Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2009 г. № 277

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Ведомственную целевую программу "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы".
2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заказчиком Ведомственной целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы".

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 28 сентября 2009 г. № 277

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ
КОМПЛЕКСЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

1. Паспорт Ведомственной целевой программы "Развитие малых
форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской
Республики на 2010 - 2012 годы"

+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Наименование        ¦Ведомственная целевая программа "Развитие малых форм¦
¦Программы           ¦хозяйствования в агропромышленном комплексе         ¦
¦                    ¦Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы"          ¦
¦                    ¦(далее - Программа)                                 ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Основания           ¦Постановление Правительства Российской Федерации    ¦
¦для разработки      ¦от 14 июля 2007 года № 446 "О Государственной       ¦
¦Программы           ¦программе развития сельского хозяйства              ¦
¦                    ¦и регулирования рынков сельскохозяйственной         ¦
¦                    ¦продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012    ¦
¦                    ¦годы";                                              ¦
¦                    ¦распоряжение Правительства Удмуртской Республики    ¦
¦                    ¦от 17 августа 2009 года № 695-р "О разработке       ¦
¦                    ¦проекта Ведомственной целевой программы "Развитие   ¦
¦                    ¦малых форм хозяйствования в агропромышленном        ¦
¦                    ¦комплексе Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы"¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы  ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия   ¦
¦                    ¦Удмуртской Республики                               ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Разработчик         ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия   ¦
¦Программы           ¦Удмуртской Республики                               ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Исполнители         ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия   ¦
¦Программы           ¦Удмуртской Республики (далее - Минсельхозпрод УР)   ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Сроки реализации    ¦2010 - 2012 годы                                    ¦
¦Программы           ¦                                                    ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Цели Программы      ¦Целью Программы является создание экономических     ¦
¦                    ¦и социальных условий, способствующих:               ¦
¦                    ¦- развитию малых форм хозяйствования, формированию  ¦
¦                    ¦и устойчивому развитию сельской потребительской     ¦
¦                    ¦кооперации;                                         ¦
¦                    ¦- повышению занятости и доходов сельского населения;¦
¦                    ¦- увеличению поголовья скота, росту производства    ¦
¦                    ¦и объемов реализации молока и мяса в крестьянских   ¦
¦                    ¦(фермерских) хозяйствах и у граждан, ведущих личное ¦
¦                    ¦подсобное хозяйство                                 ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Задачи Программы    ¦1. Обеспечение доступа граждан, ведущих личное      ¦
¦                    ¦подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских)      ¦
¦                    ¦хозяйств и сельскохозяйственных потребительских     ¦
¦                    ¦кооперативов к кредитным ресурсам.                  ¦
¦                    ¦2. Содействие созданию и развитию сети              ¦
¦                    ¦сельскохозяйственных потребительских кооперативов   ¦
¦                    ¦по снабжению, сбыту, переработке, обслуживанию      ¦
¦                    ¦и кредитованию.                                     ¦
¦                    ¦3. Развитие производственной базы и инженерной      ¦
¦                    ¦инфраструктуры в крестьянских (фермерских)          ¦
¦                    ¦хозяйствах.                                         ¦
¦                    ¦4. Совершенствование системы содействия развитию    ¦
¦                    ¦малых форм хозяйствования.                          ¦
¦                    ¦5. Создание эффективной системы сбыта               ¦
¦                    ¦сельскохозяйственной продукции, произведенной       ¦
¦                    ¦у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство       ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Целевые индикаторы  ¦1. Предполагаемый объем привлеченных кредитных      ¦
¦и показатели        ¦ресурсов личными подсобными хозяйствами,            ¦
¦Программы           ¦крестьянскими (фермерскими) хозяйствами,            ¦
¦                    ¦сельскохозяйственными потребительскими              ¦
¦                    ¦кооперативами:                                      ¦
¦                    ¦2010 год - 350 млн. руб.;                           ¦
¦                    ¦2011 год - 350 млн. руб.;                           ¦
¦                    ¦2012 год - 350 млн. руб.                            ¦
¦                    ¦2. Рост объемов реализации продукции, произведенной ¦
¦                    ¦гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство,    ¦
¦                    ¦крестьянскими (фермерскими) хозяйствами,            ¦
¦                    ¦к предыдущему году в сопоставимых ценах:            ¦
¦                    ¦2010 год - 5 процентов;                             ¦
¦                    ¦2011 год - 5 процентов;                             ¦
¦                    ¦2012 год - 5 процентов.                             ¦
¦                    ¦3. Удельный вес работающих сельскохозяйственных     ¦
¦                    ¦потребительских кооперативов (в % к общему числу    ¦
¦                    ¦зарегистрированных кооперативов) всех видов         ¦
¦                    ¦(кредитных, перерабатывающих,                       ¦
¦                    ¦снабженческо-сбытовых), всего:                      ¦
¦                    ¦2010 год - 68 процентов;                            ¦
¦                    ¦2011 год - 73 процента;                             ¦
¦                    ¦2012 год - 90 процентов,                            ¦
¦                    ¦в том числе: кредитных                              ¦
¦                    ¦2010 год - 80 процентов;                            ¦
¦                    ¦2011 год - 80 процентов;                            ¦
¦                    ¦2012 год - 80 процентов,                            ¦
¦                    ¦перерабатывающих                                    ¦
¦                    ¦2010 год - 100 процентов;                           ¦
¦                    ¦2011 год - 80 процентов;                            ¦
¦                    ¦2012 год - 100 процентов,                           ¦
¦                    ¦снабженческо-сбытовых                               ¦
¦                    ¦2010 год - 63 процента;                             ¦
¦                    ¦2011 год - 71 процент;                              ¦
¦                    ¦2012 год - 92 процента.                             ¦
¦                    ¦4. Объем субсидируемых кредитов, привлеченных       ¦
¦                    ¦крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами,¦
¦                    ¦ведущими личное подсобное хозяйство,                ¦
¦                    ¦сельскохозяйственными потребительскими              ¦
¦                    ¦кооперативами:                                      ¦
¦                    ¦2010 год - 565,800 млн. руб.;                       ¦
¦                    ¦2011 год - 551,200 млн. руб.;                       ¦
¦                    ¦2012 год - 543,300 млн. руб.                        ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Перечень основных   ¦1. Предоставление субсидий на приобретение основных ¦
¦мероприятий         ¦средств для осуществления уставной деятельности     ¦
¦                    ¦сельскохозяйственных потребительских кооперативов.  ¦
¦                    ¦2. Предоставление субсидии гражданам, ведущим личное¦
¦                    ¦подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным   ¦
¦                    ¦законом "О личном подсобном хозяйстве", и являющимся¦
¦                    ¦членами сельскохозяйственных потребительских        ¦
¦                    ¦кооперативов.                                       ¦
¦                    ¦3. Предоставление субсидии на строительство,        ¦
¦                    ¦реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт    ¦
¦                    ¦животноводческих помещений.                         ¦
¦                    ¦4. Участие в выставках, ярмарках по реализации      ¦
¦                    ¦сельскохозяйственной продукции                      ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Объемы и источники  ¦Общий объем финансирования Программы составляет     ¦
¦финансирования      ¦1708,470 млн. рублей, в том числе: из бюджета       ¦
¦Программы           ¦Удмуртской Республики - 9,870 млн. рублей,          ¦
¦                    ¦в том числе по годам:                               ¦
¦                    ¦2010 г. - 3,000 млн. рублей;                        ¦
¦                    ¦2011 г. - 3,285 млн. рублей;                        ¦
¦                    ¦2012 г. - 3,585 млн. рублей, из иных источников     ¦
¦                    ¦в соответствии с законодательством Российской       ¦
¦                    ¦Федерации - 1698,60 млн. рублей, в том числе        ¦
¦                    ¦по годам:                                           ¦
¦                    ¦2010 г. - 521,360 млн. рублей;                      ¦
¦                    ¦2011 г. - 563,880 млн. рублей;                      ¦
¦                    ¦2012 г. - 613,360 млн. рублей.                      ¦
¦                    ¦Объемы финансирования, предусмотренные настоящей    ¦
¦                    ¦Программой, носят ориентировочный характер          ¦
¦                    ¦и подлежат корректировке при формировании           ¦
¦                    ¦и утверждении бюджета Удмуртской Республики         ¦
¦                    ¦на очередной финансовый год (очередной финансовый   ¦
¦                    ¦год и плановый период).                             ¦
¦                    ¦В случае несоответствия результатов выполнения      ¦
¦                    ¦Программы целевым индикаторам и критериям           ¦
¦                    ¦эффективности бюджетные ассигнования                ¦
¦                    ¦на реализацию Программы могут быть сокращены        ¦
¦                    ¦в соответствии с порядком, предусмотренным          ¦
¦                    ¦Правительством Удмуртской Республики                ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные  ¦1. Повышение занятости сельского населения          ¦
¦результаты          ¦и создание не менее 600 рабочих мест в малых формах ¦
¦реализации          ¦хозяйствования.                                     ¦
¦Программы           ¦2. Увеличение численности сельскохозяйственных      ¦
¦и показатели        ¦потребительских кооперативов к уровню 2009 года     ¦
¦социально-          ¦на 15 процентов и обеспечение удельного веса        ¦
¦экономической       ¦работающих до 90 процентов.                         ¦
¦эффективности       ¦3. Увеличение численности поголовья скота, рост     ¦
¦                    ¦производства и объемов реализации                   ¦
¦                    ¦сельскохозяйственной продукции на 15 процентов.     ¦
¦                    ¦4. Ввод животноводческих помещений                  ¦
¦                    ¦в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 500       ¦
¦                    ¦скотомест                                           ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа, целесообразность и необходимость ее решения
программно-целевыми методами

Сельскохозяйственные реформы, проводимые в России в условиях перехода к рыночным отношениям, привели к новому этапу в истории развития малых форм хозяйствования. Малые формы хозяйствования представляют совокупность различных форм хозяйствования (сельскохозяйственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, индивидуальные предприниматели) в сфере производства и обращения, материальных благ и услуг, играющих значительную роль в рыночной экономике в связи со свойственными им определенными преимуществами.
Развитие личных подсобных хозяйств и появление первых крестьянских (фермерских) хозяйств стало самым заметным явлением в аграрной экономике России в девяностые годы XX века.
Сравнительный анализ работы фермерских хозяйств показал, что наиболее устойчивое экономическое положение имеют те из них, которые были созданы в 1990 - 1991 годы на достаточно крупных земельных участках с использованием льготного кредитования.
По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 января 2007 года в Удмуртской Республике насчитывалось 2446 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и 215923 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ). За ними закреплено 112,8 тыс. га пашни или 9 процентов общей площади пашни в Удмуртской Республике. Несмотря на то, что имеет место сокращение количества КФХ, ЛПХ, отмечается положительная динамика роста объемов реализованной продукции. В 2008 году рост объемов реализации продукции увеличился на 18 процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах и в стоимостном выражении составил 2 млрд. 802 млн. рублей. Объем всей сельхозпродукции, производимой субъектами малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса, за 2008 год составил 43 процента.
Экономическая эффективность деятельности субъектов малых форм хозяйствования колеблется по годам. За последние пять лет из-за сокращения численности сельского населения, а также в результате стабилизации экономической обстановки, роста доходов населения страны и ряда других факторов наметилась тенденция сокращения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, поголовья скота.
В 2008 году в ЛПХ поголовье крупного рогатого скота уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 7,7 тысячи голов (на 10,5%), в том числе коров - на 4,6 тысячи голов (на 11,6%), свиней - на 12,5 тысячи голов (на 19,6%), овец и коз - на 8,9 тысячи голов (на 11,5%).

Поголовье скота в малых формах хозяйствования за период
2005 - 2009 годов (на начало года)

                                                                 тыс. голов
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦  Категории хозяйств  ¦ 2005  ¦ 2006  ¦ 2007  ¦ 2008  ¦ 2009  ¦   2009,  ¦
¦                      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦в % к 2005¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦  Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели   ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Крупный рогатый скот  ¦   8,7 ¦  10,0 ¦   9,5 ¦  10,2 ¦  10,1 ¦  115     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦В том числе: коровы   ¦   3,9 ¦   4,4 ¦   4,3 ¦   4,4 ¦   4,2 ¦  108     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Свиньи                ¦   7,0 ¦   8,2 ¦   6,7 ¦   6,6 ¦   4,4 ¦   73     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Овцы и козы           ¦   2,8 ¦   2,6 ¦   2,4 ¦   2,3 ¦   1,9 ¦   68     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦              Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства               ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Крупный рогатый скот  ¦  89,9 ¦  80,9 ¦  80,2 ¦  72,6 ¦  64,9 ¦   72     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦В том числе: коровы   ¦  54,0 ¦  48,3 ¦  47,7 ¦  39,1 ¦  34,5 ¦   64     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Свиньи                ¦  62,4 ¦  57,6 ¦  57,8 ¦  63,9 ¦  51,4 ¦   82     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Овцы и козы           ¦  90,3 ¦  81,6 ¦  82,8 ¦  77,2 ¦  68,3 ¦   76     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции
в малых формах хозяйствования за период 2004 - 2008 годов

                                                                  тыс. тонн
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦  Категории хозяйств  ¦ 2004  ¦ 2005  ¦ 2006  ¦ 2007  ¦ 2008  ¦   2008,  ¦
¦                      ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦в % к 2004¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦  Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели   ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Зерно                 ¦  32,3 ¦  41,9 ¦  40,8 ¦  45,7 ¦  50,9 ¦  158     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Картофель             ¦  33,8 ¦  30,1 ¦  48,6 ¦  45,1 ¦  64,6 ¦  191     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Овощи                 ¦   3,6 ¦   5,4 ¦   8,4 ¦   8,9 ¦  11,9 ¦в 3,3 раза¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Молоко                ¦  11,0 ¦  12,8 ¦  14,1 ¦  16,4 ¦  17,3 ¦  157     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Мясо (скота и птицы   ¦   1,3 ¦   1,2 ¦   1,6 ¦   1,7 ¦   2,1 ¦  161     ¦
¦на убой в живом весе) ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦          ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦              Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства               ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Зерно                 ¦   0,7 ¦   0,7 ¦   0,9 ¦   0,6 ¦   0,8 ¦  114     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Картофель             ¦ 476,3 ¦ 426,6 ¦ 546,0 ¦ 392,7 ¦ 383,6 ¦   80     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Овощи                 ¦ 153,7 ¦ 175,6 ¦ 175,0 ¦ 155,7 ¦ 144,6 ¦   94     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Молоко, тонн          ¦ 173,6 ¦ 182,4 ¦ 179,9 ¦ 171,5 ¦ 163,9 ¦   98     ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
¦Мясо (скота и птицы   ¦  60,2 ¦  53,8 ¦  52,4 ¦  52,3 ¦  53,6 ¦   89     ¦
¦на убой в живом весе),¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦          ¦
¦тонн                  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦          ¦
+----------------------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+

Специфика процессов формирования и развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве зависит от региональных особенностей. Основными факторами, препятствующими развитию малых форм хозяйствования в республике, являются ограниченные объемы производства и сбыта продукции, недостаток производственных и финансовых ресурсов для осуществления деятельности, слабое развитие элементов рыночной инфраструктуры в сельской местности, недостаточная государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
В целях улучшения ситуации в аграрном секторе экономики в 2006 году был разработан приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" (далее - Нацпроект). Одной из главных мер, призванных улучшить положение деревни и помочь малым формам хозяйствования в рамках Нацпроекта, являлось субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, выданным на развитие производственной базы малых форм хозяйствования. Данные меры позволили привлечь в 2006 - 2007 годах в рамках Нацпроекта 8455 кредитов и займов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, в сумме 764,7 млн. руб.
С 2008 года реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 (далее - Госпрограмма), и Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2008 года № 207-р, одним из приоритетных направлений которых является повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой КФХ, ЛПХ, и повышение доходов сельского населения.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, и займам в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. С 2006 по 2008 годы субъектами малых форм хозяйствования привлечено 12050 кредитов и займов на сумму 1 млрд. 140 млн. рублей, из них:
ЛПХ - 11952 кредита и займа на сумму 1039,35 млн. рублей;
КФХ - 84 кредита и займа на сумму 52,0 млн. рублей;
СПоК - 15 кредитов на сумму 50,3 млн. рублей.
Полученные кредитные средства используются на развитие производства, приобретение тракторов, малогабаритной техники, семян, кормов, скота, строительство и реконструкцию животноводческих помещений, газификацию хозяйств.
За период реализации Нацпроекта и Госпрограммы в Удмуртской Республике на субсидирование процентных ставок по кредитным ресурсам, привлеченным малыми формами хозяйствования, выделено 96,7 млн. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета - 92,2 млн. рублей, из бюджета Удмуртской Республики - 4,5 млн. рублей.
Кроме этого, наряду с организациями агропромышленного комплекса крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы получают государственную поддержку в виде предоставления субсидий: на развитие животноводства, элитного семеноводства, приобретение минеральных удобрений и средств защиты, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, ремонт сельскохозяйственной техники, страхование объектов агропромышленного производства.
Одним из основных направлений повышения экономической эффективности малых форм хозяйствования выступает развитие и углубление кооперации в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции. На первый план выдвигается создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов по приобретению и использованию техники для совместного использования сельскохозяйственной техники в организациях малых форм хозяйствования.
Объединение в различные формы кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и сельскохозяйственных кооперативов является важным рычагом возрождения села, поскольку дает возможность доступа к рынку сельскохозяйственной продукции и продовольствия, противостоять монополизму крупных заготовительных, обслуживающих и торговых организаций.
На сегодняшний день в республике зарегистрировано 64 сельскохозяйственных потребительских кооператива (далее - СПоК), в том числе: снабженческо-сбытовых - 40, перерабатывающих - 4, кредитных - 11, обслуживающих - 8. По итогам деятельности за 2008 год удельный вес работающих кооперативов составил 47,1 процента из 60 запланированных Госпрограммой.
Поэтому важным условием повышения конкурентоспособности и динамичности функционирования субъектов малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе является принятие настоящей Ведомственной целевой программой поддержки и развитие малых форм хозяйствования.
Программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития КФХ, ЛПХ, СПоК в Удмуртской Республике.
Необходимость разработки Программы развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы возникла в связи с тем, что:
1) сокращается производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции в КФХ, ЛПХ;
2) удельный вес работающих СПоК к общему числу зарегистрированных на территории Удмуртской Республики составляет менее 50 процентов.
Программа позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых СПоК, что даст возможность увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования, создать не менее 600 новых рабочих мест в малых формах хозяйствования и в СПоК.

3. Цель, задачи Программы с указанием сроков и этапов
ее реализации

Целью Программы является создание экономических и социальных условий, способствующих:
развитию малых форм хозяйствования, формированию и устойчивому развитию сельской потребительской кооперации;
повышению занятости и доходов сельского населения;
увеличению численности поголовья скота, росту производства и объемов реализации сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) обеспечение доступа ЛПХ, КФХ, СПоК к кредитным ресурсам;
2) содействие созданию и развитию сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту, переработке, обслуживанию и кредитованию;
3) развитие производственной базы и инженерной инфраструктуры в КФХ;
4) совершенствование системы содействия развитию малых форм хозяйствования;
5) создание эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ.
Реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 3 лет (2010 - 2012 годы).

4. Целевые индикаторы и показатели эффективности Программы

+--+-------------------------+----+-------+-------------------------------+
¦№ ¦  Наименование целевого  ¦Ед. ¦ Факт  ¦            Прогноз            ¦
¦п/¦ индикатора и показателя ¦изм.¦2008 г.+-------+-------+-------+-------+
¦п ¦      эффективности      ¦    ¦       ¦2009 г.¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+
¦                           Целевые индикаторы                            ¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1 ¦Объем привлеченных       ¦Млн.¦376,32 ¦350,00 ¦350,00 ¦350,00 ¦350,00 ¦
¦  ¦кредитных ресурсов ЛПХ,  ¦руб.¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦КФХ, СПоК                ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+
¦2 ¦Рост объемов реализации  ¦ %  ¦ 18    ¦  5    ¦  5    ¦  5    ¦  5    ¦
¦  ¦продукции, произведенной ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦ЛПХ, КФХ к предыдущему   ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦году в сопоставимых ценах¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+
¦3 ¦Удельный вес работающих  ¦ %  ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦СПоК (в % к общему числу ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦зарегистрированных       ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦коперативов) всех видов  ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦(кредитных,              ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦перерабатывающих,        ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦снабженческо-сбытовых),  ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦всего,                   ¦    ¦ 47,1  ¦ 63    ¦ 68    ¦ 73    ¦ 90    ¦
¦  ¦в том числе:             ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦кредитных,               ¦    ¦ 40    ¦ 80    ¦ 80    ¦ 80    ¦ 80    ¦
¦  ¦перерабатывающих,        ¦    ¦ 25    ¦ 75    ¦100    ¦ 80    ¦100    ¦
¦  ¦снабженческо-сбытовых    ¦    ¦ 51,4  ¦ 59    ¦ 63    ¦ 71    ¦ 92    ¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+
¦4 ¦Объем субсидируемых      ¦Млн.¦756,8  ¦592,8  ¦565,8  ¦551,2  ¦543,3  ¦
¦  ¦кредитов, привлеченных   ¦руб.¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦КФХ, ЛПХ, СПоК,          ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦проживающими в сельской  ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦местности                ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+
¦     Показатели эффективности: экономической, социальной и бюджетной     ¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1 ¦Ежегодный прирост        ¦Тыс.¦351,27 ¦365,00 ¦380,00 ¦420,00 ¦460,00 ¦
¦  ¦реализации продукции     ¦руб.¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦сельского хозяйства ЛПХ, ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦КФХ                      ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+
¦2 ¦Увеличение численности   ¦ %  ¦ 13    ¦ 10    ¦  5    ¦  5    ¦  5    ¦
¦  ¦СПоК к уровню 2009 года  ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦  ¦на 15 процентов          ¦    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+--+-------------------------+----+-------+-------+-------+-------+-------+

]]>
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:
создание эффективной системы управления на основе четкого перераспределения полномочий и ответственности исполнителей Программы;
проведение мониторинга выполнения Программы;
перераспределение объемов финансирования Программы в зависимости от складывающейся ситуации в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru