Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ГЛАВА ГОРОДА ЛИПЕЦКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2008 г. № 2593

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕСТНЫХ НОРМАТИВОВ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

(в ред. постановления
администрации города Липецка
от 05.10.2009 № 558)

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования города Липецка, утвержденным постановлением Главы города Липецка от 07.06.2008 № 1654 "О Положении о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования города Липецка", постановляю:
1. Утвердить местные нормативы градостроительного проектирования города Липецка (приложение).
2. Информационному управлению администрации города Липецка (Соколова И.А.) опубликовать настоящее постановление в издании "Липецкая газета".
3. Управлению информационных технологий администрации города Липецка (Усачев В.В.) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации города Липецка и Липецкого городского Совета депутатов в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Липецка В.П. Федорова.

Глава города Липецка
М.В.ГУЛЕВСКИЙ





Приложение
к постановлению
главы города Липецка
от 20 октября 2008 г. № 2593

МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

(в ред. постановления
администрации города Липецка
от 05.10.2009 № 558)

Настоящие нормативы градостроительного проектирования (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в редакции от 04.12.2007) и распространяются на проектирование основного и корректировку (актуализацию) существующего генерального плана города, включают основные требования к планировке и застройке.

Часть I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Общая организация территорий городских поселений

1.1. Нормативы учитываются при разработке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации схем территориального планирования, генеральных планов городских округов, а также проектов планировки территорий, утверждаемых органами местного самоуправления.
1.2. Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории) и направлены на устойчивое развитие территории города Липецка.
1.3. Нормативы устанавливают:
нормативы планировки и застройки территорий объектов градостроительного нормирования, обеспечивающие гарантированные условия жизнедеятельности в соответствии с назначением территории;
нормативы организации систем обслуживания и размещения объектов социальной инфраструктуры;
нормативы организации систем транспортной и инженерной инфраструктур;
требования, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровья граждан. Сохранение и развитие территорий природного комплекса, охрану памятников истории и культуры, сохранение исторической среды города.
1.4. Объекты градостроительного нормирования на территории поселения:
функционально-планировочные образования: общественные центры, жилые территории, производственные зоны, природные зоны;
сеть учреждений и предприятий общественного обслуживания;
территории улично-дорожной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
1.5. В исторической застройке города следует обеспечивать максимальное сохранение исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.
1.6. На территориях общественных центров, примагистральных общественных зон исторической застройки не допускается применение типовых проектов жилых и общественных зданий.
1.7. При разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования рекомендуется определить земельные участки, градостроительные узлы, застройка которых должна вестись по результатам конкурсов на архитектурный проект в порядке и на условиях, определенных администрацией г. Липецка.
1.8. В проектах генеральных планов города и городских округов необходимо предусматривать рациональную очередность развития. При этом необходимо определять перспективы развития городских округов за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
На территории города рекомендуется комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.
Расчетный срок считать до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 40 лет.
1.9. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций. Численность населения складывается из трех групп: градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной.
1.10. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и рекреационную.
Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройств санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.
Рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.
1.11. В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (имеющие лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов, а также особо охраняемые территории, где запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям ее созидания.
1.12. На территориях, прилегающих к городу, следует предусматривать пригородные зоны для использования их в качестве резервов последующего развития города и размещения объектов хозяйственного обслуживания, а в составе пригородных зон - зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.
1.13. Участки дачных поселков необходимо размещать с учетом перспективного развития городских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания не более 1 часа.

Часть II

НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛОЙ ЗОНЫ

1. Жилая застройка. Общие требования

2.1.1. При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:
жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 400 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения;
микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10 - 60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений); границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи.
2.1.2. Микрорайон занимает, как правило, территорию нескольких кварталов.
2.1.3. На территории микрорайона запрещается размещение нежилых объектов с участками более 0,5 га, не связанных с обслуживанием населения микрорайона. Допускается размещение объектов малого бизнеса и производственных предприятий малой мощности, дополняющих комплекс учреждений обязательного обслуживания. Доля нежилого фонда в объеме застройки микрорайона не должна превышать 25%.
2.1.4. Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного оборудования.
2.1.5. При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройства территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры.
2.1.6. Расчетный показатель жилищной обеспеченности рекомендуется принимать 20 кв. м общей площади на человека, а при застройке жилыми домами повышенной комфортности - 20 - 30 кв. м общей площади на человека.
2.1.7. К застройке исторической части города предъявляются особые требования по этажности и объемам зданий, по стилю и облику фасадов жилых и общественных зданий и сооружений, по благоустройству и озеленению.
2.1.8. Строительство в непосредственной близости от памятников архитектуры, природы и истории ведется с соблюдением масштабности застройки.
2.1.9. Решение о застройке центральной части города в каждом отдельном случае рассматривается на градостроительном совете с участием представителя Госдирекции по охране памятников.
2.1.10. В особо ответственных случаях, согласно АПЗ или заданию Госдирекции по охране памятников, выполняются дополнительные графические материалы вновь возводимых зданий, вписанных в существующую среду.
2.1.11. Окончательное решение об объемах, высотности и архитектурном облике вновь строящихся и реконструируемых зданий принимает главный архитектор города.
2.1.12. В исторической части города, при соответствующем обосновании, могут быть изменены параметры дворовых площадок и места парковки автомобилей.

2. Многоэтажные, среднеэтажные, малоэтажные,
индивидуальные жилые дома. Жилая застройка иных видов

2.2.1. Расчетная территория микрорайона включает группы жилой, смешанной жилой застройки и территории общего пользования микрорайона: участки школ, учреждений повседневного обслуживания, коммунальных объектов, гаражей-стоянок, территории зеленых насаждений (сад, сквер, бульвар), улицы, проезды, автостоянки.
2.2.2. Минимальная обеспеченность озелененными территориями - 8 м2 /чел., в которые входят: озелененные территории групп жилых домов, участков школ, участки зеленых насаждений общего пользования микрорайона. В площадь зеленых участков озелененной территории микрорайона включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка.
2.2.3. Этажность жилой застройки определяется градостроительным регламентом Правил пользования и застройки города на основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических и других требований.
2.2.4. Объемы сохраняемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.
2.2.5. При комплексной реконструкции сложившейся застройки допускается при соответствующем обосновании уточнять нормативные требования заданием на проектирование. При этом необходимо обеспечивать снижение пожарной опасности застройки и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения.
2.2.6. Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке - не более 180 м. Размеры сквозных проездов (арки и тоннели) с учетом габаритов пожарных машин должны быть не менее 3,5 м (по ширине) и 4,5 м (по высоте). Сквозные проходы в зданиях, в т.ч. через лестничные клетки, следует располагать по фронту здания с шагом не более 100 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линии перекрестков. При этом расстояние до остановки транспорта общего пользования регулируется требованиями к расположению остановочных пунктов в районе перекрестков улиц.
2.2.7. Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать проезды шириной 5,5 м. При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.
2.2.8. Расстояния от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5 - 8 м для зданий до 10 этажей включительно и 8 - 10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.
2.2.9. Вдоль фасадов, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м (в т.ч. с травяным покрытием), пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.
2.2.10. Микрорайоны и кварталы с застройкой 5 этажей и выше, как правило, обслуживаются двухполосными, а с застройкой до 5 этажей - однополосными проездами.
2.2.11. На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устанавливаются шириной 5,5 м.
2.2.12. Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
2.2.13. Расстояния между жилыми, жилыми и общественными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, а также в соответствии с противопожарными требованиями.
2.2.14. Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2 - 3 этажа следует принимать расстояния (санитарно-бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа и более - не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. Указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений из окна в окно.
2.2.15. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в таблице 1:

Таблица 1

+------------------------------+----------------+------------------------+
¦           Площадки           ¦Удельные размеры¦ Расстояния от площадок ¦
¦                              ¦   площадок,    ¦     до окон жилых и    ¦
¦                              ¦   кв. м/чел.   ¦ общественных зданий, м ¦
+------------------------------+----------------+------------------------+
¦Для игр детей дошкольного     ¦      0,7       ¦           12           ¦
¦и младшего школьного возраста ¦                ¦                        ¦
+------------------------------+----------------+------------------------+
¦Для отдыха взрослого населения¦      0,1       ¦           10           ¦
+------------------------------+----------------+------------------------+
¦Для занятий физкультурой      ¦      2,0       ¦         10 - 40        ¦
+------------------------------+----------------+------------------------+
¦Для хозяйственных целей       ¦      0,3       ¦   20 (для хоз. целей)  ¦
¦и выгула собак                ¦                ¦  40 (для выгула собак) ¦
+------------------------------+----------------+------------------------+
¦Для стоянки автомашин         ¦      0,8       ¦       по табл. 14      ¦
+------------------------------+----------------+------------------------+

Примечание:
1. Расстояния от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик; расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых до жилых домов следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м.
2. Допускается уменьшать, но не более чем на 50% удельные размеры площадок для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона для школьников и населения, в т.ч. на территориях школ.

2.2.16. Жилые здания с квартирами на первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий на магистральных улицах не менее 6 м, на прочих - не менее 3 м. Достаточность отступа жилых зданий от красной линии следует подтверждать расчетами уровней шума в квартирах и на территории жилой застройки. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения (кроме учреждений образования и воспитания), а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - и жилые здания с квартирами в первых этажах.
2.2.17. Площадь озеленения территории микрорайона (квартала) следует принимать не менее 6 кв. м/чел. (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений).
2.2.18. Расстояния от границ застройки городских округов до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки участков садоводческих товариществ не менее 15 м, в городских округах для районов одно-, двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать - не менее 15 м.
2.2.19. В районах усадебной застройки дома должны отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.
2.2.20. На территориях с застройкой усадебными, одно-, двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках (кроме построек для скота и птицы), должно быть не менее 6 м.
2.2.21. Высоту и конструкции ограждения земельных участков индивидуальных жилых домов принимать с учетом соблюдения требований инсоляции и по согласованию с органами местного самоуправления, уполномоченными в области градостроительной деятельности.
Максимальную высоту ограждений земельных участков индивидуальных жилых домов принимать до 1,8 м. Строительство глухих заборов, как правило, не предусматривается.

3. Расчетная плотность населения территории
жилого района и микрорайона

2.3.1. Расчетную плотность населения, чел./га, территории жилого района рекомендуется принимать не менее приведенной в таблице 2, а территории микрорайона - не менее приведенной в таблице 3:

Таблица 2

+-----------------------------+-------------------------------------------+
¦   Зона различной степени    ¦   Плотность населения территории жилого   ¦
¦ градостроительной ценности  ¦района, чел./га, для групп городов с числом¦
¦         территорий          ¦            жителей, тыс. чел.             ¦
¦                             +------+-------+--------+---------+---------+
¦                             ¦до 20 ¦20 - 50¦50 - 100¦100 - 250¦250 - 500¦
+-----------------------------+------+-------+--------+---------+---------+
¦Высокая                      ¦ 130  ¦  165  ¦  185   ¦   200   ¦   210   ¦
+-----------------------------+------+-------+--------+---------+---------+
¦Средняя                      ¦  -   ¦   -   ¦   -    ¦   180   ¦   185   ¦
+-----------------------------+------+-------+--------+---------+---------+
¦Низкая                       ¦  70  ¦  115  ¦  160   ¦   165   ¦   170   ¦
+-----------------------------+------+-------+--------+---------+---------+

Примечания:
1. При строительстве на площадках, требующих сложных мероприятий по инженерной подготовке территории, плотность следует увеличивать, но не более чем на 20%.
2. В условиях реконструкции сложившейся застройки в центральной части города, а также при наличии историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей в других частях плотность населения устанавливается заданием на проектирование.
3. В районах индивидуального усадебного строительства, где не намечается строительство централизованных инженерных систем, допускается уменьшать плотность населения, но принимать не менее 40 чел./га.

Таблица 3

+-------------------------------------+----------------------------------+
¦       Зона различной степени        ¦Плотность населения на территорию ¦
¦градостроительной ценности территории¦       микрорайона, чел./га       ¦
+-------------------------------------+----------------------------------+
¦Высокая                              ¦               420                ¦
+-------------------------------------+----------------------------------+
¦Средняя                              ¦               350                ¦
+-------------------------------------+----------------------------------+
¦Низкая                               ¦               200                ¦
+-------------------------------------+----------------------------------+

Примечания:
1. Границы расчетной территории микрорайона следует устанавливать по красным линиям магистральных и жилых улиц, по осям проездов или пешеходных путей, по естественным рубежам, а при их отсутствии - на расстоянии 3 м от линии застройки. Из расчетной территории должны быть исключены площади участков объектов районного и общегородского значений, объектов, имеющих историко-культурную и архитектурно-ландшафтную ценность, а также объектов повседневного пользования, рассчитанных на обслуживание населения смежных микрорайонов в нормируемых радиусах доступности (пропорционально численности обслуживаемого населения). В расчетную территорию следует включать все площади участков объектов повседневного пользования, обслуживающих расчетное население, в том числе расположенных на смежных территориях, а также в подземном и надземном пространствах. В условиях реконструкции сложившейся застройки в расчетную территорию микрорайона следует включать территорию улиц, разделяющих кварталы и сохраняемых для пешеходных передвижений внутри микрорайона или для подъезда к зданиям.
2. В условиях реконструкции сложившейся застройки расчетную плотность населения допускается увеличивать или уменьшать, но не более чем на 10%.
3. При формировании в микрорайоне единого физкультурно-оздоровительного комплекса для школьников и населения и уменьшении удельных размеров площадок для занятий физкультурой необходимо соответственно увеличивать плотность населения.
4. При застройке территорий, примыкающих к лесам и лесопаркам или расположенных в их окружении, суммарную площадь озелененных территорий допускается уменьшать, но не более чем на 30%, соответственно увеличивая плотность населения.
5. Показатели плотности приведены при расчетной жилищной обеспеченности 20 кв. м/чел.

4. Размеры приусадебных и приквартирных участков

2.4.1. Предельные размеры (максимальные и минимальные) земельных участков, выделяемых на индивидуальный жилой дом или квартиру для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, зависят от применяемых типов жилых домов, характера формирующейся застройки (среды), ее размещения в структуре городов разной величины для усадебных, одно-, двухквартирных и многоквартирных блокированных жилых домов и устанавливаются органами местного самоуправления.
2.4.2. Границы, площади и режим использования земельных участков при многоквартирных жилых домах определяются градостроительной документацией с учетом законодательства РФ и нормативных правовых актов области. Минимальные площади приквартирных участков для разных типов жилых домов принимать по таблице 4:

Классификация территорий малоэтажной жилой
застройки домами с приквартирными участками

Таблица 4

+------------+------------+--------------------+---------------------------+------------------+--------------+
¦    Тип     ¦Степень     ¦  Типы жилых домов  ¦   Площади приквартирных   ¦  Функционально-  ¦  Социальная  ¦
¦ территории ¦градострои- ¦ (этажность 1 - 3)  ¦участков, м2 (не менее) <*>¦  типологические  ¦инфраструктура¦
¦            ¦тельной     ¦                    +------------+--------------+ признаки участка ¦              ¦
¦            ¦освоенности ¦                    ¦На свободных¦На застроенных¦(кроме проживания)¦              ¦
¦            ¦территории  ¦                    ¦территориях ¦ территориях  ¦                  ¦              ¦
+------------+------------+--------------------+------------+--------------+------------------+--------------+
¦А. Отдельные¦Свободные   ¦1. Одно-,           ¦          450              ¦Садоводство или   ¦Выборочное    ¦
¦жилые       ¦от застройки¦двухквартирные дома.¦          250              ¦цветоводство,     ¦применение    ¦
¦образования ¦территории, ¦2. Многоквартирные  ¦                           ¦игры детей, отдых ¦объектов      ¦
¦в структуре ¦в т.ч.      ¦блокированные дома  ¦                           ¦                  ¦повседневного ¦
¦поселения   ¦резервные   ¦                    ¦                           ¦                  ¦обслуживания, ¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦компенсирующих¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦их недостаток ¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦на прилегающих¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦территориях   ¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦поселения.    ¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦Применение    ¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦встроенных и  ¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦встроенно-    ¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦пристроенных  ¦
¦            ¦            ¦                    ¦                           ¦                  ¦объектов      ¦
+------------+------------+--------------------+---------------------------+------------------+--------------+

--------------------------------
<*> Площади приквартирных участков жилых домов на территориях с малоэтажной застройкой определяются местной администрацией.

5. Учреждения образования. Детские дошкольные учреждения

2.5.1. Норма количества мест в детских дошкольных учреждениях (далее - ДДУ) устанавливается в зависимости от демографической структуры населения в местных нормативах градостроительного проектирования, принимая расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными учреждениями в пределах 85%, в том числе общего типа - 70%, специализированного - 3%, оздоровительного - 12%.
Согласно демографической структуре на 1 тыс. чел. в новых микрорайонах следует принимать 55 детей (расчет см. в приложении к Нормативам).
Норма количества мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях корректируется каждые 5 лет исходя из реальной складывающейся демографической структуры населения.
2.5.2. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДДУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 кв. м на 1 место, при вместимости до 100 мест - 35 кв. м, для встроенного здания ДДУ при вместимости более 100 мест - не менее 29 кв. м.
Площадь земельного участка по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области может быть уменьшена, но не более чем на 30%.
2.5.3. На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны:
зона застройки;
зона игровой территории;
хозяйственная зона.
2.5.4. При организации участка необходимо предусматривать кольцевой (у отдельно стоящего здания) или полукольцевой (у пристроенного здания) автомобильный проезд или зону, обеспечивающую возможность проезда пожарного автомобиля.
2.5.5. Зона застройки включает основное здание ДДУ, которое размещают в границах участка. Расположение на участке посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных с ДДУ, не допускается.
Здание ДДУ проектируют отдельно стоящим. При затесненной многоэтажной застройке в городах допускается пристройка зданий вместимостью до 140 мест к жилым домам при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом), при обеспечении нормативных показателей освещенности, инсоляции, площади помещений, организации самостоятельного полноценного пищеблока, самостоятельной системы вентиляции. Обслуживание помещения ДДУ допускается размещать в объеме жилого здания с учетом требований санитарных и противопожарных норм. Здание ДДУ следует отгородить от жилого здания капитальной стеной. При вместимости ДДУ 140 мест и выше здание может быть до 3-х этажей.
2.5.6. Зона игровой территории включает в себя:
групповые площадки, индивидуальные для каждой группы, из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста;
общую физкультурную площадку, которая состоит из:
- зоны с оборудованием для подвижных игр;
- зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами;
- беговой дорожки;
- ямы для прыжков;
- полосы препятствий.
В ДДУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 кв. м, при вместимости свыше 150 мест - две площадки размером 150 и 250 кв. м.
При недостаточной или неинсолируемой территории ДДУ часть или всю игровую территорию, по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области, допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м. При пристройке к зданию ДДУ плавательного бассейна участок следует увеличить на соответствующую площадь.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.5.8. В состав хозяйственной зоны входит хозплощадка, которая предусматривается одновременно как разворотная площадка для грузового автомобиля, с местом для разгрузки и площадкой для мусоросборников.
Площадь хозяйственной площадки следует принимать от 75 до 120 кв. м.
В состав хозяйственной зоны дополнительно разрешается включать овощехранилище (площадью не более 50 кв. м), огород, ягодник, фруктовый сад, прочие элементы подсобного хозяйства (по согласованию с органами образования и Роспотребнадзора).
2.5.9. При встроенных ДДУ вместо хозплощадки предусматривается загрузочная площадка со стороны пищеблока ДУ и площадка мусоросборников, размещаемая с внешней по отношению к жилому дому стороны проезда (или не ближе 20 м от стены жилого дома с окнами).
Хозяйственная площадка должна размещаться при входах в загрузочную пищеблока.
Участок ДДУ должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м.
2.5.10. Радиус обслуживания населения детскими дошкольными учреждениями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более 300 м.
Примечания:
1. Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные ДДУ, а также на специальные детские ясли-сады общего типа.
2. Радиусы обслуживания ДДУ в усадебной застройке допускается принимать по заданию на проектирование.

2.5.11. Расстояния от зданий ДДУ следует принимать до красной линии - 25 м;
до стен жилых домов и зданий общеобразовательных школ - по нормам инсоляции и освещенности.
2.5.12. Расстояние от границ участка (игровой территории) до жилых и иных общественных зданий - по нормам инсоляции и освещенности, но не менее 12 м.
2.5.13. Участки ДДУ не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам. Расстояние от красной линии - 25 м.
2.5.14. Площадь озеленения территории ДДУ должна составлять не менее 50% площади участка. В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и др. полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:
не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и физкультурной площадками;
не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками;

]]>
При коэффициенте семейности в 3,3 человека получаем 3,3 x 0,3 = 1 машина на семью (квартиру).

Расчет мест для парковки

Под парковку (временную стоянку) принимаем следующие % соотношения.
Общее количество машин на 1 тыс. жителей - 300 м/м.
Из них 25% в часы пик находятся по месту жительства, т.е. в непосредственной близости от подъездов.
25% - находятся на стоянках по месту работы;
5% - на стоянках у торговых центров;
15% - в местах отдыха.
Остальные 30% машин находятся в пути, на улицах, за пределами города.
Поэтому для парковки у домов на 1 тыс. жителей потребуется 300 х 0,25 = 75 м/м.
Они размещаются в карманах у местных проездов, на отдельных площадках внутри дворов или в подземном пространстве.

Расчет мест для постоянного хранения

Принимается 90% от общего количества автомашин:
300 x 0,9 = 270 машин на 1 тыс. человек.
Эти машины могут находиться:
- в подземной части дома и прилегающей территории;
- на открытых охраняемых площадках в одном или 2-х уровнях;
- в многоэтажных гаражах-стоянках на окраинах микрорайона или за его пределами.

Примерный расчет машин для 10-этажной блок-секции

Количество квартир - 40.
Количество машин - 40.
Количество парковочных мест при доме:
40 x 0,25 = 10 м/м.
В случае, когда места для хранения машин могут использоваться так же, как парковочные (например: когда места для хранения расположены под зданием), то можно сократить соответственно парковочные места около здания.

К расчету площадок на дворовой территории

А. Детские площадки.
Норматив 0,7 м2 на человека может быть разделен на 2 части:
- 0,3 м2 - площадки для самых маленьких детей. Такие площадки с соответствующим оборудованием располагаются на дом или группу домов на территории в единых границах межевания;
- 0,4 м2 - площадки для младших школьников. Могут группироваться в более крупные образования на квартал или группу домов и, как правило, выделяются из границ межевания.
Б. Спортивные площадки во дворах принимаются из расчета 0,5 м2 на человека и располагаются внутри границ межевания. Дополнительные спортивные площадки из расчета 1,5 м2 на человека группируются в укрупненные спортзоны, одна или две на микрорайон (вне границ межевания), а также с учетом спортзоны школы.
Расстояние от детских и спортивных площадок до проездов и стоянок автомашин принимается не менее 5 м, с устройством газона и посадкой живой изгороди.
На детских и спортивных площадках дорожки и места отдыха выполняются с покрытием из бетонной тротуарной плитки.
В. Площадки для выгула собак устраиваются при микрорайонах, в санитарных зонах, в прилегающих озелененных территориях, с минимальной площадью в 200 м2.
Площадки окружаются сетчатой изгородью.

Площадки при домах в застроенной части города

При размещении домов в застроенной части города, при затесненных участках, могут быть уменьшены параметры спортивных участков и хоз. площадок, а также отказаться от площадок для выгула собак.
Эти отступления должны быть согласованы с Роспотребнадзором.

Плотность населения

При проектировании жилых образований (жилых районов, микрорайонов, кварталов) основным критерием является плотность населения (чел./га).
Для микрорайона плотность населения рекомендуется 420 чел./га.
Однако, как показывает опыт проектирования последних микрорайонов, с учетом катастрофического роста количества автомобилей при данной плотности невозможно достичь комфортных условий проживания.
Поэтому рекомендуется места парковки и стоянки автомобилей размещать в подземное пространство, а при невозможности достижения этого решения уменьшить плотность населения до 400 чел./га, а при более комфортном проживании - 380 чел./га.

Перечень законодательных и нормативных документов

1. Федеральные законы, указы Президента, постановления
Правительства Российской Федерации и администрации
Липецкой области

1.1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
1.2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ
1.3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ
1.4. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Лесной кодекс Российской Федерации имеет № 200-ФЗ, а не № 74-ФЗ и принят 04.12.2006, а не 03.06.2006.

1.5. Лесной кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Жилищный кодекс Российской Федерации имеет № 188-ФЗ, а не № 189-ФЗ и принят 29.12.2004, а не 31.12.2004.

1.6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 31.12.2004 № 189-ФЗ

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ № 33-ФЗ принят 14.03.1995, а не 04.03.1995.

1.7. Закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 04.03.1995 № 33-ФЗ
1.8. Закон Российской Федерации "О недрах" в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ
1.9. Закон Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ
1.10. Закон Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ
1.11. Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ
1.12. Закон Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 № 73-ФЗ
1.13. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ
1.14. Закон Российской Федерации "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 № 174-ФЗ
1.15. Закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 № 68-ФЗ
1.16. Закон Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в РФ" от 17.11.1995 № 169-ФЗ
1.17. Закон Российской Федерации "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ
1.18. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 № 1404
1.19. "Социальные нормативы и нормы", одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.05.1996 № 1063

2. Нормативные документы министерств
и ведомств Российской Федерации

2.1. СанПиН 2.1.7.1287-03 Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
2.2. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
2.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки
2.4. СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод
2.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
2.6. СанПиН 2.1.6.1032-01 Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест
2.7. СанПиН 2.2.4/2.1.8.583-96 Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территориях жилой застройки
2.8. СНиП II-89-80 (1994) Генеральные планы промышленных предприятий
2.9. СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий
2.10. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
2.11. СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения
2.12. СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений
2.13. СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги
2.14. СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения
2.15. СНиП 2.08.01-89* Жилые здания
2.16. СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные
2.17. СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные
2.18. СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
2.19. СНиП 2.01.28-85 Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию
2.20. СНиП 2.04.02-84 (2002) Водоснабжение. Наружные сети и сооружения
2.21. СНиП 41-02-2003 Тепловые сети
2.22. СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы
2.23. СНиП 2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и их населенных пунктов
2.24. СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм
2.25. СНиП 32-03-96 Аэродромы
2.26. СНиП 2.04.03-85 (1986) Канализация. Наружные сети и сооружения
2.27. СНиП 23-03-2003 Защита от шума
2.28. ВСН 62-91* Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения
2.29. ГОСТ 12.1.036-81 (2001) ССБТ Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях
2.30. ГОСТ Р22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования
2.31. РД 34.20.1.85-94 (с доп. 1999) Инструкция по проектированию городских электрических сетей
2.32. РД 45.120-2000 (НТП 112-200) Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети
2.33. ПУЭ Правила устройства электроустановок (2004)
2.34. МГСН 1.01-99 (в редакции 2002) Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы
2.35. Пособие по водоснабжению и канализации городских и сельских поселений (к СНиП 7.01-89), М.:ЦНИИЭП инженерного оборудования. 1990
2.36. СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них непродовольственного сырья и пищевых продуктов

3. Рекомендации, руководства

1. Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума. ЦНИИП градостроительства. М., Стройиздат, 1984 г.
2. Руководство по разработке раздела "Охрана окружающей среды" к проекту планировки (реконструкции) жилого района. М., ЭФ "Экогород", 1998 г.
3. Рекомендации по разработке санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, М., РЭФИА, 1998 г.
4. Рекомендации по проектированию и эксплуатации заводов по сжиганию ТБО. МЖКЛ, ЖКХ. М, 1987 г.
5. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. М., 1995 г.
6. "Прикладные методы градостроительных исследований" В.А. Сосновский, Н.С. Русакова, М., 2006.

Термины и определения

Социально гарантированные условия жизнедеятельности - состояние городской среды, отвечающее современным социальным, гигиеническим и градостроительным требованиям, достигаемое соблюдением при проектировании (реконструкции) территории нормативных параметров функционально-планировочной организации объектов градостроительного нормирования.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плотность застройки - суммарная поэтажная площадь застройки надземной части зданий и сооружений в габаритах наружных стен, приходящаяся на единицу территории участка (квартала), тыс. кв. м/га.
Плотность жилой застройки - суммарная поэтажная площадь наземной части жилых домов и встроенно-пристроенных нежилых помещений в габаритах наружных стен, приходящаяся на единицу территории участка жилой, смешанной жилой застройки, тыс. кв. м/га.
Городской узел - территория общественного назначения, формирующаяся на пересечении магистральных улиц общегородского значения.
Участок - обособленная часть территории города конкретного функционального, строительного, ландшафтного назначения.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены инженерные коммуникации, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Улица, площадь - территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети населенного пункта.
Квартал - межуличная территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети населенного пункта.
Территории природного комплекса - территории с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющие преимущественно средозащитные, природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтообразующие функции.
Особо охраняемые природные территории - территории с расположенными на них природными объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, на которых, в соответствии с законодательством, установлен режим особой охраны: национальный парк, природный, природно-исторический парк, природный заказник, памятник природы, городской лес или лесопарк, водоохранная зона и другие категории особо охраняемых природных территорий.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пешеходная зона - территория, предназначенная для передвижения пешеходов. На ней не допускается движение транспорта за исключением специального, обслуживающего эту территорию.
Стоянка для автомобилей (автостоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.
Надземная автостоянка закрытого типа (закрытая) - автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.
Автостоянка открытого типа (открытая) - автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается такое сооружение, которое открыто по крайне мере с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона остается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50% наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).
Усадебный жилой дом - одноквартирный дом с приквартирным участком, постройками для подсобного хозяйства.
Блокированный жилой дом - дом, состоящий из двух и более квартир, каждая из которых имеет непосредственный выход на свой приквартирный участок.
Линии регулирования застройки - границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru