Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2009 г. № А54-5398/2008

(извлечение)

ООО "Торговая фирма "Рязаньшина" обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области от 24.07.2008 № 9522 о зачете подлежащего возмещению НДС в счет уплаты пени в сумме 154,36 руб. по налогу на прибыль (местный бюджет).
ООО "Торговая фирма "Рязаньшина" заявило ходатайство о восстановлении установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса срока на подачу заявления о признании ненормативного правового акта недействительным.
В обоснование ходатайства Общество указывает на то, что первоначально с требованием о признании недействительным решения Инспекции от 24.07.2008 № 9517 оно обратилось в суд 28.10.2008, однако, в связи с тем, что в заявлении было соединено несколько самостоятельных требований, определением суда от 31.10.2008 по делу № А54-4380/2008 С21 данное заявление было оставлено без движения, заявителю было предложено оформить каждое требование в виде самостоятельного заявления.
Ходатайство ООО "Торговая фирма "Рязаньшина" о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, установленного частью 4 статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом рассмотрено и удовлетворено в связи с тем, действия по обжалованию ненормативного акта налогового органа Обществом фактически предпринимались.
В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержала.
Представитель Инспекции пояснил, что пени по налогу на прибыль начислены в связи с принятым налоговым органом решением по результатам выездной проверки от 12.08.2005 № 12-05/1470, которым предусматривалось доначисление налога на прибыль в местный бюджет в сумме 32864,45 руб. На указанную сумму налога выставлено требование от 23.08.2005 № 19452. Принято решение об обращении взыскания на денежные средства от 09.09.2005 № 3467, выставлены инкассовые поручения, которые отозваны письмами от 27.01.2009. Решение об обращении взыскания на денежные средства не принималось, недоимка не взыскана.
Решением Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-5770/2005 от 31.10.2005 решение инспекции частично по налогу на прибыль признано недействительным. Согласно расчету инспекции в части местного бюджета решение признано недействительным в сумме 10265,39 руб., с учетом переплаты по лицевому счету задолженность имела место в сумме 18540,06 руб.
На указанную задолженность согласно расчету начислены пени в сумме 154,36 руб. за период с 13.07.2008 по 14.07.2008, в счет уплаты которых произведен зачет, подлежащего возмещению НДС, решением от 24.07.2008 № 9522.
Оспаривая решение общество указывает на нарушение инспекцией сроков, установленных для взыскания недоимок и пеней.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование общества подлежит удовлетворению.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Статьей 70 Налогового кодекса (в редакции до 01.01.2007) установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а затем направить в банк инкассовое поручение на списание и перечисление необходимых средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Данный порядок применяется также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного анализа указанных норм процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пене проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, НК РФ предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.
Поскольку статьи Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок принудительного взыскания налога, не содержат какого-либо иного срока, кроме предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации 60-дневного, данный срок применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке. Иное толкование закона привело бы к возможности осуществления налоговым органом бесспорного взыскания по инкассовым поручениям налоговых обязательств без ограничения срока.
В пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 разъяснено, что, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующими положениями при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.
При этом, шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания сумм налогов и пеней.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также указал, что данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Следовательно, если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены пени, то пени с налогоплательщика взысканы быть не могут.
Согласно пункту 5 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных данным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Пунктом 6 статьи 78 Кодекса установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты, что ограничивает во времени право налогоплательщика на подачу заявления о возврате суммы переплаты или ее зачет в счет будущих платежей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 381-О-П, данная норма непосредственно не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки и задолженности по пеням.
Вместе с тем общие положения Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов на взыскание недоимок, подлежат применению, в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Недоимка, в погашение которой налоговый орган путем зачета направил подлежащий возмещению НДС, возникла на основании решения от 12.08.2005. С учетом вступления решения в силу и срока, установленного для уплаты в требовании № 19452 от 23.08.2005, недоимка подлежала уплате в добровольном порядке до 08.09.2005.
Решением по делу № А54-5770/2005 от 31.10.2005 отменены обеспечительные меры, в той части, в которой решение инспекции признано законным и обоснованным, соответственно срок 6 месяцев, установленный для обращения в суд статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом вступления в законную силу решения суда 01.12.2005, истек 01.06.2006.
Доказательства принятия мер принудительного взыскания спорной задолженности, в том числе в судебном порядке, инспекцией не представлены, в связи с этим налоговым органом утрачено право на начисление и взыскание спорной суммы пени, в том числе путем зачета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области от 24.07.2008 № 9522 о зачете, принятое в отношении ООО "Торговая фирма "Рязаньшина", проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Торговая фирма "Рязаньшина"
2. Возвратить ООО "Торговая фирма "Рязаньшина" из дохода федерального бюджета госпошлину 2000 руб., уплаченную платежным поручением № 2547 от 08.09.2008.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru