Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


МОСКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТВЕРИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2006 г. по делу № 2-1884/06

Московский районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Поповой Е.В.,
при секретаре Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области к Ч. о взыскании задолженности по земельному налогу,

установил:


В тексте документа, видимо, допущены опечатки:
- имеется в виду пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации, а не пункт 1 статьи 939;
- решение Тверской городской Думы "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога" принято 3 ноября 2005 года и имеет № 106. По-видимому, имеется в виду решение Тверской городской Думы от 3 ноября 2005 года № 106 в редакции решения Тверской городской Думы от 23 декабря 2005 года № 126.

Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области обратилось в суд с иском к Ч. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2005 год, мотивировав свои требования тем, что в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ и п. 1 ст. 939 НК РФ определены плательщики земельного налога и налоговый период. Гражданину Ч., владеющему на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: гор. Тверь, согласно ст. 394 НК и на основании решения Тверской городской Думы "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога" от 23.12.2005 года, № 126 начислен налог на землю за 2005 год. За земельный участок налог составил 27 317 руб. 81 коп., равными долями по срокам уплаты не позднее 15.09.2005 года и 15.11.2005 года.
Своевременно ответчиком налог не уплачен.
За несвоевременную уплату налога, согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ начислены пени за период с 16.09.2005 года по 20.04.2006 года в сумме 1927 руб. 01 коп.
Налоговая инспекция требованием об уплате налога № 96488 от 05.12.2005 г. направленное по месту жительства, предложила налогоплательщику в срок до 15.12.2005 года погасить числящуюся согласно лицевого счета задолженность на землю в сумме 27581 руб. 64 коп., в том числе недоимку по налогу 27317 руб. 81 коп. и пени в сумме 263 руб. 83 коп. До настоящего времени должником задолженность по налогу на землю в бюджет не перечислена.
В связи с чем, истец обратился в суд и просит взыскать с ответчика Ч. задолженность по налогу на землю в сумме 29 244 руб. 82 коп., в том числе налог 27317 руб. 81 коп. и пени в сумме 1927 руб. 01 коп. с обращением на ответчика уплаты госпошлины.
В судебном заседании представитель истца по доверенности А. иск поддержал, указав на доводы, как они изложены в исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду, что Ч. приобрел земельный участок в собственность до 01 января 2005 года, поэтому налогообложение данного земельного участка производится в соответствии с частями 1 - 8 ст. 8 Закона "О плате за землю" с учетом внесенных изменений и дополнений. Частью 5 ст. 8 Закона с учетом внесенных изменений и дополнений особенности применения налоговой ставки предусмотрены, в частности, только для земель, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Закона с учетом внесенных изменений и дополнений, налог за городские земли устанавливается на основе средних ставок. Таким образом, в отношении земельных участков, приобретенных до 01 января 2005 года в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, налогообложение производится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Соответствующие изменения и дополнения вступают в силу с 01 января 2005 года. На основании сведений Департамента Управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери зона градостроительной ценности 12, в которой расположен спорный земельный участок, облагалась за 2005 год по ставке земельного налога 35,25 руб./кв. м. Льготный ставки налога на землю в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона "О плате за землю" с учетом внесенных изменений и дополнений распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2000 года. Однако ответчик Ч. является собственником земельного участка, который ему не был предоставлен для жилищного строительства, был им приобретен по другому основанию, потому льготный характер налогообложения платы за землю в 2005 году, не подлежит применению.
В судебном заседании ответчик Ч. и его представитель К. иск не признали. Ответчик оспаривает применение при исчислении суммы налога за землю полной ставки земельного налога, полагает, что поскольку ему земельный участок был предоставлен до 01 января 2005 года, с учетом внесенных в закон изменений и дополнений, налог за землю за 2005 год следует исчислять по правилам ч. 5 ст. 8 Закона "О плате за землю". Налог должен взиматься в размере 3% от ставок земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа, но не менее минимального размера земельного налога за кв. метр, установленного Законом "О плате за землю", с учетом коэффициентов индексации, установленных в соответствующих годах. Ч. земельный участок был предоставлен для "строительства и эксплуатации одного жилого дома". Исчисление суммы налога за землю не ставится в зависимость от регистрации права на объект недвижимости, возведенный на земельном участке. 15.09.2005 года Ч. уплатил земельный налог за 2005 год в размере 136 руб. 32 коп., исходя из ставки земельного налога за 2004 год 0,96 рублей с учетом коэффициента согласно ст. 4 ФЗ № 141-ФЗ от 29.11.2004 года и площади земельного участка 799 кв. м за вычетом суммы, подлежащей возврату из бюджета за предыдущие годы. Потому просят в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя истца, ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении иска следует отказать.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Судом установлено, что Ч. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: гор. Тверь. Земельный участок приобретен Ч. на основании договора купли-продажи от 09.05.1999 года № 5052. Назначение земельного участка "для строительства и эксплуатации одного жилого дома". Обстоятельства подтверждаются Выпиской из базы данных земельного комитета, Свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выданным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Твери 22 июня 1999 года.
Кроме того, 17.08.1999 года Ч. выдано разрешение № 32-и на выполнение строительно-монтажных работ по индивидуальному 2-х этажному одноквартирному жилому дому сроком действия разрешения до 17.08.2000 года.
Предоставленный истцу земельный участок использовался по назначению, Ч. осуществил застройку индивидуального жилого дома, объект недвижимости зарегистрирован в установленном законом порядке. Ч. выдано 11.07.2005 года свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу: гор. Тверь.
Таким образом, Ч. признается плательщиком земельного налога.
На основании решения Тверской городской Думы от 11 марта 1999 года № 16 "Об утверждении зон градостроительной ценности и дифференцированных ставок земельного налога" земельный участок по адресу: Город Тверь, относится к зоне 12, расчетный район 12 - 27. Согласно сведений Департамента Управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, зона градостроительной ценности 12 в соответствии с Законом "О плате за землю" абз. 1 ст. 8 облагалась в 2005 году по полной ставке земельного налога 35,25 руб./кв. м.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Тверской городской Думы "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога" принято 3 ноября 2005 года и имеет № 106. По-видимому, имеется в виду решение Тверской городской Думы от 3 ноября 2005 года № 106 в редакции решения Тверской городской Думы от 23 декабря 2005 года № 126.

В соответствии со ст. 394 НК РФ и на основании решения Тверской городской Думы "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога" от 23.12.2005 года № 126, истец исчислил земельный налог на 2005 год на земельный участок по адресу: город Тверь, собственником которого является плательщик налога Ч.
Материалами дела подтверждается, что в адрес ответчика заказной корреспонденцией от 01.08.2005 года истец направил налоговое уведомление № 22827 на уплату земельного налога за 2005 год в сумме 27317 рублей 81 коп. равными долями по срокам уплаты не позднее 15.09.2005 года и 15.11.2005 года. При расчете земельного налога была применена полная налоговая ставка 35,25 руб./кв. м, за вычетом подлежащей возврату из бюджета суммы переплаченного плательщиком налога в размере 710 руб. 62 коп.
Таким образом, налоговым органом соблюден порядок, предусмотренный ч. 4 ст. 57 НК РФ для направления уведомлений об уплате налога, когда расчет налоговой базы осуществляется налоговым органом.
Пунктом 2 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Как следует из материалов дела, ввиду отсутствия в налоговом органе сведений об уплате Ч. земельного налога, за несвоевременную уплату налога, согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ истцом начислены пени за период с 16.09.2005 года по 20.04.2006 года в сумме 1927 руб. 01 коп.
Налоговая инспекция требованием об уплате налога № 96488 от 05.12.2005 г. направленном по месту жительства Ч., предложила в срок до 15.12.2005 года погасить числящуюся согласно лицевого счета задолженность на землю в сумме 27581 руб. 64 коп., в том числе недоимку по налогу 27317 руб. 81 коп. и пени в сумме 263 руб. 83 коп.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду земельный налог.

Порядок направления требования об уплате транспортного налога (ч. 1 ст. 45 НК РФ) произведен налоговым органом в соответствии с ч. 2 ст. 69 НК РФ.
Истец, полагая, что ответчик не исполнил обязанность по уплате земельного налога, обратился в суд с настоящим иском.
Однако суд приходит к убеждению о необоснованности требований Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области, поскольку ответчик представил доказательства уплаты им земельного закона в установленный срок в полном объеме. Расчет земельного налога, который произвел истец, суд полагает не соответствующим закону.
В соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона РФ "О плате за землю", сроком действия до 01 января 2006 года, использование земли в Российской Федерации является платным. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Частью первой ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусматривалось, что налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к указанному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога) (в ред. Федеральных законов от 09.08.1994 № 22-ФЗ, от 31.12.1997 № 158-ФЗ)
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов (в ред. Федерального закона от 09.08.1994 № 22-ФЗ).
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20.08.2004 № 116-ФЗ "О внесении вменений в статью 8 Закона РФ "О плате за землю" от 20 августа 2004 года, (п. 2 ст. 2), для правоотношений по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства до 1 января 2005 года, применяется порядок налогообложения, установленный частями первой - восьмой статьи 8.
О разъяснении порядка применения Федерального закона от 20.08.2004 № 116-ФЗ, вносившего изменения в статью 8, Минфина РФ разработал письмо от 14.01.2005 № 03-06-02-02/01, доведенное письмом ФНС РФ от 27.01.2005 № ММ-6-21/63@.
В соответствии с частью 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" устанавливалось, что налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Правовой анализ содержания вышеприведенной нормы Закона позволяет сделать вывод, что она (норма) не устанавливает порядка расчета налогов за землю, а лишь определяет минимальный размер ставки земельного налога, распространяющийся на всю территорию РФ, и делает ссылку на соответствующие приложения, в которых указаны ставки, касающиеся отдельных регионов.
Согласно части 5 ст. 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 25 июля 2002 года), налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Поскольку в судебном заседании установлено, что земельный участок по адресу: гор. Тверь был предоставлен истцу на основании договора купли-продажи от 09.05.1999 года для "эксплуатации и строительства одного жилого дома", то есть на условиях осуществления на земельном участке индивидуального жилищного строительства, до 01 января 2005 года, к правоотношениям по налогообложению данного земельного участка подлежит применению порядок налогообложения, установленный частями 1 - 8 статьи 8 Закона "О плате за землю".
Суд полагает противоречащими придаваемому законом смыслу довод истца о том, что к рассматриваемым правоотношениям порядок исчисления налога за 2005 год исходя из 3% ставки налога, установленный ч. 5 ст. 8 Закона "О плате за землю" не подлежит применению, поскольку на период налогового периода 2005 года ответчиком Ч. не была осуществлена регистрация объекта недвижимости, который он возвел на спорном земельном участке. Так, Конституционный Суд РФ в своем определении от 05.06.2003 № 276-О указал, что часть пятая статьи 8 предусматривает 3% ставки налога исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда.
Таким образом, из смысла и содержания всей части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" следует, что эта норма Закона предусматривает 3% ставки налога за землю, исходя из целевого назначения земли и напрямую не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилищного фонда. Размер ставки налога на земельный участок, имеющий целевое назначение для строительства жилого дома, не должен зависеть от наличия либо отсутствия на данном земельном участке завершенного строительством жилого дома.
Также суд полагает ошибочной ссылку истца о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 2 ФЗ № 116-ФЗ, устанавливающие, что действие части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-1 "О плате за землю" с учетом изменений, внесенных настоящим Федеральным законом, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 года.
Поскольку правоотношения, возникшие в связи с налогообложением приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства до 1 января 2005 года, урегулированы специальными нормами (п. 2 ст. 2 ФЗ № 116-ФЗ), по смыслу Закона, данная норма не подлежит применению при разрешении возникшего спора.
Положения Закона о том, что действие части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-1 "О плате за землю", распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 года, относится к иным правоотношениям, урегулированным ч. 5 ст. 8 Закона "О плате за землю" (в части правоотношений по уплате налога за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты).
Также суд связывает возражение ответчика и ссылку на письмо Минфина РФ от 14.01.2005 № 03-06-02-02/01, доведенное письмом ФНС РФ от 27.01.2005 № ММ-6-21/63@, указавшим что, в отношении земельных участков, приобретенных до 1 января 2005 года в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, налогообложение производится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом, с неправильным толкованием данных разъяснений.
Трактуя положения Закона, Минфин РФ имел в виду, что при исчислении земельного налога за 2005 год за основу производимых расчетов следует брать полную ставку земельного налога, к которой подлежат применению устанавливаемые Законом процентные ставки, понижающие, либо увеличивающие сумму налога к его уплате.
На основании чего, суд полагает несостоятельным приведенный ответчиком расчет земельного налога, который им произведен по правилам ст. 4 ФЗ № 141-ФЗ исходя из ставки налога за 2004 год 0,96 руб. с учетом коэффициента инфляции, установленного на 2005 год 1,1.
Исходя из изложенного, суд производит собственный расчет земельного налога за 2005 год, подлежащего уплате Ч.:
35,25 руб. (полная ставка земельного налога) x 0,3% (в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона) x 799,7 кв. м (размер земельного участка) = 845, 68 руб.
За вычетом суммы земельного налога, подлежащего возврату Ч. из федерального бюджета в связи с его переплатой, ответчику следовало уплатить земельный налог за 2005 год в размере:
845,68 руб. - 710,62 руб. = 135 руб. 06 коп.
Ответчик Ч. представил суду платежные документы, подтверждающие факт уплаты земельного налога в сумме 136 руб. 32 коп. через банк 15 сентября 2005 года.
Таким образом, ответчик Ч. произвел оплату земельного налога в установленные законом сроки и в полном объеме. Оснований для взыскания с него задолженности по земельному налогу и пени за несвоевременную уплату налога отсутствуют.
На основании изложенного, предъявленный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

решил:

отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тверской области в иске к Ч. о взыскании задолженности по земельному налогу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru