АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2009 г. по делу № А67-6505/09
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 01.10.2009
Полный текст решения изготовлен 02.10.2009
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с областного государственного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" (далее - ОГУЗ "ТОНД", ответчик) недоимки по единому социальному налогу в размере 14 838 руб. 73 коп., пеней в размере 3 299 руб. 14 коп., а также пеней по день фактической уплаты задолженности.
В ходе судебного разбирательства Инспекцией заявлен отказ в отношении требований о взыскании с ОГУЗ "ТОНД" недоимки по единому социальному налогу в размере 14 838 руб. 73 коп. и пеней в размере 3 299 руб. 14 коп. в связи с уплатой ответчиком взыскиваемой суммы задолженности в добровольном порядке. Определением арбитражного суда от 11.09.2009 производство по делу № А67-6505/09 в указанной части прекращено. Требования заявителя поддержаны в части взыскания пеней в размере 187 руб. 71 коп., начисленных в связи с неуплатой в установленный срок 14 838 руб. 73 коп. единого социального налога за период с 02.07.2009 по день фактической оплаты налога.
ОГУЗ "ТОНД", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, сведений о причинах неявки и отзыва на заявленные требования не представило.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал заявленные требования о взыскании пеней в размере 187 руб. 71 коп. по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ОГУЗ "ТОНД" зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением "Томская регистрационная палата" 26.04.1995 за регистрационным номером 9113/6939, ОГРН 1027000896713, в качестве налогоплательщика состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ИНН 7021022375).
15.04.2009 ОГУЗ "ТОНД" представило в Инспекцию расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 г., согласно которому сумма единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 15.04.2009 составила 24 700 руб.
В связи с тем, что в установленные сроки ОГУЗ "ТОНД" не произвело уплату единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Инспекцией в адрес ответчика было направлено требование № 36139 по состоянию на 28.04.2009 с предложением добровольно уплатить сумму единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 15.04.2009 в размере 24 700 руб. и пени по указанному налогу в размере 520 руб. 25 коп. в срок до 17.05.2009.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке ответчиком исполнено не было, Инспекция на основании подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОГУЗ "ТОНД" суммы пеней в размере 187 руб. 71 коп. (с учетом уточнений), которое, по мнению, арбитражного суда, подлежит удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 НК РФ, согласно положениям которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями ст. 235 НК РФ ОГУЗ "ТОНД" является плательщиком единого социального налога.
Пунктом 1 статьи 243 НК РФ определено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца (п. 3 ст. 243 НК РФ).
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Из материалов дела следует, что 15.04.2009 ОГУЗ "ТОНД" представило в Инспекцию расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 г., согласно которому сумма единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 15.04.2009 составила 24 700 руб.
При этом согласно сведениям, предоставленным Инспекцией, единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 24 700 руб. был уплачен ОГУЗ "ТОНД" с нарушением установленных сроков уплаты. Полная уплата задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществлена 05.08.2009 в размере 14 839 руб.
Факт несвоевременной уплаты единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, подтверждается материалами дела, ответчиком не отрицается.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Согласно ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 1 постановления от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" следует, что порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Несвоевременная уплата в бюджет авансовых платежей по единому социальному налогу в соответствии со ст. 75 НК РФ является основанием для начисления налогоплательщику пеней.
Как указано в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда в состав исковых требований налогового органа включено требование о взыскании пеней и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка не погашена налогоплательщиком, истец в ходе судебного разбирательства вправе на основании статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличить размер исковых требований в части взыскания пеней. При погашении налогоплательщиком недоимки до вынесения судом решения по иску налогового органа размер подлежащих взысканию пеней указывается в решении суда в твердой сумме.
Поскольку представленными заявителем материалами подтвержден факт несвоевременной уплаты ОГУЗ "ТОНД" авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, у налогового органа имелись основания для начисления пеней в размере 187 руб. 71 коп. за период с 02.07.2009 по день фактической оплаты налога 05.08.2009 на сумму задолженности в размере 14 838 руб. 73 коп. (л.д. 51).
Произведенные заявителем расчеты сумм пеней в размере 187 руб. 71 коп. судом проверены, соответствуют данным о неуплаченных суммах, количестве дней просрочки исходя из установленных законом сроков уплаты налогов, процентной ставке; ответчиком правильность данных расчетов не оспорена. Доказательств уплаты указанной суммы пеней в материалы дела не представлено, несмотря на то, что судом предоставлялась возможность для урегулирования спора во внесудебном порядке (определением от 11.09.2009 судебное разбирательство было отложено, в том числе, в целях предоставления ответчику времени для уплаты пеней в добровольном порядке).
Досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден: требование об уплате налога и пеней в добровольном порядке (№ 36139 по состоянию на 28.04.2009), направленное Инспекцией в адрес ответчика, в установленный срок не выполнено.
Таким образом, требование Инспекции о взыскании с ОГУЗ "ТОНД" пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 187 руб. 71 коп. подлежит удовлетворению.
С учетом имущественного положения ответчика, являющегося государственным учреждением и финансируемым из бюджета, при отсутствии возражений заявителя относительно уменьшения размера государственной пошлины, в связи с необходимостью недопущения чрезмерных ограничений на основании п. 2 ст. 333.22 НК РФ арбитражный суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины до 50 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
взыскать с областного государственного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" (ИНН 7021022375), зарегистрированного в качестве юридического лица муниципальным учреждением "Томская регистрационная палата" 26.04.1995 за регистрационным номером 9113/6939, ОГРН 1027000896713, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Лебедева, дом 4, сумму пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 187 (сто восемьдесят семь) руб. 71 коп.
Взыскать с областного государственного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 50 (пятьдесят) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.