Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2009 г. № 449-ПП/17

О СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЯХ И ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРАХ ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

Рассмотрев прилагаемые сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Принять за основу для дальнейшей разработки прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, проекта областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов второй вариант (умеренно оптимистичный) сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.
2. Министерству экономического развития Мурманской области (Ефремов Ю.Л.) представить на рассмотрение Правительству Мурманской области прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов одновременно с проектом областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Леженкину О.Н.

Губернатор
Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО





Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 25 сентября 2009 г. № 449-ПП/17

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

1. Предварительные итоги социально-экономического развития
Мурманской области за январь - июль 2009 года и ожидаемые
итоги социально-экономического развития за 2009 год

Валовой региональный продукт

В 2009 году ожидается снижение ВРП к уровню 2008 года на 3,8 %.
Наибольшее влияние на отрицательное значение ВРП оказали снижение объемов в добывающих и обрабатывающих производствах, потребительском секторе.
Номинальный объем ВРП составит 219,9 млрд. рублей, более 40 % которого будет создано на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, в обрабатывающих производствах и рыболовстве.

Промышленность

В январе - июле 2009 года продолжилось падение промышленного производства относительно аналогичного периода 2008 года. Индекс промышленного производства составил 90,8 % (в среднем по России - 85,8 %), в том числе по видам деятельности: добыча полезных ископаемых - 84,3 %, обрабатывающие производства - 90,9 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 96 %.
Снижение обусловлено сокращением производства в развитых экономиках мира и экспортно ориентированных отраслях РФ, потребляющих сырьевую продукцию, производимую в области.
С начала года выпуск железорудного концентрата снизился на 8,8 %, апатитового концентрата - на 15,7 %. Сократился выпуск лопаритового концентрата (82,5 %), нерудных строительных материалов (47,6 %). Сократились объемы производства меди, алюминия, готовых металлических изделий.
Выработка электроэнергии сократилась на 4,2 %, производство тепла - на 5,1 %. В результате снижения объемов производства на энергоемких промышленных предприятиях потребление электроэнергии сократилось на 6,3 %.
Во втором полугодии т.г. ожидается увеличение выпуска основных видов продукции на предприятиях добывающей промышленности относительно предыдущего года (в IV квартале 2008 года в результате резкого снижения спроса на продукцию под влиянием мирового кризиса было значительно сокращено производство горнодобывающих предприятий). В то же время в металлургии продолжится сокращение производства в результате снижения поставок давальческого сырья к уровню 2008 года.
Последствия негативных изменений в мировой экономике не позволят промышленным предприятиям региона достичь в текущем году результатов 2008 года.
Объемы промышленного производства в целом по области будут ниже прошлогодних на 6,5 %. В то же время темпы снижения промышленного производства в Мурманской области прогнозируются меньше, чем в среднем по России (12,5 %).
В добывающих производствах к концу года в связи с оживлением на рынке падение объемов производства постепенно замедлится и составит 95,8 % по сравнению с 2008 годом.
В целом за год производство железорудного концентрата будет не ниже уровня 2008 года. В то же время меньше прошлогоднего будет произведено апатитового, нефелинового и лопаритового концентратов, нерудных строительных материалов.
В результате снижения цен и физических объемов будет отгружено продукции на 11,6 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году.
В обрабатывающей промышленности снижение производства до 88,8 % обусловлено сокращением объемов производства практически по всем видам деятельности этого сектора, за исключением производства транспортных средств и оборудования, обработки древесины и производства изделий из дерева.
В связи со снижением мировых цен на цветные металлы и физических объемов производства объем отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности снизится по сравнению с 2008 годом на 4,5 млрд. рублей.
Снижение производства в энергетике по сравнению с 2008 годом (97,2 %) обусловлено сокращением потребления электроэнергии энергоемкими предприятиями области.
Рост тарифов обеспечит увеличение объема отгруженной продукции в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 5,7 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом.

Рыболовство

Положительные тенденции отмечаются в рыболовстве: индекс производства составил 112,7 % к январю - июлю прошлого года.
Вылов рыбы и других морепродуктов вырос на 11,7 % и составил 386,7 тыс. тонн за счет увеличения объемов квот на треску, пикшу, сельдь, скумбрию и начала полномасштабного промысла мойвы.
Рыбодобывающие компании прибрежного промысла области работали эффективнее, чем в аналогичном периоде 2008 года. Всего за январь - июль т.г. добыто 12,6 тыс. тонн водных биоресурсов прибрежного рыболовства. Существенно увеличилась добыча основных видов рыб: трески (121 %) и пикши (в 2 раза).
По оценке, за год индекс производства по рыболовству составит 104,4 % к уровню 2008 года.

Сельское хозяйство

Объемы сельскохозяйственного производства в январе - июле текущего года не достигли уровня аналогичного периода прошлого года: индекс производства составил 97,5 %, снижение обусловлено в основном уменьшением выращивания свиней.
В натуральном выражении произведено 17,6 тыс. тонн молока (100,1 % к соответствующему периоду 2008 года), скота и птицы на убой (в живом весе) - 5,9 тыс. тонн (96,2 %), яиц - 105,2 млн. штук (105,1 %).
По оценке, к концу 2009 года за счет незначительного роста объемов производства свинины падение объемов сельскохозяйственного производства постепенно замедлится, индекс производства составит 101,7 % к уровню 2008 года (по России - 100,0 %).
Сохранится положительная динамика производства продукции в натуральном выражении: по молоку рост на 0,3 % (к уровню предыдущего года), яйцу - на 5,5 %, скоту и птице на убой (в живом весе) - на 2,1 %.
Валовой сбор овощей ожидается ниже уровня 2008 года на 14,3 % в связи с началом процедуры банкротства на ГОУСП "Тепличный комбинат "Мурманский".

Инвестиции и строительство

В январе - июле т.г. объем инвестиций в основной капитал (по оценке) составил 21,5 млрд. рублей, или 143,3 % к соответствующему периоду прошлого года. Рост инвестиций связан с приобретением транспортными организациями морских судов.
Несмотря на положительную динамику за истекший период, в целом за 2009 год ожидаемое освоение инвестиций в основной капитал составит 83,0 % к уровню 2008 года (41,0 млрд. рублей), что обусловлено снижением инвестиционной активности хозяйствующих субъектов вследствие снижения объемов кредитования реального сектора экономики и рентабельности производства. В значительной мере уменьшены расходы областного бюджета на инвестиционные цели. Приостановление и перенос ряда инвестиционных проектов на более поздние сроки вызвали снижение инвестиций в основной капитал на предприятиях базовых комплексов.
Наибольший удельный вес инвестиций будет направлен на развитие основного капитала крупных и средних организаций, осуществляющих деятельность в сфере добычи полезных ископаемых (35,6 %). Доля инвестиций, приходящихся на организации транспорта и связи, в общем объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций предположительно составит 29,7 %.
За счет собственных средств крупных и средних организаций предполагается освоить 15,6 млрд. рублей, что составит 41,8 % от общего объема инвестиций указанного круга организаций (в 2008 году - 42,3 %).
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций составит 15,2 %. Объем инвестиций из федерального бюджета достигнет 3,0 млрд. рублей. Рост доли средств федерального бюджета в общем объеме бюджетных инвестиций с 39,2 % в 2008 году до 52,8 % в 2009 году связан с увеличением финансирования в текущем году реализуемой на территории Мурманской области федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", в рамках которой осуществляются реконструкция аэродромных покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта "Мурманск" и проектные работы по комплексному развитию Мурманского транспортного узла. Также в текущем году в рамках федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" начались работы по развитию инфраструктуры объектов противопожарной службы области.
Вместе с тем в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и снижения налогооблагаемой прибыли значительно уменьшились инвестиционные возможности областного бюджета. Предполагается, что на долю консолидированного бюджета области в общем объеме инвестиций придется 7,2 %, или 2,68 млрд. рублей (в 2008 году - 11,1 % и 4,63 млрд. рублей). В рамках областной адресной инвестиционной программы в 2009 году предусматривается освоить 1,08 млрд. рублей (42,6 % к уровню 2008 года в сопоставимых ценах). Продолжаются работы по строительству жилья (162,4 млн. рублей), коммунальных объектов (152,7 млн. рублей), объектов здравоохранения, физической культуры и спорта (399,4 млн. рублей), а также социальных объектов, объектов образования и культуры, дорожного хозяйства и экологии.
Ожидается поступление иностранных инвестиций в экономику области в размере 30,11 млн. долларов США (54,7 % к уровню 2008 года).
Предполагается, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", сократится на 29,1 % и составит 12,4 млрд. рублей, что прежде всего связано с уменьшением объемов на строительстве третьей очереди пункта длительного хранения радиоактивных отходов в Сайда-Губе и окончанием строительства первой очереди торгово-развлекательного комплекса "О'кей" в Мурманске.
В 2009 году намечается ввести в действие 35 тыс. кв. метров общей площади жилья, что в 3,7 раза выше уровня 2008 года. Впервые за последние годы будет введено в эксплуатацию жилье, построенное за счет средств областного бюджета (3,47 тыс. кв. метров).

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговый оборот Мурманской области в I квартале т.г., по оценке Министерства экономического развития Мурманской области, составил 442,2 млн. долларов, снизившись почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Снижение обусловлено значительным сокращением экспорта товаров (49 % к I кварталу 2008 года), вызванным как падением цен на основные товары экспорта (прежде всего на цветные металлы), так и уменьшением физических объемов экспортных поставок. Импорт товаров в I квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года вырос на 9,8 %.
По оценке, по итогам года внешнеторговый оборот сократится на 30 % к уровню 2008 года и составит 2,3 млрд. долл. США.
Экспорт товаров снизится на 33,2 % к уровню 2008 года. Снижение стоимости экспорта вызвано в основном падением цен на основные товары экспорта.
В товарной структуре экспорта по-прежнему основную долю будут занимать черные и цветные металлы (49,2 %), апатитовый концентрат (20,3 %), рыба и морепродукты (19,3 %).
По итогам года ожидается сокращение объема импортных поставок на 7 % к уровню 2008 года, в основном за счет снижения импорта сырья для производства алюминия. Наибольший удельный вес в структуре импорта будет приходиться на машины, оборудование и транспортные средства (63,2 %), продукцию химической промышленности, каучук (19,9 %), продовольственные товары и сырье для их производства (11,2 %).

Демография

В январе - июле т.г. в области родилось 5295 человек, умерло 6003 человека (в аналогичном периоде прошлого года 5279 и 5992 человека соответственно). Коэффициент рождаемости практически сохранился на уровне прошлого года - 10,8 родившихся на 1000 населения, коэффициент смертности увеличился с 12,1 до 12,3 умерших на 1000 населения.
Наметилась тенденция снижения миграционной убыли населения, значительный рост которой в 2008 году (153 %) был связан с усилением государственных обязательств по переселению нетрудоспособных граждан в другие регионы страны и более благоприятными на тот момент условиями для трудоустройства граждан, а также сохранением выплаты северного коэффициента пенсионерам независимо от места проживания. За 7 месяцев т.г. миграционная убыль составила 3,1 тыс. человек, или 73,2 % к уровню соответствующего периода 2008 года.
По оценке, общий коэффициент рождаемости составит 10,9 родившихся на 1000 населения против 10,7 в 2008 году (по России - 12,1).
Общий коэффициент смертности оценивается на уровне прошлого года - 12 умерших на 1000 населения (по России - 14,6).
Ожидается, что в целом по году миграционная убыль составит 6,5 тыс. человек против 7,4 тыс. человек в предыдущем году.
Среднегодовая численность населения сократится по отношению к уровню 2008 года на 0,9 % и составит 838,8 тыс. человек.

Рынок труда, занятость

Негативные тенденции на рынке труда, проявившиеся в конце 2008 года и усилившиеся в начале текущего года, в апреле - июле замедлились. Этому способствовали меры, принятые Правительством Российской Федерации и региональным правительством по оздоровлению ситуации на рынке труда, а также оказало влияние сезонное снижение уровня безработицы в связи с периодом летних отпусков.
Численность занятых в экономике области на конец июля т.г. составила 475,8 тыс. человек, или 98,2 % к соответствующему периоду 2008 года.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, увеличилась до 15,8 тыс. человек, или на 38 % к июлю прошлого года.
Статус безработного имеют 13886 человек против 10274 человек в июле прошлого года. Уровень официально регистрируемой безработицы увеличился с 2 % в июле 2008 года до 2,7 % (в апреле т.г. - 3,2 %).
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) оценивается в 7,6 % против 6,8 % в июле 2008 года.
Потребность организаций в работниках сократилась почти на 40 %, нагрузка на одну заявленную вакансию выросла с 1 до 2,3 человек.
Однако уже в сентябре на рынке труда области ожидаются изменения: динамика численности выходящих на рынок труда граждан, в том числе работников, уволившихся по сокращению и собственному желанию, будет иметь тенденцию к увеличению. При этом ситуация будет осложняться несоответствием спроса и предложения рабочей силы как по количественному, так и по профессиональному составу.
Вследствие складывающейся ситуации численность зарегистрированных безработных к концу т.г. возрастет до 17 тыс. человек.
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) оценивается в 7,8 % против 7 % в предыдущем году.
Уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении) составит 3 % (в 2008 году - 2,3 %).
По оценке, численность занятых в экономике сократится по сравнению с предыдущим годом на 0,3 % и составит 441,6 тыс. человек.

Индексы потребительских цен и тарифов

Начиная с мая т.г. наблюдается замедление темпов роста потребительских цен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В июле рост потребительских цен составил 108,7 % к декабрю 2008 года, что ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 0,4 процентного пункта. Стоимость продовольственных товаров увеличилась на 8,7 %, промышленных - на 7,3 %. Платные услуги подорожали на 10,5 %.
Наибольший вклад в уровень инфляции внес рост цен (тарифов) на платные услуги населению и продовольственные товары - по 3 процентных пункта, на промышленные товары - 2,7 п. п.
По оценке, сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению составит 112,5 % (к декабрю 2008 года), что на 1,6 процентного пункта ниже уровня прошлого года.
Темпы роста цен на платные услуги населению оцениваются на уровне 112,5 % к декабрю 2008 года. Рост цен на промышленные товары (113,3 %) опередит рост цен на продовольственные товары (111,7 %) на 1,6 процентного пункта.

Уровень жизни

Среднемесячные денежные доходы на одного жителя в январе - июле 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года выросли с 17,8 до 20 тыс. рублей, их реальное наполнение снизилось на 1,6 %.
Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций в январе - июле т.г. сложилась в размере 25559 рублей, по сравнению с соответствующим периодом 2008 года увеличилась на 13,9 %.
В связи с неблагоприятной ситуацией в экономике, сокращением доходов наемных работников и доходов от предпринимательской деятельности темпы роста показателей уровня жизни в текущем году оцениваются ниже значений 2008 года.
Денежные доходы сложатся в сумме 209 млрд. рублей, их рост составит 9,7 %, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения не достигнут уровня 2008 года на 4,8 %.
Ожидается замедление темпов роста заработной платы. Среднемесячная заработная плата вырастет на 12,6 % и сложится в размере 26750 рублей, ее реальное содержание уменьшится на 0,7 %.
Повышение фонда оплаты труда и введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы в текущем году позволит приблизить заработную плату бюджетников к средней по области. Рост среднемесячной заработной платы в бюджетной сфере составит около 16 %.
С учетом индексации базовой и страховой частей пенсии четыре раза в течение года, в том числе в декабре на 31,4 %, размер пенсии составит 7330 рублей, что выше предыдущего года на 26,5 %, в реальном выражении - на 11,5 %.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения будет определяться общей динамикой потребительских цен и оценивается в текущем году в сумме 7757 рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 15 %).
Снижение темпов роста доходов населения приведет к увеличению роста численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Доля "бедных" составит 15,3 % против 14,8 % в 2008 году.

Потребительский рынок

Ухудшение экономической ситуации в условиях мирового кризиса и продолжающиеся инфляционные процессы наряду с падением реальных денежных доходов населения приводят к снижению объемов оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению.
В текущем году отмечается изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых товаров, сокращение покупок товаров длительного пользования, при этом малообеспеченные слои населения приобретают в основном продукты питания и предметы первой необходимости, в результате чего в структуре оборота розничной торговли снижается доля промышленных товаров и увеличивается доля продовольственных товаров.
В январе - июле т.г. населением области приобретено товаров на 51,4 млрд. рублей, индекс физического объема оборота розничной торговли составил 98,4 % к соответствующему периоду прошлого года.
Объемы продаж продовольственных товаров снизились на 1,1 % к соответствующему периоду прошлого года, непродовольственных товаров - на 2,6 %.
Оборот общественного питания сложился в сумме 2,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4 % ниже, чем в соответствующем периоде прошлого года.
За 7 месяцев т.г. населению оказано платных услуг на сумму 22,5 млрд. рублей. Индекс физического объема услуг составил 94,9 % к аналогичному периоду прошлого года.
Наиболее существенно сократились физические объемы предоставления санаторно-оздоровительных услуг (на 31,1 %), услуг физической культуры и спорта (20,9 %), бытовых услуг (18,1 %), услуг правового характера (14,9 %) и медицинских услуг (на 14,7 %).
При этом физические объемы туристских услуг превысили уровень предыдущего года на 20,1 %, услуг связи - на 15,6 %, ветеринарных услуг - на 3 %.
По итогам года физические объемы оборота розничной торговли сложатся ниже уровня предыдущего года на 3,2 %.
Индекс физического объема оборота общественного питания оценивается в размере 95,9 %.
Ожидается снижение физических объемов платных услуг населению на 5,1 % по сравнению с 2008 годом.

Финансовые результаты

В январе - июне 2009 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года сохранилась тенденция снижения прибыли в реальном секторе экономики области, увеличения числа убыточных организаций и суммы их убытков.
Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций области составил 11 млрд. рублей прибыли (54,2 % к уровню соответствующего периода прошлого года).
Прибыль рентабельных организаций, полученная в сумме 14,89 млрд. рублей, снизилась на 36,8 %, или на 8,69 млрд. рублей к аналогичному периоду прошлого года.
Из общего объема снижения прибыли 6,76 млрд. рублей (77,8 %) приходится на предприятия по добыче полезных ископаемых (за счет сокращения объема производства железорудного и апатитового концентратов и снижения цены на железные руды) и 2 млрд. рублей - на металлургическое производство (из-за падения мировых цен на никель и медь).
Снижение прибыли прибыльных организаций отмечается также в рыболовстве и рыбоводстве (на 10,4 %), на водном транспорте (на 80,5 %) по причине убыточности ОАО "Мурманское морское пароходство" из-за уплаты значительных сумм процентов по кредитам, взятым в валюте, в организациях по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (на 37 %).
Убытки убыточных организаций возросли на 18,5 % (606,8 млн. рублей) и составили 3,89 млрд. рублей. Из общего количества предприятий убыточны 39,2 % против 29,2 % в 2008 году.
По сравнению с I полугодием 2008 года убытки возросли по всем основным видам экономической деятельности, за исключением производства и распределения электроэнергии, газа и воды и осуществления вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности.
Финансовые результаты развития области в 2009 году ожидаются ниже результатов прошлого года, однако во втором полугодии т.г. вследствие некоторого оживления экономики области разрыв между ними сократится.
Прибыль по полному кругу предприятий оценивается в сумме 31,3 млрд. рублей со снижением к уровню 2008 года на 25,1 %, или на 10,5 млрд. рублей, убытки - 5,5 млрд. рублей (99,7 % по отношению к прошлому году). Сальдо прибылей-убытков составит 25,8 млрд. рублей (71,2 %).
Наибольшее снижение прибыли на 59,4 %, или на 16,7 млрд. рублей, ожидается в добывающих производствах в результате снижения цен на основные виды продукции (железорудный, апатитовый, нефелиновый концентраты) и падения физических объемов производства. Доля предприятий по добыче полезных ископаемых в общем объеме прибыли региона составит 36,8 % против 67,8 % в прошлом году.
В результате сокращения объемов производства на фоне роста затрат ожидается снижение прибыли в сельском хозяйстве (83,2 % к уровню прошлого года), в строительстве (54,6 %), в оптовой и розничной торговле (93,8 %).
Прибыль обрабатывающих производств оценивается с ростом в 2,4 раза к уровню 2008 года, но не за счет прибыли от продаж, которая снизится из-за сокращения производства в металлургии и более низкой мировой цены на цветные металлы, а в связи с получением дохода по ценным бумагам ОАО "ГМК "Норильский Никель", находящимся в доверительном управлении ОАО "Кольская горно-металлургическая компания". Доля прибыли предприятий обрабатывающих производств в общем объеме прибыли составит 35 % против 11,1 % в прошлом году.
В рыболовстве при сохранении положительной динамики вылова донных пород рыб, объем квот на которые в 2009 году увеличился, и более эффективного освоения биоресурсов предприятиями прибрежного промысла рост прибыли ожидается в 1,3 раза.
Увеличение объема прибыли в 1,3 раза оценивается и у предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа, воды за счет снижения затрат на топливо, приобретенное теплоснабжающими организациями по ценам ниже прошлого года, и предоставления из федерального бюджета субсидии на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в сумме 1475,6 млн. рублей. Вместе с тем сальдированный финансовый результат по данному виду деятельности по-прежнему ожидается отрицательным.
За счет увеличения грузопереработки предприятиями вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности (преимущественно портами) и ожидаемого роста во втором полугодии т.г. объемов перевозок грузов водным транспортом совокупная прибыль от деятельности предприятий транспорта возрастет на 1,5 % к уровню 2008 года.

2. Сценарные условия социально-экономического развития
Мурманской области на 2010 год и плановый период
2011 и 2012 годов

Сценарные условия и основные макроэкономические параметры на 2010 - 2012 годы разработаны на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на 2010 - 2012 годы (утверждены в июле т.г.), рекомендованных Минэкономразвития России, анализа сложившейся ситуации и тенденций социально-экономического развития области, а также исходя из целей и задач социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
При разработке основных параметров прогноза использованы отчетные данные, предоставленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, материалы крупных хозяйствующих субъектов и исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза регионального развития на период 2010 - 2012 годов осуществлялась на основе базовых вариантов:
1 вариант - консервативный;
2 вариант - умеренно оптимистичный.
Оба варианта ориентированы на постепенный переход от спада к оживлению экономики и учитывают:
- консервативную оценку развития внешних условий и, прежде всего, умеренно низкую динамику роста цен на цветные металлы (никель, медь, алюминий);
- рост цен на железорудное сырье и апатитовый концентрат;
- снижение темпов роста цен на топливо;
- продолжение либерализации рынка электроэнергии и поэтапное увеличение доли электроэнергии, реализуемой по не регулируемым государством ценам.
При этом второй вариант предусматривает более высокие темпы восстановления региональной экономики вследствие усиления инвестиционной активности бизнеса, сохранения масштабов государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития, более динамичного восстановления спроса на продукцию базовых секторов экономики.
Второй вариант предлагается принять за основу для дальнейшей разработки прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, областного бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Исходные условия для формирования вариантов
социально-экономического развития

Внешние условия прогноза социально-экономического развития

+------------------------+-----+------+-----------------------------------------+
¦Наименование показателя,¦Отчет¦Оценка¦                 Прогноз                 ¦
¦   единица измерения    ¦2008 ¦ 2009 +-------------+-------------+-------------+
¦                        ¦ год ¦ год  ¦  2010 год   ¦  2011 год   ¦  2012 год   ¦
¦                        ¦     ¦      +------+------+------+------+------+------+
¦                        ¦     ¦      ¦вар. 1¦вар. 2¦вар. 1¦вар. 2¦вар. 1¦вар. 2¦
+------------------------+-----+------+------+------+------+------+------+------+
¦                                  Цены на нефть                                ¦
+------------------------+-----+------+-------------+-------------+-------------+
¦Цена (мировая) на нефть ¦ 94,4¦    54¦           55¦           56¦           57¦
¦Urals, долларов США за  ¦     ¦      ¦             ¦             ¦             ¦
¦баррель                 ¦     ¦      ¦             ¦             ¦             ¦
+------------------------+-----+------+-------------+-------------+-------------+
¦                        Цены (мировые) на цветные металлы                      ¦
+------------------------+-----+------+------+------+------+------+------+------+
¦Никель, тыс. долларов за¦21,10¦ 14,50¦ 17,00¦ 18,00¦ 18,00¦ 19,50¦ 19,00¦ 21,00¦
¦тонну                   ¦     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------+-----+------+------+------+------+------+------+------+
¦Медь, тыс. долларов за  ¦ 7,00¦  5,00¦  6,00¦  6,30¦  6,20¦  6,60¦  6,50¦  7,00¦
¦тонну                   ¦     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------+-----+------+------+------+------+------+------+------+
¦Алюминий, тыс. долларов ¦ 2,57¦  1,62¦  1,80¦  1,90¦  1,85¦  2,00¦  1,90¦  2,10¦
¦за тонну                ¦     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------+-----+------+------+------+------+------+------+------+

Конъюнктура мировых рынков

Цены на нефть.
Во II полугодии текущего года ожидается некоторое снижение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы. Если в июне цена на нефть в среднем составила 68,3 доллара США за баррель, то во II полугодии в среднем нефть будет стоить 57,3 доллара за баррель.
При разработке сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2010 - 2012 годов Министерством экономического развития Российской Федерации учитывалась умеренно низкая динамика цен на нефть Urals в 2010 - 2012 годах: на уровне 55 долларов США за баррель в 2010 году, 56 долларов США в 2011 году и 57 долларов США за баррель в 2012 году.
Цены на цветные металлы.
В прогнозном периоде рынок металлов будет определяться как динамикой мирового спроса и поведения финансовых инвесторов, в том числе Китая, так и динамикой цен на энергию, прежде всего цен на нефть.
Цена на медь к 2012 году достигнет уровня 6,5 - 7 тыс. долларов США за тонну, на никель - 19 - 21 тыс. долларов США за тонну, на алюминий - 1,9 - 2,1 тыс. долларов США за тонну.

Внутренние условия прогноза социально-экономического
развития

+----------------------------+-----+------+-----------------------------------------+
¦  Наименование показателя,  ¦Отчет¦Оценка¦                 Прогноз                 ¦
¦      единица измерения     ¦2008 ¦2009  +-------------+-------------+-------------+
¦                            ¦ год ¦ год  ¦  2010 год   ¦  2011 год   ¦  2012 год   ¦
¦                            ¦     ¦      +------+------+------+------+------+------+
¦                            ¦     ¦      ¦вар. 1¦вар. 2¦вар. 1¦вар. 2¦вар. 1¦вар. 2¦
+----------------------------+-----+------+------+------+------+------+------+------+
¦ Средние цены производителей на основные виды продукции добывающей промышленности  ¦
+----------------------------+-----+------+-------------+-------------+-------------+

]]>
Прогноз финансовых результатов развития экономики области разработан в двух вариантах с учетом основных факторов и тенденций, прогнозируемых в сфере материального производства, а также основных изменений налоговой политики, направленных на ускорение технологического обновления, стимулирование инвестиционных вложений предприятий.
Финансовые результаты развития области в прогнозном периоде будут формироваться под влиянием следующих основных факторов и условий.

+---------------------------------------+-----------------------------------------+
¦               Позитивные              ¦               Негативные                ¦
+---------------------------------------+-----------------------------------------+
¦Рост цен на железорудное сырье и       ¦Сохранение высокой зависимости           ¦
¦апатитовый концентрат весь прогнозный  ¦бюджетообразующих предприятий области от ¦
¦период с ежегодным повышением темпов   ¦конъюнктуры мировых цен, а также политики¦
¦роста                                  ¦холдингов                                ¦
+---------------------------------------+-----------------------------------------+
¦Положительная динамика роста цен на    ¦Ограниченные возможности диверсификации  ¦
¦цветные металлы на фоне повышения курса¦производства и создания новых рабочих    ¦
¦доллара                                ¦мест                                     ¦
+---------------------------------------+-----------------------------------------+
¦Увеличение спроса и рост объемов       ¦Рост издержкоемкости производств, в том  ¦
¦производства предприятий               ¦числе за счет роста цен и тарифов на     ¦
¦горнопромышленного комплекса           ¦услуги естественных монополий            ¦
+---------------------------------------+-----------------------------------------+
¦Снижение темпов роста цен на топливо,  ¦Продолжение либерализации рынка          ¦
¦что позволит теплоснабжающим           ¦электроэнергии и переход с 01.01.2011 на ¦
¦организациям снизить уровень затрат на ¦реализацию электрической энергии всем    ¦
¦топливо и сократить убытки             ¦категориям потребителей, кроме населения,¦
¦                                       ¦по нерегулируемым (свободным) ценам      ¦
+---------------------------------------+-----------------------------------------+
¦Строительство, ввод новых и            ¦                                         ¦
¦реконструкция действующих мощностей на ¦                                         ¦
¦ведущих предприятиях области           ¦                                         ¦
+---------------------------------------+-----------------------------------------+
¦Государственная поддержка ряда секторов¦                                         ¦
¦экономики, в том числе береговой       ¦                                         ¦
¦рыбопереработки, сельского хозяйства,  ¦                                         ¦
¦малого предпринимательства и инноваций ¦                                         ¦
+---------------------------------------+-----------------------------------------+

В 2010 - 2012 годах с учетом влияния вышеперечисленных факторов и условий по обоим вариантам прогнозируется рост финансовых показателей развития региона по отношению к 2009 году (при этом по второму варианту более высокими темпами), однако уровень 2008 года может быть достигнут и превышен только в 2012 году.
В 2010 году прибыль и сальдированный финансовый результат по полному кругу организаций (включая малые) по первому варианту составят соответственно 35,2 млрд. рублей (84,4 % к 2008 году) и 30,2 млрд. рублей (83,3 %).
По второму варианту, с учетом повышения эффективности производства и уровня цен на основные виды продукции, прибыль и сальдированный результат составят 38,6 млрд. рублей (92,5 % к 2008 году) и 33,4 млрд. рублей (92,2 %).
В 2012 году по первому варианту прибыль в сумме 42 млрд. рублей и сальдо 37,4 млрд. рублей возрастут по отношению к 2008 году на 0,5 % и 3,2 % соответственно.
По второму варианту рост данных показателей прогнозируется выше, по прибыли - на 17,4 % (49 млрд. рублей), по сальдо - на 22,3 % (44,3 млрд. рублей).
При прогнозе прибыли в 2012 году учитывалась рентабельность новых производств - горно-обогатительного комбината на базе месторождения Олений Ручей ЗАО "Северо-Западная фосфорная компания" и рудника Северный-Глубокий ОАО "Кольская ГМК".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru