применяется правовое понятие (рабочий день). Продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов.
5.4. Стороны пришли к соглашению, что привлечение к работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле-, радио, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации осуществляется в соответствии с перечнями этих категорий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 91 ТК РФ).
5.5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех работников устанавливается 28 календарных дней в соответствии с действующим законодательством.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала.
5.6. Ежегодный отпуск может быть перенесен или продлен:
- при временной нетрудоспособности работника;
- при исполнении работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
5.7. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам в соответствии с действующим законодательством.
Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами, продолжительность которых определяется коллективным договором или Правилами внутреннего трудового распорядка организаций культуры и которые не могут быть менее трех календарных дней (ст. 118, 119 ТК РФ).
Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, в специальном перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации (ст. 118 ТК РФ).
5.8. Продолжительность оплачиваемых и дополнительных отпусков исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней не включаются и не оплачиваются (ст. 120 ТК РФ).
Исчисление среднего заработка для оплаты ежегодного и дополнительного оплачиваемого отпусков производится в соответствии с действующим законодательством.
5.9. При несоблюдении установленной для работников ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени допускается введение суммированного учета рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) по инициативе работодателя и с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа, а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ).
5.10. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ).
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия, если это не предусмотрено графиком работ с предоставлением других дней отдыха по взаимной договоренности.
5.11. Профсоюз обязуется совместно с государственной инспекцией труда осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, добиваться устранения выявленных в организациях культуры нарушений.
Принимать меры по предупреждению коллективных трудовых споров (конфликтов) по вопросам оплаты и нормирования труда.
Содействовать созданию и работе в организации культуры комиссий по трудовым спорам. Защищать интересы и права членов профсоюза в судебных, государственных и других органах.

VI. ОХРАНА ТРУДА

6.1. Министерство культуры:
6.1.1. Осуществляет контроль и координирует деятельность подведомственных организаций по обеспечению охраны труда, ведению учета и анализа случаев производственного травматизма работников; обобщает государственную отчетность по ф. 7-Т (травматизм), 1-У (условия труда) "О состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда".
6.1.2. Своевременно обеспечивает пересмотр, обновление и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативно-правовых документов по охране труда.
6.1.3. Организует изучение в подведомственных организациях Трудового кодекса РФ, обеспечивает его выполнение (раздел 10 "Охрана труда" ТК РФ).
6.2. Работодатель:
6.2.1. Организует работу по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда согласно рекомендациям Минтруда России (Постановление Минкультуры России от 14.03.1997 № 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда").
6.2.2. Осуществляет финансирование мероприятий по изучению условий труда и охраны труда (ст. 226 ТК РФ).
6.2.3. Принимает необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний (учеба, инструктаж по охране труда).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" издан 16.08.2004, а не 26.08.2004.

6.2.4. Организует проведение обязательных предварительных и периодических (предусмотренных законодательством) медицинских осмотров работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, в соответствии с действующим законодательством (Приказ Министра здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2004 № 83).
6.2.5. Обеспечивает работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, сертифицированными средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, а также молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам.
6.3. Министерство культуры и Профсоюз, профорганизации на местах:
6.3.1. Принимают участие в создании на паритетной основе комиссий по охране труда с целью осуществления контроля по выполнению норм и условий по охране труда, проведению постоянных консультаций и выработки согласованной памятки в организациях культуры:
- обобщают информацию с мест и доводят до организаций анализ имеющегося производственного травматизма, готовят предложения-рекомендации по предупреждению несчастных случаев на производстве;
- проводят обучение ответственных работников, комиссий по охране труда;
- проводят общественный контроль совместно с комиссиями по охране труда организаций за состоянием охраны труда, пожарной безопасности (по итогам проверки проводят совещания и принимают меры по улучшению условий охраны труда работников в соответствии со ст. 370 ТК РФ);
- организуют через Государственную инспекцию труда по Калининградской области обучение и проверку знаний работодателей, специалистов;
- организуют контроль за выполнением учреждениями культуры требований законов по охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда с целью обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников отрасли (ст. 370 ТК РФ).

VII. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ,
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ

7.1. Работодатель и Профсоюз:
7.1.1. Обеспечивают полное информирование о правах и гарантиях в области пенсионного обеспечения, правомерности применения списков производств, работ, профессии, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии.
7.1.2. Могут в порядке и размерах, определяемых в коллективных договорах, в пределах собственных средств устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам учреждений и организаций культуры, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
7.2. Специалистам организаций культуры, находящихся в ведении Калининградской области, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, обеспечивается получение жилищно-коммунальных услуг в порядке и на условиях, установленных Правительством Калининградской области.

VIII. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНОВ И ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА

8.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, первичных профсоюзных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О коллективных договорах и соглашениях", "Об общественных объединениях", Законом Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Калининградским областным трехсторонним соглашением, настоящим Соглашением, коллективным договором.
8.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели:
8.2.1. Обязаны соблюдать права и гарантии Профсоюза, способствовать его деятельности.
8.2.2. Предоставляют профсоюзному органу организации, учреждения культуры бесплатно необходимые помещения для работы самого органа и проведения собраний (конференций) работников, хранения документации, а также создают другие дополнительные условия для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, предусмотренные ст. 377 ТК РФ.
8.2.3. Не препятствуют представителям профсоюзных органов в посещении учреждений и подразделений, где работают члены Профсоюза, для реализации предоставленных законодательством прав.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "официально-экономическим вопросам" имеется в виду "социально-экономическим вопросам".

8.2.4. Предоставляют профсоюзному органу по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, другим официально-экономическим вопросам.
8.2.5. Обеспечивают при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, а также других работников - не членов профсоюза, на которых распространяется действие коллективного договора, ежемесячное бесплатное перечисление с расчетного счета организации и учреждения культуры на расчетные счета Профсоюза средств в качестве членских профсоюзных взносов в порядке, установленном коллективным договором. Перечисление средств производится в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.
8.2.6. Работодатели и Профсоюз могут устанавливать в коллективном договоре дополнительные гарантии для избранных (делегированных) в органы Профсоюза работников, не освобожденных от производственной и творческой деятельности (работы), помимо установленных действующим законодательством.
8.2.7. Сохранение за выборными работниками профсоюзного органа социальных гарантий и льгот, действующих в учреждении, определяется в коллективном договоре.
8.2.8. Работа в качестве председателя профсоюзной организации и в составе ее выборного органа признается значимой для деятельности учреждения и принимается во внимание при поощрении всех работников.

IX. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРОФСОЮЗА

Профсоюз и первичные профсоюзные организации обязуются:
9.1. Содействовать реализации настоящего Соглашения, коллективных договоров, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах отрасли, используя в том числе средства Профсоюза.
9.2. Вносить предложения в соответствующие органы государственной власти по совершенствованию законодательства о труде и социальной поддержке работников отрасли, проводить общественную экспертизу законопроектов и других нормативных правовых актов.
9.3. Осуществлять защиту трудовых, социально-экономических и профессиональных прав и интересов членов Профсоюза, в том числе в судебных и иных государственных органах, оказывать бесплатную юридическую помощь членам Профсоюза, иным работникам в соответствии с коллективным договором.
9.4. Содействовать обеспечению работников организаций и учреждений культуры путевками на санаторно-курортное лечение и отдых, организации летнего отдыха и оздоровления детей работников отрасли.
9.5. Осуществлять контроль и защиту гарантий работников в вопросах обеспечения занятости, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением и коллективным договором.
9.6. Использовать все формы информационного обеспечения с целью наиболее полного информирования профорганизаций и членов Профсоюза о деятельности сторон Соглашения по обеспечению социально-экономических прав и гарантий работников отрасли.
9.7. Предусматривать в коллективных договорах выделение материальной помощи за счет собственных средств семье погибшего на производстве в результате несчастного случая, произошедшего не по вине работника.
9.8. Продолжать работу по восстановлению утраченных и созданию первичных профорганизаций в трудовых коллективах области.
9.9. Организовать заключение коллективных договоров в трудовых коллективах, в которых созданы первичные профорганизации, и предоставлять их на уведомительную регистрацию в органы по труду, способствовать выполнению колдоговорных обязательств.

X. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

10.1. Стороны осуществляют постоянный контроль за реализацией Соглашения, информируют друг друга о своих действиях, принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, социально-экономические и профессиональные интересы работников, представляют возможность присутствия представителей сторон Соглашения на коллегиальных заседаниях Министерства культуры и президиума областного комитета Профсоюза при рассмотрении вопросов, связанных с выполнением данного Соглашения.
10.2. В случае, если работодатели нарушают настоящее Соглашение и Профсоюз планирует соответствующую акцию протеста (забастовку), то Профсоюз информирует Министерство культуры о сложившейся ситуации не менее чем за два месяца до планируемой акции.
Стороны принимают меры к урегулированию конфликта с целью предупреждения начала акции.

По поручению сторон Соглашение подписали:

Министр культуры
Калининградской области
М.А. Андреев
15 мая 2009 г.

Председатель
обкома профсоюза
работников культуры
Э.В. Трущенков
15 мая 2009 г.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru