Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2009 г. № А54-3363/2009-С5

(извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление внутренних дел по городу Рязани с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Парад" к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в судебном заседании вышеуказанное требование поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Парад" в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Парад", извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке, установленном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 19.05.2009 в 13 часов 15 минут сотрудник Управления внутренних дел по городу Рязани (на основании приказа Управления внутренних дел по Рязанской области от 03.03.2009 № 112) провел проверку в отношении общества с ограниченной ответственностью "Парад".
В ходе данной проверки было установлено, что 19.05.2009 в магазине "Парад", расположенном по адресу: г. Рязань, осуществлялся оборот алкогольной продукции - одной бутылки водки "Колесник" (емкостью 0,7 л., алкоголь 40%, дата розлива 30.05.2006, ГОСТ Р 51355-99, производства ОАО "Ключанский спиртзавод", Рязанская область, Кораблинский район, с. Ключ, стоимостью 150 руб.), в которой имеются видимые посторонние включения.
Данная бутылка водки сотрудником Управления внутренних дел (в присутствии понятых и с участием директора общества с ограниченной ответственностью "Парад" Б.Е.В.) изъята, о чем составлен соответствующий протокол.
Кроме того, сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани составлен протокол осмотра помещений, территорий от 19.05.2009 (в присутствии понятых и с участием директора общества с ограниченной ответственностью "Парад" Б.Е.В.).
19.05.2009 сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани вынесено определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении, с которым директор общества с ограниченной ответственностью "Парад" Б.Е.В. ознакомлена, заявлений, ходатайств не заявила.
Экспертиза изъятой (19.05.2009) алкогольной продукции проведена в Государственном учреждении "Рязанская лаборатория судебной экспертизы".
По заключению эксперта данного экспертного учреждения от 25.05.2009 № 204/10.7-4, представленная на исследование жидкость в бутылке с этикеткой водка "Колесник" по полноте налива, крепости, щелочности, массовой концентрации альдегидов и сивушного масла, а также объемной доле метилового спирта отвечает требованиям ГОСТ Р 51355-99. По внешнему виду (п. 4.2.2) данная жидкость и массовой доле сложных эфиров (п. 4.2.3) не соответствует требованиям ГОСТ Р 51355-99.
29.05.2009, 02.06.2009 сотрудник Управления внутренних дел по городу Рязани направил по адресу местожительства директора общества с ограниченной ответственностью "Парад" Б.Е.В., а также по юридическому адресу данного общества заказные письма, содержащие уведомление о том, что директор общества с ограниченной ответственностью "Парад" вызывается 10.06.2009 в 9 часов 00 минут по делу, находящемуся в производстве ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани, с целью составления протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление от 29.05.2009 получено директором Б.Е.В. - 11.06.2009 и обществом с ограниченной ответственностью "Парад" - 19.06.2009, о чем свидетельствует карточки почтовые.
10.06.2009 сотрудником Управления внутренних дел по городу Рязани, в отсутствие законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Парад", составлен протокол об административном правонарушении № 62 ЮЛ 000047.
Согласно указанному протоколу общество с ограниченной ответственностью "Парад", совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копии протокола об административном правонарушении от 10.06.2009 № 62 ЮЛ 000047 направлены по юридическому адресу общества и по адресу местожительства директора общества Б.Е.В.
03.07.2009 Управление внутренних дел по городу Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив представленные материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Управлением внутренних дел по городу Рязани требование не подлежит удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
Статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протоколом об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, наряду с другими вопросами, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные подтверждаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, заключениями эксперта, иными документами, а также вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, наряду с требованиями о содержании протокола предусмотрен ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. К таким гарантиям относятся участие законного представителя юридического лица при составлении протокола, дача им объяснения по поводу вменяемого правонарушения, подписание протокола законным представителем юридического лица, право представить замечания по содержанию протокола.
Протокол об административном правонарушении должен быть подписан законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 5).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1).
В силу правовой позиции, отраженной в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Арбитражным судом установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Парад" № 62 ЮЛ 000047 составлен - 10.06.2009 без участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Представленными материалами настоящего дела подтверждено, что заказные письма с уведомлением о вызове на 10.06.2009 (на 9 час. по адресу: г. Рязань, ул. Дзержинского, д. 58, каб. 17) для составления протокола об административном правонарушении направлены в адрес директора общества с ограниченной ответственностью "Парад" Б.Е.В. - 29.05.2009 и в адрес общества - 02.06.2009.
Данные заказные письма с уведомлением получены директором Б.Е.В. - 11.06.2009 и обществом с ограниченной ответственностью "Парад" - 19.06.2009, о чем свидетельствуют карточки почтовые, то есть после назначенной даты составления протокола об административном правонарушении.
Изложенное свидетельствует, что Управление внутренних дел по городу Рязани на момент составления протокола № 62 ЮЛ 000047 (10.06.2009) не располагало сведениями о надлежащем извещении общества с ограниченной ответственностью "Парад" о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в свою очередь лицо, привлекаемое к ответственности на указанную дату фактически не было извещено о необходимости явки для дачи объяснений по поводу вменяемого правонарушения, подписания протокола об административном правонарушении и т.д.
Указанное нарушение свидетельствуют о лишении общества с ограниченной ответственностью "Парад" гарантий защиты, предоставленных ему действующим законодательством, и являются в силу вышеуказанных норм процессуальных требований основанием для отказа в удовлетворении заявления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Выводы Арбитражного суда по настоящему делу согласуются с аналогичными выводами, содержащимися в судебных актах Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.10.2007 № Ф08-6734/07-2525А по делу № А32-11211/2007-23/259-55АЖ, Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 05.09.2008 по делу № А62-2018/2008, Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.05.2009 по делу № А56-19192/2008 и т.д.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, установленной статьей 28.2, частью 3 статьи 25.4, частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, независимо от того, совершало или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
При нарушении установленного законом порядка привлечения к административной ответственности протокол об административном правонарушении от 10.06.2009 № 62 ЮЛ 000047, в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является доказательством по делу, поэтому обстоятельства совершения административного правонарушения, отраженные в протоколе, являются недоказанными. Следовательно, у Арбитражного суда отсутствуют основания входить в оценку обстоятельств совершения правонарушения, зафиксированных в протоколе, являющемся ненадлежащим доказательством по делу.
Учитывая изложенное, в связи с нарушением Управлением внутренних дел по городу Рязани порядка составления протокола об административном правонарушении от 10.06.2009 № 62 ЮЛ 000047, в удовлетворении требования заявителя о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Парад" к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru