Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 октября 2009 г. по делу № А67-6505/09

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 01.10.2009
Полный текст решения изготовлен 02.10.2009
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с областного государственного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" (далее - ОГУЗ "ТОНД", ответчик) недоимки по единому социальному налогу в размере 14 838 руб. 73 коп., пеней в размере 3 299 руб. 14 коп., а также пеней по день фактической уплаты задолженности.
В ходе судебного разбирательства Инспекцией заявлен отказ в отношении требований о взыскании с ОГУЗ "ТОНД" недоимки по единому социальному налогу в размере 14 838 руб. 73 коп. и пеней в размере 3 299 руб. 14 коп. в связи с уплатой ответчиком взыскиваемой суммы задолженности в добровольном порядке. Определением арбитражного суда от 11.09.2009 производство по делу № А67-6505/09 в указанной части прекращено. Требования заявителя поддержаны в части взыскания пеней в размере 187 руб. 71 коп., начисленных в связи с неуплатой в установленный срок 14 838 руб. 73 коп. единого социального налога за период с 02.07.2009 по день фактической оплаты налога.
ОГУЗ "ТОНД", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, сведений о причинах неявки и отзыва на заявленные требования не представило.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал заявленные требования о взыскании пеней в размере 187 руб. 71 коп. по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ОГУЗ "ТОНД" зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением "Томская регистрационная палата" 26.04.1995 за регистрационным номером 9113/6939, ОГРН 1027000896713, в качестве налогоплательщика состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ИНН 7021022375).
15.04.2009 ОГУЗ "ТОНД" представило в Инспекцию расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 г., согласно которому сумма единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 15.04.2009 составила 24 700 руб.
В связи с тем, что в установленные сроки ОГУЗ "ТОНД" не произвело уплату единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Инспекцией в адрес ответчика было направлено требование № 36139 по состоянию на 28.04.2009 с предложением добровольно уплатить сумму единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 15.04.2009 в размере 24 700 руб. и пени по указанному налогу в размере 520 руб. 25 коп. в срок до 17.05.2009.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке ответчиком исполнено не было, Инспекция на основании подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ, ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОГУЗ "ТОНД" суммы пеней в размере 187 руб. 71 коп. (с учетом уточнений), которое, по мнению, арбитражного суда, подлежит удовлетворению.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанности налогоплательщиков установлены статьей 23 НК РФ, согласно положениям которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями ст. 235 НК РФ ОГУЗ "ТОНД" является плательщиком единого социального налога.
Пунктом 1 статьи 243 НК РФ определено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца (п. 3 ст. 243 НК РФ).
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Из материалов дела следует, что 15.04.2009 ОГУЗ "ТОНД" представило в Инспекцию расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 г., согласно которому сумма единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по сроку уплаты 15.04.2009 составила 24 700 руб.
При этом согласно сведениям, предоставленным Инспекцией, единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 24 700 руб. был уплачен ОГУЗ "ТОНД" с нарушением установленных сроков уплаты. Полная уплата задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществлена 05.08.2009 в размере 14 839 руб.
Факт несвоевременной уплаты единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, подтверждается материалами дела, ответчиком не отрицается.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Согласно ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 1 постановления от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" следует, что порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Несвоевременная уплата в бюджет авансовых платежей по единому социальному налогу в соответствии со ст. 75 НК РФ является основанием для начисления налогоплательщику пеней.
Как указано в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда в состав исковых требований налогового органа включено требование о взыскании пеней и к моменту обращения налогового органа в суд недоимка не погашена налогоплательщиком, истец в ходе судебного разбирательства вправе на основании статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличить размер исковых требований в части взыскания пеней. При погашении налогоплательщиком недоимки до вынесения судом решения по иску налогового органа размер подлежащих взысканию пеней указывается в решении суда в твердой сумме.
Поскольку представленными заявителем материалами подтвержден факт несвоевременной уплаты ОГУЗ "ТОНД" авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, у налогового органа имелись основания для начисления пеней в размере 187 руб. 71 коп. за период с 02.07.2009 по день фактической оплаты налога 05.08.2009 на сумму задолженности в размере 14 838 руб. 73 коп. (л.д. 51).
Произведенные заявителем расчеты сумм пеней в размере 187 руб. 71 коп. судом проверены, соответствуют данным о неуплаченных суммах, количестве дней просрочки исходя из установленных законом сроков уплаты налогов, процентной ставке; ответчиком правильность данных расчетов не оспорена. Доказательств уплаты указанной суммы пеней в материалы дела не представлено, несмотря на то, что судом предоставлялась возможность для урегулирования спора во внесудебном порядке (определением от 11.09.2009 судебное разбирательство было отложено, в том числе, в целях предоставления ответчику времени для уплаты пеней в добровольном порядке).
Досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден: требование об уплате налога и пеней в добровольном порядке (№ 36139 по состоянию на 28.04.2009), направленное Инспекцией в адрес ответчика, в установленный срок не выполнено.
Таким образом, требование Инспекции о взыскании с ОГУЗ "ТОНД" пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 187 руб. 71 коп. подлежит удовлетворению.
С учетом имущественного положения ответчика, являющегося государственным учреждением и финансируемым из бюджета, при отсутствии возражений заявителя относительно уменьшения размера государственной пошлины, в связи с необходимостью недопущения чрезмерных ограничений на основании п. 2 ст. 333.22 НК РФ арбитражный суд считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины до 50 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с областного государственного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" (ИНН 7021022375), зарегистрированного в качестве юридического лица муниципальным учреждением "Томская регистрационная палата" 26.04.1995 за регистрационным номером 9113/6939, ОГРН 1027000896713, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Лебедева, дом 4, сумму пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 187 (сто восемьдесят семь) руб. 71 коп.
Взыскать с областного государственного учреждения здравоохранения "Томский областной наркологический диспансер" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 50 (пятьдесят) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru