АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. № 393
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением
Администрации области от 27 июня 2008 г. № 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Псковской области" Администрация области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2010 - 2014 годы".
2. Главному государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2010 - 2014 годы" при формировании областного бюджета на 2010 год.
3. Объем финансирования областной долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2010 - 2014 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области разработать и принять на основе областной долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2010 - 2014 годы" соответствующие муниципальные долгосрочные целевые программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата Администрации области Жаворонкова М.К.
Губернатор области
А.А.ТУРЧАК
Утверждена
постановлением
Администрации области
от 13 октября 2009 г. № 393
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
областной долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области
на 2010 - 2014 годы"
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование областной ¦"Комплексные меры противодействия злоупотреблению¦
¦долгосрочной целевой ¦наркотиками и их незаконному обороту в Псковской¦
¦программы ¦области на 2010 - 2014 годы" (далее - программа) ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Распоряжение
Администрации области от 4 августа¦
¦разработки программы ¦2009 г. № 196-р "О разработке областной¦
¦ ¦долгосрочной целевой программы "Комплексные меры¦
¦ ¦противодействия злоупотреблению наркотиками и их¦
¦ ¦незаконному обороту в Псковской области на 2010 -¦
¦ ¦2014 годы" ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Заказчик программы ¦Администрация области ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Разработчик программы ¦Управление специальных программ Администрации¦
¦ ¦области ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнитель-координатор¦Управление специальных программ Администрации¦
¦программы ¦области ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители программы ¦Управление специальных программ Администрации¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦Управление внутренней политики Администрации¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦Государственный комитет Псковской области по¦
¦ ¦молодежной политике и спорту ¦
¦ ¦Государственный комитет Псковской области по¦
¦ ¦здравоохранению и фармации ¦
¦ ¦Государственный комитет Псковской области по¦
¦ ¦имущественным отношениям ¦
¦ ¦Государственное управление образования Псковской¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦Государственное управление по информационной¦
¦ ¦политике и связям с общественностью Псковской¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦Государственный комитет Псковской области по¦
¦ ¦культуре ¦
¦ ¦Главное государственное управление социальной¦
¦ ¦защиты населения Псковской области ¦
¦ ¦Государственный комитет Псковской области по¦
¦ ¦труду и занятости населения ¦
¦ ¦Управление ФСКН России по Псковской области ¦
¦ ¦Управление ФСБ России по Псковской области ¦
¦ ¦Управление внутренних дел по Псковской области ¦
¦ ¦Управление ФСИН России по Псковской области ¦
¦ ¦Псковская таможня Северо-Западного таможенного¦
¦ ¦управления Федеральной таможенной службы¦
¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦Себежская таможня Северо-Западного таможенного¦
¦ ¦управления Федеральной таможенной службы¦
¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦Пограничное Управление ФСБ России по Псковской¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦Военный комиссариат Псковской области ¦
¦ ¦Федеральное государственное образовательное¦
¦ ¦учреждение высшего профессионального образования¦
¦ ¦"Псковский юридический институт Федеральной¦
¦ ¦службы исполнения наказаний" (Псковский¦
¦ ¦юридический институт ФСИН России) ¦
¦ ¦Линейный отдел внутренних дел на станции "Псков" ¦
¦ ¦Линейный отдел внутренних дел на станции "Великие¦
¦ ¦Луки" ¦
¦ ¦Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их¦
¦ ¦прав Администрации области ¦
¦ ¦Государственное учреждение "Центр планирования¦
¦ ¦семьи и репродукции" (ГУ "Центр планирования¦
¦ ¦семьи и репродукции) ¦
¦ ¦Государственное учреждение здравоохранения¦
¦ ¦"Наркологический диспансер Псковской области"¦
¦ ¦(ГУЗ "Наркологический диспансер Псковской¦
¦ ¦области") ¦
¦ ¦Государственное предприятие Псковской области¦
¦ ¦"Центр детского отдыха и оздоровления" (ГП ПО¦
¦ ¦"Центр детского отдыха и оздоровления") ¦
¦ ¦Государственное учреждение здравоохранения "Центр¦
¦ ¦по профилактике и борьбе со СПИДом и¦
¦ ¦инфекционными заболеваниями Псковской области"¦
¦ ¦(ГУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и¦
¦ ¦инфекционными заболеваниями Псковской области") ¦
¦ ¦Псковское региональное (областное) отделение¦
¦ ¦общероссийской общественной организации¦
¦ ¦"Российский Красный Крест" (ПРО "Российский¦
¦ ¦Красный Крест") ¦
¦ ¦Псковский областной казачий отдел Отдельного¦
¦ ¦Северо-Западного окружного казачьего общества ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели и задачи программы¦Цели программы: ¦
¦ ¦создание эффективной межведомственной системы¦
¦ ¦противодействия незаконному обороту наркотиков и¦
¦ ¦сокращение масштабов незаконного потребления¦
¦ ¦наркотических средств и психотропных веществ в¦
¦ ¦Псковской области, а также связанных с ними¦
¦ ¦преступности и правонарушений; ¦
¦ ¦создание положительной информационной и¦
¦ ¦культурной тенденции по формированию у детей,¦
¦ ¦подростков, молодежи и взрослого населения¦
¦ ¦антинаркотического мировоззрения, здорового¦
¦ ¦образа жизни и духовно-нравственной культуры в¦
¦ ¦обществе. ¦
¦ ¦Задачи программы: ¦
¦ ¦создание межведомственного¦
¦ ¦экспертно-консультационного совета; ¦
¦ ¦совершенствование нормативно-правового¦
¦ ¦регулирования в сфере оборота наркотических¦
¦ ¦средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а¦
¦ ¦также в области противодействия их незаконному¦
¦ ¦обороту в соответствии с Федеральным законом от 8¦
¦ ¦января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах¦
¦ ¦и психотропных веществах"; ¦
¦ ¦совершенствование антинаркотической пропаганды; ¦
¦ ¦совершенствование системы лечения лиц,¦
¦ ¦употребляющих наркотики без назначения врача; ¦
¦ ¦обучение, переподготовка и повышение квалификации¦
¦ ¦специалистов в области профилактики и лечения¦
¦ ¦наркомании; ¦
¦ ¦оказание социально-психологической поддержки¦
¦ ¦лицам, прекратившим употребление наркотиков, и¦
¦ ¦созависимым лицам; ¦
¦ ¦формирование у подростков и молодежи культуры¦
¦ ¦здоровья, мотивации к ведению здорового образа¦
¦ ¦жизни; ¦
¦ ¦развитие системы информационного сопровождения¦
¦ ¦антинаркотической работы в Псковской области. ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Основные целевые ¦Доля больных наркоманией (токсикоманией),¦
¦индикаторы программы ¦длительность ремиссии у которых от 1 года и¦
¦ ¦более, по отношению к числу больных наркоманией,¦
¦ ¦состоящих на учете (в процентах); ¦
¦ ¦доля учащихся (несовершеннолетних и молодежи)¦
¦ ¦образовательных учреждений всех типов,¦
¦ ¦вовлеченных в дополнительные систематические¦
¦ ¦занятия по развитию и воспитанию (спорт,¦
¦ ¦творчество и т.д.), по отношению к общей¦
¦ ¦численности указанной категории населения (в¦
¦ ¦процентах); ¦
¦ ¦степень доступности наркотиков для незаконного¦
¦ ¦потребления (отношение среднемесячного дохода на¦
¦ ¦душу населения к средней стоимости одного грамма¦
¦ ¦наркотика (по видам наркотиков, составляющих¦
¦ ¦основу незаконного рынка наркотиков Псковской¦
¦ ¦области); ¦
¦ ¦количество специалистов, реализующих программы¦
¦ ¦профилактики наркомании в образовательных¦
¦ ¦учреждениях (нарастающим итогом) ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2010 - 2014 годы ¦
¦программы ¦ ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Общий объем средств, направляемых на реализацию¦
¦финансирования ¦программных мероприятий, составляет 22015 тыс.¦
¦программы ¦рублей из областного бюджета, в том числе по¦
¦ ¦годам: ¦
¦ ¦2010 - 3979 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2011 - 7093 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2012 - 3688 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2013 - 3620 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2014 - 3635 тыс. рублей. ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Реализация программы создаст объективные условия¦
¦результаты реализации ¦для: ¦
¦программы ¦увеличения доли больных наркоманией¦
¦ ¦(токсикоманией), длительность ремиссии у которых¦
¦ ¦от 1 года и более, по отношению к числу больных¦
¦ ¦наркоманией, состоящих на учете; ¦
¦ ¦снижения доступности наркотиков для незаконного¦
¦ ¦потребления; ¦
¦ ¦увеличения доли учащихся (несовершеннолетних и¦
¦ ¦молодежи) образовательных учреждений всех типов,¦
¦ ¦вовлеченных в дополнительные систематические¦
¦ ¦занятия по развитию и воспитанию (спорт,¦
¦ ¦творчество и т.д.); ¦
¦ ¦увеличения количества специалистов, реализующих¦
¦ ¦программы профилактики наркомании в¦
¦ ¦образовательных учреждениях, до 1200 человек; ¦
¦ ¦создания и функционирования межведомственного¦
¦ ¦экспертно-консультационного совета при Управлении¦
¦ ¦ФСКН России по Псковской области; ¦
¦ ¦усовершенствования нормативно-правового¦
¦ ¦регулирования в сфере оборота наркотических¦
¦ ¦средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а¦
¦ ¦также в области противодействия их незаконному¦
¦ ¦обороту в соответствии с Федеральным законом от 8¦
¦ ¦января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах¦
¦ ¦и психотропных веществах"; ¦
¦ ¦усовершенствования системы лечения и реабилитации¦
¦ ¦лиц, употребляющих наркотики без назначения¦
¦ ¦врача; ¦
¦ ¦формирования у подростков и молодежи культуры¦
¦ ¦здоровья, мотивации к ведению здорового образа¦
¦ ¦жизни, негативного отношения употреблению¦
¦ ¦психоактивных веществ; ¦
¦ ¦укрепления материально-технической базы органов,¦
¦ ¦осуществляющих деятельность по выявлению,¦
¦ ¦пресечению и раскрытию преступлений, связанных с¦
¦ ¦незаконным оборотом наркотических средств; ¦
¦ ¦изготовления и распространения с использованием¦
¦ ¦средств массовой информации видеороликов по¦
¦ ¦пропаганде здорового образа жизни и¦
¦ ¦антинаркотическому воспитанию населения,¦
¦ ¦разработки методических рекомендаций в сфере¦
¦ ¦противодействия незаконному обороту наркотиков ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Необходимость разработки и реализации программы вызвана тем, что проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотиками характеризуется сохраняющейся в настоящее время масштабностью и угрозой распространения наркомании в Российской Федерации. Уводя трудовые, природные и финансовые ресурсы от созидательных процессов, наркомания калечит здоровье людей, подрывает морально-этические и культурные устои, провоцирует социально-экономическую нестабильность в обществе и тем самым выступает одной из основных угроз безопасности России и ее человеческому потенциалу.
Особенностью геополитического расположения Псковской области является то, что это единственный субъект Российской Федерации, который граничит сразу с тремя иностранными государствами и находится в территориальной близости от Санкт-Петербурга и Москвы. Через область проходят транспортные магистрали международного и федерального значения, связывающие Российскую Федерацию со странами Балтии и Белоруссией. Более 10 процентов грузовых потоков России проходят через территорию Псковской области. Развитая транспортная инфраструктура создает возможности для контрабанды и транзита наркотиков.
Социально-экономическая ситуация в Псковской области остается сложной. Демографические процессы на территории области характеризуются стабильно высоким уровнем смертности - 21,8 человека на 1000 населения. Сохраняется тенденция ежегодного уменьшения численности населения в среднем на 10 тыс. человек. Так, в период с 2000 по 2009 годы численность постоянного населения Псковской области сократилась более чем на 96 тыс. человек (с 791,3 тыс. человек до 698,1 тыс. человек).
В области увеличивается число лиц, состоящих на наркологическом учете. По данным ГУЗ "Наркологический диспансер Псковской области" на 1 января 2009 г. число лиц с установленным диагнозом "наркомания" составило 626 человек, что на 17 процентов больше, чем в начале 2008 г. (519 человек).
Псковская область относится к регионам со сравнительно низкими показателями болезненности. На 100 тыс. человек населения количество больных наркоманией составило 89 человек, что значительно ниже аналогичных показателей по Северо-Западному федеральному округу (183 человека) и по Российской Федерации (252 человека).
В 2008 году в области отмечалось повышение заболеваемости наркоманией, которая составила 16,3 человека на 100 тыс. населения, что на 42 процента выше показателя 2007 г. (9,4 человека на 100 тыс. населения). В 2008 году первично взято на учет 115 больных наркоманией.
В Псковской области увеличивается показатель смертности населения от передозировки наркотиками. По данным ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в Псковской области в 2008 году зарегистрировано 15 случаев смертельного исхода, связанных с передозировкой наркотиками (в 2007 году зарегистрирован всего 1 случай).
На территории области сохраняется высокий уровень заражения ВИЧ-инфекцией. По данным Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Псковской области за 2008 год зарегистрировано 43 случая ВИЧ-инфекции (за 2007 год - 44 случая), из них в 13 случаях заражение произошло в результате внутривенного употребления наркотиков.
В области увеличивается количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 2008 г. всеми правоохранительными органами на территории области было зарегистрировано 727 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 6,4 процента выше аналогичного показателя 2007 г. (683 преступления). По выявленным преступлениям в 2008 г. возбуждено 608 уголовных дел (2007 г. - 474 дела). Из незаконного оборота изъято 65 килограммов 493 грамма наркотических и психотропных веществ, 2 тонны 357 килограммов 662 грамма прекурсоров. При этом общий уровень цен на запрещенные наркотики в целом остается на прежнем уровне.
В 2008 г. Управлением ФСКН по Псковской области зарегистрировано 370 административных правонарушений (в 2007 г. - 318, рост на 16,3 процента), из них:
немедицинское потребление наркотиков - 342;
хранение наркотиков - 21;
потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах - 6.
С учетом особенностей оперативной обстановки в результате осуществления мероприятий программы предполагается обеспечить:
реализацию государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
качественную профилактическую деятельность, направленную на ограничение доступа населения, особенно молодежи, к наркотикам;
повышение качества лечения и реабилитационной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах по причине употребления наркотиков;
дальнейшее совершенствование взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических движений и общественных организаций Псковской области в сфере профилактики и противодействия незаконному обороту наркотиков;
совершенствование оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
При разработке программы учитывались российский и зарубежный опыт противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предложения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Псковской области.
Использованный при разработке программы программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач программы позволит реализовать скоординированные мероприятия по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, с учетом реальных возможностей областного бюджета.
II. Цели и задачи программы
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема профилактики потребления и незаконного оборота наркотиков, преступлений и иных правонарушений затрагивает сферу деятельности многих управлений и ведомств федеральных, областных и муниципальных уровней, общественных объединений и должна решаться программно-целевыми методами.
Программа ставит цели:
создание эффективной межведомственной системы противодействия незаконному обороту наркотиков и сокращение к 2014 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Псковской области, а также связанных с ними преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества;
создание положительной информационной и культурной тенденции по формированию у детей, подростков, молодежи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения, здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры в обществе.
Для достижения поставленных целей программа предусматривает решение следующих задач:
создание межведомственного экспертно-консультационного совета;
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
совершенствование антинаркотической пропаганды;
совершенствование системы лечения лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
оказание социально-психологической поддержки лицам, прекратившим употребление наркотиков, и созависимым;
формирование у подростков и молодежи культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни;
развитие системы информационного сопровождения антинаркотической работы в Псковской области.
Решение вышеуказанных задач планируется осуществить путем выполнения программных мероприятий, что позволит добиться поставленных целей.
III. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2010 - 2014 годы. Решение такой проблемы, как создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркотиков и связанных с ними преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества, создание положительной информационной и культурной тенденции по формированию у детей, подростков, молодежи и взрослого населения антинаркотического мировоззрения, здорового образа жизни и духовно-нравственной культуры в обществе невозможно осуществить в пределах одного года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий профилактического и социального характера. Вместе с тем, планировать реализацию программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие постоянного изменения наркоситуации, напрямую связанной с социально-экономическим положением как Псковской области, так и государства в целом, а также необходимости совершенствования форм и методов профилактики преступлений и правонарушений. В связи с этим программа рассчитана на пятилетний период.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Выполнение намеченных мероприятий планируется осуществлять, главным образом, за счет средств, выделяемых на основную деятельность исполнителей программы, и средств областного бюджета, выделяемых на реализацию программных мероприятий.
Планируется выделение средств из областного бюджета на реализацию программы в соответствии с таблицей:
тыс. рублей
+-----------------------+---------+---------------------------------------+
¦ Виды расходов ¦ Всего ¦ в том числе по годам ¦
¦ ¦ +-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦
+-----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Всего ¦ 22015 ¦ 3979 ¦ 7093 ¦ 3688 ¦ 3620 ¦ 3635 ¦
+-----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦капитальные вложения ¦ 6300 ¦ 800 ¦ 4000 ¦ 500 ¦ 500 ¦ 500 ¦
+-----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦прочие нужды ¦ 15715 ¦ 3179 ¦ 3093 ¦ 3188 ¦ 3120 ¦ 3135 ¦
+-----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
]]>