Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2009 г. № 02-10/57-09

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя Управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Ярославцева О.А. - специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителя ООО "Энергокомфорт.Сибирь" Купцова А.А. по доверенности № 183 от 26.12.2008, представителя ОАО "Издательство "Красное знамя" Маляревского М.В. по доверенности б/н от 01.06.2009, представителя ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" Маметьева С.В. - директора Томского филиала ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" согласно приказу № 02 от 11.03.2009, рассмотрев дело № 02-10/57-09 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" открытым акционерным обществом "Издательство "Красное знамя" (далее - ОАО "Издательство "Красное знамя"), установила:
В Томское УФАС России поступило заявление ООО "Энергокомфорт.Сибирь" о том, что между ООО "Энергокомфорт.Сибирь" (гарантирующим поставщиком) и ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" заключен договор электроснабжения от 14.04.2009 № 310, согласно которому гарантирующий поставщик обязался подавать электрическую энергию указанному субъекту.
Электроснабжение должно осуществляться посредством электрических сетей через трансформаторную подстанцию ТП-321, находящуюся во владении ОАО "Издательство "Красное знамя". 17 апреля 2009 г. ООО "Энергокомфорт. Сибирь" направило ОАО "Издательство "Красное знамя" заявку на включение электроустановок ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт". ОАО "Издательство "Красное знамя" отказало в подключении электроустановок.
В ходе рассмотрения дела было установлено следующее:
Для технологического присоединения объекта - гараж-стоянка с административными помещениями Филиал МУП "Томский энергокомплекс" "Горэлектросети" выдал ТСЖ "Тополь-96" - заказчику Технические условия № ТЭК-230 от 26.04.2007, по которым предполагалось выполнить технические условия владельца ТП-321 ОАО "Издательство "Красное знамя" № 88 от 25.04.2007.
МУП "Томский энергокомплекс" владело имуществом электросетевого хозяйства на основании договора аренды № 165-57 от 01.03.2007. Соглашением от 25.07.2007 к этому договору были внесены изменения: из перечня арендуемого имущества с 16.09.2007 было исключено имущество, относящееся к электросетевому хозяйству, и передано в аренду ООО "Горсети".
24.12.2008 ООО "Горсети" совместно с ОАО "Издательство "Красное знамя" выдало ТСЖ "Тополь-96" справку о выполнении Технических условий № ТЭК-230 от 26.04.2007. Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области актом осмотра электроустановки № 04-19-11 от 05.02.2009 дано заключение, что электроустановка гаража-стоянки допущена в эксплуатацию.
Протоколом общего собрания от 24.03.2009 собственники гаражных боксов избрали управляющей компанией ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" и поручили ей заключить договор энергоснабжения. ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" и ОАО "Издательство "Красное знамя" подписали акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 10.04.2009, также подписан Договор электроснабжения от 14.04.2009 № 310 с ООО "Энергокомфорт.Сибирь".
В заседании Комиссии представитель ОАО "Издательство "Красное знамя" пояснил, что электроустановки гаража-стоянки не подключены из-за того, что не составлен акт о технологическом присоединении, как этого требует п. 7 Правил технологического присоединения электропринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 в редакции Постановления Правительства № 168 от 21.03.2007 (далее - Правила), и отказом потребителя ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" компенсировать расходы за пользование имуществом ОАО "Издательство "Красное знамя".
Анализ представленных документов, пояснения представителей, участвующих в заседании Комиссии, показывают следующее:
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (п. 7), установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки на технологическое присоединение юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон и акт о технологическом присоединении являются документами, подтверждающими факты осуществления и завершения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям в установленном порядке (п. 19 Правил технологического присоединения). В связи с этим наличие указанных документов является условием заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
Акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 10.04.2009 подписан ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" и ОАО "Издательство "Красное знамя". Акт о технологическом присоединении является подтверждением об окончании технологического присоединения. В данном случае этот факт подтверждается справкой о выполнении технических условий № ТЭК-230 от 26.04.2007, подписанной ООО "Горсети" и ОАО "Издательство "Красное знамя".
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, разрешение вопроса о надлежащем либо ненадлежащем технологическом присоединении отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору.
Актом осмотра электроустановки № 04-19-11 от 05.02.2009, выданном Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области, дано заключение, что электроустановка гаража-стоянки отвечает техническим условиям, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности, требованиям правил эксплуатации и может быть допущена в эксплуатацию.
Данные документы подтверждают факты осуществления и завершения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" к электрическим сетям ОАО "Издательство "Красное знамя" в установленном порядке.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, носит однократный характер (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения вышеназванных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ установлен запрет для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, совершать действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, злоупотребление доминирующим положением заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права другого хозяйствующего субъекта либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Согласно п. 1, 5 ст. 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон № 147-ФЗ) определено, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "Издательство "Красное знамя" фактически оказывает услуги по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии. Через электрические сети и трансформаторную подстанцию ТП-321 осуществляется энергоснабжение торгово-офисного помещения ООО "Комстар-Т" (ИНН 7014045565), находящегося по адресу: г. Томск, пр. Фрунзе, 103/1.
ОАО "Издательство "Красное знамя" оказывает услугу по передаче электрической энергии для нужд ООО "Комстар-Т", о чем свидетельствует ведомость потребления электрической энергии ООО "Комстар-Т" по договору энергоснабжения от 01.01.2007 № 1598 за 2008 год и январь - май 2009 года включительно, представленная ООО "Энергокомфорт "Сибирь" (вх. № 2826 от 23.06.2009). Данный факт подтверждает то, что если электрическая энергия оплачивается покупателем, то существует факт ее потребления, значит, имеет место и передача электроэнергии данному покупателю. Таким образом, товаром на рассматриваемом рынке является услуга по передаче электрической энергии.
Согласно аналитическому отчету Томского УФАС России ОАО "Издательство "Красное знамя" признано доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании.
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в случае, если организация осуществляет деятельность в сферах, отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий, и при эксплуатации принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей и иных объектов электроэнергетики нарушает требования технических регламентов и иных обязательных требований, права пользования и владения такой организации указанными объектами ограничиваются в порядке и в пользу организаций, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Изучив представленные документы, пояснения представителей, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что своими действиями ОАО "Издательство "Красное знамя", выразившимися в препятствии передаче электрической энергии на гараж-стоянку с административными помещениями, нарушает антимонопольное законодательство, а именно часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. ОАО "Издательство "Красное знамя", пользуясь своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электроэнергии, препятствует осуществлению деятельности ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" и ущемляет его интересы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать, что ОАО "Издательство "Красное знамя" совершило нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в препятствии передаче электрической энергии на гараж-стоянку с административными помещениями.
2. Выдать ОАО "Издательство "Красное знамя" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Издательство "Красное знамя" и должностного лица за злоупотребление доминирующим положением на рынке по передаче э/энергии.
Решение федерального антимонопольного органа (его территориального органа) может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
О.А.ЯРОСЛАВЦЕВ
Л.М.РЫЖКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru