Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ростовская область

О применении документа см. примечание в

Справке
19 мая 2006 годаN 483-ЗС


ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Законодательным Собранием
26 апреля 2006 года

(в ред. Областных законов от 15.03.2007 № 661-ЗС,
от 27.07.2007 № 736-ЗС, от 31.07.2009 № 284-ЗС,
от 01.10.2009 № 308-ЗС)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и понятия

В настоящем Областном законе используются основные понятия и термины, предусмотренные статьей 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 2. Принципы проведения местного референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме (далее, если иное не оговорено особо, - референдум) на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Референдум организуется и проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Ростовской области, настоящим Областным законом, иными областными законами, уставом муниципального образования.
3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Референдум организуют и проводят комиссии.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
6. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 3. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах округа референдума, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 4. Вопросы референдума

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Федеральным законом, Уставом Ростовской области, областными законами, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы референдума не должны противоречить федеральному и областному законодательству.
5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
6. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 5. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.
3. В течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится.
4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 6. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме;
2) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на местном или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
2. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
3. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.
Если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или местного структурного подразделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

Статья 7. Назначение референдума

1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Областным законом, уставом муниципального образования.
2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
3. Референдум назначается в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Областным законом, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом. Голосование на референдуме проводится не позднее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении референдума.
4. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.
5. Голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.
6. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме в соответствии с частью 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Глава 2. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА,
СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА,
ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 8. Регистрация (учет) участников референдума

1. Регистрации (учету) подлежат все участники референдума.
2. Регистрация (учет) участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа. Основанием для регистрации (учета) участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.
4. Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев - по месту пребывания) граждан Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка с указанием следующих персональных данных гражданина: фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения, пола, гражданства, адреса места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - места пребывания), вида документа, удостоверяющего личность, серии и номера этого документа, наименования или кода органа, выдавшего документ, даты выдачи документа - главе местной администрации муниципального района, городского округа по месту своего нахождения.
5. Органы записи актов гражданского состояния не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах смерти граждан Российской Федерации главе местной администрации муниципального района, городского округа по месту своего нахождения.
6. Не реже чем один раз в три месяца органы, осуществляющие воинский учет, сообщают о гражданах Российской Федерации, призванных (поступивших по контракту) на военную службу (уволенных с военной службы), а органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы - о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, главе местной администрации муниципального района, городского округа по месту жительства гражданина.
7. Суд, приняв решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании гражданина, ранее признанного судом недееспособным, дееспособным, сообщает о принятом решении главе местной администрации муниципального района, городского округа по месту жительства гражданина.
8. Сведения, указанные в частях 4-7 настоящей статьи, не реже чем один раз в месяц передаются главой местной администрации муниципального района, городского округа в Избирательную комиссию Ростовской области для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.
9. Регистрация участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".
10. Регистрация (учет) участников референдума, установление численности зарегистрированных участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
11. Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

Статья 9. Составление списков участников референдума

1. В целях реализации прав участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
2. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме.
3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в референдуме, то в списки участников референдума включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие части 3 статьи 3 настоящего Областного закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится указанный референдум.
4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Областным законом, - факт временного пребывания на территории этого участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Областным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников референдума на референдуме.
Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки участников референдума участка референдума, на территории которого они проживают, на общих основаниях.
Военнослужащие, члены их семей и другие участники референдума, проживающие в пределах расположения воинской части, включаются в список участников референдума участка референдума, в границах которого дислоцирована воинская часть.
Участники референдума, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту жительства в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки участников референдума по месту нахождения общежития (образовательного учреждения).
Участники референдума, поселившиеся на территории участка референдума после представления списка участников референдума для ознакомления участников референдума, а также участники референдума, по какой-либо иной причине не включенные в список участников референдума, дополнительно включаются участковой комиссией в список участников референдума на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости - и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства участника референдума на территории данного участка референдума.
6. Сведения об участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа. Сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части в избирательную комиссию муниципального образования (соответствующую территориальную избирательную комиссию) сразу после официального опубликования решения о назначении референдума, а если соответствующая комиссия не сформирована - сразу после ее образования.
7. Список участников референдума составляется избирательной комиссией муниципального образования (соответствующей территориальной избирательной комиссией), в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части. Список участников референдума состоит из титульного и вкладных листов, форма которых устанавливается Избирательной комиссией Ростовской области.
8. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.
9. Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума только на одном участке референдума. При выявлении избирательной комиссией муниципального образования факта включения гражданина Российской Федерации в списки участников референдума на разных участках референдума на одном и том же референдуме избирательная комиссия муниципального образования до передачи списков участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
10. Список участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства участника референдума. В списке участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, для подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) участнику референдума, а также для внесения суммарных данных по референдуму.
11. Первый экземпляр списка участников референдума изготавливается в машинописном виде. В исключительных случаях по решению избирательной комиссии муниципального образования допускается изготовление списка участников референдума в рукописном виде. Первый экземпляр списка участников референдума подписывается председателем и секретарем комиссии, составившей список, и заверяется печатью этой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией муниципального образования.
12. Избирательная комиссия муниципального образования (территориальная избирательная комиссия) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка участников референдума конкретного участка референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
13. Участковая комиссия уточняет список участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников референдума, а также на основании письменных извещений вышестоящих комиссий о включении участников референдума в списки участников референдума на других участках референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не ранее 19 часов и не позднее 20 часов дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
14. Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список участников референдума для ознакомления участников референдума и его дополнительного уточнения.
15. Список участников референдума по участку референдума, образованному в местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), составляется соответствующей участковой комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об участниках референдума, представляемых руководителем учреждения, в котором участник референдума временно пребывает, сразу после ее образования. При этом предоставляются сведения только о гражданах, обладающих правом на участие в референдуме.
Список участников референдума подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
16. Руководители больниц, санаториев, домов отдыха, мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других мест временного пребывания участников референдума (если в них не образуются участки референдума) не позднее чем за 4 дня до дня голосования представляют в избирательную комиссию муниципального образования (соответствующую территориальную избирательную комиссию) по установленной форме сведения о гражданах, обладающих правом на участие в референдуме, которые будут находиться в них в день голосования. Избирательная комиссия муниципального образования (территориальная избирательная комиссия) направляет в соответствующую участковую комиссию сведения о гражданах, обладающих правом на участие в референдуме в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Областного закона.
17. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном частью 11 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) участников референдума, вступившего в законную силу решения суда, письменного извещения вышестоящей комиссии о включении участника референдума в список участников референдума на другом участке референдума.
При этом в списке участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Соответствующая запись в списке участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в части 4 статьи 8 настоящего Областного закона сведений об участниках референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке.
18. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию. Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка участников референдума делает отметку: "Включен в список участников референдума на участке референдума N" с указанием номера участка референдума.
19. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.
20. После официального опубликования результатов референдума информация об участниках референдума, содержащаяся в списках участников референдума, может использоваться для уточнения сведений об избирателях, участниках референдума в регистре избирателей, участников референдума.

Статья 10. Округ референдума

Округ референдума включает в себя всю территорию муниципального образования.

Статья 11. Образование участков референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума.
2. Участки референдума образуются по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования главой местной администрации муниципального района, городского округа. В случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, участки референдума образуются избирательной комиссией муниципального образования. Участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования на основании данных о числе участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума в соответствии с частью 9 статьи 8 настоящего Областного закона, из расчета не более чем три тысячи участников референдума на каждом участке на день его образования.
3. В местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания) участки референдума могут образовываться в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с Избирательной комиссией Ростовской области - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
4. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. При этом в состав участковой комиссии с правом решающего голоса включается представитель воинской части, дислоцированной на территории участка референдума. Если на территории участка референдума дислоцировано несколько воинских частей, в состав участковой комиссии с правом решающего голоса включается представитель воинской части, в пределах расположения которой проживает наибольшее число граждан, обладающих правом на участие в референдуме.
5. Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 40 дней до дня голосования, а информация об участках референдума, образованных позднее срока, указанного в части 2 настоящей статьи, - не позднее чем через 3 дня после их образования.

Глава 3. КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 12. Система и статус комиссий референдума

1. Подготовку и проведение референдума осуществляют:
Избирательная комиссия Ростовской области, действующая в качестве областной комиссии референдума (далее - Избирательная комиссия Ростовской области);
избирательная комиссия муниципального образования, действующая в качестве муниципальной комиссии референдума (далее - муниципальная комиссия);
участковые комиссии референдума (далее - участковые комиссии).
При проведении референдума в муниципальном образовании "Город Ростов-на-Дону" по решению Избирательной комиссии Ростовской области, принятому на основании обращения представительного органа указанного муниципального образования, подготовку и проведение референдума осуществляют также территориальные избирательные комиссии, действующие в качестве территориальных комиссий референдума (далее - территориальные комиссии). В случае отсутствия территориальных комиссий их полномочия, установленные настоящим Областным законом, осуществляет муниципальная комиссия.
2. Комиссии референдума (далее - комиссии) обеспечивают реализацию и защиту права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение референдума.

]]>
6. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе и (или) сводной таблице об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протокола и (или) сводной таблицы, поступивших из участковой (территориальной) комиссии, муниципальная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума участковой (территориальной) комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке референдума (соответствующей территории). Повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) муниципальной комиссии с правом решающего голоса участковой (территориальной) комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или муниципальной комиссией. Комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов участников референдума, извещает об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 20 настоящего Областного закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 20 настоящего Областного закона, по их требованию. Протокол незамедлительно направляется в муниципальную комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до определения муниципальной комиссией результатов референдума и составления ею протокола о результатах референдума.
7. По данным протоколов участковых (территориальных) комиссий муниципальная комиссия составляет сводную таблицу о результатах референдума и протокол о результатах референдума, в который заносятся следующие сведения:
1) число участковых (территориальных) комиссий на территории округа референдума;
2) число протоколов участковых (территориальных) комиссий, на основании которых составлен данный протокол;
3) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования участковых (территориальных) комиссий, установленным частью 2 статьи 50 настоящего Областного закона.
8. В протокол муниципальной комиссии данные об итогах голосования на участках референдума, где итоги голосования признаны недействительными, не включаются, за исключением данных о числе участников референдума, включенных в список участников референдума.
9. Для подписания протокола о результатах референдума муниципальная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых (территориальных) комиссий об итогах голосования. После этого муниципальная комиссия подписывает протокол о результатах референдума и выдает копии протокола лицам, указанным в части 3 статьи 20 настоящего Областного закона, по их требованию.
10. Протокол о результатах референдума составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами муниципальной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным. К каждому экземпляру протокола приобщается сводная таблица о результатах референдума, включающая в себя полные данные всех поступивших в муниципальную комиссию протоколов об итогах голосования. Член муниципальной комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
11. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов муниципальной комиссии, а также поступившие в указанную комиссию жалобы (заявления) на нарушения соответствующих федеральных законов, настоящего Областного закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений муниципальной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
12. Первый экземпляр протокола муниципальной комиссии после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.
13. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы, списками членов муниципальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 20 настоящего Областного закона, присутствовавших при определении результатов референдума и составлении протокола, и с другой документацией хранится секретарем муниципальной комиссии в охраняемом помещении.
14. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы предоставляются для ознакомления членам муниципальной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 20 настоящего Областного закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.
15. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы направляются в представительный орган муниципального образования.
16. Если после подписания протокола о результатах референдума и (или) сводной таблицы о результатах референдума и направления их третьих экземпляров в представительный орган муниципального образования муниципальная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых (территориальных) комиссий), муниципальная комиссия вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении муниципальная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае муниципальная комиссия составляет протокол о результатах референдума и (или) сводную таблицу, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Третий экземпляр указанного протокола направляется в представительный орган муниципального образования.
17. На основании протокола о результатах референдума муниципальная комиссия принимает решение о результатах референдума.
18. Референдум признается муниципальной комиссией состоявшимся в случае, если в нем приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума.
19. Муниципальная комиссия признает решение принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
20. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно. Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
21. Муниципальная комиссия признает итоги голосования на любых участках референдума, результаты референдума недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
2) если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем округе референдума;
3) по решению суда.
22. Территориальная (участковая) комиссия признает итоги голосования на соответствующей территории (соответствующем участке референдума) недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
2) по решению суда.

Статья 54. Опубликование итогов голосования и результатов референдума

1. Итоги голосования по каждому участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность территориальной комиссии, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе о результатах референдума муниципальной комиссии и протоколах об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, предоставляются для ознакомления участникам референдума, уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет соответствующая комиссия.
2. Муниципальная комиссия направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.
Официальное опубликование общих данных о результатах референдума включает в себя: решение муниципальной комиссии о результатах референдума, а также данные о распределении голосов участников референдума, поданных за позиции "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). По решению муниципальной комиссии общие данные о результатах референдума могут быть дополнены другими данными, содержащимися в ее протоколе о результатах референдума.
3. Официальное опубликование полных данных о результатах референдума в объеме данных, которые содержатся в протоколе муниципальной комиссии, осуществляется не позднее двух недель со дня голосования, а итогов голосования в объеме данных, которые содержатся в протоколах территориальных и участковых комиссий, - в течение двух месяцев со дня голосования. Публикацию этих данных осуществляет муниципальная комиссия.

Статья 55. Юридическая сила решения, принятого на референдуме

1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
2. Решение, принятое на референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.
3. Решение, принятое на референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов муниципального образования.
4. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.
5. Отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
нарушение установленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Областным законом, уставом муниципального образования порядка проведения референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
несоответствие настоящего Областного закона Конституции Российской Федерации, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился референдум, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, областному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников референдума;
несоответствие решения, принятого на референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону или областному закону.
6. Если результаты референдума признаны недействительными, муниципальная комиссия не позднее чем через 30 дней со дня признания результатов референдума недействительными назначает повторное голосование. Повторное голосование проводится не позднее чем через 90 дней со дня признания результатов референдума недействительными.
7. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Статья 56. Использование ГАС "Выборы" при проведении референдума

1. При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами. Требования к ГАС "Выборы" и к ее эксплуатации и развитию определяются в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
2. При использовании в соответствии с Законом ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств) при проведении референдума, в том числе при регистрации (учете) участников референдума, составлении списков участников референдума, подсчете голосов участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума, соответствующая комиссия образует группу, в которую входят члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса, для контроля за использованием ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств). Все члены комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, содержащейся в ГАС "Выборы".
3. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования (о результатах референдума) соответствующей комиссией ГАС "Выборы" используется для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства - для подсчета голосов участников референдума. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через ГАС "Выборы" (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено настоящим Областным законом.
4. Если после ввода данных протокола участковой комиссии об итогах голосования в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, требующие корректировки данные вводятся в ГАС "Выборы" исключительно по мотивированному решению непосредственно вышестоящей комиссии.
5. При использовании в ходе референдума ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств) данные об участии участников референдума в референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования "Интернет". Указанные данные размещаются в порядке и сроки, установленные Избирательной комиссией Ростовской области.

Статья 57. Хранение документации референдума

1. Бюллетени, списки участников референдума, протоколы комиссий об итогах голосования, о результатах референдума и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты комиссий, итоговые финансовые отчеты групп участников референдума являются документами строгой отчетности. Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив или ее уничтожения по истечении сроков хранения.
2. Документация комиссий хранится в течение сроков, установленных настоящим Областным законом, если для отдельных видов документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, федеральными законами и другими правовыми актами не установлены иные сроки, превышающие установленные настоящим Областным законом.
3. Документация комиссий хранится шесть месяцев после даты проведения голосования, подписные листы с подписями участников референдума, бюллетени и списки участников референдума хранятся один год со дня завершения опубликования итогов голосования и результатов референдума, а протоколы об итогах голосования, о результатах референдума и сводные таблицы комиссий - не менее пяти лет со дня завершения опубликования итогов голосования и результатов референдума. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом).
4. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума утверждается Избирательной комиссией Ростовской области в соответствии с актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

Глава 9. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМАХ

Статья 58. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 59. Основания для отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума

(в ред. Областного закона от 15.03.2007 № 661-ЗС)
(см. текст в предыдущей редакции)

Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению муниципальной комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях:
1) нарушения порядка выдвижения инициативы проведения референдума;
2) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума;
3) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;
4) установления факта подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
5) наличия иных оснований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Областным законом.

Статья 60. Отмена решения об итогах голосования, о результатах референдума

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Областного закона, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума - о признании итогов голосования недействительными.
2. После установления итогов голосования, определения результатов референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует муниципальную комиссию. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
3. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, суд может признать итоги голосования недействительными.
4. В соответствии с федеральным законодательством суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.
5. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными.
6. В случае признания итогов голосования на участке референдума, территории недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах референдума с отметкой: "Повторный".
7. На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Статья 61. Ответственность за нарушение права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдумах устанавливается федеральными законами.

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 62. Вступление в силу настоящего Областного закона

1. Настоящий Областной закон, за исключением положений, для которых установлен иной порядок вступления в силу, вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Пункты 2 и 3 части 6 статьи 13 настоящего Областного закона вступают в силу после проведения первых после вступления в силу настоящего Областного закона выборов депутатов Законодательного Собрания Ростовской области, депутатов представительного органа муниципального образования, в результате которых депутатские мандаты соответственно в Законодательном Собрании Ростовской области, в представительном органе муниципального образования будут распределены в том числе между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями.
3. Со дня вступления в силу настоящего Областного закона признать утратившими силу:
Областной закон от 25 июня 2004 года № 124-ЗС "О местном референдуме в Ростовской области";
Областной закон от 29 декабря 2004 года № 267-ЗС "О внесении изменения в Областной закон "О местном референдуме в Ростовской области";
статью 4 Областного закона от 28 декабря 2005 года № 447-ЗС "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Ростовской области о выборах и референдумах".

Глава Администрации (Губернатор)
Ростовской области
В.ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
19 мая 2006 года
№ 483-ЗС





Приложение
к Областному закону
"О местном референдуме
в Ростовской области"

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

    Номер регистрационного свидетельства инициативной группы: ________________
    Дата регистрации _________________________________________________________
    Мы,  нижеподписавшиеся,  поддерживаем  инициативу  о  проведении  местного
референдума  со  следующей формулировкой выносимого (выносимых) на  референдум
вопроса (вопросов):
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

+---+-----------+---------------------+----------+-------------+---------+--------+
¦ № ¦ Фамилия,  ¦   Год (в возрасте   ¦  Адрес   ¦Серия и номер¦ Подпись ¦  Дата  ¦
¦п/п¦   имя,    ¦   18 лет на день    ¦  места   ¦паспорта или ¦         ¦внесения¦
¦   ¦ отчество  ¦ голосования - день  ¦жительства¦  документа, ¦         ¦подписи ¦
¦   ¦(полностью)¦  и месяц) рождения  ¦          ¦ заменяющего ¦         ¦        ¦
¦   ¦           ¦                     ¦          ¦   паспорт   ¦         ¦        ¦
¦   ¦           ¦                     ¦          ¦ гражданина  ¦         ¦        ¦
+---+-----------+---------------------+----------+-------------+---------+--------+
+---+-----------+---------------------+----------+-------------+---------+--------+
+---+-----------+---------------------+----------+-------------+---------+--------+

    Подписной лист заверяю: ______________________________________________________
                                     (фамилия, имя, отчество (полностью),
__________________________________________________________________________________
          адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или
__________________________________________________________________________________
  документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, проводившего сбор подписи, его
__________________________________________________________________________________
                   собственноручная подпись и дата ее внесения)

    Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума:
__________________________________________________________________________________
           (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства,
__________________________________________________________________________________
серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,
__________________________________________________________________________________
                   собственноручная подпись и дата ее внесения)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru