Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУНСКОГО РАЙОНА

от 9 апреля 2009 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования и науки. Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров в учреждениях образования и организациях.
1.1. Сторонами настоящего территориального Соглашения (далее - стороны) являются:
- Чунский районный комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - районный комитет Профсоюза), представляющий интересы работников системы образования Чунского муниципального образования (далее - работников образования);
- руководители муниципальных образовательных и дошкольных учреждений, представляющие интересы работодателей (далее - работодатели) - Совета руководителей в лице председателя Совета;
- администрация Чунского района в лице мэра.
1.2. Действие настоящего Соглашения распространяется на:
1.2.1. Работников, являющихся членами первичных профсоюзных организаций, на основании Устава Профсоюза и Типового положения о первичной профсоюзной организации Чунской районной организации Профсоюза работников образования и науки РФ.
1.2.2. Работников образовательных учреждений, не являющихся членами Профсоюза, лично уполномочивших профсоюзную организацию представлять их интересы при заключении данного Соглашения путем подачи письменных заявлений в выборный профсоюзный орган с просьбой ежемесячного пересечения 1% от его заработной платы на расчетный счет райкома Профсоюза в порядке, предусмотренном для перечисления профсоюзных взносов.
1.3. Работники, не являющиеся членами Профсоюза и не передавшие полномочия на заключение Соглашения от их имени, вправе регулировать свои отношения с представителями работодателя в индивидуальном порядке. На указанных работников распространяются условия настоящего Соглашения в объеме, гарантированном трудовым законодательством.
Стороны договорились о том, что:
1.4. Коллективные договоры учреждений не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством и настоящим Соглашением.
В коллективном договоре учреждения с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей могут предусматриваться дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением.
1.5. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения и доводится до сведения работодателей, профсоюзных организаций и работников учреждений.
1.6. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
В случае реорганизации (изменения правового статуса) сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
1.7. Правовой основой настоящего Соглашения являются:
- Закон РФ "Об образовании";
- постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении";
- постановление Правительства РФ от 30.12.2005 № 854;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации "Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан" от 10.03.1994 № 458;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 10.04.2000 "Об утверждении Федеральной программы развития образования" имеет номер 51-ФЗ, а не 51.

- Федеральная программа развития образования (ФЗ РФ № 51 от 10.04.2000);
- о национальной Доктрине образования в РФ (постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000);
- Закон Иркутской области "О бюджете на 2009 год" и последующие годы;
- постановления Губернатора Иркутской области по образованию;
- Устав Чунского районного муниципального образования;
- нормативные акты Чунского районного муниципального образования.
1.8. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2011 года.
Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2011 года.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Руководствуясь основными принципами социального партнерства, осознавая ответственность за функционирование и развитие учреждений и необходимость улучшения положения работников администрации, руководители муниципальных образовательных и дошкольных учреждений и райком Профсоюза договорились:
2.1. Осуществлять постоянный мониторинг социально-экономической ситуации в сфере образования района в пределах своей компетенции, оперативно принимать согласованные меры, направленные на устойчивую и стабильную работу образовательных учреждений:
- принимать меры для полной реализации действующих федеральных и областных законов, иных нормативно-правовых актов, предусматривающих поддержку работников;
- принимать участие в разработке и экспертизе новых законодательных и иных нормативно-правовых актов, программ развития системы образования;
- принимать меры по приоритетному, полному и своевременному финансированию системы образования, финансированию расходов на выплату заработной платы, доплат, надбавок и компенсационных выплат работников образования, на социальную поддержку работников;
- добиваться увеличения и приоритетного финансирования сферы образования при формировании местных бюджетов;
- обеспечивать контроль за целевым использованием средств, направляемых на нужды образования, включая оплату труда работников, социальную поддержку работников.
2.2. Обеспечивать участие представителей любой из сторон Соглашения на заседаниях своих коллегиальных и рабочих органов при рассмотрении на заседаниях социально-экономических проблем образования, включая вопросы, связанные с выполнением обязательства по настоящему Соглашению и др.
2.3. Направлять по вопросу любой из сторон Соглашения имеющуюся в их распоряжении информацию по всему кругу социально-экономических и трудовых проблем работников, в том числе:
- расчетные показатели и информацию о состоянии бюджетного финансирования образовательных учреждений;
- информацию о состоянии выплаты заработной платы, доплат и надбавок, компенсационных выплат работникам;
- информацию о состоянии материально-технической базы учреждений образования, условий и охраны труда в учреждениях;
- показатели кадровой обеспеченности образовательных учреждений;
- показатели производственного травматизма и заболеваемости среди работников;
- проекты законодательных и иных нормативно правовых актов, включая решения и распорядительные документы по всему кругу социально-экономических проблем, социально-трудовых отношений в сфере образования;
- другие аналогичные документы.
2.4. Осуществлять контроль за реализацией федеральных и областных законов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы образования в части:
- использования финансовых средств, закрепленных за учреждениями;
- расходования фонда оплаты труда с соблюдением прав и законных интересов работников и обучающихся;
- своевременного и полного перечисления страховых взносов в соответствующие отделения Пенсионного фонда Российской Федерации на индивидуальные (персонифицированные) счета работников.
2.5. Информировать коллективы работников, родительскую общественность и население через собственные издания, СМИ, собрания (конференции) о социально-экономических проблемах, существующих в сфере образования района, о своей деятельности по их решению.
2.6. Принимать участие в организации, подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства.
Администрация и Совет руководителей муниципальных образовательных учреждений:
2.2.1. Обеспечивает полное и своевременное финансирование учреждений в соответствии с объемами бюджетных обязательств, утвержденных федеральным, региональным и муниципальными законами о бюджете.
2.2.2. Организует систематическую работу по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников подведомственных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Заключает ежегодные соглашения с исполнительными органами региона на предмет целевого выделения финансовых средств для развития материально-технической базы учреждений муниципального подчинения и обеспечивает дополнительные социальные льготы, гарантии и преимущества для работников муниципальных образований.
2.2.4. Представляет Профсоюзу по его запросам информацию о численности, составе работников, системе оплаты труда, размере средней заработной платы и иных показателях заработной платы по отдельным категориям работников, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников.
Районный комитет Профсоюза:
2.3.1. Обеспечивает представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников учреждений.
2.3.2. Оказывает членам Профсоюза и первичным организациям учреждений помощь в вопросах применения трудового законодательства, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2.3.3. Содействует повышению уровня жизни членов Профсоюза.
2.3.4. Использует возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения социальной напряженности в коллективах учреждений.
2.3.5. Содействует предотвращению в учреждениях коллективных трудовых споров при выполнении обязательств, включенных в настоящее Соглашение и коллективные договоры.
2.3.6. Обращается в муниципальные органы представительной и исполнительной власти с предложениями о принятии нормативных правовых актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников.
2.3.7. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
2.3.8. Проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности жизни и здоровья работников учреждений.

3. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:
3.1. Трудовой договор с работниками учреждений заключается на неопределенный срок в письменной форме.
Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом.
3.2. С руководителями образовательных учреждений трудовой договор заключается на срок (неопределенный или определенный до пяти лет), установленный уставом учреждения или соглашением сторон.
Заключение срочного договора с руководителем (кроме руководителей, избираемых на должность) может быть обусловлено только достаточными к тому основаниями, вызванными условиями выполнения работы. В случае досрочного расторжения трудового договора не по вине руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определенном трудовым договором, но не ниже трех средних месячных заработков.
3.3. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, настоящего Соглашения, других соглашений, коллективного договора, устава и иных локальных актов учреждения.
Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленные трудовым законодательством, настоящим Соглашением и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.
3.4. Работодатель обязан при заключении трудового договора с работником ознакомить его под роспись с Уставом учреждения, настоящим Соглашением, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, действующими в учреждении и относящимися к трудовой функции работника.
3.5. Не допускать экономически и социально не обоснованной ликвидации учреждений образования, нарушения правовых гарантий работников при реорганизации и ликвидации учреждений.
3.6. Информировать в случае угрозы массового увольнения службу занятости населения, профессиональные союзы не менее чем за три месяца и совместно разрабатывать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
3.7. Считать массовым высвобождением работников увольнение 10 и более процентов работников в течение 90 календарных дней.
3.8. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением социально-трудовых прав и гарантий работников в части их занятости, порядка приема и увольнения, перевода, других вопросов трудовых отношений, в том числе и по обязательствам настоящего Соглашения.
3.9. Сообщать отделу образования о грубых нарушениях трудового законодательства в образовательных учреждениях, требующих участие отдела в решении возникших трудовых споров.

4. ОПЛАТА ТРУДА И НОРМЫ ТРУДА

4.1. Стороны исходят из того, что порядок и условия труда работников из бюджетных и внебюджетных средств регулируются положением об оплате труда работников, которое является приложением к коллективному договору.
4.2. Предусмотреть для образовательных учреждений:
- тарифный фонд - фонд оплаты труда работников по штатному расписанию и тарификации с учетом доплат и повышений ставок (окладов), указанных в приложении 1 настоящего Соглашения;
- надтарифный фонд (в размере 25% фонда оплаты труда) - фонд дополнительной оплаты труда за выполнение работ, не входящих в круг должностных обязанностей работников, а также на выплату надбавок стимулирующего характера и др. согласно приложению 2 настоящего Соглашения.
Стороны договорились:
4.3. С целью социальной поддержки, закрепления в учреждениях образования молодых и талантливых педагогов установить молодым педагогам на период первых трех лет их работы в учреждениях образования (после окончания учебного заведения) повышенные уровни оплаты труда. Рекомендовать работодателям и первичным профсоюзным организациям с целью поддержки молодых преподавательских кадров предусматривать в положении об оплате труда механизмы стимулирования их труда в течение первых трех лет преподавательской работы.
4.4. Устанавливать надтарифный фонд доплат и надбавок компенсирующего и стимулирующего характера в размере 25% от фонда оплаты труда для всех видов и типов образовательных учреждений, не менее 20% от фонда оплаты труда для дошкольных образовательных учреждений первой и второй категории по результатам государственной аккредитации в соответствии с Приложением к Письму Министерства образования РФ № 37-М от 26.08.1996 и для учреждений образования, работающих в инновационном режиме, расположенных на территории Чунского муниципального образования, остальным учреждениям - 15%.
4.5. Обеспечивать исполнение Закона РФ "Об образовании" в части пункта 8 ст. 55 и постановление мэра по текущей выплате денежной компенсации с целью содействия в обеспечении книгоиздательской продукции педагогических работников.
Ежегодно включать в бюджет Чунского муниципального образования суммы на погашение долга по книгоиздательской продукции в пределах выделенных ассигнований.
4.6. Производить оплату педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 1000 рублей за классное руководство в классах с наполняемостью 25 человек в пос. Чунском, Лесогорск, Октябрьск, Хоняки, Бидоги и 14 человек для работников муниципальных школ, расположенных в сельской местности (постановление администрации Иркутской области от 30.01.2006 № 6-па, постановление Правительства РФ от 30.12.2005 № 854).

РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗУЮТСЯ:

4.2.1. Выплачивать заработную плату работникам системы образования только в денежной форме, статья 131 ТК.
4.2.2. Согласовать с профсоюзными органами систему и формы оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и другие выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые учреждениями самостоятельно. Закреплять указанный порядок в коллективных договорах в форме положений об оплате труда.
4.2.3. Сохранять за работниками среднюю заработную плату за дни отказа от выполнения ими работы, осуществляемого в соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.2.4. В случаях нарушения установленного срока выплаты заработной платы, в том числе за время отпуска, иных выплат, причитающихся работнику, производить их выплату одновременно с начисленной за каждый день прострочки платежа компенсацией в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.2.5. Признать, что часовая тарифная ставка учителя, воспитателя соответствует стоимости труда учителя в классе общеобразовательных школ с численностью учеников не более 25 человек, сельских школ - 14 человек;
в классах выравнивания - не более 12 человек;
воспитателя в школах-интернатах в разновозрастных группах - не более 8 человек;
в разновозрастных группах (старше 4 лет) - не более 15 человек;
в речевых группах - не более 15 человек;
в группах дошкольных учреждений - не более 20 человек;
в ясельных группах - не более 15 человек.
Любое повышение численности считать сверхнормативной нагрузкой и обеспечивать доплату за счет надтарифного фонда.
Наполняемость классов коррекции не включать в среднюю наполняемость классов по учреждению.
4.2.6. Учителям гарантировать выплату ставки заработной платы в полном объеме в случаях уменьшения учебной нагрузки в течение учебного года при условии их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Устанавливать неполную нагрузку только с письменного согласия учителя.
4.2.7. Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о донагрузке другой педагогической работой не позднее чем за 2 месяца (постановление Правительства РФ № 191 от 3 апреля 2003 года).
4.2.8. Переработка рабочего времени воспитателями, помощниками воспитателей (нянями, санитарками-нянями), осуществляемая вследствие неявки сменяющего работника или родителей, выполняемая за пределами рабочего времени, установленного графиками работы, - оплачивать как за сверхурочную работу: не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы и не менее чем в двойном размере - за последующие часы (ст. 152 ТК РФ), или по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
4.2.9. Изменение социально-трудовых условий в учреждениях образования в случаях, предусмотренных законодательством, согласовывать с соответствующим выборным профсоюзным органом.
4.2.10. Определять порядок установления доплат, надбавок, премий и материальную помощь стимулирующего характера, их размер на основе разработанных и согласованных с профсоюзным комитетом Положений в каждом учреждении образования в пределах имеющихся средств на оплату труда.

РАЙКОМ ПРОФСОЮЗА ОБЯЗУЕТСЯ:

4.2.11. Принимать согласованные и оперативные меры, направленные на своевременную выплату заработной платы, установленных надбавок и компенсаций, финансируемых из бюджетов всех уровней.
4.2.12. Установить профсоюзный контроль за своевременным выделением и целевым расходованием средств, направленных на оплату труда и иные выплаты работникам.

5. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

5.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:
5.1.2. Режим рабочего времени преподавателей, состоящих при выполнении должностных обязанностей из нормируемой его части и части рабочего времени, не имеющего четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и другими локальными актами учреждения.
5.1.3. Привлечение отдельных работников учреждений к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с согласия работников, выборного профсоюзного органа по письменному приказу (распоряжению) представителя работодателя.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
5.1.4. Предоставлять учебную нагрузку работникам администрации образовательных учреждений сверх 9 часов только в случаях обеспеченности учебной нагрузкой педагогических работников учреждений образования.
5.1.5. Информировать о предварительной нагрузке педагогических работников учреждений образования на новый учебный год до ухода их в очередной отпуск. При распределении нагрузки по возможности сохранять преемственность классов, объем нагрузки.
5.1.6. Расписание уроков на четверть составлять в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, а также запросом учителей, если это не противоречит санитарно-гигиеническим нормам и не затрагивает права учащихся.
5.1.7. Не привлекать педагогических работников к выполнению работ, не оговоренных в трудовом договоре, без их согласия и дополнительной оплаты.
5.1.8. При составлении графика дежурств учителей в образовательных учреждениях в период проведения занятий до их начала и после их окончания учитывается сменность работы ОУ, режим работы каждого учителя в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев их длительного дежурства, дежурства в дни, когда учебная нагрузка у учителя отсутствует или незначительна.
Учителя привлекаются к дежурству не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
5.1.9. Выполнение работы, непосредственно не связанное с образовательным процессом (классное руководство, заведование учебными кабинетами и др.) возлагается на учителя только с его согласия и за дополнительную плату.
5.1.10. В периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул педагогические работники ОУ, которым объем педагогической работы установлен в зависимости от количества часов работы в неделю, привлекаются к педагогической, организационной работе в пределах времени, не превышающего объема учебной нагрузки в неделю, установленного да начала каникул, с сохранением зарплаты, установленной при тарификации.
В каникулярное время учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал привлекается для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана ОУ и др.).
5.1.11. Учителям 1 - 4-х кл., если отсутствие полной нагрузки связано с передачей преподавания уроков иностранного языка, музыки, ИЗО и физической культуры учителям-специалистам с высшим образованием, учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка ОУ, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий, гарантируется выплата ставки зарплаты в полном размере при условии донагрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой (постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191).
5.1.12. При сокращении штатов предоставлять преимущественное право на оставление на работе равной производительности труда и квалификации работникам, указанным в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, а также следующим категориям работников:
- лицам в возрасте старше 50 лет, не являющимся получателем пенсий;
- одиноким родителям, имеющим одного и более несовершеннолетних детей.
5.1.13. Предоставление ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем работодателя по согласованию с выборным профсоюзным органом учреждения не позднее чем за две недели до наступления календарного года с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год работодателем может осуществляется с согласия работника и выборного профсоюзного органа.
Отзыв работника из отпуска осуществляется по письменному распоряжению работодателя только с согласия работника и выборного профсоюзного органа. При этом денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы, а при предоставлении дней отпуска в другое время средний заработок для их оплаты определяется в установленном порядке. По соглашению сторон трудового договора денежные суммы, приходящиеся на часть неиспользованного отпуска, превышающую 28 календарных дней, могут быть предоставлены в виде компенсации за неиспользованный отпуск, что закрепляется в коллективном договоре.
Оплата отпуска производиться не позднее чем за три дня до его начала.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе если работнику своевременно не была произведена оплата за время отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала. При переносе отпуска по указанным причинам в коллективном договоре целесообразно закреплять преимущество работника в выборе новой даты начала отпуска.
5.1.14. При предоставлении ежегодного отпуска преподавателям и другим педагогическим работникам за первый год работы в каникулярный период, в том числе до истечения шести месяцев работы его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном размере.
Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени осуществляется только в случае выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника. Преподавателям, проработавшим в рабочем году не менее 10 месяцев, денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении выплачивается исходя из установленной продолжительности отпуска.
5.1.15. Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей учреждений, их заместителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, в том числе эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, составляющая не менее 3 календарных дней, предусматриваются коллективным договором, правилами трудового распорядка учреждения в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.
5.1.16. Учреждение с учетом производственных и финансовых возможностей может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска за счет имеющихся собственных средств, которые присоединяются к ежегодному основному оплачиваемому отпуску.
Условия предоставления и длительность дополнительных оплачиваемых отпусков предусматриваются в коллективном договоре.

РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗУЮТСЯ:

5.2.1. Представлять оплачиваемые рабочие дни:
- бракосочетание самого работника - 3 рабочих дня;
- смерть детей, родителей, супруга, супруги - 3 рабочих дня из средств экономии ФОТ.
5.2.2. При приеме на работу каждого работника знакомить с:
- должностными обязанностями (под расписку);
- уставом учреждения;
- условиями оплаты труда;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- установленными льготами.
5.2.3. С 01.01.2006 включить в бюджет образовательных учреждений муниципального образования средства для выплаты в размере 1000 рублей работникам, уходящим на пенсию по возрасту.
5.2.4. Предоставлять гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, в соответствии с ТК РФ, глава 26.
5.2.5. Обеспечить методическую помощь молодым специалистам, в том числе закрепить учителя-наставника, выбор которого решается по обоюдному согласию.

6. УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Администрация:
6.1. Предусматривает ежегодное выделение средств на выполнение районной муниципальной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений Чунского района на 2006 - 2010 годы" в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
6.2.1. Работодатели: выделяют средства на выполнение мероприятий по охране труда, в том числе на обучение работников безопасным приемам работ, аттестацию рабочих мест из всех источников финансирования в размере не менее 2% от фонда оплаты труда и не менее 0,25% от эксплуатационных расходов на содержание учреждения, которые предусматриваются в коллективном договоре и уточняются в соглашении об охране труда, являющемся приложением к нему (статьи 18, 19 Федерального закона "Об охране труда в Российской Федерации").
6.2.2. Обеспечивают за счет средств учреждения обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, также внеочередные медицинские осмотры (обследования) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
6.2.3. Обеспечивают участие представителей Профсоюза в расследовании несчастных случаев, происшедших в учреждениях, и профессиональных заболеваний, представляют информацию в профсоюзные органы о выполнении мероприятий по устранению причин несчастных случаев.
6.2.4. Обеспечивают беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов профсоюзного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в учреждении, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
6.2.5. Производить работнику оплату времени простоя из расчета его среднего заработка в случаях:
- прекращения работы, угрожающей жизни и здоровью работника;
- отстранения от работы не прошедших обучения и проверки знаний по охране труда, обязательных предварительного и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической подготовки по вине работодателя.
6.2.6. Привлекают представителей профсоюзных органов (техническую инспекцию труда Профсоюза) к участию в комиссиях по приемке законченных строительством объектов учреждений.
6.2.7. Обеспечивать работникам образовательных учреждений, занятым на работах с вредными и опасными для жизни и здоровья условиями труда:
- выплату доплат в соответствии с перечнем работ, приведенным в приложении 3 настоящего Соглашения, а при отсутствии аттестации рабочих мест доплаты работникам устанавливаются в размере 12% от тарифной ставки (оклада);
- предоставление дополнительных отпусков в соответствии с перечнем профессий и должностей работников учреждений и организаций образования, которым в связи с вредными условиями труда предоставляется дополнительный отпуск, приведенным в приложении 4 настоящего Соглашения;
- выдачу молока, других равноценных пищевых продуктов или выплату компенсации исходя из их рыночной стоимости по нормам, установленным законодательством РФ, в соответствии с перечнем профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение молока, других равноценных продуктов и выплату компенсации в связи с вредными условиями труда, приведенным в приложении 5 настоящего Соглашения.
6.2.8. Обеспечивают работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты, молоком и обезвреживающими средствами по установленным нормам в случаях, когда их выдача по условиям труда предусмотрена за счет учреждения, а также осуществляют выплату доплат за работу во вредных условиях труда.
6.2.9. Организуют один раз в пять лет проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях на их соответствие требованиям охраны труда.

]]>
- за работу в классах, группах с числом учащихся, воспитанников, превышающим норму наполняемости;
- за выполнение обязанностей шеф-повара одному из поваров и т.д.;
- другие доплаты в зависимости от условий работы в конкретном учреждении образования.
Надбавки устанавливаются:
- за экспериментальную и инновационную деятельность;
- за напряженность и интенсивность работы;
- за выполнение особо важных (сложных) работ на срок их проведения;
- другие надбавки в зависимости от условий работы в конкретном учреждении образования.
2.5. Размеры надбавок могут быть уменьшены или отменены в следующих случаях:
- при невыполнении возложенных обязанностей;
- ухудшение качества работы;
- других случаях (предусмотреть конкретные случаи).
2.6. Решение о снижении размера надбавок, а также их отмене принимается администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом и оформляется приказом руководителя учреждения.
Конкретный перечень доплат и надбавок, а также их размеры устанавливаются каждым учреждением самостоятельно.





Приложение 3

ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, НА КОТОРЫХ
УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ДОПЛАТЫ РАБОЧИМ, СПЕЦИАЛИСТАМ И СЛУЖАЩИМ,
НЕ ВХОДЯЩИХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА

1. Виды работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты в размере до 12% тарифной ставки:
правка, верстка и монтаж негативов и диапазонов;
работы по травлению клише и форм глубокой печати;
работы по изготовлению негативов и диапазонов и комплексному изготовлению штриховых растровых клише;
работы по изготовлению, обработке копий и печатных форм для всех видов печати;
работы по получению пробных оттисков с форм плоской печати, печатание малотиражных работ;
работы по фальцовке отпечатанной продукции;
репрографические работы на светокопировальных, диазокопировальных и других множительных аппаратах;
вызов мусора и нечистот;
работы, связанные с топкой, шуровкой, очисткой от золы, и глажение спецодежды;
стирка, сушка и глажение спецодежды;
работа у горячих плит, электрожаровых шкафов, кондитерских и паро-масляных печей и других аппаратов для жарения и выпечки;
работы, связанные с мойкой посуды, тары и технологического оборудования вручную с применением кислот, щелочей и других химических кислот;
работы по стирке белья вручную с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
работы, производимые по уходу за детьми при отсутствии водопровода, канализации, по организации режима питания при отсутствии средств малой механизации;
все виды работ, выполняемые в учебно-воспитательных учреждениях при переводе их на особый санитарно-эпидемиологический режим работы;
работы по хлорированию воды с приготовлением дезинфицирующих растворов, а также с их применением;
работы с использованием химических реактивов, а также с их хранением (складированием);
работа на типографических и линотипных машинах;
обслуживание котельных установок, работающих на угле и мазуте, канализационных колодцев и сетей;
работа за дисплеями ЭВМ;
работа на деревообрабатывающих станках;
обеспечение и проведение занятий в закрытых плавательных бассейнах;
шлифовка изделий и заточка инструмента абразивными кругами сухим способом;
работы с выделением летучих соединений свинца и олова, в том числе ремонт топливной аппаратуры, работающей на этилированном бензине, заправка автомобилей этилированным бензином на колонках без дистанционного управления, пайка радиаторов автомобилей;
газосварочные, газорезочные и электросварочные работы, производимые в помещениях;
ремонт и чистка вентиляционных систем;
пайка деталей и изделий (припой оловянно-свинцовый, кадмиевый, индиевый);
работы, связанные с переработкой, выработкой, крашением обувных, кожгалантерейных, шорно-седельных, валяльно-войлочных, дубильно-экстрактовых, меховых, кожевенных и кожсырьевых материалов. Введение новых технологических процессов и выпуск готовой продукции;
слесарные и другие работы по обработке оргстекла и пластмасс;
работы с применением ядохимикатов;
работы, связанные с чисткой выгребных ям, мусорных ящиков и канализационных колодцев, проведением их дезинфекции;
вулканизационные работы (при ремонте аглолент, при выполнении НИР и ОКР с применением процесса вулканизации;
малярные работы с применением асфальтового, кузбасского печного лаков в закрытых помещениях с применением нитрокрасок и лаков, алкидных энтафталевых и ПХВ красок, применением химических веществ 2 - 4-го классов опасности;
лакокрасочные работы и полировка мебели и полов;
работа с эпоксидной смолой;
радиомонтажные работы с применением канифоли и хлорного железа;
уборка помещений, где ведутся вышеназванные работы с тяжелыми и вредными условиями труда;
работа на высоте 1,3 м и более относительно поверхности земли (пола).





Приложение 4

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПЕРЕЧНЯ
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫМ В СВЯЗИ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК

+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦          Наименование профессий и должностей          ¦Продолжительность¦
¦                                                       ¦ дополнительного ¦
¦                                                       ¦     отпуска     ¦
¦                                                       ¦(в рабочих днях) ¦
¦                                                       ¦       <*>       ¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+
¦1.     Учреждения     (санаторные      школы-интернаты,¦                 ¦
¦санаторно-лесные,   санаторные    детские    дошкольные¦                 ¦
¦учреждения и др.) для  детей  с  малыми  и  затихающими¦                 ¦
¦формами туберкулеза.                                   ¦                 ¦
¦Работники, непосредственно обслуживающие  туберкулезных¦                 ¦
¦больных:                                               ¦                 ¦
¦- библиотекарь;                                        ¦               12¦
¦- врач;                                                ¦               12¦
¦- гардеробщик;                                         ¦               12¦
¦-   инструктор   (инструктор-методист)   по    лечебной¦               12¦
¦физкультуре;                                           ¦                 ¦
¦- истопник по топке печей в палатах  для  туберкулезных¦                6¦
¦больных;                                               ¦                 ¦
¦- кастелянша;                                          ¦               12¦
¦- мастер по труду;                                     ¦               12¦
¦-  младший   медицинский   и   обслуживающий   персонал¦               12¦
¦(санитарка,  санитарка-няня,  уборщица,  няня-уборщица,¦                 ¦
¦уборщица  (няня),  ночная  няня,   подсобный   рабочий,¦                 ¦
¦занятый мойкой  посуды  (судомойка),  кормлением  детей¦                 ¦
¦(подавальщица);                                        ¦                 ¦
¦- средний медицинский персонал.                        ¦               12¦
¦2. Учреждения (школы, школы-интернаты, санаторно-лесные¦                 ¦
¦школы, детские дома, детские  дошкольные  учреждения  и¦                 ¦
¦др.) для умственно отсталых детей и детей с  поражением¦                 ¦
¦центральной нервной системы, в  том  числе  с  тяжелыми¦                 ¦
¦нарушениями речи и перенесших полиомиелит.             ¦                 ¦
¦Работники, непосредственно обслуживающие больных:      ¦                 ¦
¦- врач;                                                ¦               30¦
¦-  инструктор   и   инструктор-методист   по   лечебной¦               30¦
¦физкультуре;                                           ¦                 ¦
¦- младший медицинский персонал;                        ¦               30¦
¦- средний медицинский персонал.                        ¦               30¦
¦3.  Общие  профессии  медицинских  работников   детских¦                 ¦
¦учреждений:                                            ¦                 ¦
¦- врачи школ-интернат и детских домов;                 ¦               12¦
¦- средний медицинский персонал учреждений образования; ¦               12¦
¦- групповой  средний  медицинский  персонал  (групповые¦               12¦
¦медицинские  сестры,  санитарки  (няни)  и  медицинский¦                 ¦
¦персонал изоляторов детских яслей и яслей-садов);      ¦                 ¦
¦-   средний   медицинский   персонал   детских   яслей,¦                6¦
¦яслей-садов, работающий  вне  групп  детей  (фельдшеры,¦                 ¦
¦старшие и патронажные медицинские сестры);             ¦                 ¦
¦-  врачи  по  контролю  за   занимающимися   физической¦                6¦
¦культурой.                                             ¦                 ¦
¦4. Общие профессии:                                    ¦                 ¦
¦- дезинфектор, дезинсектор и дератизатор;              ¦                6¦
¦- зольщик, шлаковищик при работе на твердом минеральном¦                 ¦
¦и торфяном топливе при удалении золы и шлака:          ¦                 ¦
¦а) вручную;                                            ¦               12¦
¦б) механическим способом;                              ¦                6¦
¦- кочегар  (машинист)  паровых  водогрейных  котлов  на¦                 ¦
¦твердом минеральном, торфяном, жидком топливе и газе:  ¦                 ¦
¦а) при загрузке вручную;                               ¦               12¦
¦б) при механической загрузке;                          ¦                6¦
¦в) при жидком топливе и газе;                          ¦                6¦
¦- кочегар (истопник) на дровяном топливе;              ¦                6¦
¦- машинистка, постоянно работающая на пишущей машинке; ¦                6¦
¦- повар, работающий у плиты;                           ¦                6¦
¦- рабочий по очистке выгребных и помойных ям;          ¦               12¦
¦- рабочий, занятый на участках (пунктах)  обеспыливания¦                6¦
¦и сушки спецодежды;                                    ¦                 ¦
¦-  прачка  механической  стирки  белья  и   спецодежды,¦                6¦
¦центрифуговщик;                                        ¦                 ¦
¦- прачка на стирке и бучении (замочке) заразного  белья¦               12¦
¦и спецодежды;                                          ¦                 ¦
¦- прачка на стирке белья и спецодежды вручную;         ¦               12¦
¦- слесарь по ремонту паровых котлов и дежурный  слесарь¦                6¦
¦котельных при работе котельных на твердом  минеральном,¦                 ¦
¦жидком топливе и газе;                                 ¦                 ¦
¦- уборщик санузлов;                                    ¦                6¦
¦- хлораторщик;                                         ¦               12¦
¦- стеклограф и ротаторщик                              ¦                6¦
+-------------------------------------------------------+-----------------+

--------------------------------
<*> В соответствии со статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск предоставляется в календарных днях.





Приложение 5

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО
НА БЕСПЛАТНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ МОЛОКА, ДРУГИХ РАВНОЦЕННЫХ
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ИЛИ ВЫПЛАТУ КОМПЕНСАЦИИ
В СВЯЗИ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ № ¦                  Наименование профессии, должность                  ¦
¦п/п¦                                                                     ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 1 ¦                                  2                                  ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 1.¦Учитель, лаборант химии                                              ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 2.¦Учитель, лаборант информатики                                        ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 3.¦Секретарь, постоянно работающий на компьютере                        ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 4.¦Уборщик санузлов                                                     ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 5.¦Дезинфектор, дезинсектор и дератизатор                               ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 6.¦Рабочий по стирке белья                                              ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 7.¦Маляр                                                                ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 8.¦Газосварщики                                                         ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦ 9.¦Зольщик и шлаковщик при работе  на  твердом  минеральном  и  торфяном¦
¦   ¦топливе при удалении золы и шлака:                                   ¦
¦   ¦а) вручную;                                                          ¦
¦   ¦б) механическим способом                                             ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦10.¦Кочегар (машинист) паровых водогрейных котлов на твердом минеральном,¦
¦   ¦торфяном, жидком топливе и газе:                                     ¦
¦   ¦а) при загрузке вручную;                                             ¦
¦   ¦б) при механической загрузке;                                        ¦
¦   ¦в) при жидком топливе и газе.                                        ¦
¦   ¦Кочегар (истопник) на дровяном топливе                               ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦11.¦Рабочий (весовщик, дежурный слесарь и подсобный рабочий) угля        ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦12.¦Рабочий по очистке выгребных и помойных ям                           ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦13.¦Рабочий,  занятый  на  участках  (пунктах)  обеспыливания   и   сушки¦
¦   ¦спецодежды                                                           ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦14.¦Прачка механической стирки белья и спецодежды, центрифуговщик        ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦15.¦Прачка на стирке и бучении (замочке) заразного белья и спецодежды    ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦16.¦Прачка на стирке белья и спецодежды вручную                          ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦17.¦Слесарь по ремонту паровых котлов и дежурный  слесарь  котельных  при¦
¦   ¦работе котельных на твердом минеральном, жидком топливе и газе       ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦18.¦Хлораторщик                                                          ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦19.¦Стеклограф и ротаторщик                                              ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+

Перечень не является исчерпывающим и может быть расширен за счет не учтенных в нем видов работ с вредными условиями труда (согласно Приказу Минздрава Российской Федерации от 28 марта 2003 года № 126 "Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов"), которые могут быть учтены в коллективных договорах образовательных учреждений.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru