ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУНСКОГО РАЙОНА
от 9 апреля 2009 года
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования и науки. Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров в учреждениях образования и организациях.
1.1. Сторонами настоящего территориального Соглашения (далее - стороны) являются:
- Чунский районный комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - районный комитет Профсоюза), представляющий интересы работников системы образования Чунского муниципального образования (далее - работников образования);
- руководители муниципальных образовательных и дошкольных учреждений, представляющие интересы работодателей (далее - работодатели) - Совета руководителей в лице председателя Совета;
- администрация Чунского района в лице мэра.
1.2. Действие настоящего Соглашения распространяется на:
1.2.1. Работников, являющихся членами первичных профсоюзных организаций, на основании Устава Профсоюза и Типового положения о первичной профсоюзной организации Чунской районной организации Профсоюза работников образования и науки РФ.
1.2.2. Работников образовательных учреждений, не являющихся членами Профсоюза, лично уполномочивших профсоюзную организацию представлять их интересы при заключении данного Соглашения путем подачи письменных заявлений в выборный профсоюзный орган с просьбой ежемесячного пересечения 1% от его заработной платы на расчетный счет райкома Профсоюза в порядке, предусмотренном для перечисления профсоюзных взносов.
1.3. Работники, не являющиеся членами Профсоюза и не передавшие полномочия на заключение Соглашения от их имени, вправе регулировать свои отношения с представителями работодателя в индивидуальном порядке. На указанных работников распространяются условия настоящего Соглашения в объеме, гарантированном трудовым законодательством.
Стороны договорились о том, что:
1.4. Коллективные договоры учреждений не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством и настоящим Соглашением.
В коллективном договоре учреждения с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей могут предусматриваться дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением.
1.5. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения и доводится до сведения работодателей, профсоюзных организаций и работников учреждений.
1.6. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
В случае реорганизации (изменения правового статуса) сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
1.7. Правовой основой настоящего Соглашения являются:
- Закон РФ "Об образовании";
- постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении";
- постановление Правительства РФ от 30.12.2005 № 854;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации "Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан" от 10.03.1994 № 458;
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 10.04.2000 "Об утверждении Федеральной программы развития образования" имеет номер 51-ФЗ, а не 51.
- Федеральная программа развития образования (ФЗ РФ № 51 от 10.04.2000);
- о национальной Доктрине образования в РФ (постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000);
- Закон
Иркутской области "О бюджете на 2009 год" и последующие годы;
- постановления Губернатора Иркутской области по образованию;
- Устав
Чунского районного муниципального образования;
- нормативные акты Чунского районного муниципального образования.
1.8. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2011 года.
Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2011 года.
2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Руководствуясь основными принципами социального партнерства, осознавая ответственность за функционирование и развитие учреждений и необходимость улучшения положения работников администрации, руководители муниципальных образовательных и дошкольных учреждений и райком Профсоюза договорились:
2.1. Осуществлять постоянный мониторинг социально-экономической ситуации в сфере образования района в пределах своей компетенции, оперативно принимать согласованные меры, направленные на устойчивую и стабильную работу образовательных учреждений:
- принимать меры для полной реализации действующих федеральных и областных законов, иных нормативно-правовых актов, предусматривающих поддержку работников;
- принимать участие в разработке и экспертизе новых законодательных и иных нормативно-правовых актов, программ развития системы образования;
- принимать меры по приоритетному, полному и своевременному финансированию системы образования, финансированию расходов на выплату заработной платы, доплат, надбавок и компенсационных выплат работников образования, на социальную поддержку работников;
- добиваться увеличения и приоритетного финансирования сферы образования при формировании местных бюджетов;
- обеспечивать контроль за целевым использованием средств, направляемых на нужды образования, включая оплату труда работников, социальную поддержку работников.
2.2. Обеспечивать участие представителей любой из сторон Соглашения на заседаниях своих коллегиальных и рабочих органов при рассмотрении на заседаниях социально-экономических проблем образования, включая вопросы, связанные с выполнением обязательства по настоящему Соглашению и др.
2.3. Направлять по вопросу любой из сторон Соглашения имеющуюся в их распоряжении информацию по всему кругу социально-экономических и трудовых проблем работников, в том числе:
- расчетные показатели и информацию о состоянии бюджетного финансирования образовательных учреждений;
- информацию о состоянии выплаты заработной платы, доплат и надбавок, компенсационных выплат работникам;
- информацию о состоянии материально-технической базы учреждений образования, условий и охраны труда в учреждениях;
- показатели кадровой обеспеченности образовательных учреждений;
- показатели производственного травматизма и заболеваемости среди работников;
- проекты законодательных и иных нормативно правовых актов, включая решения и распорядительные документы по всему кругу социально-экономических проблем, социально-трудовых отношений в сфере образования;
- другие аналогичные документы.
2.4. Осуществлять контроль за реализацией федеральных и областных законов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы образования в части:
- использования финансовых средств, закрепленных за учреждениями;
- расходования фонда оплаты труда с соблюдением прав и законных интересов работников и обучающихся;
- своевременного и полного перечисления страховых взносов в соответствующие отделения Пенсионного фонда Российской Федерации на индивидуальные (персонифицированные) счета работников.
2.5. Информировать коллективы работников, родительскую общественность и население через собственные издания, СМИ, собрания (конференции) о социально-экономических проблемах, существующих в сфере образования района, о своей деятельности по их решению.
2.6. Принимать участие в организации, подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства.
Администрация и Совет руководителей муниципальных образовательных учреждений:
2.2.1. Обеспечивает полное и своевременное финансирование учреждений в соответствии с объемами бюджетных обязательств, утвержденных федеральным, региональным и муниципальными законами о бюджете.
2.2.2. Организует систематическую работу по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников подведомственных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Заключает ежегодные соглашения с исполнительными органами региона на предмет целевого выделения финансовых средств для развития материально-технической базы учреждений муниципального подчинения и обеспечивает дополнительные социальные льготы, гарантии и преимущества для работников муниципальных образований.
2.2.4. Представляет Профсоюзу по его запросам информацию о численности, составе работников, системе оплаты труда, размере средней заработной платы и иных показателях заработной платы по отдельным категориям работников, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников.
Районный комитет Профсоюза:
2.3.1. Обеспечивает представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников учреждений.
2.3.2. Оказывает членам Профсоюза и первичным организациям учреждений помощь в вопросах применения трудового законодательства, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2.3.3. Содействует повышению уровня жизни членов Профсоюза.
2.3.4. Использует возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения социальной напряженности в коллективах учреждений.
2.3.5. Содействует предотвращению в учреждениях коллективных трудовых споров при выполнении обязательств, включенных в настоящее Соглашение и коллективные договоры.
2.3.6. Обращается в муниципальные органы представительной и исполнительной власти с предложениями о принятии нормативных правовых актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников.
2.3.7. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
2.3.8. Проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников учреждений.
3. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:
3.1. Трудовой договор с работниками учреждений заключается на неопределенный срок в письменной форме.
Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом.
3.2. С руководителями образовательных учреждений трудовой договор заключается на срок (неопределенный или определенный до пяти лет), установленный уставом учреждения или соглашением сторон.
Заключение срочного договора с руководителем (кроме руководителей, избираемых на должность) может быть обусловлено только достаточными к тому основаниями, вызванными условиями выполнения работы. В случае досрочного расторжения трудового договора не по вине руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определенном трудовым договором, но не ниже трех средних месячных заработков.
3.3. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, настоящего Соглашения, других соглашений, коллективного договора, устава и иных локальных актов учреждения.
Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленные трудовым законодательством, настоящим Соглашением и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.
3.4. Работодатель обязан при заключении трудового договора с работником ознакомить его под роспись с Уставом учреждения, настоящим Соглашением, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, действующими в учреждении и относящимися к трудовой функции работника.
3.5. Не допускать экономически и социально не обоснованной ликвидации учреждений образования, нарушения правовых гарантий работников при реорганизации и ликвидации учреждений.
3.6. Информировать в случае угрозы массового увольнения службу занятости населения, профессиональные союзы не менее чем за три месяца и совместно разрабатывать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
3.7. Считать массовым высвобождением работников увольнение 10 и более процентов работников в течение 90 календарных дней.
3.8. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением социально-трудовых прав и гарантий работников в части их занятости, порядка приема и увольнения, перевода, других вопросов трудовых отношений, в том числе и по обязательствам настоящего Соглашения.
3.9. Сообщать отделу образования о грубых нарушениях трудового законодательства в образовательных учреждениях, требующих участие отдела в решении возникших трудовых споров.
4. ОПЛАТА ТРУДА И НОРМЫ ТРУДА
4.1. Стороны исходят из того, что порядок и условия труда работников из бюджетных и внебюджетных средств регулируются положением об оплате труда работников, которое является приложением к коллективному договору.
4.2. Предусмотреть для образовательных учреждений:
- тарифный фонд - фонд оплаты труда работников по штатному расписанию и тарификации с учетом доплат и повышений ставок (окладов), указанных в приложении 1
настоящего Соглашения;
- надтарифный фонд (в размере 25% фонда оплаты труда) - фонд дополнительной оплаты труда за выполнение работ, не входящих в круг должностных обязанностей работников, а также на выплату надбавок стимулирующего характера и др. согласно приложению 2
настоящего Соглашения.
Стороны договорились:
4.3. С целью социальной поддержки, закрепления в учреждениях образования молодых и талантливых педагогов установить молодым педагогам на период первых трех лет их работы в учреждениях образования (после окончания учебного заведения) повышенные уровни оплаты труда. Рекомендовать работодателям и первичным профсоюзным организациям с целью поддержки молодых преподавательских кадров предусматривать в положении об оплате труда механизмы стимулирования их труда в течение первых трех лет преподавательской работы.
4.4. Устанавливать надтарифный фонд доплат и надбавок компенсирующего и стимулирующего характера в размере 25% от фонда оплаты труда для всех видов и типов образовательных учреждений, не менее 20% от фонда оплаты труда для дошкольных образовательных учреждений первой и второй категории по результатам государственной аккредитации в соответствии с Приложением к Письму Министерства образования РФ № 37-М от 26.08.1996 и для учреждений образования, работающих в инновационном режиме, расположенных на территории Чунского муниципального образования, остальным учреждениям - 15%.
4.5. Обеспечивать исполнение Закона РФ "Об образовании" в части пункта 8 ст. 55 и постановление мэра по текущей выплате денежной компенсации с целью содействия в обеспечении книгоиздательской продукции педагогических работников.
Ежегодно включать в бюджет Чунского муниципального образования суммы на погашение долга по книгоиздательской продукции в пределах выделенных ассигнований.
4.6. Производить оплату педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 1000 рублей за классное руководство в классах с наполняемостью 25 человек в пос. Чунском, Лесогорск, Октябрьск, Хоняки, Бидоги и 14 человек для работников муниципальных школ, расположенных в сельской местности (постановление
администрации Иркутской области от 30.01.2006 № 6-па, постановление Правительства РФ от 30.12.2005 № 854).
РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗУЮТСЯ:
4.2.1. Выплачивать заработную плату работникам системы образования только в денежной форме, статья 131 ТК.
4.2.2. Согласовать с профсоюзными органами систему и формы оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и другие выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые учреждениями самостоятельно. Закреплять указанный порядок в коллективных договорах в форме положений об оплате труда.
4.2.3. Сохранять за работниками среднюю заработную плату за дни отказа от выполнения ими работы, осуществляемого в соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.2.4. В случаях нарушения установленного срока выплаты заработной платы, в том числе за время отпуска, иных выплат, причитающихся работнику, производить их выплату одновременно с начисленной за каждый день прострочки платежа компенсацией в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.2.5. Признать, что часовая тарифная ставка учителя, воспитателя соответствует стоимости труда учителя в классе общеобразовательных школ с численностью учеников не более 25 человек, сельских школ - 14 человек;
в классах выравнивания - не более 12 человек;
воспитателя в школах-интернатах в разновозрастных группах - не более 8 человек;
в разновозрастных группах (старше 4 лет) - не более 15 человек;
в речевых группах - не более 15 человек;
в группах дошкольных учреждений - не более 20 человек;
в ясельных группах - не более 15 человек.
Любое повышение численности считать сверхнормативной нагрузкой и обеспечивать доплату за счет надтарифного фонда.
Наполняемость классов коррекции не включать в среднюю наполняемость классов по учреждению.
4.2.6. Учителям гарантировать выплату ставки заработной платы в полном объеме в случаях уменьшения учебной нагрузки в течение учебного года при условии их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Устанавливать неполную нагрузку только с письменного согласия учителя.
4.2.7. Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о донагрузке другой педагогической работой не позднее чем за 2 месяца (постановление Правительства РФ № 191 от 3 апреля 2003 года).
4.2.8. Переработка рабочего времени воспитателями, помощниками воспитателей (нянями, санитарками-нянями), осуществляемая вследствие неявки сменяющего работника или родителей, выполняемая за пределами рабочего времени, установленного графиками работы, - оплачивать как за сверхурочную работу: не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы и не менее чем в двойном размере - за последующие часы (ст. 152 ТК РФ), или по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
4.2.9. Изменение социально-трудовых условий в учреждениях образования в случаях, предусмотренных законодательством, согласовывать с соответствующим выборным профсоюзным органом.
4.2.10. Определять порядок установления доплат, надбавок, премий и материальную помощь стимулирующего характера, их размер на основе разработанных и согласованных с профсоюзным комитетом Положений в каждом учреждении образования в пределах имеющихся средств на оплату труда.
РАЙКОМ ПРОФСОЮЗА ОБЯЗУЕТСЯ:
4.2.11. Принимать согласованные и оперативные меры, направленные на своевременную выплату заработной платы, установленных надбавок и компенсаций, финансируемых из бюджетов всех уровней.
4.2.12. Установить профсоюзный контроль за своевременным выделением и целевым расходованием средств, направленных на оплату труда и иные выплаты работникам.
5. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
5.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:
5.1.2. Режим рабочего времени преподавателей, состоящих при выполнении должностных обязанностей из нормируемой его части и части рабочего времени, не имеющего четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и другими локальными актами учреждения.
5.1.3. Привлечение отдельных работников учреждений к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с согласия работников, выборного профсоюзного органа по письменному приказу (распоряжению) представителя работодателя.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
5.1.4. Предоставлять учебную нагрузку работникам администрации образовательных учреждений сверх 9 часов только в случаях обеспеченности учебной нагрузкой педагогических работников учреждений образования.
5.1.5. Информировать о предварительной нагрузке педагогических работников учреждений образования на новый учебный год до ухода их в очередной отпуск. При распределении нагрузки по возможности сохранять преемственность классов, объем нагрузки.
5.1.6. Расписание уроков на четверть составлять в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, а также запросом учителей, если это не противоречит санитарно-гигиеническим нормам и не затрагивает права учащихся.
5.1.7. Не привлекать педагогических работников к выполнению работ, не оговоренных в трудовом договоре, без их согласия и дополнительной оплаты.
5.1.8. При составлении графика дежурств учителей в образовательных учреждениях в период проведения занятий до их начала и после их окончания учитывается сменность работы ОУ, режим работы каждого учителя в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев их длительного дежурства, дежурства в дни, когда учебная нагрузка у учителя отсутствует или незначительна.
Учителя привлекаются к дежурству не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
5.1.9. Выполнение работы, непосредственно не связанное с образовательным процессом (классное руководство, заведование учебными кабинетами и др.) возлагается на учителя только с его согласия и за дополнительную плату.
5.1.10. В периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул педагогические работники ОУ, которым объем педагогической работы установлен в зависимости от количества часов работы в неделю, привлекаются к педагогической, организационной работе в пределах времени, не превышающего объема учебной нагрузки в неделю, установленного да начала каникул, с сохранением зарплаты, установленной при тарификации.
В каникулярное время учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал привлекается для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана ОУ и др.).
5.1.11. Учителям 1 - 4-х кл., если отсутствие полной нагрузки связано с передачей преподавания уроков иностранного языка, музыки, ИЗО и физической культуры учителям-специалистам с высшим образованием, учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка ОУ, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий, гарантируется выплата ставки зарплаты в полном размере при условии донагрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой (постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191).
5.1.12. При сокращении штатов предоставлять преимущественное право на оставление на работе равной производительности труда и квалификации работникам, указанным в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, а также следующим категориям работников:
- лицам в возрасте старше 50 лет, не являющимся получателем пенсий;
- одиноким родителям, имеющим одного и более несовершеннолетних детей.
5.1.13. Предоставление ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем работодателя по согласованию с выборным профсоюзным органом учреждения не позднее чем за две недели до наступления календарного года с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год работодателем может осуществляется с согласия работника и выборного профсоюзного органа.
Отзыв работника из отпуска осуществляется по письменному распоряжению работодателя только с согласия работника и выборного профсоюзного органа. При этом денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы, а при предоставлении дней отпуска в другое время средний заработок для их оплаты определяется в установленном порядке. По соглашению сторон трудового договора денежные суммы, приходящиеся на часть неиспользованного отпуска, превышающую 28 календарных дней, могут быть предоставлены в виде компенсации за неиспользованный отпуск, что закрепляется в коллективном договоре.
Оплата отпуска производиться не позднее чем за три дня до его начала.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе если работнику своевременно не была произведена оплата за время отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала. При переносе отпуска по указанным причинам в коллективном договоре целесообразно закреплять преимущество работника в выборе новой даты начала отпуска.
5.1.14. При предоставлении ежегодного отпуска преподавателям и другим педагогическим работникам за первый год работы в каникулярный период, в том числе до истечения шести месяцев работы его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном размере.
Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени осуществляется только в случае выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника. Преподавателям, проработавшим в рабочем году не менее 10 месяцев, денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении выплачивается исходя из установленной продолжительности отпуска.
5.1.15. Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей учреждений, их заместителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, в том числе эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, составляющая не менее 3 календарных дней, предусматриваются коллективным договором, правилами трудового распорядка учреждения в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.
5.1.16. Учреждение с учетом производственных и финансовых возможностей может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска за счет имеющихся собственных средств, которые присоединяются к ежегодному основному оплачиваемому отпуску.
Условия предоставления и длительность дополнительных оплачиваемых отпусков предусматриваются в коллективном договоре.
РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗУЮТСЯ:
5.2.1. Представлять оплачиваемые рабочие дни:
- бракосочетание самого работника - 3 рабочих дня;
- смерть детей, родителей, супруга, супруги - 3 рабочих дня из средств экономии ФОТ.
5.2.2. При приеме на работу каждого работника знакомить с:
- должностными обязанностями (под расписку);
- уставом учреждения;
- условиями оплаты труда;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- установленными льготами.
5.2.3. С 01.01.2006 включить в бюджет образовательных учреждений муниципального образования средства для выплаты в размере 1000 рублей работникам, уходящим на пенсию по возрасту.
5.2.4. Предоставлять гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, в соответствии с ТК РФ, глава 26.
5.2.5. Обеспечить методическую помощь молодым специалистам, в том числе закрепить учителя-наставника, выбор которого решается по обоюдному согласию.
6. УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Администрация:
6.1. Предусматривает ежегодное выделение средств на выполнение районной муниципальной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений Чунского района на 2006 - 2010 годы" в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
6.2.1. Работодатели: выделяют средства на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе на обучение работников безопасным приемам работ, аттестацию рабочих мест из всех источников финансирования в размере не менее 2% от фонда оплаты труда и не менее 0,25% от эксплуатационных расходов на содержание учреждения, которые предусматриваются в коллективном договоре и уточняются в соглашении об охране труда, являющемся приложением к нему (статьи 18, 19 Федерального закона "Об охране труда в Российской Федерации").
6.2.2. Обеспечивают за счет средств учреждения обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, также внеочередные медицинские осмотры (обследования) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
6.2.3. Обеспечивают участие представителей Профсоюза в расследовании несчастных случаев, происшедших в учреждениях, и профессиональных заболеваний, представляют информацию в профсоюзные органы о выполнении мероприятий по устранению причин несчастных случаев.
6.2.4. Обеспечивают беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов профсоюзного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в учреждении, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
6.2.5. Производить работнику оплату времени простоя из расчета его среднего заработка в случаях:
- прекращения работы, угрожающей жизни и здоровью работника;
- отстранения от работы не прошедших обучения и проверки знаний по охране труда, обязательных предварительного и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической подготовки по вине работодателя.
6.2.6. Привлекают представителей профсоюзных органов (техническую инспекцию труда Профсоюза) к участию в комиссиях по приемке законченных строительством объектов учреждений.
6.2.7. Обеспечивать работникам образовательных учреждений, занятым на работах с вредными и опасными для жизни и здоровья условиями труда:
- выплату доплат в соответствии с перечнем
работ, приведенным в приложении 3 настоящего Соглашения, а при отсутствии аттестации рабочих мест доплаты работникам устанавливаются в размере 12% от тарифной ставки (оклада);
- предоставление дополнительных отпусков в соответствии с перечнем
профессий и должностей работников учреждений и организаций образования, которым в связи с вредными условиями труда предоставляется дополнительный отпуск, приведенным в приложении 4 настоящего Соглашения;
- выдачу молока, других равноценных пищевых продуктов или выплату компенсации исходя из их рыночной стоимости по нормам, установленным законодательством РФ, в соответствии с перечнем
профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение молока, других равноценных продуктов и выплату компенсации в связи с вредными условиями труда, приведенным в приложении 5 настоящего Соглашения.
6.2.8. Обеспечивают работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, молоком и обезвреживающими средствами по установленным нормам в случаях, когда их выдача по условиям труда предусмотрена за счет учреждения, а также осуществляют выплату доплат за работу во вредных условиях труда.
6.2.9. Организуют один раз в пять лет проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях на их соответствие требованиям охраны труда.
]]>- за работу в классах, группах с числом учащихся, воспитанников, превышающим норму наполняемости;
- за выполнение обязанностей шеф-повара одному из поваров и т.д.;
- другие доплаты в зависимости от условий работы в конкретном учреждении образования.
Надбавки устанавливаются:
- за экспериментальную и инновационную деятельность;
- за напряженность и интенсивность работы;
- за выполнение особо важных (сложных) работ на срок их проведения;
- другие надбавки в зависимости от условий работы в конкретном учреждении образования.
2.5. Размеры надбавок могут быть уменьшены или отменены в следующих случаях:
- при невыполнении возложенных обязанностей;
- ухудшение качества работы;
- других случаях (предусмотреть конкретные случаи).
2.6. Решение о снижении размера надбавок, а также их отмене принимается администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом и оформляется приказом руководителя учреждения.
Конкретный перечень доплат и надбавок, а также их размеры устанавливаются каждым учреждением самостоятельно.
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, НА КОТОРЫХ
УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ДОПЛАТЫ РАБОЧИМ, СПЕЦИАЛИСТАМ И СЛУЖАЩИМ,
НЕ ВХОДЯЩИХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА
1. Виды работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты в размере до 12% тарифной ставки:
правка, верстка и монтаж негативов и диапазонов;
работы по травлению клише и форм глубокой печати;
работы по изготовлению негативов и диапазонов и комплексному изготовлению штриховых растровых клише;
работы по изготовлению, обработке копий и печатных форм для всех видов печати;
работы по получению пробных оттисков с форм плоской печати, печатание малотиражных работ;
работы по фальцовке отпечатанной продукции;
репрографические работы на светокопировальных, диазокопировальных и других множительных аппаратах;
вызов мусора и нечистот;
работы, связанные с топкой, шуровкой, очисткой от золы, и глажение спецодежды;
стирка, сушка и глажение спецодежды;
работа у горячих плит, электрожаровых шкафов, кондитерских и паро-масляных печей и других аппаратов для жарения и выпечки;
работы, связанные с мойкой посуды, тары и технологического оборудования вручную с применением кислот, щелочей и других химических кислот;
работы по стирке белья вручную с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
работы, производимые по уходу за детьми при отсутствии водопровода, канализации, по организации режима питания при отсутствии средств малой механизации;
все виды работ, выполняемые в учебно-воспитательных учреждениях при переводе их на особый санитарно-эпидемиологический режим работы;
работы по хлорированию воды с приготовлением дезинфицирующих растворов, а также с их применением;
работы с использованием химических реактивов, а также с их хранением (складированием);
работа на типографических и линотипных машинах;
обслуживание котельных установок, работающих на угле и мазуте, канализационных колодцев и сетей;
работа за дисплеями ЭВМ;
работа на деревообрабатывающих станках;
обеспечение и проведение занятий в закрытых плавательных бассейнах;
шлифовка изделий и заточка инструмента абразивными кругами сухим способом;
работы с выделением летучих соединений свинца и олова, в том числе ремонт топливной аппаратуры, работающей на этилированном бензине, заправка автомобилей этилированным бензином на колонках без дистанционного управления, пайка радиаторов автомобилей;
газосварочные, газорезочные и электросварочные работы, производимые в помещениях;
ремонт и чистка вентиляционных систем;
пайка деталей и изделий (припой оловянно-свинцовый, кадмиевый, индиевый);
работы, связанные с переработкой, выработкой, крашением обувных, кожгалантерейных, шорно-седельных, валяльно-войлочных, дубильно-экстрактовых, меховых, кожевенных и кожсырьевых материалов. Введение новых технологических процессов и выпуск готовой продукции;
слесарные и другие работы по обработке оргстекла и пластмасс;
работы с применением ядохимикатов;
работы, связанные с чисткой выгребных ям, мусорных ящиков и канализационных колодцев, проведением их дезинфекции;
вулканизационные работы (при ремонте аглолент, при выполнении НИР и ОКР с применением процесса вулканизации;
малярные работы с применением асфальтового, кузбасского печного лаков в закрытых помещениях с применением нитрокрасок и лаков, алкидных энтафталевых и ПХВ красок, применением химических веществ 2 - 4-го классов опасности;
лакокрасочные работы и полировка мебели и полов;
работа с эпоксидной смолой;
радиомонтажные работы с применением канифоли и хлорного железа;
уборка помещений, где ведутся вышеназванные работы с тяжелыми и вредными условиями труда;
работа на высоте 1,3 м и более относительно поверхности земли (пола).
Приложение 4
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПЕРЕЧНЯ
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫМ В СВЯЗИ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК
+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦ Наименование профессий и должностей ¦Продолжительность¦
¦ ¦ дополнительного ¦
¦ ¦ отпуска ¦
¦ ¦(в рабочих днях) ¦
¦ ¦ <*>
¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦1. Учреждения (санаторные школы-интернаты,¦ ¦
¦санаторно-лесные, санаторные детские дошкольные¦ ¦
¦учреждения и др.) для детей с малыми и затихающими¦ ¦
¦формами туберкулеза. ¦ ¦
¦Работники, непосредственно обслуживающие туберкулезных¦ ¦
¦больных: ¦ ¦
¦- библиотекарь; ¦ 12¦
¦- врач; ¦ 12¦
¦- гардеробщик; ¦ 12¦
¦- инструктор (инструктор-методист) по лечебной¦ 12¦
¦физкультуре; ¦ ¦
¦- истопник по топке печей в палатах для туберкулезных¦ 6¦
¦больных; ¦ ¦
¦- кастелянша; ¦ 12¦
¦- мастер по труду; ¦ 12¦
¦- младший медицинский и обслуживающий персонал¦ 12¦
¦(санитарка, санитарка-няня, уборщица, няня-уборщица,¦ ¦
¦уборщица (няня), ночная няня, подсобный рабочий,¦ ¦
¦занятый мойкой посуды (судомойка), кормлением детей¦ ¦
¦(подавальщица); ¦ ¦
¦- средний медицинский персонал. ¦ 12¦
¦2. Учреждения (школы, школы-интернаты, санаторно-лесные¦ ¦
¦школы, детские дома, детские дошкольные учреждения и¦ ¦
¦др.) для умственно отсталых детей и детей с поражением¦ ¦
¦центральной нервной системы, в том числе с тяжелыми¦ ¦
¦нарушениями речи и перенесших полиомиелит. ¦ ¦
¦Работники, непосредственно обслуживающие больных: ¦ ¦
¦- врач; ¦ 30¦
¦- инструктор и инструктор-методист по лечебной¦ 30¦
¦физкультуре; ¦ ¦
¦- младший медицинский персонал; ¦ 30¦
¦- средний медицинский персонал. ¦ 30¦
¦3. Общие профессии медицинских работников детских¦ ¦
¦учреждений: ¦ ¦
¦- врачи школ-интернат и детских домов; ¦ 12¦
¦- средний медицинский персонал учреждений образования; ¦ 12¦
¦- групповой средний медицинский персонал (групповые¦ 12¦
¦медицинские сестры, санитарки (няни) и медицинский¦ ¦
¦персонал изоляторов детских яслей и яслей-садов); ¦ ¦
¦- средний медицинский персонал детских яслей,¦ 6¦
¦яслей-садов, работающий вне групп детей (фельдшеры,¦ ¦
¦старшие и патронажные медицинские сестры); ¦ ¦
¦- врачи по контролю за занимающимися физической¦ 6¦
¦культурой. ¦ ¦
¦4. Общие профессии: ¦ ¦
¦- дезинфектор, дезинсектор и дератизатор; ¦ 6¦
¦- зольщик, шлаковищик при работе на твердом минеральном¦ ¦
¦и торфяном топливе при удалении золы и шлака: ¦ ¦
¦а) вручную; ¦ 12¦
¦б) механическим способом; ¦ 6¦
¦- кочегар (машинист) паровых водогрейных котлов на¦ ¦
¦твердом минеральном, торфяном, жидком топливе и газе: ¦ ¦
¦а) при загрузке вручную; ¦ 12¦
¦б) при механической загрузке; ¦ 6¦
¦в) при жидком топливе и газе; ¦ 6¦
¦- кочегар (истопник) на дровяном топливе; ¦ 6¦
¦- машинистка, постоянно работающая на пишущей машинке; ¦ 6¦
¦- повар, работающий у плиты; ¦ 6¦
¦- рабочий по очистке выгребных и помойных ям; ¦ 12¦
¦- рабочий, занятый на участках (пунктах) обеспыливания¦ 6¦
¦и сушки спецодежды; ¦ ¦
¦- прачка механической стирки белья и спецодежды,¦ 6¦
¦центрифуговщик; ¦ ¦
¦- прачка на стирке и бучении (замочке) заразного белья¦ 12¦
¦и спецодежды; ¦ ¦
¦- прачка на стирке белья и спецодежды вручную; ¦ 12¦
¦- слесарь по ремонту паровых котлов и дежурный слесарь¦ 6¦
¦котельных при работе котельных на твердом минеральном,¦ ¦
¦жидком топливе и газе; ¦ ¦
¦- уборщик санузлов; ¦ 6¦
¦- хлораторщик; ¦ 12¦
¦- стеклограф и ротаторщик ¦ 6¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+
--------------------------------
<*> В соответствии со статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск предоставляется в календарных днях.
Приложение 5
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО
НА БЕСПЛАТНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ МОЛОКА, ДРУГИХ РАВНОЦЕННЫХ
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ИЛИ ВЫПЛАТУ КОМПЕНСАЦИИ
В СВЯЗИ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ № ¦ Наименование профессии, должность ¦
¦п/п¦ ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 1.¦Учитель, лаборант химии ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 2.¦Учитель, лаборант информатики ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 3.¦Секретарь, постоянно работающий на компьютере ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 4.¦Уборщик санузлов ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 5.¦Дезинфектор, дезинсектор и дератизатор ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 6.¦Рабочий по стирке белья ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 7.¦Маляр ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 8.¦Газосварщики ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 9.¦Зольщик и шлаковщик при работе на твердом минеральном и торфяном¦
¦ ¦топливе при удалении золы и шлака: ¦
¦ ¦а) вручную; ¦
¦ ¦б) механическим способом ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦10.¦Кочегар (машинист) паровых водогрейных котлов на твердом минеральном,¦
¦ ¦торфяном, жидком топливе и газе: ¦
¦ ¦а) при загрузке вручную; ¦
¦ ¦б) при механической загрузке; ¦
¦ ¦в) при жидком топливе и газе. ¦
¦ ¦Кочегар (истопник) на дровяном топливе ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦11.¦Рабочий (весовщик, дежурный слесарь и подсобный рабочий) угля ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦12.¦Рабочий по очистке выгребных и помойных ям ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦13.¦Рабочий, занятый на участках (пунктах) обеспыливания и сушки¦
¦ ¦спецодежды ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦14.¦Прачка механической стирки белья и спецодежды, центрифуговщик ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦15.¦Прачка на стирке и бучении (замочке) заразного белья и спецодежды ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦16.¦Прачка на стирке белья и спецодежды вручную ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦17.¦Слесарь по ремонту паровых котлов и дежурный слесарь котельных при¦
¦ ¦работе котельных на твердом минеральном, жидком топливе и газе ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦18.¦Хлораторщик ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦19.¦Стеклограф и ротаторщик ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
Перечень не является исчерпывающим и может быть расширен за счет не учтенных в нем видов работ с вредными условиями труда (согласно Приказу Минздрава Российской Федерации от 28 марта 2003 года № 126 "Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов"), которые могут быть учтены в коллективных договорах образовательных учреждений.