Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2007 г. № 622

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края
от 21.09.2009 № 394)

В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 № 117-ЗС "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края" постановляю:
1. Одобрить комплексную программу социально-экономического развития Алтайского края (далее - "Комплексная программа") в составе следующих документов:
стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года (прилагается);
долгосрочная программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года, включая программу социально-экономического развития Алтайского края на 2008 - 2012 годы (прилагаются).
2. Органам исполнительной власти Алтайского края обеспечить согласование мероприятий Комплексной программы в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
3. Предложить органам местного самоуправления при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований руководствоваться программными документами, перечисленными в пункте 1 настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН





Одобрена
Постановлением
Администрации края
от 28 декабря 2007 г. № 622

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Анализ текущего социально-экономического
состояния Алтайского края

Алтайский край образован в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 28 сентября 1937 года путем деления Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край с центром в г. Барнауле.
В настоящее время в административный состав края входят 12 городских округов, 60 муниципальных районов, 720 сельских и 5 городских поселений. Наиболее крупные муниципальные образования - городские округа: город Барнаул (649,7 тыс. человек), город Бийск (224,5 тыс. человек), город Рубцовск (157,3 тыс. человек).
По состоянию на 01.01.2007 в крае постоянно проживают 2523,3 тыс. человек (1,8% от всего населения Российской Федерации), более 120 национальностей и народностей. Основное население - русские (92%), немцы (3%), украинцы (2%). По численности населения край находится на 4 месте по Сибирскому федеральному округу и на 21 месте по Российской Федерации.
Алтайский край имеет средний показатель плотности населения - 15 человек на 1 кв. км. Отличительной особенностью края является высокая доля сельского населения - 46,4% (по России - 27%).
Расположение Алтайского края на юге Западной Сибири и высокая межрегиональная транспортная доступность делают его привлекательным для всего макрорегиона с точки зрения использования туристско-рекреационного потенциала (ни один регион Западной Сибири не обладает такими благоприятными для человека климатическими и лечебными ресурсами).
Приграничное положение Алтайского края создает возможности для его межгосударственного сотрудничества со странами Азиатского региона (Казахстан, Китай, Монголия и др.).
Наряду с позитивными факторами экономико-географическое положение Алтайского края характеризуется удаленностью от западных и восточных границ Российской Федерации, что сказывается прежде всего на транспортных тарифах. Частично такое положение Алтайского края компенсируется наличием транзитных путей: автомагистралей, соединяющих Россию с Монголией и Казахстаном, железной дороги, связывающей Среднюю Азию с Транссибирской магистралью, международных авиалиний.
Алтайский край обладает потенциалом для реализации геостратегической функции форпоста России в Южной Сибири. При населении более 2,5 миллионов человек, или 12% от всех проживающих за Уралом, причем преимущественно русском (92%), край может стать форпостом России в Южной Сибири, обеспечивающим связь крупнейших центров Западной Сибири (Новосибирск, Томск, Кемерово) с Казахстаном и Центральной Азией, Монголией и Китаем.
Экономика Алтайского края - это многоотраслевой комплекс. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики края - промышленностью и сельским хозяйством (рисунок 1). На промышленность приходится 24,2% ВРП края (по России и Сибирскому федеральному округу - более 30%), Доля сельского хозяйства в ВРП края (17,5%) - одна из самых высоких в России (в среднем около 5%) и Сибирском федеральном округе (в среднем около 7%). В создании добавленной стоимости возрастает доля сферы услуг. Если в 2000 году доля сферы услуг в ВРП составляла 41,8%, то в 2006 году она формирует около 55% ВРП, в том числе торговля и общественное питание - 21,5%, транспорт и связь - 6,9%.

См. данный графический объект.

Рис. 1. Удельный вес отдельных отраслей экономики в ВРП
в 2006 году (оценка)

За последние годы в Алтайском крае сформировались существенные положительные тенденции повышения уровня и качества жизни людей, развития социальной сферы и экономики.
Алтайский край - один из динамично развивающихся регионов России. В 2006 году производство валового регионального продукта выросло по сравнению с 2000 годом на 46%, что соответствует среднегодовым темпам 6,5 - 6,6% (по России аналогичные показатели составили 43,6% и 6,2%).

См. данный графический объект.

Рис. 2. Темпы роста ВРП Алтайского края и суммы ВРП
регионов России в 2000 - 2006 гг., в % к предыдущему году

ВРП в расчете на душу населения увеличился с 18,4 тыс. рублей в 2000 году до 66,8 тыс. рублей в 2006 году, то есть в 3,6 раза (в целом по России увеличение составило 3,7 раза). Внешнеторговый оборот Алтайского края в 2006 году увеличился в 3 раза по сравнению с 2000 годом и составил 898,4 млн. долларов США. Экспорт увеличился в 3,0 раза, импорт - в 2,8 раза.
Инвестиционная активность в Алтайском крае демонстрирует высокие темпы роста: в 2005 году объем инвестиций в основной капитал в крае превысил средние показатели по Сибирскому федеральному округу на 4,9 процентных пункта, по Российской Федерации - на 9,3, в 2006 году - на 4,5 и 5,1 соответственно.
Позитивная динамика роста инвестиций в основной капитал сохраняется и в текущем году. За январь - сентябрь 2007 года в экономику края направлено 25,4 млрд. рублей, это на 38,4% больше, чем за аналогичный период 2006 года. По России этот показатель составил 21,2%.
Край исторически является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в России и Сибири. В 2006 году Алтайским краем произведено более 19% всей сельскохозяйственной продукции Сибирского федерального округа.
Алтайский край обладает развитым промышленным комплексом, современная структура которого характеризуется высокой долей обрабатывающих производств (78,8% в объеме отгруженных товаров). По некоторым видам выпускаемой продукции край занимает ведущие места в общероссийском производстве. В 2006 году в крае было произведено более 89% от общего объема российского производства паровых котлов мощностью свыше 10 тонн пара/час, 62,6% трелевочных чокерных машин, 44,2% дизелей и дизель-генераторов, более 19% грузовых магистральных вагонов, около 17% крупы, 12% муки и жирных сыров. Весьма существенен вклад края в обороноспособность страны.
Алтайский край обладает ценными лечебными ресурсами. В настоящее время крупнейшим оздоровительным центром края является Белокуриха - современный бальнеологический курорт, существующий на базе термальных вод радонового месторождения и известный далеко за пределами региона. Лечебно-оздоровительными свойствами обладают соленые озера степного Алтая, перспективные для создания бальнеогрязевых курортов. В настоящее время лечебные учреждения используют целебные свойства грязи озера Малое Яровое.
Алтайский край - интенсивно формирующийся туристско-рекреационный регион. В 2006 году в крае отдохнули и поправили здоровье около 625 тысяч человек. Темпы развития складывающейся индустрии туризма опережают среднероссийские.
Благоприятные условия отдыха и лечения в крае оценены на федеральном уровне. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории края предусмотрено создание игорной зоны. В феврале 2007 года Правительством Российской Федерации принято решение об организации в Алтайском крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
За последние семь лет в крае в 5 раз увеличился объем строительных работ, который в 2006 году достиг 14,1 млрд. рублей. Значительно превышают среднероссийские показатели темпы роста потребительского рынка.
Алтайский край стабильно входит в тройку лидеров Сибирского федерального округа и в двадцатку ведущих регионов России по количеству малых предприятий. В регионе малые предприятия выполняют более 65% всего объема строительных работ, формируют почти 22% общего объема отгруженных товаров обрабатывающих производств, 17% оборота розничной торговли. В целом на малый бизнес приходится более 50% оборота розничной торговли.
Положительная динамика в экономике находит свое отражение в социальной сфере.
В 2006 году, впервые с середины 90-х годов, снижение коэффициента смертности населения достигло уровня 9,0%. Коэффициент смертности так же, как и по России, составляет 15,6%. Естественная убыль населения уменьшилась на 19,9%. Коэффициент смертности трудоспособного населения снизился на 14,2%.
За 2000 - 2006 годы реальные располагаемые денежные доходы населения края увеличились в 2,3 раза (по России - в 2,1 раза). Заметно уменьшился уровень бедности, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 2,6 раза: с 53,9% в 1999 году до 20,1% в 2006 году (по России соответственно - с 28,4% до 16%). Покупательная способность денежных доходов повысилась в 1,9 раза. Причем среднедушевой денежный доход за этот период перекрыл уровень прожиточного минимума в 2,2 раза (в 1999 году - в 1,2 раза).
На качестве и уровне жизни людей положительно отражаются позитивные тенденции в сфере обеспечения жильем, в здравоохранении, образовании и культуре, развитии физкультуры и спорта.
Средняя обеспеченность жильем одного жителя края возросла за последние шесть лет на 1,4 кв. м и на конец 2006 года составила 20,0 кв. м, что сопоставимо с показателями в целом по России (21,3 кв. м).
Существующая в Алтайском крае сеть медицинских учреждений обеспечивает 285,8 посещений в смену на 10 тыс. населения (по России и Сибирскому федеральному округу в 2005 г. соответственно - 256,9 и 282).
Удельный вес населения, занятого в экономике края, имеющего высшее и среднее профессиональное образование, составляет 59,2%. По сравнению с 1990 годом численность студентов вузов увеличилась почти в 2,4 раза и составляет около 96 тыс. человек.
По насыщенности объектами культурного наследия край занимает одно из первых мест в Сибири: на государственном учете состоит 4938 памятников археологии, архитектуры, истории и культуры. Увеличилось количество спортивных залов и их пропускная способность, увеличилась доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, детей и юношей, постоянно посещающих спортивные школы. При этом повышается число лиц, обучающихся в специализированных спортивных учебных заведениях, занимающихся в секциях и группах.
Вместе с тем в развитии края еще отчетливо проявляются и негативные тенденции.
Основные показатели, характеризующие качественные параметры и эффективность хозяйственной деятельности, за исключением объема сельскохозяйственного производства на душу населения, остаются на низком, по сравнению со среднероссийским, уровне (таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели развития Алтайского края, Сибирского
федерального округа Российской Федерации в 2006 году

+------------------------------+----------+-----------+----------+
¦         Показатель           ¦Российская¦ Сибирский ¦Алтайский ¦
¦                              ¦Федерация ¦федеральный¦   край   ¦
¦                              ¦          ¦   округ   ¦          ¦
+------------------------------+----------+-----------+----------+
¦ВРП на душу населения         ¦  189     ¦     -     ¦   64,8   ¦
¦                              ¦тыс. руб. ¦           ¦тыс. руб. ¦
+------------------------------+----------+-----------+----------+
¦объем   инвестиций  в основной¦   32     ¦    22,5   ¦   11     ¦
¦капитал на душу населения     ¦тыс. руб. ¦тыс. руб.  ¦тыс. руб. ¦
+------------------------------+----------+-----------+----------+
¦объем    отгруженных   товаров¦  110     ¦    95     ¦   46     ¦
¦собственного     производства,¦тыс. руб. ¦тыс. руб.  ¦тыс. руб. ¦
¦выполненных работ  и оказанных¦          ¦           ¦          ¦
¦услуг на душу населения       ¦          ¦           ¦          ¦
+------------------------------+----------+-----------+----------+
¦объем    сельскохозяйственного¦   11,4   ¦    12,1   ¦   19,3   ¦
¦производства на душу населения¦тыс. руб. ¦тыс. руб.  ¦тыс. руб. ¦
+------------------------------+----------+-----------+----------+
¦объем розничного товарооборота¦   60,5   ¦    51     ¦   42     ¦
¦на душу населения             ¦тыс. руб. ¦тыс. руб.  ¦тыс. руб. ¦
+------------------------------+----------+-----------+----------+
¦объем  платных  услуг  на душу¦   19,6   ¦     -     ¦   11     ¦
¦населения                     ¦тыс. руб. ¦           ¦тыс. руб. ¦
+------------------------------+----------+-----------+----------+
¦средняя заработная плата      ¦10634 руб.¦  9878 руб.¦ 6147 руб.¦
+------------------------------+----------+-----------+----------+

Недостаточен уровень общественной производительности труда. При удельном весе населения края в Российской Федерации в 1,8% его ВРП составляет лишь 0,6%, объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, оказанных услуг) - 0,7%, объем платных услуг населению - 0,97%, ввод в эксплуатацию жилых домов - 0,9%, объем грузооборота - 0,98%. Объемы промышленного производства и платных услуг на душу населения в крае существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации и по Сибирскому федеральному округу.
Существуют проблемы в инвестиционной сфере, низок уровень капитализации бизнеса и уровень инновационности развития экономики. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет в целом по краю около 5%. В то же время в последние годы в этой области наметился перелом негативных тенденций. В ноябре 2005 года город Бийск получил статус наукограда Российской Федерации. Доля наукоемкой продукции в общем объеме продукции, производимой промышленным комплексом города, превысила 60%. Это позитивным образом сказалось и на показателях развития края в целом. По данным "Эксперт-РА" за 2006 год по уровню инвестиционного потенциала край занял 26-е место, что на 2 позиции выше, чем в 2005 году.
Существенным ограничением для развития является энергозависимость края. В нем вырабатывается только 56% необходимой электрической энергии. Недостающая электроэнергия поступает с федерального оптового рынка энергетических мощностей. Практически 100% используемых первичных энергоресурсов край получает из источников, находящихся в ведении других субъектов Российской Федерации. Основным сырьем для производства тепло- и электроэнергии в крае служат угли Канско-Ачинского и Кемеровского угольных бассейнов.
Уровень газификации составляет 4% (в городах - 6%, на селе - 2%), что намного ниже среднероссийского показателя (70,1%) и показателя по Сибирскому федеральному округу (34,8%). В настоящее время активная реализация проектов по газификации способна существенно улучшить эти показатели.
Низкая эффективность экономики края является основной причиной сравнительно невысокого уровня заработной платы, который ниже среднероссийского в 1,7 раза (в 2006 году соответственно 6147 и 10634 рубля), что стимулирует миграционный отток наиболее активно настроенной и квалифицированной части населения края. С 2001 года миграционный приток сменился на ежегодный миграционный отток в 6 - 8 тыс. человек. В 2006 году отрицательный баланс миграции составил уже более 7 тыс. человек. Основные направления миграционного оттока - территории Центрального и Сибирского федеральных округов.
Эффективность основных экономических процессов в крае порождает значительное уменьшение налогооблагаемой базы. Уровень налоговых и неналоговых доходов почти на 50% не обеспечивает текущие бюджетные расходы и, тем более, уровень расходов, способный сформировать конкурентоспособную среду для развития общества и экономики края. В частности, нехватка бюджетных средств является причиной недофинансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, где степень изношенности основных фондов составляет более 58%. В результате перерасходуются ресурсы, остается высокой себестоимость услуг, большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства убыточны. Отрасль имеет низкую привлекательность для инвесторов.
Негативные тенденции в экономике способствуют "замораживанию" наиболее острых проблем в социальной сфере.
Не удается остановить сокращение населения края. Продолжается сокращение продолжительности жизни. В 2006 году смертность населения превосходила уровень рождаемости в 1,5 раза. Естественная убыль и смертность населения (в расчете на 1000 человек населения) превышают средний уровень по России и являются одними из самых высоких в Сибирском федеральном округе. Так, по коэффициенту естественного прироста населения край занимает 15-е место из 16 регионов Сибирского федерального округа.
Уровень заболеваемости в крае как в целом, так и по основным классам болезней значительно выше, чем по России и Сибирскому федеральному округу. Первичная заболеваемость в крае на 1 тыс. чел. повысилась с 1995 года по 2005 год на 31,3% и составила 974,5 человек (в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе соответственно - 745,9 и 777,0 человек).
Одной из причин сложной демографической ситуации, низкой рождаемости, миграционного оттока является недостаточный уровень доходов населения. Среднедушевой денежный доход составляет 62% от среднероссийского уровня. По этому показателю край занимает лишь 13-е место из 16 регионов Сибирского федерального округа. Не только сохраняется, но и возрастает дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных жителей к 10% наименее обеспеченных составило 11,9 раз против 10,7 в 2000 году. Вместе с тем эти показатели ниже, чем в целом по России - 15,3% и 13,9% соответственно.
Не соответствует современным требованиям уровень оснащенности высших и средних специальных учебных заведений современным оборудованием и технологиями, предназначенными для использования в учебном процессе.
Дефицит финансовых ресурсов является причиной неблагоприятных тенденций в сфере культуры. Доля внебюджетных поступлений на реализацию культурных проектов в настоящее время не превышает 1%. В результате основная часть инфраструктуры сферы культуры, ее основных фондов (до 80%) находится в неудовлетворительном состоянии.

2. Оценка социально-экономического потенциала
развития Алтайского края

Перспективы развития края тесно связаны с возможностями использования имеющегося потенциала развития.

2.1. Природно-ресурсный потенциал Алтайского края

Алтайский край располагает огромными запасами разнообразных природных ресурсов.
Земельные ресурсы края - одно из главных его природных богатств.
По состоянию на 1 января 2007 года земельный фонд Алтайского края составляет 16799,6 тыс. га. Основную долю земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения, их площадь составляет 12527,3 тыс. га.
Площадь сельскохозяйственных угодий, занятых пашней, составляет 6302,9 тыс. га, многолетними насаждениями - 19,7 тыс. га, сенокосами и пастбищами - 3742,9 тыс. га, площадь залежных земель - 547,1 тыс. га.
Минерально-сырьевой потенциал Алтайского края оценивается достаточно высоко. В недрах региона сосредоточены различные по величине запасов месторождения каменного и бурого углей, железа, марганца, хрома, ванадия, титана, полиметаллических и никель-кобальтовых руд, бокситов, вольфрама, молибдена, бериллия, скандия, ртути, золота, серебра, плавикового шпата, барита, магнезита, асбеста, агротехнического сырья (фосфоритов). В значительных объемах оценены запасы сульфата натрия, солей магния, брома, поваренной соли, природной соды, озерного гипса. Край обладает базой поделочного сырья широчайшего спектра. Здесь сосредоточено несколько десятков месторождений и проявлений облицовочного камня. Большой интерес в промышленном отношении может представлять ювелирно-поделочное и коллекционное сырье. Широко распространены месторождения минерального сырья для строительного комплекса. Это цементное сырье (известняки и суглинки) и разнообразные общераспространенные полезные ископаемые - кирпично-черепичное и керамзитовое сырье, песчано-гравийные смеси, строительные пески, строительные камни, известняки для производства строительной извести.
Алтайский край обладает ценными лечебными ресурсами. Используются минеральные лечебные и лечебно-столовые воды, сульфидные иловые грязи, лечебные свойства климата, лекарственные растения, пантовые ванны и др.
Алтайский край располагает одним из крупнейших источников радоновых термальных вод в России, на основе которого получил развитие федеральный курорт Белокуриха, известный далеко за пределами региона. Субтермальные слабоминерализованные слаборадоновые азотно-кремнистые воды Белокурихинского месторождения полностью используются санаториями курорта Белокуриха. Суммарный с Искровским месторождением объем запасов составляет 1,44 тыс. куб. м/сутки.
На основе лекарственных растений производятся многочисленные экологически чистые настойки и отвары, бальзамы, облепиховое масло, пантокрин, мед и прополис.
Леса Алтая выполняют защитную функцию: сохранение биологического разнообразия, предотвращение эрозии почв и повышение их плодородия, регулирование водного стока, обогащение атмосферы кислородом. Одновременно леса выполняют социальную и экономическую функции, обеспечивая спрос экономики края и населения на все виды лесных ресурсов. Леса по территории края распределены неравномерно. Основная их масса расположена на востоке и северо-востоке региона.
Покрытая лесом площадь занимает 3,6 млн. га, что составляет 20,5% территории края и 1,0% общей площади лесного массива Сибирского федерального округа. Площадь эксплуатационных лесов составляет 1,96 млн. га. Запасы древесины в эксплуатационных лесах составляют 262,78 млн. куб. м.
На территории Алтайского края протекает 17085 рек общей протяженностью 51004 км, из них 16309 (95%) - длиной менее 10 км и 776 (5%) - длиной более 10 км, в том числе 32 реки - протяженностью более 100 км, из них 3 - более 500 км. Примерно 9700 рек имеют более или менее постоянные водотоки. Главная водная артерия Алтайского края - река Обь, ее длина в пределах края 493 км.
На территории Алтайского края находится более 11 тыс. озер, из них свыше 230 - площадью более 1 кв. км. Наиболее крупные озера расположены в степной зоне Алтайского края: Кулундинское - 728 кв. км, Кучукское - 181 кв. км, Горькое (Романовского района) - 140 кв. км, Большое Топольное - 76,6 кв. км, Большое Яровое - 66,7 кв. км.
Общие запасы пресной воды поверхностных водных объектов составляют 52300 млн. куб. м/год.
Флора Алтайского края насчитывает 1184 вида растений, среди которых имеются: лекарственные - 913 видов, медоносные - 379, кормовые - 663, декоративные - 400, пищевые - 228, ядовитые - 135, красильные - 117, эфирно-масличные - 87, витаминоносные - 42, дубильные - 58, технические - 79 видов.
Группа лекарственных растений наиболее крупная, из них в официальной медицине широко используются около 100 видов, в том числе: золотой корень (родиола розовая), маралий корень (рапоптикум сафлоровидный), красный корень (копеечник забытый), марьин корень (пион уклоняющийся), душица, зверобой, солодка уральская и другие.
Многообразие ландшафтов Алтайского края способствует видовому разнообразию фауны края. Самая многочисленная группа животных в крае - беспозвоночные насекомые (более 400 видов).
Также насчитывается более 300 видов птиц, из них в крае гнездятся до 290 видов. Промысловыми видами являются: тетерев, рябчик, глухарь, куропатка и др.

2.2. Промышленный и аграрный потенциал

Оценка работы крупных и средних промышленных предприятий всех видов деятельности дает возможность распределить их по следующим группам:
I группа - развивающиеся предприятия - 17% от числа обследованных;
II группа - предприятия с устойчивым финансовым состоянием и положением на рынке - 45%;
III группа - предприятия с неустойчивым финансовым и рыночным положением - 29%;
IV группа - предприятия, находящиеся в кризисном состоянии - 9%.
Таким образом, более 60% крупных и средних предприятий занимают устойчивые позиции на рынке. В кризисном и предкризисном состоянии находятся 38% промышленных предприятий.
Исследование уровня конкурентоспособности предприятий по видам промышленной деятельности показало, что конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынке являются: большая часть пищевых продуктов, биологически активные добавки и витаминная продукция, кокс, основные виды продукции химических производств.
Из выпускаемых машиностроительными предприятиями машин, оборудования, транспортных средств конкурентоспособными на внутреннем и на внешнем рынках (в основном это рынки ближнего зарубежья) являются: вагоны железнодорожные ОАО "Алтайвагон", дизели и топливная аппаратура ОАО "Алтайский моторный завод" и ЗАО "АЗПИ", котлы и энергетическое оборудование ПК "Сибэнергомаш". В целом по продукции обрабатывающих производств (в объемном выражении) к конкурентоспособной на внутреннем рынке следует отнести около 60%, а к конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках - около 25% продукции.
Прогнозируется, что дальнейшее развитие ситуации в промышленном производстве будет происходить по следующему сценарию: предприятия I группы будут наращивать качественный потенциал развития, укрепляя свою конкурентоспособность; предприятия III и IV групп будут, за редким исключением, покидать рынки выпускаемой продукции вследствие неконкурентоспособности. Большая часть из них пройдет болезненные процессы полной реструктуризации и банкротства. Предприятия II группы (второго эшелона) требуют активной поддержки, направленной на повышение уровня рыночной и финансовой устойчивости. Наиболее сильные из них (по оценке, это не менее половины от их числа) могут уже в ближайшие два-три года пополнить I группу (группу лидеров).
К потенциальным "точкам роста" в аграрном комплексе относятся:
1. зернопроизводство, обеспеченное мощностями по хранению и переработке зерна:
производство продовольственного зерна, в том числе сильных и твердых сортов пшеницы с содержанием клейковины 27 - 30%;
производство крупяных культур;
2. производство технических культур (сахарная свекла, подсолнечник, лен) в объемах, обеспечивающих имеющиеся и создаваемые в крае мощности по их переработке;
3. молочное животноводство: рост объемов производства молока, а также его качества, определяемого составом и свойствами, экологической и бактериальной чистотой, которые требуются для его эффективной переработки в сыры и молочные продукты с широким спектром органолептических свойств.
К территориям (зонам), в которых возможно наиболее эффективное производство по представленным выше видам деятельности, относятся следующие:
производство зерна: Кулундинская, Приалейская, Приалтайская, Приобская природно-экономические зоны;
производство технических культур:
сахарной свеклы - Приалейская, Приалтайская, Приобская природно-экономические зоны;
подсолнечника - Кулундинская природно-экономическая зона;
льна - Присалаирская природно-экономическая зона.
К потенциальным возможностям развития Алтайского края следует отнести наличие условий для формирования промышленных и агропромышленных кластеров.
Оценка сегментов рынка, рассматриваемых как потенциальные для создания кластеров, приведена в таблице 2.

Таблица 2

Оценка сегментов рынка, рассматриваемых
как потенциальные для создания кластеров

+----------------+---------------+-----------+------------+----------+
¦ Сегмент рынка  ¦   Потенциал   ¦Между-     ¦   Объем    ¦Готовность¦
¦                ¦   развития    ¦народная   ¦необходимых ¦к созданию¦
¦                ¦               ¦и регио-   ¦ инвестиций ¦кластеров ¦
¦                ¦               ¦нальная    ¦            ¦          ¦
¦                ¦               ¦конкуренто-¦            ¦          ¦
¦                ¦               ¦способность¦            ¦          ¦
+----------------+---------------+-----------+------------+----------+
¦Сельское        ¦очень          ¦средняя    ¦значительный¦готов     ¦
¦хозяйство      и¦привлекательный¦           ¦            ¦          ¦
¦переработка     ¦               ¦           ¦            ¦          ¦
+----------------+---------------+-----------+------------+----------+
¦Фармацевтическое¦очень          ¦высокая    ¦средний     ¦готов     ¦
¦производство    ¦привлекательный¦           ¦            ¦          ¦
+----------------+---------------+-----------+------------+----------+
¦Лесопереработка ¦привлекательный¦высокая    ¦очень       ¦очень     ¦
¦                ¦               ¦           ¦значительный¦низкая    ¦
¦                ¦               ¦           ¦            ¦готовность¦
+----------------+---------------+-----------+------------+----------+
¦Машиностроение  ¦привлекательный¦низкая     ¦очень       ¦низкая    ¦
¦                ¦               ¦           ¦значительный¦готовность¦

]]>
¦    ¦Техническая          ¦всего ¦    70,00¦         ¦         ¦       ¦    70,00¦ОАО  "Рубцовский¦дополнительный  объем¦
¦    ¦подготовка           +------+---------+---------+---------+-------+---------+машиностроитель-¦продаж    за     счет¦
¦    ¦производства посевной¦2010  ¦     8,75¦         ¦         ¦       ¦     8,75¦ный      завод",¦реализации   проекта,¦
¦    ¦и почвообрабатывающей+------+---------+---------+---------+-------+---------+г. Рубцовск     ¦увеличение доли новой¦
¦    ¦техники, г. Рубцовск ¦2011 -¦    61,25¦         ¦         ¦       ¦    61,25¦                ¦или модернизированной¦
¦    ¦                     ¦2012  ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦конкурентоспособной  ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦продукции,   создание¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦571  нового  рабочего¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦места                ¦
¦    +---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦    ¦Приобретение   нового¦всего ¦   140,00¦         ¦         ¦       ¦   140,00¦ООО       "Завод¦внедрение   новейшего¦
¦    ¦оборудования,        +------+---------+---------+---------+-------+---------+кузнечно-       ¦оборудования,        ¦
¦    ¦техническое          ¦2009  ¦    20,00¦         ¦         ¦       ¦    20,00¦прессового      ¦создание        новых¦
¦    ¦перевооружение       +------+---------+---------+---------+-------+---------+оборудования",  ¦рабочих         мест,¦
¦    ¦производства       (2¦2010  ¦   120,00¦         ¦         ¦       ¦   120,00¦г. Барнаул      ¦требующих     высокой¦
¦    ¦этап), г. Барнаул    ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦квалификации         ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦167.¦Строительство        ¦всего ¦   863,00¦         ¦         ¦       ¦   863,00¦ОАО             ¦создание  собственной¦
¦    ¦свинокомплекса       +------+---------+---------+---------+-------+---------+"Альтаир-Агро", ¦сырьевой        базы,¦
¦    ¦мощностью  12    тыс.¦2008  ¦   443,00¦         ¦         ¦       ¦   443,00¦Ребрихинский    ¦переработка  8   тонн¦
¦    ¦голов  с    замкнутым+------+---------+---------+---------+-------+---------+район           ¦мяса свиней в  сутки,¦
¦    ¦циклом   производства¦2009  ¦   420,00¦         ¦         ¦       ¦   420,00¦                ¦ввод    130     новых¦
¦    ¦свиней  на  убой    и¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦рабочих мест         ¦
¦    ¦переработки     мяса,¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦                     ¦
¦    ¦Ребрихинский район   ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦                     ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦                Цель. 6 Формирование организационной и экономической среды для развития в крае современного             ¦
¦                                         всесезонного туристско-рекреационного комплекса                                ¦
+--------------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+--------------------------------------+
¦                      факт¦2008  ¦   858,70¦   468,00¦   340,00¦       ¦    50,70¦                                      ¦
+--------------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+                                      ¦
¦                      план¦2009  ¦  1751,17¦  1409,98¦     0,80¦       ¦   340,39¦                                      ¦
¦                          +------+---------+---------+---------+-------+---------+                                      ¦
¦                          ¦2010  ¦  4066,60¦  3012,93¦   100,00¦       ¦   953,67¦                                      ¦
¦                          +------+---------+---------+---------+-------+---------+                                      ¦
¦                          ¦2011 -¦  8926,31¦  6636,83¦   184,78¦       ¦  2104,70¦                                      ¦
¦                          ¦2012  ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                                      ¦
¦                          +------+---------+---------+---------+-------+---------+                                      ¦
¦                          ¦всего ¦ 14744,08¦ 11059,74¦   285,58¦       ¦  3398,76¦                                      ¦
+--------------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+--------------------------------------+
¦           6.1. Обеспечение условий для устойчивого развития туризма в крае, создание особой экономической зоны         ¦
¦                                             туристско-рекреационного типа                                              ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦168.¦Создание       особой¦всего ¦ 15562,78¦ 11527,74¦   625,58¦       ¦  3409,46¦Главное         ¦создание  3,5    тыс.¦
¦    ¦экономической    зоны+------+---------+---------+---------+-------+---------+управление      ¦мест       размещения¦
¦    ¦туристско-           ¦2008  ¦   853,70¦   468,00¦   340,00¦       ¦    45,70¦экономики      и¦туристов;   посещение¦
¦    ¦рекреационного   типа+------+---------+---------+---------+-------+---------+инвестиций      ¦туристско-           ¦
¦    ¦"Бирюзовая Катунь"   ¦2009  ¦  1746,60¦  1409,98¦     0,80¦       ¦   335,82¦Алтайского края,¦рекреационной  особой¦
¦    ¦                     +------+---------+---------+---------+-------+---------+Территориальное ¦зоны  не  менее   1,1¦
¦    ¦                     ¦2010  ¦  4056,17¦  3012,93¦   100,00¦       ¦   943,24¦управление      ¦млн.  чел.;  создание¦
¦    ¦                     +------+---------+---------+---------+-------+---------+Федерального    ¦не  менее   7    тыс.¦
¦    ¦                     ¦2011 -¦  8906,31¦  6636,83¦   184,78¦       ¦  2084,70¦агентства     по¦рабочих    мест,    с¦
¦    ¦                     ¦2012  ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦управлению      ¦учетом        смежных¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦особыми         ¦отраслей             ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦экономическими  ¦                     ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦зонами        по¦                     ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦Алтайскому краю ¦                     ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦169.¦Строительство    базы¦всего ¦    25,00¦         ¦         ¦       ¦    25,00¦ООО   "Селянка",¦организация активного¦
¦    ¦отдыха   на    берегу+------+---------+---------+---------+-------+---------+Алейский район  ¦отдыха     населения,¦
¦    ¦озера Бахматовское   ¦2010  ¦     5,00¦         ¦         ¦       ¦     5,00¦                ¦туристов:   ожидаемый¦
¦    ¦                     +------+---------+---------+---------+-------+---------+                ¦туристический поток -¦
¦    ¦                     ¦2011 -¦    20,00¦         ¦         ¦       ¦    20,00¦                ¦1500  чел.  в    год,¦
¦    ¦                     ¦2012  ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦выручка  от  оказания¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦услуг - 3 млн.  руб.,¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦создание           15¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦дополнительных       ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦рабочих мест         ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦170.¦Реконструкция        ¦всего ¦    15,00¦         ¦         ¦       ¦    15,00¦ООО   "Контакт",¦организация активного¦
¦    ¦культурно-           +------+---------+---------+---------+-------+---------+Ключевский район¦отдыха     населения,¦
¦    ¦оздоровительного     ¦2008  ¦     5,00¦         ¦         ¦       ¦     5,00¦                ¦туристов:   ожидаемый¦
¦    ¦комплекса "Моховое"  +------+---------+---------+---------+-------+---------+                ¦туристический поток -¦
¦    ¦                     ¦2009  ¦     4,57¦         ¦         ¦       ¦     4,57¦                ¦12510  чел.  в   год,¦
¦    ¦                     +------+---------+---------+---------+-------+---------+                ¦выручка  от  оказания¦
¦    ¦                     ¦2010  ¦     5,43¦         ¦         ¦       ¦     5,43¦                ¦услуг  -  5,51   млн.¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦руб.,  создание    35¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦дополнительных       ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦рабочих мест         ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦                                     Цель 7. Развитие международного сотрудничества                                     ¦
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦                    7.1. Активизация международного и межрегионального сотрудничества Алтайского края                   ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦171.¦ВЦП       "Поддержка,¦всего ¦     6,10¦         ¦     6,10¦       ¦         ¦управление      ¦доведение  до   36,5%¦
¦    ¦развитие и укрепление+------+---------+---------+---------+-------+---------+Алтайского  края¦удельного        веса¦
¦    ¦связей              с¦2009  ¦     0,90¦         ¦     0,90¦       ¦         ¦по   обеспечению¦внешнеторгового      ¦
¦    ¦соотечественниками,  +------+---------+---------+---------+-------+---------+международных  и¦оборота    Алтайского¦
¦    ¦проживающими       за¦2010  ¦     2,20¦         ¦     2,20¦       ¦         ¦межрегиональных ¦края с государствами,¦
¦    ¦рубежом"  на  2009  -+------+---------+---------+---------+-------+---------+связей          ¦где           имеются¦
¦    ¦2011 годы            ¦2011  ¦     3,00¦         ¦     3,00¦       ¦         ¦                ¦территории           ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦компактного          ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦проживания российских¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦соотечественников;   ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦повышение   до    55%¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦удельного        веса¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦предприятий,         ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦созданных с  участием¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦иностранного капитала¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦на         территории¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦Алтайского       края¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦инвесторами          ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦государств,       где¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦имеются    территории¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦компактного          ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦проживания           ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦соотечественников;   ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦доведение       числа¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦занятых            на¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦расположенных      на¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦территории Алтайского¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦края    предприятиях,¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦созданных с  участием¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦иностранного         ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦капитала, до 16  тыс.¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦человек              ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦                                      IV. Повышение эффективности управления регионом                                   ¦
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦     Цель 8. Развитие государственного управления по результатам, внедрение механизмов проектно-целевого управления     ¦
+--------------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+--------------------------------------+
¦                      факт¦2008  ¦   144,02¦   122,17¦    21,85¦       ¦         ¦                                      ¦
+--------------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+                                      ¦
¦                      план¦2009  ¦   272,36¦   106,62¦   165,74¦       ¦         ¦                                      ¦
¦                          +------+---------+---------+---------+-------+---------+                                      ¦
¦                          ¦2010  ¦   377,27¦   238,99¦   138,28¦       ¦         ¦                                      ¦
¦                          +------+---------+---------+---------+-------+---------+                                      ¦
¦                          ¦2011 -¦   143,46¦    17,12¦   126,34¦       ¦         ¦                                      ¦
¦                          ¦2012  ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                                      ¦
¦                          +------+---------+---------+---------+-------+---------+                                      ¦
¦                          ¦всего ¦   793,10¦   362,74¦   430,36¦       ¦         ¦                                      ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦172.¦ФЦП         "Создание¦всего ¦    31,69¦    31,69¦         ¦       ¦         ¦Управление      ¦разграничение        ¦
¦    ¦автоматизированной   +------+---------+---------+---------+-------+---------+Федерального    ¦государственной      ¦
¦    ¦системы       ведения¦2008  ¦     6,57¦     6,57¦         ¦       ¦         ¦агентства       ¦собственности      на¦
¦    ¦государственного     +------+---------+---------+---------+-------+---------+кадастра        ¦землю             для¦
¦    ¦земельного кадастра и¦2010  ¦     8,00¦     8,00¦         ¦       ¦         ¦объектов        ¦эффективного         ¦
¦    ¦государственного     +------+---------+---------+---------+-------+---------+недвижимости  по¦управления           ¦
¦    ¦учета        объектов¦2011 -¦    17,12¦    17,12¦         ¦       ¦         ¦Алтайскому краю ¦недвижимостью;       ¦
¦    ¦недвижимости"        ¦2012  ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦создание             ¦
¦    ¦(2002 - 2008   годы),¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦информационно-       ¦
¦    ¦подпрограмма         ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦технического         ¦
¦    ¦"Создание     системы¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦обеспечения    учета,¦
¦    ¦кадастра недвижимости¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦управления          и¦
¦    ¦(2006 - 2011  годы)",¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦распоряжения         ¦
¦    ¦прочие нужды         ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦земельными участками ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦173.¦Непрограммная  часть,¦всего ¦   453,21¦   453,21¦         ¦       ¦         ¦администрация   ¦социально-           ¦
¦    ¦развитие         ЗАТО+------+---------+---------+---------+-------+---------+ЗАТО Сибирский  ¦экономическое        ¦
¦    ¦Сибирский            ¦2008  ¦   115,60¦   115,60¦         ¦       ¦         ¦                ¦развитие         ЗАТО¦
¦    ¦                     +------+---------+---------+---------+-------+---------+                ¦Сибирский:           ¦
¦    ¦                     ¦2009  ¦   106,62¦   106,62¦         ¦       ¦         ¦                ¦строительство        ¦
¦    ¦                     +------+---------+---------+---------+-------+---------+                ¦156-квартирного      ¦
¦    ¦                     ¦2010  ¦   230,99¦   230,99¦         ¦       ¦         ¦                ¦жилого          дома,¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦строительство        ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦детского    сада    и¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦спорткомплекса,      ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦капитальный    ремонт¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦объектов     жилищно-¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦коммунального        ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦хозяйства            ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦174.¦ВЦП                  ¦всего ¦    52,40¦         ¦    52,40¦       ¦         ¦Главное         ¦проведение           ¦
¦    ¦"Совершенствование   +------+---------+---------+---------+-------+---------+управление      ¦землеустройства    на¦
¦    ¦структуры            ¦2008  ¦    15,05¦         ¦    15,05¦       ¦         ¦имущественных   ¦120         земельных¦
¦    ¦собственности        +------+---------+---------+---------+-------+---------+отношений       ¦участках;  проведение¦
¦    ¦Алтайского  края"  на¦2009  ¦    18,73¦         ¦    18,73¦       ¦         ¦Алтайского края ¦технической          ¦
¦    ¦2008 - 2010 годы     +------+---------+---------+---------+-------+---------+                ¦инвентаризации      и¦
¦    ¦                     ¦2010  ¦    18,62¦         ¦    18,62¦       ¦         ¦                ¦регистрации     права¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦собственности края на¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦участки газовых сетей¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦протяженностью 650 км¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦и             краевых¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦автомобильных   дорог¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦протяженностью    240¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦км,    на     объекты¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦недвижимости площадью¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦460 тыс. кв. м       ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦175.¦ВЦП                  ¦всего ¦    19,40¦         ¦    19,40¦       ¦         ¦управление      ¦увеличение количества¦
¦    ¦"Совершенствование   +------+---------+---------+---------+-------+---------+Алтайского  края¦судебных участков  до¦
¦    ¦деятельности         ¦2008  ¦     6,80¦         ¦     6,80¦       ¦         ¦по   обеспечению¦143, аппарата мировых¦
¦    ¦института     мировой+------+---------+---------+---------+-------+---------+деятельности    ¦судей  -    до    286¦
¦    ¦юстиции на территории¦2009  ¦    10,20¦         ¦    10,20¦       ¦         ¦мировых судей   ¦человек; достижение к¦
¦    ¦Алтайского  края"  на+------+---------+---------+---------+-------+---------+                ¦концу    2010    года¦
¦    ¦2008 - 2010 годы     ¦2010  ¦     2,40¦         ¦     2,40¦       ¦         ¦                ¦стопроцентной        ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦обеспеченности       ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦мировых  судей  и  их¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦аппарата компьютерной¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦техникой;  сохранение¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦качества рассмотрения¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦судебных    дел    на¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦уровне 98,99%        ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+
¦176.¦ВЦП   "Информационное¦всего ¦   380,41¦         ¦   380,41¦       ¦         ¦управление      ¦повышение      уровня¦
¦    ¦обеспечение          +------+---------+---------+---------+-------+---------+Алтайского  края¦информированности    ¦
¦    ¦деятельности  органов¦2009  ¦   136,81¦         ¦   136,81¦       ¦         ¦по     печати  и¦населения           о¦
¦    ¦государственной      +------+---------+---------+---------+-------+---------+информации      ¦деятельности  органов¦
¦    ¦власти     Алтайского¦2010  ¦   117,26¦         ¦   117,26¦       ¦         ¦                ¦государственной      ¦
¦    ¦края  по   социально-+------+---------+---------+---------+-------+---------+                ¦власти     Алтайского¦
¦    ¦экономическому       ¦2011  ¦   126,34¦         ¦   126,34¦       ¦         ¦                ¦края путем увеличения¦
¦    ¦развитию   Алтайского¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦объемов     социально¦
¦    ¦края" на 2009 -  2011¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦значимых  материалов,¦
¦    ¦годы                 ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦публикуемых в краевых¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦и  муниципальных  СМИ¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦(в печатных СМИ -  до¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦2906 полос формата А3¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦в год; в  электронных¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦СМИ - до  1080  часов¦
¦    ¦                     ¦      ¦         ¦         ¦         ¦       ¦         ¦                ¦вещания в год)       ¦
+----+---------------------+------+---------+---------+---------+-------+---------+----------------+---------------------+

Условные обозначения:
ФЦП - федеральная целевая программа;
КЦП - краевая целевая программа;
ВЦП - ведомственная целевая программа;
НПО - начальное профессиональное образование;
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
ВПР ЦНС - врожденный порок развития центральной нервной системы.

V. Индикативный план социально-экономического развития
Алтайского края на 2008 год

Индикативный план социально-экономического развития Алтайского края (далее - "Индикативный план") формируется в соответствии с законом Алтайского края от 7 ноября 2006 года № 117-ЗС "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края" и регламентом разработки Индикативного плана.
Индикативный план является частью программы социально-экономического развития Алтайского края на 2008 - 2012 годы - годовым планом.
Индикативный план - это задание органам исполнительной власти Алтайского края, количественная оценка их деятельности по реализации закрепленных за ними функций. Через Индикативный план реализуется управление по конечному результату.
Индикативный план формируется ежегодно на один и три года вперед и утверждается Губернатором Алтайского края после принятия Алтайским краевым Законодательным Собранием закона о краевом бюджете на предстоящий период.
В составе Индикативного плана устанавливаются пороговые значения индикаторов социально-экономического развития края в разрезе функций управления, полномочий, закрепленных за органами исполнительной власти края как за органами, ответственными за реализацию функций и полномочий. Пороговые значения индикаторов на планируемый период устанавливаются с использованием индикаторов, установленных:
стратегией социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года;
долгосрочной программой социально-экономического развития края на период до 2017 года;
программой социально-экономического развития края на 2008 - 2012 годы;
краевыми целевыми программами, а также федеральными и ведомственными целевыми программами, в осуществлении которых участвует край;
докладами субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности.
Индикативный план позволяет наиболее адекватно осуществлять мониторинг реализации программы и оценивать эффективность деятельности органов исполнительной власти по ее реализации.
В соответствии с намеченными в программе целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации программы анализируются качественные и количественные результаты ее выполнения. В начале каждого года подводятся итоги выполнения Индикативного плана за прошедший год, корректируется план на текущий год.
Основными критериями оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти по реализации программы за анализируемый период являются:
достижение целевых значений показателей / индикаторов реализации отдельных мероприятий, установленных соответствующими годовыми индикативными планами;
улучшение динамики основных показателей / индикаторов социально-экономического развития Алтайского края по сравнению с Сибирским федеральным округом и Российской Федерацией в целом;
эффективность использования финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в край и аккумулируемых в нем в ходе реализации программы.
Оценка результатов реализации программы, а также эффективности деятельности Администрации края и органов исполнительной власти Алтайского края должны стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке программы.
Механизмом реализации Индикативного плана является ежегодно утверждаемый план действий органов исполнительной власти Алтайского края. План действий состоит из конкретных мероприятий по достижению запланированных индикаторов социально-экономического развития с указанием ответственных исполнителей и сроков реализации запланированных мероприятий. Состав индикаторов может быть скорректирован исходя из возможного изменения локальных целей, задач и мероприятий.
Индикаторы, характеризующие состояние экономики и социальной сферы на 2008 год и последующие годы, представлены в приложении 1.

VI. Организация управления реализацией программы

Общее руководство реализацией программы осуществляется Губернатором Алтайского края.
Текущее руководство возлагается на заместителей Губернатора Алтайского края, руководителей органов исполнительной власти. В их функции входит:
контроль за выполнением программных мероприятий;
мониторинг реализации программы;
ежегодная корректировка перечня мероприятий в зависимости от изменения социально-экономических условий;
координация действий всех участников программы;
обеспечение представительства программных мероприятий в составе федеральных и региональных целевых программ, приоритетных национальных проектов;
информационное сопровождение реализации программы.
Утвержденная Алтайским краевым Законодательным Собранием программа социально-экономического развития Алтайского края на 2008 - 2012 годы является документом, обязательным для исполнения всеми должностными лицами органов исполнительной власти Алтайского края.
Главным инструментом управления реализацией программы является мониторинг, в ходе которого будет осуществляться:
сбор и обработка информации по проектам и программам;
анализ достижения целевых показателей / индикаторов, установленных среднесрочной программой и Индикативным планом;
анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития края;
анализ состояния и тенденций развития социально-экономической системы края в сравнении со среднероссийскими показателями и показателями по Сибирскому федеральному округу;
совершенствование системы индикаторов состояния социально-экономической системы края.
На основании мониторинга будет осуществляться корректировка программных мероприятий. Корректировка может состоять в изменении состава мероприятий, сроков их реализации, объемов и источников финансирования. Обоснованные корректировки программных мероприятий ежегодно рассматриваются и утверждаются Советом Администрации края.
Реализация программы заключается в поэтапном продвижении к поставленным целям путем выполнения программных мероприятий. Программа считается полностью реализованной при достижении основной заявленной цели.
Общественность Алтайского края ежегодно информируется о ходе реализации программы.
Отчет о реализации программы, внесение предложений по ее корректировке возлагается на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru